Юбилей
Главными идеологами и «двигателями» издания стали его ученик В. Бунин и пианист М. Лидский, который не только сохраняет документальную память о нем, но и исполняет музыкальные сочинения Фейнберга-композитора.
Кроме того, М. Лидский активно занимается издательско-просветительской деятельностью. Под его руководством в Волгограде выходил заметный журнал «Волгоград — Фортепиано». В программы своих концертов он включает редко звучащую музыку Н. Метнера и Н. Мясковского.
Книга была презентована на юбилейном концерте в Московской консерватории 20 сентября, где выступали ученики С. Фейнберга, звучала музыка любимых им композиторов‑романтиков и его сочинения.
Прагматика
Открывая второй раздел сборника, можно понять прагматику особого формата издания — в виде альбома. Дело в том, что впервые публикуются факсимиле нот с аппликатурными и педальными ремарками Фейнберга (это несколько Этюдов‑картин С. Рахманинова), поэтому большой формат решает вопрос удобства. А предваряют ноты методическая заметка «Об аппликатуре», разъясняющая его пометки.
Востребованной у практиков будет и статья А. Меркулова, посвященная одной из интересных, но малоисследованных областей фортепианной педагогики — вопросам жестикуляции и пластики движений.
Об этом часто говорил Скрябин. И Фейнберг, долгое время считавшийся скрябинистом, во многом идет по пути кумира юности. Дискографию анализирует немец Николо-Александер Фигови. О распространении наследия Фейнберга на западе — статья Кристофа Сиродо.
Таким образом, этот сборник статей, помимо исчерпывающей публикации наиболее значимых документов, связанных с наследием С. Фейнберга, показывает различные подчас противоположные пути в существовании отечественной фортепианной традиции.
Можно утверждать, что в условиях русско-советской системы образования и пианизма Самуил Фейнберг всегда находился между партиями и группировками, не вступал в открытые дискуссии и шел своим, зачастую трагическим путем.
Кстати
В Москве прошел вечер памяти Александра Серафимовича Скрябина
Екатерина Державина: «Рахманинов предрекал Метнеру: «Ваше время еще придет»
В Венгрии пройдет фестиваль русской музыки
Сыграть на струнах души
И звезда с звездою говорит
Фестиваль «Лето. Музыка. Музей» в Истре посвящен Скрябину
Биография
Родился 14 (26 мая) 1890 года в Одессе, в семье Евгения Ильича (Исрула-Эйгена) Фейнберга, выпускника юридического факультета Новороссийского университета, и Анны Акимовны Рабинович. Брат — художник Леонид Евгеньевич (Эйгенович) Фейнберг, племянники — поэт и переводчик Сергей Северцев и детская писательница и сценарист Софья Прокофьева. В 1894 году вместе с семьёй переехал в Москву.
Первым педагогом стала Софья Абрамовна Гуревич, учительница его сестры Беллы (Берты, в замужестве Майгур, 1888—1976), впоследствии также известной пианистки. Затем учился музыке у А. Ф. Йенсена, в дальнейшем ученик А. Б. Гольденвейзера (фортепиано) и Н. С. Жиляева (композиция). Окончил Московскую консерваторию в 1911 году, подготовив к исполнению все 48 прелюдий и фуг из цикла И. С. Баха «Хорошо темперированный клавир» (спустя полвека Фейнберг целиком записал это произведение).
Внешние изображения |
---|
С. Е. Фейнберг в музыкальном кружке П. А. Ламма |
После объявления Первой мировой войны был призван в армию, однако заболел брюшным тифом и в 1915 году был демобилизован, вернувшись к концертной деятельности. В 1920-х годах гастролировал в Италии и Германии — по отзыву Е. М. Браудо, «блестящая беглость Фейнберга и очень высокая музыкальность произвели на немецкую публику, привыкшую к менее сложному и выразительному пианизму, впечатление чего-то небывало свежего».
Посещал музыкальные вечера или так называемые «среды» в квартире П. А. Ламма в Московской консерватории.
С 1922 года профессор МГК имени П. И. Чайковского, с 1936 года заведовал кафедрой.
Умер 22 октября 1962 года. Похоронен в Москве на Головинском кладбище.
«Квадривиум»
Дизайн и концепция сборника довольно необычны для традиционных юбилейных публикаций. Вместо привычной биографической статьи с «родился», «учился», «выступал там-то и там-то», восторженных эпитетов («выдающийся», «уникальный», «первый из первых») все начинается с разговора редакторов издания М. Лидского и В. Бунина.
Жанр такой статьи, что-то похожее на телевизионные встречи с интеллектуалами, позволяет обсуждать проблемные вопросы, дискутировать. И в результате читатель приближается к пониманию личности пианиста. Совершается своего рода экзистенциальный скачок. При этом эмоциональный тон ей задает предисловие В. Мержанова о своем учителе, скомпанованное редакторами из статей разных лет.
Каким был внутренний мир Фейнберга? Он только скрябинист и человек эпохи модерна, известно, как его исполнением восхищался Скрябин? Авангардист, знакомый с Прокофьевым и играющий его сочинения, и считающий Шенберга великим?
По пути составители рассуждают о его советском имидже, ведь Фейнберг был известен как музыкант, играющий для Ленина. Поднимается вопрос о том, как он относился к советскому режиму.
Выясняется жуткий факт: после войны он носил зашитую в воротник пиджака ампулу с цианистым калием, на случай ареста. Впервые воссозданы религиозные взгляды пианиста, его размышления о еврействе.
И перед читателем открывается неизвестная, загадочная фигура музыканта, которая на фоне советской школы выглядит довольно экстраординарно.
Феномен Фейнберга
Не конформист и не диссидент, а художник, идущий своей дорогой. Он не был столь знаменит, как Г. Нейгауз, С. Рихтер и Э. Гилельс. В 1920—1930‑е испытывал гонения со стороны РАПМ как буржуазный исполнитель (ему свойственна была порывистость, взвинченная эмоциональность, наполненность энергетическими токами).
После постановления 1948, кстати, инициированного его учителем А. Гольденвейзером, его имя стояло в одном ряду с С. Прокофьевым и Д. Шостаковичем как главных «формалистов» советской композиторской школы (такому соседству он гордился, но болезненное проживание этого опыта осталось на всю жизнь).
Однажды на уроке с одним из любимых учеников А. И. Соболевым он сказал, даже слегка лукаво, о Жиге Баха:
Запрет его музыкальных сочинений повлек и запрет его выступлений как пианиста, отказ в записях. А потом, вслед за государственной тактикой «хлыста», последовала тактика «пряника»: Сталинская премию за Концерт для фортепиано с оркестром и другие высокие награды.
Еще одна некомфортная коллизия его жизни (об этом пишут авторы практически всех статей) — это то, что сам он в первую очередь считал себя композитором (вспомним здесь С. Рахманинова).
Надо отметить, что впервые в этом сборнике столь ярко и убедительно проведена именно эта, композиторская линия, его жизни (аналитике его сочинений, анализу стиля посвящен отдельный блок статей). Он много сочинял: 12 сонат для фортепиано, 3 концерта с оркестром, обработки, камерные сочинения.
Последующие разделы с воспоминаниями современников (среди них близкий друг А. Александров, композитор О. Эйгес, один из первых учеников В. Натансон), с рассуждениями о его педагогике (ученики М. Азизбекова, Л. Снитко-Сорочинский, М. Ещенко, Л. Рощина, Ю. Батуев, З. Игнатьева, М. Саямов) дополняют новыми красками мир пианиста.