Media[]
Template:Multi-listen start
Symphony no. 3 in A minor («Scottish»)
Template:Multi-listen item
Template:Multi-listen item
Template:Multi-listen item
Template:Multi-listen item
Violin Concerto in E minor
Template:Multi-listen item
Template:Multi-listen item
Template:Multi-listen item
Template:Multi-listen end
Scores and Recordings
- Template:IMSLP
- (Large) bio and sheet music of Songs without words
- Mendelssohn scores at MutopiaProject.org
- Template:IckingArchive
- Template:ChoralWiki
- Kunst der Fuge: Felix Mendelssohn-Bartholdy — (Live)
- BBC Radio 3 Classical Study and musical links
- Trio C-Minor op. 66 — streaming webcast performed by Panufnik Trio
- Mendelssohn’s page at Classical Archives
Уход из жизни
Причина смерти Феликса Мендельсона весьма трагичная. С проблемами со здоровьем маэстро столкнулся еще в 1846 году. После гастролей он занимался финальной частью триптиха «Христос», но стоит отметить, что процесс шел крайне тяжело из-за самочувствия. Композитор страдал мигренью и постоянными перепадами настроения. Семейный врач рекомендовал отложить концертную деятельность и не покидать комфортные домашние условия.
Год спустя состояние маэстро усугубилось со смертью его любимой сестры. Феликс так страдал, что пережил инсульт. К сожалению, это были последние дни композитора Мендельсона. Он впадал в забытье, не мог отвечать на простые вопросы. Спустя некоторое время его настиг очередной инсульт, что стало причиной смерти. Музыкант скончался в Лейпциге 4 ноября 1847 года. Маэстро было 38 лет.
«Счастливчик»
Портрет МендельсонаФото: ru.wikipedia.org
Феликс — «счастливое» имя (в переводе).Так часто называли и Мендельсона — «счастливчик».
Более того, род Мендельсонов восходит еще к одному человеку — польскому раввину Моше Иссерлесу (Moses Isserles). Таким образом, получается, что Феликс Мендельсон и «король французской оперы», французско-немецкий композитор Джакомо Мейербер, были также дальними родственниками.
Семья Мендельсонов дружила со многими известными людьми: философ Гегель, поэты Гейне и Гёте, математик Лежён-Дирихле́ — за него выйдет замуж одна из сестер Феликса. Двое из детей в семье выказали феноменальный музыкальный талант, оба они получили признание при жизни (речь идет еще и о сестре Феликса — Фанни).
Тем не менее вряд ли жизнь Феликса Мендельсона можно рассматривать как безоблачную. Доставалось ему и при жизни, и после смерти (начиная с нападок Рихарда Вагнера). Хотя семья приняла лютеранство и Феликс был искренним протестантом, это не мешало всяческим отдельным неприятностям. Взять хотя бы «Реформационную симфонию» Мендельсона.
Акварель Ф. Мендельсона, «Вид Люцерна»Фото: ru.wikipedia.org
Эту симфонию Мендельсон написал в честь празднования 300-летия очень важного для немецкого протестантизма события: представления «Аугсбургского исповедания веры». Можно представить себе, какой это был праздник — очень и очень серьезный
Но то ли болезнь помешала Мендельсону вовремя представить симфонию к рассмотрению, то ли были еще какие-то причины — факт тот, что принята к исполнению была другая симфония другого автора.
«Реформационная симфония» интересна еще одним занятным фактом. В ней композитор использовал старый церковный гимн: Дрезденский амен (аминь). Впоследствии его использует в своей опере «Парсифаль» Рихард Вагнер (лейтмотив священного Грааля). Так они снова «встретятся» — Феликс Мендельсон и тот, кто его так часто ругал…
Наконец, возвращаясь к «счастливому имени»: «баловень судьбы» Феликс Мендельсон умер очень рано — 4 ноября 1847 года, в 38 лет. Вообще композиторы-романтики в большинстве своем жили совсем мало, в отличие, скажем, от композиторов эпохи барокко, но выводов делать, наверное, не следует.
А что «свадебный» марш?
«Свадебный» марш — это 7-я часть музыкального сопровождения ко «Сну в летнюю ночь». Продолжительность части — 4 минуты. В пьесе, кстати, никакой настоящей свадьбы нет: в первой постановке этот марш звучал как интермеццо между 4-м и 5-м актами. А вот в фильме 1935 года марш сопровождает сцену, где царица фей и эльфов Титания влюбляется в деревенского ткача Основу, у которого из-за проделок эльфа Пака выросла ослиная голова. Виной этой влюбленности было волшебство, которым на Титанию воздействовал всё тот же Пак по заданию её мужа Оберона.
Достоверно установлено, что впервые марш Мендельсона использовали для сопровождения свадьбы ещё при жизни композитора: 2 июня 1847 года в британском городе Тивертоне под него поженились Дороти Кэрью и Том Дэниэл.
Статья по теме
Не думай о нотах свысока. За что травили композитора Микаэла Таривердиева?
Но настоящим свадебным хитом эта музыка стала десятилетием позже, и виноват в этом, разумеется, всё тот же король Фридрих Вильгельм IV. 25 января 1858 года его внук, будущий король Пруссии и германский кайзер Фридрих III, женился на Виктории — дочери и тезке британской королевы Виктории. К алтарю юную принцессу (Виктории тогда было всего 14 лет) вели под «Свадебный хор» из оперы Вагнера «Лоэнгрин». А вот из церкви Виктория и Фридрих выходили под музыку Мендельсона. Ну а подражать монархам и принцам с принцессами тогда считалось едва ли не делом чести.
Интересные факты Феликсе Мендельсоне
Не стоит говорить, что композитор был личностью незаурядной. Однако есть особенно любопытные факты о нем:
- Феликс Мендельсон, помимо склонности к музыке, очень любил рисовать. Он превосходно владел карандашом и акварелью, а письма к друзьям и родным он обычно дополнял забавными рисунками и юмористическими заметками, что лишний раз подчеркивало его остроту ума и веселый нрав.
- При жизни репутация Мендельсона была очень высока. К нему относились с уважением коллеги и ученики. Тем не менее после смерти маэстро его творчество подверглось жесткой критике со стороны Рихарда Вагнера, который назвал произведения музыканта «пустым бренчанием».
- 11 мая 1829 года в берлинской Певческой Академии произошло первое со времен кончины Баха выступление «Страстей по Матфею». Феликс был доволен своей работой, но публика была настолько ошеломлена, что Академия приняла решение о включении произведения в ежегодный репертуар. Именно композитор и его выступление дало начало возрождению баховского движения.
- Национальность Феликса Мендельсона — немец еврейского происхождения.
- Во время нацистского режима в Германии имя композитора было запрещено и вычеркнуто из истории музыки страны, а памятник перед консерваторией Лейпцига был снесен и продан.
- В то время, когда маэстро руководил Лейпцигским оркестром Гевандхауза, он получал множество предложений и просьб о включении произведений молодых и опытных талантов в основную программу. Одним из таких композиторов был Рихард Вагнер. К сожалению последнего, Мендельсон потерял его работу. Этим можно объяснить, почему Вагнер так не любил Феликса и высказывался о нем крайне резко после его смерти.
- По мнению Авраама Мендельсона, старшая дочь Фанни подавала наибольшие надежды в музыке, относительно Феликса. Но в то время считалось просто немыслимым, чтобы женщина занималась музыкальной карьерой.
- Во время гастролей в Париже, композитор представил «Реформационную симфонию», которая, к сожалению, провалилась. Этот инцидент стал первым творческим ударом, после которого маэстро был подавлен. Благо, он сумел справиться.
- После успешного лондонского концерта, маэстро получил заманчивое предложение места главного дирижера в Дюссельдорфе. Тем не менее, в 1835 году после выступления на музыкальном фестивале в Кельне композитор получает предложение должности руководителя оркестра симфонических концертов в Лейпциге и сразу же его принимает.
- Многим неизвестно, что в 1836 году Феликс Мендельсон получил звание доктора философских наук.
- Образ композитора очень часто идеализируют. Во многих источниках пишут, что Мендельсон был примерным семьянином и относительно спокойным и уравновешенным человеком. Однако с такими фактами вступают в конфликт сведения из писем его племянника, который описывал дядю, как «резкого» и «переменчивого» человека. Как известно, перепады настроения и угрюмое состояние с бессвязным бормотанием являются поведением, которое было у композитора на пороге смерти.
- Четверо из пятерых детей Мендельсона прожили длинные жизни, став уважаемыми гражданами и представителями науки и искусства. Второй сын по старшинству умер от длительной болезни. Супруга композитора Сесилия Жанрено пережила мужа всего на шесть лет.
- Спустя большое количество времени после смерти композитора, появились слухи, что Мендельсон мог и не быть таким верным мужем для своей Сесилии, как принято было думать. Нашлись некие документы, якобы существовавшие, но не представленные общественности, гласящие, что Феликс имел определенную романтическую связь со шведской певицей Йенни Линд. Удивительно, но вы эту особу был влюблен и писатель Ханс Кристиан Андерсен. В этих сомнительных документах якобы писал Мендельсон и просил даму о свидании, а также угрожал самоубийством в случае отказа. После появления такой неподтвержденной информации появились мнения, что смерть Мендельсона наступила не по естественным причинам.
Хочется верить, что теперь личность великого композитора стала вам понятнее.
Contemporaries[]
Throughout his life Mendelssohn was wary of the more radical musical developments undertaken by some of his contemporaries. He was generally on friendly, if somewhat cool, terms with the likes of Hector Berlioz, Franz Liszt, and Giacomo Meyerbeer, but in his letters expresses his frank disapproval of their works.
In particular, he seems to have regarded Paris and its music with the greatest of suspicion and an almost Puritanical distaste. Attempts made during his visit there to interest him in Saint-Simonianism ended in embarrassing scenes. He thought the Paris style of opera vulgar, and the works of Meyerbeer insincere. When Ferdinand Hiller suggested in conversation to Felix that he looked rather like Meyerbeer (they were distant cousins, both descendants of Rabbi Moses Isserlis), Mendelssohn was so upset that he immediately went to get a haircut to differentiate himself. It is significant that the only musician with whom he was a close personal friend, Moscheles, was of an older generation and equally conservative in outlook. Moscheles preserved this outlook at the Leipzig Conservatory until his own death in 1870.
Переезд в Лейпциг
Когда Карл Фридрих Цельтер, учитель Мендельсона, скончался в 1832 году, Феликс просился занять его пост дирижера Певческой академии, однако композитору было отказано. Существует множество слухов, почему ученик не занял место учителя: и возраст был причиной, и интерес к инновациям, и, конечно, еврейское происхождение. Обиженный Мендельсон на время покидает Германию.
В 1833 году состоялась очередная поездка маэстро в Англию, где он вновь играет симфонии собственного сочинения. В том же году его приглашают работать на музыкальном фестивале в Дюссельдорфе. Мендельсон с радостью принимает приглашение, а итоге становится местным директором.
Теперь у композитора очень насыщенный график работы, его концерты пользуются огромным успехом, но с руководством отношения так и не сложились. Работа с улучшением местной самодеятельности не увенчались успехом, что дало повод композитору в 1834 году уйти в отставку. Мендельсон уехал в Лейпциг и год спустя занял должность дирижера Лейпцигского оркестра.
В 1835 году ушел из жизни Авраам Мендельсон. Одним из последних желаний отца композитора было желание, чтобы его сын закончил свою первую ораторию Святого Павла. Последняя воля была исполнена, Феликс завершил произведение в течение года.
В 26 лет Мендельсон стал самым молодым руководителем городского концертного зала Лейпцига. С оркестром ему удалось быстро найти общий язык, он успешно настроил под себя музыкантов, которые так и не заметили это. Зато заметили зрители. Концерты под предводительством маэстро скоро приобретают общеевропейскую громкость, а сам Феликс поднимается до уровня именитых композиторов. В Лейпциге у Мендельсона получается работать над сочинительством лишь во время отпуска, именно тогда он дорабатывает задуманный еще в Дюссельдорфе триптих на религиозную тему «Элиа – Павел – Христос».
Ранние годы
Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди появился на свет 3 февраля 1809 года. Будущий великий композитор родился в Гамбурге. Мальчик стал пятым ребенком в семье, которая имела весьма благоприятную среду, чтобы получить образование и реализовать таланты. Когда Феликсу исполнилось два года, семья переехала из Гамбурга в столицу Германии.
Так как родители мальчика пытались отказаться от традиций своих предков, дети не посещали в церковно-приходскую школу, а через время семья вовсе сменила фамилию на Бартольди, дабы подчеркнуть свой отказ от еврейских корней. Феликс, будучи уже взрослым, не выступал против таких перемен, но решил оставить себе двойную фамилию.
В дом семейства часто приезжали такие известный личности, как философ Фридрих Гегель и музыкант Карл Цельтер. Склонность Феликса к музыке стала явной в первые годы, мать занялась развитием способностей сына. Подобным талантом была наделена и сестра Мендельсона, Фанни, которая последствии стала успешной пианисткой и изредка писала любительские пьесы, но отец считал, что это неприемлемый вид деятельности для дамы. Брат и сестра вместе изучали нотную грамоту и проходили обучение у композитора Людвига Бергера.
Карл Цельтер же обучал Мендельсонов теории музыки. Юный Феликс начинал творческую деятельность с обучения игре на скрипке. Именно Цельтер, как поклонник творчества Иоганна Баха, привил мальчику любовь к этому немецкому композитору, что стало важным уроков в жизни Мендельсона.
Играть на фортепиано Феликс начал в шесть лет, а год спустя уже посещал уроки обучения у Мари Биго в Париже. В девять лет юный виртуоз дал свое первое выступление на одном из камерных концертов.
Гете и «Свадьба Камачо»
Именно в этот период жизни молодой сочинитель стал активно общаться с известным поэтом Иоганном Вольфгангом фон Гете. Несмотря на разницу в возрасте они стали хорошими друзьями, а Мендельсон вдохновлялся творчеством Гете. Последний также был большим поклонником музыканта, сравнивая его в такому молодом возрасте с Моцартом. Феликс даже написал музыку к некоторым произведениям своего друга.
В 1827 году состоялась сценическая постановка «Свадьбы Камачо». Композиция заслужила множество положительных отзывов от критиков, однако закулисные интриги не позволили произведению стать успешным. Это огорчило композитора, который решил сосредоточиться на инструментальной музыке. Помимо творческой деятельности Мендельсон проходил обучения в Берлинском университете имени Гумбольдта.
Как упоминалось ранее, Феликс с детства увлекался творчеством Баха, который в то время был не сильно популярен.
Семейная жизнь
Особо важную роль в биографии Мендельсона играет именно его личная жизнь
А для творческого человека присутствие музы крайне важно. Для маэстро таковой стала его любимая жена Сесилия Жанрено, на которой он женился в 1836 году
Дочь французского пастора имела спокойный характер, что дало возможность маэстро раскрыться в полной мере. Детей у Феликса Мендельсона было пятеро. Рождение каждого ребенка, как и появление каждого произведения, было причиной того, что композитор был счастлив в личной жизни. Сесилия привнесла в его дом не только спокойствие и нежность, но и уют и гармонию. Она вдохновляла супруга на новые произведения, хоть и, по заявлениям современников, не отличалась блестящими интеллектуальными данными. Мендельсону высокообразованные барышни из светского общества были отвратительны, поэтому простая заботливая женщина стала идеалом его поисков.
В 1840 году окрыленный счастливой семейной жизнью Мендельсон ходатайствует об учреждении в Лейпциге консерватории, которая должна была стать первой в Германии. Спустя три года композитор добился своего.
В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV вызывает Феликса Мендельсона в столицу, чтобы предложить маэстро стать главным композитором всей страны, а Берлин превратить в крупный европейский культурный центр. Он поручает композитору заняться реформированием Королевской Академии искусств. Маэстро берется за дело, но его останавливает яростный отпор берлинской творческой интеллигенции. Мендельсон оставляет попытки и вновь уезжает из Берлина в расстроенных чувствах.
На этот раз вместе с женой он вновь едет в Англию, где его горячо встречает местная публика. Помимо своей композиторской деятельности он был превосходным органистом и импровизатором. Шесть сонат — сочинения Мендельсона для органа, популярные до сих пор.
Oratorios
Композитор
Феликс Мендельсон-Бартольди
Жанр
вокально-симфонические
Страна
Германия
Подобно Шуману и Вагнеру, Мендельсон мечтал о создании немецкой национальной оперы — возвышенной, драматичной и народной. На протяжении всей жизни он искал либретто, которое дало бы ему возможность сочинить оперу, по своему идейному уровню и драматизму подобную пьесам Шиллера и Гёте. В конце жизни он обратился к сюжету «Лорелеи» по тексту Гейбеля; смерть композитора прервала работу над оперой.
Трудно давать оценку незавершенным замыслам художника. Однако можно предположить, что Мендельсон вряд ли смог стать тем смелым преобразователем оперного искусства, потребность в котором остро ощущалась в Германии. Композитор сам признавался, что если современная эпоха требует в музыкальном театре вульгарного и низменного, то он расстанется с мечтой об опере и будет писать оратории. И в самом деле, две оратории Мендельсона — «Павел» (1834—1836) и «Илия» (1846—1847) — дали выход его устремлениям к серьезной вокально-драматической музыке. Они сосредоточили в себе возвышенные, демократические идеи композитора.
Оратории написаны на сюжеты из «Священного писания». Мендельсона восхищала художественно-поэтическая сторона библейских сказаний. Несомненную роль в выборе тем сыграли также традиции баховских и генделевских ораторий.
В музыкально-драматической композиции «Павла» и «Илии» очевидна преемственность с классицистскими образцами.
(В оратории «Павел», написанной на евангельский текст, черты генделевского ораториального стиля своеобразно сочетаются с баховским. В оратории «Илия» обнаруживается преемственность с Генделем и с вокально-драматическими произведениями Гайдна и Бетховена.)
Однако их художественная сила заключается не в этом. Наоборот, при сопоставлении с хоровыми произведениями Генделя, Баха и Бетховена оратории Мендельсона несомненно проигрывают. Слишком явно ощутимо противоречие между монументально-героическим замыслом и его реальным воплощением. Философские мотивы легенд получили у Мендельсона не героическую трактовку, принятую у классиков, а лирическую. Кроме того, отлично владея техникой контрапункта и хорового письма, Мендельсон все же мыслил преимущественно в гармоническом «песенно-фортепианном» стиле. В его произведениях нет той подлинно классической полифонии, которая придает хорам звуковую насыщенность, напряженность и внутренний драматизм, соответствующие героическому характеру ораториального жанра.
Но «Павел» и «Илия» представляют большой художественный интерес как образцы вокально-хорового искусства романтиков. Оригинально и выразительно воплощены здесь интимные, элегичные, лирико-созерцательные настроения. Разнообразны преломления лирических образов. Музыкальный диапазон ораторий простирается от прозрачного звучания возвышенного хорального склада до шубертовской красочной романсности и интимной лирики «Песен без слов», от энергичной маршевости до передачи углубленной «бетховенской» созерцательности.
При этом оба произведения, и в особенности «Илия», покоряют своей артистической вдохновенностью, чистотой стиля и совершенством воплощения. Некоторые из сольных номеров приобрели большую популярность, вошли в быт почти как народные песни. Только противоречием между монументальными внешними формами оратории и их лирическими камерными образами можно объяснить незаслуженное забвение этой выразительной и благородной музыки.
Подобного противоречия нет в единственной светской оратории Мендельсона, написанной к поэме Гёте «Первая Вальпургиева ночь» (1831 —1842). Композитор назвал свое произведение балладой.
Поэма Гёте, рисующая столкновение жизнерадостных языческих обрядов с аскетизмом христианских ритуалов, выражала идею борьбы против тирании церкви. В балладе Мендельсона воплотились образы светлой языческой поэзии в духе «романтики леса», господствовавшей в немецком сказочном фольклоре. Композитор достигает замечательной красоты в звучании хоров a cappella (восходящих к немецкому национальному стилю мужского хорового пения), великолепных красочных эффектов в гармонии, ясности, прозрачности музыкального языка.
В. Конен
Оратория «Илия» →
Что послушать?
Мендельсон относится к тем композиторам, чью музыку можно слушать всю, даже будучи «специально не подготовленным». Это очень стройная, красивая, в лучшем, самом возвышенном смысле слова романтическая музыка. Наследие Мендельсона — огромно, и большая часть музыки относится к шедеврам.
Памятник Мендельсону в Лейпциге, у церкви святого Фомы, где работал БахФото: ru.wikipedia.org
Скрипичный концерт. О нем говорят как об одном из лучших мировых музыкальных произведений своего жанра, и справедливо говорят. Порывистая, лиричная и страстная, проникнутая драматизмом — такова музыка этого концерта.
«Песни без слов» — пианистический клад. Это живописные музыкальные картины, проникнутые все тем же характерным для композитора лиризмом. На них указывал П. Чайковский, когда говорил о «безукоризненной чистоте стиля».
Могила Феликса МендельсонаФото: ru.wikipedia.org
Оратории «Павел» и «Илия» — в этой церковной музыке, написанной Мендельсоном, нет ничего легкого и «воздушного». Это серьезные произведения, в которых обнаруживается прямая связь с великими традициями Генделя, Баха и Гайдна.
Увертюры — «Сон в летнюю ночь» — о ней многие знают, и «Гебриды» («Фингалова пещера») — «музыкально оформленная» легенда о мифическом царе Фингале. Эту музыку можно часто услышать в кинофильмах.
Из симфоний наиболее известны «Итальянская» и «Шотландская». Мендельсон много путешествовал. Итальянская знаменита своим Saltarello — «по мотивам» известного неаполитанского танца.
Фото: ru.wikipedia.org
Только в Англии Мендельсон побывал 10 раз (Лондон того времени можно рассматривать как гигантскую мировую концертную площадку). После премьеры «Шотландской симфонии» Мендельсон был принят королевой Викторией в Букингемском дворце. В Англии Мендельсона всегда принимали очень хорошо, впрочем, у немецкого романтика была потрясающая репутация. Эта музыкальная и просто человеческая репутация останется с великим композитором навечно.
«Моцартом XIX века» назвал Мендельсона Роберт Шуман, «Моцартом», который лучше всех видит противоречия своего времени и лучше всех может их примирить…
Короткого очерка явно недостаточно. Музыка Феликса Мендельсона-Бартольди заслуживает того, чтобы к ней еще не раз вернуться, но как-нибудь в другой раз. А пока остаемся в Германии и поговорим о Роберте Шумане.
Биографические сведения
Внук М. Мендельсона. Был в раннем детстве обращен в лютеранство по воле родителей, которые, крестившись в 1822 г., назвались Бартольди.
Вопреки уговорам отца принять новую фамилию, выступал под именем Феликс Мендельсон и неоднократно укорял сестру за ее недостаточный интерес к своему еврейскому происхождению. В 1811–33 гг. жил главным образом в Берлине, где в доме отца, просвещенного банкира, часто бывали А. Гумбольдт, Г. В. Гегель, Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне, К. М. Вебер и другие. Общение с ними, серьезное домашнее образование, слушание лекций в Берлинском университете (1826–27), а особенно поездки к И. В. Гете (с 1821 г.), способствовали творческому формированию Мендельсона. Игре на фортепиано его обучала с 1813 г. мать, с 1817 г. — Л. Бергер, а композиции (также с 1817 г.) — К. Ф. Цельтер.
Как пианист Мендельсон дебютировал в 1818 г., как композитор — в 1819 г. (шуточная опера «Два педагога»), как дирижер — в 1822 г. (домашние концерты). Музыкально-общественная деятельность Мендельсона началась в 1829 г., когда он организовал в Берлине исполнение и сам дирижировал «Страстями по Матфею» И. С. Баха (после многолетнего забвения). Этот концерт возродил интерес к наследию Баха, а также способствовал влиянию Баха на развитие немецкой музыки. После концерта Мендельсон гордо заявил: «Артист и еврей открыл это великое христианское сочинение человечеству».
В том же году поездкой в Лондон, где с блеском прошли выступления Мендельсона как пианиста (Пятый концерт Л. Бетховена) и дирижера-исполнителя собственных сочинений (симфония, 1824, увертюра «Сон в летнюю ночь», 1826), началось его большое путешествие. Посещение в 1829 г. Гебридских островов навеяло замысел увертюры «Гебриды» («Фингалова пещера», 1830–32), Шотландии (1830) — «Шотландской симфонии» (1830–42), Италии (1830–31) — «Итальянской симфонии» (1833), Швейцарии (1831) — увертюры «Сказка о прекрасной Мелузине» (1833), Франции (1831) — увертюры «Рюи Блаз» (1839).
В 1832 г. после восторженного приема в Лондоне Мендельсон вернулся в Берлин, где в начале 1833 г. был забаллотирован из-за еврейского происхождения на выборах директора Певческой академии. На возглавленном им Нижнерейнском музыкальном празднике исполнил ораторию Г. Ф. Генделя «Израиль в Египте». До сентября 1836 г. был музик-директором в Дюссельдорфе, затем — дирижером ставших историческими концертов в лейпцигском концертном зале «Гевандхауз» (где впервые в Германии были исполнены ряд ораторий Г. Ф. Генделя, Девятая симфония Л. Бетховена, Седьмая симфония Ф. Шуберта и многие другие).
Более года (август 1841 г. — сентябрь 1842 г.) Мендельсон по приглашению Фридриха-Вильгельма IV руководил музыкальным отделом Академии искусства в Берлине, но косность местной художественной среды и провал попытки открыть в Пруссии высшее музыкальное учебное заведение побудили его вернуться в Лейпциг, где в 1843 г. ему удалось основать и возглавить первую в Германии консерваторию, давшую начало так называемой лейпцигской школе — романтическому направлению в немецкой музыке, сделавшему Лейпциг одним из крупнейших музыкальных центров Европы.
Мендельсон был одним из создателей стиля романтической симфонии и концерта (фортепьянные, 1831 и 1837 гг., скрипичный, 1844, по совету скрипача Ф. Давида /1810–73/), программной концертной увертюры, жанра «песни без слов» (48 небольших пьес для фортепиано, 1830–45), автором струнного октета (1825), квартетов, трио и других камерных произведений, ряда сонат для различных инструментов, крупных фортепьянных пьес (в том числе «Рондо-каприччиозо», 1824; три фантазии, 1829; «Серьезные вариации», 1841), монументальных ораторий («Павел», 1834; «Илия», 1846) и многих других.
Произведения Мендельсона строго классичны по форме, и романтизм проявляется в них главным образом во вдохновенной интерпретации картин природы (увертюра «Морская тишь и счастливое плавание», 1832) и фольклорных фантастических образов (кантата «Первая Вальпургиева ночь», 1843, по И. В. Гете), в лирической настроенности и связи с песенным началом. В 1830–44 гг. Мендельсон написал для солистов и хора музыку на ряд Псалмов, в 1843–45 гг. — к трагедии Ж. Расина «Аталия» (см. II Ц. 11). В этих произведениях, как и в оратории «Илия», порой звучат интонации немецких синагогальных напевов. Близостью к еврейской музыке отмечен и скрипичный концерт Мендельсона. Замысел оратории «Моисей» по написанному им либретто Мендельсон не успел осуществить.
Дававшее себя знать с 1846 г. переутомление, а также кончина любимой сестры, Фанни Цецилии (Циппора; 1805–47, пианистка и композитор), способствовали ранней смерти Мендельсона от кровоизлияния в мозг.
Мендельсон-просветитель
Еще одна роль Феликса Мендельсона заслуживает отдельного разговора. Именно ему мир обязан возрождению многих музыкальных имен. Это был Поступок — исполнение «Страстей по Матфею» неизвестного Иоганна Себастьяна Баха. Рукопись великого Баха хранилась в семье Мендельсона (где-то я читала, что «Лондонский Бах» — младший сын И. С. Баха — передал ее на хранение бабушке Мендельсона).
Сесиль Жанрено, жена Феликса Мендельсона. Портрет 1840 г.Фото: ru.wikipedia.org
А теперь представьте: 20-летний парень решает явить публике музыку композитора, которого та самая светская публика совсем не знает. И не просто музыку, а огромное произведение для оркестра и хора. Нужно было собрать музыкантов — оркестрантов и певцов, разучить с ними все партии, снять зал и рискнуть представить все это на суд слушателей.
Это был, вероятно, огромный риск. Успех был феноменальный, именно этому риску молодого Мендельсона мы обязаны возрождением имени великого Иоганна Себастьяна Баха. По его же инициативе в Лейпциге устанавливают памятник Баху. Сейчас там же высится и памятник Мендельсону.
Но поговорим о музыке самого Феликса Мендельсона-Бартольди.
Библиография
- Иванов-Борецкий М. В. Мендельсон. — М., 1910.
- Дамс В. Ф. Мендельсон-Бартольди / Пер. с нем. — М., 1930.
- Ворбс Г. Х., Ф. Мендельсон-Бартольди. Жизнь и деятельность в свете собственных высказываний и сообщений современников. / Пер. с нем. М., 1966.
- Харківські асамблеї. Міжнародний музичний фестиваль 1994 р. “Ф. Мендельсон-Бартольді та просвітництво”. Збірка матеріалів / Упорядник Г. І. Ганзбург. — Харків, 1994. — 148 c.
- Ф. Мендельсон-Бартольди и традиции музыкального профессионализма: Сборник научных трудов / Сост. Г. И. Ганзбург. — Харьков, 1995. — 172 с.
- Ranft P., Felix Mendelssohn-Bartholdy, Lpz., 1972.
- Brown C. A Portrait of Mendelssohn. Yale University Press. 2003. — 551pp.
- Cooper J. M.; Prandi J. D. (editor). The Mendelssohns: Their Music in History. Oxford University Press. 2002. — 382 pp.