Слушать онлайн колыбельные для малышей
Что такое колыбельная песня
Колыбельные вошли в нашу жизнь с незапамятных времен. Так называли песни, которые мамы или бабушки пели малышу перед сном. Их тексты передавались из уст в уста и становились народным достоянием — фольклором. Хотя, надо заметить, так было не везде.
В Сибири, например, была традиция сочинять песню для ребенка при рождении — и она была не просто колыбельной, а своего рода талисманом на всю оставшуюся жизнь. Нашлось колыбельным место и в творчестве многих поэтов: М.Ю. Лермонтова, А.А.Блока, Н.С. Гумилева, А.А. Ахматовой и многих других.
Тексты колыбельных песен наверняка знает любая мама, достаточно вспомнить название известных убаюкивающих песен и продолжение сразу же придет на ум. Самыми популярными в родительской среде считаются: «Спят усталые игрушки» (та самая песня из передачи Спокойно ночи малыши), «Песня Умки» (Ложкой снег мешая… ) и «Спи моя радость усни».
Если есть желание не только уложить ребенка спать под добрую песню, но и приобщить его к прекрасному, можно обратиться к творчеству упомянутых выше поэтов. Известная колыбельная А.А. Блока начинается словами:
Спят луга, спят леса,Пала божия роса…
Найти ее можно практически в любом сборнике его стихов или интернете. А.А. Ахматова и вовсе в своих стихах-колыбельных предлагает детям отправиться в сказку:
Далеко в лесу огромном,Возле синих рек,Жил с детьми в избушке темнойБедный дровосек….
У стихотворения есть продолжение, его можно без труда найти в интернете. Классик русской литературы М.Ю. Лермонтов тоже не остался в стороне от темы колыбельной и написал Казачью колыбельную песню:
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою…..
В общем, выбор колыбельных действительно огромный. Кроме того, всегда можно сочинить для малыша свою песню, которая будет настоящей нитью, связывающей его и маму.
- И. Брамс «Колыбельная»
- «Ай, люли-люли»
- «Спи моя радость»
- Их мультфильма «Умка»
- из фильма «Мэри Поппинс, до свидания»
О нем мечтали многие
Исполнители главных мужских ролей в фильме «Долгая дорога в дюнах» Юозас Киселюс (простой рыбак Артур) и Ромуальдас Раманаускас (сын богатого фабриканта Рихард) были соперниками не только на экране, но и в жизни.
Ромуальдас Раманаускас. Фото: Public domain
Они вместе учились на актерском отделении. В какой-то момент оба парня – точно как в фильме! – оказались влюблены в одну девушку. Эгле Габренайте тоже стала актрисой и вышла замуж за Ромуальдаса. Он потом любил пошутить: «У Эгле просто очень хороший вкус, поэтому она и выбрала меня».
Юозас Киселюс. Фото: Public domain
Впрочем, Юозасу грех было жаловаться на недостаток внимания со стороны дам – о таком, как Артур, мечтали многие. Актер Станислав САДАЛЬСКИЙ вспоминал, как в начале перестройки они с Киселюсом снимались в Беларуси в фильме «Волки в зоне»: «Юозас играл милиционера, а я очередного ублюдка. После съемок мы вместе гуляли, молодые еще были… Девушки были все его. Юозас молчаливый, статный, девчонки к нему просто липли, а меня это злило…»
Популярные колыбельные
Поскольку колыбельная это песня, включающая элементы импровизации, существует большое разнообразие данного вида фольклора. До сих пор пользуются популярностью русские народные колыбельные. Наиболее известные из них:
-
«Свадьба у кота…»
-
«Ай, люли-люли…»
-
«Баю-баю-баюшки…»
-
«Ай, качи, качи…»
-
«Спи, дитя, усни…»
-
«Уж как сон ходил по лавке…»
-
«У котика…»
-
«А баиньки-баиньки…»
-
«Ай туту туту туту…»
-
«Зыбаю, позыбаю…»
Кроме русских народных песен существует огромное количество авторских произведений, написанных в этом жанре. Например:
-
Ю. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…»
-
А. Блок «Спят луга, спят леса…»
-
К. Бальмонт «Легкий присмирел…»
-
Г. Галина «Котик песенку поет…»
-
М. Пожарова «Серый козленок…»
-
В. Лебедев- Кумач «Сон приходит на порог…»
Колыбельные песни у разных народов
«Колыбельная песня». 1959 г. Масло. Картинная галерея Армении в Ереване. Художник М.М. Абегян (1909-1994). visualrian.ru
Невероятно, но колыбельные песни существуют почти у всех народов.
Из этого мы можем сделать вывод — колыбельные у этих народов были способом передачи малышу материнской нежности, любви и доброты.
Одна из самых известных английских колыбельных Rock-a-bye baby on the tree top («Покачаемся, малыш, на верхушке дерева») имеет мрачный финал — дует сильный ветер, и люлька вместе с малышом падает с ветвей.
Существует множество версий происхождения этой колыбельной песни. По одной из них, она пришла из британского военно-морского флота XVII века. Для наблюдения за морем юнги взбирались на самую высокую конструкцию корабля с прикрепленной бочкой (так называемое «воронье гнездо»). Волны раскачивали моряков, как мать в колыбели, ветер насвистывал «песни», но во время шторма бочка вместе со смотрящим часто срывалась вниз.
Charles Herbert Sylvester, Journeys Through Bookland, 1922
Убаюкать — главная задача детских колыбельных почти у всех народов мира, но далеко не единственная.
Например, африканские мамы в своих колыбельных пугали младенцев упоминаниями о ночных хищниках (не о сереньком волчке, как у нас, а о кровожадных гиенах), которые могут прибежать на крик ребенка и съесть его — поэтому надо быстрее засыпать.
На этом тема «страшных» колыбельных не заканчивается. Известно, что у восточных славян были свои охранные песни, которые звучали очень зловеще — чтобы обеспечить магическую защиту младенцев.
Как появились колыбельные песни
Колыбельные песни зародились еще в древние времена, о чем свидетельствуют фольклор и археологические находки.
Например, в Вавилоне (древний город в Южной Месопотамии, дата основания — 2300 год до нашей эры) каждому важному событию было принято посвящать текст на глиняных табличках. Наряду со списками значимых для государства побед существуют и письменные артефакты, посвященные материнству
Когда ученые научились расшифровывать загадочную вавилонскую клинопись, выяснилось, что на глиняных табличках жители Вавилона в том числе хранили и тексты детских колыбельных.
Образец древнего клинописного письма
Как именно появились колыбельные — можно лишь строить догадки. Однако логично предположить, что наши предки заметили, что младенцы быстрее успокаиваются и гораздо лучше засыпают под негромкие монотонные звуки.
Например, стук материнского сердца, ее дыхание, шум работающего кишечника, голос.
Да и все мы знаем, как хорошо спится под так называемый «белый шум» — звуки дождя за окном, стрекотание сверчков, шуршание листвы или потрескивание огня в камине. Сегодня к таким шумам добавились монотонные «шикающие» звуки техники — некоторые мамы отмечают, что малыши лучше засыпают, например, под звуки работающего в дальней комнате телевизора.
Погодные условия и быт не всегда располагали к быстрому засыпанию, зато мамин голос способен воссоздать убаюкивающую звуковую атмосферу. Не исключено, что именно это и послужило причиной зарождения прототипа колыбельной песни.
Как правильно петь колыбельную песню
Как петь колыбельную песню, чтобы она стала важной частью в жизни младенца и помогла в развитии? Есть некоторые правила, которые помогут маме справиться со стеснением, неловкостью, начать петь малышу на ночь успокаивающие композиции
- Прослушайте колыбельные песни и подберите для себя ту, которая нравится. Тексты песен сейчас легко можно найти на просторах сети Интернет, как и их музыкальные версии. Самые известные колыбельные – «Спи, моя радость, усни», «Ложкой снег мешая…», «Спят усталые игрушки», «За печкою поет сверчок». Подберите в репертуар несколько песен и чередуйте их.
- Если испытываете неловкость и стесняетесь, спойте колыбельные, пока будете находиться одна или когда малыш уснет. Вы увидите, что петь – не страшно, а приятно, песня успокаивает и помогает расслабиться. Репетиции помогут преодолеть стеснительность.
- Не переживайте, когда начнете петь, иначе ребенок поймет, что мама нервничает, и долго не заснет. Малыши тонко чувствуют родительское настроение и перенимают его на себя, поэтому испытывают стресс. Если мешают звуки или стесняетесь домочадцев, закройте дверь плотнее или попросите их выйти из комнаты, пока укладываете младенца.
- Используйте прикосновения: погладьте малыша, поцелуйте, так ему будет легче расслабиться и ощутить себя в безопасности, а мамин голос поможет скорее заснуть.
- Пойте неторопливо и тихо, чтобы малыш слышал мелодию и слова, сосредоточился на песне. Не делайте голосовые акценты на фразы, исполнение колыбельной должно быть монотонным. Думайте о хорошем, сосредоточьтесь на любви и единении с ребенком.
- После того, как почувствуете, что малыш заснул, побудьте некоторое время рядом, даже если колыбельная спета. Пусть ребенок привыкнет к звукам тишины, и его сознание перейдет в глубокий сон. Пожелайте крохе спокойной ночи и оставьте в кроватке спать.
А, подрастая, ребенок станет осознавать его, как важную часть детства, воспоминания о маминых песнях перед сном будут сопровождать его всю жизнь и согревать душу.
Не лишайте малыша колыбельной, запомните, что для него важен ваш голос родом и ваше внимание, а не то, в какие ноты вы попадаете, а в какие – нет. Любовь и единение – вот главное, что малыш будет испытывать в минуты вечернего засыпания
Колыбельные народов мира
Через колыбельные идет приобщение ребенка к культурным традициям своего народа. В песнях описываются народные обряды, опыт предыдущих поколений, рассказывается (вернее – пропевается) великое множество бытовых подробностей, дающих новым поколениям представление о том, как жили их предки. Вместе с потешками, сказками, приговорками, прибаутками, считалочками и загадками колыбельные создают особый мир детства. Мир, где малыш не только мамин и папин сын (дочь), но и «сын народа», как бы пафосно это ни звучало. Это своеобразная настройка генетической памяти, благодаря которой ребенку будет проще жить в своем этническом социуме.
Не обошлось в колыбельных и без гендерных особенностей. В песнях «для мальчиков» и «для девочек» содержится, можно сказать, руководство к действию. Например, колыбельная для девочки:
Со вечера дождик,
Со вечера дождик
Землю поливает,
Землю поливает,
Траву прибивает,
Траву прибивает,
Брат сестру качает,
Брат сестру качает,
Ее величает.
Ее величает:
Расти поскорее,
Расти поскорее,
Да будь поумнее.
Да будь поумнее,
Собой хорошее,
Собой хорошее,
Лицом побелее,
Лицом побелее,
Косой подлиннее,
Косой подлиннее,
Нравом веселее,
Нравом веселее,
Вырастешь большая,
Вырастешь большая,
Отдадут тя замуж,
Отдадут тя замуж
Во чужу деревню,
Во чужу деревню,
В дальнюю сторонку.
Со вечера дождик
Землю поливает,
Землю поливает,
Брат сестру качает.
А колыбельная для мальчика рассказывает об историческом предназначении мужчины:
Милый мальчик,
шустрый мальчик,
сильный мужичок.
Он лисицу добудет,
и зайца добудет,
и песца добудет,
и куропатку добудет.
Он хозяин и оленевод.
Ну и как же без воспитательного момента? Если ребенок капризничает – колыбельная выбирается соответствующая:
Бай татарин-басурман
Посадил девку в карман.
Девка голосом ревет,
Свои волосы дерет.
Свои волосы дерет,
Детям спать не дает.
«Носики-курносики», Валентина Толкунова, 1978
Музыка: Борис Емельянов. Слова: Ангелина Булычёва.
Эта колыбельная принесла артистке победу на конкурсе «Песня года — 1978» и навсегда поселилась в сердцах советских граждан. Но мало кто знает её удивительную историю. Идея текста пришла львовской журналистке Булычёвой спонтанно. Автор написала стихотворение о мальчишках, хотя воспитывала двух девочек. Сибирский композитор Емельянов увидел его случайно в журнале «Работница» и положил слова на музыку. А потом предложил песню Толкуновой, когда она приехала на гастроли в Кемерово. Так появился, наверное, один из самых милых хитов прошлых лет.
Обучение во сне
Во всех культурам мира колыбельная — это песня, причем со своим оригинальным образным рядом. В русских колыбельных ребенку встречаются бука и волк, но вместе с ними непременно называются мама и папа, дедушка с бабушкой, и двор, и котик, и лошадка. Точно так же и в других культурах есть определенное количество персонажей и событии, которые повторяются в каждой колыбельной, а зачастую пропеваются несколько раз в течение одной песни. В колыбельных обязательно обращаются к ребенку – где-то по имени, где-то обобщенно: кроха, малютка и так далее, его корят за какие-то проступки или, наоборот, за что-то хвалят, сравнивают с кем-то — и таким образам малыш получает очень значимую для себя информацию об окружающем мире.
Довольно часто различаются колыбельные для мальчиков и для девочек. Девочке поют, что когда она вырастет, то станет хозяюшкой, красавицей, помощницей. А мальчику рассказывают, каким смелым, сильным и трудолюбивым он будет. Если мать постоянно поет ребенку о том, что он вырастет хорошим, добрым, сильным, красивым, будет делать то, что нужно, и не совершать ничего дурного, то она естественным образом закладывает в подсознание малыша определенную программу. И некритически, без барьеров воспринимаемая в этом состоянии предзасыпания информация действует на ребенка, программируя его дальнейший жизненный путь.
Можно спросить: если с помощью колыбельной маленький человек учится, запоминает устройство окружающего мира — почему бы тогда вместо колыбельных не читать ему сказки на ночь, начиная с самых простых и заканчивая сложными? Однако не все так просто. Ведь в колыбельных есть музыка, а с ее помощью намного проще запоминаются любые сведения. Кстати, существует даже такое направление обучения иностранным зыкам, когда слова и выражения пропеваются: запоминаемость при этом многократно возрастает. Кроме того, колыбельная несоизмеримо проще любой сказки: в ней меньше фраз, более простые связи между словами и незамысловатая история, требующая намного меньше усилий для запоминания и осмысления. Так что до сказок на ночь нужно еще дорасти.
Чем хороши колыбельные песни?
Ученые исследовали тему значимости колыбельной и пришли к выводу, что она воздействует на сознание ребенка не столько словами и ритмом, сколько чувствами исполнителя. Колыбельные содержат слова любви, надежды, пожелания здоровья, удачи, лучшей жизни, и считаются своего рода молитвой за того, кому поются. Колыбельные песни есть у народов всех национальностей и вероисповеданий, они были популярны с незапамятных времен у людей разного достатка и социального положения.
Выделяют даже некоторые интересные факты, связанные с нехитрыми песенками на ночь:
- колыбельная песня помогает уснуть и девочкам, и мальчикам, она не имеет полового различия и действует одинаково на сознание ребенка;
- колыбельная способствует снижению кровяного давления, частоты сердечных сокращений младенца;
- текст вечерней песни обычно прост и состоит из понятных слов, что способствует развитию речевого аппарата малыша и влияет на быстрое запоминание услышанных фраз;
- колыбельная песня способна повысить иммунитет малыша. Ученые из Турции в ходе медицинского эксперимента доказали, что малыши, которые слушали колыбельные перед сном, меньше болели от вирусных инфекций:
- колыбельные песни используют в крупных мировых неонатальных центрах для ускорения и правильного развития недоношенных малышей;
- колыбельная способствует развитию взаимодействия между полушариями мозга и улучшает умственное развитие детей;
- песня на ночь способствует развитию образного мышления и кругозора ребенка, так как иногда содержит рассказ об окружающем мире, людях, животных, природных явлениях. Из колыбельных ребенок узнает о мышках, рыбках, котиках, волчках, медведях, лунном мире.
- монотонность мелодии колыбельной способствует умиротворению и снимает напряжение, действуя, сродни медитации или гипнозу. Тихое исполнение способствует расслаблению сознания.
- положительное содержание текста колыбельной развивает доброту у малышей;
- постоянное исполнение песни на ночь вырабатывает у ребенка стабильное чувство уверенности и безопасности;
- колыбельная способна вернуть доверительные ощущения и уверенность в своих силах подросшим детям, так как светлые детские воспоминания помогают уравновесить психику.
Напевные обереги и песни-убийцы
Издревле считалось, что текст колыбельной — своего рада заклятие. Многие ученые прослеживали связь между колыбельными и заговорами. Например, у народности ханты мать сочиняет индивидуальную колыбельную для каждого ребенка, только одному ребенку ее поют, и потом эта песня всю жизнь служит человеку оберегом. Явление это малоизученное, однако, как мы уже упоминали, воздействовать на засыпающего или спящего человека намного проще, в том числе — энергетически. И если мать постоянно поет младенцу песни с пожеланиями здоровья, успеха и счастья — весьма вероятно, что ее заклятие сработает.
Совсем другое явление — так называемые смертные колыбельные. Они распространены по всему земному шару, хотя пели их крайне редко. В такой песне ребенку прямым текстом желают смерти. Вот, например:
Баю-бай, баю-бай,
Скорей, Ваня, засыпай.
Завтра Ванечка помнет,
И на кладбище снесем.
Будем Ваню хоронить,
В большой колокол звонить.
Звучит, согласитесь, дико. И, мягко говоря, плохо сочетается с обучающей и благопожелательной функцией колыбельных. Почему же возникли такие жуткие песни? Некоторые исследователи считают смертные колыбельные своеобразным средством эвтаназии. Их пели слабым, болезненным, нежеланным детям, помогая таким образом спокойно отойти в мир иной. Но, учитывая высокую детскую смертность во все века, такая версия выглядит довольно странно. Поэтому ученые полагают, что смертные колыбельные несут трансформационную функцию, программируя ребенка оставить все дурное в прошедшем дне и возродиться в следующем.
Факты о пользе колыбельных
Итак, для того чтобы развеять миф о том, что колыбельные петь не нужно, приведу несколько научно доказанных и просто очевидных фактов об их пользе.
- По данным американских исследований, результаты которых опубликованы в официальном педиатрическом журнале, колыбельные перед сном способствуют снижению кровяного давления и восстановлению правильного ритма сердцебиения, который нарушается в результате воздействия повседневных стрессов на организм ребенка.
- Турецкие ученые доказали, что у детей, которые регулярно засыпают под звуки колыбельных, лучше развит иммунитет — они реже болеют в будущем.
- Многие перинатальные центры используют мамины колыбельные как один из методов выхаживания недоношенных младенцев. Доктор Шандор Тар уже не раз говорил о положительных результатах в своих интервью (их можно найти в интернете).
- Дети, которым мамы поют колыбельные, раньше своих сверстников начинают говорить — ведь язык таких песен прост и понятен. Кроме того, то что сказано в момент засыпания, запоминается гораздо лучше, чем в любое другое время. В возрасте 3-4 лет родители неожиданно обнаруживают, что колыбельные, которые слышал в детстве, ребенок начинает без труда воспроизводить.
- Кроме того, колыбельные способствуют развитию головного мозга и даже лучшему установлению межполушарных связей.
- За свет своего ритма и мелодичности колыбельные помогают снять дневное напряжение и способствуют лучшему засыпанию.
- Благодаря колыбельным ребенок получает первые представления об окружающем мире.
- Колыбельные — это связующее звено между родителями и детьми. Ребенок, которому пели колыбельные, в будущем будет гораздо больше привязан к матери и найти с ним контакт уже в подростковый период становится проще. Этот факт доказан американскими учеными.
- Дети, которым поют колыбельные песни, вместе с ними обретают чувство безопасности и уверенности. В дальнейшем они вырастают куда более спокойными и уравновешенными в сравнении со сверстниками, лишенными «песни на ночь».
- В текст колыбельных можно включать любые слова и факты, поэтому они могут нести еще и образовательную функцию.
Несколько советов для мам о том, как петь колыбельные
Многие мамы стесняются петь ребенку колыбельные из-за отсутствия слуха или голоса. На самом деле это одна из главных ошибок, которые только можно допустить при воспитании. Малышу важны не ваши вокальные данные, а добрые нотки в голосе и его успокаивающая тональность. Если вы все же не можете побороть стеснение, запишите понравившиеся колыбельные в профессиональном исполнении на диск и просто подпевайте им.
Для тех, кто все же решился, несколько советов о правильно пении колыбельных.
-
Начать нужно с составления репертуара — выбрать какие песни вы будете петь и освежить в памяти их тексты. Идеальный вариант — придумать свои колыбельные, которые в дальнейшем, возможно, будут передаваться из поколения в поколение как семейная традиция.
-
Перед тем как укладывать ребенка и петь ему колыбельную, нужно погасить яркий свет и «создать» тишину. Это — часть ритуала.
- И, наконец, перед тем как петь колыбельную — нужно расслабиться и забыть обо всех проблемах. В голосе ни в коем случае не должно присутствовать раздражения — только спокойствие и добрые нотки.
Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно однозначно сказать, что колыбельные нужны! Отказывать от них нельзя… А вот начать никогда не поздно, даже если малышу уже исполнился годик и вы немного припозднились с ритуалом — все еще можно исправить!
Напоследок небольшая подборка от меня лично релакс-музыки для ребенка, иногда можно включать перед сном и слушать онлайн вместо колыбельной.
Присутствие смерти в жизни — не пессимизм
В наше время смертные колыбельные, конечно, не поют. Они утратили свои главные функции: охранительную и функцию вочеловечивания, а современному человеку кажутся совсем дикими. Актриса, исполнитель колыбельных песен Валентина Георгиевская также отказалась от «смертных» текстов, хотя рекомендует относиться к ним с пониманием, как к заслуживающей внимания части народной культуры.
— В моем сборнике колыбельных я записала несколько смертных, полагая, что это необходимо и нормально. Сейчас я уже не так в этом уверена. Начать с того, что изначально в смертных колыбельных нет обращения к ребенку по имени, то есть эти колыбельные не адресованы ребенку. Во-вторых, все колыбельные пелись лет до двух, пока ребенок чувствует себя частью матери. То есть даже если смертные колыбельные пелись с именем ребенка, он еще не мог воспринимать это как обращение лично к нему.
Но при этом я не могу себе представить, что какая-то современная мать по доброй воле будет петь своему ребенку такую колыбельную. Да, я считаю, что это симптом болезни «Не грузите меня негативом». Смерть, покойник, гроб — тема смерти давно стала «неприличной» в западной культуре. А так как мы с небольшим опозданием «Запад», теперь и у нас тоже.
Я не говорю, что мне нравятся эти тексты, но время назад не поворотишь. Такая реальность.
И это тоже нельзя вернуть, восстановить, не надо обольщаться.
Русских нельзя назвать равнодушными, в том числе к жизни и смерти. Унылыми — да, можно. Если сравнивать русские и, скажем, сербские народные духовные стихи, это бросается в глаза. Но равнодушие к смерти ведет к равнодушию к жизни. К обесцениванию, к сведению жизни и вообще человека к персонажу компьютерной игры.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Сон, равноценный смерти
Ситуация, в которой младенцу могли бы петь смертную колыбельную, описана в рассказе Чехова «Спать хочется». Нянька Варька, девочка лет тринадцати, загружена работой по дому днем, а ночи напролет качает беспокойного хозяйского ребенка. Если Варька, чего доброго, уснет сама, хозяева прибьют ее. А спать хочется. Вполне можно представить, что замученная работой и озлобленная нянька, сама еще ребенок, пела младенцу: «Бай да люли, / Хошь сегодня помри… / Матери опроска / И тебе упокой».
В них и прямое отражение непростых бытовых и социально-экономических условий жизни традиционной семьи, для которой каждый родившийся ребенок — лишний рот, и эмоциональный выплеск материнского стресса, вызванного беспокойным поведением младенца и усиленного усталостью, недосыпом, как в случае с героиней Чехова.
— Непосредственно связанные с областью заговоров, колыбельные решают прикладную задачу: угомонить неспящего ребенка сильнодействующими средствами народной магии, — обобщает выводы исследователей Сергей Алпатов.
Всем известный «Волчок», к слову, тоже об отношениях человека с потусторонним миром. Только если в случае со смертными колыбельными поющий выступает за контакт с ним, то в песнях с упоминаниями волчка, кота, Буки он предупреждает об опасности такого взаимодействия.
— Сон в народной культуре равноценен смерти. Это переходное состояние, в которое и желает баюкающий погрузить младенца, — продолжает Надежа Рычкова. — У славян существовало представление, что младенец до определенного времени — в разных традициях по-разному, чаще всего до крещения — связан с иным миром и уязвим для потусторонних сил. Поэтому тексты смертных колыбельных не являлись «жуткими» для людей, имеющих подобные представления. Смысл их был в том, чтобы ребенок преодолел переходный статус и проснулся настоящим членом общества. Чередование смерти-сна и пробуждения постепенно приведет к преодолению переходного статуса, то есть к взрослению. Эта одна из функций таких текстов. Надо заметить, что колыбельные полифункциональны, и еще одна наиболее вероятная функция, которую реализовали смертные колыбельные, — это функция охранительная. То есть пожелание смерти — это обман смерти.
Эта функция кажется наиболее правдоподобной, потому что в традиционной культуре существуют и другие случаи обмана смерти и болезни. Например, охранительные имена. На Руси называли Злобой, Кручиной, Некрасой, чтобы ребенок вырос добрым, веселым или красивым, а у осетин, народа, проживающего на Северном Кавказе, до сих пор встречается имя Саукудз (в переводе с осетинского «черная собака»). Так называли мальчика, если он родился после того, как в семье умерли несколько детей.
Художник Кирилл (Карл) Лемох. «Выздоравливающая»
Колыбельные советские песни для малышей
Конечно, самой обширной частью колыбельных были песни для новорождённых и малышей. Их исполняли как сами родители или родственники, так и персонал детских садов и яслей, в которые многие советские дети начинали ходить уже с 1,5-2 лет.
Мы подобрали для вас тексты советских колыбельных песен для малышей, которые вы можете исполнить своим детям.
1. «Сон приходит на порог» из к/ф «Цирк», музыка великого советского композитора Исаака Дунаевского. Именно с этой колыбельной через личную историю Наталии Фаустовой и ее дочери начался проект «Колыбельные для всей семьи».
Сон приходит на порог,
Крепко-крепко спи ты,
Сто путей, сто дорог
Для тебя открыты!
Всё на свете отдыхает:
Ветер затихает,
Небо спит, солнце спит,
И луна зевает.
Спи, сокровище моё,
Ты такой богатый:
Всё твоё, всё твоё –
Звёзды и закаты!
Завтра солнышко проснётся,
Снова к нам вернётся.
Молодой, золотой
Снова день начнётся.
Чтобы завтра рано встать
Солнышку навстречу,
Надо спать, крепко спать,
Милый человечек!
Спят зайчонок и мартышка,
Спит в берлоге мишка,
Дяди спят, тёти спят,
Спи и ты, малышка.
2. «Спят усталые игрушки» из передачи «Спокойной ночи, малыши». Эта колыбельная увидела свет в 1964 году. Стихи к ней сочинила Зоя Петрова, музыку написал Аркадий Островский. Любой, кто вырос в Советском союзе, знает хотя бы пару строк этой замечательной колыбельной песни.
Спят усталые игрушки, книжки спят.
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай:
Баю-бай.
Обязательно по дому в этот час
Тихо-тихо ходит дрёма возле нас.
За окошком всё темнее,
Утро ночи мудренее.
Глазки закрывай,
Баю-бай.
Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем: «Спокойной ночи!»
Глазки закрывай,
Баю-бай.
3. Колыбельная Арины Родионовны из к/ф «Усатый нянь», муз. А.Рыбникова. Её можно исполнять даже новорождённым, а сам фильм подойдёт для семейного просмотра с детьми постарше.
А баюшки-баюшки, уж вы мои заюшки.
Ай и где вы бегали? Ай и что вы делали?
Уж мы бегали в лесу, били волка по носу,
Запрягали комара, поезжали по дрова,
Торговали мишку за елову шишку.
А пока управились — до смерти упарились.
Уж вы, мои заюшки, спать ложитесь баюшки.
А я печку разожгу, оладушков напеку.
На березовой коре, на лазоревой воде,
На сметане, на меду, чтобы таяли во рту.
А баюшки-баюшки, уж вы мои заюшки,
А баюшки-баюшки, уж вы мои заюшки…
4. Колыбельная Козы из киномюзикла «Мама», муз. Жерара Буржоа и Темистокле Попа, слова Юрия Энтина. Эту советскую колыбельную в исполнении несравненной Людмилы Гурченко вы можете послушать онлайн на нашем сайте.
День нелёгким был —
И вот приходит ночь,
Чтобы ему помочь
Набраться новых сил.
Ветерок дневной,
Свернувшийся в клубок,
Отдохнуть прилег —
Мир полон тишиной.
Завтра день придет —
И солнечным лучом
Как золотым ключом,
Дверь утра отопрет.
А пока усни,
Усни скорей, малыш,
Ты ночную тишь
Из дома не гони.
Лунный свет мерцает
Жёлтым ночником,
Песня затихает,
Дрёма входит в дом.
Ветерок дневной,
Свернувшийся в клубок,
Отдохнуть прилег —
Мир полон тишиной.
Баю-бай, спокойной ночи,
Баю-бай, спокойной ночи.
5. Колыбельная из к/ф «Человек родился», муз. Вениамина Баснера, слова В. Попова. Эта нежная сказочная колыбельная подойдёт даже новорождённым детям.
Гаснут как фонарики
Огоньки последние,
Спят медведи маленькие,
Спят медведи средние.
Только самый крошечный
Жмурит глазки-бусинки,
Он, как ты, хорошенький,
И, как ты, малюсенький.
Огоньки не светятся
Над лесною спаленкой,
Спит сынок медведицы,
Спи и ты, мой маленький.
6. «Гули-гули, голубок» из к/ф «Подкидыш», муз.Николая Крюкова. Ещё одна замечательная советская колыбельная в народном стиле.
Гули-гули, голубок,
Повернись на правый бок.
Баю-баю-баю-бай,
Повернись на правый бок.
В нашем городе большом
Каждый ласков с малышом.
Баю-баю-баю-бай,
Каждый ласков с малышом.
В нашем радостном краю
Любят девочку мою.
Баю-баю-баю-бай,
Любят девочку мою.
Перед тем, как исполнять самостоятельно, вы можете послушать советские колыбельные песни на нашем сайте, как в оригинальном исполнении, так и в обработке Натальи Фаустовой.