Конспект занятия «знакомство с произведением д. б. кабалевского «клоуны»

Конспект занятия «слушание произведения д. кабалевского «клоуны» для детей старшего возраста

Ход занятия

Дети заходят в зал под музыку Д. Кабалевского «Клоуны»

Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята, вы зашли в музыкальный зал с хорошим, веселым настроением и в этом нам помогла музыка, которая сейчас звучала для вас.

А как вы думаете, как можно потанцевать под эту музыку, давайте попробуем.

Слушание музыки Д. Кабалевского «Клоуны»

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, вы придумали свой танец, и получился он задорным, веселым.

Сейчас рассаживайтесь на стульчики, и мы с вами поговорим о музыке. Познакомимся мы с творчеством композитора Д. Кабалевского (показ иллюстрации портрета композитора). Вы уже знаете, кто — это «композитор»?

Дети: композитор, человек, который сочиняет, пишет музыку.

Музыкальный руководитель:

Писатели и поэты сочиняю свои произведения из слов, мы их можем прочитать и выучить наизусть. А композитор как сочиняет музыку?

Дети: нотами.

Музыкальный руководитель:

Чтобы узнать, о чем написал композитор, не надо читать, нужно тихо послушать музыку. И она нам расскажет много интересного.

А еще под музыку интересно играть в оркестре, а также танцевать.

Д. Б. Кабалевский, как и многие композиторы любил сочинять музыку для детей, чтобы она была для них радостной и интересной, чтобы музыка была понятной.

В своих произведениях Д. Кабалевский передает образы, знакомые и близкие детям.

Сегодня, ребята, у нас будет необычное занятие, и начнем мы с вами наше занятие с просмотра иллюстрации — «Клоуны» и мультфильма. Клоуны – это цирковые артисты, которые выступают в цирке

И вы мне расскажете о том, что увидели и услышали.

(Просмотр обучающего мультфильма на музыку Д. Кабалевского «Клоуны».) Ребята, вот и посмотрели

Музыкальный руководитель:

Дети. да

Действительно, очень веселые, смешные, ловкие клоуны. И показывали они свои

цирковые номера под музыку Д. Кабалевского, которая называется «Клоуны».

На музыкальных занятиях мы всегда с вами определяем жанр музыки. Вы так здорово плясали в начале нашего занятия.

Так, к какому жанру музыки относится это произведение?

Дети: танец.

Чтобы наше занятие стало еще веселее, давайте поиграем в оркестр под музыкальное

произведение Д. Кабалевского «Клоуны».

Но прежде, давайте ещё раз послушаем музыку и определим сколько частей в музыке и один ли клоун веселится, или, может быть их несколько?

Дети. Два

Первая и третья части повторяются — это веселится первый клоун, а во второй части — второй клоун. Поэтому пьеса и называется «Клоуны».

( Раздать музыкальные инструменты: маракасы и бубны. Дети с маракасами играют первую и третью части, на бубнах играют дети второй части музыки)

Шумовой оркестр под музыку «Клоуны» Д. Кабалевского.

Ребята, а вы обратили внимание, как клоуны были одеты в мультфильме? Одежда клоунов разноцветная, и такая же смешная и веселая как сами клоуны. А музыка Д

Кабалевского – какая по настроению?

А музыка Д. Кабалевского – какая по настроению?

Дети: Быстрая и веселая, шутливая, озорная музыка.

Музыкальный руководитель:

А теперь ребята! Передо мной краски и контур рисунка «Клоуна». Давайте их разукрасим.

Музыкальный руководитель:

Конечно же самые яркие, праздничные и веселые. Краски тоже могут быть веселыми.

Посмотрите внимательно, что я сейчас делаю. (музыкальный руководитель разрисовывает клоунов : одного — одним цветом-серым, второго — короткими разноцветными штрихами)

Как вы думаете, какой клоун больше всего подходит к настроению музыки Д. Кабалевского.

Музыкальный руководитель:

Больше всего по настроению подходят яркие, короткие, разноцветные штрихи, они создают более веселый и энергичный характер нашего рисунка.

Я вам раздаю краски, включаю музыку, а вы придумывайте, фантазируйте с красками. Чтобы наши клоуны сегодня были только с хорошим настроением.

Дети рисуют Клоунов под музыку Д. Кабалевского «Клоуны»

Музыкальный руководитель:

Публикация «Конспект занятия „Слушание музыки по ФГОС, Д, Б, Каблевский „Клоуны“ для 1 класса, подготовительной к школе группы» размещена в разделах

  • Клоун. Веселые клоуны в публикациях на МААМ
  • Начальная школа. 1-4 классы
  • Подготовительная группа
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018

— добиваться демонстрации личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия музыки, увлеченности музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

— добиваться эмоционального отклика на музыкальное произведение и выражения свое впечатления в игре или пластике;

-обучать пониманию интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Ход работы:

П: Дети, посмотрите на слайд (№5). На нем изображен портрет великого детского композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. Он написал много музыки для детей. Как вы думаете зачем?

Д: Чтобы мы ее слушали!

П: Верно! Он очень хотел, чтобы вы полюбили музыку, чтобы научились ее понимать. И много слушали музыкальных произведений. Чтобы получали эстетическое наслаждение после его прослушивания. Кабалевский передает в своих произведениях самые различные чувства, настроения, существующие в жизни, образы, знакомые и близкие детям.

Сегодня в новой пьесе Д. Б. Кабалевского вы услышите о цирковых артистах. Она называется «Клоуны» (слайд №6) Послушайте и скажите, какая музыка по настроению (исполняю пьесу)

Д: Веселая, задорная, озорная.

П: Правильно. Эта музыка шутливая, живая, бойкая, забавна. Верно, но всегда ли она звучит в веселом и озорном характере. Её характер меняется или нет? Послушайте еще раз.

Д: Вначале музыка веселая, задорная, в середине звучит тихо, неуверенно, а потом опять весело, как в начале.

П: Правильно., в пьесе 3 части

В средней части характер ее меняется: она начинает звучать осторожно, робко, неуверенно (исполняю фрагмент). Почему пьеса называется «Клоуны», а не «Клоун»?

Д: В музыке рассказывается о двух клоунах.

П: А какие это клоуны?

Д: Веселый и грустный! (слайд № 7)

П: Верно. Один клоун веселый, умелый, а другой – неудачник, все у него валится из рук, все он делает наоборот. Посмотрите, и картинка на слайде нам об этом говорит. Послушайте, как при этом звучит мелодия. Сначала она направлена вверх, а в средней части – вниз (исполняю фрагменты, слайд №8). А в конце средней части как звучит музыка (исполняю фрагмент)

Дети: Громко, неуклюже.

П: Мелодия несколько раз повторяется все громче и громче, второй клоун пытается повторять своему собрату, но все его попытки заканчиваются неудачей. (исполняю фрагмент, слайд №9). Послушайте еще раз всю пьесу целиком и скажите какие инструменты можно использовать для передачи характера музыки в разных частях (слайд №10 -колокольчики, бубны, барабаны)

Д: Когда музыка изображает веселого клоуна, возьмем колокольчики (слайд №11,

А когда грустного – бубны (слайд №12)

П: Правильно. Колокольчики могут подчеркнуть веселое, праздничное звучание 1 и 3 частей

А бубны приглушенно, осторожно передадут образ клоуна – неумехи. В конце средней части, когда музыка звучит громко, какой инструмент можно использовать?

Д: Барабан! (слайд№13)

П: Давайте попробуем исполнить пьесу все вместе. Вы разделитесь на три группы. Первую и третью части одна группа будет играть на колокольчиках. Начало второй части, вторая группа на бубнах. Конец второй части –третья группа на барабанах. (исполнение пьесы с детьми (Слайд №14)

П: Молодцы! Замечательный оркестр получился Домашнее задание (Слайд №14)

К следующему занятию нарисуйте обоих клоунов такими, какими вы их представляете, слушая пьесу Д. Б. Кабалевского.

Краткая биография Кабалевского Дмитрия Борисовича

Дмитрий Борисович Кабалевский

Дмитрий Борисович Кабалевский — композитор, пианист и дирижер. Это педагог, разработавший концепцию музыкального воспитания. Дмитрий Кабалевский родился 30 декабря 1904 года в Санкт-Петербурге. Его отец был служащим Главного управления по делам местного хозяйства МВД, а мать — домохозяйкой.

Дмитрий изначально получал образование в городском училище, а затем в Петроградской гимназии. В 1918 году семья Кабалевских переехала на столицу. В Москве Дмитрий учился в школе №35. После этого юноша обучался в музыкальной школе и в техникуме. В 1925 году он получил диплом. На этом Дмитрий не остановился. Он поступил в Московскую консерваторию и в 1930 году завершил обучение. В консерватории Дмитрий учился композиции у Мясковского и игре на фортепиано у Гольденвейзера.

В 1922 году Кабалевский нашел работу в музыкальном техникуме Скрябина. Сначала он был аккомпаниатором и секретарем. Затем Дмитрий Борисович стал преподавателем. В 1927 году начинающий композитор создал свои первые произведения. В 1932 году Кабалевский работал в Московской консерватории. Его учениками был Александр Пирумов, Михаил Зив, Георгий Струве.

Во время войны композитора эвакуировали в Свердловск. В эти времена он преподавал в консерватории.

Кабалевский посвящал много времени не только педагогической деятельности. Он был концертмейстером в детском театре и редактором издания «Советская музыка». В 1973 году Кабалевский организовал Лабораторию музыкального образования. Он руководил этим учебным заведением до 1983 года. Дмитрий Борисович приложил максимум усилий, чтобы была разработана новая программа по музыке для школы.

С 1945 года Кабалевский начал выезжать за пределы своей страны. Он побывал в Австрии, Венгрии, Англии, Китае, Мексике. В 1965 году композитор способствовал тому, чтобы была создана музыкальная школа в Магнитогорске.

Творческое наследие Кабалевского — музыка к драматическим спектаклям «Шутники», «Мера за меру», «Мадам Бовари». К сочинениям композитора относится опера «Кола Брюньон», «Сестры», «Никита Вершинин», а также оперетта «Весна поет» и балет «Золотые колосья». Кабалевский сочинял музыку для скрипки, виолончели, фортепиано. Отдельного внимания заслуживает музыка для кинофильмов «Зори Парижа», «Школа злословия», «Хождение по мукам». Еще Дмитрий Борисович писал статьи и рассказы, связанные с музыкой.

Кабалевский женился дважды. Первая супруга композитора — Эдварда Блюман, дочь известной пианистки. Она была преподавателем в Министерстве внешней торговли. С Блюман Дмитрий прожил недолго. В семье появился сын Юрий. Вторая супруга композитора — Лариса Чегодаева. С ней композитор прожил до смерти. В браке родилась дочь Мария. Она впоследствии стала директором музыкального культурно-образовательного центра, названного именем своего отца.

Дмитрий Кабалевский скончался 14 февраля 1987 года в Москве. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

В честь композитора названа музыкальная школа в Тверском районе Москвы и в Самаре. С 1962 года учрежден конкурс молодых музыкантов имени Кабалевского. Победители определяются в нескольких номинациях: скрипка, фортепиано, композиция.

.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: