Добровольное изгнание
После посещения Вены стало понятно, что ничего уже не держит Шопена в Варшаве и ему пора отправляться в большое концертное турне. Пианист долго не мог решиться на этот шаг, терзаемый печальными предчувствиями умереть вдали от родины. С месяца на месяц откладывал он свой отъезд. Между тем политическая обстановка в Польше все накалялась.
11 октября Фредерик играл на прощальном выступлении, исполнив новый «Концерт ми-минор» и «Фантазию на польские темы», но только через три недели отправился во Францию.
Друзья, зная о нежелании Шопена покидать родную страну, подарили ему кубок с родной землей, а педагог Эльснер со своими учениками проводил его специально написанным хоровым произведением. Предчувствия оказались пророческими, покинув Польшу в двадцатилетнем возрасте, композитор прожил всю оставшуюся жизнь и умер вдали от нее.
Сначала Фредерик Шопен отправился в Вену, надеясь на повторный успех, но дать отдельный концерт так и не удалось. Влиятельные музыканты или боялись конкуренции, или оставались равнодушными к судьбе молодого человека.
Расставшись с иллюзиями, он принял предложение об участии в публичном совместном концерте в апреле 1831 года, после полугодичного проживания в Вене. Здесь он узнал о восстании в Польше против русского самодержавия.
Молодой композитор решил отправиться в Париж, но поляку не так легко было попасть во Францию. Только в июле 1831 года ему удалось получить паспорт до Лондона через Париж. На территории Германии, в Штутгарте, он получил информацию о подавлении восстания, и вернуться на родину стало невозможно. Под впечатлением таких драматических известий Шопен написал:
- цикл этюдов, наибольшую известность из которых получил Революционный;
- печальную прелюдию ля минор;
- мятежную прелюдию ре минор.
Это событие погрузило преданного поляка в отчаяние. Свою тревогу, гнев и скорбь он выразил в музыкальных произведениях.
Творчество в юности
В доме семьи Шопенов часто бывали известные представители прогрессивной части польской интеллигенции — писатели, художники, ученые. Это повлияло на быстрое духовное развитие юноши и трезвое восприятие им новых культурных явлений. С 1826 г. по 1629 г. он продолжал свое музыкальное образование в классе Эльснера варшавской Главной школы музыки.
В это время Фредерик сочинил несколько произведений, основные из них:
- несколько пьес;
- первая соната;
- вариации для фортепиано с оркестром на тему оперы «Дон Жуан» Моцарта.
После окончания Главной школы музыки Шопен и несколько его товарищей решились отправиться в Вену. Благодаря сопроводительным письмам Эльснера компания получила доступ в артистические круги города, а молодой пианист виртуозной игрой пробудил к себе сильный интерес. Новые венские друзья уговорили Фредерика дать концерт, который и состоялся в Императорском оперном театре 11 августа 1829 года.
Публика очень хорошо восприняла выступление молодого музыканта, особенно сильные овации получила композиция на польскую народную тему «Хмель». С еще большим успехом прошел и второй концерт в Вене, а музыкальные критики отметили, что приемы и манера игры Шопена значительно отличаются от общепринятых. Они направлены на желание творить музыку гораздо больше, чем на желание понравиться. В конце сентября вдохновленный успехом Фредерик вернулся на родину.
Примерно в это же время юноша познакомился с учащейся Варшавской консерватории Констанцией Гладковской. Юная певица стала его первой любовью, а новые прекрасные чувства вылились в написание одной из лучших песен с названием «Желание».
Nocturnes, Op. 48
Композитор
Фридерик Шопен
Год создания
1841
Жанр
фортепианные
Страна
Польша
Op. 48 No. 1, до минор
Op. 48 No. 2, фа-диез минор
Ноктюрн c-moll — самый „гражданский» из ноктюрнов Шопена. Содержание его представляет возврат трагических образов освободительной борьбы. Здесь за первой волной (светло-печальная, речитативная лирика) следуют вторая (нарастание интонаций героического марша) и третья (реприза первой, но возбужденная второй волной, — лирическое начало становится тревожным и напряженно страстным). В конце же ноктюрна — кульминация и типичный спад.
Первая часть ноктюрна (такты 1-24) примечательна рядом черт. Во-первых — изобилуют весьма характерные попевки
Во-вторых — обращает внимание фактура, способствующая „воздушности» мелоса, как бы парящего над гулкими, мягкими басами (Справедливо пишет Л. А
Мазель: „В первой части ноктюрна до минор мерное сопровождение близко по своему типу к похоронному маршу, мелодия же приближается к ритмически свободному, патетически выразительному речитативу, сковываемому, сдерживаемому строгим сопровождением» (Л. Мазель. Ф. Шопен. М.—Л., 1947, стр. 30).). В-третьих, типичны смены гармонического колорита (осветления — омрачения на основе ясной функциональности), которые усиливают необыкновенную выразительность и пластическую красоту рельефа мелодической линии.
Превосходно затем развитие звучности мерного, торжественного марша средней части к мощному потоку октав, сначала восходящих, затем обрушивающихся (вспомним полонез fis-moll).
Совершенно изумительна третья часть. От сдержанности первой части не осталось и следа. Все взволнованно и тревожно. Великолепно применяет здесь Шопен обыгрывания, разбухания, столкновения, задержания с их романтической красочностью, неопределенностью, томительностью, тоскливостью (см. особенно такты 15, 18, 19, 22 третьей части). И все это заканчивается „отрезвляющей» модуляцией в неаполитанскую ступень (Des) и горестным кадансом спада. Унылой жалобой звучат восходящие шестнадцатые (такт 3 от конца29) и безнадежно замирают аккорды тоники в мелодическом положении терции. Перед нами опять тоска Шопена-патриота, но уже до некоторой степени лишенная осязаемости образов этюда c-moll ор. 10, прелюдии d-moll, полонеза es-moll.
Ноктюрн fis-moll несравненно менее монументален, но и он полон замечательных деталей. Характерно вступление с его элегическими вздохами. Выразительны мелос (лирические ниспадания) и волнообразный баркарольный аккомпанемент. Этот мелос тонко „инструментован» — в тактах 23-25 (после предшествовавшего изложения в высоком регистре), будто поет виолончель (тут же, в тактах 21-23, между прочим, замечательная игра красок gis-moll и Gis-dur). В тактах 14-15 средней части — нарушение метра ритмом (двухдольность в трехдольности). Колористически ярка кода ноктюрна, где тихая грусть подголосков разрешается в ласкающие всплески Fis-dur.
Ю. Кремлев
Ноктюрны Шопена →
Наследие композитора
Шопен остался в истории музыки как носитель редкостного мелодического дара.
Он достиг художественной многогранности, которой другие композиторы добивались, используя множество инструментов, в рамках одной только фортепианной музыки.
Всестороннее развитие, тонкий ум, благородный характер и непринужденность манер придают образу Фредерика Шопена особую привлекательность, не обойденную кинематографом.
Список интересных фильмов о композиторе:
- «Песня на память».
- «Юность Шопена».
- «Экспромт».
- «Голубая нота».
Самый новый фильм «Шопен. Жажда любви» — 2002 года выпуска.
Автобиографии польский музыкант не оставил, а другие биографы отметили главное в его творчестве — все оно пронизано любовью к Польше и тоской по родине. Книги о Шопене написали Жорж Санд, Борис Пастернак, Фаина Оржеховская.