Лирический шедевр николая рубцова стихотворение «в горнице». история публикаций

Николай рубцов ~ в горнице моей светло… (+ анализ)

Смысл названия

Название произведения – «В горнице». Для автора горница – не обычная комната. Она всегда была самой красивой и чистой в доме. И ощущение этой чистоты, несмотря на завядшие цветы и прогнившую лодку, присутствует на протяжении всего произведения. Именно в горнице принимали гостей, накрывали на стол, проводили праздники. Поэтому эта комната особенная: она ассоциируется с праздником, смехом и счастьем, но в то же время может быть уютной, тихой и спокойной.

В горнице, которую описывает лирический герой, светло. Этот свет необычный, духовный. Автор дает понять, что в данный момент тут можно чувствовать себя спокойно и умиротворенно. Именно эта комната ассоциируется у него с детством: беззаботным и легким временем. И это время до сих пор будто живет здесь. Вернуться в детство невозможно, но в этой комнате возможно испытать те же чувства, которые лирический герой испытывал в детстве.

История создания

Произведение написано в 1965 году. Рубцову тогда было 29 лет, он обучался в Литературном институте и выпускал свои работы в печатном виде. Однако в это время он все еще был непризнанным поэтом: современники не понимали его творчества. Он ведь продолжал традиции новокрестьянской лирики, воспевал традиционную Русь, а не очередные взлеты индустриализации. В идеологические рамки поэт явно не вписывался.

При первом прочтении произведение может показаться простым, но именно в этой простоте и заключается мастерство поэта: он сделал стихотворение по-настоящему народным и трогательным. Николай Михайлович родился в Архангельском крае, и именно образ малой Родины повлиял на его лирику. Родные края и просторы вдохновляли Николая Михайловича на протяжении всей его жизни. В основе произведения лежат мысли поэта о детстве:

Так как стихотворение является своеобразным возвратом к детству автора, оно пропитано особой любовью и теплом. Именно поэтому произведение до сих пор остается любимым читателями и таким известным.

Анализ стихотворения Рубцова «Видения на холме»

«Видения на холме» — одно из многих стихотворений Рубцова, посвященных теме родины. По словам Кожинова, исследователя творчества поэта, в его лирике всегда важна первая строка, похожая на камертон, который задает всю мелодию. Подтверждением тому может служить и анализируемый текст. Произведение начинается со стремительного действия – лирический герой взбегает на холм. Сразу же за ним следует остановка, кажущаяся даже несколько резкой, — он падает в траву. Дальше реальность фактически отходит на второй план. Ее заменяют видения, связанные с прошлым России. Перед взором героя предстают эпизоды монголо-татарского нашествия – великой трагедии в истории нашей страны.

Первая половина второй строфы стихотворения – проникновенное признание в любви к родине – ее погостам, молитвам, огням, избушкам, цветам, небесам, шепоту ив. Для достижения наибольшего эмоционального воздействия на читателей трижды повторяется глагол «люблю». Потом герою кажется, что на горизонте вновь замаячили враги, способные лишить Россию независимости. На их флагах – черные кресты. Они названы татарами и монголами иных времен. Сложно сказать, кого конкретно имел в виду здесь Рубцов. Возможно, речь идет о нападении на Советский Союз гитлеровской Германии. В 1960 году, когда было написано стихотворение «Видения на холме», раны, оставленные Великой Отечественной войной, нередко еще кровоточили во многих семьях. Окончание второй строфы получилось у поэта очень напряженным, драматическим. Немало способствовало тому повторение несколько раз слова «крест» и однокоренной лексики. Особого внимания достойна следующая строчка из середины произведения: «Россия, Русь! Храни себя, храни!». Этот призыв превратился в крылатую фразу. Кроме того, он стал эпитафией. Именно его было решено разместить на могиле Рубцова.

Третья и финальная строфа начинается с восклицания: «Я больше не могу!». Лирическому герою сложно смотреть на то, как на его любимую страну надвигается страшная опасность. Он буквально вырывается из мира грез, возвращаясь в реальность. В настоящем перед ним предстает идиллическая картина – никаких врагов на горизонте нет и в помине, на лугу жуют траву стреноженные кони. Умиротворение царит вокруг. Над головой героя – «высоких звезд покойное мерцанье». На смену темным видениям прошлого пришел свет настоящего, озаряющий Россию.

2.

«Русский огонек» Николай Рубцов

1

Погружены в томительный мороз, Вокруг меня снега оцепенели! Оцепенели маленькие ели, И было небо тёмное, без звезд. Какая глушь! Я был один живой Один живой в бескрайнем мёртвом поле! Вдруг тихий свет — пригрезившийся, что ли? — Мелькнул в пустыне, как сторожевой…

Я был совсем как снежный человек, Входя в избу, — последняя надежда! — И услыхал, отряхивая снег: — Вот печь для вас… И тёплая одежда… — Потом хозяйка слушала меня, Но в тусклом взгляде жизни было мало, И, неподвижно сидя у огня, Она совсем, казалось, задремала…

2

Как много жёлтых снимков на Руси В такой простой и бережной оправе! И вдруг открылся мне и поразил Сиротский смысл семейных фотографий! Огнём, враждой земля полным-полна, И близких всех душа не позабудет… — Скажи, родимый, будет ли война? И я сказал: — Наверное, не будет. — Дай бог, дай бог… ведь всем не угодишь, А от раздора пользы не прибудет… — И вдруг опять: — Не будет, говоришь? — Нет, — говорю, — наверное, не будет! — Дай бог, дай бог… И долго на меня Она смотрела, как глухонемая, И, головы седой не поднимая, Опять сидела тихо у огня. Что снилось ей? Весь этот белый свет, Быть может, встал пред нею в то мгновенье? Но я глухим бренчанием монет Прервал её старинные виденья. — Господь с тобой! Мы денег не берём. — Что ж, — говорю, — желаю вам здоровья! За всё добро расплатимся добром, За всю любовь расплатимся любовью…

3

Спасибо, скромный русский огонёк, За то, что ты в предчувствии тревожном Горишь для тех, кто в поле бездорожном От всех друзей отчаянно далёк, За то, что, с доброй верою дружа, Среди тревог великих и разбоя Горишь, горишь, как добрая душа, Горишь во мгле, и нет тебе покоя…

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Сосна так темна, хоть и месяц Фета Во всей лирике Афанасия Фета можно проследить черты импрессионизма. Автор часто изображает не конкретные предметы, а скорее ощущения и впечатления, которые связаны с ним. Он описывает то, что видит
  • Анализ стихотворения Фета Напрасно!.. Стихотворение относится по жанровой направленности к любовной лирике поэта, а в качестве основной тематики рассматривается любовное чувство к женщине.
  • Анализ стихотворений Толстого
  • Анализ стихотворения Ахматова Сжала руки под темной вуалью… Стихотворение является ярким примером творчества великой русской поэтессы. Здесь Анна Ахматова, как всегда, красочно передала внутреннее состояние главного героя всего лишь в нескольких строках, при этом наделив каждого из них неповторимым набором качеств
  • Анализ стихотворения Прости Некрасова В году 1842 году Некрасов встречает женщину, которая полностью переворачивает его жизнь. Авдотья Панаева являлась одной из самых красивых девушек того общества и того времени

Анализ стихотворения Рубцова «Русский огонек»

Не секрет, что «хрущевская оттепель», длившаяся всего несколько лет, подарила многим жителям СССР надежду на более радостное будущее. Культ личности Сталина был развенчан, однако до демократии в стране было еще довольно далеко. Но именно на этой волне появилась целая плеяда замечательных молодых поэтов, которые ставили свою искренность в противовес конъюнктуре и пытались докопаться до истины любыми путями. К таким новаторам причислял себя и Николай Рубцов, который мечтал стать поэтом и жестоко расплачивался за каждый опубликованы самиздатовский сборник. Его травили в институте и вынуждали отказаться от литературных экспериментов. Но упрямство характера, закаленного в детском доме, позволило Рубцову добиться того, к чему он так стремился.

Поэт не пытался подстраиваться под существующую действительность, поэтому некоторое его произведения сегодня выглядят достаточно наивно и псевдопатриотично. Так, в 1964 году автор опубликовал балладу под названием «Русский огонек», в которой затронул тему взаимоотношений между людьми. В то время, как многие диссиденты кричали об отсутствии свободы и прославляли Запад, Рубцов сделал зарисовку из собственной жизни, показав, что ни один государственный строй не в состоянии регулировать такие понятия, как доброта, отзывчивость, открытость и отсутствие тщеславия. Автор умалчивает о том, как и почему он среди ночи оказался на окраине обычной русской деревни. Однако в надежде на ночлег поэт постучался в крайнюю хату, где был принят с чисто славянским радушием и гостеприимством.

Его встретила обычная сельская женщина, которая, не боясь незнакомца, просто и приветливо ответила: «Вот печь для вас и теплая одежда». Но не только это поразило Рубцова в поведении селянки. После того, как ее ночной гость отогрелся, женщина поинтересовалась у него, будет ли война. Спустя 20 лет после ее завершения эта тема все еще болью отдавалась в душе хозяйки дома, и очень скоро поэт понял, почему. На стенах сельской хаты он увидел фотографии многочисленных мужчин из когда-то большой и дружной семьи. Все они погибли на войне, которой теперь так боялась эта неискушенная сельская женщина. Ведь она еще помнила ту боль утрат и понимала, что очередные военные действия принесут новые жертвы. Казалось бы, какое ей дело до страданий других? Но загадочная русская душа тем и славится, что умеет сочувствовать другим, отличается щедростью и удивительной добротой.

Хозяйка отказалась брать с поэта деньги за постой. Самой лучше наградой для нее стали слова Рубцова с пожеланием здоровья. Действительно, на Руси испокон веков за добро принято платить добром.

Сегодня уже трудно поверить в то, что когда-то посторонний человек мог спокойно войти в любой сельский дом и попроситься на ночлег. Но еще полвека назад это считалось нормой и даже приветствовалось. Ведь взамен хозяева получали гораздо больше, чем деньги, культ которых сегодня возведен в абсолют. Тайну таких взаимоотношений приоткрывает Николай Рубцов, о. Казалось бы. В этой фразе нет ничего удивительного и неординарного. Тем не менее, именно она является тем стержнем, на которой всегда строились отношения между простыми людьми. Хлебосольность, желание придти на помощь тому, кто в этом нуждается, мудрость в общении и удивительная доброжелательность – все эти качества поразили поэта настолько сильно, что он осознал всю бессмысленность и мелочность прежних взаимоотношений с людьми. После этой неожиданной встречи поэт признается, что его друзья отдалились, а смыслом жизни стали те идеалы, которые буллы всегда в почете у наших предков, умеющих любить людей искренне и не требующих ничего взамен.

3.

«Звезда полей» Николай Рубцов

Звезда полей, во мгле заледенелой Остановившись, смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней, И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей…

Литературный анализ

Произведение относится к лирическому творчеству поэта и по жанровой направленности является песней, раскрывающей авторские чувства и мысли.  

Основной тематикой стихотворения отображаются детские воспоминания поэта в виде описания горницы, являющейся одной из центральных комнат русского дома.

Композиционная структура стихотворения представляет собой метрическую систему, в которой стихосложение имеет слогоударную форму, и состоит из четырех четверостиший (катренов), сложенных в линейную, последовательную схему.

В первой строфе описывается экспозиция в виде места действия повествования, горницы. Во второй строфе действие подвергается завязке в форме начала действий лирического героя, которые в содержании третьей строфы приходят к стихотворной развязке в виде планирования мероприятий для преодоления душевных терзаний. Кульминацией стихотворения становится авторская мысль о необходимости построения дальнейшей судьбы, несмотря на потери, боль и тоску.

Повествовательное содержание ведется от лица лирического героя, передающего авторский поэтический замысел в форме изображения внутреннего конфликта, выраженного в духовном кризисе человека.

В качестве стихотворного размера используется форма четырехстопного хорея в сочетании с пиррихием и мужской клаузулы, включающих перекрестную рифмовку с применением открытых мужских рифм, оканчивающихся на гласный звук.

Среди художественных средств выражения преобладают многочисленные эпитеты и развернутые метафоры, создающие лейтмотив душевного состояния лирического героя. Кроме того, поэт использует в стихотворении литературный прием в виде инверсии, меняющий звуковую интонацию произведения и придающий ему наибольшую выразительность. 

Отличительной особенностью стихотворения является его неприкрытая мелодичность и особая звукопись в виде ассонанса, подчеркивающие взволнованность, задушевность, трогательность повествовательного содержания. Помимо этого, динамичность лирической сюжетной линии придает применение поэтом разнообразных глаголов, а также местоимений, усиливающих ощущение несостоявшейся жизни лирического героя.

Использованные в произведении образу природного пейзажа демонстрируют неприкрытую любовь лирического героя к рано ушедшей матери и отображают его чувства грусти, тоски и печали.

Анализ стихотворения В горнице по плану

В горнице моей светло…

На этой вкладке вы найдете информацию об авторе (или авторах) книги » В горнице моей светло…». Это может быть подробная биография писателя или только какие-то отдельные факты из его жизни. К сожалению, о некоторых авторах (как правило, молодых) нам известно очень мало или совсем ничего не известно.

Особое внимание мы уделили поиску фотографий писателей, ведь всегда интересно увидеть человека, который создал понравившееся (или не понравившееся

  1. Рубцов Николай Михайлович

Никола?й Миха?йлович Рубцо?в (3 января 1936, село Емецк, Северный край — 19 января 1971, Вологда) — русский лирический поэт.

Появился на свет Николай Михайлович Рубцов в 1936 году в январе третьего числа в селе Емецк (Архангельская область). Семья переехала в Вологду в 1940 году, там Рубцовых и застала Великая Отечественная война. Николай рано стал сиротой – его отец, Михаил Андреянович, начальник ОРСа леспромхоза, ушёл на фронт и, как дети считали, погиб уже в 1941 году (на самом-то деле Рубцов просто бросил свою семью и жил после войны отдельно в Вологде, где и умер только в 1962 году). В 1942 году умерла мать, Александра Михайловна, и Николай был отправлен под Вологду в детский дом, а в 1943 году был переведён в Никольский детдом, который находился в Тотемском районе Вологодской области. Здесь Николай закончил семь классов школы.

«Малая родина» в Вологодской области дала Рубцову самую главную тему его будущего поэтического творчества – старинную русскую самобытность, которая стала центром жизни для него, священной землёй, где он мог чувствовать себя «и смертным, и живым».

Будущий поэт с 1950 по 1952 год учился в лесотехническом техникуме в Тотьме. Потом два года работал кочегаром треста «Севрыба» в архангельском траловом флоте и еще два года – в Ленинграде на опытном военном полигоне разнорабочим.

Николай Рубцов проходил армейскую службу с 1955 по 1959 год на Северном флоте (в звании сначала матроса, а позже старшего матроса). После демобилизации он устроился жить в Ленинграде. Николай работал также на Кировском заводе кочегаром, слесарем и шихтовщиком попеременно. Однако в душе Рубцов жил только поэзией и решил потому изменить свою судьбу.

Николай Михайлович в 1962 году поступил в Москве учиться в Литературном институте имени Максима Горького. Там он познакомился с Владимиром Николаевичем Соколовым, Станиславом Юрьевичем Куняевым, Вадимом Валериановичем Кожиновым и другими литераторами. Дружеское участие этих людей помогало ему не раз и в творчестве, и в издании стихов. С его пребыванием в стенах Литературного института вскоре возникли проблемы, тем не менее, поэт продолжал писать и уже к середине 1960-х годов вышли его первые поэтические сборники. Первая книга стихов Рубцова «Лирика» была опубликована в Архангельске в 1965 году. Затем были изданы и положительно встречены любителями поэзии сборники «Звезда полей» (в 1967 году), «Душа хранит» (в 1969 году).

В 1969 Рубцову всё-таки удалось закончить Литературный институт. В это же время поэт получил отдельную однокомнатную квартиру, первую в своей жизни. В 1970 году вышел сборник «Сосен шум». Готовился к печати ещё один сборник «Зелёные цветы», однако он появился уже после смерти Николая Михайловича.

В 1971 году в январе 19-го числа Николай Михайлович Рубцов погиб в Вологде во время семейной ссоры от рук Людмилы Дербиной (Грановской), начинающей поэтессы, на которой поэт собирался жениться – они только что (5 января) подали документы в ЗАГС. Судебное следствие установило, что смерть Рубцова наступила в результате удушения.

После смерти Рубцова были также опубликованы сборники его поэзии: «Последний пароход» (в 1973 году в Москве), «Избранная лирика» (в Вологде в 1974 году), «Подорожники» (в 1975 году, снова в Москве) и «Стихотворения» (в 1977 году).

В Вологде названа улица именем Николая Рубцова и установлен памятник поэту в 1998 году, скульптором был Александр Михайлович Шебунин. Памятник работы скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова установлен в Тотьме, на родине поэта. В Емецке в 2004 году был установлен памятник работы скульптора Николая Васильевича Овчинникова.

Анализ стихотворения Н.М. Рубцова. «В горнице.». Назвать тему- ключевые слова, идею-…

Ответ:

1. Род литературы – лирика. Подход к изображению основных форм проявления человеческой личности субъективный – в переживаниях и раздумьях. 2. Жанр лирического произведения – лирическая песня, раскрывает чувства и мысли лирического героя. 3. Система стихосложения – метрическая, силлабо-тоническая; буквально слогоударное стихосложение, введённое реформой Тредиаковского – Ломоносова.

4. Размер – четырёхстопный хорей с пиррихием во второй стопе и мужской клаузулой. В горнице моей светло. Это от ночной звезды. Матушка возьмёт ведро, Молча принесёт воды… / — — — /-/-/ / — — — /-/ / — — -/ — / / — — — / — / Примеры четырёхстопного хорея: Сквозь вол/нисты/е ту/маны Проби/ рает/ ся лу/на, 5. Рифма по месту ударения в строке только мужская, открытая, так как оканчивается на гласный звук. По способу рифмовки перекрёстная; точная, богатая, однородная, простая, банальная. 6. Автор использует звукопись: в первой строфе ассонанс на звук ; 7. Композиция стихотворения линейная, последовательная; стихотворение состоит из 4 катренов (четверостиший). Первая строфа соответствует экспозиции – описывается место действия – горница. Вторая строфа – завязка действия, так как описание обстановки побуждает героя к действию. Третья строфа – развитие действия – лирический герой планирует свои действия по преодолению духовного кризиса. Кульминация – «Думать о своей судьбе». Развязка – «Лодку мастерить себе…» 8. Лексические средства языка: преобладают общеупотребительные слова, разговорные: горница, матушка, садик, хлопотливый, характерные для лирической народной песни. 9. В основном слова использованы в прямом значении. Эпитет «кружевная» (тень ивы) создаёт мотив красоты именно в тот момент, когда лирический герой преобладает духовный кризис и планирует его преодоление. Инверсия: цветы мои, завяли все, ивы кружевная тень, будет хлопотливый день. Инверсия резко меняет интонацию и придаёт стиху большую выразительность. 10. Имена существительные: (в) горнице, (от) звезды, матушка, ведро, воды, цветы, (в) садике, лодка, (на) мели, (на) стене, ивы, тень, день, цветы, (о) судьбе, (до) звезды, лодку. (17 имён существительных; повторяются формы родительного падежа существительного звезда с разными предлогами и поэтому имеющие разное значение: в первом случае свет от ночной звезды; во втором случае значение времени – до ночной звезды). Имена прилагательные: ночной, красные, речной, кружевная, хлопотливый, ночной (всего 6, повтор – ночной). Глаголы: возьмёт, принесёт (будущее время – 1 строфа); завяли (прошедшее время), догниёт (будущее время), дремлет (настоящее время), будет, буду поливать, думать, буду мастерить (будущее время). Всего 9 глаголов, которые создают динамизм лирического сюжета. Местоимения: моей, это, мои, моей, (у) меня, (под) ней, (о) своей, себе. 8 местоимений, преобладают местоимения, указывающие на лирического героя. 11. Основной конфликт – внутренний, в душе лирического героя, который преодолевает духовный кризис. 12. Образы горницы, звезды, матушки, красных цветов и садика, лодки, ивы. Трогательные чувства грусти, печали, любви к матушке и садику, к природе и миру. Образ лирического героя. 13. Ведущие мотивы света ночной звезды, деятельной помощи матушки, садика с увядшими цветами как символа души героя, догнивающей на речной мели лодки как символа несостоявшейся судьбы героя, мотив преодоления духовного кризиса. 14. Развёрнутое заглавие: Чтобы лодка не догнивала на речной мели, начини её мастерить. 15. Тема человеческой судьбы. Идея – нужно преодолевать жизненные невзгоды, нельзя поддаваться отчаянию. 16. Стихотворение замечательное, лирически взволнованное, трогательное, задушевное. Не случайно оно положено на музыку и часто его принимают за народную песню – самое высокое доказательство художественных достоинств этого стихотворения

Анализ стихотворения Рубцова В горнице

Лирическое произведение Николая Рубцова «В горнице» — это одна из самых известных творческих работ поэта. Представленный стих часто причисляют к русскому народному творчеству, поскольку он наполнен богатыми символичными образами, а также искренностью и особой душевностью в словах. Специально для этого стихотворения создаются музыкальные композиции, которые потом исполняют знаменитые певцы со сцены.

В целом, стихотворение «В горнице» освещает воспоминания поэта о своем далеком детстве, о матери («матушка возьмет ведро…») и о жизни в целом. В нем заложен внутренний духовный кризис лирического героя, который он в итоге с успехом преодолевает.

Горница, с которой начинается стихотворение Николая Михайловича, издавна считалась одним из самых главных помещении в домах русского деревенского народа. Ведь именно горница вмещала в себя достаточно большее количество народу в дни праздников и трауров. В этом, так называемом, центре дома, хозяева встречали и провожали гостей, собирались на семейные советы, играли маленькие дети.

Созданный образ уюта и тепла в первой строчке дополняется символом звезды, освещающей горницу: «…это от ночной звезды», что очень характерно для творчества Рубцова. Звезда символизирует надежду, идеалы и судьбу человека. Затем возникает образ матери, которая, не произнеся ни слова, приносит в дом воду. Однако на этом и завершаются воспоминания из детства.

Во второй строфе меняется настроение повествования. Поэт делится с читателем своей невосполнимой утратой и безрадостной переменой в судьбе, облачив их в метафоричные символы — красные цветы и догнивающую лодку на речной мели. Цветы, как образ, имеют автобиографический смысл. Он заложен в воспоминаниях о матери Николая Михайловича. А упоминание лодки можно охарактеризовать как разрушенную судьбу, прибитую к берегу быстрым течением жизни.

В третьей строфе стихотворения Рубцова «В горнице» прослеживается тоскливое настроение. Лирический герой тоскует по прежним временам, что подчеркивает образ плакучей ивы, как символ печали, в стихотворении.

Однако жизнь продолжается и об этом поэт повествует в последней строфе своего стихотворения: «завтра будет хлопотливый день» и что лирический герой «будет поливать цветы», «думать о своей судьбе» и «лодку мастерить», чтобы они не продолжала гнить.

Несомненно, утрата близкого человека, для каждого — это ни с чем несравнимое событие по своему разрушительному влиянию на жизнь. И все же необходимо отыскать в себе силы и идти дальше, стараясь помнить, но не оглядываться на прошлое. В этом и заложена основная идея анализируемой творческой работы.

Судя по итоговым строчкам стихотворения, можно смело говорить о том, что у Николая Рубцова получилось справиться с этим тяжелым испытанием в судьбе и жить дальше. Безусловно, в душе поэта до последнего дня оставался след от утраты любимой матери. Именно поэтому он решился поделиться своими переживаниями с читателем. А эта искренность поэта, в свою очередь, сделала лирическое произведение широко популярным в народе.

Анализ стихотворения Рубцова «Звезда полей»

Звездное небо у большинства людей ассоциируется с чем-то недосягаемым, возвышенным и даже божественным. Кто-то восхищается небесными светилами, на других они наводят мистический ужас из-за того, что постичь их суть невозможно. Для Николая Рубцова звезда – это своеобразный жизненный маяк, который освещает автору путь и согревает душу. Причем, небесное светило для поэта является вполне осязаемым и доступным, его Рубцов считает своим близким другом.

В стихотворении «Звезда полей», написанном в 1964 году, автор словно бы стирает грань между небом и землей, подчеркивая тем самым, что любые природные явления не могут быть чуждыми человеку, который является неотъемлемой частью этого сложного и прекрасного мира. Кроме этого, у Николая Рублева звезда – это не частичка неба, а то, что принадлежит земле. Неслучайно автор «привязывает» ее к полям и утверждает, что она «горит, не угасая», наполняя своим далеким светом сердца простых людей, которые привыкли уповать на небо, вознося к нему свои молитвы.

Николай Рубцов признается, что в минуты жизненных невзгод и потрясений именно звезда полей, которую он привык наблюдать с самого детства в родном селе, дает ему силы принимать верные решения и идти вперед. Он вспоминает о небесном светиле, как о талисмане, от которого веет надежностью, стабильностью и умиротворением. Ведь звезда «горит над золотом осенним, она горит над зимним серебром», что бы ни случилось, и всегда готова придти на помощь одинокому путнику, который сбился с дороги.

Таким потерявшимся странником считает себя и Николай Рубцов, который проводит параллель между собой и тысячами других людей, лишенных того, что в старину принято было называть верой. Без нее, по мнению автора, любой человек не только утрачивает смысл жизни, но и становится похож на слепого котенка, который в сложных жизненных ситуациях попросту не знает, что ему делать. И лишь звезда полей, «своим лучом приветливым касаясь всех городов, поднявшихся вдали», помогает их обитателям найти дорогу не только к истокам своей культуры и истории, но и заглянуть в собственную душу.

Жизнь обошлась с Николаем Рубцовым довольно сурово, и ему пришлось на собственном опыте узнать, что такое голод, унижения и ощущение собственной беспомощности от осознания того, что ты никому не нужен. Но, даже став воспитанником детского дома, будущий поэт никогда не забывал о том, кто он есть, и где его родина. Спустя много лет Рубцов, будучи уже состоявшимся поэтом, вернулся в поселок Емецк Архангельской области, где прошло его детство, и вновь увидел свою давнюю знакомую – звезду полей, о которой помнил все эти годы. Поэт признается, что, находясь в других городах, старался не упускать ее из виду. Однако автор убежден, «только здесь, во мгле заледенелой, она восходит ярче и полней». И в этом нет преувеличения, так как холодные северные звезды, напоминающие небесные бриллианты, создают иллюзию тепла и света, которых так не хватает людям, утратившим самих себя в этом бесконечном мире. Поэтому Николай Рубцов благодарен своей звезде полей, и утверждает, что он по-настоящему счастлив, пока может отыскать на небосводе свою верную спутницу, которая помогает скрасить одиночество холодными зимними ночами и спасает от разочарований. Именно звезде полей автор обязан тем, что состоялся как поэт, потому что она стала для него путеводной нитью в мир творчества, верным слушателем и напоминанием о том, что самое главное в жизни – не сбиться с дороги, по которой предстоит пройти нелегкий и порой даже весьма опасный путь, именуемый человеческой жизнью.

4.

«В горнице» Николай Рубцов

В горнице моей светло. Это от ночной звезды. Матушка возьмет ведро, Молча принесет воды…

Красные цветы мои В садике завяли все. Лодка на речной мели Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей Ивы кружевная тень. Завтра у меня под ней Будет хлопотливый день! Буду поливать цветы, Думать о своей судьбе, Буду до ночной звезды Лодку мастерить себе…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: