Чайковский, «времена года»

Презентация фортепианная музыка п.и.чайковского  доклад, проект

Слайд 16«Осенняя песня». ОктябрьОсень в России всегда была порой, которую воспевали многие

писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветии. Умирание в природе в канун зимы — это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни. У всех гениев, обращавшихся к теме осени получались шедевры. “Осенняя песнь” занимает в цикле особое место. По своему трагическому колориту она является его содержательным центром, итогом всего повествования о русской жизни и жизни русской природы. В мелодии преобладают грустные интонации — вздохи. Полное одиночество, вдвоем с тишиной. И вспоминаем, что Чайковский был меланхолик. В средней части возникает некоторый подъем, трепетное воодушевление, словно проблеснула надежда на жизнь, попытка сохранить себя. Но Третий раздел, повторяющий первый, вновь возвращает к начальным печальным “вздохам”, и уже к совершенно безнадежному полному умиранию. Вся пьеса — это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино. “Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, — писал композитор.

Слайд 8И Петербург и Москва представляли собой огромные концертные города, где вечерами

из окон можно было слышать музыку: играли трио, квартеты, дуэты, рояли, скрипки, виолончели. Это были первые шаги к созданию первого из самых музыкальных народов мира.Музыкальное образование в те годы было обязательным, необходимым и серьезным. И в гимназиях и домашнему музицированию обучались сотни тысяч мальчишек и девчонок. И появилась «индустрия», поставляющая музыкальный материал. Все это печаталось огромными тиражами в журналах, во вкладышах. К сожалению, появлялось очень много «низкопробной», «непрофессиональной» музыки. В 1875 году Николай Матвеевич Бернард — редактор, владелец журнала «Нувеллист» обратился к своему любимому композитору П.И. Чайковскому с предложением написать 12 пьес к 12-ти месяцам года. Произошло событие революционное в области музицирования. И Чайковский понимая, что это будет журнал для огромного количества людей, что это будут играть гимназисты и гимназистки, он подумал о том, что это должно быть доступно. Николай Матвеевич был не только большим ценителем музыки Чайковского, но и русской поэзии. Он предписал каждому произведению стихи. И перед каждой пьесой есть фрагменты, цитаты из поэзии.

Слайд 14«Белые ночи» МайБелые ночи — так называются ночи в мае на

севере России, когда ночью так же светло, как и днем. Белые ночи в Петербурге, столице России, всегда отмечались романтическими ночными гуляниями и пением. Образ белых ночей Петербурга запечатлен в полотнах русских художников и стихах русских поэтов. Пьеса состоит из двух больших разделов, вступления и заключения, которые неизменны и создают обрамление всей пьесы. Вступление и заключение — это музыкальный пейзаж, образ белых ночей. Начинается с «гуслярных переборов» широко, что придает вступлению ощущение былинности. И казалось музыка должна пойти по- другому пути — все светлее и светлее, но… Второй раздел по настроению порывистый и даже страстный. Волнение души настолько возрастает, что приобретает восторженно-радостный характер .Быстрая смена состояния- характерная особенность Чайковского. После него идет постепенный переход к заключению (обрамлению) всей пьесы. Все успокаивается, и вновь перед слушателем картина северной, белой, светлой ночи в величественном и строгом в своей неизменной красоте Петербурге.

Слайд 7Я помню вальса звук прелестный-Весенней ночью, в поздний час,Его пел голос

неизвестныйИ песня чудная лилась.Да, то был вальс прелестный, томный,Да, то был дивный вальс.В молодые годы Петр Ильич любил бывать на балах или дружеских вечеринках. При этом его практически всегда просили поиграть на фортепиано свои пьесы. В то время любимыми были вальсы. Чайковский написал много вальсов. Вальс есть в 5 и 6 симфониях, в опере «Евгений Онегин», в балетах «Спящая красавица» и «Щелкунчик», в форт-ном цикле «Времена года»(апрель, декабрь).«Сентиментальный вальс» был сочинен в 1882г. И посвящён милой женщине, гувернантке в семье друга Г.П. Кондратьева. Но не стоит искать связь музыки вальса с посвящением. Если вслушаться — она расскажет о другом. Уже в возрасте 30-40 лет Чайковский грустил о приближающейся старости, печалился о прошедшей молодости. Эти настроения и воплощены в «Сентиментальном вальсе». Основная тема как раз выражает чувство спокойной грусти. Вторая часть- воспоминание о прошлом, словно в памяти героя этой маленькой поэмы всплыли картины бала, на котором он когда то вальсировал. В музыке появляется звучания, напоминающие духовой оркестр, играющий на балу. Музыка становится бравурной, размашистой. Воспоминания взволновали героя и появляется эпизод, полный взволнованной порывистости… Однако, это было давно и опять звучит мелодия сентиментальной грусти, сожалений о прошедшем.

Слайд 6П.И.Чайковский, вобрав в себя лучшие достижения европейской и русской музыкальной культуры,

опираясь на русское народное творчество и городской романс XIX века, создал классические образцы русского национального музыкального искусства. Он создал лирическую оперу, русский классический балет; его фортепианные и скрипичные концерты являются большим вкладом в мировую камерно-инструментальную музыку. По-новому зазвучали его фортепианные миниатюры и лирические романсы.Музыка Чайковского лирична. Основным средством выразительности является развернутая мелодия. Мелодия включает в себя и широкий напев русской народной песни и напевно-декламационную выразительность человеческой речи. Музыку Чайковского отличают простота и доступность при высоком профессионально-художественном мастерстве. В произведениях Чайковского часто звучат танцевальные ритмы, особенно ритмы вальса, и не только в его балетах, но и в симфониях, операх, камерно-инструментальной и вокальной музыке. Подобно Глинке Чайковский воспринял песенную и танцевальную мелодику других народов: украинского, итальянского, французского.Чайковским было написано множество фортепианных произведений. Это три концерта, фантазия, соната, свыше 100 фортепианных сочинений.В фортепианных произведениях Чайковский выражает свои лирические настроения, даёт музыкальные зарисовки природы, бытовых народных сцен. Наиболее известны его «Детский альбом», цикл пьес «Времена года», пьесы «Ната-вальс», «Сентиментальный вальс», «Романс».В пьесах встречаются разнообразные черты фортепианного стиля Чайковского, но главную роль играет широкая мелодия песенного склада, в которой слышатся интонации русского романса и русской народной песни.В мировой фортепианной литературе нет произведения, в котором так гениально просто передан круговорот сменяющихся месяцев, жизни природы и людей.

Слайд 12«Подснежник» Апрель«Идея роста в ускоренной съёмке». Подснежник — так называются растения,

которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Пьеса «Подснежник» построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания. В пьесе три раздела. Первый и третий повторяют друг друга. Но в среднем разделе нет яркого образного контраста, скорее, здесь некоторая смена настроений, оттенков одного и того же чувства.

Презентация на тему: » Чайковский Времена года Декабрь. Святки.. П.И.Чайковский (1840-1893) П.И. Чайковский — великий русский композитор, музыка которого уже при жизни вошла.» — Транскрипт:

1

Чайковский Времена года Декабрь. Святки.

2

П.И.Чайковский ( ) П.И. Чайковский — великий русский композитор, музыка которого уже при жизни вошла в элиту мировой классики. Заниматься музыкой в середине 19 века и не терпеть нужду могли позволить себе, как правило, только обеспеченные дворяне. Взгляд на музыку был как на дело не серьезное, ничего общего с трудом не имеющего. Но несмотря на все трудности, Чайковский поступает в только- то открывшуюся Петербургскую консерваторию. Своей сестре он пишет Я просто хочу только делать то, к чему влечет меня призвание; буду ли я знаменитый композитор или бедный учитель, — но совесть моя будет чиста, и я не буду иметь тяжкого права роптать на судьбу и на людей.

3

Постоянное напряжение творческих сил, повседневный и вдохновенный труд над созданием многочисленных музыкальных произведений составили содержание и смысл всей жизни великого композитора.

4

Времена года Двенадцать пьес публиковались в журнале «Нувеллист» ежемесячно на протяжении 1876 года. В конце того же года весь цикл вышел в свет отдельным изданием под общим названием «Времена года».). Они были задуманы композитором как последовательный ряд картин русской природы и быта, подчиненных естественному годичному круговороту тепла и холода, расцвета и увядания. Глубокая поэтичность и проникновенная лирическая теплота доставили заслуженную популярность большинству пьес этого цикла, принадлежащих к лучшим фортепианным сочинениям Чайковского. Написанные без притязаний на виртуозный блеск и эффектность, они отличаются пленяющей мелодической выразительностью и тонкостью фортепианного письма. Каждая отдельная пьеса представляет собой самостоятельную по характеру законченную миниатюру, вся цепь которых воспринимается как задушевное, идущее от глубины сердца повествование о бесконечно дорогом и близком композитору.фортепианным сочинениям

5

Декабрь это последняя пьеса из «Времён года» Пьеса называется «Святки»… Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали… (В. А. Жуковский)

6

Стоит только произнести: «ночь перед Рождеством», «крещенский вечер» — и даже у нас, забывших все или почти все традиции, как будто что-то отзывается в душе, как будто открываются двери в неведомое

В старину верили, что в такие ночи на землю спускаются боги, которых можно спросить о самом важном. Из этих загадочных существ мы сегодня помним лишь Санта- Клауса, Деда Мороза – старика с белой бородой, приносящего подарки

Святки это старинный праздник перед Новым годом. Самые короткие дни – и самые длинные ночи. Самые весёлые и шумные праздники – и самые волшебные гадания.

7

Пусть мы забыли многое, однако, не все. Ещё и сегодня школьницы в рождественскую ночь кладут под подушку записочки с именами знакомых мальчиков. В позапрошлом веке не только крестьянские девушки, но и барыни-дворянки с замиранием сердца ждали Святок, чтобы узнать свою судьбу. На святки ходили ряженые из дома в дом, девушки гадали о своей будущей судьбе, устраивали «святочные гадания». В семьях царило праздничное веселье. Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки, ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками.

8

«Святки» — в рукописи композитора имеет подзаголовок Вальс. Вальс в те времена пользовался большой популярностью, был символом семейных праздников. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса. Завершается пьеса домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки.

9

Под этот красивый вальс можно и танцевать. Только он довольно медленный, задумчивый, зимний, и немножко грустный. Это и понятно ведь расставаться всегда грустно, а вальс этот последний в альбоме «Времена года» и композитор прощается с нами, со своими слушателями.

10

Благодарю за внимание!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: