Поль Мориа в России
За свои творческие успехи и за музыкальную работу в целом Поль Мориа был награжден Орденом Искусства и литературы. По воспоминания музыканта, Россия ему очень понравилась. Первое, что зацепило Поля Мориа, стала культура и еда. Русская водка и черная икра – вот эти 2 фактора стали настоящим ценным аргументом, почему хоть раз стоит посетить Россию. Также Полю Мориа, как профессиональному музыканту, понравилась русская музыка и её подача слушателю. Поль Мориа вдохновился российской музыкой и сделал 12 аранжировок на русские песни. Пластинка с данными аранжировками стала называть «Россия вечная». Москва полюбилась Полю, как отдельный спектр чего-то строгого и выдержанного, на фоне других городов страны. В своих планах Поль Мориа рассказывал, что хотел бы посетить другие российские города гастролями, но это получилось лишь только у оркестра с другим руководителем. Сам Поль Мориа не успел осуществить задуманные планы, так как оркестр был передан на управление другому музыканту, и Поль Мориа вовсе перестал связывать себя с музыкой из-за здоровья.
Борис Торхин для Blatata.Com
Поездки в Советский Союз
Впервые Поль побывал в Советском Союзе в 1967 году вместе с оркестром «Олимпия» и певицей Мирей Матье в качестве её аккомпаниатора. Это был уникальный случай для страны советов, так как первый раз за долгие годы в неё открылись двери для иностранцев.
Прибытие оказалось не очень весёлым. Сразу музыканты испытали разочарование, как и все, кто впервые приезжал с Запада в Москву. Аэропорт не шёл ни в какое сравнение с парижским, из Госконцерта делегацию никто не встречал, пришлось отстоять огромную очередь к пункту проверки паспортов. А потом их повезли в гостиницу «Советская» на автобусе, который, наверное, остался со времён революции, так в нём трясло.
Поль уже успел составить собственное, не совсем приятное мнение о Советском Союзе. Но вскоре это впечатление сгладили русская водка, чёрная икра и осетрина на гриле. Гастроли проходили в Москве, Ленинграде и Казани. Окончательно растопило сердце музыканта знакомство с советскими слушателями. Он видел, какой неподдельный интерес вызывает у них французская эстрада. А ещё Полю безумно понравились питерские белые ночи, такого уникального явления он никогда не видел.
Поль Мориа полюбил русскую народную музыку за её красоту, мелодичность и богатство. Он сделал аранжировки для двенадцати русских народных записей и песен, которые вышли на пластинке под названием «Россия вечная».
Второй приезд Поля Мориа в СССР состоялся спустя одиннадцать лет, зимой 1978 года он гастролировал со своим оркестром и дал семь концертов в столице.
Поль влюбился в зимнюю Москву с её строгими, вычерченными линиями проспектов, ажурностью площадей, припорошенными снегом церковными куполами и старинными зданиями. Он называл Москву удивительно красивой сказкой. Музыкант мечтал в следующем гастрольном туре проехать по другим российским городам. Но очередные гастроли состоялись лишь в 2002 году, а дирижировал оркестром уже Жиль Гамбюс.
Посланник музыки настроения
Несколько удивительных фактов о Поле Мориа, о которых вы возможно не знали:
- «Мне было три года. Но я помню, как будто это было вчера. Я увидел фортепиано,подбежал к нему и стал играть. Вечером пришел домой отец, мама сказала: «Поль умеет играть».Он не поверил, и тогда я сыграл пьесу, которую недавно услышал по радио. Нота в ноту. С тех пор отец стал учить меня, хотя он не был профессиональным музыкантом. Мой первый учитель, за что я ему безмерно благодарен»(из воспоминаний Поля Мориа).
- Создать эстрадно-симфонический оркестр пришло после того, как П. Мориа услышал музыку оркестра Ф. Пурселя, которого позднее назовет своим духовным отцом.
- Поль Мориа единственный композитор, сумевший обобщить историю мировой музыки 20 века.
- Мориа любил Россию, бывал здесь неоднократно. В 1965 году записал пластинку с 12 русскими мелодиями «Вечная Россия», изданную во многих странах на компакт-дисках с названием «The Russian album».
- Он никогда не анализировал свои произведения. « Это лишнее расстройство. Кажется, что можно и лучше. Хоть переделывай. Нет, анализировать нельзя, иначе заболеваешь». (из воспоминаний П.Мориа)
- Мориа, выйдя впервые на московскую сцену, был совершенно поражен овациями. Он не подозревал, что в холодной России он хоть кому-то известен. А ведь к этому моменту в магазинах грампластинок продавалось уже как минимум две пластинки оркестра, выпущенных, конечно, без всякого согласия компании Philips.
- Поль Мориа не оставил музыкального преемника. Ни один другой оркестр не может использовать его имя. Он хотел, чтобы жизнь оркестра закончилась его собственной. Таково было его последнее желание.
Я благодарю Лилию и ее мужа, который тоже участвовал в подготовке материала к этой статье. Такая у них чудесная пара. И мы передаем большой привет Польше, где они живут. Им и их друзьям, знакомым.
Приятного вам состояния души, мои дорогие читатели. Думаю, что мы прекрасно провели сегодня время, вспомнив такие удивительные композиции.
Для всех, кто любит музыку, приглашаю почитать и другие статьи на блоге о музыке. Перейти в рубрику «Влияние музыка на человека» можно, кликнув по кнопке ниже.
Статьи о музыке и музыкантах
События из жизни
Путь к славе не был простым. Возможно он стал бы великим пианистом, но у судьбы на него были другие планы. В жизнь юного музыканта буквально ворвался джаз, сразил его наповал своими ритмами.
- 1942 – в свои 17 он создал первый оркестр. Его музыканты, за исключением одного молодого парнишки, были взрослыми людьми, даже годились в деды и отцы. А в музыке, которую они играли, классика отлично уживалась с джазом. Своих постоянных слушателей новый оркестр обрел в лице посетителей мюзик-холлов и кабаре в годы Второй мировой войны. И все же это был только эксперимент.
- 1951 – Поль переезжает в Париж. В моду вошла совсем иная музыка, публика фанатеет от английских и американских бит-групп. А его вкусы остались все теми же сентиментальными. Он мечтает о большом оркестре. Но публике это неинтересно.
- 1957 – оркестр его распадается. А сам Мориа теперь аккомпаниатор и аранжировщик в звукозаписывающей компании «Barclay». Здесь он знакомится с Шарлем Азнавуром, они даже вместе работают над его песнями. Молодой талантливый музыкант сделал для Шарля и других французских исполнителей немало аранжировок для песен.
- 1962 – Мориа создает «Chariot», в сотрудничестве с Франком Пурселем, известным французским композитором. Это его первый хит, который завоевывает признание во многих странах мира.
- 1964-1965 – Поль работает с Раймоном Лефевром, французским аранжировщиком и композитором, над музыкальным сопровождением к кинокомедиям «Жандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке».
- 1965 – ему уже 40. Наконец, сбылась заветная мечта. Поль Мориа создает свое знаменитое на весь мир детище гранд-оркестр «Le Grand Orchestre de Paul Mauriat». А сам становится его дирижером. Уже давно в нем живет убеждение, что нет в музыкальном мире независимее человека, чем дирижер. Для многих стало неожиданностью, что оркестр Поля Мориа стал очень быстро набирать популярность. На его концерты зрители буквально валом валили. Музыка, которую играл этот коллектив, от капризов моды не зависела, она была настоящей.
- 1966 – начало сотрудничества с Мирей Матье.
- 1967 – Поль впервые в Советском Союзе. Он приезжает с Матье, как ее аккомпаниатор. С ними оркестр «Олимпия».
- 1968 – созданная Мориа оркестровая версия песни «Love is Blue» представлена в конкурсе «Евровидение-1967». Она поднимается на верхние строки хит-парадов США, покоряет множество других стран.
- 1969 – гранд-оркестр активно гастролирует по миру: Соединенные Штаты, Южная Корея, Япония, Канада, Бразилия и страны Латинской Америки.
- 1969-1972 – для Мирей Матье Поль пишет около пятидесяти песен и остается ее аккомпаниатором и директором.
- 1978 – Мориа второй раз приезжает в СССР. В Москве он дает семь концертов.
- 1994 – подписан контракт с японской звукозаписывающей студией «Pony Canyon». Дирижер записывает новые композиции, а некоторые из величайших хитов перезаписывает.
- 1997 – записан последний альбом оркестра под названием «Romantic».
- 1998 – последний тур в Японию. Поль прекращает сценическую деятельность. но поклонники хотят слушать любимый оркестр.
- 2000 – Поль принимает решение, что его детище продолжит выступления с другим дирижером. В первом туре в 2000 и последующих до 2004 года году им был Жиль Гамбюс, в 2005 году – Жан-Жак Жустафре. Сам оставался руководителем оркестра: выбирал программу концерта, музыкантов, просматривал оркестровки, при необходимости вносил изменения, следил за репетициями. В общем был художественным руководителем во всем.
- 2006 – 3 ноября ушел из жизни великий французский аранжировщик и дирижер Поль Мориа. Его супруга и наследница приняла решение – «Le Grand Orchestre de Paul Mauriat», который выпустил за 28 лет активной концертной деятельности сотни записей и сборников, прекращает свое существование.
Композитор Поль Мориа
Оркестр
Путь к славе у Поля Мориа не был усыпан розами. Ему было уже под сорок лет, а главная мечта о своём оркестре так и не сбылась. В то время во Франции вошли в моду английские и американские бит-группы, которые подобно грибам после дождя то появлялись, то исчезали
Большие оркестры вниманием со стороны зрителей не пользовались. В какой-то момент Поль даже отчаялся и подумал, что уже никогда не сможет со своими «устаревшими, сентиментальными вкусами» обратить на себя внимание
Даже друзья стали советовать ему, пересмотреть свои принципы. Но Мориа предпочёл оставаться собой.
В 1965 году он создал свой знаменитый на весь мир гранд-оркестр. Поль уже давно определил для себя, что хочет быть только дирижёром. Ведь пианист лишь аккомпанирует кому-то, а дирижёр – это самый независимый человек в музыкальном мире. Продюсеры уже почти списали Поля Мориа со счетов, как вдруг неожиданно для многих популярность его оркестра стремительно поползла вверх. Зрители буквально повалили на концерты коллектива, чья музыка не зависела от капризов моды и становилась живительным глотком настоящего искусства.
Поль всегда хотел предельной точности во всём – в соблюдении темпа, в настройке инструмента, в качестве звука. Он был большой перфекционист в музыке, превосходно разбирался не только в джазе и классике, но и в поп- и фолк-музыке. От джаза его коллектив очень быстро перешёл к эстраде, выступал с инструментальными версиями популярных мелодий (Поль делал для них новые аранжировки). Также Мориа обрабатывал классическую музыку и писал собственные композиции.
В 1968 году Поль создал оркестровую версию песни, принимавшей участие в международном музыкальном конкурсе «Евровидение-1967», – «Love is Blue». Вскоре эта композиция поднялась на верхние строчки хит-парадов США, а затем покорила и многие другие страны.
С 1969 года оркестр начал активную гастрольную деятельность, их тепло встречали в США, Южной Корее, Канаде, Бразилии и странах Латинской Америки. Особенно любили оркестр Поля в Японии, там коллектив давал до пятидесяти концертов в год.
В Советском Союзе оркестровая музыка Мориа звучала с экранов телевизоров и радио:
- в передаче «В мире животных»;
- в прогнозе погоды информационной программы «Время»;
- в мультфильме «Ну, погоди!»;
- в «Кинопанораме».
Состав оркестра очень часто менялся, кто-то работал в нём несколько лет, а некоторые уходили через две недели. За коллективом прочно закрепилась репутация интернационального оркестра. Так оно и было, музыка объединяла людей самых разных национальностей. При этом Поль был твёрдо уверен, что у каждого народа есть свой музыкальный инструмент, поэтому в его оркестре мексиканцы играли на трубах, бразильцы на гитарах. Он говорил, что если б представилась возможность пригласить в коллектив русских музыкантов, то обязательно взял бы виолончелистов, скрипачей и ксилофонистов.
В 1997 году оркестр записал свой последний альбом «Romantic».
В 2000 году Поль принял решение, что дальше оркестр продолжит свой путь под руководством нового дирижёра – Жиля Гамбюса. Это был ученик Мориа. Гамбюс окончил консерваторию, в 1976 году дебютировал в оркестре как клавишник и аранжировщик, побывал с коллективом во всех значимых мировых турне и аккомпанировал великой французской певице Далиде в её многочисленных гастролях. Оркестр был для Поля огромной частью его жизни, и, конечно же, ему было небезразлично, как он будет звучать дальше. Именно поэтому Мориа доверил своё детище Жилю Гамбюсу.
В 2005 году Поль Мориа передал руководство оркестром французскому дирижёру и аранжировщику Жан Жаку Жюстафре.
Формирование собственного оркестра Поль Мориа
Его звезда быстро зажглась. О таком стремительном развитии карьеры мечтал каждый артист. К 40-ка годам Поль опять задумался о формировании собственного коллектива. В это время были популярны бит-группы, оркестры в свою очередь, отошли на задний план.
Но, небольшие музыкальные группы одна за другой сменяли друг друга. Поль не видел в них «жизни». На этом этапе он не знал в чём себя реализовать. Спустя некоторое время он осознал, что хочет работать дирижёром в собственной группе.
Paul Mauriat (Поль Мориа): Биография композитора
В середине 60-х годов он собирает оркестр, музыканты которого исполняли душевную и лирическую музыку. Билеты на концерты коллектива маэстро отлично продавались. У Поля открылось второе дыхание. Он наконец-то начал «жить».
Почитатели музыки горячо принял новоиспечённый оркестр под руководством талантливого Поля Мориа. Больше всего в исполнении музыкантов коллектива, меломаны обожали слушать эстрадные песни, джаз, бессмертные классические произведения, инструментальные версии популярных хитов. В репертуар оркестра были включены композиции, которые вышли из-под пера Поля Мориа.
На закате 60-х годов прошлого столетия оркестровое переложение произведения Love is blue прозвучало на международном песенном конкурсе «Евровидение». Трек занял первые строчки не только в американских чартах. Композиция обрела неслыханную популярность во всём мире. Оркестр Мориа с распростёртыми объятиями принимали во всех уголках планеты.
Продолжительное время коллектив Поля и вовсе считался интернациональным. Частая смена музыкантов – определённо стала фишкой группы. В состав оркестра входило нереальное количество участников, играющих на разных музыкальных инструментах, при этом, команда состояла из музыкантов разных национальностей.
На закате 90-х годов прошлого столетия Мориа презентовал поклонникам своего творчества новый альбом. Речь идёт о лонгплее с чутким названием Romantic. Отметим, что представленная пластинка стала последним студийником дискографии прославленного француза. Оркестром Поля после его кончины руководил ученик Жиль Гамбусь.
Увлечения, хобби
Поль родился и вырос в Марселе, на берегу Средиземного моря, поэтому, как и все южане, он обожал играть в петанк (это национальный вид спорта в Провансе, заключается в поочерёдном бросании металлических шаров игроками двух команд). Ему нравилось играть с друзьями летом, когда тепло и можно было после поединка отправиться пить освежающий пастис (популярный французский алкогольный напиток на основе аниса).
А ещё Поль очень любил купаться в море, играть в теннис и шахматы. Зимой ему нравилось ходить в кино, на концерты, слушать классическую музыку. Но самым любимым занятием Поля Мориа было чтение. Он мог по несколько раз перечитывать своих любимых авторов – Бальзака, Лафонтена, Флобера.
В молодости Поля очень увлекал джаз, а в старости он слушал только классическую музыку Баха, Майера, Моцарта, Берлиоза, Бетховена. Из русских композиторов особенно ценил Чайковского и Стравинского. Любил музыку в исполнении французских певцов Жака Бреля, Барбары, Жоржа Брассенса, Сержа Генсбура. Среди американских исполнителей ему нравились Э. Фицджеральд и Ф. Синатра. Его любимым дирижёром всегда был восприимчивый Пьер Болез, которого Поль называл интеллектуалом до кончиков ногтей.
Среди современных композиторов отдавал предпочтение французу Морису Равелю и венгру Белле Бартоку. На отдельное и самое высокое место Поль ставил Пола Маккартни и Мишеля Леграна, их композиции всегда отличались свежестью и новизной, неповторимостью и яркостью, он мог узнавать мелодии этих талантливых музыкантов среди тысячи.
Биография
Стихи Ольги Алексеевой. Просто история любви .Мой клип о любви и боль души.Все видео
Поль Мориа родился во Франции, в городе Марсель, 4 марта 1925 года. Закончил Марсельскую консерваторию по классу фортепиано. В 17 лет создал свой первый оркестр.
В 1957 году переехал в Париж и приступил к работе на звукозаписывающей компании Barclay как аранжировщик и аккомпаниатор. В разное время работал с Шарлем Азнавуром (совместно создано более 120 песен), Далидой, Морисом Шевалье, Лео Ферре, Лени Эскудеро и многими другими эстрадными исполнителями.
В 1966 году Поль Мориа становится музыкальным директором Мирей Матьё. Совместно с поэтом Андре Паскалем он создает её главный хит «Mon credo», за несколько лет сотрудничества он записал с Мирей Матьё около 50 песен. В 1967 году во время визита Мирей Матьё в СССР на борту крейсера «Аврора» в Ленинграде рождается песня «Quand fera-t-il jour, camarade?», вошедшая в репертуар певицы.
В 1962 году Поль Мориа сочиняет свой первый международный хит — «Chariot», получивший позже английское название «I will follow him». Это была его совместная работа с известным французским композитором и дирижёром Франком Пурселем, записавшим спустя 4 года со своим оркестром песню композитора Андре Поппа и хорошо всем известную по прогнозу погоды на первом канале советского телевидения — «Manchester et Liverpool».
В 1964 и 1965 годах совместно с Раймоном Лефевром он сочиняет музыку к кинокомедиям с участием Луи де Фюнеса «Жандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке».
В 1965 году Поль Мориа создаёт свой Гранд-оркестр, с которым долгие годы записывает инструментальные версии популярных песен, делает обработки классической музыки. В 1968 году его оркестровая версия песни-участницы конкурса «Евровидение 1967» — «L’amour est bleu» (в дальнейшем именуемая «Love is Blue») возглавила хит-парады США, а затем и во многих странах мира. Поль Мориа стал единственным французским исполнителем, добившимся такого признания в США.
Начиная с 1969 года оркестр Поля Мориа делает концертные туры в США и Канаде, Японии и Южной Корее, Бразилии и других странах Латинской Америки. Поль Мориа становится феноменом в Японии, ежегодно устраивая до 50 концертов.
В СССР музыка в исполнении оркестра Поля Мориа часто звучала на радио и телевидении, в таких телевизионных передачах как «В мире животных» (композиция «Alouette» («Жаворонок»); оригинальное название Ариэля Рамиреса — «La peregrinación» («Паломничество»)), «Кинопанорама» (композиция «Pardonne-moi ce caprice d’enfant»), несколько композиций были использованы в прогнозе погоды, которым завершалась информационная программа «Время» («Yesterday», «Abrazame», «Toccata», «Un étranger sur la terre» и другие), иные звучали и в мультфильмах: «Ну, погоди!» (9-й выпуск) и «Заколдованное слово» («Tante agathe»), «Контакт» («Godfather») и др. С середины 1970-х по лицензии были изданы четыре его виниловые пластинки, разошедшиеся по стране миллионными тиражами. После встречи с бардом Сергеем Никитиным (1978) Поль Мориа создал великолепную инструментальную версию его (совместно с Виктором Берковским) песни «Под музыку Вивальди». Помимо этого, ещё в 1965 году Поль Мориа записал пластинку с 12 русскими мелодиями «Russie de toujours» («Вечная Россия»), переизданную во многих странах на компакт-диске под названием «The Russian album».
Последний альбом оркестра — «Romantic» был записан в 1997 году. С 1998 года Поль Мориа завершил и свою активную концертную деятельность. Новым дирижёром оркестра стал талантливый пианист Жиль Гамбюс, проработавший в оркестре долгие годы.
Поль Мориа умер 3 ноября 2006 года на юге Франции, в Перпиньяне, в возрасте 81 года.
Новый вектор судьбы
Однажды Поль услышал музыку оркестра Франка Пурселя. Решение создать собственный оркестр приходит мгновенно. И в этот момент его судьба сменила вектор. На тот период времени ему было 17 лет!
Оркестранты играли джазовую музыку в небольшом ночном клубе Марселя, который посещала молодежь, в основном студенты. Помимо этого, они много гастролировали по Франции, играли в мюзик-холлах и кабаре, обретая новых поклонников.
Поль Мориа неустанно работал над усовершенствием музыкальной формы, аранжирует популярные мелодии композиторов, пишет свои собственные композиции. Каждая новая композиция была наполнена яркими личными чувствами, эмоциями, легкостью и обаянием.
Ему было подвластно буквально все! Работая в разных музыкальных жанрах, он отдавал дань уважения классической музыке.
История любви Поля Мориа
«Как найти слова? Такие нежные и добрые слова и рассказать мою историю любви» …эти строки из песни Поля Мориа «История любви» перекликаются с его биографией. Поль Мориа был очень счастлив в любви. А история их отношений была трогательна и романтична.
Пару обходили стороной интриги, подозрения, случайные романы. Поль был уверен в том, что причина столь удачного союза – разные характеры. Ирен была не только его музой. Она брала все заботы о муже на себя, сопровождая его в поездках и гастрольных турне. Поль Мориа буквально боготворил свою супругу и всегда излучал счастье!
Предлагаю послушать еще одну композицию, наполненную особой нежностью. Автор этой, поистине бессмертной мелодии – Франсис Лей -французский композитор, лауреат премии «Оскара».Поль Мориа внес свою лепту, обогатив звучание и подняв на новый уровень.
Восхитительный образ любви, волнующий нас, уносящий на волнах своих нежных и волшебных мелодий….Наши сердца начинают биться учащенно, потому что в воздухе парит едва заметный, но страшно пьянящий аромат любви. Музыка на века!
Оркестр Поля Мориа. «История любви» в исполнении Мирей Матье
Поль с женой Ирен были неразлучны до самой смерти. Он прожил довольно долгую жизнь — 81 год и скончался 3 ноября 2006 года, оставив поклонникам своего таланта прекрасное музыкальное наследство.
Все творчество маэстро согрето теплом его неповторимой музыки. Она продолжает согревать наши души и сегодня!
Творческий путь композитора Paul Mauriat
Поль начал карьеру с классического направления. Уже в 17-летнем возрасте юноша сформировал первый оркестр. Интересно, что в состав коллектива вошли взрослые и опытные музыканты, которые годились Полю в отцы. Ребята выступали в клубах и кабаре, поддерживая дух жителей города Марсель. Во дворе кипела Вторая мировая война, и, разумеется, моральное состояние жителей города оставляло желать лучшего.
Музыканты оркестра «делали» музыку, которая идеально смешала в себе лучшие образцы классических и джазовых произведений. На закате 50-х годов прошлого столетия коллектив распался. В 1957 году Поль осуществил свою мечту. Молодой музыкант, композитор и дирижёр отправился в столицу Франции – Париж.
По приезду в Париж он устроился на работу аккомпаниатором и аранжировщиком. Вскоре ему удалось заключить контракт с престижной звукозаписывающей студией Barclay. Полю удалось посотрудничать с состоявшимися звёздами французской эстрады. В начале 60-х годов музыкант выпускает свой первый хит. В записи произведения принял участие Франк Пурсель. Речь идёт о композиции Chariot.
В начале 70-х годов он заинтересовался кинематографическим поприщем. Вместе с маэстро Раймоном Лефевром он поработал над созданием ряда песен для кинокартин. Спустя некоторое время он был замечен в сотрудничестве М. Матье и А. Паскалем. Музыкальное произведение Mon credo, которое Поль написал для исполнительницы – мгновенно стало хитом. В целом, композитор сочинил пять десятков разноплановых песен.