История возникновения
У самого стихотворения очень интересная история. Когда снималась лента, у режиссера Л. Лукова появились некие проблемы во время съемок эпизода, в котором солдат пишет письмо родным. Режиссер пробовал снимать, но все попытки заканчивались неудачами. И ему вдруг пришла гениальная идея, которая заключалась в исполнении главным героем песни во время написания текста письма. В тот же день Л. Луков попросил о помощи Н. Богословского и В. Агатова – авторов слов и музыки «Темная ночь». За пару часов текст и музыка были готовы, а эпизод отснят.
После исполнения песни М. Бернесом в киноленте она стала всенародно любимой. Боец А. Дзюбин спел ее, находясь в землянке, аккомпанируя себе под гитару. Необходимо заметить, после того как эпизод с песней отсняли, съемки фильма пошли намного легче и быстрее. А сцена с написанием листа родным была снята с первого раза.
Однако история песни на этом не обрывается. Во время записи «Темной ночи» первая партия грампластинок каким-то образом оказалась испорченной, был слышен непонятный шум. О причине того, что происходило, стало известно немного позже. Оказывается, шум возник из-за того, что во время прослушивания испортилась первая матрица – техник не сдержала потока слез.
«Одессит-Мишка» (1943)
Коль уж мы вспомнили Одессу и Утёсова, то нельзя обойти стороной песню про моряка Мишку — наверное, самую популярную в военном репертуаре певца.
Поэт Владимир Дыховичный (сам моряк, воевавший, правда, на Северном флоте) написал её текст в начале 1942 года — специально для Утёсова. Первым, кто положил «Одессита-Мишка» на музыку, был Модест Табачников. Но певцу эта версия почему-то не приглянулась, и новую музыку написал пианист оркестра Утёсова — Михаил Валовец.
Песня получилась довольно длинной, поэтому под неё пришлось отвести аж две стороны диска-миньона, записанного в марте 1943 года.
Однако наибольшее впечатление песня производит, когда ты непосредственно видишь исполнение Утёсова — недаром он был не только певцом, но и великим артистом. Одесский оптимизм, прорывающийся даже сквозь слёзы, приводил слушателя в состояние, которое древние греки называли «катарсис».
Изрытые лиманы, поникшие каштаны, И тихий, скорбный шепот приспущенных знамен… В глубокой тишине, без труб, без барабанов, Одессу покидает последний батальон.
Хотелось лечь, прикрыть бы телом Родные камни мостовой, Впервые плакать захотел он, Но комиссар обнял его рукой:
Ты одессит, Мишка, а это значит, Что не страшны тебе ни горе, ни беда. Ведь ты моряк, Мишка, моряк не плачет И не теряет бодрость духа никогда!
Родной город Утёсова ещё был под врагом, но его «Одессит-Мишка» не сомневался, что миг, когда войдёт «в красавицу Одессу гвардейский батальон» — лишь вопрос времени. И в апреле 1944 года пророчество стало явью. Показательно, что накануне перед этим летчики разбрасывали над Одессой агитационные листовки с призывом «Помогайте Красной Армии освобождать Одессу!» и текстом… «Одессита-Мишки».
В течение всей войны к Утёсову приходило множество писем от тех, кто считал, что именно он тот самый Мишка, который покинул Одессу последним. Одному из таких Мишек певец даже пообещал, что возьмёт его после войны к себе водителем…
Константин Рылев: «Однако после окончания Великой Отечественной Михаил Бендеровский не приехал работать водителем у Утесова. Спустя много лет, вспоминая эту историю, певец с горечью заметил: „Он был человек слова. Значит, не стало Мишки. Лишь в песне остался…“»
P. S.: Сами песни вы можете послушать в 1-м комментарии к этой статье.
«В землянке» (1942)
Одна из самых трогательных песен войны родилась из… обычного письма. Впрочем, не совсем обычного, ведь написано оно было стихами…
В ноябре 1941 года корреспондент «Красноармейской правды» — Алексей Сурков — прибыл в стрелковый полк, который выходил из окружения под Истрой. Алексею Александровичу пришлось пережить вместе с бойцами танковую атаку немцев и даже пройти по заминированному полю. После чего он пишет в землянке письмо своей жене Софье. Всё пережитое он пытается передать четырьмя поэтическими строфами, которые вскоре будут напевать по всему фронту:
Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза. И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза.
…Ты сейчас далеко, далеко, Между нами снега и снега… До тебя мне дойти нелегко, А до смерти — четыре шага…
Спустя время, в 1942 году, композитор Константин Листов спросил Суркова — нет ли у него подходящих стихов для песни? Тот полистал свой блокнот и выписал текст того самого письма, не особо надеясь, что из него что-то получится. Однако уже через неделю Листов пришёл в редакцию и исполнил «Землянку» под гитару. 25 марта 1942 года текст с нотами был напечатан в «Комсомольской правде».
Песня тут же разлетелась по стране. Её исполняли и солдаты в окопах, и такие знаменитые певцы, как Леонид Утёсов и Лидия Русланова. Однако нашлись и критики, которые посчитали стихи слишком «упадническими» и требовали вычеркнуть строки про смерть. Слух о цензуре тоже разлетелся быстро, и к Суркову начали приходить довольно эмоциональные письма.
Из письма гвардейцев-танкистов: «Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, — мы-то ведь знаем, сколько шагов до неё, до смерти».
Возможно, именно поэтому одна из самых популярных песен была впервые записана на пластинку лишь в… 1954 году. Исполнивший «Землянку» Михаил Новохижин сам был в шоке от этого факта.
Кто и где исполнял
Детский хор Преображение
Темная ночь
Известной и всеми любимой песня «Тёмная ночь» стала после исполнения её Марком Бернесом от лица своего киногероя Аркадия Дзюбина. У талантливого артиста всегда была проблема с запоминанием текста, но, несмотря на бессонную ночь, которую он провёл на съёмках, на заучивание текста ему хватило 15 минут. Так случилось, что первым исполнителем композиции «Тёмная ночь» неожиданно стал Леонид Утёсов, который был старинным знакомым Никиты Богословского. Без разрешения композитора, который показал ему ноты готовой песни, Утёсов записал её на пластинку и включил в свой новый репертуар. Но именно исполнение Марка Бернеса в фильме «Два бойца» поразило зрителей удивительной искренностью и теплотой. Проникновенные слова и простая мелодия песни на долгие годы запомнились миллионам людей, её пели во фронтовых окопах и в глубоком тылу, её переводили на многие языки мира. Под эту песню женщины укачивали своих детей, вспоминая поминутно тех, кто в это время сражался за Родину. Песня «Тёмная ночь» являлась визитной карточкой Марка Бернеса в период пика его звёздной артистической карьеры.
Песня «Тёмная ночь» не была забыта новым поколением артистов. В разные периоды эту песню исполняли София Ротару, Дима Билан, Андрей Макаревич, Баста, Людмила Гурченко, Земфира, Иосиф Кобзон, Виктория Дайнеко, а также многие современные певцы российской эстрады.
17 исполнений песни «Темная ночь»
andry_astashkinНедавно R&B-исполнитель Баста записал свою версию песни Богословского на слова Агапова «Темная ночь». И снова — обсуждения, сравнение с первым исполнителем — Марком Бернесом… Все, конечно, познается в сравнении. Потому вот вам концерт одной песни. Тут и Моисеев и Кобзон, и Чистяков и Земфира. И даже россияне в нацистской форме!
Можете Скачать песню «Темная ночь» в формате mp3 в исполнении Марка Бернеса.
Аккорды — здесь.Итак, Баста — Тёмная ночьИз истории создания песни. Для фильма «Два бойца» срочно понадобилась песня, которую герой Марка Бернеса боец-одессит Аркадий Дзюбин должен был петь товарищам в землянке.
Музыка была написана экспромтом Никитой Богословским. Приехавший по телефонному звонку поэт Владимир Агатов тоже экспромтом создал текст. Той же ночью Бернес записал фонограмму, а на следующий день эпизод был снят.
Марк Бернес — Темная ночь (из к.ф «Два бойца»)
Помимо Бернеса песню с огромным успехом пели в годы войны И. С. Козловский, Г.П.Виноградов и Краснознаменный ансамбль, Л.О.Утесов, кстати сказать, включивший «Темную ночь» в одну из своих программ раньше, чем фильм вышел на экраны страны.Г.П.Виноградов — Темная ночь
Оказывается, есть фронтовые пародии на эту песню — см. «Темная ночь. Всех испортила женщин война…»
«Ты меня ждешь, а сама с капитаном живешь.И от детской кроватки тайком ты в кино убегаешь.Ты не ждала – я случайно попал в ЛенинградИ у детской кроватки тебя не застал, не увидел…»Но до сих пор вдохновенно исполняется оригинал. На все лады:Трофим — Темная ночьВ 1942 году, после контрнаступления под Москвой Красная армия пыталась перейти в решительное наступление по всем фронтам с целью разгромить и изгнать фашистских захватчиков из Советского Союза. Увы, сил для этого не хватило. Стало понятно, что война затянется надолго. Обе воюющие стороны стали опираться на долговременные укрепления, сооружали окопы. В этих условиях неизбежно изменилась и тональность военных песен, появились песни, посвящённые ежедневным мыслям и чувствам фронтовиков, более лиричные, чем те, которые писались до войны и в первые дни после её начала. Первой из таких песен по праву считается песня «Тёмная ночь».ВИА «Песняры» — Темная ночь (1970)
Майя Шабритько, солистка народного хора ветеранов «Фронтовичка»:
— И когда дети эту песню поют, знают ее слова… И, конечно, запала в душу… Мы плачем в зале, когда они поют, а когда мы на сцене, а они в зале, они плачут.Это хор ветеранов «Фронтовичка». Средний возраст солисток — 60 лет. В репертуаре коллектива «Тёмная ночь» — обязательная. Между собой артистки называют ее хитом. Женщины услышали мелодию в детстве и пронесли через всю жизнь. Её секрет, уверены «фронотовички», — в том, что и в войну, и в мирное время песня учит любви и верности.Дмитрий Хворостовский — Темная ночьИнтересна и история пластинки с записью песни «Темная ночь». Матрица ее первого тиража была испорчена слезами сотрудницы завода грамзаписи, которая заплакала, впервые услышав это произведение в исполнении Ивана Козловского, так что свет увидела только вторая очередь пластинки.Иосиф Кобзон — Темная ночьМарк Бернес все же первый увековечил мелодию на пластинке.Это та самая первая запись «Тёмной ночи» 43-го года в сопровождении лучшего тогда оркестра под руководством Александра Цфасмана. На одной стороне — всего одна песня. Эта патефонная пластинка в 21-ом веке — раритет. А тогда — была дефицитом.
Анатолий Бычков, коллекционер пластинок:
— А пластинки были в дефиците всегда, тот же Утесов, Бернес. Даже вот было написано: вот такая пластинка — обменфонд. Это значило, в магазине она не продавалась, нужно было принести несколько старых пластинок, они потом переламывались, и из них делали новые.Федор Чистяков — Темная ночь
Хотите спеть сами? Вот Вам Караоке! https://www.youtube.com/watch?v=hfM-FqjN1Tk
«Священная война» (1941)
Наверное, ни одна из песен Великой Отечественной войны не звучала столь мощно и вдохновенно, как знаменитая «Священная война». В ней было всё — ощущение единства и великой силы советского народа («Вставай, страна огромная»), понимание того, что война не будет лёгкой («Вставай на смертный бой») и, главное, ощущение своей правоты — правоты добра, восставшего против зла:
Как два различных полюса, Во всём враждебны мы. За свет и мир мы боремся, Они — за царство тьмы.
Казалось, что её мелодия волнами поднимает «ярость благородную» из самой глубины народной души (на ум тут же приходит другой замечательный набат — «Вставайте, люди русские», написанный С. Прокофьевым для к-ф «Александр Невский» 1938 г.).
Слияние советского и национального патриотизма, на которое сделал ставку Сталин, принесло свои плоды. Недаром в песне фашистские полчища сравниваются с монголо-татарской ордой и даже звучит неожиданный для атеистического государства эпитет «Священная» (как тут не вспомнить и знаменитое обращение Сталина «Братья и сёстры!»).
Трудно поверить, но главный гимн Великой Отечественной родился и пошёл в народ с потрясающей скоростью.
23 июня 1941 года — через день после начала войны — Василий Лебедев-Кумач пишет стихотворение «Священная война». Справедливости ради, стоит упомянуть, что наброски стихотворения появились ещё до войны — под впечатлением от бомбардировок Испании и Польши. Беда, обрушившаяся теперь на собственную Родину, дала поэту импульс доработать текст.
Уже на следующий день — 24 июня — стихотворение публикуется аж в двух газетах — «Красной Звезде» и «Известиях». Оно попадается на глаза Александру Александрову, который в тот же день (!) пишет свою гениальную музыку. Песня разучивается его оркестром и 27 июня впервые звучит на публике — перед бойцами, отправляющимися на фронт с Белорусского вокзала. 28 июня «Священная война» записывается на пластинку и вскоре начинает открывать каждый радиоэфир. И «страна огромная» резонирует вместе с её суровыми раскатами.
Александр Александров: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня всё же оказалось могучее оружие в руках — песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!»
Это прекрасно понимают и нынешние враги нашей истории. В годы, когда Советский Союз пал безо всякой войны, по СМИ разошлась история про то, что «Священную войну» советские творцы просто «содрали» у некоего учителя гимназии Александра Боде. Дочь этого самого Боде утверждала, что отец ещё в 1916 году написал под впечатлением Первой мировой такие строчки:
Вставай страна огромная, Вставай на смертный бой С германской силой тёмною, С тевтонскою ордой…
Полностью этот текст приводить не буду, потому что он почти аналогичен тексту Лебедева-Кумача. Самое замечательное, что никаких доказательств дочь Боде не приводит, предлагая поверить ей на слово. В то время как существуют черновики Кумача, где видно, что он не просто «переписал текст Боде», а долго правил и подбирал нужные строчки. Чтобы не углубляться в эту «гнилую» тему, рекомендую желающим прочесть статью Ю. Е. Бирюкова «История создания песни «Священная война» или статью С. И. Аксёненко «Кто и зачем хотел оболгать песню «Священная война».
Песня «Тёмная ночь»: история одной замечательной песни, Музыкальный класс
Сегодня многие песни прошлых лет забыты, или остались в памяти пенсионеров. Однако, умные исполнители периодически обращаются к исторической копилке музыкального искусства, внося разнообразие в собственное творчество. Так, многие фанаты Басты несколько лет назад были удивлены, услышав, как звучит в устах их кумира песня «Тёмная ночь».
После нестандартного исполнения, история песни в Интернете стала пользоваться спросом, причем чаще всего искали информацию подростки и молодые люди.
Написана «Тёмная ночь» специально для фильма Леонида Лукова «Два солдата». Во время съёмок, режиссёр как-то работал над эпизодом размышлений бойца о письме домой. Для этого момента и понадобилась новая лирическая песня.
Режиссёр обратился к композитору Никите Богуславскому, который буквально в течении дня создал уникальную мелодию. Слова принадлежат поэту Владимиру Агатову.
В тот же день, Марк Бернес, известный в СССР киноактёр и певец, записал фонограмму для песни и эпизод сняли в течение суток. Аркадий Дзюбин, так звали героя фильма в лице Марка, невероятно душевно и волнительно спел «Тёмную ночь» в протекающей землянке недалеко от фронта. Все, кто видели хоть раз фильм «Два солдата» помнят этот момент.
Монотонный стук капель — дождь просачивается сквозь крышу и бьется в жестянку. Сквозь этот звук начинает набирать силу голос солдата, который выплескивает грусть в песне. И она не весёлая. Еще бы, у Аркадия нет родных, его не ждут дома.
Их лица меняются, каждый думает лишь о своём, но эта песня связывает бойцов общими чувствами…
Песня «Тёмная ночь» с того момента стала считаться классической в исполнении и манере именно Марка Бернеса, чему немало способствовал и знаменитый фильм. Между тем, ещё до момента выхода картины, эстрадный артист Л.
Утёсов, получивший ноты песни от Никиты Богуславского, записал песню на грампластинку в 1943 году. В этом же году «Тёмную ночь» записал на пластинку и Марк Бернес в Московской студии.
Потом, певец неоднократно перезаписывает ее: в 1954 и 1958 годах (Ленинград), на магнитных записях в 1958 и 1967 годах (Москва).
За время своего существования песню исполняли многие певцы. Список исполнителей включает в себя 26 артистов, не считая Утёсова и Бернеса.
Кстати, история песни не связана лишь с СССР. В 60-ые годы она была очень популярна в Польше. Ее перевод Юлиана Тувима в исполнении квартета «Чеянда» и других коллективов и певцов не раз вызывал овации в зале.
Краткая история создания песни «Темная ночь»
Песня “Темная ночь” была написана композитором Никитой Богословским, а автором текста стал Владимир Агатов. Они создали это произведение в связи со съемками фильма “Два бойца”. Эта лирическая композиция стала очень популярной на просторах СССР, потому что, во-первых, была написана во время Великой Отечественной войны, а во-вторых, она отражает прекрасное чувство между людьми, которое спасает даже от смерти.
Кинорежиссер никак не мог снять эпизод, когда солдат пишет своим родным письмо. У него ничего не получалось, было сделано множество попыток, но ни один снятый эпизод не понравился режиссеру. Он поймал себя на мысли, что было бы хорошо сопроводить сцену написания письма трогательной песней, которая лишь бы подчеркнула весь трепет момента. Поэтому он обратился за помощью к Богословскому, а тот предложил вариант мелодии уже через час.
Совместно с Агатовым они создали прекрасную композицию. Казалось бы, на этом моменте история появления произведения заканчивается, но нужно не забывать об одном любопытном факте: пластинка, на которую записали песню, перестала воспроизводиться из-за слез работницы, которая плакала, прослушивая произведение. Поэтому песня смогла увидеть мир с помощью второй пластинки, так как первая пострадала от сентиментальности женщины.
Песня обрела голос Марка Бернеса, и этот голос покорил сердца миллионов людей.
О чем эта песня? Она о простых человеческих чувствах, которые испытывают друг к другу супруги, будучи на расстоянии, подвергая себя опасности и смерти. Мужчина защищает свою жену и маленького малыша на фронте, чтобы враг не прошел на родную землю и не надругался над ней. А женщина, прикрывая своим телом ребенка, охраняя его покой, оберегает и своего мужа с тыла. Она ждет его дома с твердой уверенностью, что он вернется целым и невредимым. Образ любимой красавицы-жены дарит мужчине душевное равновесие и спокойствие, даже если над головой пролетают вражеские пули и смерть дышит в спину.
Ее ласковые глаза дарят ему уверенность в том, что с ним все будет хорошо. Он вспоминает о ней, желая сейчас быть рядом, вместе укачивая малыша в кроватке, обнимая ее и целуя. Но мужчине остается только беречь родную землю и прокручивать в голове все прекрасные моменты, касающиеся его семьи.
Прекрасный эпизод с фильма, в котором солдат пишет письмо домой, сопровождающийся трепетной песней вызвал слезы у многих людей, которые смотрели фильм “Два бойца”. Песня вышла в свет в 1943 году — как раз в самый разгар войны и подчеркнула всю абсурдность сложившейся ситуации. Мужчины должны проводить ночи не на фронте, подставляя себя под пули врага, а дома, вместе со своей женой, нежно прижимая ее к себе во сне, просыпаться от плача малыша, убаюкивать его, гладить любимую жену по лицу, убирая растрепавшиеся локоны.
Они не должны жертвовать собой ради того, чтобы урегулировать конфликт. У человека одна-единственная жизнь, и глупо рисковать ею, бросая под танк и подставляя под пули ради чьих-то интересов. Люди должны строить отношения между национальностями на любви и взаимоуважении, а не на ненависти и желании убить.
Ожидание и вера жены спасает мужа от смерти, которая преследует его по пятам. Пребывая под открытым небом, человек подвергается опасности со всех сторон, тем более во время военных действий. Тем не менее, он знает, что его любимая его ждет и верит в его победу, и это дает ему силу и желание поскорее победить врага и вернуться домой. Он хочет прижать к сердцу любимую женщину, почувствовав тепло и любовь.
Если женщина верит в своего мужчину — он способен на все. Даже пройти войну и победить врага, если он вдвойне сильнее, перевернуть мир с ног на голову. Он вернется из дна ада, если знает, что его ждут. Даже война, как самое глупое явление в человеческом обществе, не способна побороть и уничтожить самое светлое человеческое чувство — любовь.