Ровесница «Тоски»
Но вот чего Ребиков, умерший в Крыму в разгар гражданской войны, не умел, судя по всему, никогда – это заниматься саморекламой. Пиаром, по‑нынешнему говоря. Вот и потерялся он на фоне своих более масштабных и громогласных во всех отношениях современников – Рахманинова, Скрябина, Стравинского, Танеева… Дело, конечно, и в том, что уж больно его музыкальный язык отличался даже от дышавшей новаторством, бурей и натиском музыкальной стилистики начала ХХ века.
Кто сейчас помнит сформулированную им концепцию «музыкальной психографии», десять написанных им опер – не говоря уже о других сочинениях? Абсолютная премьера последней из ребиковских опер – написанного по тургеневскому роману «Дворянского гнезда» – состоялась, напомню, на сцене Камерного музыкального театра через три четверти века после смерти автора.
«Старушка-опера должна дать место новому роду искусства – “музыкально-психографической драме”, – писал Ребиков. Трудно поверить, что «Ёлка» родилась в один год с «Тоской» и «Сказкой о царе Салтане». «Ни арий, ни ариозо, ни ансамблей, ни хоров. Музыка на сцене – что видит глаз, то слышит ухо. В музыкально-психографической драме музыка является только средством вызывать в слушателях чувства и настроения. Самостоятельного значения эта музыка может и не иметь».
Литературная основа оперы – рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» и сказка Андерсена «За спичками». Не самый популярный, скажем прямо, во все времена сюжет. Сугубо домашние, семейные праздники – Рождество и Новый год, тепло и уют, горящие свечи и лампочки, хруст разрываемой подарочной бумаги, мандарины, пенящееся шампанское… У всех у нас, печально констатировал герцог Ларошфуко, достанет сил, чтобы перенести беду ближних. В том числе и тех, у кого нет ни подарков, ни, страшно вымолвить, семьи и дома…
Видимо, мысль желчного герцога вспоминали и творцы последних, весьма недавних, постановок «Ёлки». Театр «Амадей» «разбавил» музыку Ребикова фрагментами… «Времен года» Чайковского, а Мариинский театр и вовсе, в нарушение воли автора, завершил оперу хеппи-эндом, подумав, видимо, что нехорошо выходит: у всех – Новый год, а тут девочка, которой в последние минуты жизни мерещится давно умершая мать, в снегу замерзает…
Театр и… пастила
«А сами‑то мы – чем хуже?» – вероятно, подумали однажды две коломенские, не боюсь этого слова, подвижницы – Елена Дмитриева и Наталья Никитина. Правда, путь к рождению в Коломне собственного музыкального театра оказался весьма замысловатым. И начался он… с весьма известной ныне во многих, в том числе и заморских, весях коломенской пастилы, музей которой был открыт их силами на старом коломенском Посаде в начале 2009 года. Коломна, как известно, в дореволюционные времена была – вместе с Белёвом и Ржевом – одной из «пастильных» российских столиц…
За музеем забытого вкуса последовало открытие музейной фабрики пастилы, при которой сегодня «живет» целый, модным словом говоря, кластер культурных учреждений. В их число входит существующий с 2015 года и весьма интенсивно работающий театральный кружок. Поставленная к новогодним и рождественским дням 2017 года «Ёлка» Владимира Ребикова – его первая чисто оперная постановка.
Композитор, пианист, музыкальный писатель Владимир Иванович Ребиков был, по многочисленным свидетельствам современников, человеком необыкновенно одаренным. Хотя и не без причуд. Говорят, он любил гулять по своей любимой Ялте сразу с двумя зонтиками – белым, на случай жары, и черным, на случай дождя…