Ариадна на наксосе / ariadne auf naxos

Ариадна на наксосе / ariadne auf naxos

Персонажи и актеры

Версия 1912

Буржуазный джентльмен
  • Месье Журден — разговорная роль
  • Der Musiklehrer (Музыкальный мастер) — разговорная роль
  • Дер Компонист (Композитор) — разговорная роль
  • Der Tanzmeister (The Ballet Master) — разговорная роль
  • Die Sängerin (певец) — Сопрано
  • Die Schäferin (Пастушка) — Сопрано
  • Der Schäfer (Пастух) — Альт
  • Эйн Шнайдер (Портной) — разговорная роль
  • Мадам Журден — разговорная роль
  • Николь — разговорная роль
  • Доранте — разговорная роль
  • Доримен — разговорная роль
  • Эйн Лакей (Лакей) — голосовая роль
  • Эйн Тэнзер (Танцовщица) — танцевальная роль
Опера.
  • Ариадна (Ариана) — Драматическое сопрано — Мицци Джерица
  • Зербинетта — — Маргарет Симс
  • Вакх — — Герман Ядловкер  ( фр )
  • Арлекин (Арлекин) — Баритон — Альбин Свобода-младший  ( фр )
  • Скарамуччо (Scaramouche) — Тенор — Георг Мидер
  • Труффальдин — Бас — Райнхольд Фриц
  • Бригелла — Тенор — Франц Швердт
  • Наджаде (Найаде) — Сопрано — М. Юнкер-Бурхардт
  • Дриада — Альт — Лилли Хоффманн-Онегин
  • Эхо (Echo) — Сопрано — Эрна Эльменрайх  (ru)

Версия 1916

Пролог
  • Примадонна — Драматическое сопрано
  • Der Komponist (Композитор) — Меццо-сопрано
  • Der Tenor —
  • Ein Musiklehrer (Музыкальный мастер) — Баритон
  • Der Haushofmeister (Дворецкий) — разговорная роль
  • Эйн Оффизье (офицер) — Тенор
  • Эйн Танцмейстер (балетмейстер) — тенор
  • Эйн Перукенмахер (Парикмахер) — Баритон
  • Эйн Лакей (Лакей) — Бас
  • Зербинетта —
  • Арлекин (Арлекин) — Баритон
  • Скарамуччо (Scaramouche) — Тенор
  • Труффальдин — Бас
  • Бригелла — Высокий тенор
Опера
  • Ариадна (Ариана) — Драматическое сопрано — Мицци Джерица
  • Вакх — Драматический тенор
  • Зербинетта — Колоратурное сопрано
  • Арлекин (Арлекин) — Баритон
  • Скарамуччо (Scaramouche) — Тенор
  • Труффальдин — Бас
  • Бригелла — Высокий тенор
  • Наджаде (Найаде) — Сопрано
  • Дриада — Альт
  • Echo (Эхо) — Сопрано

Рихард Штраус в 1916 году Эмиль Орлик

Избирательная дискография

  • Ариадна на Наксосе ( 2- я  версия — опера без пролога) с Виорикой Урсуляк , Илонкой Холндоннер, Хельге Росваенге , Эрихом Кунцем , Эрной Бергер , хором и оркестром берлинских рейхссендеров, Клеменсом Крауссом (реж.) — Opera d’Oro, 1935.
  • Ариадна на Наксосе ( 2- я  версия), с Марией Рейнинг , Альдой Нони , Максом Лоренцем , Эрихом Кунцем , Ирмгард Зеефрид , Пауль Шёффлер , Венский оперный оркестр, Карл Бём ( дирижер ) — Мито, Венская опера, 11 июня 1944 г. полная запись).
  • Ариадна на Наксосе ( 2- я  версия), с Элизабет Шварцкопф , Ритой Штрайх , Ирмгард Зеефрид , Рудольфом Шок , Германом Прей , Хьюгом Куэно , оркестром филармонии , Гербертом фон Караяном (реж.) — EMI, 1954.
  • Ариадна на Наксосе ( 2- я  версия) с Лизой Делла Каса , Хильде Гюден , Ирмгард Зеефрид , Рудольфом Шок , Венским филармоническим оркестром , Карлом Бемом ( дирижер ) — Deutsche Grammophon, Зальцбургский фестиваль, август 1954 года (вживую).
  • Ариадна на Наксосе ( 2- я  версия) с Гундулой Яновиц , Сильвией Гести, Терезой Жилис-Гара , Джеймсом Кингом , Тео Адамом , оркестр Государственной капеллы Дрездена , Рудольф Кемпе (режиссер) — EMI, 1969.
  • Ариадна на Наксосе ( 2- я  версия) с Гундулой Яновиц , Эдитой Груберовой , Джеймсом Кингом , Агнес Бальца , Вальтером Берри , Венский оперный оркестр, Карл Бём (режиссер) — Орфей, 1976.
  • Ариадна на Наксосе ( 2- я  версия), с Гундулой Яновиц , Эдитой Груберовой , Рене Колло , Труделизой Шмитт, Венским филармоническим оркестром , Карлом Бемом ( режиссер ) — фильм Deutsche Grammophon, 1978.
  • Ариадна на Наксосе ( 2- я  версия), Леонтин Прайс , Эдита Груберова , Татьяна Троянос , Рене Колло , Лондонский филармонический оркестр , Георг Шолти (реж.) — Декка, 1979.
  • Ариадна на Наксосе ( 2- я  версия) с Джесси Норман , Татьяной Троянос , Кэтлин Батл , Джеймсом Кингом , Доун Апшоу , Барбарой Бонни , оркестр Метрополитен-опера Нью-Йорка , Джеймс Левин (режиссер) — Deutsche Grammophon, DVD, 1988.
  • Ариадна на Наксосе ( 2- я  версия), с Джесси Норман , Джулией Варади , Эдитой Груберовой , Полом Фреем , Дитрихом Фишер-Дескау , Лейпцигским оркестром Гевандхауса , Куртом Мазуром (реж.) — Филипс, 1988.
  • Ариадна на Наксосе ( 1 — й  вариант), с Маргарет Цена , Суми Йо , Госта Уинберг , Оркестром де л» Опера де Лион , Кент Нагано (реж.) — Virgin Classics, 1997 — 1 — й  мировой записи.
  • Ариадна на Наксосе с Деборой Фойгт , Анн Софи фон Оттер , Натали Дессей , Беном Хеппнером , Альбертом Доменом, Государственная капелла Дрездена , Джузеппе Синополи ( режиссер ) — генеральный директор, 2000 г.

General Information

Work Title Ariadne auf Naxos
Alternative. Title
Name Translations Αριάδνη στη Νάξο; Ariadne på Naxos; 낙소스의 아리아드네; Ariadne Naksos’da; Ariadna en Naxos; ナクソス島のアリアドネ; Ariadna na Naksos (opera Straussa); Ариадна на Наксосе; 阿里阿德涅在拿索斯島; 阿里阿德涅在拿索斯岛; Ariadna na Naxu; 阿里阿德妮在纳克索斯; 納克索島的阿麗亞德妮; 納克索斯島的阿麗安內
Name Aliases Αριάδνη εν Νάξω; Ariadne på Naxos (Strauss); Ariadne auf naxos; Ariadne em Naxos; Ariadna a Naxos; Arianna a Nasso; Ariadna de Naxos; ナクソスのアリアドネ; Ariadna na Naxos; Ariane à Naxos; 阿里阿德涅在納索斯島; 阿里阿德妮在納克索斯; 阿里阿德涅在纳索斯岛; 阿里阿德涅在纳克索斯; 阿里阿德涅在納克索斯島; 納克索斯島的阿莉雅德妮; 納克索斯島上的阿麗雅德妮; 納克索斯島的阿麗亞德妮; 納索斯島的阿麗雅德妮; 納克索斯島上的阿莉雅德娜; 納克索斯島上的阿莉亞德妮
Authorities
Composer Strauss, Richard
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. Op.60 ; TrV 228a
I-Catalogue NumberI-Cat. No. IRS 5
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s prologue, 1 act

Original version (1912)Revised Version (1916)

Einleitung
Mein Herr Haushofmeister!
Du allmächtiger Gott!
Meine Partner
Ich weiss nicht
Ein augenblick ist wenig
An ihre Plätze

Oper (1 act)

Ouverture
Schläft sie?
Ach! Wo war ich?
Lieben, Hassen, Hoffen, Zagen
Es gibt ein Reich
Die Dame gibt mit trüben Sinn
Grossmächtige Prinzessin
Hübsch gepredigt!
Ein schönes Wunder!
Circe, kannst du mich hören?
Ich grüsse dich
Gibt es kein Hinüber?
Year/Date of CompositionY/D of Comp. 1912, rev.1916
First Performance. 1916-10-04 in Vienna, Hofoper (revised version)
voices, chorus, orchestra, Franz Schalk (conductor)
First Publication. 1912, 1916
Librettist Hugo von Hofmannsthal (1874-1929)
Language German
Average DurationAvg. Duration 3 hours
Composer Time PeriodComp. Period Romantic
Piece Style Romantic
Instrumentation voices, mixed chorus (SATB), orchestra
InstrDetail Revised version

Cast (Prologue)

The Prima Donna (soprano)The Tenor (tenor)Zerbinetta (coloratura soprano)Harlequin (baritone)Scaramuccio (tenor)Truffaldino (bass)Brighella (tenor)The Composer (mezzo-soprano or soprano)The Music-Master (baritone)The Dancing-Master (tenor)A Wigmaker (baritone)A Footman (bass)An Officer (tenor)The Major-Domo (spoken)

Cast (Opera)

Ariadne (soprano)Bacchus (tenor)Zerbinetta (coloratura soprano)Harlequin (baritone)Scaramuccio (tenor)Truffaldino (bass)Brighella (tenor)Naiad (high soprano)Dryad (contralto)Echo (soprano)

Mixed Chorus (SATB)

Servants

Orchestra

2 flutes (2nd also piccolo), 2 oboes, 2 clarinets, 2 bassoons2 horns, trumpet, trombonetimpani, percussion:
(glockenspiel, tambourine, triangle, snare drum, cymbals, bass drum)

piano, celesta, harmonium, 2 harps, strings (6,0,4,4,2)

Related Works Der Bürger als Edelmann, TrV 228b, incidental music which originally preceded the opera.
External Links Wikipedia article
Extra Information The original version of 1912 featured complete incidental music for the Molière play Le Bourgeois gentilhomme in Hofmannsthal’s German adaptation Der Bürger als Edelmann, followed by the one act opera Ariadne auf Naxos. This proved to be quite impractical with a total performance time of over 6 hours. The revised version of 1916 replaced the incidental music with a shorter «Vorspiel» to precede the opera itself. This is the version most often performed today.

Оркестровые партитуры

Es gibt ein Reich wo alles reis ist (Ariadne)Lieben, Hassen, Hoffen, Zagen. HarlequinGrossmachtige Prinzessin (Zerbinetta)Ein schones war,hiess Theseus Ariadne (Ariadne)Sein wir wieder gut. The ComposerOvertureSo war es migt Pagliazzo (Zerbinetta)

WikipediaАриа́дна на На́ксосе (нем. Ariadne auf Naxos) — одноактная опера немецкого композитора Рихарда Штрауса на либретто, написанное Гуго фон Гофмансталем. В основу оперы лёг сюжет комедии «Мещанин во дворянстве» Мольера. Существуют две версии оперы. Постановка первой версии состоялась 8 апреля 1912 года в штутгартском Хофтеатре (ныне, Штутгартский оперный театр). Постановка второй версии была осуществлена четырьмя годами позднее.
Опера была первоначально задумана как тридцатиминутный дивертисмент в качестве подарка для режиссёра Макса Рейнхарда, значительно повлиявшего на постановку другой оперы Рихарда Штрауса, «Кавалер розы». Помимо оперы, Штраус дописал дополнительно музыкальные фрагменты, которыми был дополнен музыкальный вечер. В результате опера заняла девяносто минут, а вся церемония в Хофтеатре Штутгарта продлилась более чем шесть часов. Комбинация концерта и оперы оказалась нежелательной для аудитории, так как те, кто приехал, чтобы послушать оперу, негодовали из-за необходимости ожидать, пока не закончится концерт.
В том же году первая версия оперы была представлена публике в Цюрихе 5 декабря и в Праге 7 декабря.
После первых премьер стало очевидно, что опера в её тогдашнем виде была непрактичной, так как требовала большой оперной труппы, и таким образом её постановки были очень дороги. К тому же её величина была дополнительной проблемой для восприятия аудитории. Поэтому в 1913 году фон Гофмансталь предложил Штраусу заменить прежний пролог новым, который смог бы объяснить, почему опера сочетает в себе серьезную классическую историю с лёгкой комедией в исполнении труппы комедии дель арте. Он также перенес действие из Парижа в Вену. Штраус вначале отреагировал неохотно, но затем переписал пролог и изменил некоторые фрагменты оперы, которая была поставлена в 1916 году. Эта пересмотренная версия была впервые показана на венской сцене 4 октября того же года. С тех пор этот вариант обычно ставится в большинстве театров, хотя и первоначальная версия тоже иногда исполняется. Например, первая версия была осуществлена в рамках международного фестиваля в Эдинбурге в 1997 году, а также в 2012 году на оперном фестивале в Зальцбурге.
Действие пролога происходит на вилле, где богатый аристократ хочет развлечь своих гостей постановкой новой оперы на тему мифа об Ариадне на острове Наксос, заказав музыку молодому и амбициозному композитору-энтузиасту. Учитель музыки требует, чтоб лёгкая комедия дель арте была в программе после серьёзной оперы. Дворецкий возражает, что программа не изменится. Композитор очарован Цербинеттой, которая тоже не в восторге от идей учителя музыки. Осложняет все дворецкий, который объявляет, что хозяин хочет слушать и оперу и комедию сразу, одновременно. В отчаянии молодой композитор остаётся один и услышав звонок к началу представления, сбегает из дворца.
Брошенная Тесеем Ариадна проводит большую часть своего времени во сне на острове Наксос. Она в отчаянии из-за своей несбывшейся любви. Итальянские актеры классической комедии в это же время оказываются на острове. Они сожалеют о судьбе Ариадны и несправедливости по отношению к ней и пытаются развлечь её, в то время как она жаждет лишь смерти. Цербинетта пытается доказать Ариадне, что проводы любви — это вовсе не трагедия. Цербинетта начинает заигрывать сразу с тремя мужчинами и хвастается своим свободным и независимым образом жизни и неумеренной любовью к мужчинам. Но Ариадна не слушает её. Внезапный приход Вакха, вначале принятого Ариадной за Тесея, приводит к возникновению взаимной любви между ними.
Рихард Штраус и Гуго фон Гофмансталь создали музыкальную притчу о вечной и непостоянной любви в помпезном стиле, в которой претенциозный дворянин планирует шоу, одновременно сочетающее в себе элементы высокого и низменного искусства.
Солисты даются в следующем порядке: Примадонна/Ариадна, Цербинетта, Композитор, Тенор/Бахус.
Солисты даются в следующем порядке: Примадонна/Ариадна, Цербинетта, Композитор, Тенор/Бахус.
В честь героини оперы Цербинетты назван астероид (693) Зербинетта, открытый в 1909 году немецким астрономом Августом Копффом

Примечания и ссылки

  1. ↑ и Петр Каминский , Тысяча и одна опера , Файярд , колл.  «Основы музыки»,2003 г., 1819  с. ( ISBN  978-2-213-60017-8 ) , стр.  1472
  2. Эхо в опере
  3. Наяда в опере
  4. Дриада в опере
  5. «  Королевский театр Штутгарта: Ариадна на Наксосе  », Le Figaro ,27 октября 1912 г., стр.  5
  6. новости — Иностранец  », Le Ménestrel ,2 ноября 1912 г., стр.  349
  7. Ариадна в опере
  8. Вакх в опере

Опер по Рихарда Штрауса

Гунтрам (1894) • Фейерснот (1901) • Саломе (1905) • Электра (1909) • Кавалер роз (1911) • Ариадна на Наксосе (1912) • Фрау оне Шаттен (1919) • Интермеццо (1924) • Die ägyptische Helena ( 1928) • Арабелла (1933) • Die Schweigsame Frau (1935) • Friedenstag (1938) • Дафне (1938) • Die Liebe der Danae (1940) • Capriccio (1942) • Des Esels Schatten (1949) (незаконченный)
Категория: Работы Рихарда Штрауса

Ariadne auf Naxos

12.01.2011 в 13:48.

Страна

Германия

АРИАДНА НА НАКСОСЕ (Ariadne auf Naxos) — опера Р. Штрауса в 1 д. с прологом, либретто Г. фон Гофмансталя. Премьера 1-й редакции (в 1 д.): Штутгарт, 25 октября 1912 г., под управлением автора, режиссер М. Рейнхардт; 2-й редакции (в 1 д. с прологом) — Вена, 4 октября 1916 г., под управлением Ф. Шалька (в партии Композитора — Л. Леман).

В доме некоего богача (в него превращен мольеровский Журден) должно состояться представление трагической оперы «Ариадна на Наксосе», сочиненной молодым композитором (его партия написана для сопрано). Хозяин, ничего не смыслящий в искусстве, заказал для развлечения гостей и веселый дивертисмент, в котором будет участвовать танцовщица Зербинетта. Композитор и певцы в полном смятении оттого, что к трагедии примешивается буффонада. В довершение всего хозяин дома отдает приказ исполнить трагическую оперу и бурлеск одновременно. Плутовка Зербинетта, вскружившая голову композитору, убедила его согласиться. Начинается представление. На пустынном острове, покинутая Тезеем, горько тоскует Ариадна. Тщетно пытаются ее утешить наяды, дриады и Эхо — она безутешна и призывает Гермеса, посланца смерти. Появляется Зербинетта со своими комедиантами и развлекает Ариадну, показывая ей в комических сценах, как женщины должны обходиться с мужчинами. В этом представлении участвует и Арлекин. На корабле к острову прибывает Вакх, бежавший от искушений волшебницы Цирцеи. Ариадна сперва принимает его за Гермеса, однако поцелуй Вакха возрождает ее к новой жизни. В финале оперы любовный дуэт Ариадны и Вакха контрапунктически сочетается с буффонной сценой Зербинетты.

А. Гозенпуд

Первая постановка оперы успеха не имела. В дальнейшем спектакль
неоднократно переделывался (2-я ред. 1916, Вена). В настоящее время
опера в видоизмененном виде приобрела большую популярность.
Сочинение отражает поворот композитора от экспрессионизма к
неоклассицизму, что в той или иной степени характерно для многих
мастеров 20 в. Партия Зербинетты считается одной из труднейших в
сопрановом репертуаре.

Е. Цодоков

Оперное творчество Рихарда Штрауса →

Belcanto.ru — классическая музыка, опера и балет

  • «Ариадна на Наксосе» в Гамбургской опере (belcanto.ru) (30.09.2019 в 01:00)
  • Московская премьера «Ариадны на Наксосе» Рихарда Штрауса в театре Покровского (operanews.ru) (04.07.2016 в 18:10)
  • «Ариадна на Наксосе» в Ковент-Гардене (operanews.ru) (09.11.2015 в 19:02)
  • «Ариадна на Наксосе» в Ковент-Гардене (operanews.ru) (07.07.2014 в 17:01)
  • «Ариадна на Наксосе» в Штутгартской опере (operanews.ru) (13.04.2014 в 14:27)
  • Ариадна на Наксосе (Ariadne auf Naxos) (operanews.ru) (28.10.2012 в 17:15)
  • Зальцбургская «Ариадна на Наксосе» как многослойный метатекст (operanews.ru) (02.09.2012 в 21:50)
  • «Ариадна на Наксосе» в Опера Бастий (belcanto.ru) (25.11.2004 в 11:11)
  • В Мариинке поставили Штрауса (belcanto.ru) (04.02.2004 в 20:20)
  • Премьера «Ариадны на Наксосе» в Мариинском театре (belcanto.ru) (24.01.2004 в 18:00)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: