Стравинский. сюита из балета «жар-птица»

Жар-птица - the firebird - dev.abcdef.wiki

Первые записи

Год выпуска Оркестр Дирижер Записывающая компания Формат Примечания Рекомендации
1916 г. Симфонический оркестр Бичема сэр Томас Бичем Колумбийская графофонная компания 78 об/мин Три отрывка из сюиты 1911 года. Первая в истории коммерческая запись музыки Стравинского.
1924 г. Лондонский симфонический оркестр Альберт Коутс Голос его хозяина 78 об/мин Премьерная запись всей сюиты 1911 года.
1924 г. Филадельфийский оркестр Леопольд Стоковски Виктор 78 об/мин Премьера акустической записи всей сюиты 1919 года.
1925 г. Берлинская филармония Оскар Фрид Полидор 78 об/мин Премьера электрической записи всей сюиты 1919 года.
1947 г. Нью-Йоркский симфонический филармонический оркестр Игорь Стравинский Колумбия отчеты 78 об/мин/л.с. Премьерная запись всей сюиты 1945 года.
1960 г. Лондонский симфонический оркестр Антал Дорати Меркьюри Рекордс LP Премьерная запись полной оригинальной партитуры 1910 года.

использованная литература

Источники

  • Слонимский, Николай (2014). Книга музыкальных анекдотов Слонимского . Хобокен: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-135-36860-9.
  • Сорли Уокер, Кэтрин (1982). Русские балеты де Базиля . Лондон: Хатчинсон. ISBN 0-09-147510-4.(Нью-Йорк, Атенеум. ISBN  0-689-11365-X )
  • Тарускин, Ричард (1996). Стравинский и русские традиции . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816250-2.
  • Уолш, Стивен (1999). Стравинский: Творческая весна (Россия и Франция, 1882-1934) . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN 0-679-41484-3.
  • Уолш, Стивен (2006). Стравинский: Второе изгнание (Франция и Америка, 1934–1971) . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN 0-375-40752-9.
  • (требуется подписка)
  • Жар-птица : партитуры в проекте » Международная библиотека музыкальных партитур»

Синопсис

Рисунок Леона Бакста, изображающий Ивана-царевича, ловящего Жар-птицу.

В центре балета — путешествие его героя Ивана-царевича . Во время охоты в лесу он забредает в волшебное царство злого Кощея Бессмертного , чье бессмертие сохраняется благодаря хранению его души в волшебном яйце, спрятанном в ларце. Иван преследует и ловит Жар-птицу и собирается убить ее; она умоляет сохранить ей жизнь, и он щадит ее. В знак благодарности она предлагает ему зачарованное перо, которое он может использовать, чтобы призвать ее, если он будет в крайней нужде.

Затем царевич Иван встречает тринадцать княжон, находящихся под чарами Кощея, и влюбляется в одну из них, царевну. На следующий день Иван противостоит магу, и в конце концов они начинают ссориться. Когда Кощей посылает своих приспешников за Иваном, он вызывает Жар-птицу. Она вмешивается, очаровывая монстров и заставляя их танцевать сложный энергичный танец («Адский танец»).

Измученные существа и Кощей засыпают глубоким сном. Пока они спят, Жар-птица направляет Ивана к пню, где спрятан ларец с яйцом, содержащим душу Кощея. Иван разрушает яйцо, и после того, как чары сняты и Кощей мертв, волшебные существа, которых Кощей держал в плену, освобождаются, а дворец исчезает. Все «настоящие» существа, включая принцесс, просыпаются и с последним намеком на музыку Жар-птицы (хотя в хореографии Фокина она не появляется в этой финальной сцене на сцене) празднуют свою победу.

Музыка

Состав

Синопсис и структура
Эпизод английский перевод
Первая таблица
Введение Введение
Le Jardin Enchanté de Kachtcheï Волшебный сад Кощея
Apparition de l’Oiseau de feu, poursuivi by Иван-царевич Явление Жар-птицы, преследуемой Иваном-царевичем
Danse de l’Oiseau de feu Танец Жар-птицы
Capture de l’Oiseau de feu Ивана-царевича Поимка Жар-птицы Иваном-царевичем
Supplications de l’Oiseau de feu — Явление трех очаровательных принцесс Мольба Жар-птицы — Появление тринадцати заколдованных принцесс
Jeu des princesses с золотыми помпонами Игра принцесс с золотыми яблоками
Резкое явление Ивана Царевича — Хороводе (Ronde) принцесс Внезапное появление Ивана-царевича — Хоровод царевен
Lever du jour – Иван-царевич пенет во дворце Качей Рассвет — Иван-царевич проникает во дворец Кощея.
Carillon Féerique, apparition des monstres-gardiens de Kachtheï et caption d’Ivan Tsarevach – Arrivée de Kachtheï l’Immortel – Dialogue de Kachtheï avec Ivan Tsarevich – Intercession des princesses – Apparition de l’Oiseau de feu Волшебный карильон, Явление чудовищ-хранителей Кощея и Пленение Ивана-царевича – Прибытие Кощея Бессмертного – Диалог Кощея и Ивана-царевна – Заступничество царевн – Явление Жар-птицы
Danse de la suite de Kachtcheï, enchantée par l’Oiseau de feu Танец свиты Кощея, Очарованный Жар-птицей
Danse infernale de tous les sujets de Kachtcheï – Berceuse (L’Oiseau de feu) – Réveil de Kachtcheï – Mort de Kachtcheï – Profondes ténèbres Адский танец всех подданных Кощея – Колыбельная – Пробуждение Кощея – Смерть Кощея – Глубокая тьма
Вторая таблица
Disparition du palais et des sortilèges de Kachtcheï, анимация окаменевших кавалеров, allégresse générale Исчезновение дворца Кощея и волшебных творений, возвращение к жизни окаменевших богатырей, всеобщее ликование

Жар-птица посвящена Андрею Римскому-Корсакову , сыну Николая Римского-Корсакова.

Инструментарий

Произведение написано для большого оркестра со следующими инструментами:

  • Деревянные духовые
    • 2 пикколо (2-я двойная 3-я флейта)
    • 2 флейты
    • 3 гобоя
    • Английский рожок
    • 3 кларнета в ля (3-й парный кларнет в ре )
    • бас-кларнет в B ♭
    • 3 фагота (3-й парный 2-й контрафагот )
    • контрафагот
  • Латунь
    • 4 валторны в фа
    • 3 трубы в ля
    • 3 тромбона
    • туба
    • 3 сценические трубы
    • 2 сценические теноровые тубы Вагнера
    • 2 сценические басовые тубы Вагнера
  • Перкуссия
    • басовый барабан
    • тарелки
    • треугольник
    • бубен
    • тамтам
    • глокеншпиль
    • ксилофон
    • пианино
    • челеста
    • 3 арфы
    • литавры
  • Струны
    • первые скрипки
    • вторые скрипки
    • альты
    • виолончели
    • контрабасы

В популярной культуре

Реконструкция мировой премьерной хореографии и дизайна на 2013. Балет Мариинского театра , Санкт-Петербург.

Отрывки из «Жар-птицы» были использованы в анимационном фильме Бруно Бозцетто « Allegro Non Troppo » 1976 года и в мультфильме Уолта Диснея « Фантазия 2000» .

Книжка с картинками Спасителя Пиротты и Кэтрин Хайд « Жар-птица» основана на оригинальных историях, вдохновивших балет, и была опубликована в 2010 году в ознаменование столетнего юбилея балета.

Влияние «Жар-птицы » ощущается не только в классической музыке. Стравинский оказал большое влияние на Фрэнка Заппу , который использовал мелодию из Berceuse в своем альбоме 1967 года Absolutely Free в разделе «Amnesia Vivace» сюиты «Герцог Чернослив» (вместе с мелодией из «Весны священной» ). Prog рок — группа Да регулярно используется финал в балетную как их «ходить на» музыку для концертов , начиная с 1971 года джазового музыканта и аранжировщика Дон Себески признакам месиво из части, с джаз — фьюжн состав птиц огня по Джон Маклафлин , на его альбоме 1973 года Giant Box . В течение 1980 — х и 1990 — х годов, аккорд , который открывает «Infernal Dance» стал широко используемый оркестр хит образец в музыке, в частности , в рамках нового джек — свинг .

Он был использован на церемонии открытия «Сочи 2014» в сегменте «Котловое освещение».

[править] Постановки

Вацлав Нижинский в роли Царевича

Следующим исполнителем партии Ивана-царевича в той же постановке стал Вацлав Нижинский, Кащея — Энрико Чеккетти.

С тех пор балет «Жар-птица» неоднократно ставился на различных сценах в разных редакциях.

Среди первых постановок:

  • 1918, Нью-Йорк, «Метрополитен опера», возобновление по хореографии М.Фокина, балетмейстер А. Р. Больм
  • 2 октября 1921, Петроградский театр оперы и балета (бывший Мариинский), балетмейстер Ф. В. Лопухов, художник А. Я. Головин, дирижер Э. А. Купер; Жар-птица — Е. М. Люком, Иван-царевич — Б. В. Шавров.
  • 1926, Парижская Опера, возобновление, новые декорации и костюмы Н. С. Гончаровой; Жар-птица — А. Д. Данилова, Иван-царевич — С.Лифарь, Царевна Ненаглядная краса — Л. П. Чернышёва.
  • 1934, труппа Ballets Russes de Monte-Carlo под руководством полковника Базиля (возобновление дягилевской постановки с теми же костюмами и декорациями; премьера прошла в Лондоне, затем с этим балетом труппа путешествовала по Европе и в Австралии)
  • В 1940 году Адольф Больм, еще в 1918 году повторивший постановку М.Фокина, на этот раз для театра в Голливуде, США, создал свою собственную хореографическую версию балета «Жар-птица»; художник Николай Ремизов. А в 1945 году он повторил эту же постановку в Нью-йоркском Ballet Theatre («Балле тиэтр»), но в декорациях Марка Шагала.
  • 1949 г., США, New York City Ballet, постановка в новой хореографии Д. Баланчина с теми же декорациями Марка Шагала, в партии Жар-птицы — Мария Толчиф (Maria Tallchief) (в 1970 г. эту редакцию балета воссоздал Джером Роббинс с костюмами Барбары Каринской, созданными на основе предыдущей постановки Марка Шагала; и этот спектакль участвовал в Фестивале Стравинского (Stravinsky Festival), проводимом в 1972 году в США)
  • 1954 — Л. П. Чернышёва и С. Л. Григорьев возобновляли постановку М. Фокина для театров «Ла Скала» (Италия) и «Сэдлерс Уэллс» (Великобритания)
  • 22 марта 1962, Ленинградский Малый театр, балетмейстер К. Ф. Боярский (по Фокину), художники С. А. Соломко (декорации), Т. Г. Бруни (костюмы), дирижер С. А. Прохоров; Жар-птица — Л. Н. Сафронова, Иван-царевич — А. С. Хамзин, Марья Моревна — Н. С. Янанис, Кащей Бессмертный — Н. Н. Филипповский.
  • 30 июня 1964, Большой театр (Москва), балетмейстер С. К. Власов, Н. Р. Симачёв (по Фокину), художник М. Н. Прокудина (по эскизам Головина), дирижер М. Ф. Эрмлер; Жар-птица — М. М. Плисецкая, Иван-царевич — Н. Б. Фадеечев, Царевна Ненаглядная краса — Н. М. Таборко, Кащей Бессмертный — В. А. Левашов.

Поставок еще известно множество.

Выдающийся французский балетмейстер Морис Бежар именно этим балетом дебютировал как хореограф — в Швеции, поставив для кинофильма фрагменты балета «Жар-птица» И. Стравинского. Он еще не раз возвращался к этому произведению в 1940-х — 1960-х годах.

По своей хореографии в 1975 году в Ленинградском театре имени С. М. Кирова поставил балет Борис Эйфман. Спектакль получил восторженные отзывы, в том числе зарубежные, и в 1978 году, уже получив собственную труппу «Новый балет» при Ленконцерте, бадетмейстер повторил постановку.

В 2002 году «Жар-птица» вернулась снова в Париж, уже в новых, реставрированных «русских сезонах» на сцене парижского муниципального оперного театра «Шатле».

Собственную версию либретто, с сохранением основного сюжета и музыкальной части, сделали для своей московской труппы Наталия Касаткина и Владимир Василёв по сказкам А. Н. Афанасьева.

29 марта 2012, в США, American Ballet Theatre, по собственной хореографии балет поставил Алексей Ратманский.

Люксы

Иван Билибин . Воин — эскиз костюма к спектаклю 1931 года.

Вскоре после завершения «Жар-птицы» Стравинский написал сольную редакцию всего балета для фортепиано. Помимо полной 50-минутной балетной партитуры 1909–1910 годов, Стравинский аранжировал для концертного исполнения три сюиты, датированные 1911, 1919 и 1945 годами. Ниже приводится описание большинства других производных композиций из «Жар-птицы»:

Люкс 1911 года

  1. Введение – Зачарованный сад Кащея – Танец Жар-птицы
  2. Мольба Жар-птицы
  3. Игра принцесс с яблоками
  4. Хоровод принцесс (Рондо, хоровод)
  5. Адский танец всех подданных Кащея

Инструменты : практически как в оригинальном балете. Партитура была напечатана с тех же пластин, только новые окончания механизмов были заново выгравированы.

Люкс 1919 года

  1. Вступление – Жар-птица и ее танец – Вариация Жар-птицы
  2. Хоровод принцесс (Рондо, хоровод)
  3. Адский танец царя Кащея
  4. Берсез (Колыбельная)
  5. Финал

Инструменты : 2 флейты (2-я также пикколо); 2 гобоя (2-й также английский рожок на один такт); 2 кларнета; 2 фагота; 4 рога; 2 трубы; 3 тромбона; туба; литавры; басовый барабан; тарелки; треугольник; ксилофон; арфа; фортепиано (также вариант челеста); струны.

Эта сюита была создана в Швейцарии для дирижера Эрнеста Ансерме . Роберт Крафт писал, что набор 1919 года содержал «более трехсот ошибок». Кроме того, Стравинский писал в 1952 году, что «части версии 1919 года были … полны ошибок …»

Люкс 1945 года

  1. Вступление – Жар-птица и ее танец – Вариация Жар-птицы
  2. Пантомима I
  3. Па-де-де: Жар-птица и Иван-царевич
  4. Пантомима 2
  5. Скерцо: Танец принцесс
  6. Пантомима 3
  7. Хоровод принцесс (Рондо, хоровод)
  8. Адский танец царя Кащея
  9. Берсез (Колыбельная)
  10. Финал

Инструменты : 2 флейты (2-я также пикколо); 2 гобоя; 2 кларнета; 2 фагота; 4 рога; 2 трубы; 3 тромбона; Туба; Литавры; Басовый барабан; Барабан; Бубен; Тарелки; Треугольник; Ксилофон; Арфа; Фортепиано; Струны.

В 1945 году, незадолго до того, как он получил американское гражданство, Leeds Music связалась со Стравинским с предложением пересмотреть оркестровку его первых трех балетов, чтобы восстановить авторские права на них в Соединенных Штатах. Композитор согласился, отложив работу над финалом своей «Симфонии в трёх частях» . Он приступил к созданию новой сюиты на основе версии 1919 года, добавив к ней и переработав несколько минут пантомим из оригинальной партитуры.

Адский танец, берсис и финал

Пианист Гвидо Агости также сделал короткую редакцию трех фрагментов из балета, а именно трех основных номеров в конце. Посвященная памяти Ферруччо Бузони , процесс редукции начался в Форте-дей-Марми, Италия , в августе 1928 года и завершился в Берлине в октябре 1928 года. Сюита из трех частей была написана для фортепиано соло. Список перемещений выглядит следующим образом:

  1. Адский танец короля Кащей . Allegro feroce — Анданте
  2. Берсез . Анданте
  3. Финал . Lento maestoso — Allegro non troppo — Molto pesante

Вариации сюиты[править]

Первый вариант (1910 г.)править

Сюита получила такое же название — «Жар-птица». Она предполагалась для большого оркестра; в нее вошли такие фрагменты балета: Вступление, «Заколдованный сад Кащея и пляска», «Мольбы Жар-птицы», «Игра царевен золотыми яблочками», Хоровод царевен, «Поганый пляс Кащеева царства». 

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, большой барабан, тарелки, треугольник, ксилофон, арфа, фортепиано, струнные.

Сюита была готова уже через несколько месяцев; правда, даты здесь варьируются, по одним утверждениям, она была создана через год после постановки балета — в 1911 году, а словарь Гроува указывает (со слов г-на Musicien), что на самом деле первый вариант сюиты был создан еще раньше — в конце 1910 года, тогда же прошло и первое исполнение: 23 октября (5 ноября) 1910, Петербург, под управлением А. И. Зилоти (вполне возможно, что первое исполнение прошло еще до официальной публикации с использованием авторской партитуры).

Эта вторая дата наверняка правильная, поскольку есть подтверждающие ее документы. Сохранилось письмо И. Ф. Стравинского из Лозанны Владимиру Римскому-Корсакову (сыну композитора Н. А. Римского Корскова) от 30 августа/12 сентября , где, в частности, И. Стравинский писал: «Я все-таки думаю приехать в Петербург на несколько дней к исполнению „Жар-птицы“, то есть к 23 октября, оттуда поеду в Москву, где также (через неделю) будут играть ее, а оттуда в Ниццу».

Тем не менее, прибыть на премьеру исполнения своего произведения у композитора не получилось, о чем можно узнать из его письма от 2 ноября 1910 года другому сыну его педагога Н. А. Римского-Корсакова, Андрею Николаевичу Римскому-Корсакову: «Очень прошу тебя сейчас же после концерта написать свои и чужие впечатления о „Жар-птице“. Если исполнишь мои просьбы, заставишь век о себе Богу молиться».

В скором времени композитору сообщили об успехе, с которым прошла премьеры его сюиты, о чем он тоже сообщал своим адресантам в письмах, датированных осенью 1910 года.

Есть и отклики в прессе на концерт А.Зилоти: журнал «Аполлонъ», No 11, 1910, опубликовал статью за подписью Вяч. Каратыгина о музыкальных концертах, проходивших тогда в Петербурге, в том числе — с хвалебными отзывами в адрес этого дирижера, где среди исполненных им произведений упоминается и «Жар-птица» И. Стравинского.

Однако этот вариант оказался лишь первым. За ним последовали еще два.

Второй вариант (1919 г.)править

Зимой 1918-го — весной 1919 года И.Стравинский сделал еще один вариант сюиты, на этот раз — для оркестра среднего состава. В этот вариант вошли: Вступление, «Жар-птица и ее танец. Вариации Жар-птицы», Хоровод царевен, «Поганый пляс», Колыбельная и Финал.

Первое исполнение ― 12 апреля 1919, Женева, под управлением Э. Ансерме.

Этот вариант, по утверждению музыкальной критики, оказался наиболее любим у музыкантов-исполнителей и потому чаще всего звучит в симфонических концертах.

Третий вариант (1945 г.)править

Однако композитор оказался до такой степени увлечен своим произведением, открывшим ему выход в мировую музыкальную культуру, что в 1945 году вновь обратился к сюите и создал ее третью редакцию, состоящую из Вступления; Прелюдии и Танца Жар-птицы, Вариаций Жар-птицы; 1-й пантомимы: Па-де-де Жар-птицы и Ивана-царевича; 2-й пантомимы: Скерцо, Танца царевен; 3-й пантомимы: Хоровода, Поганого пляса; Колыбельной Жар-птицы и Финального гимна.

Первое исполнение ― 24 октября 1945, Нью-Йорк, под управлением Яши Горенштейна.

General Information

Work Title The Firebird
Alternative. Title Жар-птица ; L’oiseau de feu; 火鸟
Composer Stravinsky, Igor
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. K010
I-Catalogue NumberI-Cat. No. IIS 10
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s 2 tableaux:
1. Introduction
2. Le jardin enchanté de Kastchei
3. Apparition de l’oiseau de feu, poursuivi par Ivan Tsarevitch
4. Danse de l’oiseau de feu
5. Capture de l’oiseau de feu par Ivan Tsarevitch
6. Supplications de l’oiseau de feu
7. Apparition des treize princesses enchantées
8. Jeu de princesses avec les pommes d’or
9. Brusque apparition d’Ivan Tsarevitch
10. Khorovod (Ronde) des princesses
11. Lever du jour
12. Carillon féérique, apparition des Monstres-gardiens de Kastchei
13. Arrivée de Kastchei l’immortel
Dialogue de Kastchei avec Ivan Tsarevitch
Intercession des princesses
14. Apparition de l’oiseau de feu
15. Danse de la suite de Kastchei enchantée par l’oiseau de feu
16. Danse infernale de tous les sujets de Kastchei
17. Berceuse (l’oiseau de feu)
18. Réveil de Kastchei
Mort de Kastchei
Profondes tenèbres
19. Disparition du palais et des sortilèges de Kastchei,
animation des chevaliers petrifiés. Allegresse génerale
Year/Date of CompositionY/D of Comp. 1910
First Performance. 1910-6-25 in Paris, Théâtre National de L’Opéra
Tamara Karsavina (Firebird)Michael Fokine (Ivan Tsarevich)Vera Fokina (The Beautiful Tsarevna)Aleksey Bulgakov (Kastchei the Immortal)Les Ballets RussesLéon Bakst, Aleksandr Golovin (costumes)Aleksandr Golovin (scenery design)Sergey Grigoriev (director)Michael Fokine (choreography)Gabriel Pierné (conductor)
First Publication. 1910 — Moscow: P. Jurgenson
Dedication Andrey Rimsky-Korsakov (1878-1940)
Average DurationAvg. Duration 45-50 minutes
Composer Time PeriodComp. Period Early 20th century
Piece Style Early 20th century
Instrumentation orchestra
InstrDetail 4 flutes (3rd and 4th also piccolo), 3 oboes, English horn, 3 clarinets (3rd also D clarinet)bass clarinet, 3 bassoons (2nd also 2nd contrabassoon), contrabassoon4 horns, 3 trumpets, 3 trombones, tubatimpani, bass drum, cymbals, triangle, tambourine, tamtam, tubular bells, glockenspiel, xylophone, celesta, 3 harps, piano, stringsOnstage Instruments: 3 trumpets, 4 Wagner tubas (2 tenor, 2 basses)
Related Works See also the concert suites from the ballet.
Discography
Authorities
External Links Wikipedia article
Extra Information The entire 1st violin section retunes the E string to D (scordatura), in order to play some natural harmonics.

Первые записи

Год выпуска Оркестр Дирижер Звукозаписывающая компания Формат Примечания
1916 г. Симфонический оркестр Бичема Сэр Томас Бичем Columbia Graphophone Company 78 об / мин Три отрывка из сюиты 1911 года. Первая коммерческая запись музыки Стравинского.
1924 г. Лондонский симфонический оркестр Альберт Коутс Голос его хозяина 78 об / мин Премьерная запись полной сюиты 1911 года.
1924 г. Филадельфийский оркестр Леопольд Стоковски Виктор 78 об / мин Премьера акустической записи полной сюиты 1919 года.
1925 г. Берлинская филармония Оскар Фрид Полидор 78 об / мин Премьера электрической записи всей сюиты 1919 года.
1947 г. Нью-Йоркский филармонический симфонический оркестр Игорь Стравинский Columbia Records 78 об / мин / LP Премьерная запись полной сюиты 1945 года.
1960 г. Лондонский симфонический оркестр Антал Дорати Mercury Records LP Премьерная запись полной оригинальной партитуры 1911 года.

Примечания и ссылки

Источники

  • Слонимский, Николай (2014). Книга музыкальных анекдотов Слонимского . Хобокен: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-135-36860-9.
  • Сорли Уокер, Кэтрин (1982). «Русские балеты» Де Базиля . Лондон: Хатчинсон. ISBN 0-09-147510-4.(Нью-Йорк, Атенеум. ISBN  0-689-11365-X )
  • Тарускин, Ричард (1996). Стравинский и русские традиции . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-520-29348-9.
  • Уолш, Стивен (1999). Стравинский: Творческая весна (Россия и Франция, 1882-1934) . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN 0-679-41484-3.
  • Уолш, Стивен (2006). Стравинский: Второе изгнание (Франция и Америка, 1934-1971) . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN 0-375-40752-9.
  • (требуется подписка)
  • Уайт, Эрик Уолтер (1966). Стравинский: Композитор и его произведения (2-е изд.). Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press . ISBN .

В популярной культуре

Реконструкция хореографии и дизайна мировой премьеры 2013 в исполнении Мариинского балета.

Отрывки из «Жар-птицы» были использованы в анимационном фильме Бруно Боззетто 1976 года Allegro Non Troppo и в анимационном фильме Уолта Диснея « Фантазия 2000» .

Книга с картинками Спасителя Пиротты и Кэтрин Хайд «Жар-птица » основана на оригинальных историях, вдохновивших на создание балета, и была опубликована в 2010 году в ознаменование столетия балета.

Влияние The Firebird ощущалось не только в классической музыке. Стравинский оказал большое влияние на Фрэнка Заппу , который использовал мелодию из Berceuse в своем альбоме 1967 года «Абсолютно бесплатно» . Заппа также использовал некоторые мелодии Стравинского из «Жар-птицы» и «Весны священной» в своем альбоме «The Mothers of Invention , Absolutely Free ». Прог-рок- группа Yes регулярно использовала финал балета в качестве музыки для «прогулки» на концертах с 1971 года. Джазовый музыкант и аранжировщик Дон Себески представил смесь пьесы с композицией в стиле джаз-фьюжн « Огненные птицы » Джона Маклафлина . на его альбоме 1973 года Giant Box . В течение 1980-х и 1990-х годов аккорд, открывающий «Адский танец», стал широко используемым сэмплом оркестрового хита в музыке, особенно в рамках нового джек-свинга .

«Жар-птица» использовалась на церемонии открытия Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи во время сегмента «Зажжение котла».

Синопсис

Рисунок Леона Бакста, изображающий царевича Ивана в плену Жар-птицы.

В центре балета — путешествие его героя — Ивана-царевича . Во время охоты в лесу он попадает в волшебное царство злого Кощея Бессмертного , бессмертие которого сохраняется, храня его душу в волшебном яйце, спрятанном в шкатулке. Иван преследует и ловит Жар-птицу и собирается убить ее; она умоляет сохранить ей жизнь, а он ее щадит. В знак благодарности она предлагает ему зачарованное перо, которое он может использовать, чтобы призвать ее, если он окажется в крайней нужде.

Затем Иван-царевич встречает тринадцать царевен, находящихся под чарами Кощея, и влюбляется в одну из них. На следующий день Иван противостоит магу, и в конце концов они начинают ссориться. Когда Кощей посылает своих миньонов за Иваном, он вызывает Жар-птицу. Она вмешивается, околдовывая монстров и заставляя их танцевать сложный энергичный танец («Адский танец»).

Измученные существа и Кощеи засыпают. Пока они спят, Жар-птица направляет Ивана к пню, где спрятана шкатулка с яйцом, в котором находится душа Кощея. Иван уничтожает яйцо, и после того, как заклинание разрушено, и Кощей мертв, волшебные существа, которых Кощей держал в плену, освобождаются, и дворец исчезает. Все «настоящие» существа, включая принцесс, пробуждаются и с последним намеком на музыку Жар-птицы (хотя в хореографии Фокина она не появляется в этой финальной сцене на сцене) празднуют свою победу.

Последующие балетные постановки

Павел Петров в постановке Русского балета Монте-Карло в Сиднее, 1936–1937 гг.

« Жар-птица » была поставлена ​​многими хореографами, включая Джорджа Баланчина и Джерома Роббинса (со-хореографы), Грэма Мерфи , Алексея Ратманского и Юрия Посохова.

Балет был возрожден в 1934 году труппой полковника Василия де Базиля « Русские балеты Монте-Карло» в постановке в Лондоне с использованием оригинального декора и костюмов труппы Дягилева. Впоследствии труппа исполнила балет в Австралии во время гастролей 1936–37 гг.

Спектакль был поставлен Джорджем Баланчиным для Нью-Йоркского городского балета в 1949 году с Марией Талльчиф в роли Жар-птицы, с декорациями и костюмами Марка Шагала , и хранился в репертуаре до 1965 года. 1970 год для Нью-Йоркского городского балета с тщательно продуманными декорациями Шагала и новыми костюмами Каринской по мотивам костюмов Шагала для фестиваля Стравинского 1972 года, на котором Гелси Киркланд представила Жар-птицу.

В 1970 году Морис Бежар поставил собственную версию, в которой главным героем балета был молодой человек, поднявшийся из рядов революционеров и ставший их лидером. В главной роли танцевал Мишель Денар .

Балет Мариинского исполнил оригинальную хореографию в Ковент — Гарден в августе 2011 года, как часть их Фокина ретроспективе.

Национальный балет Канады создал версию Firebird для телевидения, иногда ретранслировать, в которых были использованы специальные эффекты , чтобы сделать вид , что Firebird находится в полете.

29 марта 2012 года в Американском театре балета состоялась премьера балета в хореографии Алексея Ратманского в Центре искусств Сегерстрем в Коста-Меса, Калифорния , с Мисти Коупленд в главной роли .

Королевский балет поставил 6 спектаклей балета в Королевском оперном театре в Лондоне в июне 2019 года, с Ясмин Нади выполняет роль Firebird.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: