Leonid Jacobson Ballet Company
Город
Санкт-Петербург
Год основания
1969
Тип
балетные труппы
Санкт-Петербургский Государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона. (В советское время — Ленинградская государственная балетная труппа «Хореографические миниатюры».)
История создания этого коллектива уникальна для отечественного балета. Несколько десятилетий в театрах Ленинграда и Москвы работал выдающийся советский хореограф Леонид Якобсон. Его поиски, прежде всего в обогащении пластики танца, нередко опережали свое время
Его творчество постоянно привлекало к себе общественное внимание, но не всегда легко вписывалось в репертуар академических музыкальных театров. Поэтому с таким интересом было воспринято в 1969 году решение поручить Л
Якобсону сформировать хореографический коллектив, в работах которого еще ярче раскрылся бы уникальный талант балетмейстера.
Само название — «Хореографические миниатюры» — было выбрано не случайно. С одной стороны, оно указывало па характер репертуара нового коллектива, с другой — сознательно совпадало с названием программного и, пожалуй, наиболее удачного из спектаклей Л. Якобсона в Мариинском театре, подчеркивая преемственность исканий. Действительно, в репертуар «Хореографических миниатюр» его художественный руководитель включил как свои лучшие старые, так и вновь созданные сочинения. Диапазон творческих свершений был велик: героическая «Симфония бессмертия» и театрально-праздничный «Экзерсис-ХХ», сатирический «Клоп» и бессюжетный «Блестящий дивертисмент», экспрессионистический «Город» и комедийный «Бродячий цирк», трагедийный «Свадебный кортеж» и характерный «Негритянский концерт». Л. Якобсона привлекала первоклассная музыка Баха и Глинки, Стравинского и Веберна, Шостаковича и Тищенко, вдохновляло творчество таких мастеров, как Роден, Шагал, Мазерель. Отдельные номера-миниатюры объединялись в своеобразные циклы-спектакли: «Классицизм-романтизм», «Роден», «Русские миниатюры», «Моцартиана». Труппа, не имевшая поначалу своего постоянного репетиционного помещения, много и успешно гастролировала, проводя вне Ленинграда большую часть времени.
Смерть Леонида Якобсона в 1975 году явилась тяжелым испытанием для коллектива, сделав проблематичным само его существование. Однако было решено продолжить работу, сохраняя в репертуаре сочинения Л. Якобсона так же бережно, как хранят классическое наследие в академических театрах. Эту нелегкую задачу труппа решала с новым художественным руководителем, известным советским танцовщиком Аскольдом Макаровым. В 2001 году, после смерти Aскольда Макарова, пост художественного руководителя занял Юрий Петухов. С 2011 года театр возглавляет Андриан Фадеев.
Само творческое существование такого, по сути экспериментального коллектива, как «Хореографические миниатюры», было невозможно без постоянного создания новых спектаклей. Разноплановые творческие поиски различных по стилю балетмейстеров также явились своеобразным продолжением новаторских традиций Л. Якобсона. С 1976 года в «Хореографических миниатюрах» отдельные номера и одноактные балеты ставили Д. Брянцев, С. Сидоров, К. Рассадин, Г. Алексидзе, В. Бударин, Л. Лебедев, Н. Волкова, А. Полубенцев и другие. Специальные программы подготовили и зарубежные мастера: Л. Шереги (Венгрия) и П. Шмок (Чехословакия).
Лучшие из сочинений вышеуказанных хореографов остались и поныне в репертуаре, основу которого по-прежнему составляют хореографические работы Л. Якобсона. В труппе выросли свои мастера — Т. Квасова, В. Климова, И. Кузьмин — и ведущие солисты — Л. Аверкина, Т. Багирова, Г. Варзанова, Л. Путинова, О. Тестоедова, В. Ким, Н. Левицкий, А. Гумалевский.
Сегодня Балет Якобсона известен не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
А. Деген, И. Ступников
Публикации
«Щелкунчик» в Крыму 07.11.2014 в 15:34
Алла Осипенко: «Якобсон был гений-одиночка. Недооценённый» 18.03.2004 в 15:54
Поверх барьеров
Многие современники полагают, что из-за тяжкой необходимости вечно идти против течения, утверждая право на собственную линию в искусстве, последователь Михаила Фокина Леонид Якобсон не сделал и половины того, на что был способен. Однако в пространстве своей судьбы Якобсон двигался по собственной, им самим выверенной траектории. В поисках нехоженых путей в искусстве его вела поразительная творческая интуиция и неистощимая фантазия прирождённого художника.
У мальчика с детства был несгибаемый характер: его выковали нищета, рано осознанный долг зарабатывать, опекая младших в семье, и при этом — неодолимая тяга к прекрасному. Отправной точкой к движению вверх стало чудное видение, которое открылось ему, мальчишке-посыльному, случайно заглянувшему однажды в окно частной балетной студии. За волшебным стеклом рой неземных в своей красоте созданий прилежно разучивали сложные па неведомого танца. Может, именно тогда будущий гений хореографии впервые проявил главное качество своей личности — умение оборачивать явью любую, даже самую смелую мечту? Нищий мальчишка вскоре становится учеником легендарного Хореографического училища, а потом — способным танцовщиком, который, впрочем, грезил о собственных постановках и собственном подходе к балету.
Вражда с поборницей балетной классики Вагановой надолго обрекла Якобсона на судьбу вечного скитальца. Он много работал вдали от Ленинграда, но неоспоримым триумфом Якобсона в родном городе стал «Спартак» — знаковый спектакль в биографии постановщика, где закрепились основы его новой балетной эстетики, навеянной произведениями античной живописи и скульптуры. «Спартак» Якобсона с его живописной статуарностью и мастерски выписанными «сценами из римской жизни» навсегда останется символом чисто якобсоновского взгляда на искусство танца, неотделимого от влияния других изящных искусств. Не потому ли кованый барельеф в античном духе с изображением мускулистых всадников, укрощающих горячих лошадей, кажется вполне уместным атрибутом над арочным входом во двор театра, полвека назад созданного Якобсоном? Ну кто теперь помнит, что когда-то здесь была аукционная конюшня с манежем для выводки породистых скакунов?
Но поистине судьбоносной работой Якобсона стал спектакль «Хореографические миниатюры» (1958). Именно они дали имя первому театру, где Якобсон смог свободно воплощать свои замыслы, во многом определив жанр будущего обширного репертуара, который балетмейстер сочинил неслыханно быстро. Бережно восстановленные уже в новейшие времена театра, эти сочинения поныне составляют стержень его афиши.
Чтобы помнили
Живым хранителем памяти о великом постановщике стал бывший артист труппы Якобсона, талантливый танцовщик, а ныне — известный фотохудожник Владимир Сергеевич Зензинов, который ревностно бережёт бесценные реликвии Музея при театре. «Из рук в руки» передают молодым исполнителям аутентичный рисунок танца бывшие солисты «Миниатюр», помогавшие восстановить легендарные спектакли Якобсона.
Верным знаком того, что театр верен памяти своего основателя, стало недавнее празднование 50-летия труппы, завершающим штрихом которого стал вечер «Шедевры русского балета» в Эрмитажном театре.
Как и любимый Якобсоном Гойя (хореограф был увлечён идеей постановки по мотивам «Капричос»), великий мечтатель от балета прошёл свой тяжкий путь познания. Бунтарь в искусстве, он не случайно назвал свою единственную книгу «Письма к Новерру» — другому реформатору, свершившему революцию в искусстве танца при дворе короля Людовика XV. Но бунтари меняют мир, и современный балет без творений Якобсона был бы иным. Как иными были бы мы сами. Справедливость этой истины каждым своим спектаклем подтверждает молодая «труппа солистов», прописанная по адресу: Санкт-Петербург, улица Маяковского, дом № 15.