Жизнь
Альфред Корто с Жаком Тибо
После того, как сын матери-швейцарки и отца-француза сначала провалил вступительный экзамен, Корто получил обширную подготовку в Парижской консерватории с упором на фортепиано. Его интерес к Рихарду Вагнеру привел к приглашению в качестве репетитора на Байройтский фестиваль в 1897 году .
В качестве пианиста он предпочитал произведения романтического периода, особенно музыку Шопена , Рихарда Вагнера , Шумана , Шуберта , Мендельсона Бартольди , Листа , чьи произведения он написал в Éditions de travail (опубликованных Салаберт, Пэрис и Курци. Милан) с комментариями по технике игры и интерпретации. Менее известна борьба Корто за Бетховена. С 1958 по 1960 год он записал все фортепианные сонаты Бетховена до трех раз. Записи еще не выпущены официально. Два вечера (8 и 12 октября 1943 г.) он сыграл все фортепианные концерты Бетховена и хоровую фантазию под руководством Шарля Мюнха в зале Плейель в Париже, хотя Корто был известен как виртуоз Бетховена с 1896 года. Вместе с Пабло Казальсом , виолончелью, и Жаком Тибо , скрипкой, он сформировал одно из самых известных фортепианных трио 20-го века с 1906 по 1933 год.
В 1919 году вместе с Огюстом Манжо он основал Нормальную школу музыки в Париже. Б. Марсель Дюпре , Маргерит Лонг , Бланш Сельва , Шарль Мунк , Поль Дюкас , Ванда Ландовска , Надя Буланже . Многие известные пианисты иногда были его учениками или получали от него ценные советы. Представителями являются: Дину Липатти , Клара Хаскил , Владо Перлемутер , Ивонн Лефебюр , Бранка Мусулин , Самсон Франсуа , Элен Боски и Флоренс Делаж . Среди немецкоязычных студентов были Франц Йозеф Хирт (1899–1985), Гюнтер Райнхольд и Грегор Вайхерт .
В октябре 1928 года Альфред Корто вместе с Эрнестом Ансерме и Луи Фурестье основал «Парижский оркестр» (также «Симфонический оркестр Парижа») . Однако всего через год он дал Пьеру Монтё единоличное руководство оркестром. Он просуществовал до 1939 года.
Cortot erhielt nach dem Zweiten Weltkrieg ein einjähriges Berufsverbot (April 1945 bis April 1946), weil er unter der Vichy-Regierung verschiedene Ämter innehatte, mit den deutschen Besatzern kollaborierte und während des Zweiten Weltkrieges (1942) in Deutschland konzertierte, unter anderen mit Wilhelm Furtwängler в Берлине. В октябре 1949 г. реабилитирован. Альфред Корто покоится со своими предками на небольшом кладбище Ле Виллар, деревня недалеко от Турню в департаменте Сона-и-Луара в регионе Бургундия. Название должности на его могильной плите — «музыкант».
эффект
Абсолютная верность нотам и произведениям была не в центре внимания пианиста Корто, а в вдохновении и волшебном звучании. Его фортепианное искусство, которое по сей день высоко ценится самыми разными пианистами, записано на многочисленных пластинках. Многие записи еще не опубликованы, вероятно, потому, что они не соответствуют сегодняшним критериям текстовой точности и правильности. Почти полный датированный список всех записей, сделанных Корто, в том числе еще не опубликованных, принадлежит Джону Ханту. Эта книга свидетельствует об усилиях Корто по созданию великих шедевров для фортепиано до глубокой старости. Возможно, именно смесь поэтического субъективизма, характерная для игры Корто, и бескомпромиссное подчинение требованиям произведения искусства продолжает очаровывать этого музыканта. Во время исполнения фортепианного концерта Шумана в Гамбурге в 1950 году хирург и музыкант Эрнст Керн написал, что ни один немецкий пианист не осмелился бы сыграть его так романтично. Корто также работал важным учителем игры на фортепиано — среди его учеников много известных пианистов.
Внешние ссылки [ править ]
В Wikiquote есть цитаты, связанные с: Альфредом Корто |
Путеводитель по коллекции Альфреда Корто, 1491–1853 годы, размещенный в Исследовательском центре специальных коллекций библиотек Университета Кентукки.
- Записи
- Piano Rolls ( Фонд воспроизведения пианино )
- Список записей ( Arbiter Records )
- Записи и дискография ( страница Классической музыки Янгрока Ли )
Авторитетный контроль |
|
---|
Творчество
Альфред Корто вошёл в историю музыки прежде всего как смелый интерпретатор Шопена и Шумана. Выпущенные им комментарии (редакции) к их произведениям не потеряли своего значения по сегодняшний день. Тем не менее, иногда Корто допускал явные ляпы, обусловленные тем, что часто слишком полагался на свою память. Такая небрежность Корто входила в явный контраст с технической безупречностью его ученика и сподвижника — Дину Липатти. Однако когда Корто был в ударе, он являл слушателям блестящую технику, искрящуюся нотным фейерверком, что свидетельствуется его легендарной записью Си-минорной сонаты Листа и «Этюдом в форме вальса» Сен-Санса.
Корто был также автором фортепианной тетради «Рациональные принципы фортепианной техники». Эта книга содержит много упражнений для пальцев, направленных на развитие различных технических аспектов игры. Первоначально книга была написана на французском языке, но с тех пор была переведена на многие языки.
Несмотря на некоторую техническую неровность исполнения, Альфред Корто всегда почитался как один из самых великих музыкантов столетия и символизировал собой как бы закат классической эпохи. Специалисты считают его последним образцом того личностного, субъективного стиля, который способен пренебрегать точной техникой ради целостности интуиции, яркости интерпретации и подлинности духа произведения. Позже такой подход был заменен тем современным «научным» способом игры, который помещает логику и точность в центр и ставит знак равенства между подлинностью исполнения и метрономической буквальной «интерпретацией» музыкального произведения
Всё же из глубины времени спускается завет Альфреда Корто: «Самое важное — давать волю воображению, вновь сотворяя сочинение. Это и есть интерпретация».
Вклад [ править ]
Как один из самых известных фортепианных интерпретаторов Шопена, Шумана и Дебюсси, Корто выпустил печатные издания всех трех фортепианных произведений, отличающихся тщательными комментариями по техническим проблемам и вопросам интерпретации.
Корто страдал от провалов в памяти во время концертов (особенно заметных с 1940-х годов) и часто оставлял неправильные записи в своих более поздних записях. Однако в хорошей форме он продемонстрировал блестящую технику, с которой можно было справиться практически с любым видом пианистического фейерверка. Этот дар проявляется в его легендарных записях Листа Соната си минор (первая запись когда — либо сделанных из этого шедевра) и Сен-Санс ‘ Etude ан формный де Valse . Последнее произвело глубокое впечатление даже на Владимира Горовица , который, по словам Корто, обратился к Корто, чтобы узнать его «секрет» исполнения этого; Корто, однако, не сообщил ему об этом. Он записал больше Шопена, чем любой другой композитор, и его исполнение Концерта Шопена № 2 фа минор с дирижером сэром Джоном Барбиролли и Концерта Сен-Санса № 4 до минор под управлением Чарльза Мунка, оба первоначально изданные на RCA Victor / HMV 78, но переизданные на компакт-диске в серии Naxos Historical (среди прочих), входят в число величайших концертных записей всех времен.
Он также написал много дидактической прозы, в том числе букварь для фортепиано: « Рациональные принципы техники фортепиано» . Эта книга содержит множество упражнений для пальцев, которые помогут в развитии различных аспектов техники игры на фортепиано. Первоначально он был написан на французском языке, но уже давно переведен на другие языки.
Несмотря на технические недостатки, Корто был одним из величайших музыкантов века, и его записи и музыкальные аннотации редко выходили из печати.
В 1920-х годах Корто записал несколько фортепианных роликов для компании Aeolian / Duo-Art , поскольку записи со скоростью 78 об / мин не всегда были удовлетворительными по качеству или максимальной продолжительности записи. Однажды он исполнил рапсодию Листа, сплетая свою игру вживую на фортепиано с его механической репродукцией. С закрытыми глазами некоторые критики не могли различить их. [ необходима цитата ] Корто также сделал много записей, последняя из которых была сделана в 1957 году, за пять лет до своей смерти. В дополнение к его записям произведений Шопена, Шумана и Листа, он также сделал важные записи музыки Вебера , Мендельсона , Франка , Дебюсси.и другие, и дирижировал своим оркестром Ecole Normale (с полным набором струнных инструментов XIX века) в полной записи Бранденбургских концертов для RCA Victor в начале 1930-х годов, в которой он исполнил длинную сольную каденцию № 5 ре мажор. , на современном пианино в грандиозной романтической манере, но чрезвычайно эффектно в этом, по общему признанию, архаичном стиле, заканчивающемся большим ритардандо и закрученным завершающим аккордом ре мажор, когда оркестр снова вступил с заключительным ритурнелло. Он также известен своими несколькими записями трио с Жаком Тибо и Пабло Казальсом . Менее знаменитый, но более подходящий и изысканно оформленный, он аккомпанировал таким певцам, как Мэгги Тейт и Чарльз Панзера.. Есть даже поздняя запись Dichterliebe Шумана, в которой он аккомпанировал Жерару Соузе , о котором певец лаконично сказал: «Он был слишком стар, а я слишком молод». Его последние послевоенные сольные записи испорчены более частыми техническими оплошностями, но он сохранил свою уникальную красноречивую формулировку и свободную романтическую манеру исполнения, которой он был известен.
Среди других известных учеников Корто в последние годы его жизни были Самсон Франсуа , Эстебан Санчес и Крис Мэри Франсин Уиттл. Переводчик Барбара Райт также училась у Корто в 1930-х годах.
Шагая по годам
В его жизни была лишь музыка, возможно, именно потому он и сумел стать кумиром миллионов
Альфред Корто родился в конце XIX века, разделил эпоху с другими великими «сверстниками»: Игнацы Яном Падеревским, Сергеем Рахманиновым, Жаком Тибо – и успел застать конец жизни таких исполинов, как Вагнер, Рубинштейн, Лист.
В его жизни не было ярких потрясений, вроде борьбы за свою страну, в которой участвовал Падеревский или борьбы за собственную жизнь, которую вел Дьердь Циффра весь свой долгий срок. В его жизни были лишь музыка, возможно, именно потому что он не отвлекался на «мирское», Корто и сумел стать кумиром миллионов, в наибольшей степени внести огромный вклад в настоящее и будущее музыки после него.
- Альфред Дени Корто пришел в этот мир в городке Нилон (Швейцария), отец его был французом, мать швейцаркой, радостное событие это произошло в 1877 году, 26 сентября.
- Первым преподавателем Корто был Эмиль Декомбес – ученик Шопена. Юноша обучался в Парижской консерватории, после смерти Декомбеса у не менее талантливого Луиса Диемера.
- Первый свой триумф Корто одержал именно в Парижской консерватории, получив престижную награду (Гран-при) за игру на фортепьяно.
- В консерватории Корто нашел верного и опытного старшего товарища в лице Эдварда Рислера (известного виртуозной солоаранжировкой «Тиля Уленшпигеля»). Именно Рислер привил Альфреду многие полезные свойства истинного музыканта – свободное отношение к музыке и широту кругозора в первую очередь.
- Еще до поступления в консерваторию Корто довелось встретиться с великим русским пианистом Антоном Рубинштейном, который «подарил» юноше девиз о музыке.
- Как пианист Корто дебютировал в 1897 году, но затем надолго отставил это занятие на второй план, избрав карьеру дирижера, в ходе которой, начиная с 1901 и по 1905 годы, открывает миру и в первую очередь французскому зрителю новое звучание Вагнера.
- В 1902 году с огромным успехом Корто руководит как дирижер и организатор премьерой «Гибели богов» во Франции.
- Для наилучшего знакомства публики с творчеством Вагнера и ряда других выдающихся композиторов, в том числе и русских, Корто основывает «Ассоциацию концертов Корто», позже он становится дирижером парижского Национального общества. Еще позже Корте также основал два коллектива – Симфонический и Филармонический.
- В качестве яркого и самобытного интерпретатора, известного всего миру, Альфред начинает выступать с 1908 года. А перед этим в составе легендарного трио пианистов, считающегося лучшим в двадцатом веке, выступает вместе с Пабло Казальсом и Жаком Тибо.
- Параллельно с выступлениями Корто преподает в Парижской консерватории (с 1907 по 1923 гг.), своей альма-матер, представляя миру одного за другим плеяду талантливых французских пианистов. Позже он также основывает Нормальную школу музыки («Эколь Нормаль»). В дополнение к своей педагогической деятельности Корто выпустил несколько образовательных книг (в том числе «Курс интерпретации», обошедший весь мир).
- Корто прославился как отличный педагог, яркий интерпретатор, вдохновенный дирижер. Его творчество доступно и сейчас – в записях на пластинках и дисках, в виде съемок концертов, переизданий его образовательных произведений.
- Альфред Дени Корто ушел из жизни в Лозанне 15 июня 1962 года, за два года до того момента, когда прекратил давать концерты один из самых сильных его соперников в таланте экспрессивной интерпретации Гленн Гульд. После себя маэстро оставил невероятное музыкальное наследие, верой и правдой послужившее не только классике, но и современным «молодым» музыкальным стилям.
Своя классика
Игру этого гения хвалили по всей Европе, ее же ругали по всему миру.
Музыка Корто – это нечто, чего не услышишь сейчас, не считая, конечно, собственных прижизненных записей маэстро. Игру этого виртуоза – нет, неверное слово, – игру этого гения хвалили по всей Европе, ее же ругали по всему миру.
Корто отказывали в профессионализме величайшие пианисты столетия, и в то же время он собирал огромные залы, где люди, богатые и знаменитые, способные позволить себе такое изысканное развлечение, ловили с замиранием сердца каждый его небрежный жест.
Везде, где только возможно, он не только играл на фортепьяно, но также дирижировал, записывался и, главное – преподавал. Альфреда неоднократно обвиняли в «провалах памяти», небрежной игре, недостатке технического совершенства.
Было ли это действительно так? Вряд ли, учениками этого великого музыканта были знаменитейшие виртуозы: Дину Липанти, Клара Хаскил, Альфредо Казелла, Магда Тальяферро – все они славились невероятно техничной игрой.
Альфред Корто не был виртуозом, если понимать этот термин как непосредственное «техническое» умение игры на фортепьяно, он был гениальным музыкантом.
«Высшее предназначение артиста заключается в том, чтобы вновь оживить скрытые в музыке человеческие чувства»
Говоря техническими, музыкальными терминами, игра Корто была яркой, рельефной, эмоциональной, искрометной, на первое место он ставил принцип, почерпнутый когда-то из слов Рубинштейна в их первую встречу, – «Бетховена не играют, его вновь сочиняют».
Такое понимание роли музыканта Корте перенес на каждого композитора и музыкальное произведение, которое когда-либо исполнял.
Говоря об Альфреде, профессионалы и критики замечали, что его игре присуща насыщенность звучания, широта мелодического дыхания, почти ораторски приподнятая манера интонирования.
Что это значит на самом деле? Корто был человеком, который самим фактом своего существования стал завершением эпохи великих интерпретаторов XIX века, в его музыке от и до прозвучало все то, чего можно было ожидать от музыки, которую пианист сочиняет вновь.
Возможно, именно потому и пришли на смену Корто технически совершенные интерпретаторы-рабы, которые от и до играли музыку Шопена, Баха, Моцарта так, как им велели нотные листы, не имея ни сил, ни умения «тягаться» с манерой исполнения гения, способного придать музыке классиков собственное звучание.
И в то же время, возможно, именно благодаря Корте и таким виртуозам, как он, тем самым «мастерам старой эпохи» начали появляться новые музыкальные стили – от джаза до тяжелого металла, где эмоции, не техника, но экспрессия, сила самовыражения нашли сильнейшее воплощение, уступив классике место в сердцах любителей технического совершенства, но забравшие себе всех тех, кто видел в музыке дух, глубину переживаний, то удивительное чувство, которое рождает в душе исполнение, наполненное смыслом.
Корто был потомком старых и прародителем новых музыкантов, в определенном смысле затронув не только классическую музыку, но и все музыкальные стили, нашедшие свое рождение в XX веке.
Вклад
Как один из самых известных фортепианных интерпретаторов Шопена, Шумана и Дебюсси, Корто выпустил печатные издания всех трех фортепианных произведений, отличающихся тщательными комментариями по техническим проблемам и вопросам интерпретации.
Корто страдал от провалов в памяти на концертах (особенно заметных с 1940-х годов) и часто оставлял неправильные записи в своих более поздних записях. Однако в хорошей форме он продемонстрировал блестящую технику, с которой можно было справиться практически с любым видом пианистического фейерверка. Этот дар проявляется в его легендарных записях Листа Соната си минор (первая запись когда — либо сделанных из этого шедевра) и Сен-Санс ‘ Etude ан формный де Valse . Последнее произвело глубокое впечатление даже на Владимира Горовица , который, по словам Корто, обратился к Корто, чтобы узнать его «секрет» исполнения этого; Однако Корто не сообщил ему об этом.
Он также написал много дидактической прозы, в том числе букварь для фортепиано: « Рациональные принципы техники фортепиано» . Эта книга содержит множество упражнений для пальцев, которые помогут в развитии различных аспектов техники игры на фортепиано.
Примечания
- ^
- Варез, Эдгар; Жоливе, Андре (2002). Jolivet-Erlih, Christine, ed. Переписка 1931–1965 (на французском языке). Contrechamps. п. 110
- 40 000 лет музыки: человек в поисках музыки — 144 Жак Шайли — 1964 г. «21 марта 1925 года Альфред Корто сделал для Victor Co. в Камдене, штат Нью-Джерси, первую классическую запись, в которой использовалась новая техника, благодаря которой граммофон должен был играть важную роль в музыкальной жизни: электрический … »
- ^
- ^ Буклет Дэвида Дубала к Нимбус Рекордс выпуск пиано-роллов Duo-Art
- Франция Мрачные годы 1940–1944 к Джулиан Т. Джексон, опубликовано в 2003 г. Oxford University Press
- ^
Вторая мировая война [ править ]
Во время Второй мировой войны, он принял позицию Haut-комиссар ( «Верховный комиссар») для искусства в правительстве Виши и служил дважды (1941 и 1942) в качестве члена в Виши Национального совета ( «Национальный совет»). [ необходима страница ] . Однако до этого он занял твердую позицию в защите французской музыкальной традиции с администрацией изящных искусств (Fine Arts), поддерживающей солдат музыкой. Корто был вынужден покинуть этот пост после того, как Петенвместо этого он направил свою энергию на написание отчетов о культурной пропаганде и защите французских музыкальных стилей. Правительство Петена поручило ему провести музыкальную реформу, и Виши взяли под свой контроль музыкальную деятельность. В 1942 году он стал членом профессионального комитета по организации музыки (Комитет профессиональной организации музыки) и работал с Лавалем и Петеном.
В 1941 году он участвовал в фестивале Propaganda Staffel (Отряд пропаганды) в Париже, а в 1942 году играл с Вильгельмом Кемпффом на художественной выставке нацистского художника Арно Брекера , а затем встретился с Брекером в доме Поля Морана . Присутствовал также Пьер Лаваль . У Морнада была статуя Корто, сделанная по его слепку. Он участвовал в официальных концертах в Париже во время оккупации, а также в Германии в 1942 году.
Дейзи Фанкур пишет: «Действительно, в феврале 1943 года Корто утверждал, что музыканты не должны принимать участие в Service du travail Obligatoire (обязательной трудовой службе), введенной Гитлером, поскольку это может поставить под угрозу их будущую музыкальную карьеру. чтобы иметь возможность присоединиться к немецким оркестрам. В мае 1943 года ему даже удалось освободить двадцать заключенных музыкантов. Его работа распространялась на борьбу за еврейских музыкантов, таких как польское сопрано Мария Фройнд: после того, как она была арестована в 1944 году и переехала в Дранси, Корто помог перевести ее в больницу, где она выжила и сбежала. Корто также был не французом, а швейцарцем и утверждал, что никогда не испытывал таких националистических чувств по отношению к Франции, которые заставили многих других французских музыкантов бежать от нацистов и эмигрировать в США. Он был женат (хотя и проживал отдельно) на женщине еврейского происхождения и дружил с еврейскими интеллектуалами, такими как Леон Блюм , первый еврейский премьер-министр Франции » .
После окончания войны французское правительство признало Корто виновным в сотрудничестве с противником и отстранило его от выступления на год. В свою защиту он сказал: «Я отдал 50 лет своей жизни помогая французскому делу когда меня просили участвовать в интересах моих товарищей, я чувствовал, что не могу отказаться. Я представлял интересы французского правительства меньше, чем интересы Франции . Я никогда не был вовлечен в политику ». По истечении срока дисквалификации он вернулся к более чем 100 концертам за сезон.