Веберн, антон

Веберн, антон — энциклопедия руниверсалис

Жизнь

Бюст в Антон-Веберн-парке в Миттерзилле

Могила на кладбище Миттерзиль

Веберн, сын Карла Фрейхера фон Веберна, успешного горного инженера, вырос в Граце и Клагенфурте . Семья была возведена в дворянство в 1574 году. Антон Веберн в раннем возрасте получал уроки игры на фортепиано у своей матери, позже Эдвин Комауэр давал ему частные уроки теории музыки , Веберн также научился играть на виолончели . С осени 1902 по 1906 год изучал музыковедение в Венском университете . Там он получил докторскую степень , выпустив «Хоралис Константин II» Генриха Исаака , который был опубликован в 1909 году как 32 том « Памятников музыки в Австрии» .

С 1904 по 1908 год Веберн получал уроки композиции у Арнольда Шёнберга .

В последующие годы Веберн временно работал дирижером в Бад-Ишле , Теплице , Данциге , Штеттине и Праге — деятельность, на которую он жаловался во многих письмах.

После Первой мировой войны Веберн был. Руководитель Wiener Schubertbund (до 1922 г.), Венских рабочих симфонических концертов и хормейстер Wiener Arbeiter-Singverein . В 1927 году он стал бессменным дирижером австрийского радио. Он гостил в Швейцарии, Англии, Испании и Германии. Как дирижер (1926, 1932 и 1935), член жюри (1932 и 1936) и композитор (представленный произведениями на 10 Всемирных днях музыки) он был одной из определяющих фигур на Всемирных днях музыки Международного общества новой музыки (ISCM). Всемирные дни музыки). Премьера нескольких его произведений состоялась также на Всемирных днях музыки: 5 пьес для оркестра op.10 (1926), концерт для 9 инструментов op.24 (1935), кантата Das Augenlicht op.25 (1938), кантата No. 1 op. .29 (1946), кантата № 2 op.31 (1950).

Отношение Веберна к нацистской идеологии и нацистскому государству вызывает споры в исследованиях. «Несмотря на частичное совпадение с « национал-социализмом », он не имел (и не хотел) никаких шансов в официальной музыкальной жизни после« аншлюса »1938 года как« культурный большевик »», — пишет «Лексикон современных композиторов» . С 1939 года он выпустил фортепианные редукции для Universal Edition и все больше ускользал от публики. Воспоминания Карла Амадеуса Хартмана , посетившего Веберн в ноябре 1942 года в Марии Энцерсдорф недалеко от Вены, чтобы взять уроки, дают подлинное представление о композиторе в то время .

15 сентября 1945 года Антон Веберн был по ошибке застрелен солдатом армии США в Миттерзилле близ Целль-ам-Зее, когда он вышел за дверь, чтобы выкурить сигару во время рейда в его дом — его зять подозревался в чернокожих. рынок сбыта. Веберн был заложен в церкви Анны в Миттерзилле и похоронен на местном кладбище. Обстоятельства смерти Антона Веберна являются предметом Рене Staars оп. 9 просто случайность? Реквием по Антону Веберну и другим жертвам абсурда 1986 года.

Сегодня (по состоянию на 2018 год) он похоронен вместе со своей женой Вильгельминой и дочерью Марией Хальбих († 2000 г.) в почетной могиле в общине Миттерзиль. На обратной стороне надгробия можно прочитать стихотворение Хильдегард Джонс , которое Веберн положил на музыку в 1935 году. Большая часть поместья Антона Веберна сейчас находится в фонде Пауля Захера в Базеле.

литература

  • Генрих Депперт: Исследования техники композиции в поздних инструментальных произведениях Антона Веберна (=  музыкальные книги Tonos . Band3 ). Издание Tonos, Дармштадт, 1972, DNB   (диссертация Тюбингенского университета, факультет классических и культурных исследований, 1970, 227 страниц).
  • Эльмар Бадде : Песни Антона Веберна, соч.3: Исследования ранней атональности у Веберна (= приложения к музыковедческому архиву 9). Штайнер, Висбаден, 1971, ISBN 978-3515002240 .
  • Вальтер Кельнедер: Антон Веберн. Генезис и метаморфозы стиля (=  австрийские композиторы ХХ века . Том19 ). Lafite / Österreichischer Bundesverlag, Вена 1974, ISBN 3-215-61006-X .
  • Ганс Молденхауэр: Смерть Антона фон Веберна. Драма в документах. С предисловием Игоря Стравинского . Breitkopf & Härtel, Wiesbaden 1970, ISBN 3-7651-0001-3 (Оригинальное название: Смерть Антона Веберна . Перевод Герда Сиверса).
  • Ганс и Розалин Молденхауэр: Антон фон Веберн. Хроника его жизни и творчества . Атлантида, Цюрих / Фрайбург-им-Брайсгау, 1980, ISBN 3-7611-0573-8 (Оригинальное название: Антон фон Веберн, Хроника его жизни и творчества . Перевод Кена В. Бартлетта).
  • Хайнц-Клаус Мецгер, Райнер Рин (ред.): Антон Веберн I (=  музыкальные концепции . Специальный том). редакция текста + критик, Мюнхен 1983, ISBN 3-88377-151-1 .
  • Дитер Рексрот (ред.): Опус Антона Веберна . Quadriga, Берлин, 1983, ISBN 3-88679-101-7 .
  • Хайнц-Клаус Мецгер, Райнер Рин (ред.): Антон Веберн II (=  музыкальные концепции . Специальный том). текст издания + kritik, Мюнхен 1984, ISBN 3-88377-187-2 .
  • Маттиас Херрманн: Шенберг — Берг — Веберн и Дрезден . В: Матиас Херрманн, Ханнс-Вернер Хайстер (ред.): Дрезден и передовая музыка в 20 веке. Часть I: 1900–1933 (=  Музыка в Дрездене . Том.4 ). Лаабер, Лаабер 1999, ISBN 3-89007-346-8 , стр.297-348 .
  • Райнхард Капп: В: Oesterreichisches Musiklexikon . Интернет-издание, Вена 2002 и далее, ISBN 3-7001-3077-5 ; Печатное издание: Том 5, Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, Вена, 2006 г., ISBN 3-7001-3067-8 .
  • Ален Галлиари: Антон фон Веберн . Файярд, 2007, ISBN 978-2-213-63457-9 .
  • Доминик Швайгер, Николаус Урбанек (ред.): Webern 21 (=  венские публикации по истории музыки . Том8 ). Böhlau, Вена / Кельн / Веймар 2009, ISBN 3-205-77165-6 .
  • Саймон Оберт (ред.): Меняется внешность. Шесть точек зрения на шестую вещицу Антона Веберна (=  исследования Веберна. Дополнения к полному изданию Антона Веберна . Том1 ). Lafite, Вена 2012, ISBN 978-3-85151-080-5 .
  • Моника Крёпфл, Саймон Оберт (ред.): Молодой Веберн. Художественные ориентации в Вене после 1900 года (=  Веберноведение. Дополнения к Полному изданию Антона Веберна . Том2 а). Lafite, Вена 2015, ISBN 978-3-85151-082-9 .
  • Томас Аренд, Матиас Шмидт (ред.): Молодой Веберн. Тексты и контексты. (=  Исследования Веберна. Дополнения к Полному изданию Антона Веберна . Том2 б). Lafite, Вена 2015, ISBN 978-3-85151-083-6 .
  • Томас Аренд, Маттиас Шмидт (редактор): Webern Philologies (=  Webern Studies. Дополнения к полному изданию Антона Веберна . Том3 ). Lafite, Вена 2016, ISBN 978-3-85151-084-3 .
  • Андреас Краузе: Антон Веберн и его время . 2-е, исправленное и дополненное издание. Лаабер, Лаабер 2018, ISBN 978-3-89007-698-0 .
  • Пьетро Каваллотти, Симон Оберт, Райнер Шмуш (ред.): Новые перспективы. Антон Веберн и композиция в 20-м веке (=  Вебернские исследования. Дополнения к полному изданию Антона Веберна . Том4 ). Lafite, Вена 2019, ISBN 978-3-85151-098-0 .
  • Джулия Бунгардт (ред.): Антон Веберн. Переписка с Универсальным изданием (= Исследования Веберна. Дополнения к Полному изданию Антона Веберна . Том 5). Lafite, Вена 2021, ISBN 978-3-85151-102-4 .

Индивидуальные доказательства

  1. Антон Haefeli: Международное общество новой музыки — Ваша история с 1922 года до наших дней . Цюрих 1982, стр. 480 и далее.
  2. Карл Амадей Хартманн: Уроки с Антоном Веберном, письма моей жене . В: Opus Anton Webern, стр. 9–11, см. Библиографию.
  3. напечатано в качестве музыкального приложения: Kandinsky, Franz Marc: Der Blaue Reiter . Пайпер, Мюнхен, 1912 г. (перепечатка издания 1912 г., Пайпер Верлаг, Мюнхен, 2004 г., ISBN 3-492-24121-2 )
личные данные
ФАМИЛИЯ Веберн, Антон
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА Веберн, Антон Фридрих Вильгельм фон
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ Австрийский композитор и дирижер
ДАТА РОЖДЕНИЯ 3 декабря 1883 г.
МЕСТО РОЖДЕНИЯ Вена , Австрия
ДАТА СМЕРТИ 15 сентября 1945 г.
МЕСТО СМЕРТИ Миттерзилль , Зальцбург, Австрия

Работа и эффект

Две пьесы для виолончели и фортепиано кисти Веберна известны уже с «Клагенфуртского периода» (1899 г.). Ранние произведения Веберна, которые не исполнялись при его жизни ( Im Sommerwind , 1904; Langsamer Satz , 1905), все еще явно следуют традициям позднего романтизма. За этим последовала долгая атональная фаза , начавшаяся в 1908–1909 годах песнями Стефана Джорджа , которые установили репутацию Веберна как представителя музыкального экспрессионизма . К 1914 году были созданы куски афористической лаконичности. В 1924/1925 году Веберн впервые применил технику двенадцати тонов Шенберга . В то время как Шенберг и Альбан Берг использовали эту технику для больших форм, искусство Веберна было завершено в маленькой, высококонцентрированной форме, и он начал «шлифовать свои бриллианты, свои сверкающие алмазы, о рудниках, о которых он так прекрасно знал» — как Игорь Стравинский однажды сказал.

С тех пор Веберн сосредоточился на организации структуры — в дополнение к порядку звуков, длительности и динамике. Дьёрдь Лигети продемонстрировал их сложную симметрию в лекциях в Зальцбурге, в которых он проанализировал Багатели для струнного квартета op.9, и поэтому придумал выражение «принцип нарушенного порядка». После Второй мировой войны композиторы Дармштадтской школы , прежде всего Пьер Булез и Карлхайнц Штокхаузен , которые переняли метод Веберна и развили его в композиционной технике серийной музыки , применяли последовательную и строгую регулярность в определении музыкальных параметров .

Библиография

  • Аркадьев М.А. Фундаментальные проблемы теории ритма и динамика «незвучащих» структур в музыке Веберна. Веберн и Гуссерль // Музыкальная академия, 2001, № 1, 2.
  • Холопов Ю.Н. Антон Веберн. Жизнь и творчество М.: Советский композитор, 1984; Berlin, 1989 (на немецком яз.); Milano,1990 (на итал. яз.). Соавтор Валентина Холопова.
  • Холопов Ю.Н. Музыка Веберна М.: Композитор, 1999. Соавтор Валентина Холопова.
  • Веберн А.. Лекции о музыке, письма. Пер. В. Г. Шнитке, Музыка, Москва, 1975.
  • Денисов Э.. Додекафония и проблемы современной композиторской техники // Музыка и современность. Вып. 6, М., 1969. с. 478—525.
  • Кудряшов О. Характерные особенности техники и формы ранних произведений Веберна // Проблемы музыкальной науки. Вып. 2, М., 1973.
  • Hoffman L. Dr. Anton Webern
  • Moldenhauer H. The Death of Anton Webern. New York: Philosophical Library.
  • Tsang L. The Atonal Music of Anton Webern (1998) by Allen Forte // Music Analysis, 21, pp. 417–27.
  • Hoffman L. Dr. Anton Webern
  • Reich W. Anton Webern. Weg und Gestalt. Z., 1961;
  • Kolneder W. Anton Webern. Einführung in Werk und Stil. Rodenkirchen, 1961.

Произведения артистов

Sviatoslav Richter — Complete Decca, Philips & DG Recordings CD32

Complete Recordings on Deutsche Grammophon 1973-1975 CD107

Herbert von Karajan — Schoenberg — Berg — Webern

Le Domaine Musical — Vol. 2 — CD2: L’École de Vienne I de 1899 à 1912

Le Domaine Musical — Vol. 2 — CD3: L’École de Vienne II de 1906 à 1943

Deutsches Sinfonieorchester Berlin,
Dietrich Henschel
Ensemble Musique Oblique,
Quatuor Debussy,
Trio Wanderer
The Hilliard Ensemble,
Münchener Kammerorchester
Anne-Sophie Mutter,
Lambert Orkis
Hanne-Lore Kuhse,
Rundfunk-Sinfonie-Orchester Leipzig

Arnold Schoenberg — Ein Ueberlebenden aus Warschau, J.S.Bach — Fuga, A.Webern — Orch.stuecke (Abbado)

Gidon Kremer,
USSR State Radio & TV Symphony Orchestra

БИОГРАФИЯ

Антон Ве́берн, также Антон фон Ве́берн (нем. Anton Webern или Anton von Webern, род. 3 декабря 1883 года в Вене, умер 15 сентября 1945 года, в Миттерзиле, Австрия) — австрийский композитор, представитель «Новой венской школы».

Антон Веберн был сыном горного инженера Карла фон Веберна, служившего чиновником в министерстве сельского хозяйства. Мать Веберна Амалия (урождённая Гер), дочь мясника, интересовалась искусством и была пианисткой-любительницей. В юности Антон жил в Вене, Граце, посещал гимназию в Клагенфурте (Каринтия). С 1895 стал серьёзно заниматься музыкой. Д-р Эдвин Комауэр обучал его игре на фортепиано и виолончели. Окончив гимназию, Веберн учился как музыковед в Венском университете под руководством Г. Адлера (1902-06). С 1904 по 1908 Веберн занимался композицией у Арнольда Шёнберга, что оказало серьёзное влияние на формирование его личности и творчество. В классе Шёнберга Веберн познакомился с композитором Альбаном Бергом, который стал его близким другом.

С 1908 Веберн работал как оперный и симфонический дирижёр в городах Австрии и Германии, а также в Праге. Руководил Венским рабочим певческим обществом. В 1928-38 дирижёр австрийского радио, отстранён от этой должности после утверждения нацистского режима в Австрии.

Жизнь Веберна оборвалась трагично в Миттерзиле, занятом в 1945 году американскими войсками. 15 сентября около 10 часов вечера, выйдя из дома своего зятя Маттеля, чтобы выкурить дорогую американскую сигару, полученную в подарок от зятя, Веберн был застрелен из пистолета тремя выстрелами в упор солдатом (поваром) американской армии, по ошибке принявшим вспышку спички, зажжённой Веберном, за что-то другое. Повар оправдался тем, что стрелял в целях самообороны, будучи в возбуждённом (а вернее, нетрезвом) состоянии. Вдове Веберна Вильгельмине пришлось доказывать американским властям в письменной форме, что её муж по состоянию здоровья и по своим принципам «не мог нападать на кого-либо, особенно на солдата».

Среди учеников Веберна — Филипп Гершкович.

Ученик и последователь создателя т. н. «атональной» школы Арнольда Шёнберга, Веберн довёл её принципы до крайних форм выражения. Он использовал в своих сочинениях додекафонную и серийную технику. Для его музыки характерны предельная афористичность, сжатость, лаконизм, экономия и концентрация музыкальных выразительных средств, а также строгость, возвышенность и ирреальность музыкальных образов. Предельная звуковая рафинированность сочетается в музыке Веберна с жёсткой конструктивной схемой и абстрактностью мышления.

Он автор симфонических, камерно-инструментальных, вокальных и хоровых произведений, из которых только 31 помечены номерами opus’ов. Он также автор литературных трудов, поэзии, драмы «Мёртвый» (1913), музыкальных исследований и статей, анализов собственной музыки, цикла бесед «Путь к новой музыке» изданного посмертно в 1960, и т. д.

Творчество Веберна оказало огромное влияние на течения послевоенного музыкального авангарда на Западе, включая таких композиторов как Стравинский, Булез, Штокхаузен, Ноно, Мадерна, Лигети и др., а также на российских композиторов Волконского, Денисова, Шнитке, Губайдулину, Кнайфеля, Вустина, и многих других. 

Сочинения, помеченные опусом

  • Op. 1 — Пассакалия
    для оркестра (1908);
  • Op. 2 — Ускользая на лёгких чёлнах
    (Entflieht auf Leichten Khnen) для смешанного хора

Op. 3 — Пять песен
для голоса и фортепиано

Op. 4 — Пять песен
для голоса и фортепиано

  • Op. 5 — Пять пьес
    для струнного квартета (1909);
  • Op. 6 — Шесть пьес
    для большого оркестра (1909, вторая ред. 1928);
  • Op. 7 — Четыре пьесы
    для скрипки и фортепиано (1910, окончательная ред. 1914);
  • Op. 8 — Две песни
    для голоса и ансамбля
  • Op. 9 — Шесть багателей
    для струнного квартета (1911);
  • Op. 10 — Пять пьес
    для оркестра (1911);
  • Op. 11 — Три маленькие пьесы
    для виолончели и фортепиано (1914);
  • Op. 12 — Четыре песни
    для голоса и фортепиано (1915-17);

Цитаты

  • «…новая музыка — это музыка небывалая. В таком случае новой музыкой в равной мере является как то, что возникло тысячу лет назад, так и то, что существует сегодня, а именно: такая музыка, которая воспринимается как ещё никогда ранее не созданная, и не сказанная» (Веберн: «Путь к новой музыке», Лекция 20 февраля ).
  • «Очевидно, существовала некая потребность, некая необходимость, которая вызвала к жизни то, что мы называем музыкой. Что за необходимость? Необходимость что-то сказать, выразить мысль, которую иначе, чем в звуках не выразишь» (Веберн: «Путь к новой музыке», Лекция 27 февраля ).
  • «Человек стремится передать в музыкальных звуках нечто такое, что иначе не скажешь. Музыка является в этом смысле языком» (Веберн: «Путь к новой музыке», Лекция 27 февраля ).
  • «Веберн! Это последний мастер немецкой музыки» (Филипп Гершкович, из беседы 2 августа 1982, цит. по Д. Н. Смирнов: «Гость с неведомой планеты или музыка глазами Филиппа Гершковича»).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: