Жанры вокальной музыки: список с описанием

Жанры вокальной и инструментальной музыки: виды жанров

Vocal music

Композитор
Людвиг ван Бетховен
Жанр
вокальные
Страна
Германия

Список сочинений Бетховена →

Вокальная лирика занимает в творческом наследии Бетховена гораздо менее заметное место, чем крупные инструментальные и вокально-драматические жанры (Бетховен создал около 80 песен, 20 канонов, ряд арий и ансамблей). Песенная миниатюра мало соответствовала философским монументальным тенденциям бетховенского искусства, его героическим сюжетам. И все же к песенному жанру Бетховен обращался на протяжении почти всего творческого пути. Именно в творчестве Бетховена немецкая песня впервые заметно поднялась над уровнем бытового искусства и стала выразительницей разнообразных и сложных идей и чувств. Не только лирические образы, но и философские темы, гражданственные мотивы, сатира, юмор нашли свое отражение в вокальной лирике Бетховена.

К наиболее выдающимся достижениям Бетховена в этой области относятся философско-лирические песни на тексты Геллерта (1803), отличающиеся строгостью и сосредоточенным настроением. Еще более высокой ступенью явились песни на тексты Гёте, которые создавались в период увлечения национальными художественными традициями (1808–1810). Именно в этих песнях определились характерные черты вокального камерного стиля XIX века (глубокие связи между поэтической и музыкальной речью, развитое фортепианное сопровождение). Несколько лет спустя Бетховен создал первый песенный цикл «К далекой возлюбленной» (1816) на текст Ейтелеса. Использованный здесь Бетховеном впервые принцип циклизации миниатюр получил широкое распространение в творчестве композиторов-романтиков.

У Бетховена встречаются вокальные произведения на гражданские мотивы, возникшие как отзвук революционных событий во Франции и патриотического подъема в Вене (массовая песня с хором «Свободный человек», 1795; «Прощальная песня венских добровольцев», 1796, близкая к революционным французским песням; «Военная песня австрийцев», 1797). Среди произведений на итальянские тексты выделяются глубоко драматическая ариетта «In questa tomba oscura» («В этой темной могиле», 1807) на текст Карпани. Сквозное музыкальное развитие, выразительная декламационная мелодия, симфонический характер сопровождения предвосхищают шубертовскую «психологическую» песню, в частности «Двойник».

Одна из наиболее непосредственных и популярных бетховенских песен — «Сурок» — относится еще к боннскому периоду.

Большой художественный интерес представляют бетховенские обработки народных песен: ирландских, шотландских, уэльских и других для голоса с сопровождением инструментального трио (1810–1823). Оставляя неприкосновенной мелодику этих песен, Бетховен в своей гармонизации проявил глубокое понимание их народно-национальной ладовой основы.

В. Конен

Не оперой единой…

Как правило, начинающие певцы стремятся поскорее разучить свои любимые арии, партии и, наконец, спеть в опере. Только единицы решают с самого начала посвятить себя камерной музыке. А ведь этот жанр требует не меньших временных и энергетических затрат, да и к технике предъявляет серьезные требования.

Среди камерной музыки особый интерес вызывают вокальные циклы. Так называют сборники романсов (песен), объединенных общей идеей, сюжетом, музыкально и поэтически и исполняемых подряд без перерывов. Первым вокальным циклом, увидевшим свет в 1816 году, стал сборник «К далекой возлюбленной» (нем. «An die ferne Geliebte«) Людвига ван Бетховена. Однако, многие исследователи и музыканты называют первыми циклами «Прекрасную мельничиху» («Die schöne Müllerin«, 1823 год) и «Зимний путь» («Winterreise«, 1827 год) Франца Шуберта. Как бы то ни было, именно Шуберт поднял этот жанр до необыкновенных высот выразительности и красоты.

Песня

Песня – наиболее простая и самая распространенная форма, основа всех основ. Она подразделяется на народную и авторскую.

Первый вид относят к фольклору (устному народному творчеству), в его создание каждый мог внести индивидуальную лепту. Песня лилась из уст в уста, словно ручей, и слагалась на свой лад. До нашего времени дошло достаточное количество народных шедевров, которые являются бессмертными хитами. Одна из самых популярных русских народных песен — это всем известная «Калинка».

Название «авторская песня» говорит само за себя. Для ее создания прикладывает силы конкретный композитор и поэт. Как жанр она возникла в середине XX века. Отличительная особенность: автор текста, музыки и исполнитель – это один человек. Приоритет отдан тексту, а не музыкальному гитарному сопровождению.

Стоит отметить, что песня принадлежит не только к камерному жанру, но и к концертному. Если ранее под ней подразумевалась простота и миниатюрность, то сейчас она является одним из главных номеров крупномасштабных сцен.

Романс

Романс – жанр камерной вокальной музыки. В Средневековье термин означал стихотворение на «романском» языке (испанском), которое сочиняли для наложения на музыку. Он представлял собой простую композицию. В романсе, помимо текста, большую роль играет аккомпанемент. Чаще всего вокал сопровождают переливы струн гитары или же поддержка фортепиано. Неоценимый вклад в развитии русского романса, как жанра вокально-инструментального искусства внесли композиторы Гурилев А. Л., Алябьев А. А., Варалмов А. Е.

В XIX веке в эпоху романтизма романс становится ведущим жанром вокальной музыки, потому как именно он был способен во всех деталях передать внутренние переживания человека, что так характерно было для того художественного направления.

Баллада

Баллада – музыкальный жанр, подразумевающий под собой повествование, рассказ в поэтическом виде. Первоначально была одноголосной песней с элементами танца. Как лирический жанр, она стала популярной с XVIII века. Достойные образцы:

  • «Лесной Царь» или «Король эльфов» И. В. Гете в сопровождении музыки, написанной Ф. Шубертом (1815 г.), или версия Карле Леве
  • Р. Шуман (романсы и баллады, опус 49);
  • Ф. Лист;
  • Ф. Брамс;
  • Ф. Мендельсон (для хора «Первая Вальпургиева ночь»).

Не остались в стороне и наши соотечественники:

  • М. П. Мусоргский («Забытый»);
  • А. Г. Рубинштейн («Баллада»);
  • П. И. Чайковский («Корольки»);
  • А. П. Бородин («Море»);
  • А. Н. Верстовский;
  • А. Е. Варламов — титан вокального жанра.

Роберт Шуман и другие

Роберт Шуман

Другим знаковым для жанра вокального цикла композитором был Роберт Шуман. В свой самый плодотворный 1840 год композитор написал легендарные циклы «Любовь и жизнь женщины» («Frauenliebe und Leben«) и «Любовь поэта» («Dichterliebe«). Во многом они следуют модели Шуберта, но после Шумана большинство композиторов были менее амбициозны. Есть замечательные сборники песен Мендельсона и Вольфа, но ни одна из них не привязана к единому повествованию. Их амбиции, возможно, также были умерены пониманием рынка их издателями: певцы хотят сами иметь возможность выбирать песни, составляя программу, чтобы продемонстрировать свои сильные вокальные качества. Кстати, даже «Die Schöne Müllerin» пришлось ждать первого полноценного публичного исполнения аж до 1856 года .

Если говорить о русских композиторах, то здесь нам есть, чем гордиться. Михаил Иванович Глинка оставил нам «Прощание с Петербургом«, а Модест Петрович Мусоргский — «Детскую«, «Без солнца» и «Песни и пляски смерти«. Среди сочинений Н. А. Римского-Корсакова есть опусы под номерами 43, 45 и 46, которые называются соответственно «Весной», «Поэту» и «У моря». У П. И. Чайковского это опус 54 — 16 песен для детей, а так же опусы 6 и 73 (каждый объединяет по шесть романсов). У Д

Шостакович вокальные циклы занимают важное место в творческом наследии. Это циклы на слова Долматовского, Блока, Цветаевой, Пушкина, Шекспира и др

Надо сказать, что все первые вокальные циклы исполнялись под аккомпанемент фортепиано. Особняком стоял Гектор Берлиоз с «Летними ночами» («Les nuits d’été«, 1941) и Рихард Вагнер с его «Пятью песнями на стихи Матильды Везендонк» («Fünf Lieder nach Gedichten von Mathilde Wesendonk«, 1858), хотя у этого цикла есть и переложение для голоса с фортепиано. Густав Малер написал четыре цикла, первый из которых «Песни странствующего подмастерья» («Lieder eines fahrenden Gesellen«).

Элегия

Элегия в переводе с греческого языка – это «траурное пение». Первоначально являлась поэтично-музыкальным жанром в Древней Греции. Приобрела широкую популярность в эпоху сентиментализма и романтизма. Философские мысли о разочаровании, неудовлетворенности и страданиях в жизни находили свое отражение в этом произведении.

Г. Перселл – один из ранних представителей этого жанра. В отечественной культуре все те же мастера: Варламов, Глинка, Алябьев, Яковлев, Даргомыжский и др. Для русской элегии специфично исполнение в виде монолога под характерный для романсов аккомпанемент (гитарные переливы или фортепианные звучания).

Один из ярких примеров – » Не искушай меня бед нужды» Глинки. Элегия исполнена Олегом Погудиным — известным в нынешнее время камерным певцом.

Какие жанры относятся к вокальной музыке еще?

Vocal music

Композитор
Иоганн Себастьян Бах
Жанр
вокальные
Страна
Германия

С первых лет музыкальной служебной деятельности Баху приходилось писать вокальную музыку. Самые ранние из дошедших до нас кантат — «Пасхальная» и «Выборная» — относятся ко времени пребывания композитора в Арнштадте и Мюльхаузене. Отдельные вокальные произведения появились в Веймаре и Кётене; однако вплотную Бах приступил к работе над этой сравнительно мало затронутой им областью только в Лейпциге. В годы пребывания в Лейпциге композитор находился в состоянии наибольшего творческого подъема, достиг полной духовной зрелости и высшего мастерства. Именно поэтому как художник он смог в вокальной музыке высказаться с предельной глубиной, как бы заново раскрыть множество граней своего необъятного дарования.

Подавляющее большинство вокальных сочинений Баха написано на духовные темы; это объясняется его положением церковного музыканта, службой в качестве кантора школы св. Фомы. Есть у Баха и светские произведения, написанные по случаю. Среди немногочисленных светских кантат широко известны «Крестьянская», «Кофейная». Их привлекательность — в юморе и наивной простоте народных мелодий («Крестьянская кантата»), в злободневности темы и сатиричности ее освещения («Кофейная кантата»).

Жанры духовной вокальной музыки в Германии разрабатывались до Баха несколькими поколениями музыкантов.

Первым среди немецких композиторов Генрих Шютц усвоил гомофонный оперный стиль. В равной мере он владел сложным искусством хоровой полифонии, воспринятым от итальянских учителей. В формы культовой немецкой музыки Шютц вводил новые жанры и новые приемы письма, сложившиеся в итальянской опере, оратории, кантате.

Перенимая различные виды оперных арий, типы речитативов, виртуозный вокальный стиль, Генрих Шютц заменяет принятую в протестантской музыке псалмодию (псалмодия — монотонное бестактовое чтение слов нараспев) речитативом, вводит оркестр, многохорный состав, чем достигает необычного для культовой немецкой музыки эффекта. Постепенно, подчиняясь новым веяниям и влиянию оперы, протестантское искусство вбирает в себя концертный стиль и драматизированные формы передачи библейских и евангельских текстов. В своем вокальном творчестве Бах опирался не только на сложившиеся к этому времени в Германии формы концертной духовной музыки; он умел чувствовать суровую красоту старинного протестантского хорового пения, постичь глубокий внутренний смысл хоральных мелодий, издревле бытующих в народе. Все живое и прекрасное, что хранилось в вокальном искусстве далекого прошлого, что было обогащено «открытиями» нового времени, сделалось достоянием композитора, служило для него средством выражения величественных замыслов.

Зрелые вокальные сочинения Баха — это синтез всего лучшего, что было достигнуто музыкальным искусством предшествующих времен.

«Страсти по Матфею» и си-минорная месса венчают творчество Иоганна Себастьяна Баха. В них он предстал как совершеннейший мастер, как художник, который в творениях бесконечной красоты и величия обобщил весь свой богатейший композиторский опыт.

Масштабы этих произведений эпически грандиозны. Для них понадобились соответствующие мощные исполнительские составы: в «Страстях по Матфею» участвуют три хора (третий — хор мальчиков), два оркестра, два органа, солисты — вокалисты и инструменталисты. В мессе к струнной группе оркестра и деревянным духовым присоединяются медные инструменты и литавры.

С гениальной мудростью, расчетом и разнообразием использует Бах предоставляемые этими средствами возможности. То он противопоставляет один оркестрово-хоровой состав другому, то вводит весь звуковой массив, то разрежает его до прозрачно-камерного интимного звучания.

Несмотря на близость содержания, очевидную общность музыкально-стилистических приемов, оба произведения — «Страсти по Матфею» и месса си минор — по концепции и композиционным принципам весьма различны.

В. Галацкая

  • Пассионы Баха →
  • Кантаты Баха →

Проблемы перевода

Кстати, насчет слов. У Шуберта все песни рождаются из уникальной тесной связи между языком и музыкой. Это означает, что они должны быть исполнены только на немецком языке, и ни о каких переводах не может идти речи. Переводить их — значит, безусловно, потерять существенную часть идентичности произведения. Чтобы правильно услышать Шуберта, мы должны услышать его по-немецки.

Перед исполнителями возникла проблема: если ваши слушатели не понимают языка, как вы можете передать значение слов? Вы можете напечатать их на экране или в программке, но тогда вы потеряете часть внимания своей аудитории. Или вы можете спеть версию песен в переводе. Для многих певцов прямое и ясное общение со своей аудиторией было важнее, чем верность оригинальной версии произведения.

Однако есть еще один путь. Так британский театральный режиссер, писатель, переводчик и автор текстов Джереми Сэмс сделал свободный перевод стихов Мюллера на английский язык. Вместо того, чтобы заменять слово за словом, он создал новую поэзию, которая соответствует смыслу слов Мюллера и ритмам музыки Шуберта. Таким образом, его текст тоже тесно переплетается с музыкой. Интересно, что Джереми — сын Эрика Самса, известного исследователя традиции немецких Lieder, который говорил: «Никогда не переводи Lieder. С оперой это можно сделать, ведь она — история. Но Lieder — это поэзия, и ее не следует трогать.«

Опера

Опера является фундаментом вокальной музыки. Она синтезируется с хоровыми, инструментальными, танцевальными и театральными номерами и совмещает все аспекты воедино.

Считают, что отдаленной предшественницей оперы является трагедия Древней Греции. В ней шло чередование диалогов с пением (сольным и хоровым).

В 1597 году был написана первая опера «Дафна» итальянским композитором Якопо Пери.

В XVII веке, несмотря на то, что Италия хотела сделать этот жанр исключительно своим, опера стала популярная и в России. М. И. Глинка считается «отцом русской оперы». Прорывным являлось сочинение «Руслан и Людмила».

В XIX веке своими сочинениями прославились А. Даргомыжский («Русалка», «Каменный гость»), М. Мусоргский («Хованщина», «Борис Годунов»), П. И. Чайковский («Пиковая дама» и «Евгений Онегин»), Н. Римский-Корсаков («Садко», «Снегурочка»).

Традиции русской оперы в XX веке развивали многие композиторы, в том числе С. Рахманинов, И. Стравинский, Д. Шостакович, С. Прокофьев.

Начало. Франц Шуберт

В 1823 году венский композитор Франц Шуберт пишет первый вокальный цикл «Прекрасная мельничиха». Это были 20 песен на стихи немецкого поэта-романтика Вильгельма Мюллера, современника композитора. Бытует легенда, что Шуберту случайно попался на глаза сборник стихов в доме его друга. Поэзия настолько захватила композитора, что он сразу же отправился сочинять музыку на эти стихи. Спустя три года вышел и второй цикл на стихи Мюллера «Зимний путь», состоящий из 24 песен. Этот цикл пронизан мрачными настроениями и сильно контрастирует с мельничихой. «Зимний путь» был написан в 1827 году, а в 1828 году 31-летнего композитора не стало. В последний год своей жизни Шуберт успел написать еще семь песен на стихи Рельштаба, шесть на Гейне и одну на стихи Зейдля. После его кончины предприимчивый издатель Тобиас Хаслингер объединил все последние сочинения композитора в сборник «Лебединая песня», который, конечно, не является вокальным циклом.

Франц Шуберт

На протяжении почти 200 лет песни Шуберта очаровывали как музыкантов, так и зрителей, вдохновляя на бесчисленные выступления и сотни записей. Шуберт находился в романтическом поиске неформального способа выражения; вместо сложной дикции стихов и музыки 18‑го века этот новый голос мог говорить прямо сердцу. Короткие строфы и простые рифмованные схемы стихотворений Мюллера обладают чистотой и наивностью, стихи написаны в фольклорном духе, они понятны и близки каждому, а музыка Шуберта позволяет нам слышать каждое слово.

Главное

Вокальная музыка не имеет даты возникновения, она является старейшим из видов искусства. Вокал возник с появлением человека и тихо дремал в ожидании своего часа.

Голос не нуждается в поддержке извне, он способен творить композиции сам. Но, несмотря на то, что голосовой аппарат есть у всех, создать из него «инструмент» под силу не каждому. Вокалист должен обладать определенными данными, чтобы получилось взять голос под свой контроль:

  • музыкальный слух;
  • чувство ритма.

К списку следовало бы добавить голосовые данные, однако все рождаются с разными вокальными возможностями, и практика подтверждает, что певец – не тот, кто от природы получил все, а тот, кто из ничего смог развить потрясающий дар, покоряющий людские сердца.

И это, действительно, так. Люди запоминают простые мелодии, слушают те песни, которые исполняют, прежде всего, с душой. Обычные технические голосовые упражнения не затронут человеческое нутро, и их не станут запевать через столетия.

Серенада

Любой на вопрос о том, что такое серенада, ответит, что это просто песня под окном. Изначально серенадой признавали песню, которую мужчины исполняли для возлюбленной, как правило, под ее окном и в вечернее либо ночное время. Распространение жанр получил в Средневековье и времена ренессанса. Истоками серенады считают песню трубадуров. Позже под ней стали понимать любую музыкальную композицию, исполненную в чью-то честь. Постепенно серенада стала частью оперы, например, «Дон Жуан» Моцарта, и камерного жанра. Ярчайшее произведение – «Вечерняя серенада» Шуберта.

Из русских композиторов серенады писали М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: