Карьера
Первый дирижерский опыт Гаука получил в 1912 году в студенческом оркестре, а в профессиональном плане — 1 октября 1917 года в постановке Чайковский с Черевички в Петроградском музыкально-драматическом театре. Большую часть 1920-х он провел в качестве дирижера Мариинский балет. Он женился на балерине Елена Гердт.
С 1930 по 1934 год он был главным дирижером Ленинградский филармонический оркестр. 6 ноября 1931 года он дирижировал этим оркестром и хором Академической капеллы на мировой премьере оперы. Шостакович с Симфония No 3 ми-бемоль мажор, Соч. 20 «Первое мая».
С 1932 года работал в Москве, а в 1936 году стал главным дирижером нового радио оркестра, который превратился в Государственный симфонический оркестр СССР. Во время Второй мировой войны, после побега из Риги, он преподавал в Москве, прежде чем провести два года в Тбилиси Консерватория и возрождение Грузинского государственного симфонического оркестра.
Он восстановил Рахманинов выброшено Первая симфония из оркестровых партий, найденных в архивах Московская Консерватория после смерти композитора в 1943 году. Дирижировал мировой премьерой Хачатурян с Концерт для виолончели в Москве в 1946 году.
Собственные сочинения Гаука включают симфонию, камерные произведения для струнных и произведения для фортепиано. Он оставил незаконченную автобиографию.
Его огромное записанное наследие теперь доступно только частично; Блестящая классика выпустил множество переизданий, в том числе произведения Аренский, Прокофьев, Хачатурян и Шостакович.
Искусство его самых известных учеников Эдуард Грикуров, Евгений Мравинский, Илья Мусин, и Евгений Светланов.
Александр Гаук
Александр
Васильевич Гаук (1893–1963) — русский дирижер, композитор, педагог. Родился в
Одессе 3 августа 1893, получил начальное музыкальное образование под
руководством О.Бахмана (выпускника Венской консерватории); по окончании
гимназии занимался музыкой с Н.Шамье. В 1910 поступил в Петербургский
университет, где играл в студенческом оркестре на ударных инструментах, брал
уроки фортепиано у Е.Ф.Дауговет, подготовившей Гаука к поступлению в
Петербургскую консерваторию, где он обучался в 1911–1917 (по классам
дирижирования Н.Н.Черепнина, фортепиано – Дауговет, Ф.М.Блуменфельда,
композиции В.П.Калафати, И.И.Витола, А.К.Глазунова). С 1917 дирижер в
петроградском Театре музыкальной драмы, в 1920–1931 – дирижер (главным образом
балета) Ленинградского театра оперы и балета. Сотрудничал с балетмейстерами
Ф.В.Лопуховым (в спектаклях «Ночь на Лысой горе» на музыку
М.П.Мусоргского, «Пульчинелла», «Байка про Лису, Петуха, Кота да
Барана» И.Ф.Стравинского, «Красный мак» Р.М.Глиэра,
«Щелкунчик» П.И.Чайковского, «Болт» Д.Д.Шостаковича и др.)
и Л.С.Леонтьевым («Времена года» Глазунова). Выступал и как
симфонический дирижер. В 1930–1933 заместитель директора по художественной
части и главный дирижер Ленинградской филармонии, в 1933–1936 дирижер Большого
симфонического оркестра Всесоюзного радио (БСО), основатель (1936) и главный
дирижер (до 1941) Государственного симфонического оркестра СССР, в 1953–1962
главный дирижер БСО. В 1954 был удостоен звания «Народный артист РСФСР» (1954).
Гастролировал в Японии, Мексике, Венгрии, Румынии, ГДР.
На становление
Гаука как симфонического дирижера значительное влияние оказало знакомство с
искусством иностранных дирижеров, гастролировавших в России; его кумиром был
А.Никиш.
С именем Гаука
неразрывно связана история становления отечественного симфонизма советского
периода. Он был первым интерпретатором ряда симфонических произведений
Н.Я.Мясковского (включая его 17-ю симфонию, посвященную Гауку), Ю.А.Шапорина,
А.И.Хачатуряна и др. Особое место в его репертуаре занимали
кантатно-ораториальные сочинения Г.Ф.Генделя, И.С.Баха, Г.Берлиоза.
С 1927 Гаук вел
преподавательскую деятельность: до 1934 в Ленинградской консерватории (с 1930
доцент), в 1941–1943 – в Тбилисской консерватории; с 1948 вел класс
дирижирования в Московской консерватории (с 1948 профессор), среди его учеников
– Е.А.Мравинский, А.Ш.Мелик-Пашаев, Э.П.Грикуров, Е.Ф.Светланов, Н.С.Рабинович,
Е.С.Микеладзе.
Автор
нескольких симфонических произведений, 2 концертов (для арфы и для фортепиано с
оркестром), инструментальных пьес, романсов. Восстановил (по оркестровым
голосам, хранившимся в библиотеке Ленинградской консерватории) уничтоженную
автором Первую симфонию С.В.Рахманинова и в 1944 исполнил ее в Москве; инструментовал
оперу «Женитьба» М.П.Мусоргского (1917); создал инструментальные
переложения фортепианного цикла «Времена года» и двух циклов романсов
П.И.Чайковского (1942).
Оставил
воспоминания о Мясковском, Глиэре и др. Выступал как музыкальный критик на
страницах журнала «Советская музыка», газеты «Советская культура» и др. В его
книге «По страницам воспоминаний дирижера» описаны события до 1943.
Умер Гаук в Москве 30 марта 1963.