В. сафонов

В. сафонов

Vasily Safonov

Дата рождения
06.02.1952
Дата смерти
27.02.1918
Профессия

дирижёр, пианист, педагог

Страна
Россия

Родился в станице Ицюрской (Терская область) 25 января (6 февраля) 1852 в семье казачьего генерала. Учился в петербургском Александровском лицее, одновременно брал уроки фортепианной игры у А.И.Виллуана. В 1880 окончил Петербургскую консерваторию с золотой медалью как пианист и композитор; в 1880–1885 преподавал там же, а также концертировал в России и за рубежом, в основном в ансамблях с известными музыкантами (виолончелистами К.Ю.Давыдовым и А.И.Вержбиловичем, скрипачом Л.С.Ауэром).

В 1885 по рекомендации Чайковского был приглашен профессором фортепиано в Московскую консерваторию; в 1889 стал ее директором; с 1889 по 1905 был также дирижером симфонических концертов Московского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО). В Москве в полную силу развернулся незаурядный организаторский талант Сафонова: при нем было построено ныне существующее здание консерватории с Большим залом, в котором установили орган; почти вдвое возросло количество студентов, значительно обновился и укрепился педагогический состав. С Москвой связан и самый плодотворный период дирижерской деятельности Сафонова: под его руководством состоялось ок. 200 симфонических собраний, в программах которых видное место занимала новая русская музыка; он упорядочил план концертной деятельности ИРМО, при нем в Москву стали постоянно приезжать крупные западные музыканты. Сафонов был превосходным интерпретатором Чайковского, одним из первых восторженно приветствовал молодого Скрябина; под его управлением постоянно исполнялись сочинения петербургской школы, в особенности Римского-Корсакова и Глазунова; им осуществлен ряд премьер таких авторов, как А.Т.Гречанинов, Р.М.Глиэр, С.Н.Василенко. Велико было и значение Сафонова как педагога; через его консерваторский класс прошли А.Н.Скрябин, Н.К.Метнер, Л.В.Николаев, И.А.Левин, М.Л.Пресман и многие другие. Позже он создал книгу о работе пианиста под названием «Новая формула» (издана по-английски в 1915 в Лондоне).

В музыкальной жизни Москвы последнего десятилетия 19 – начала 20 в. Сафонов занял то центральное место, которое пустовало после смерти Н.Г.Рубинштейна. Человек сильной воли и феноменальной работоспособности, вспыльчивый и резкий, Сафонов нередко вступал в конфликты с окружающими, что в конце концов привело в 1905 к смещению его с поста директора консерватории (убежденный монархист, Сафонов выступил против типичных для того времени «требований революционного студенчества» и либеральных настроений профессуры). После этого он, отвергнув предложение возглавить Петербургскую консерваторию, выступал исключительно в качестве дирижера, причем главным образом за рубежом; в частности, в 1906–1909 он был главным дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра и директором Национальной консерватории (в Нью-Йорке). О нем писали как об исполнителе мирового масштаба, отмечая оригинальность манеры – Сафонов одним из первых начал дирижировать без палочки. Умер Сафонов в Кисловодске 27 февраля 1918.

Энциклопедия Кругосвет

Значение

Авторитет Сафонова (несмотря на все сложности характера) как дирижёра, опытного фортепианного педагога и общественного деятеля в России был общепризнан. Среди его учеников — целая плеяда выдающихся музыкантов (по алфавиту): Е. А. Бекман-Щербина, Р. Я. Бесси (позже известная как Розина Левина), А. Ф. Гедике, сёстры Гнесины (Евгения и Елена), А. Т. Гречанинов, В. Ю. Зограф, Ф. Ф. Кёнеман, М. С. Керзина, И. А. Левин, Н. К. Метнер, Л. В. Николаев, А. Н. Скрябин, С. А. Столерман.

Дирижёрское мастерство Сафонова высоко ценил Н. А. Римский-Корсаков, а А. К. Глазунов называл его лучшим дирижёром современности. Под управлением Сафонова-дирижёра состоялись московские и заграничные (отчасти и мировые) премьеры сочинений П. И. Чайковского (Шестая симфония, 1893; Третий концерт для фп. с орк., 1896), А. Н. Скрябина (Концерт для фп. с орк., 1897), Н. А. Римского-Корсакова (увертюра «Светлый праздник», 1891; симфоническая картина «Садко», 1893; кантата «Свитезянка», 1898 и др.), С. В. Рахманинова (Первый концерт для фп. с орк., 1892; фантазия «Утёс», 1894), А. К. Лядова («Музыкальная табакерка», 1898), А. К. Глазунова (симфоническая фантазия «Море», 1892; Шестая симфония, 1898 и др.), А. Г. Рубинштейна, А. С. Аренского, М. М. Ипполитова-Иванова, С. Н. Василенко. Обширное и красочное описание дирижёрской работы Сафонова дал в поэме «Первое свидание» Андрей Белый:

Василий Сафонов с учениками. Слева направо: Розина Бесси (Левина), Александр Гедике, Елена Бекман-Щербина, Олимпиада Кардашёва, Аглаида Фридман

Сафонов — автор новаторского пособия пособия по игре на фортепиано «Новая формула» (Лондон, 1916), призывал в нём студентов к «честному служению благородному искусству музыки» — принципу, которому следовал сам всю свою сознательную жизнь.

Литература

  • Равичер Я. И. Василий Ильич Сафонов. — М.: Музгиз, 1959. — 366 с.
  • Василий Ильич Сафонов: К 150-летию со дня рождения: Материалы научной конференции. — М., 2003.
  • Летопись жизни и творчества В.И.Сафонова / Сост.: Л.Л.Тумаринсон, Б.М.Розенфельд. — М.: Белый берег, 2009. — 768 с. — ISBN 5-98353-021-6.
  • Сафонов В. Избранное : Переписка 1880-1905 годов / Сост. Л.Л.Тумаринсон, Е.Д.Кривицкая. — СПб.: Петроглиф, 2011. — 759 с. с. — ISBN 978-5-98712-072-9.
  • Странствующий маэстро: Переписка В.И.Сафонова 1905-1917 годов / Сост. Л.Л.Тумаринсон.. — М.: Белый Берег, 2012. — 672 с. — ISBN 9785983530153-9.
  • «Трудись и надейся…» Василий Сафонов: Новые материалы и исследования / Ред.-сост. Л.Л.Тумаринсон. — М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. — 704 с. — ISBN 978-5-98712-735-3.
  • Сафонова М.В. Жизнеописание Василия Сафонова, составленное его дочерью / Пер. с англ. протоиерея Евгения Саранчи; ред. Л.Л.Тумаринсон. — М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2021. — 432 с. — ISBN 978-5-98712-765-0.
  • Василий Ильич Сафонов (1852-1918): Материалы научной конференции / Ред.-сост. С.В.Грохотов, А.С.Скрябин. — М., 2021. — 228 с. — ISBN 978-5-89598-426-0.
  • Розенфельд Б. М. Дом, наполненный музыкой (о В.И.Сафонове) // Малознакомый Кисловодск. — Пятигорск, 2008. — С. 99—113.
  • Сафонов Василий Ильич // Иванян Э.А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века. — Москва: Международные отношения, 2001, [] — ISBN 5-7133-1045-0.

Рецепция

В советские годы последний период жизни Сафонова (вследствие интимной связи его дочери с Колчаком) находился под негласным запретом и не освещался. Большая заслуга сохранения памяти о Сафонове принадлежит директору Музея музыкальной и театральной культуры в Кисловодске, неутомимому исследователю материального и культурного наследия Сафонова Б. М. Розенфельду.

Именем Сафонова названы: большой зал филармонии на КМВ (Кисловодск), Минераловодское музыкальное училище, музыкальная школа № 1 в Пятигорске и музыкальная школа № 87 в Москве (структурное подразделение МГОДШИ (Московской городской объединённой детской школы искусств) «Измайлово»).

Голос Сафонова

В 1890 году немецким филофонистом Юлиусом Блоком была сделана короткая запись с помощью фонографа, на которой звучат голоса нескольких музыкантов, в том числе Чайковского, Рубинштейна и Сафонова. Этот эпизод лёг в основу короткометражного фильма «Фонограф», снятого в 2016 году, в котором роль Сафонова исполнил Вадим Журавлёв.

Tchaikowsky & Anton Rubinstein & friends
Записано в январе 1890.
  • Антон Рубинштейн: …за эту дивную вещь ….хорошо… (неразборчиво)
  • Елизавета Лавровская: Противный *** да как Вы смеете называть меня коварной?
  • Василий Сафонов: (поёт)
  • Пётр Чайковский: Эта трель могла бы быть лучше.
  • Лавровская (поёт)
  • Чайковский: Блок молодец… а Эдисон — ещё лучше!
  • Лавровская (имитирует кукушку): А-о, а-о.
  • Сафонов (на немецком): Peter Jürgenson in Moskau (Петер Юргенсон ин Москау).
  • Чайковский: Кто сейчас говорил? кажется, голос Сафонова.
  • Сафонов (свистит)

Correspondence with Tchaikovsky

20 letters from Tchaikovsky to Vasily Safonov have survived, dating from 1885 to 1893, of which those highlighted in bold have been translated into English on this website:

  • Letter 2735 – 10/22 July 1885, from Maydanovo
  • Letter 2742 – 26 July/7 August 1885, from Maydanovo
  • Letter 2748 – 15/27 August 1885, from Maydanovo
  • Letter 2756 – 30 August/11 September 1885, from Maydanovo
  • Letter 2893 – 19 February/3 March 1886, from Maydanovo
  • Letter 3763a – 9/21 January 1889, from Frolovskoye
  • Letter 3891 – 30 June/12 July 1889, from Frolovskoye
  • Letter 3963 – between 20 October/1 November and 27 October/8 November 1889, from Moscow
  • Letter 3982 – 10/22 December 1889, from Saint Petersburg
  • Letter 4523a – 24 October/5 November 1891, from Moscow
  • Letter 4825 – 11/23 December 1892, from Saint Petersburg
  • Letter 4847 – 15/27 January 1893, from Odessa
  • Letter 4861 – 8/20 February 1893, from Klin
  • Letter 4863 – 10/22 February 1893, from Klin
  • Letter 4960 – 23 June/5 July 1893, from Grankino
  • Letter 4966 – 3/15 July 1893, from Grankino
  • Letter 4990 – 26 July/7 August 1893, from Klin
  • Letter 5007 – 12/24 August 1893, from Klin
  • Letter 5022 – 31 August/12 September 1893, from Saint Petersburg
  • Letter 5055 – 2/14 October 1893, from Klin

33 letters from Safonov to the composer, dating from 1885 to 1893, are preserved in the Tchaikovsky State Memorial Musical Museum-Reserve at Klin.

Tchaikovsky and Safonov

After a spell teaching at the Saint Petersburg Conservatory, he became professor of piano at the Moscow Conservatory in 1885 on Tchaikovsky’s recommendation. In 1889, he succeeded Sergey Taneyev as the conservatory’s director. Although Tchaikovsky initially welcomed this appointment, recognising Safonov’s skills as an administrator, he began to believe that the latter’s style was too autocratic and disrespectful of the traditions of the institution. In particular, Tchaikovsky was angered by Safonov’s decision not to appoint Anatoly Brandukov as the successor of Wilhelm Fitzenhagen upon the latter’s untimely death in 1890. Brandukov had been a loyal friend of Nikolay Rubinstein, and Tchaikovsky felt that he deserved the post of cello professor at the Conservatory far more than Safonov’s appointee Alfred von Glenn. These differences of view led to Tchaikovsky’s resignation as a director of the Russian Musical Society (RMS) in Moscow.

Subsequent relations between the two men improved to an extent, and at the RMS concert in Moscow on 14/26 February 1893 conducted by Tchaikovsky, Safonov played the celesta in the orchestral suite from The Nutcracker ballet (in the Dance of the Sugar Plum Fairy). The unusual sound of this instrument caused a strong impression on the audience, and at the end of this concert Safonov asked the composer if they could patch up their earlier quarrel. Tchaikovsky agreed and later that year he dedicated his piano piece Méditation — No. 5 of the Eighteen Pieces, Op. 72 — to Safonov. The latter was a genuine admirer of Tchaikovsky’s music, and after the composer’s death Safonov would conduct the first official performance in Moscow of the Pathétique on 4/16 December 1893 .

In 1889, Safonov succeeded Max Erdmannsdörfer as principal conductor of the Russian Musical Society concerts in Moscow, where in his later years he was one of the first conductors to dispense with a baton. After being invited to New York as guest conductor of the Philharmonic Society Orchestra in 1904, he returned to become its sole conductor from 1906 to 1909, while concurrently serving as director of the National Conservatory of Music in the city.

After returning to Russia in 1909, he resumed his conducting position with the RMS in Moscow (where he remained until 1912), and also performed in chamber ensembles. In 1916 his guide to piano technique, entitled A New Formula (Новая формула), was published in Russian and English.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: