Новые завоевания балетного искусства

Опера рахманинова «франческа да римини»

Анализ

В этой фантазии Чайковский представляет симфоническую интерпретацию трагической сказки Франчески да Римини , красавицы, увековеченной в « Божественной комедии» Данте . В пятой песне рассказчик Данте встречает тень Франчески да Римини, дворянки, влюбившейся в брата своего жестокого мужа. После того, как муж обнаружил любовников и убил их, влюбленные были приговорены к аду за свои прелюбодейные страсти. В своем проклятии влюбленные оказываются в ловушке сильного шторма, кружатся по воздуху вокруг второго круга Ада, чтобы никогда больше не коснуться земли. Больше всего их мучает неистребимая память о радостях и удовольствиях от объятий, которые они разделяли в жизни.

О фантазиях вообще Чайковский писал:

«… в фантазии (например, « Буря » и« Франческа » ) форма совершенно неограничена».

На работу повлияло его знакомство с Вагнером. Чайковский написал: «Комментарий, который я написал, что под влиянием Нибелунгов , очень верен. Я сам это почувствовал, когда работал над ним», добавив: «Странно ли, что я подвержен влиянию произведения искусства, которое в общем, я считаю, что это очень противно? »

Непосредственно перед написанием « Франчески» Чайковский слушал и рецензировал « Симфонию Данте» Листа , вдохновленную той же историей, восхваляя многие аспекты, но отмечая, что в ней мало изобретательности. Критики противопоставили относительную изобретательность Франчески .

Современный критик Герман Ларош назвал Франческу «необычайно блестящей», отметив, что «ослепляющая игра оркестровых красок, неисчерпаемо богатая и непрерывно меняющаяся, удерживает слушателя от начала до конца, словно находясь под властью какой-то галлюцинации».

Позже в своей карьере, когда он гастролировал по Европе, дирижируя своим произведением, Чайковский регулярно включал Франческу в программу, например, в Париже в 1881 году, в Берлине в 1889 году и в Кембридже в последний год своей жизни. Кембриджское представление было присуждено почетным званиям нескольким композиторам. Среди них был Сен-Санс , который писал:

«Изобилующая трудностями,« Франческа да Римини » Чайковского , в которой нет ни острых ароматов, ни фейерверков, не уклоняется от насилия. В ней самый кроткий и добрый из людей развязал страшную бурю и не больше жалел своих исполнителей и слушателей, чем Сатана для проклятых. Но талант и высшее мастерство композитора были таковы, что каждый находит удовольствие в этом проклятии и пытках ».

Произведение длится около 25 минут. Кэтрин Коппола опубликовала академический анализ произведения.

Известные записи

  • Евгений Мравинский , Ленинградская филармония (три записи, 1948, 1972 и 1983 годы)
  • Леопольд Стокски , Симфонический оркестр стадиона Нью-Йорка (летнее название Нью-Йоркской филармонии ) и Лондонский симфонический оркестр
  • Антал Дорати , Симфонический оркестр Миннеаполиса
  • Сэр Джон Барбиролли , запись с Нью-Йоркским филармоническим оркестром и с оркестром Новой филармонии
  • Мстислав Ростропович , Лондонский филармонический оркестр
  • Даниэль Баренбойм , Чикагский симфонический оркестр
  • Сэр Антонио Паппано , Оркестр Национальной академии Санта-Чечилия
  • Марисс Янсонс , Филармония Осло
  • Евгений Светланов , Государственный академический симфонический оркестр Российской Федерации
  • Бернар Хайтинк , Королевский оркестр Консертгебау
  • Юрий Темирканов , Королевский филармонический оркестр
  • Владимир Федосеев , Симфонический оркестр им. П.И. Чайковского
  • Сэйдзи Одзава , Берлинская филармония
  • Неэме Ярви , Детройтский симфонический оркестр
  • Леонарда Бернстайна , две записи с Нью-Йоркским филармоническим оркестром и одна с Израильским филармоническим оркестром.
  • Леонард Слаткин , Симфонический оркестр Сент-Луиса
  • Кристоф Эшенбах , записи с Хьюстонским симфоническим оркестром и Филадельфийским оркестром
  • Карло Мария Джулини , Филармонический оркестр
  • Игорь Маркевич , записи с оркестром Новой филармонии и оркестром Ламурё, Париж.
  • Чарльз Мунк , записи с Бостонским симфоническим оркестром и Королевским филармоническим оркестром
  • Риккардо Мути , Филадельфийский оркестр
  • Геннадий Рождественский , записи с Ленинградской филармонией и Симфоническим оркестром Министерства культуры СССР

Разделы и синопсис

Эта симфоническая поэма состоит из вступления и трех частей.

  • Во введении, басы и секция ветра оркестра открытого в темных тонах предполагая начало Dante «s Inferno , где автор сбивается с правильного пути в мрачном лесу.
  • По мере того, как музыка продолжается до первого раздела, ужас, который испытывал Данте, отражается в музыке, когда он все глубже и глубже входит в первые круги ада.
  • Во второй части темп набирает обороты, повествование переносит аудиторию во второй круг, где Данте находит, среди прочих, таких как Тристан и Изольда, Паоло Малатеста и Франческа да Римини (урожденная да Полента), пойманных в ловушку жестокого шторма. , закружилась в воздухе, навечно врезавшись в рваные каменные стены.
  • В третьем разделе музыка стихает, изображая просьбу Данте поговорить с обреченными влюбленными (изображенными соло-кларнетом), которые рассказывают свою историю о том, как Франческа была невольно вышла замуж по доверенности за Джанциотто Малатеста, старшего, жестокого и непривлекательного брата Паоло; музыка продолжает изображать, как они не смогли противостоять своему плотскому влечению друг к другу и поддались своей страсти, читая отрывок из истории королевы Гвиневеры и сэра Ланселота , изображенных на ветру, поддерживаемом секцией ветра. по струнам в моменты высшей страсти. Музыка также изображает момент их убийства руками Джанчотто, изображенный быстрой игрой на басси и цимбалах, за которой следуют мрачные валторны в реквиемной теме. После того, как их рассказ закончился, начинается последний раздел, изображающий вечное наказание, которое продолжается еще раз, оставляя Данте (и аудиторию) в состоянии шока, изображенного зловещим тутти оркестра.

Critical Reception

In the first years after composing it, Tchaikovsky thought highly of his new fantasia, but later this changed sharply. In reply to a letter in which Mily Balakirev had called Francesca and The Tempest Tchaikovsky’s «apogee» , the composer proceeded to give a one-sided critique of both works. In a letter to Balakirev of 12/24 November 1882, he wrote: «Their shortcomings are such that these works do not at all reflect their respective subjects, i.e. the relationship of the music to the programme was not intrinsic, but merely extraneous» .

The success of both works repudiates this subjective judgement. Even during the composer’s lifetime, Francesca da Rimini and The Tempest became two of the most celebrated pieces of Russian classical music. When approaching Tchaikovsky with a request to donate the autographs of some of his best works to the public library, Vladimir Stasov wrote: «You are such a prominent Russian composer, that the manuscripts of your finest works should be preserved in their originals in our public collections, alongside those of Glinka, Dargomyzhsky, et al» . In the list of works which Stasov sought for the Public Library was Francesca da Rimini. Tchaikovsky also received the Belyayev prize for the fantasia.

Франческа да Римини

Завершала спектакль хореографическая поэма в трех частях «Франческа да Римини», сценическая композиция и постановка которой принадлежали молодому начинающему хореографу Константину Федоровичу Боярскому.

П. И. Чайковский стал первым композитором, который обратился к бессмертному сюжету о трагической любви Франчески и Паоло, воспетому в «Божественной комедии» Данте. Заканчивая работу над новым произведением, композитор писал своему брату Модесту:

Несмотря на захватывающий сюжет, театральность, экспрессивность и выразительность музыки Чайковского, К. Ф. Боярский был вторым балетмейстером после М. М. Фокина, который обратился к этому произведению для создания балета. Несправедливость судьбы Франчески и Паоло, обреченных на вечные мучения, была привлекательна для хореографов, но и сложна для воплощения.

Молодому хореографу удалось справиться с трудностями, найти новые формы для слияния музыки и танца. Все сохранившиеся отзывы зрителей объединены общим восторженным впечатлением от балета:

Успеху способствовали и красочные, оригинальные, передающие дух эпохи костюмы, созданные художником Татьяной Георгиевной Бруни (1902 – 2001).

Действие хореографической поэмы увлекало внимание зрителей с первой картины. Статичные фигуры Данте и Вергилия контрастировали с проносящимися в буйном вихре душами теней, низвергнутыми в адскую бездну на вечные страдания

Успех постановки был связан с мастерством танцоров, создавших на сцене яркие, запоминающиеся образы главных героев: Мария Павловна Мазун в роли юной и хрупкой Франчески, Адоль Сагманович Хамзин, исполнивший партию благородного, пылкого и в то же время лиричного Паоло:

Партию антагониста главных героев – Джанчотто (старшего брата Паоло) исполнял Леонид Порфирьевич Вариченко. По словам Ю. А. Головашенко в статье о спектакле:

Финал спектакля – это замкнувшийся круг, когда все возвращается в адскую бездну. Тронутый рассказом Франчески о трагической и несправедливой судьбе, обманутой любви, жестоком убийстве, Данте благословляет влюбленных, соединяя их руки.

Хореографическая поэма «Франческа да Римини» в поставке К. Ф. Боярского отразила в себе искания и достижения в развитии хореографии XX в. – слияние пантомимы и танца.

Постановка в Малом оперном театре в 1959 г. одноактных балетов на музыку П. И. Чайковского стала связующим звеном в сохранении традиций прошлого и неутомимых поисков новых путей для развития балетного искусства. О том, что главная цель – стремление хореографов в танце выразить музыку композитора, передать ее содержание, была достигнута, свидетельствует один из отзывов зрителей:

Composition

In July 1876, Modest Tchaikovsky suggested some subjects for symphonic poems to the composer, which included Francesca da Rimini . Earlier that year Tchaikovsky had considered writing an opera on the subject of Francesca, but abandoned this idea as unworkable .

Replying to Modest from Paris on 27 July/8 August 1876, Tchaikovsky wrote: «This evening in my coach I read the 4th Canto of the Inferno, and was inflamed with a desire to write a symphonic poem on Francesca» .

In his subsequent correspondence from abroad, Tchaikovsky did not refer again to the composition. After his return to Moscow, the composer worked on his Slavonic March and, it seems, only after this was completed (25 September/7 October) did he set about creating Francesca. No more information has survived concerning the early stages of work on this composition.

On 14/26 October 1876 the composer wrote to Anatoly Tchaikovsky that he was: «… feverishly composing Francesca» , and to Modest Tchaikovsky the same day he reported: «I have only just finished my new work: a fantasia on Francesca da Rimini. I wrote it with love and love seems to have turned out decently,. As to the whirlwind, I could have written something more in line with Doré’s picture, but this didn’t come out as I wanted. Anyway, a proper judgement is out of the question until it has been orchestrated and performed» .

On 18/30 October, Tchaikovsky wrote to Karl Davydov and Eduard Nápravník that the full score would be ready «within two weeks» , and asked them to include the new work in a Musical Society concert in place of the dances from the opera Vakula the Smith.

The instrumentation was completed on 5/17 November 1876, according to Tchaikovsky’s date on the manuscript score.

Performances

The fantasia Francesca da Rimini was performed for the first time with great success in Moscow on 25 February/9 March 1877, at the tenth symphony concert of the Russian Musical Society, conducted by Nikolay Rubinstein. In Saint Petersburg it was performed for the first time on 11/23 March 1878 at the eight concert of the Russian Musical Society, conducted by Eduard Nápravník. News of the successful Saint Petersburg performance of the fantasia was reported by Anatoly Tchaikovsky to the composer, who at that time was living outside Russia .

Other notable early performances included:

  • Warsaw, August 1878, conducted by Venyamin Bilz.
  • Berlin, Konzerthaus, 2/14 September 1878, conducted by Venyamin Bilz.
  • New York, Academy of Music, Philharmonic Society concert, 9/21 December 1878, conducted by Adolf Neuendorf.
  • Hamburg, 8/20 November 1879, conducted by Julius Laube.
  • Saint Petersburg, Philharmonic Society concert, 5/17 March 1887, conducted by Tchaikovsky.
  • Moscow, 2nd Russian Musical Society symphony concert, 14/26 November 1887, conducted by Tchaikovsky.
  • Moscow, special Russian Musical Society symphony concert, 15/27 November 1887, conducted by Tchaikovsky.
  • Paris, 17th Châtelet concert, 28 February/11 March 1888, conducted by Tchaikovsky.
  • Berlin, Philharmonic Society concert, 14/26 February 1889, conducted by Tchaikovsky.
  • Pavlovsk, symphony concert, 24 July/5 August 1890, conducted by Julius Laube.
  • Cambridge (England), Guildhall, 31 May/12 June 1893, conducted by Tchaikovsky.
  • Kiev, Russian Musical Society symphony concert, 4/16 December 1893, conducted by Aleksandr Vinogradsky.
  • London, St. James’s Hall, 7/19 March 1897, conducted by Charles Villiers Stanford.
  • Vienna, 1st Philharmonic Society subscription concert, 19/31 January 1902, conducted by Felix Weingartner.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: