Grand Battement Jeté («гран батман»)
Выполняется при помощи высокого взмаха ногой. В данном случае угол поднятия ноги составляет 90 градусов и больше, однако при обучении не рекомендуется поднимать ногу выше 90 градусов. Туловище танцора отклоняется назад при поднятии ноги вперед или вперед при взмахе ногой назад. При поднятии ноги в сторону допускается минимальное отклонение туловища, но нужно также соблюдать единую линию ноги и плеча. Исполняя Grand Battement Jeté, можно не приводить ногу в исходную позицию и выполнять взмахи 3-4 раза подряд. Исходной для данного упражнения является третья позиция. Grand Battement Jeté хорошо развивает мышечный корсет, а также аккуратность и выносливость.
Ф — F
-
Fermé
(от гл. fermer
— закрывать) — закрывание открытой на воздух ноги в V позицию. -
Fermée, sissonne
— прыжок с двух ног на две ноги с продвижением в любом направлении. -
Fondu, battement
(от гл. fondre
— таять, плавиться, лить) — плавное сгибание и разгибание обеих ног. -
Fondue, sissonne
— sissonne fermée
, при окончании которого обе ноги не сразу собираются в позицию: приземление выполняется на одну ногу, вторая закрывается в V позицию чуть запаздывая, с мягким проведением всей стопой по полу. -
Frappé, battement
(от гл. frapper
— ударять) — резкое подведение открытой в каком-либо направлении работающей ноги в положение sur le cou-de-pied
и последующее её акцентированное открывание на носок в пол или на воздух.
fouettes.Coda. |
Затакт: 2 пируэта из четвёртой позиции. Восемь тактов по четыре. 32 фуэте. |
Помощь по воспроизведению |
Существует несколько разновидностей этого движения :
Похожа на русскую. Движения: les fouettés en dedans et en dehors, les fouettés sautés, les fouettés sur pointes ou demi-pointes
:
Делается pique на правую ногу, левая нога поднимается вперёд, происходит tour на пальце (sur la pointe) или полупалце (demi-pointe) и левая нога остаётся вытянутой в воздухе. заканчивается в en arabesque sur pointe (ou demi-pointe).
Fouetté en tournant на 45° En dehors
. Если в русской школе во время tour правая нога прикасается сзади икры опорной левой ноги, затем переходит прикасаясь спереди к икре левой ноги (как petit Battement), то здесь рабочая нога делает demi rond на 45°, что придаёт движению дополнительный форс, но опасно «выпусканием бедра», из-за чего балерина может сойти с оси, а Fouetté получается с продвижением вперёд или в сторону.
-
Grand Fouetté
. В нём есть кое-что и от французской и от итальянской школ (прим. Вагановой)
. -
les fouettés en dehors
. Поза croiseé назад левой ногой. Coupé на левую ногу на полупальцы, руки во второй позиции, опуститься на левой ноге на demi-plié, левая рука спускается в I позицию. Проводя полусогнутую правую ногу вперед на 90° (совр. 120°), подняться на левой на полупальцы, быстро обводя правой ногой Grand rond de jambe
назад и закончить его на левую ногу на demi-plié в III arabesque (в положении en face)
. Руки проделывают следующее Port de bras: Левая поднимается на III позицию и проходит на II, тогда как правая идёт на III позицию и проходит через первую на III arabesque во время опускания левой ноги на plié. -
les fouettés en dedans et en dedans
— Движение делается по тому же принципу. - . Встать в позу croiseé вперёд (левая нога впереди), опуститься на demi-plié на левую ногу, вскочить на неё на полупальцы и выбросить правую ногу на II позицию (alaseconde) на 90° (120°) — Grand battement jeté. Поворачиваясь, бросить размахом по полу правую ногу через passé par terre (проходящим движением). Опорная нога поворачивается на полупальцах (довернуться до en dedans), удерживая правую ногу на той же высоте. Закончить движение на 3 арабеск на plié мли на арабеск.
-
Grand Fouetté en tournant en dedans
(итальянское фуэте)
. Исполняется на пальцах по тому же принципу. Только начинается не с plié, а с sur le cou de pied, а закачивается в позе attitudé на пуантах, croisé, правая рука в третьей позиции, а левая в первой. -
Grand Fouetté en tournant sauté
выполняется по принципу Grand Fouetté en tournant en dedans
, только левая нога отрывается от пола прыжком, поворот производится также в воздухе, на прыжке левой ноги.
Battement Tendu («батман тандю»)
Названия элемента — «напряженный, натянутый».
Вид батмана, основанный на отведении рабочей ноги вперед, назад или в сторону. Сначала стопа ведется по полу, затем вытягивается в основное положение. Угол отведения должен составлять 30 градусов. При отведении ноги вперед или назад между туловищем и ногой образовывается угол в 90 градусов. При отведении в сторону нога должна находиться на одной линии с плечом. В момент выполнения ноги натянуты и максимально напряжены. Часто выполняется у в качестве разминочного и тренировочного упражнения. Данный батман — одно из первых упражнений, разучиваемых танцовщиками балета.
На русском произносится как «батман жетэ» (от фр. Jeter — «бросать, кидать»).
Элемент, очень похожий по технике выполнения на Battement Tendu. Единственным отличием является добавление поднятия ноги на 45 градусов. Однако обучение данному движению начинается с поднятия ноги на 25 градусов. Нога при помощи взмаха отрывается от пола и задерживается в таком положении. Battement Tendu Jeté также является отличным тренировочным элементом и выполняется у балетного станка. Развивает точность, изящность ног и мышечный корсет. Battement Tendu и Battement Tendu Jeté выполняются из первой или пятой позиции.
Р — R
-
Relevé lent, battement
— плавное поднимание работающей ноги, вытянутой в колене, на максимальную высоту (90° и выше) в каком-либо направлении. Элемент adagio
. -
Relevé, pas
— см. Levé, temps
-
Relevé, temps
— связующее движение, préparation
к упражнению rond de jambe en l»air
, приём для исполнения пируэтов и туров. Выполняемое в чистом виде служит подготовкой к вращениям.
Petit temps relevé à la 2nd
sur le cou-de-pied
Temps relevé en dehors
sur le cou-de-pied
en dedans
sur le cou-de-pied
Grand temps relevé à la 2nd
passé
Renversé, pas
(от гл. renverser
— опрокидывать) — движение с запрокидыванием корпуса в повороте, состоящее из наклона корпуса вперёд в позе на demi-plié
, вскока на полупальцы/пальцы в этой же позе (либо со сменой ракурса) с небольшим перегибом корпуса назад и последующего pas de bourrée en tournant
, на первом переступании которого перегиб увеличивается, а на втором корпус выпрямляется. Renversé c прыжком выполняется приёмом temps levé
.
- Наиболее распространённой формой является renversé en attitude (renversé en dehors)
. Движение начинается из приседания в открытой либо закрытой позе attitude
, после которого следуют вскок (прыжок) в позу attitude croisée
и pas de bourrée en dehors
. При выполнении renversé en dedans
вскок (прыжок) выполняется в позу croisée
вперёд а pas de bourrée
делается обратно — в повороте en dedans
. -
Renversé en écarté
является координационно более сложным движением и выполняется приёмом fouetté
.
К — C
- Заключительная часть сольной вариации, как правило, состоящая из виртуозных вращений или прыжков, выполняемых по диагонали, по кругу, либо с продвижением «на публику».
- Заключительная часть различных музыкально-танцевальных форм (pas de deux, pas de trois, pas de quatre
и т.д.), состоящая из чередующихся соло солистов (в grand pas
— с участием кордебалета), обычно исполняющих максимально виртуозные прыжки, вращения и другие технически сложные движения в быстром темпе на месте, по кругу и по диагонали. - Финал балетного спектакля, в котором участвуют все действующие персонажи и кордебалет.
Ш — Ch
Итальянский сhangement de pied
pas levé
сhangement de pied
Chassé, pas
(от гл. chasser
— гнать, разгонять) — прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе в V позиции и одновременным продвижением в каком-либо направлении. Может начинаться с sissonne tombée
, pas failli
, бега и других движений, позволяющих сделать подскок с продвижением в воздухе. Используется для подхода к большим прыжкам и большим вращениям. Как самостоятельное движение обычно выполняется несколько раз подряд (как, например, в «Танце амуров» из балета «Дон Кихот»). Максимально виртуозная форма — en tournant
с окончанием в какую-либо позу.
Chat
— см. Pas de chat
.
Э — É
écartée
écartée вперёд
écartée назад
-
Écartée вперёд
: работающая нога открыта на II позицию (à la 2nd
) по диагонали вперёд, то есть в сторону зрителя, голова повёрнута в эту же сторону и чуть приподнята, взгляд направлен вверх. -
Écartée назад
: работающая нога открыта II позицию (à la 2nd
) по диагонали назад, в направлении от зрителя, голова повёрнута в сторону опорной ноги, взгляд направлен вниз.
Échappé, pas
(от гл. échapper
— уходить в отрыв, вырываться вперёд) — прыжок с двух ног, во время выполнения которого меняется позиция ног в воздухе. Обычно состоит из двух движений: на первом ноги из V позиции раскрываются в воздухе на II либо IV позицию, на втором — вновь собираются в V. Существует и другой вариант исполнения — pas échappé
с окончанием на одну ногу, когда другая при окончании второго движения фиксирует положение sur le cou-de-pied
спереди/сзади, либо открывается в каком-либо направлении, фиксируя позу. Аналогичным образом pas échappé
выполняется со вскоком на полупальцы (пальцы).
Pas double échappé
temps levé
épaulement
petit pas échappé
grand pas échappé
en tournant
petit pas échappé battu
grand pas échappé
-
Effacée, поза
(от гл. effacer
— убирать, прятать) — поза, выстраиваемая из положения épaulement effacé
в V позиции отведением ноги вперёд (поза effacée вперёд
) либо назад (поза effacée назад
). Малые позы effacée
выполняются на вытянутый носок в пол, средние — подниманием ноги на высоту 45°, большие — на 90° и выше. Опорная нога может стоять на всей стопе или быть на полупальцах/пальцах, вытянутая в колене либо на demi-plié
. Нога, поднятая в воздух, может быть как вытянута в колене, так и согнута (поза attitude
). Выполняется и в воздухе, на прыжке. Комбинирование различных положений рук и головы позволяет бесконечно варьировать позу. -
Épaulement
: (от épaule
– плечо) — положение, при котором танцовщик стоит вполоборота к зеркалу либо к зрительному залу: стопы, бёдра и плечи повёрнуты вправо либо влево от зрителя (т. 1) на 45° либо 135°, тогда как голова повёрнута в сторону плеча, направленного по диагонали вперёд. Положение между положениями en face
и профиль, придающее танцу трёхмерность, выразительность и артистическую окраску. При его выполнении от исполнителя требуются точность в положении плеч и повороте головы, уверенная направленность взгляда.
croisé
effacé
-
Épaulement croisé
(от гл. croiser — скрещивать) — в этом положении стопы стоят в любой скрещенной позиции (III, IV, V), при этом впереди находится нога, одноимённая с плечом, повёрнутым в сторону зрителя: если вперёд выдвинуто правое плечо и голова повёрнута направо, впереди будет стоять правая нога, если же выдвинуто левое плечо и голова повёрнута налево — то левая. Из этого положения, открывая ногу вперёд либо назад, можно принять любую позу croisée
. -
Épaulement effacé
(от гл. effacer — убирать, прятать) — в этом положении стопы стоят в любой скрещенной позиции (III, IV, V), при этом впереди находится нога, разноимённая с плечом, повёрнутым в сторону зрителя: если вперёд выдвинуто правое плечо и голова повёрнута направо, впереди будет стоять левая нога, если же выдвинуто левое плечо и голова повёрнута налево — то правая. Из этого положения, открывая ногу вперёд либо назад, можно принять любую позу effacée
.
М — M
-
Manège
(en manège
, букв. бег по кругу) — то же, что и «круг»: повторяющиеся несколько раз подряд прыжки либо вращения с продвижением, выполненные по кругу сцены. Обычно исполняется как элемент коды
. -
Marche, pas
(букв. ходьба, переход) — ходьба маршем. -
Marché, pas
(от гл. marcher
— двигаться, продвигаться) — движение мазурки , лёгкий бег на низких полупальцах с акцентированным выведением на сильную долю одной ноги вперёд в полуприседании. -
Menus, pas
(букв. маленький) — движение менуэта , маленькие быстрые шаги (passe-pied
) на низких полупальцах c продвижением вперёд; всегда выполнялись группой по три.