Терминология классического танца
Adagio(адажио) – медленно, медленная часть танца
Allegro (аллегро) – быстро, прыжки
Aplomb (апломб) – устойчивость
Attitude (аттитюд) – поза, положение тела (нога поднята на 45*, 90* и слегка присогнута)
En dehors (ан де ор) – движение наружу, из круга
En dedans (ан де дан) – движение внутрь, в круг
En face (ан фас) – прямо, прямое положение корпуса, головы и ног
En tournant (ан турнан) – вращать, поворот корпуса во время вращения
Grand (гранд) – большой
Sur le cou-de-pied (сюр ле кудепье) – положение стопы рабочей ноги у щиколотки опорной ноги
Passe (пассе) – положение стопы рабочей ноги у колена опорной ноги, связующее движение, проведение или переведение ноги
Pointe (пуантэ) – пуант, носок, пальцы
Releve lent (релеве лян) – медленное поднимание прямой ноги на 45*, 90 *
Soutenu (сотеню) – вращение с подменой
Preparation (препарасьон) – подготовка к движению
Экзерсис у станка
Plie (плие) – сгибание и разгибание коленей
Demi-plie (деми-плие) – небольшое сгибание коленей
Grand-plie (гранд-плие) – глубокое сгибание коленей
Releve (релеве) – подъем на полупальцы
Battement tendu (батман тандю) – выворотное скользящее отведение ноги из I или V позиции в одном из трех возможных направлений: вперед, назад, в сторону
—- «с нажимом»
—- passe par terre (пассе партер) – проведение ноги через первую позицию
Battement tendu jete (батман тандю жете) – бросок ноги на высоту 30 *
—- pique (пике) – колющий бросок в пол
—- balancoire (балянсуар) – раскачивание, проведение ноги через I позицию с последующим броском на 30*
Battement tendu pour batterie (пур батри) – «заноска» сокращенной стопой по V позиции
Battement releve lent (релеве лян) – медленный подъем ноги на 90*
Grand battement jete (гранд батман жете) – бросок ноги на 90 *
Battement frappe (фраппэ) – удар, энергичное сгибание и разгибание раскрытой на 45* ноги в положении Sur le cou-de-pied (у щиколотки спереди и сзади)
—- double (дубль фраппэ) – перенос ноги приемом petit battement sur le cou-de-pied
Petit battement sur le cou-de-pied (пти-батман) – быстрые удары стопы в положении sur le cou-de-pied со сменой положения спереди и сзади
Battement battu (баттю) – непрерывные и очень короткие удары стопы в положении sur le cou-de-pied спереди и сзади
Battement fondu (фондю) – плавное, «тающее», мышечное движение: сгибание и разгибание колена рабочей ноги в положении sur le cou-de-pied и подъемом и опусканием рабочей ноги в положении releve
—- double (дубль фондю) – усложнение движения двойным приседанием
Battement soutenu (сотеню) – движение с подтягиванием ног в V позиции с плавным выведением ноги на 45*, 90*
Battement developpe (девлоппэ) – вынимание ноги на 90* приемом passe
Rond de jambe par terre (ронд де жамб партер) – вращательное движение ноги по полу
Rond de jambe en l,air (ронд де жамб ан лер) – круг ногой в воздухе на 45*, 90*
Grand rond de jambe jete (гранд ронд жете) – бросок ноги по кругу выше 90*
Temps releve (там релеве) – дугообразное открывание ноги на 45*, 90* из положения sur le cou-de-pied, passe
Flic-flac (флик-фляк) – связующее скользящее движение пальцами стопы через sur le cou-de-pied с выходом на releve
Экзерсис на середине зала
Положения рук в классическом танце
Arrondie (аронди) – закругленное положение кисти
Allongee (аленже) – удлиненное положение кисти
Позиции рук в классическом танце
4 позиции рук: подготовительная, I, II, III
Формы пор де бра
Port de bras (пор де бра): 6 форм
Позы Arrondie малые и большие
Croisee (круазэ) вперед, назад
Effacee (эффасэ) вперед, назад
Ecartee (экартэ) вперед, назад
Battement Tendu («батман тандю»)
Названия элемента — «напряженный, натянутый».
Вид батмана, основанный на отведении рабочей ноги вперед, назад или в сторону. Сначала стопа ведется по полу, затем вытягивается в основное положение. Угол отведения должен составлять 30 градусов. При отведении ноги вперед или назад между туловищем и ногой образовывается угол в 90 градусов. При отведении в сторону нога должна находиться на одной линии с плечом. В момент выполнения ноги натянуты и максимально напряжены. Часто выполняется у в качестве разминочного и тренировочного упражнения. Данный батман — одно из первых упражнений, разучиваемых танцовщиками балета.
На русском произносится как «батман жетэ» (от фр. Jeter — «бросать, кидать»).
Элемент, очень похожий по технике выполнения на Battement Tendu. Единственным отличием является добавление поднятия ноги на 45 градусов. Однако обучение данному движению начинается с поднятия ноги на 25 градусов. Нога при помощи взмаха отрывается от пола и задерживается в таком положении. Battement Tendu Jeté также является отличным тренировочным элементом и выполняется у балетного станка. Развивает точность, изящность ног и мышечный корсет. Battement Tendu и Battement Tendu Jeté выполняются из первой или пятой позиции.
Grand Battement Jeté («гран батман»)
Выполняется при помощи высокого взмаха ногой. В данном случае угол поднятия ноги составляет 90 градусов и больше, однако при обучении не рекомендуется поднимать ногу выше 90 градусов. Туловище танцора отклоняется назад при поднятии ноги вперед или вперед при взмахе ногой назад. При поднятии ноги в сторону допускается минимальное отклонение туловища, но нужно также соблюдать единую линию ноги и плеча. Исполняя Grand Battement Jeté, можно не приводить ногу в исходную позицию и выполнять взмахи 3-4 раза подряд. Исходной для данного упражнения является третья позиция. Grand Battement Jeté хорошо развивает мышечный корсет, а также аккуратность и выносливость.