Функциональная логика мажора.
Функциональная логика рассматривает вопросы гармонического развития, в частности — возможности следования одного аккорда за другим. Каждый аккорд в ладу выполняет определенную роль — ладогармоническую функцию. Ладогармонической функцией называется характер взаимодействия отдельных аккордов или групп аккордов в ладу, в конечном итоге — характер их отношения к тонике — ладовому центру.
Сферу устойчивости в ладу представляет тоническая функция (это T53 с обращениями, Т7).
Сфера неустойчивости представлена доминантовой (D) и субдоминантовой (S) функциями.
Доминантовая группа — это аккорды, включающие VII ступень лада (это трезвучия VII, III и V ступеней, их обращения и септаккорды этих ступеней).
Субдоминантовая группа представлена аккордами, включающими VI ступень лада (трезвучия II, IV и VI ступеней, их обращения и септаккорды этих ступеней).
VI и VII ступени выделяются однонаправленностью тяготений, что и позволило им стать определяющими в S и D группах. (VI тяготеет в V , VII — в I).
S и D группы неустойчивы по-разному. Острота, стремление к разрешению в тонику у них неодинаковы. В мажоре от VII до I -расстояние в полтона — соответственно, тяготение сильное. От VI до V- расстояние в 1 тон — тяготение слабее.
Характер взаимодействия функций подчиняется общей логике развития, свойственной всем видам временны/х искусств (музыка, литература, поэзия, театр, кино). Логика развития в них такова: относительный покой, завязка, развитие действия (конфликта), кульминация, развязка. Примерами могут служить театральная пьеса и сонатная форма в музыке.
В музыке этим этапам соответствуют устойчивость -> неустойчивость-> обострение неустойчивости-> разрешение.
В мажорном ладу этим этапам соответствуют T-> S-> D->T. Этот круговорот функций может быть раскрыт более или менее.
В крупных произведениях существуют функции высшего порядка.
Внутри каждой функции могут быть использованы ее «представители», которые также подчиняются общей логике постепенного обострения напряжения.
В S группе наименее напряженная VI ступень, более напряжена IV, самая «сильная» — II ступень.
В D группе по возрастающей силе: III -> V -> VII.
Функциональная логика минора.
В гармонии важную роль играют натуральный и гармонический виды минора. В западно-европейской музыке наибольшее распространение получил гармонический минор. В гармоническом миноре интенсивность тяготения VII повышенной ступени больше, чем у VI — логика та же, что и в мажоре.
T-> S-> D->T
В натуральном миноре главным неустоем является S группа — она более интенсивно тяготееет к разрешению.
Функциональная логика в натуральном миноре такова: T->D нат.->S->T.
Иногда — при совмещении гармонического и натурального миноров — образуются 3 сферы неустойчивости: S, Dгарм., D нат. Такова логика фригийского оборота.
Следующая > |
---|
Мажоро-минор
Литература : Яворский Б., Строение музыкальной речи (материалы и заметки), ч. 1-3, М., 1908; Катуар Г., Теоретический курс гармонии, ч. 1, М., 1924; Практический курс гармонии, ч. 1-2, М., 1934-35 (Способин И., Дубовский И., Евсеев С., Соколов В.); Берков В., Гармония, ч. 1-3, М., 1962-1966, 1970; Способин И., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Кирина К., Мажоро-минор у венских классиков и Шуберта, в сб.: Искусство и иностранные языки, (вып. 2), A.-A., 1966; её же, Мажоро-минорная система в творчестве Д. Б. Кабалевского (по материалам исследования), там же.
Ю. Н. Холопов.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .
Смотреть что такое «Мажоро-минор» в других словарях:
мажоро-минор — мажоро минор … Орфографический словарь-справочник
МАЖОРО-МИНОР — лад, образующийся в результате объединения двух одноименных или параллельных тональностей. В мажоро миноре на равных правах применяются аккорды и мелодические обороты мажора и минора … Большой Энциклопедический словарь
мажоро-минор — а, м. majeur mineur. Тонально гармоническая система, основанная на совмещении признаков мажора и минора. НЭС 2000 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
мажоро-минор — тонально–гармоническая система, основанная на совмещении признаков мажора и минора. Основные виды: одноимённый и параллельный. * * * МАЖОРО МИНОР МАЖОРО МИНОР, лад (см. ЛАД), образующийся в результате объединения двух одноименных или параллельных … Энциклопедический словарь
мажоро-минор — маж оро мин ор, а … Русский орфографический словарь
мажоро-минор — (2 м), Р. мажо/ро мино/ра … Орфографический словарь русского языка
мажоро-минор — мажо/ро мино/р, мажо/ро мино/ра … Слитно. Раздельно. Через дефис.
Гармония — (греч. armonia связь, стройность, соразмерность) выразительные средства музыки, осн. на объединении тонов в созвучия и последовательности созвучий. Подразумеваются созвучия в условиях лада и тональности. Г. проявляется не только в… … Музыкальная энциклопедия
параллельные тональности — (муз.), две тональности противоположного ладового наклонения, имеющие один и тот же состав основных ступеней (одинаковые знаки при ключе, например ре минор и фа мажор). Параллельные тональности могут объединяться в параллельно переменный лад или… … Энциклопедический словарь
Средневековые лады — правильнее церковные лады, церковные тоны ( лат. modi, toni, tropi; нем. Kirchentцne, Kirchentonarten; франц. modes grйgoriens, tons ecclйsiastiques; англ. church modes), наименование восьми (на исходе эпохи Возрождения двенадцати)… … Музыкальная энциклопедия
Источник
Аккордика
В результате смешения одноимённых ладов в мажоро-минорную и миноро-мажорную системы проникают следующие гармонии (схема дана по Ю. Н. Холопову):
В результате смешения параллельных ладов в мажоро-минорную систему входит III высокая ступень (например, в C-dur – трезвучие E-dur), а в миноро-мажорную — VI минорная ступень (например, в c-moll – трезвучие as-moll), в терминологии Холопова – большая субмедианта. Последнюю эффектно применял Ф. Шуберт, по этой причине музыковеды иногда именуют её «Шубертовой ступенью». VI минорная ступень с секстой лежит в основе одной из (различных) трактовок «рахманиновской гармонии».
Неаполитанская гармония
Большое трезвучие на II низкой ступени, находящееся в общем списке «заимствований» мажоро-минора и миноро-мажора (на схеме Холопова des/f/as, обозначено символом N), не связано с описанным процессом смешения ладов в романтической гармонии. Оно имеет более старый генезис и обязано подмешиванию к минору типично фригийского модализма. В конце XVII и начале XVIII веков этот модализм в форме секстаккорда (например, в c-moll — f/as/des1) часто использовали композиторы неаполитанской оперной школы, отсюда возникли термины «неаполитанский секстаккорд» и (позднее) «неаполитанская гармония». Поскольку неаполитанская гармония не выводится непосредственно из аккордики параллельного и одноимённого ладов, некоторые учебники гармонии (например, бригадный) не включают её в список созвучий мажоро-минора и миноро-мажора.
Мажоро минорная система ладов
Решение задач по Гармонии написание Фуг ЭТМ запись закреплена
Мажоро-минор. Общая характеристика. Параллельный мажоро-минор
Существуют 2 основные разновидности мажоро-минора: одноимённый и параллельный.
Параллельный мажоро-минор возникает на основе взаимопроникновения гармонических мажора и минора. В этом — его отличие от переменного лада, где взаимодействуют натуральные лады.
Гармонический минор отличается от натурального своей доминантовой группой, а гармонический мажор от натурального — субдоминантовой группой. Поэтому взаимодействие параллельных ладов связано с проникновением в мажор аккордов гармонической доминанты параллельного минора, а в минор — субдоминанты параллельного мажора.
В мажоре III мажорная ступень
1.Первоначально использовалась в роли мажорной доминанты параллельного минора (завершение первого предложения).
Бетховен. Концерт №3, часть III.
Бизе. Кармен — вступление, первый период.
Эллиптический переход в кадансе I предложения в доминанту основной тональности — Шопен. Этюд Соль-бемоль мажор, op.10 №5, первый период.
2.Проникновению III мажорной ступени в ладовые обороты способствовали также соответствующие тональные соотношения. Бетховен. Аврора, г.п. — До мажор, п.п. — Ми мажор.
3.Периоды, модулирующие в тональность III мажорной ступени
Бетховен. 7 симфония. Скерцо. Фа мажор-Ля мажор.
Гуно. «Фауст». Вальс «Позвольте предложить, красавица, Вам руку».
Эти модуляции создают ярко ощутимый эффект просветления.
4. Собственно гармонические обороты с III мажорной ступенью.
Шопен. Ноктюрн до минор op. 48 №1 — I период средней части.
Рахманинов. Мелодия op. 3 №3
Рахманинов. «Утро» — кода — III7 мажорный.
Рахманинов. Юмореска op.10 №5, средняя часть.
В миноре VI минорная ступень (шубертов аккорд) — результат проникновения субдоминанты гармонической параллельного мажора, подмена VI ступени VI минорной.
Шуберт. «Приют» — кода — в ми миноре — трезвучие VI минорной ступени.
Шуберт. Экспромт op.90 №2, кода — в ми-бемоль миноре — си минорное трезвучие (взамен До-бемоль мажорного)
Глинка «Руслан и Людмила», Ария Руслана на мёртвом поле на слова «не будут говорить..» — в ми миноре — прерванный оборот с VI минорной ступенью.)
II7 в миноре чаще нотируется как VII43 гармонический с квартой (рахманиновская гармония).
Рахманинов «О нет, молю, не уходи».
Рахманинов. «Отрывок из Мюссе»
Римский-Корсаков. Ария Грязного — как VII43 гармонический с квартой у Рахманинова.
Источник