БИОГРАФИЯ
Жоске́н Депре́, Жоскен де Пре (фр. Josquin des Prez, Josquin Desprez, около 1450 — 27 августа 1521) — французский композитор, один из главных представителей франко-фламандской полифонической школы.В 1477-78 певчий в капелле Экс-ан-Прованса, в 1480-е годы (возможно, также в конце 1490-х) служил у кардинала Асканио Сфорцы в Милане, в начале 1480-х, предположительно, при дворе Людовика XI, в 1489-95 — в папской капелле в Риме. В 1503-04 капельмейстер при дворе герцога феррарского. С 1504 до конца жизни жил во Франции, был настоятелем собора в Конде-сюр-л’Эско, в котором был похоронен (собор и могила разрушены французскими оккупантами в 1793).Многообразное по жанрам и формам творчество Жоскена — типичный образец музыки раннего Возрождения, а его полифоническая техника — вершина строгого стиля XV века.
Жоскен написал около 40 мотетов, преимущественно на латинские тексты, в том числе грандиозный семичастный цикл «Vultum tuum deprecabuntur» (« будут умолять лице Твое») — с акростихом, в котором заключено имя композитора; мотет «Absalon fili mi» («Авессалом, сын мой!») — редкий эксперимент в области музыкальной риторики и гармонии — написан в необычайно низкой тесситуре (бас доходит до си-бемоль контроктавы) и дерзкими бемольными модуляциями; «Praeter rerum seriem» («Вопреки обычному ходу вещей»), «Nymphes de bois» («Нимфы лесные», дань памяти великому И.Окегему, 1497) и др.
Центральная часть наследия Жоскена — 18 четырёхголосных месс (авторство некоторых из них современная наука оспаривает), считающихся высшими достижениями полифонической мессы эпохи Возрождения. Наиболее известны две мессы на тему популярной песни «L’homme armé» («Вооружённый человек»), «La sol fa re mi«, где в основу композиции положена одна настойчиво повторяющаяся фраза, «Hercules dux Ferrarie» («Геркулес, герцог Феррарский», посвящена патрону Жоскена Эрколе д’Эсте), «Pange lingua» («Воспой, язык»), «De Beata Virgine» («О блаженной Деве», была самой популярной мессой Жоскена на протяжении XVI века). Яркая отличительная особенность полифонической фактуры Жоскена — двухголосные каноны. В мессе «Ad fugam» верхний голос с тенором тянут канон на всём протяжении сочинения (за исключением раздела «Benedictus»). Наиболее удивительная стилевая особенность месс: логика специфически музыкальная (естественное интонационное развёртывание мелодии, её формальное и метроритмическое строение) иногда доминирует над логикой «текстовой» и литургической, вплоть до пренебрежения нормами латинского ударения, как например, в мессе «L’ami Baudichon» (на тему безыскусной танцевальной песни непристойного содержания). Некоторые исследователи (М.Лонг, У.Элдерз) усматривают в мессах Жоскена христианскую (и прочую) символику.
Доля светских сочинений в творческом наследии Жоскена невелика, при этом многие его многоголосные (на 3-6 голосов, чаще на 4 голоса) песни (преимущественно на французские стихи) доныне популярны благодаря простоте и выразительности мелодии, умеренному и эффектному использованию контрапунктической техники, среди них каноническая шансон «Baisés moy, ma doulce amye» («Поцелуй меня, милый друг»), фроттолы «In te Domine speravi» («На Тебя, Господи, уповаю», на причудливой смеси итальянского и латинского языков) и «El grillo» (Сверчок), поздняя шансон «Mille regretz» («Тысяча сожалений», редкий для того времени случай окончания композиции малым трезвучием).В XVI веке Жоскен приобрел репутацию величайшего композитора эпохи. Темы и целые фрагменты его музыки становились основной новых многоголосных композиций (см. Cantus firmus) известных музыкантов (например, мотет «Praeter rerum seriem» лёг в основу мессы-пародии Чиприано де Роре). Ученик Жоскена, видный музыкальный теоретик Адриан Коклико назвал (Compendium musices, 1522) его «первым из музыкантов» (princeps musicorum); Г.Глареан отмечал его «многосторонний талант, захвативший вершины природы и оснащённый её силой». Жоскен был главным музыкальным авторитетом прошлого для Мартина Лютера, называвшего его почтительно «повелителем нот». О репутации и известности Жоскена свидетельствовали Бальдассаре Кастильоне, Жан Леретье, Николя Гомберт, Георг Форстер, Козимо Бартоли и многие другие музыканты, теоретики, издатели, публицисты.
В наши дни авторство Жоскена в отношении ряда сочинений, ранее ему приписывавшихся, активно оспаривается.
В честь Жоскена Депре назван кратер на Меркурии.
Литература[править | править код]
Издания сочиненийправить | править код
- Werken van Josquin des Près, ed. A. Smijers etc. Amsterdam, 1921-69
- New Josquin Edition, ed. W. Elders. 30 vls. Utrecht, 1987—2017.
Прочаяправить | править код
- Osthoff H. Josquin Desprez. Bde. 1-2. Tutzing, 1962—1965;
- Elders W. Das Symbol in der Musik von Josquin des Prez // Acta musicologica, vol. 41 (1969);
- Пелецис Г. Месса Жоскена Депре «Malheur me bat» // Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978;
- Long M.P. Symbol and ritual in Josquin’s «Missa di dadi» // Journal of the American Musicological Society, XLII (1989), pp. 1-22;
- Евдокимова Ю. Музыка эпохи Возрождения: XV век. М., 1989 // История полифонии. Выпуск 2а.
- Proceedings of the International Josquin Symposium (Utrecht 1986), ed. by W.Elders and F. de Haen. Utrecht, 1991 (ценный сборник докладов на международном жоскеновском конгрессе в Утрехте 1986 г.).
- Fallows D. Approaching a new chronology for Josquin // Schweizer Jahrbuch für Musikwissenschaft (1999), Bd.XIX;
- The Josquin companion, ed. by R.Sherr. Oxford, New York, 2000 (с аудиоприложением);
- Fallows D. Who composed «Mille regretz»? // Essays on music and culture in honor of H.Kellmann. Paris, 2001.
- Higgins P. The Apotheosis of Josquin des Prez and Other Mythologies of Musical Genius // Journal of the American Musicological Society, Vol. 57, No. 3 (Autumn, 2004), pp. 443—510
- Лебедев С. Н. Жоскен Депре // Большая российская энциклопедия. Том 10. Москва, 2008, стр. 112—113.
- Elders W. Josquin des Prez and his musical legacy: an introductory guide. Leuven: Leuven University Press, 2013.
Рецепция
На смерть Жоскена европейские композиторы откликнулись проникновенными эпитафиями, среди которых «O mors inevatibilis» Иеронима Виндерса и (позже) «O musae Jovis» Николя Гомберта. В XVI веке Жоскен приобрел репутацию величайшего композитора эпохи. Темы и целостные фрагменты его музыки становились основой новых многоголосных композиций (см. Cantus firmus) известных музыкантов (например, мотет «Praeter rerum seriem» лёг в основу мессы-пародии Чиприано де Роре). Ученик Жоскена, видный музыкальный теоретик Адриан Коклико назвал (Compendium musices, 1522) его «первым из музыкантов» (princeps musicorum); Глареан отмечал его «многосторонний талант, захвативший вершины природы и оснащённый её силой». Жоскен был главным музыкальным авторитетом прошлого для Мартина Лютера, называвшего его почтительно «повелителем нот». О репутации и известности Жоскена свидетельствовали Бальдассаре Кастильоне, Жан Леретье, Николя Гомберт, Георг Форстер, Козимо Бартоли и многие другие музыканты, литераторы, издатели, публицисты.
Начиная с последней четверти XX века авторство Жоскена в отношении ряда сочинений, ранее ему приписывавшихся, активно оспаривается.
Примечания[править | править код]
- ↑
- Nederlandstalige Wikipedia (нидерл.)
- Ввиду «неисполнимости» все современные интерпретаторы транспонируют этот мотет вверх.
- Первая из них — с подзаголовком «шестого тона» (sexti toni), вторая носит подзаголовок «super voces musicales», то есть по ступеням (воксам) гвидонова натурального гексахорда; Kyrie начинается C-ut, Gloria с D-re и т. д. вплоть до A-la в Agnus Dei.
- По анекдоту Глареана, этой фразой Жоскен зашифровал свой ответ неизвестному высокому покровителю — «laisse faire moy» (не мешай мне!).
- Scaramella — имя хвастливого солдата, юмористического персонажа итальянской ренессансной комедии.
- Ita in omnia versatile ingenium erat, ita naturae acumine ac vi armatum, ut nihil in hoc negocio ille non potuisset (трактат «Додекахорд». Базель, 1547). Глареан вообще постоянно поминает Жоскена (передавая его имя латинизмом Jodocus), проявляя изобретательность в эпитетах («почти Вергилий в музыке», «главный гений композиторов» и т. п.)
- «Жоскен — хозяин нот, заставляющий их делать то, что он захочет, в то время как другие сочинители обязаны следовать тому, что диктуют им ноты» (Josquin <…> ist der noten meister, die habens müssen machen, wie er wolt; die andern Sangmeister müssens machen, wie es die haben wollen; 1538).
- Например, в авторитетной энциклопедии «The New Grove Dictionary of Music and Musicians» (NGD) 1980 года аутентичными названы 63 мотета (в том числе уникальный «Absalon fili mi»), а в книге «Josquin companion» 2000 г. крупный немецкий учёный Л.Финшер «вычитает» (p.249) из этого количества 25 мотетов как сомнительные. Из 36 светских 3-голосных пьес Жоскена в новом издании (том 27) 6 отмечены как спорные, а 13 пьес, которые ранее считались оригинальными, и вовсе исключены из издания (на них остались только ссылки). Впервые авторство Жоскена, в том числе тех сочинений, которые ранее считались классическими образцами его стиля, призвал оспорить Дж. Рифкин: Rifkin J. Problems of Authorship in Josquin: some Impolitic Observations, with a Postscript on Absalon, fili mi // Josquin Symposium: Utrecht 1986, pp.45-52. Гораздо реже и труднее идёт процесс восстановления авторства Жоскена, как, например, в статье Д.Фэллоуза, посвящённой знаменитой шансон «Mille regretz».
- ↑ В Agnus Dei используется шестиголосие.
- Акростих, на основе слогов Гвидонова гексахорда.
Жоскен Депре
Дата рождения
1440
Дата смерти
27.08.1521
Профессия
композитор
Страна
Франция
Жоскен Депре —
выдающийся представитель нидерландской школы полифонистов. Место
его рождения с точностью не установлено. Одни исследователи считают
его фламандцем, хотя во многих документах XVI в. Жоскен назван
французом. Не сохранилось достоверных сведений и об учителях
композитора. Скорее всего, одним из них был великий И. Окегем.
Первое документальное свидетельство о жизни Жоскена, где говорится
о нем как о певце Миланского кафедрального собора, относится только
к 1459 г. В миланском соборе он прослужил с небольшими перерывами с
1459 по 1472 г. Вероятно, находился также при дворе влиятельного
кардинала Асканио Сфорцы. Следующее по времени точно
документированное упоминание о Жоскене относится к 1486 г., когда
он был певчим папской капеллы в Риме. В возрасте примерно 60 лет
Жоскен возвращается во Францию. Выдающийся музыкальный теоретик XVI
в. Глареан рассказывает историю, которая, возможно, подтверждает
связь Жоскена с двором Людовика XII. Король заказал композитору
многоголосную пьесу с условием, чтобы он сам в качестве певца миг
участвовать в ее исполнении. У монарха был неважный голос (а
вероятно, и слух), поэтому Жоскен написал партию тенора, состоящую
из… одной ноты. Истинна эта история или нет, она во всяком случае
свидетельствует о большом авторитете Жоскена как среди
музыкантов-профессионалов, так и среди высших кругов светского
общества.
В 1502 г. Жоскен поступает на службу к герцогу Феррарскому.
(Любопытно, что герцог в поисках руководителя своей придворной
капеллы некоторое время колебался между Г. Изаком и Жоскеном, но
все же сделал выбор в пользу последнего.) Однако уже через год
Жоскен вынужден был покинуть выгодное место. Его внезапный отъезд
был, возможно, вызван разразившейся в 1503 г. эпидемией чумы.
Герцог и его двор, а также две трети городского населения покинули
Феррару. Место Жоскена занял Я. Обрехт, который пал жертвой чумы в
начале 1505 г.
Последние годы жизни Жоскен провел в северофранцузском городе
Конде-сюр-л’Эско, где он служил настоятелем местного собора.
Сочинения этого периода указывают на связь Жоскена с нидерландской
полифонической школой.
Жоскен был одним из крупнейших композиторов позднего Возрождения. В
его творческом наследии основное место отведено духовным жанрам: 18
месс (самые известные — «Вооруженный человек», «Pange lingua» и
«Месса о благословенной Деве»), более 70 мотетов и др. менее
масштабные формы. Жоскену удавалось органическое сочетание глубины
и философичности замыслов с виртуозной техникой музыкальной
композиции. Наряду с духовными произведениями он писал также в
жанре светской многоголосной песни (в основном на французские
тексты — т. н. шансон). В этой части своего творческого наследия
композитор ближе подходит к жанровым истокам профессиональной
музыки, нередко опирается на народные песню и танец.
Жоскен был признан уже при жизни. Слава его не угасала и в XVI в.
Хвалы ему воздавали такие крупнейшие литераторы, как Б. Кастильоне,
П. Ронсар и Ф. Рабле. Жоскен был любимым композитором М. Лютера,
который писал о нем: «Жоскен заставляет ноты выражать то, что он
хочет. Другие же композиторы, наоборот, вынуждены делать то, что им
диктуют ноты».
С. Лебедев
M
Ma bouche rit (Ма Bouche рит)Madame helasMi larés vous tousjours languir (Ми Lares вы томиться tousjours)Mille regretzMiserere mei Deus (Мизерере мэй Deus)Misericordias DominiMissa ad fugam (Missa объявление fugam)Missa Ave maris stella (Missa Ave Maris Stella)Missa de Beata Virgine (Missa де Беата Virgine)Missa D’ung aultre amer (Missa D’УНГ aultre амер)Missa GaudeamusMissa Hercules Dux Ferrariae (Missa Геркулес Дукс Ferrariae)Missa L’homme armé sexti toniMissa La sol fa re miMissa L’ami Baudichon (Missa L’Ami Baudichon)Missa L’homme armé super voces musicales (Человек вооруженный Missa супер Voces музыкальный)Missa Malheur me bat (Missa Malheur меня битой)Missa Mater PatrisMissa Pange lingua (Missa Pange лингва)Missa Una musque de Buscaya (Missa Musque из Buscaya)Missarum, Liber 1Missarum, Liber 2Missarum, Liber 3Mon mary m’a diffamée (Пн Мэри m’a diffamée)