Пуни, цезарь

Чезаре пуни - cesare pugni

Семья

  • Сыновья:
    • Цезарь Цезаревич Пуни (по семейной традиции старших сыновей на протяжении ряда поколений нарекали именем Цезарь) жил в одной из белорусских губерний, служил на железной дороге; у него с женой Констанцией Людвиговной было двое сыновей и восемь дочерей, одна из которых, Леонтина (Леонтида?) Цезаревна, стала балериной Мариинского театра, ещё до Октябрьской революции вышла замуж за графа М. В. Скарятина, исследователя древних цивилизаций, египтолога и каббалиста, и уехала в Париж. Старший сын Цезаря и Констанции — Цезарь Цезаревич Пуни (1868–1951) — учился в Императорской медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге, однако, будучи на 4-м курсе, за участие в нелегальном студенческом кружке был выслан в Малмыжский уезд Вятской губернии. Вскоре ему разрешили переехать в Вятку, где он и остался, работал стоматологом.

      Авксентий Цезаревич Пуни (1898—1985), советский психолог, один из основоположников спортивной психологии в СССР, доктор педагогических наук, профессор.

      В 1897 году женился на Александре Дмитриевне Шеломенцевой, у них было пятеро детей, из которых старший —

    • Альберт Цезаревич Пуни (в православии — Андрей, потому некоторые из его детей зарегистрированы как Альбертовичи, а другие как Андреевичи) был виолончелистом Мариинского театра. В 1910-е годы владел дачей в Куоккале. Его дети:
      • художник-авангардист Иван Альбертович Пуни, родившийся на семейной даче в Куоккале, в 1920 году эмигрировал во Францию;
      • Юлия (Джульетта) Андреевна Пуни (1903? — ?) вместе с младшей сестрой Ольгой выступали (рояль, пение, виолончель) на традиционных репинских «средах» в усадьбе художника «Пенаты» в Куоккале, сохранился портрет Юлии — рисунок И. Е. Репина, датированный 7.09.1913; по воспоминаниям Д. С. Лихачёва, Репин создал также акварельный портрет Марии Альбертовны (уехала во Францию еще до революции), который впоследствии подарил её отцу.
    • Гектор (Виктор) Цезаревич Пуни (умер в 1889 году) был учеником итальянского флейтиста-виртуоза, композитора Цезаря (Чезаре) Чиарди

      Александр Викторович Ширяев, артист балета, танцевавший в балетах своего деда, а также возобновивший некоторые из них (совместно с Мариусом Петипа) на сцене Мариинского театра, балетмейстер, педагог, соавтор первого учебника по характерному танцу, пионер кино и мультипликации.

      , одного из основоположников профессионального обучения игре на флейте в России, и служил солистом-флейтистом в оркестре Большого театра. Его сын:

Биография

В 1822 году окончил Миланскую консерваторию по классу композиции. В 1825—1834 годах работал в театре «Ла Скала», где были поставлены такие его балеты, как «Осада Кале» (), «Агамемнон» (), «Аделаида Французская» (), «Макбет» ().

С 1834 по 1843 год работал в Париже, с 1843 по 1850 год — в Лондоне, в качестве композитора балетной музыки при Королевском театре в Хеймаркете. Здесь были поставлены такие его балеты, как «Аврора», «Ундина» (впоследствии ставившаяся как «Наяда и рыбак»; оба — ), «Эсмеральда» (по роману Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери»), «Маркитантка» (оба — ), «Розида, или Сиракузские рудокопы» (), «Катарина, дочь разбойника» (), «Метаморфозы» (). В этот же период ряд его балетов был поставлен в Париже, а некоторые — в других городах, в том числе в Санкт-Петербурге.

Пуни сотрудничал с хореографами Жюлем Перро, Артуром Сен-Леоном, Полем Тальони, которые создавали свои балеты специально для таких звёзд того времени, как Карлотта Гризи, Мария Тальони, Фанни Черрито, Фанни Эльслер, Люсиль Гран.

Начиная с года Цезарь Пуни — композитор балетной музыки при петербургских императорских театрах. Здесь он сотрудничал, в первую очередь, с Артуром Сен-Леоном и Мариусом Петипа, также недолгое время имел дело с братом последнего, Люсьеном, работавшим преимущественно в Париже. В петербургском Большом театре были поставлены его балеты «Война женщин» (), «Армида» (), «Парижский рынок» (), «Дочь фараона» (, балетмейстер Мариус Петипа), «Сирота Теолинда», «Метеора», «Севильская жемчужина» (все — , балетмейстер Артур Сен-Леон), «Царь Кандавл» () и другие.

В году в сотрудничестве с Сен-Леоном Пуни создал первый балет на русскую национальную тему — «Конёк-Горбунок» по сказке П. П. Ершова, где использовал популярные русские мелодии.

Похоронен в Санкт-Петербурге на Выборгском римско-католическом кладбище.

Балет

Catarina or La Fille du BanditDiavolinaGazeldaLa guerre des femmes (Война женщин)Le Violon du DiableOndine, ou La naïadeThéolinda l’orpheline (Théolinda сироты)Дочь фараонаКонёк-ГорбунокПа-де-катрЭсмеральда
WikipediaЦе́зарь Пуни́, урождённый Че́заре Пу́ньи (итал. Cesare Pugni; 31 мая 1802, Генуя, Сардинское королевство — 14  января 1870, Санкт-Петербург, Российская империя) — итальянский композитор, работавший в театрах Милана, Парижа, Лондона и Санкт-Петербурга. Автор 312 балетов, 10 опер, 40 месс, а также симфоний, кантат и других сочинений.
В 1822 году окончил Миланскую консерваторию по классу композиции. В 1825—1834 годах работал в театре «Ла Скала», где были поставлены такие его балеты, как «Осада Кале» (1827), «Агамемнон» (1828), «Аделаида Французская» (1829), «Макбет» (1830).
С 1834 по 1843 год работал в Париже, с 1843 по 1850 год — в Лондоне, в качестве композитора балетной музыки при Королевском театре в Хеймаркете. Здесь были поставлены такие его балеты, как «Аврора», «Ундина» (впоследствии ставившаяся как «Наяда и рыбак»; оба — 1843), «Эсмеральда» (по роману Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери»), «Маркитантка» (оба — 1844), «Розида, или Сиракузские рудокопы» (1845), «Катарина, дочь разбойника» (1846), «Метаморфозы» (1850). В этот же период ряд его балетов был поставлен в Париже, а некоторые — в других городах, в том числе, и в Санкт-Петербурге.
Пуни сотрудничал с хореографами Жюлем Перро, Артуром Сен-Леоном, Полем Тальони, которые создавали свои балеты специально для таких звёзд того времени, как Карлотта Гризи, Мария Тальони, Фанни Черрито, Фанни Эльслер, Люсиль Гран.
Начиная с 1851 года Цезарь Пуни — композитор балетной музыки при петербургских императорских театрах. Здесь он сотрудничал, в первую очередь, с Артуром Сен-Леоном и Мариусом Петипа, также недолгое время имел дело с братом последнего, Люсеном, работавшим преимущественно в Париже. В петербургском Большом театре были поставлены его балеты «Война женщин» (1852), «Армида» (1855), «Парижский рынок» (1859), «Дочь фараона» (1862, балетмейстер Мариус Петипа), «Сирота Теолинда», «Метеора», «Севильская жемчужина» (все — 1862, балетмейстер Артур Сен-Леон), «Царь Кандавл» (1868) и другие.
В 1864 году в сотрудничестве с Сен-Леоном Пуни создал первый балет на русскую национальную тему — «Конёк-Горбунок» по сказке П. П. Ершова, где использовал популярные русские мелодии.
Похоронен в Санкт-Петербурге на Выборгском римско-католическом кладбище.
Музыка Пуни отличается свежестью, гибкостью мелодического рисунка, метрически чёткими формами, пластичностью, яркой танцевальностью.
В том числе благодаря этим качествам, некоторые балеты композитора до сих присутствуют в репертуаре балетных театров. Так, «Эсмеральда» если не целиком, то во фрагментах, продолжала существовать в советское время и на московской и на ленинградской сценах (возобновление Василия Тихомирова, 1926 и Агриппины Вагановой, 1935 и 1948 соответственно). В качестве примера классического балетного наследия сохранился pas de quatre «Фрески» из балета «Конёк-Горбунок». Уже в XXI веке балетмейстером Пьером Лакоттом были заново поставлены «Дочь фараона» (Большой театр, 2000) и «Ундина» (Мариинский театр, 2006).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: