Сопрано россии: 12 самых лучших

«Летят снаряды…»

— Обстановка не ахти здесь сейчас, — вздыхает Татьяна Александровна. — Каждый день стреляют. Бывает даже снаряды «ложатся» на посёлок. Сбивают «беспилотники», а в соседнем посёлке шахта рухнула. Сложно. В Дебальцево накануне снаряд в жилые дома попал. Никого не убило, только дома разрушило и поранило людей. Мы не ноем – держимся. Только хочется просто выспаться. У нас в посёлке еще не так громыхает, как вон в Горловке, Донецке, Макеевке. Летят снаряды, а где они приземлятся, кто знает? На днях вот у остановки разорвался, на территории шахтного двора. Хорошо хоть людей там не было.

Женщина рассказывает, как недавно открыла окно и увидела, как там снаряд летит мимо.

— Мы ж в посёлке живём, у нас огороды — выйдешь иной раз на улицу, смотришь: летит, — за последнее время она так привыкла к этому, что рассказывает обо всем просто, спокойно. — Кто-то в подвалы прячется. Когда как. Неизвестно, когда всё угомонится. Они мимо летят, а ты сидишь и молишься, потом слышишь: вот пролетели и где-то приземлились. Страшно это, конечно, и всех жалко.

Протянуть руку помощи

— Шахты — ни одна не работают, а ведь уголь нужен людям для отопления, — говорит Татьяна Александровна. — Тонна угля сейчас стоит 8000 рублей. Чтобы протопить дом, около трёх тонн на зиму надо. Но проблема еще и в том, что молодых мужчин в посёлке не осталось — все ушли на фронт.

Сейчас бабушка получает российскую пенсию — говорит, выходит около 8000 рублей. Но не ропщет нисколько, даже наоборот — другим старается помочь, потому что видит и знает: есть люди, которым намного хуже, и которым она считает своим долгом протягивать руку помощи.

Кстати, «Старообрядцы» уже рассказывали, что митрополит Старообрядческой Церкви Корнилий призвал верующих активнее жертвовать беженцам из Украины, а также о том, как в начале марта древлеправославные христиане со всей России собирали средства на поддержку староверов из Донецкой и Луганской народных республик.

Галина Ненашева

Советская и российская певица украинского происхождения, в 2002-м году получившая звание Заслуженной артистки России. С пяти лет проявляла склонность к пению, исполняя украинские и русские романсы, с первого класса начала активно участвовать в художественной самодеятельности. Уже в те юные годы, со слов Галины, она поняла что природа наградила её редким контральто: девочка даже хотела петь в мужском хоре, пойдя по стопам своего прадеда, который обладал мощным, «шаляпинским» басом. Несмотря на отсутсвие музыкального образования, Галину с радостью приняли в состав хора Челябинского оперного театра, отметив, что такой редкий голос может сослужить хорошую службу при распределении ролей в грядущих операх, в частности Галине заранее поручили партию Вани в опере «Иван Сусанин». Спустя шесть лет работы в Тамбовской филармонии и нескольких попыток обосноваться в Москве, по приглашению дирижёра Владимира Рубашевского Галина получила работу в Московском мюзик-холле. Позже Галина увлеклась драматической сценой и опереттами, в которых раскрылся её драматический актёрский талант — даже всем известная «Калинка» в исполнении Ненашевой превращалась в нечто совершенно новое, с мрачноватой окраской. В дальнейшем фокус творчества певицы сместился в сторону эстрады. Сотрудничала со многими именитыми оркестрами и дирижёрами, много гастролировала по России и за рубежом. После нескольких лет тишины в публичном пространстве, Галина вернулась в эфире программы «Старый телевизор», и карьера певицы сделала новый виток. В настоящее время Галина активно участвует в съёмках различных шоу и передач на ТВ и даёт концерты.

Лина Мкртчян

Советская и российская певица армянского происхождения. Училась вокалу в Гнесинке и Московской консерватории им. П. И. Чайковского, откуда по разным причинам была отчислена. Позже поступила и стала выпускницей вокального факультета ГИТИСа. Обладательница «Пушкинской премии» петербургских поэтов «За бескорыстное и беззаветное служение отечественной культуре». С самого детства Лина (урождённая Елена — в дальнейшем певица взяла псевдоним) выступала в церковном хоре, духовная музыка занимала её и впоследствии стала главной темой всего её творчества. Богатый, сильный голос девушки позволял ей исполнять сложнейшие произведения, и вдохновлял композиторов на написание произведений индивидуально для её исполнения. Диапазон Лины настолько широк, что вместе с блестящими партиями контральто она ничуть не хуже справляется с партиями сопрано. Певица всегда желанный гость за границей, французское телевидение даже сняло документальный фильм о ней и в Париже была издана антология её творчества, которая была удостоена высших оценок критиков. По приглашению папы Римского выступала в Ватикане, став первой певицей, выступавшей там с русским духовным репертуаром. Лина Мкртчян автор одной телевизионной и двух радиопередач, с 1999 года она является автором и ведущей духовно-просветительского цикла «Возвращение на Родину», в котором рассказывается о жизни святых, от древности и до наших современников. О Лине написано множество биографических статей с очень красноречивыми заголовками, не оставляющими сомнений в том, что эта певица и её голос по-настоящему уникальное явление на российской оперной сцене.

Нельзя остаться равнодушным

Ближайший храм от нее — в поселке Городищи, где с 1901 по 1913 годы служил будущий архиепископ Флавиан, предстоятель Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию) с 1952 по 1960 годы. В этом же храме он был рукоположен во дьяконы и священники.

Мы узнали о Татьяне Александровне как об активном человеке, который стремится помогать всем нуждающимся в условиях жизни у линии фронта. Она протянулась в десяти километрах от ее дома вот уже восемь лет назад. В условиях, когда на долю человека выпадают серьезные испытания, невозможно оставаться равнодушным и говорить, что беда ближнего — «не моя». Видимо, для того и посылает Господь испытания, чтобы не растеряли люди в себе образ Божий.

Галина Вишневская

Великая советская оперная певица, Народная Артистка СССР. Обладала чистым и редчайшим меццо-сопрано. Кроме певческой деятельности являлась педагогом, театральным режиссером и актрисой. Выступала в хоре Ленинградского областного театра оперетты, а позже начала работать в Ленинградской филармонии, совмещая работу с занятиями вокалом на частных уроках. Благодаря уникальному, от природы поставленному голосу и работой над ним поступила в Большой театр без классического музыкального образования. Уже будучи известной артисткой, экстерном окончила Московскую консерваторию. Стала одной из всмеирно призанных российских оперных певиц. Исполняла главные партии в «Аиде», «Евгении Онегине», и «Войне и Мире». Прославленная прима Большого Театра пела в лондонском «Ковент-Гарден», миланском «Ла-Скала» и парижском «Гранд-опера». Певица имеет огромное количество наград и званий. Последнее её выступление пришлось на 1982 год, после которого она приняла решение оставить сцену и заняться преподавательской деятельностью. Галина Вишневская скончалась в 2012 году.

Альбина Шагимуратова

Заслуженная артистка РФ, Народная артистка Республики Татарстан. Выпускница Казанской консерватории, законила аспирантуру Московской государственной консерватории им. П. И.Чайковского. В прошлом солистка Московского академического музыкального театра, Казанского Государственного академического театра балета. Стажировалась в «Гранд Опере» Хьюстона. Певицу часто приглашают в качестве солистки на сцены самых разных престижных театров, включая зарубежные «Ла Скала» и Ковент Гарден, что красноречиво свидетельствует о её вокальном мастерстве. К характерным ролям Альбины можно отнести Царицу ночи из моцартовской «Волшебной флейты», которую она с блеском исполняла в течение десяти лет, окончательно отказавшись от этой роли лишь в 2018 году. Мастерски владеет техникой бельканто. После возвращения в Россию из Америки преподаёт вокальное мастерство в Казани, часто гастролирует в качестве приглашённой солистки, в последнее время в основном на сцене Большого и Мариинского театров.

Аида Гарифуллина

Заслуженная артистка РФ и Республики Татарстан. В прошлом солистка Венской оперы. Интересоваться музыкой начала с детства — вероятно, своё влияние оказало то, что мать Аиды была хормейстером, у которой она впоследствии стала брать уроки вокала. После того, как девушка выиграла грант на обучение в Германии, поступила в Нюрнбергскую высшую школу музыки, а позже стала выпускницей Венского университета музыки и исполнительского искусства. Дебют же состоялся в 2009 году в роли Деспины из оперы «Так поступают все». Вскоре после успешного первого выступления и тёплого приёма публики, Аида выигрывает золото Международного вокального конкурса им. Муслима Магомаева и становится ясно, что её ждёт блестящее будущее. Лучшие театры мира работают с ней в качестве приглашённой солистки, мировые звёзды оперы, такие как, например, Пласидо Доминго выказывают своё уважение к её таланту. С 2017 года Аида имеет гражданство Австрии и активно гастролирует по всему миру.

Женское пение

Женские голоса в зависимости от тембровой окраски делят на 3 основные группы — сопрано, меццо-сопрано, контральто. Они различаются легкостью, прозрачностью, силой и насыщенностью звука.

Легендами становятся певицы, чей диапазон и тесситура необыкновенно широки. Одна из самых известных исполнительниц — Има Сумак из Перу. Она легко пела сопрано и контральто, используя 5 октав.

Отличия сопрано

Это самый высокий голос, исполняющий ноту до от первой до третьей октавы. Такой вокал отличается прозрачной легкостью, звонкостью, открытым подвижным звучанием, полетностью. Благодаря разнообразию исполнительских возможностей сопрано разделяют на несколько разновидностей:

  1. Колоратурное. Название происходит от итальянского слова «над». Отличается способностью исполнять быстрые и сложнейшие пассажи и фиоритуры, мелизмы, рулады. Звучит от до первой октавы до фа третьей октавы, может дополняться в верхней части диапазона блестящей квартой или квинтой. Такой голос легко покоряет чистотой и звучностью, обладая схожестью со скрипкой или флейтой. Он не сливается с другими голосами, поэтому в хоровом пении практически не используется, а его тембр является основой для подбора других исполнителей. Для колоратурных сопрано написано немало прекрасных партий: Виолетта («Травиата»), Царица ночи («Волшебная флейта»), Антонида («Иван Сусанин»), Людмила («Руслан и Людмила»). Колоратурным сопрано поют современные оперные дивы А. Георгиу, Ю. Лежнева, А. Патти, Евгения Мирошниченко.
  2. Лирико-колоратурное. Выделяют в отдельный тип из-за напевности и технической подвижности, что позволяет голосу сливаться с хором. Середина диапазона сильнее, чем в колоратурном сопрано. Берет диапазон от до первой октавы до ми третьей. Из певиц приобрели известность Суми Йо, Н. Дессей.
  3. Лирическое. Ярко звучит в верхнем регистре, берет до ноты ми третьей октавы, тембр мягкий, светлый, серебристый. Во второй октаве напоминает звуки гобоя. Лирическим сопрано обладают Г. Вишневская, М. Френи, Б. Нильссон, М. Кабалье, А. Нетребко. Для этого певческого голоса написаны партии Мими («Богема»), Татьяна («Евгений Онегин»). Хорошо звучит в хоре.
  4. Лирико-драматическое. Насыщенный грудной тембр позволяет исполнять разнообразные партии: Мария («Мазепа»), Тоска в одноименной опере Дж. Пуччини. Исполнительницы — М. Каллас, Л. Маршалл, Р. Тебальди.
  5. Драматическое. Плотный мощный голос позволяет демонстрировать эмоциональный подъем. Отличается богатством среднего и нижнего регистров, его обладательницам удаются звуки меццо-сопрано. Прекрасно различим на фоне оркестрового сопровождения. Типичные партии — Аида («Аида»), Лиза («Пиковая дама»). Певицы — М. Гулегина, М. Каллас, Г. Яновиц.

Особенности меццо-сопрано

Рабочий диапазон этого женского голоса звучит в пределах от ноты ля малой октавы до ля второй. Отличительные черты — насыщенность на средних регистрах.

Общее впечатление от вокала — глубина и даже некоторая тяжесть звуков. Обладательницы меццо-сопрано могут петь партии контральто или сопрано. В операх они зачастую исполняют роли молодых людей, так называемые брючные партии. Меццо-сопрано бывает высокое (лирическое) и низкое (драматическое). Некоторые специалисты выделяют также колоратурное меццо-сопрано.

Самая известная партия для меццо-сопрано драматического типа — Кармен из одноименного оперного произведения Ж. Бизе. Также для этого необычного голоса написаны роли Зибель («Фауст»), Керубино («Свадьба Фигаро»), Лауры («Каменный гость»). Обычно это роли сильных, смелых и волевых женщин. Среди известных исполнительниц можно назвать М. Кожену, Е. Образцову, Т. Синявскую.

Звучание контральто

Контральто работает в диапазоне от ми малой октавы до фа второй. Это низкий голос у женщин. Отличительные качества — наполненные плотные ноты в малой октаве и резонирование в среднем регистре. Верхний регистр невелик, зато низкие ноты звучат великолепно, приближая женский голос к мужской тональности.

Голос встречается очень редко, не во всех оперных театрах есть исполнительницы с таким вокалом. Композиторы создавали для контральто роли юношей, например, партии Вани в «Иване Сусанине» и Орфея в «Орфее и Эвридике». Известные женские роли — Ольга («Евгений Онегин»), Мари («Летучий голландец»), Лючия («Сельская честь»). Певицы, обладающие контральто, — Е. Полдеш, М. Андерсон.

Репертуар и ангажемент

Ангажемент Татьяны Моногаровой
Роль Произведение Место исполнения
Ксения «Борис Годунов» М. Мусоргского Ла Фениче (Венеция)
Памина «Волшебная флейта» В. А. Моцарта Латвийская национальная опера; Опера Нанта (Франция)
Графиня Розина «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта Венская камерная опера
Дездемона «Отелло» Дж. Верди Латвийская национальная опера
Татьяна «Евгений Онегин» П. Чайковского Латвийская национальная опера; Венская камерная опера; миланский театр Ла Скала (сезон 2005/06, дирижёр Владимир Юровский)
Мими «Богема» Дж. Пуччини Латвийская национальная опера
Лиза Опера Нанта Баварская государственная опере (Мюнхен); Театро Комунале (Болонья); театр де ла Монне (Брюссель)
Донна Анна «Дон Жуан» В. А. Моцарта Бернский городской театр
Тамара «Демон» А. Рубинштейна Латвийская национальная опера
Заглавная партия «Лисичка-плутовка» Л. Яначека Опера Севильи
Клеопатра «Юлий Цезарь» Г. Ф. Генделя Бернский городской театр
Мария «Мазепа» П. Чайковского Уэльская национальная опера (Кардиф, Великобритания)

Популярный репертуар

  • Маддалена («Маддалена» С. Прокофьева)
  • Маргарита («Фауст» Ш. Гуно)
  • Лауретта («Джанни Скикки» Дж. Пуччини)
  • Лия (кантата «Блудный сын» К. Дебюсси)
  • Заглавная партия («Иоланта» П. Чайковского)
  • Оксана («Черевички» П. Чайковского)
  • Заглавная партия («Боярыня Вера Шелога» Н. Римского-Корсакова)
  • Царевна («Кащей Бессмертный» Н. Римского-Корсакова)
  • Царевна-Лебедь («Сказка о Царе Салтане» Н. Римского-Корсакова)
  • Красавица («Отравленный сад» А. Шапошникова)

«В церковь ходи, плачь меньше»

В 2016 году похоронила Татьяна и мужа, и сына. Супруг не пережил войну, а сын лежачий был — упал на лестнице. 16 лет женщина стоически ухаживала за ним. Когда умирал, сказал матери, словно завет оставил: «В церковь ходи, плачь меньше и делай добро».

— Вот друзья его немножко денег прислали, потом наши старообрядцы, — продолжает Татьяна Моногарова и рассказывает, как в Горловке, куда ездить страшно, побывала. — Лекарства, продукты всем тамошним жителям-старообрядцам передала, сколько могла.

А на вопрос, какая сегодня потребность у людей, переживающих самые, пожалуй, тяжелые времена своей жизни, отвечает бесхитростно: кто-то и сам, мол, справляется, а кому-то и тяжеловато. «Хоть и в угольном краю живём», — подумав, добавляет она.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: