Из чего состоит любая музыка? пора разобраться

Презентация на тему натуральный звукоряд. методическая разработка.

Натуральные интервалы

Интервалы, которые образуются между звуками натурального звукоряда (в том числе с октавными переносами), нередко называют «натуральными». Впрочем, по поводу того, какие именно интервалы обозначать как «натуральные», в науке нет консенсуса. Теоретически любые интервалы внутри натурального звукоряда (в том числе, и микрохроматические) могут быть названы «натуральными», однако, такой общеупотребительной традиции не существует. В авторитетном Музыкальном словаре Римана (в так называемых римановских интервальных таблицах) натуральными («естественными») названы терции 5:4 и 6:5, сексты 5:3 и 8:5 и малая септима 7:4, а кварта 4:3, квинта 3:2, октава 2:1 и прима 1:1 названы «чистыми» (но не «натуральными»). В русской науке не только 3 (с учётом примы 4) главных консонанса, но также и перечисленные натуральные терции и сексты также называют «чистыми». Под словом «чистый» в данном контексте подразумевают отсутствие (непосредственно воспринимаемых на слух) биений. Акустически чистые интервалы положены в основу чистого строя.

Интервал, образующийся между седьмой и четвёртой гармониками (то есть 7:4), по традиции именуется «натуральной септимой» (от нем. Naturseptime)

На особую приятность (непосредственно связанную с простотой числового отношения) этого интервала впервые обратили внимание европейские учёные XVIII века. Дж. Тартини (в 1754 году) ввёл для натуральной септимы специальный нотный знак (выглядит как «недописанный» бемоль), а И. Ф. Кирнбергер даже придумал для натуральной септимы особую букву i

Наконец, Л. Эйлер (в 1773 году) описывал натуральную септиму как консонанс, введённый в современной (ему) музыке.

Тартини (в 1754 году) ввёл для натуральной септимы специальный нотный знак (выглядит как «недописанный» бемоль), а И. Ф. Кирнбергер даже придумал для натуральной септимы особую букву i. Наконец, Л. Эйлер (в 1773 году) описывал натуральную септиму как консонанс, введённый в современной (ему) музыке.

Тональность

Тональность — это высота лада.

Лад можно построить от любого звука. Например, если построить мажорный лад от звука Ля, то это будет называться Ля-мажор. Минорный лад от звука Фа-диез — Фа-диез-минор.

Как строить лад от звука? Очень просто, если мы помним структуру нужного нам лада. Структура натурального мажора: 2 тона, полутон, 3 тона, полутон.

Давайте построим мажорный лад от звука До. Вот что у нас получится:

Как видим, ступени лада полностью совпали с основными ступенями звукоряда, белыми клавишами. Это тональность До-мажор. Или гамма До-мажорного лада. В неё входят звуки: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

А теперь, давайте построим мажор, к примеру, от звука Ми. Определим звуки, которые входят в тональность Ми-мажор.

А вот здесь уже интереснее. Некоторые ступени лада попали на производные ступени звукоряда, на черные клавиши. Получается что в тональность Ми-мажор входят звуки: Ми, Фа-диез, Соль-диез, Ля, Си, До-диез, Ре-диез.

Почему надо говорить именно Фа-диез, а не Соль-бемоль? Потому что 7 ступеней должны идти по порядку. После звука Ми не может идти сразу звук Соль, тогда не будет второй ступени — Фа. Поэтому мы всегда выбираем соседний звук с предыдущим.

Итак, в тональности Ми-мажор у нас получилось 4 диеза. Такие знаки альтерации, которые принадлежат тональности, называются ключевыми.

Если, к примеру, мы построим мажорный лад он звука Ре, то получим 2 ключевых диеза: Фа-диез и До-диез. А в До-мажоре вообще нет ключевых знаков.

Ключевые знаки всегда однородны! В одной тональности это могут быть только диезы или только бемоли, но никогда и те, и другие. Тональности с диезами называются диезными, а тональности с бемолями — бемольными.

Обозначение тональностей

  1. Слоговая система. До-мажор, Ре-минор итд.
  2. Буквенная современная. Мажорная тональность обозначается просто буквой тоники. А минорная — буквой тоники с добавленной буквой m.
    Например:

    С — До-мажор,

    Em – Ми-минор,

    F#m – Фа-диез-минор.

  3. Буквенная из советских учебников. В этой системе мажор — dur, минор — moll. Буква тоники для мажорных тональностей большая, а для минорных маленькая.

    C-dur — До-мажор

    A-moll — Ля-минор

    Fis-moll — Фа-диез-минор

    Тут используются слоговые обозначения знаков альтерации. Также нота Си обозначается H по старинной системе, Си-бемоль — B.

Параллельные и одноименные тональности.

Параллельными тональностями называется пара из мажорной и минорной тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Что это значит? Это значит, что в этих тональностях одинаковый звуковой состав.

Поясню на примере. Давайте построим тональность Ля-минор. Если мы помним структуру минорного лада (Т,П,Т,Т,П,Т,Т), то это будет легко:

Как видим, в этой тональности нет ключевых знаков, все звуки на белых клавишах. Точно такая же картина как и в До-мажоре. И состоит Ля-минор в точности из звуков До-мажора. Такие тональности и называются параллельными.

Но позвольте, скажете вы, если в двух тональностях одинаковый звуковой состав, значит это одна и та же тональность? Нет, это не так. Не забываем, что тональность определяется не только звуковым составом, а ещё и системой тяготений неустойчивых ступеней в устойчивые. А ведь тоника (самая устойчивая, самая главная ступень) у этих двух тональностей разная! Это и делает параллельные тональности двумя разными тональностями, несмотря на одинаковый звуковой состав.

Сразу запоминаем правило:

Параллельные тональности располагаются друг от друга на расстоянии малой терции (1,5 тона). Внизу минорная, вверху мажорная. То есть, если мы хотим найти параллельную минорную тональность к мажорной, то отсчитываем малую терцию вниз. А если параллельную мажорную к минорной, то вверх.

Например, параллельная минорная тональность к Ми-мажору — До-диез-минор. В обеих тональностях будут 4 ключевых диеза.

Одноименные тональности — это пара из мажорной и минорной тональностей, с одинаковой тоникой. До-мажор и До-минор. Ре-мажор и Ре-минор.

Ступени лада

У каждой ступени лада, помимо цифрового обозначения, имеется свое собственное название. Одно название мы уже знаем, это тоника, первая ступень. Остальные ступени называются так:

I — Тоника (Т)
II — Нисходящий вводный звук
III — Медианта
IV — Субдоминанта (S)
V — Доминанта (D)
VI — Субмедианта
VII — Восходящий вводный звук

Тоника, субдоминанта и доминанта являются главными ступенями лада, остальные — побочными. Почему именно эти ступени являются главными в ладу я расскажу позднее, в другой главе

Сейчас важно запомнить что первая, четвертая и пятая ступени являются главными. Не надо путать устойчивые ступени лада с главными, это разные вещи. Почему ступени так называются, и расположены в октаве без видимой логики? Все станет на свои места и будет выглядеть логично, если мы поместим тонику в центр, а остальные ступени разместим по бокам

Почему ступени так называются, и расположены в октаве без видимой логики? Все станет на свои места и будет выглядеть логично, если мы поместим тонику в центр, а остальные ступени разместим по бокам.

Седьмая и вторая ступени получили название вводных из-за тяготения их в тонику:

Доминанта (в переводе господствующая) находится квинтой выше тоники.

Субдоминанта (нижняя доминанта) находится квинтой ниже тоники.

Медианта (средняя) находится посередине между тоникой и доминантой, отсюда и название.

Субмедианта (нижняя медианта) находится между субдоминантой и тоникой.

Величина звукоряда

Величина музыкального звукоряда может варьироваться, в зависимости от инструмента. Самый богатый на количество – фортепиано. Оно включает 88 звуков. У каждого инструмента есть свой звуковой диапазон – то есть количество нот, которые можно извлечь на нём. Если сыграть в восходящем направлении, то можно легко услышать, что одинаковые по названию ноты звучат по-разному. Какая-то звучит очень басовито и гудяще, а другая – более звонко и высоко. Эти характеристики зависят от регистра и октавы, в которых сыграна нота.

Диапазон

У каждого инструмента есть свой звуковой диапазон – то есть количество нот, которые можно извлечь на нём. Обычно он ограничивается самым низким, и самым высоким звуком. Обычно крайние ноты исполняются редко, либо звучат в самых кульминационных моментах произведения. Диапазон отсчитывается не только предельными звуками, но и другими методами музыкального исчисления – например, октавами.

Диапазон фортепиано состоит из нескольких октав (от нижней к верхней):

  • Субконтроктава;
  • Контроктава;
  • Большая;
  • Малая;
  • Первая;
  • Вторая;
  • Третья;
  • Четвёртая;
  • Пятая.

Причём «субконтроктава» и «пятая» представлены на клавиатуре лишь частично. Поэтому, можно сказать, что диапазон данного инструмента составляет 7 полных и 2 неполных октавы. Также употребляется подсчёт по полутонам – их здесь 88. А в диапазоне гитары в стандартном строе располагается порядка четырёх октав.

Регистр

Это деления звукоряда на более крупные отрезки по характеристике звуковысотности и тембральности:

  • Нижний;
  • Средний;
  • Высокий.

Обычно низкий регистр захватывает басовые ноты, которые играются на том или ином инструменте. В верхнем используются высокие, звуки. Разделение на средний регистр достаточно условное. В целом он занимает диапазон, который кажется нашему уху наиболее умеренным, спокойным, основательным. Но вполне может захватывать некоторые звуки от своих «соседей» — нижнего и верхнего.

Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

Гармонический минор

Конструкция

ШуманаПервая симфония

гармоническая минорная гамма (или эолова шкала ♯7) имеет те же ноты, что и естественная минорная гамма, за исключением того, что седьмая ступень повышена на единицу полутон, создавая увеличенную секунду между шестой и седьмой ступенями.

Таким образом, минорная гармоническая гамма представлена ​​следующими обозначениями:

1, 2, 3, 4, 5, ♭ 6, 7, 8

Таким образом, гармоническая минорная гамма может быть построена путем понижения 3-я и 6-я ступени параллельной мажорной гаммы на один полутон.

Из-за этой конструкции 7-я ступень гармонической минорной гаммы функционирует как ведущий тон по отношению к тонике, потому что она на полтона ниже тоники, а чем на целый тон ниже тоника, как в натуральных минорных гаммах. интервалы между нотами гармонической минорной шкалы следуют следующей последовательности:

целое, половина, целое, целое, половина, увеличенная секунда, половина

гармония

гамма называется гармонической минорной шкалой, потому что она является общей основой для гармоний (аккордов) в минорных тональностях. Например, в тональности ля минор (трезвучие, построенный на 5-й ступени шкалы E) является минорным трезвучием в натуральном минорном масштабе. Но когда седьмая ступень повышается от G ♮ до G♯, триада становится мажорным трезвучием.

Аккорды на ступенях, отличных от V, могут также включать повышенную 7-ю ступень, например, уменьшенное трезвучие на самой VII (vii), которая имеет доминантную функцию, а также на расширенную триаду на III (III +), которая не встречается ни в какой «естественной» гармонии (что То есть гармония, происходящая от гармонизации семи западных ладов, включая «мажор» и «минор»). Этот расширенный пятый аккорд (аккорд ♯5) сыграл роль в развитии современного хроматизма.

Трезвучия, построенные на каждой ступени звукоряда, следуют определенному шаблону. Анализ римских цифр показан ниже.

Интересное свойство гармонической минорной гаммы состоит в том, что он содержит два аккорда, каждый из которых генерируется всего одним интервалом:

  1. расширенное трезвучие (III), которое генерируется мажорными третями
  2. a уменьшенным септаккордом (vii), который генерируется второстепенными долями

Поскольку они генерируются только одним интервалом, расширенных трезвучий и уменьшенных септаккордов не вводят новых интервалов (с учетом энгармонических эквивалентов ), которые отсутствуют в его корневой позиции. То есть любая инверсия расширенного трезвучия (или уменьшенного септаккорда) энгармонически эквивалентна новому расширенному трезвучию (или уменьшенному септаккорду) в корневой позиции. Например, триада E ♭ –G – B в первой инверсии есть G – B – E ♭, которая энгармонически эквивалентна расширенной триаде G – B – D♯. Таким образом, один аккорд с различным написанием может иметь различные гармонические функции в разных тональностях.

Использует

Хотя он развивался в основном как основа для аккордов, гармонический минор с его увеличенной секундой иногда используется в мелодии. Примеры можно найти в Моцарт, Бетховен (например, финал его Струнного квартета № 14 ) и Шуберт ( например, в первой части квартета Смерть и дева ). В этой роли он используется при спуске гораздо чаще, чем при подъеме.

Гармонический минор также иногда называют мусульманской гаммой, поскольку ее верхний тетрахорд соответствует хиджазу , обычно встречающемуся в музыке Ближнего Востока. Гармоническая минорная гамма в целом называется Nahawand в арабской номенклатуре, Bûselik Hicaz в турецкой номенклатуре, а в индийской raga — Кееравани / Кирвани.

венгерский минор похож на гармонический минор, но с повышенной 4-й степенью. Эта шкала иногда также упоминается как «Цыганский бег» или, альтернативно, «Малая египетская шкала», как упоминает Майлз Дэвис, который описывает ее в своей автобиографии как «то, чему я научился в Джульярде».

В популярной музыке примеры песен в гармоническом миноре включают «Easy Please Me » Кэти Би, Бобби Брауна » Моя прерогатива «и Джазмин Салливан » Bust Your Windows «. Масштаб также оказал заметное влияние на хэви-метал, породив поджанр, известный как неоклассический металл, с такими гитаристами, как Ингви Мальмстин, Ричи Блэкмор и Рэнди Роудс использует его в своей музыке.

Натуральный (чистый) звукоряд[править]

Этот звукоряд распространился в Европе начиная с XVI века, до введения темперированного ряда. В нем кроме октавы и квинты играет существенную роль терция (5/4). Если мы еще раз взглянем на построение пифагорейского ряда, то заметим, что для получения всех ступеней мы используем комбинации степеней двойки и тройки. Добавим теперь третье простое число – пятерку, и разрешим как положительные, так и отрицательные степени. Тогда каждая ступень ряда может быть записана как:

2o*3q*5t      (1)

Это позволяет записать отдельные ступени ряда как довольно простые дроби (сравните со страшными дробями в пифагорейском ряду).

Приложение: таблица для чистого звукоряда.

Лады

Второй центральный элемент гармонии – это лад. По мере развития теории музыки господствовали разные определения лада. Его понимали как систему объединения тонов, как организацию тонов в их взаимодействии, как звуковысотную систему соподчинения тонов. Сейчас больше принято определение лада как системности звуковысотных связей, объединенных при помощи центрального звука либо созвучия.

Если это пока сложно, просто представьте по аналогии с окружающим миром, что лад в музыке – это когда звуки как бы ладят друг с другом. Как о некоторых семьях можно сказать, что они живут в ладу, точно так об определенных музыкальных звуках можно сказать, что они находятся в ладу друг с другом.

В прикладном значении термин «лад» наиболее часто используется применительно к минору и мажору. Слово «минор» происходит от латинского mollis (переводится как «мягкий», «нежный»), поэтому минорные музыкальные произведения воспринимаются как лирические или даже грустные. Слово «мажор» происходит от латинского major (переводится как «больший», «старший»), поэтому мажорные музыкальные произведения воспринимаются в большей степени как напористые и оптимистичные.

Таким образом, основные виды ладов – это минорный и мажорный. Зеленым для наглядности отмечены ступени (ноты) ладов, которые отличаются для минора и мажора:

На обывательском уровне существует упрощенная градация и такая характеристика минора как «грустный», а мажора как «веселый». Это весьма условно. Вовсе необязательно, что минорное произведение всегда будет печальным, а мажорная мелодия всегда прозвучит радостно. Причем этот тренд прослеживается, как минимум, с 18 столетия. Так, произведение Моцарта «Соната №16 до мажор» звучит местами весьма тревожно, а зажигательная песенка «В траве сидел кузнечик» написана в минорной тональности.

И минорный, и мажорный лады начинаются с тоники – основного звука или основной ступени лада. Далее идет сочетание устойчивых и неустойчивых звуков в своей для каждого лада последовательности. Тут можно провести аналогию с возведением кирпичной стены. Для стены нужны как твердые кирпичи, так и полужидкая связующая смесь, иначе конструкция не обретет нужную высоту и не удержится в заданном состоянии.

И в мажоре, и в миноре есть 3 устойчивые ступени: 1-я, 3-я, 5-я. Остальные ступени считаются неустойчивыми. В музыкальной литературе можно встретить такие термины, как «тяготение» звуков, или «стремление к разрешению». Если сказать проще, мелодию нельзя обрывать на неустойчивом звуке, а всегда нужно завершать на устойчивом.

Далее в уроке вам встретится такой термин как «аккорд». Во избежание путаницы сразу скажем, что устойчивые ступени лада и основные ступени аккорда – это не тождественные понятия. Тем, кто хочет быстрее приступить к игре на музыкальном инструменте, для начала стоит пользоваться готовыми аппликатурами аккордов, а принципы построения будут понятны по мере того, как вы будете осваивать приемы игры и простые мелодии.

Более подробно про лады, минор и мажор можно прочитать в учебнике «Элементарная теория музыки», который написал российский музыковед, профессор Московской консерватории Игорь Способин . Там, к слову, разобраны примеры из классической музыки, которые помогут вам лучше понять, как применяются эти понятия в классике.

Кроме того, в специальных музыкальных изданиях вам могут встретиться такие названия ладов как ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский. Это лады, которые строятся на основе мажорной гаммы, а в качестве тоники используется одна из ступеней гаммы. Они еще называются натуральными, диатоническими или греческими.

Греческими их называют потому, что их названия произошли от племен и народностей, населявших территорию Древней Греции. Собственно, с тех времен ведут отсчет и музыкальные традиции, лежащие в основе каждого из названных диатонических ладов. Если вы намерены в будущем писать музыку, вам есть смысл вернуться к этому вопросу позже, когда разберетесь с построением мажорной гаммы. Кроме того, стоит изучить материал «Диатонические лады для начинающих» с аудиопримерами звучания каждого из них []:

А пока подытожим более применимые на практике понятия мажорного и минорного ладов. В целом, когда нам встречаются словосочетания «мажорный лад» или «минорный лад», имеются в виду лады гармонической тональности. Разберемся, что такое тональность вообще и гармоническая тональность в частности.

Скрипичный и басовый ключи

С помощью нотного стана мы можем реально видеть какой звук выше, а какой ниже, но только относительно друг друга!

А что делать, если на нотном стане располагается одна нота? Как определить её высоту? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нам потребуется ввести такое понятие, как ключ.

Ключ – это знак, указывающий местоположение конкретной ноты на нотном стане. Давайте разберем подробнее.

Сейчас ноты на нотоносце располагаются так:

Видите, низкие ноты в скрипичном ключе пишутся на дополнительных линейках, так же, как высокие ноты в басовом. Представьте себе, как бы выглядела нотная запись, если бы в музыке существовал лишь один ключ. Клавиш на пианино 88 и каждую из них нужно как-то отобразить на нотном стане. Линеек при этом всего 5. Пришлось бы использовать множе­ство дополнительных линеек, что неудобно для визуального восприятия и чтения нот.

Поэтому музыкальный теоретик Гвидо д’Ареццо еще в XI веке ввел особые знаки – ключи. Смысл ключей заключался в том, чтобы служить отправной точкой на нотном стане — указывать ноту, от которой следует отсчитывать все остальные.

Как вы знаете, ноты имеют слоговые названия (До, Ре, Ми…), но также их можно обозначать буквами латинского алфавита.

Нота соль обозначается буквой G. Именно эта буква и стала прообразом для скрипичного ключа.

Как видите, основной завиток обвивает вторую линейку нотного стана. Тем самым ключ говорит нам: на второй линейке находится нота Соль. Зная это, мы с легкостью можем отсчитать остальные ноты.

Название «Скрипичный» он получил потому, что охватывает диапазон в котором играет скрипка. Вот как выглядит расположение нот в скрипичном ключе, в первой октаве.

Басовый ключ

Басовый ключ можно называть еще «Ключ Фа».

Все понятно504Совсем запутался140

Гармонический минор – сердце Востока

В гармоническом миноре по сравнению с натуральным видом лада повышена седьмая ступень. Если в натуральном миноре седьмая ступень была «чистой», «белой» нотой, то она повышается с помощью диеза, если она была бемолем, то с помощью бекара, ну а если же, это был диез, то дальнейшее повышение ступени возможно с помощью дубль-диеза. Таким образом, эту разновидность лада всегда можно распознать по появлению одного случайного знака альтерации.

Например, в том же ля миноре седьмая ступень – звук соль, в гармоническом виде будет не просто соль, а соль-диез. Ещё пример: до минор – тональность с тремя бемолями при ключе (си, ми и ля бемоли), на седьмую ступень приходится нота си-бемоль, её мы повышаем бекаром (си-бекар).

По причине повышения седьмой ступени (VII#) в гармоническом миноре меняется структура звукоряда. Расстояние между шестой и седьмой ступенями становится целых полтора тона. Такое соотношение вызывает появление новых увеличенных интервалов, которых не было ранее. К таким интервалам можно отнести, например, увеличенную секунду (между VI и VII#) или увеличенную квинту (между III и VII#).

Гамма гармонического минора звучит напряжённо, имеет характерный арабско-восточный колорит. Однако, не смотря на это, именно гармонический минор является самым употребительным из трех видов минора в европейской музыке – классической, народной или эстрадно-популярной. Свое название «гармонический» он получил за то, что очень хорошо проявляет себя в аккордах, то есть в гармонии.

Пример мелодии в таком ладу – русская народная «Песня бобыля» (тональность ля минор, вид – гармонический, о чём нам говорит случайный соль-диез).

Композитор может использовать в одном и том же произведении разные виды минора, например, чередовать натуральный минор с гармоническим, как это делает Моцарт в главной теме своей знаменитой Симфонии № 40:

Темперированный музыкальный ряд[править]

Поставим такой вопрос: Какое целое количество квинт максимально близко совпадает с целым количеством октав? Простым перебором можно установить, что наилучшее решение – это:

12 квинт : 7 октав = 1,512 : 27 = 129,7463379 : 128

Погрешность составляет 1,36%, что в диапазоне 7 октав можно вытерпеть. Эта погрешность называется в музыке также пифагоровой коммой.

Распределим эту погрешность на все двенадцать интервалов квинты. Для этого найдём такое значение квинты q, двенадцать интервалов которой укладывалось бы ровно в 7 октав:

q12=128q=12812=1,498307{\displaystyle q^{12}=128\qquad q={\sqrt{128}}=1,498307}

Найденое значение квинты называется темперированной квинтой. Погрешность темперированной квинты по отношению к чистой квинте составляет 0,11%.

Если мы теперь повторим построение пифагорейского ряда, используя вместо чистой квинты темперированную, то продолжая процесс после нахождения 12-ого звука мы снова получим нашу точку отсчета. Далее процесс зациклится, повторяя уже найденные звуки. Полученный ряд называется темперированным музыкальным рядом.

n-ая ступень этого ряда удалена от начала на:

qn=(2712)n=(212)7n{\displaystyle q^{n}=({\sqrt{2^{7}}})^{n}=({\sqrt{2}})^{7n}}      (2)

Выражение в скобках показывает интервал между квинтовыми ступенями при перенесении их в одну октаву (2), называется интервальным коэффициентом полутона и имеет абсолютную величину 1,059463. Двойное его значение получило название тона и равно:

(212)2=1,122462{\displaystyle ({\sqrt{2}})^{2}=1,122462}

Таким образом, в темперированном строе расстояния между соседними ступенями равны, и, сдвинув всю систему на полтона вверх или вниз, мы получим в точности ту же самую картину, как если бы мы заново построили этот ряд из новой точки отсчета. Это важнейшее свойство темперированного ряда активно используется в музыке.

Пронаблюдаем ещё, в какой последовательности возникают каждая из 12 ступеней нашего ряда при этом построении. Воспользуемся формулой (2). Нетрудно увидеть, что номер ступени, соответствующий данному значению n, получается как остаток от деления числа 7*n на число 12 (кратные 12 мы сокращаем). Получим следующий ряд:

{0, 7, 2, 9, 4, 11, 6, 1, 8, 3, 10, 5}      (3)

Заметим, что погрешность темперирования тем больше, чем больше n. Т.е. ступени, получающиеся из меньших n более близки «чистому» ряду.

Приложение: Темперированный звукоряд

Эволюция нотной записи

Чтобы лучше понять, как читать и считать ноты, нам придется обратиться к истокам и узнать, как формировалась нотная запись.

Как и любую другую информацию, в древние времена музыку передавали из уст в уста. Конечно, люди очень давно осознали потребность в сохранении музыки и перенесении ее на более надежный носитель. Эти попытки систематизировать и записать музыку предпринимались в различные времена. И, надо сказать, что способы были весьма разнообразны.

Истоками современной системы нотной записи стала работа древнегреческого теоретика музыки Алипия (III или IV в. н. э.). Он составил список символов (в основном это были греческие буквы), и подробно описал их значения. Символ обозначал звук определенной высоты. Эта система получила широкое распространение. В интерпретации римлян, буквы греческого алфавита были заменены на латинские: A, B, C, D, E, F, G.   Именно они и по сей день широко применяются в музыкальной практике.

В средние века появилась невменная нотация. С позднелатинского «невма» —  знак, намек.

Использовалась такая запись в религиозной католической музыке. Над текстом псалмов подписывались эти самые знаки или их комбинации. Они показывали направление движения мелодии: вверх или вниз, мелодические обороты или ноты, повторяющиеся на одной высоте. Но, точную высоту звука невмы не отражали. Эта система была хорошим подспорьем, подсказкой для певцов — напоминала ранее разученную мелодию.

Потребность более подробной записи сохранялась, поскольку в церковной традиции использовалось множество различных песнопений. И певцам было очень трудно удержать весь этот объем в голове.

Поиски решения продолжались

Очень важно было придумать, как же обозначать конкретную высоту звука, а не только направление движения. Сначала попробовали рядом с каждой невмой писать букву, которая соответствует определенному звуку

Но от этой идеи быстро отказались. Более рациональным стало решение ввести линию для одного звука. Она обозначала звук fa и стала ориентиром, от которого вверх и вниз стали считать все остальные звуки.

После, для еще большего удобства ввели еще одну параллельную линию сверху для звука do.

Этим нововведением мы обязаны итальянскому монаху, выдающемуся педагогу Гвидо Аретинскому. Именно он, в XI в. предложил ввести параллельные линии для более точного определения высоты звука. В течение своей педагогической деятельности он постоянно совершенствовал свою систему. Ему нужно было найти способ быстро разучивать с певцами незнакомые песнопения. Это привело к настоящей реформе в области нотной записи.

Сложившаяся система Гвидо Аретинского представляла собой четыре параллельных линии, расположенных друг под другом. Невмы стали изображать на самих линиях и между ними.

Каждая невма в этой системе имела определенную высоту. Это прямой прообраз современного нотного стана. Отличие только в том, что сейчас параллельных линий пять, а вместо невм – ноты.

Познавательно123Не интересно17

Кому принадлежат названия нот

Создание системы нотной записи – не единственное достижение Гвидо Аретинского. Ему также принадлежат названия нот, которыми мы пользуемся и по сей день: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

В те времена был очень популярен гимн, посвященный Святому Иоанну. Мотив его был хорошо известен певцам и имел очень интересную структуру: каждая строка гимна начиналась на тон выше предыдущей. Начальные слог каждой строки и стал названием ноты, с которой она начиналась.

Итак, звукоряд Гвидо Аретинского состоял из шести нот, последовательно восходящих и отстоящих друг от друга на один тон: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эта система просуществовала достаточно долго и была действительно очень удобной и понятной. Но, время шло и ей предстояло претерпеть еще множество изменений, прежде чем получить современный вид.

Первые изменения коснулись слога «Ut». Он оказался не удобен для пения, поскольку заканчивается на согласную. Поэтому в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони заменил «Ut» на привычное нам «Do». Мнения относительно создания этого звука разделились: одни считают, что слог «Do» это первые буквы его фамилии, а другие уверяют, что этот слог происходит от слова DOMINUS что означает – Господь.Название ноты «Si» также принадлежит ему. Он взял первые буквы словосочетания «Sancte Iohanne» (Святой Иоанн) из последней строчки гимна.

Существует также версия, что названия нот имеют другие корни:

Это красивая легенда, и она вполне могла бы иметь право на существование.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: