Музыкальный класс
- Название группы
- Музыкальный класс
- Описание
- «Музыкальный класс» — паблик интернет-ресурса для начинающих музыкантов (взрослых и детей), самоучек, школьников и их родителей, студентов, учителей музыкальных школ и просто интересующихся музыкой, искусством, творчеством.
- Сайт
- http://music-education.ru/
- Тип сообщества
- Публичная страница
- Тип деятельности
- Образование
Записи сообщества: Музыкальный класс 5 сент. 2018 в 23:06 Музыкальный класс 31 марта 2014 в 20:34 ЧТО ТАКОЕ ТЕТРАХОРД? ТЕТРАХОРД — с греческого — четырёхструнник (тетра — четыре, хорд — струна) — звукоряд из четырёх музыкальных ступеней. Любую гамму можно поделить на две равные части — два тетрахорда: нижний (I, II, III и IV ступени) и верхний (V, VI, VII и I ступени). Например, гамма ля мажор: первый (нижний) тетрахорд — это звуки ля, си, до-диез и ре; второй (верхний) тетрахорд — ми, фа-диез, соль-диез и ля. КАК ПЕТЬ ГАММУ ТЕТРАХОРДАМИ? Это очень просто!)) Поём гамму как обычно, просто переносим звуки верхнего тетрахорда на октаву вниз. Например, гамма соль мажор: соль, ля, си и до (начинаем петь в первой октаве и движемся вверх); ре, ми, фа-диез и соль (поём октавой ниже — то есть вместо того чтобы продолжать петь во второй октаве, поём в первой). ЗАЧЕМ ДЕЛИТЬ ГАММУ НА ТЕТРАХОРДЫ? Тут тоже всё просто! Это делается для удобства пения — высокие ноты, которые встречаются в верхнем тетрахорде гаммы переносятся вниз и становятся доступными любому голосу.
ПОДРОБНОСТИ + НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ НА САЙТЕ — http://music-education.ru/chto-takoe-tetrahord-v-muzyke-kak-pet-gammu-tetrahordom/
Музыкальный класс 26 марта 2014 в 23:56
Не всякую музыку получается слушать. Вот эта, например, меня приводит в ужас. Останавливаю через несколько секунд после начала воспроизведения. О причинах своего страха догадываюсь.
Возможно, это детские впечатления (музыка, перебившая размышления о полученном в виде повести негативном сообщении и впервые услышанная во время этих размышлений).
А у вас есть музыка, которую вы боитесь слушать?
Музыкальный класс 8 февр. 2014 в 00:15 Вводные септаккорды — памятка I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ Вводные септаккорды — септаккорды, которые строятся на седьмой ступени. Бывают двух видов — малые (MVII7) и уменьшённые (УмVII7). — МVII7 строится в натуральном мажоре — УмVII7 строится в гармоническом мажоре и гармоническом миноре II. ОБРАЩЕНИЯ VII7 Вводные септаккорды, как и любые другие септаккорды, имеют 3 обращения: квинсекстаккорд (VII65), терцквартаккорд (VII43) и секундаккорд (VII2) VII65 строится на II ступени VII43 сроится на IV ступени VII2 строится на VI ступени III. МVII7 и ОБРАЩЕНИЯ: ИНТЕРВАЛЬНЫЙ СОСТАВ: МVII7 = м3+м3+б3 МVII65 = м3+б3+б2 МVII43 = б3+б2+м3 МVII2 = б2+м3+б3 IV. УмVII7 и ОБРАЩЕНИЯ: ИНТЕРВАЛЬНЫЙ СОСТАВ: УмVII7 = м3+м3+м3 УмVII65 = м3+м3+ув2 УмVII43 = м3+ув2+м3 УмVII2 = ув2+м3+м3 V. СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ VII7 Первый способ — сразу в тонику (с удвоением терцового тона) * VII7 —- T53 * VII65 —- T6 * VII43 —- T6 * VII2 —- T64 Второй способ — через обращения D7, которые выступают в роли проводников * VII7 —- D65 —- T53 * VII65 —- D43 —- T53 * VII43 —- D2 —-T6 * VII2 —- D7 —- T3 VI. ИНТЕРЕСНЫЕ ОСОБЕННОСТИ а) в состав вводного септаккорда входят все 4 неустойчивые ступени, и не входит ни одна из устойчивых; б) уменьшённый вводный септаккорд содержит в себе два тритона, которые сцепляются между собой как звенья в цепи; эти тритоны появляются от понижения VI ступени в гармоническом мажоре и от понижения VII ступени в гармоническом миноре. ========================================
Подробнее — http://music-education.ru/vvodnye-septakkordy/
Музыкальный класс 15 янв. 2014 в 11:08 Как вести себя в филармонии или в театре? 1. Заранее купить билет и узнать программу концерта по афише
2. Познакомиться с музыкой, которую будут играть, дома (прослушать записи или почитать об этих произведениях)
3. Одеться просто, но со вкусом (в джинсах — можно, в шортах — нехорошо; в кроссовках — можно, в сланцах — нехорошо)
4. Прийти за 15-20 минут до начала
5. Сдать верхнюю одежду в гардероб
6. Купить программку и прочитать её
8. Занять своё место в зале
9. Перевести работу мобильника в бесшумный режим
10. Не отвлекаться во время прослушивания — не разговаривать, не фотографировать, не употреблять пищу
11. Между частями симфонии или сонаты апплодировать не принято
12. Цветы и подарки понравившимся артистам нужно «успеть» подарить, пока они не покинули сцену
Номенклатура
Рон Миллер предлагает номенклатуру различных тетрахордов:
Фамилия | полутоны | Фамилия | полутоны |
---|---|---|---|
Лидийский | 2 2 2 | Венгерский майор | 1 3 2 |
Ноты временно отключены. | Ноты временно отключены. | ||
Ионический | 2 2 1 | Венгерский несовершеннолетний | 2 1 3 |
Ноты временно отключены. | Ноты временно отключены. | ||
Дориен | 2 1 2 | Гармонический | 1 3 1 |
Ноты временно отключены. | Ноты временно отключены. | ||
Фригийский | 1 2 2 | Испанский фригийский | 1 2 1 |
Ноты временно отключены. | Ноты временно отключены. |
Венгерские мажорные и минорные тетрахорды заимствованы из гамм традиционной венгерской музыки. Эти гаммы гармонизированы и поэтому действуют аналогично гаммам тональной системы мажор-минор. Классическая традиция сохраняет только тетрахорды, содержащиеся в правильной четверти, а именно ионические, дорийские, фригийские и гармонические тетрахорды.
Эта номенклатура позволяет удобно суммировать структуру любой шкалы гептатоники в полутонах.
История
Термин тетрахорд заимствован из музыки Древней Греции . Он обозначает последовательность из четырех нот. Два тетрахорда, поставленные встык, образуют музыкальную гамму. Эта концепция была принята в Средние века, когда система октоэхо использовалась для построения мелодических гамм григорианского песнопения . В контексте тональной музыки и равномерной темперации , указано , что тетрахорд должны быть расположены в двух интервалах одного тона и с интервалом в один полутон . Сегодня, особенно в теории джаза , от делимитации с интервалом в одну четвертую отказались. Это позволяет использовать понятие тетрахорда для легкого описания всех режимов текущих систем, таких как мелодическая минорная система, гармоническая минорная система и гармоническая мажорная система.
История
Название происходит от тетра (от греч. — « четверка из чего-то») и аккорда (от греч. Chordon — «струна» или «нота»). В древнегреческой теории музыки тетрахорд обозначал сегмент ограниченный неподвижными нотами ( греч . Ἑστῶτες ); ноты между ними были подвижными ( греч . κινούμενοι ). Буквально это означает четыре струны , первоначально по отношению к подобным арфе инструментам, таким как лира или китара, с неявным пониманием того, что четыре струны производят смежные (то есть соединенные) ноты.
Современная музыкальная теория использует октаву в качестве основной единицы для определения настройки, тогда как древние греки использовали тетрахорд. Древнегреческие теоретики признали октаву фундаментальным интервалом, но считали ее построенной из двух тетрахордов и целого тона .
Теория древнегреческой музыки
Теория древнегреческой музыки различает три рода (единственное число: род ) тетрахордов. Для этих родов характерен самый большой из трех интервалов тетрахорда:
- Диатонический тетрахорд имеет характерный интервал, который меньше или равен половине общего интервала тетрахорда (или приблизительно 249 центов ). Этот характерный интервал обычно немного меньше (примерно 200 центов), превращаясь в цельный тон . Классически диатонический тетрахорд состоит из двух интервалов тона и одного полутона , например A – G – F – E.
- Хроматический тетрахорд имеет характерный интервал, который больше, чем примерно половина общего интервала тетрахорда, но не такой большой, как четыре пятых интервала (примерно между 249 и 398 центами). Классически характерный интервал — это второстепенная треть (приблизительно 300 центов), а два меньших интервала равны полутонам, например, A – G ♭ –F – E.
Два греческих тетрахорда из энгармонического рода, образующие энгармоническую дорийскую гамму
- Энгармонический тетрахорд имеет характерный интервал, превышающий примерно четыре пятых общего интервала тетрахорда. Классически характерный интервал — это дитон или большая треть , а два меньших интервала — четверть тона , например A – G –F –E. Какие бы ни была настройка тетрахорда, его четыре градуса названы, в порядке возрастания, hypate , parhypate , lichanos (или hypermese ), и месье , а для второго тетрахорда в построении системы, paramese , пошлый , paranete и нет . Hypate и месье , а paramese и нет являются фиксированными, и кварта друга от друга, в то время как положение parhypate и lichanos , или ТРИТЭ и paranete , является подвижным.
Поскольку три рода просто представляют собой диапазоны возможных интервалов в тетрахорде, были указаны различные оттенки ( chroai ) с определенными настройками. Как только род и оттенок тетрахорда определены, их расположение может дать три основных типа гамм, в зависимости от того, какая нота тетрахорда берется как первая нота гаммы. Сами тетрахорды остаются независимыми от производимых ими гамм, и греческие теоретики никогда не называли их в честь этих гамм.
- Дорианская шкала
- Первая нота тетрахорда также является первой нотой гаммы:
- Диатонический: E – D – C – B │ A – G – F – E
- Хроматический: E – D ♭ –C – B │ A – G ♭ –F – E
- Энгармонический: E – D –C –B │ A – G –F –E
- Фригийская шкала
- Вторая нота тетрахорда (в порядке убывания) — первая в гамме:
- Диатонический: D – C – B │ A – G – F – E │ D
- Хроматический: D ♭ –C – B │ A – G ♭ –F – E │ D ♭
- Энгармонический: D –C –B │ A – G –F –E │ D
- Лидийская шкала
- Третья нота тетрахорда (в порядке убывания) является первой в гамме:
- Диатонический: C – B │ A – G – F – E │ D – C
- Хроматический: C – B │ A – G ♭ –F – E │ D ♭ –C
- Энгармонический: C –B │ A – G –F –E │ D –C
Во всех случаях крайние ноты тетрахордов, E — B и A — E, остаются фиксированными, в то время как ноты между ними различаются в зависимости от рода.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Анонимный. 2001. «Тетрахорд». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Macmillan Publishers.
- Ран, Джон. 1980. Основы атональной теории . Музыкальный сериал Longman. Нью-Йорк и Лондон: Longman Inc. ISBN 0-582-28117-2 .
- Рёдер, Джон. 2001. «Набор (ii)». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Macmillan Publishers.
vтеСегменты подачи по мощности ( список ) |
---|
|
Как определить лад мелодии
Любая мелодия написана в рамках определённого лада. Послушаем пример.
2 способа узнать лад
Узнать лад можно 2-мя способами:
- 1-ый способ – выписать все ноты мелодии в виде гаммы, начиная от самой нижней и посмотреть на формулу лада.
- 2-ой спосб – послушать настроение мелодии и посмотреть на её последнюю ноту – тонику. Видно, что она нота фа, а опорные ноты мелодии – ля и до – устойчивые 3-ья и 5-ая ступени лада.
Итак, тональность мелодии фа-мажор – с бемолем у ноты си.
Если всю мелодию выделить на нотоносце и опустить на терцию вниз, то она будет звучать в параллельной тональности – ре-минор.
Заметьте: набор нот тот же – сменилась только тоника. То есть сотрудники те же, только начальник другой – вместо ноты «фа» теперь «ре». С ней как тоникой мелодия зазвучит грустнее.
Вот кусочек мелодии. От ноты фа он звучит светло, а от ноты ре – грустно.
Строение ладов из тетрахордов
Лад из 8-ми нот можно разбить на 2 отрезка по 4 ноты — тетрахорды.
Тетра – от лат. 4 – как в слове тетрадь – 4 стороны, а хорд – струна. Раз струна извлекает ноту или ступень лада, заменим её на слово «ступень».
И в каждом ладу есть 2 тетрахорда:
- нижний – это 1-ая, 2-ая, 3-ья и 4-ая ступени;
- верхний – 5-ая, 6-ая, 7-ая и 8-ая – повторение 1-ой ступени или тоники.
От их видов зависит строение и вид всего лада.
В мажоре оба тетрахорда – одинаковые: со схожей формулой — Т-Т-П. Они соединены 1 тоном.
Нижний тетрахорд не меняется, и он отвечает за качество лада. Если его формула Т-Т-П, то это мажорный лад, а если Т-П-Т – минорный.
Верхний тетрахорд может меняться и определяет тип лада.
Типы мажорного и минорного ладов
3 типа мажора
До этого мы говорили про 1-ый тип мажора – натуральный.
В уроке 6 мы поняли, что в нём все интервалы от тоники до других ступеней большие и чистые и построен он на белых клавишах фортепиано.
Но есть ещё 2 типа мажора: 2-ой тип – гармонический. Он получится, если в натуральном мажоре опустить 6-ую ступень.
При этом верхний тетрахорд станет таким – П-1,5Т-П. У него восточный оттенок звучания из-за увеличенной секунды – между ля-бемоль и си.
Заметьте: мы изменили 1 ноту, а это привело к появлению новых интервалов:
- 1-ое — большая секста до-ля превратилась в малую – до-ля-бемоль,
- 2-ое – между 2-ой ступенью – нотой ре и ля-бемоль интервал зловещего тритона,
- 3-ье – между 4-ой – нотой фа и ля-бемолем малая терция.
Вывод: формула лада похоже на химическую формулу. Например, CO – 1 атом углерода и 1 атом кислорода — угарный газ, а CO2 – уже 2 атома кислорода – углекислый газ.
То есть 1 атом меняет всё вещество – его название и свойства. Так же и в ладу понижение или повышение любой 1-ой ступени меняет название и окраску звучания лада.
Название гармонический означает, что лад используется как основа гармонии – об этом будет в уроке 9.
Если в нём понизить на полутон ещё и 7-ую ступень, то получится 3-ий тип мажора – мелодический – для создания мелодии и встречается гораздо реже, чем прошлые 2 типа.
Верхний тетрахорд станет таким – П-Т-Т и теперь он зеркальное отражение нижнего тетрахорда – Т-Т-П. Послушаем одну и ту же мелодию в 3-х типах мажора.
В натуральном мажоре она звучит радостно, в гармоническом – загадочней, в мелодическом – тревожней. Причина: он почти минор – нужно только понизить 3-ью ступень.
3 типа минора
При понижении 3-ей ступени нижний тетрахорд изменился на Т-П-Т и получился 1-ый тип минора — натуральный с 3-мя пониженными ступенями – 3, 6 и 7.
Если у натурального мажора тетрахорды одинаковые, то у минора – разные.
Вывод: главное отличие мажора от минора в терции – III-ей ступени.
Минорный лад применяется часто и звучит мягко, не напряжённо, в отличие от мажора.
Причина – в миноре нет сильного полутонового тяготения 7-ой ступени в 1-ую как в мажоре, потому что она понижена и между ними целый тон. То же самое с нотами фа и ми – 4-ой и 3-ей ступенями. В мажоре между ними полутон, а в миноре – тон. Сравним.
У минора тоже есть те же 3 типа, что и у мажора.
Если в натуральном миноре позаимствовать острое тяготение 7-1 из мажора, то есть поднять на полутон 7-ую ступень, то получится 2-ой тип минора – гармонический.
Заметьте: верхний тетрахорд у гармонического мажора и минора одинаковый – оба с восточным звучанием из-за увеличенной секунды в 1,5Т.
Если её убрать, подняв 6-ую ступень, то тетрахорд будет как у натурального мажора – Т-Т-П, а минор при этом будет 3-его типа – мелодический.
Послушаем одну и ту же мелодию в 3-х типах минора. В натуральном миноре она грустная, в гармоническом – загадочней, в мелодическом – светлее.
Незападные гаммы [ править ]
Тетрахорды, основанные на настройке с одинаковым темпом, также использовались для приближения общих гептатонических гамм, используемых в индийской, венгерской, арабской и греческой музыке. Западные теоретики XIX и XX веков, убежденные в том, что любая гамма должна состоять из двух тетрахордов и тона, описали различные комбинации, которые, как предполагается, соответствовали множеству экзотических гамм. Например, следующие диатонические интервалы в один, два или три полутона, всегда в сумме пять полутонов, образуют 36 комбинаций при соединении целым шагом :
Нижние тетрахорды | Верхние тетрахорды |
---|---|
3 1 1 | 3 1 1 |
2 2 1 | 2 2 1 |
1 3 1 | 1 3 1 |
2 1 2 | 2 1 2 |
1 2 2 | 1 2 2 |
1 1 3 | 1 1 3 |
Индийская система тетрахордов править
См. Также карнатскую рагу и классическую музыку хиндустани .
Говорят , что тетрахорды, разделенные полушагом , также особенно часто встречаются в индийской музыке. В данном случае нижний «тетрахорд» насчитывает шесть полутонов (тритон). Следующие элементы образуют 36 комбинаций при соединении полушагом. Эти 36 комбинаций вместе с 36 комбинациями, описанными выше, образуют так называемые «72 карнатические моды».
Нижние тетрахорды | Верхние тетрахорды |
---|---|
3 2 1 | 3 1 1 |
3 1 2 | 2 2 1 |
2 2 2 | 1 3 1 |
1 3 2 | 2 1 2 |
2 1 3 | 1 2 2 |
1 2 3 | 1 1 3 |
Персидский править
Персидская музыка делит интервал на четверть иначе, чем греческая. Например, Аль-Фараби описывает четыре жанра подразделения четвертого:
- Первый жанр, соответствующий греческой диатонике, состоит из тона, тона и полутона, как G – A – B – C.
- Второй жанр состоит из тона, трех четвертей и трех четвертей, как G – A – B –C.
- В третьем жанре есть тон, четверть, три четверти и полутон, как G – A –B – C.
- Четвертый жанр, соответствующий греческой хроматике, имеет полутон, полутон и полутон, как G – A ♯ –B – C.
Он продолжает четыре других возможных жанра, «разделяя тон на четверти, восьмые, трети, половину трети, четверть трети и комбинируя их различными способами».
Позже он представляет возможные положения ладов на лютне, производя десять интервалов, делящих четверть интервала между струнами:
Соотношение: | 1/1 | 256/243 | 18/17 | 162/149 | 54/49 | 9/8 | 32/27 | 81/68 | 27/22 | 81/64 | 4/3 |
Название заметки: | C | C ♯ | C ♯ | C | C | D | E ♭ | E ♭ | E | E | F |
Центов: | 90 | 99 | 145 | 168 | 204 | 294 | 303 | 355 | 408 | 498 |
Если учесть, что интервал четверти между струнами лютни ( уд ) соответствует тетрахорду, и что в октаве есть два тетрахорда и мажорный тон , получится 25-тональная шкала. Более полное описание (где османский, персидский и арабский языки частично совпадают) деления шкалы — это 24 четвертных тона (см. Также арабский макам ). Следует отметить, что аль-Фараби, среди других исламских трактатов, также содержал дополнительные схемы разделения, а также давал представление о греческой системе, поскольку часто включались доктрины Аристоксена.
Гамма ля минор (a-moll)
Это минорная гамма с тоникой ляи без ключевых знаков.
РАЗМЕР. ДОЛИ. ТАКТ.
В музыке все звуки организованы во времени. Эти звуки делятся на равные доли. Некоторые из них выделяются ударениями – акцентами. Такие доли называются сильными долями.
Доли без акцентов называются слабыми долями.
Равномерное чередование сильных и слабых долей, выраженных определенными длительностями, называется размером. Размер в нотном тексте ставится в начале произведения после ключа и ключевых знаков в виде дроби из двух цифр, где верхняя цифра обозначает количество долей в такте, а нижняя — их длительность.
Расстояние от одной сильной доли до другой называется тактом.Такты друг от друга отделяются тактовой чертой.
РАЗМЕР
Это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Первая доля в размере 2/4 – сильная, а вторая – слабая. Это простой размер, т.к. в такте одна сильная доля. Ноты группируются в две группы по четвертям:
Схема дирижирования:
ЗАТАКТ
Затакт – это неполный такт, начинающийся со слабой доли. Мелодия, которая начинается с затакта, завершается неполным последним тактом, который вместе с затактом образует полный такт.
- ПАУЗА
- Пауза – это знак молчания или перерыв в звучании. Длительности пауз соответствуют длительностям нот и их счету и имеют свои обозначения:
ГАММА СОЛЬ МАЖОР (G-dur). ТЕТРАХОРД.
Это мажорная гамма с тоникой Сольи фа# при ключе. Обычно гамма Соль мажор поётся по тетрахордам для удобства пения. Тетрахорд – это половина гаммы (4 звука).
Тетрахорды бывают нижний и верхний. Первые 4 звука составляют нижний тетрахорд, а следующие 4 звука – верхний.
ГАММА ФА МАЖОР (F-dur)
Это мажорная гамма с тоникой Фаи при ключе. Обычно гамма Фа мажор поётся по тетрахордам.
РАЗМЕР
Это трехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Это простой размер, т.к. в нем одна сильная доля – первая, вторая и третья доли – слабые. Чаще всего в размере ¾ пишутся вальсы. Ноты группируются на три группы по четвертям:
- ТЕМП
Темп — это скорость исполнения музыки. Различают основные виды темпов: медленные, умеренные, быстрые. Темпы обозначаются на итальянском языке:
ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ (НЮАНСЫ)
Динамика – это сила звучания музыки. Различные уровни динамики обозначаются специальными знаками – динамическими оттенками.
Артикуляция – это способ извлечения звука. Наиболее распространены следующие способы: legato (легато) – связно, staccato (стаккато) – отрывисто.
ТОНАЛЬНОСТЬ
Тональность – это высота, на которой расположен лад. Название тональности составляется из обозначений тоники и лада (тоника + лад = тональность). Например, До мажор – тональность мажорного лада с тоникой До. Каждая тональность имеет свои ключевые знаки.
Композиционные формы
Тетрахорд, принципиально неполный фрагмент, составляет основу двух композиционных форм, построенных на повторении этого фрагмента: жалобы и ектении.
Нисходящий тетрахорд от тоники к доминанте, обычно в миноре (например, A – G – F – E ля минор), использовался с эпохи Возрождения для обозначения причитания. Известные случаи включают остинато-бас из арии Дидоны «Когда я лежу в земле» в «Дидоне и Эней» Генри Перселла, Распятие в мессе Иоганна Себастьяна Баха си минор, BWV 232, или Qui tollis в мессе Моцарта до минор, KV 427 и т. Д. Этот тетрахорд, известный как lamento («жалоба», «плач»), использовался до сегодняшнего дня. Вариант формы, полный хроматический спуск (например, A – G♯ – G – F♯ – F – E ля минор), был известен как Passus duriusculus в барочном Фигурнлере.
Существует короткая свободная музыкальная форма эпохи романтизма, которая называется жалоба или жалоба (фр.) Или жалоба. Обычно это набор гармонических вариаций в гомофонической текстуре, где бас спускается через некоторый тетрахорд, возможно, из предыдущего абзаца, но обычно предлагающий второстепенный режим. Этот тетрахорд, трактуемый как очень короткий основной бас, повторяется снова и снова на протяжении всей композиции.
Другой музыкальной формой того же периода времени является литания или литания (фр.), Или литания (др.-англ. Spur). Это также набор гармонических вариаций в гомофонической текстуре, но в отличие от плача, здесь тетрахордовый фрагмент — восходящий или нисходящий и, возможно, переупорядоченный — установлен в верхнем голосе в манера хоральной прелюдии . Из-за предельной краткости темы и количества требуемых повторений, а также отсутствия привязки аккордовой последовательности к тетрахорду в причитании, широта гармонической экскурсии в литании обычно составляет примечательный.
Смешивание разных ладов в одной мелодии
В уроке 6 мы узнали, что у мелодии про ёлочку лад мажорный от ноты фа – на ней она заканчивается и звучит весело.
Мелодия из кинофильма «Терминатор» звучит грустно и её начало и окончание на ноте ре. Значит это ре-минор – параллельный фа-мажору. Единственно, в ней есть все ноты лада кроме си-бемоль – 6-ой ступени.
А вот с мелодией «В пещере горного короля» композитора Эдварда Грига не всё так однозначно. Начало у неё грустное, середина загадочная, а окончание светлое.
1-ый такт: мелодия начинается с ноты соль и зависает на ноте ре, что звучит не очень устойчиво. Это явно слышно, если проиграть ноты в обратном порядке. Соль звучит очень устойчиво, значит она тоника. И от неё 3-ья ступень, нота си, понижена. Это малая терция, значит лад минорный.
2-ой такт: раз звучит таинственно, то, скорее всего, это гармонический лад. Если добавить фа в конце, то фраза мелодии звучит завершённо. Значит фа – тоника. Напишем гамму фа-мажора.
Ноты си-бемоль – 4-ой ступени нет в мелодии, а вот нота ля – 3-ья ступень и ре – 6-ая ступень — опущены на полутон. 7-ая ступень в мелодии тоже пропущена, но с ней это полная гамма фа-минора гармонического. Помним, что в нём в отличие от натурального 7-ая ступень повышена.
3-ий такт: мелодия как в 1-ом такте, только с соль 2-ой октавы в конце – опять соль-минор.
4-ый такт: точка в мелодии на ноте фа и окончание звучит светло. Значит это фа-мажор.
Итого мелодия в звучании гуляет между 3-мя ладами – натуральным и гармоническим минорами, и натуральным мажором.
Вывод: лады разных видов можно смешивать друг с другом при создании мелодии. Это придаст ей разные оттенки настроения и сделает более яркой и необычной.
Краски здесь – пониженные ноты. Если их все заменить на белые клавиши фортепиано, то звучание будет более обычным и скучным. Теперь это близкие к мажору лады от нот соль и фа.
Общая характеристика
Тетрахорд лежал в основе всех древнегреческих звукорядов, вплоть до двухоктавной Полной системы. Краевые (неподвижные) тоны тетрахорда называются гестотами, средние (перестраивающиеся в зависимости от рода мелоса) — кинуменами.
В классической нотации основные (родовые) разновидности тетрахордов можно условно представить так:
Альтернативный способ записи тех же тетрахордов:
Принципиальный недостаток обоих примеров тетрахордов, записанных в традиции 5-линейной классической новоевропейской нотации, заключается в том, что ступени тетрахордов (звукорядные, или модальные, функции) вынужденно отображаются в них как альтерация неких базовых ступеней (на что указывают знаки повышения и понижения — диезы и бемоли), в то время как каждая ступень античного тетрахорда представляет собой отдельную модальную (звукорядную) функцию внутри своего определённого (независимого от другого и в смысле этоса, и с позиций теории музыки) рода мелоса. Например, функция, которую «символизирует» нота g во всех описанных тетрахордах (второй нотный пример), называется лихана средних, высотное положение которой в трёх родах различно, но не потому что лихана перестраивается (альтерируется) по ходу развёртывания лада (как, например, альтерируется ступень мажорного звукоряда в романтических пьесах Ф. Листа), а потому что лихана настраивается («технически» перестраивается) в зависимости от избираемого музыкантом рода мелоса.
Тетрахорд — важнейший конструктивный элемент модальных ладов, как на Западе, так и на Востоке. Октавные ладовые звукоряды («гармонии», «тоны») античная и средневековая ладовые теории представляли как сцепление структурных разновидностей (т.наз. «видов» — др.-греч. εἶδη, σχήματα, лат. species) кварты и квинты (см. Вид консонанса). Ладовые звукоряды макамо-мугамной традиции также (от средневековых арабских и персидских авторов вплоть до Узеира Гаджибекова и позже) рассматриваются как структуры, состоящие из тетрахордов. В мажорно-минорной тональности тетрахорд — составная часть октавных ладов.
Вариации
Романтическая эпоха
Нисходящий тетрахорд в современном си-локрийском языке (также известный как верхний минорный тетрахорд): — ♭ — ♭ — ♭ (багф). Этот тетрахорд охватывает тритон вместо идеальной четверти. Играть ( помощь · информация ) .
Фригийская прогрессия создает нисходящий тетрахорд басовую линию : — ♭ — ♭ — . Фригийская полутония: i-v6-iv6-V до минор (басовая линия: c -b ♭ -a ♭ -g) Игра ( справка · информация ) .
Тетрахорды, основанные на настройке одинакового темперамента, использовались для объяснения общих гептатонических гамм . Учитывая следующий словарь тетрахордов (цифры указывают количество полутонов в последовательных интервалах тетрахорда с добавлением пяти):
Тетрахорд | Полушаговая струна |
---|---|
Крупный | 2 2 1 |
Незначительный | 2 1 2 |
Гармонический | 1 3 1 |
Верхний минор | 1 2 2 |
следующие гаммы могут быть получены путем соединения двух тетрахордов с целым шагом (2) между:
Компонентные тетрахорды | Полушаговая струна | Результирующий масштаб |
---|---|---|
Major + Major | 2 2 1: 2: 2 2 1 | Диатонический мажор |
Минор + Верхний минор | 2 1 2: 2: 1 2 2 | Натуральный минор |
Мажор + гармоника | 2 2 1: 2: 1 3 1 | Гармонический мажор |
Минор + Гармоника | 2 1 2: 2: 1 3 1 | Гармонический минор |
Гармоника + Гармоника | 1 3 1: 2: 1 3 1 | Двойная гармоническая гамма или цыганский мажор |
Мажор + Верхний минор | 2 2 1: 2: 1 2 2 | Мелодический мажор |
Минор + Майор | 2 1 2: 2: 2 2 1 | Мелодический минор |
Верхний минор + гармоника | 1 2 2: 2: 1 3 1 | Неаполитанский минор |
Все эти гаммы образованы двумя полностью разделенными тетрахордами: в отличие от греческой и средневековой теории, тетрахорды здесь меняются от шкалы к шкале (т. Е. Мажорный тетрахорд C – D – E – F, ре мажорный D – E –F ♯ –G, до минор C – D – E ♭ –F и др.). Теоретики древнегреческой музыки XIX века полагали, что то же самое было и в античности, и полагали, что существовали дорийские, фригийские или лидийские тетрахорды. Это заблуждение было разоблачено в диссертации Отто Гомбози (1939).
Анализ 20 века
Теоретики конца 20-го века часто используют термин «тетрахорд» для описания любого набора из четырех нот при анализе музыки различных стилей и исторических периодов. Выражение «хроматический тетрахорд» может использоваться в двух разных смыслах: для описания особого случая, состоящего из четырех нотного сегмента хроматической гаммы, или, в более исторически ориентированном контексте, для обозначения шести хроматических нот, используемых для заполнения интервал идеальной четверти, обычно встречающийся в нисходящих басовых партиях. Его также можно использовать для описания наборов из менее чем четырех нот, когда он используется подобным гамме, чтобы охватывать интервал безупречной четверти.
Атональное использование
Аллен Форте иногда использует термин тетрахорд для обозначения того, что он в другом месте называет тетрадой или просто «набором из 4 элементов» — набором любых четырех высот или классов высоты звука . В теории двенадцати тонов этот термин может иметь особое значение любых последовательных четырех нот двенадцатитонного ряда.