Влияния
Современная музыка
Пол Уайтмен и его оркестр в 1921 году . Рахманинов был большим поклонником их музыки.
Если Рахманинов не любил своих современников, он, тем не менее, знал об открытиях Бартока , Хиндемита , Стравинского , Шёнберга и « Группы шести» . В 1916 году , незадолго до Октябрьской революции , русский критик Леонид Сабанеев заметил эволюцию стиля Рахманинова, услышав восемь Этюдов-Таблиц op. 39 сыгранных самим композитором:
«Этот великий талант сейчас находится в стадии исследования. Очевидно, оригинальность композитора ( апогеем которого я считаю Второй концерт ) перестала его удовлетворять. Его исследование интересно. Хотя лично я не считаю Рахманинова первоклассным феноменом, в нем чувствуется огромная внутренняя сила, и его артистическая личность обещает даже больше, чем он показал нам до тех пор. »
Другие критики также заметили новую угловатость в этом новом опусе этюдов (пианист Святослав Рихтер говорит об этом «режущем стиле», который повлиял на пианистическое письмо Прокофьева); в году Рахманинов дал Скрябину сольные концерты в память о сопернице: очевидно, что ее музыка сильно повлияла на нее.
Джаз
Джордж Гершвин в 1937 году, композитор « Рапсодии в голубом», оказавшей большое влияние на написание Четвертого концерта Рахманинова.
Но прежде всего влияние джаза мы чувствуем в Четвертом концерте , в частности, в « Рапсодии в синем» , концерте Гершвина для фортепиано с оркестром, датируемом 1924 годом , за несколько лет до того, как Рахманинов закончил свой. Когда мы говорим о связях Рахманинова с джазом, мы должны упомянуть его присутствие на премьере « Рапсодии в синем» на12 февраля 1924 г.. Он также был ярым сторонником джазовых коллективов Флетчера Хендерсона , Дюка Эллингтона и Пола Уайтмана , записи которых он регулярно покупает. Очень любил такого джазового пианиста, как Эдди Дучин , даже утверждают, что он сочинял фокстрот, как и Шостакович .
Приложения
Библиография
Книги на английском языке
- Бертенссон, Сергей и Джей Лейда при содействии Софии Сатины, Сергея Рахманинова — Жизнь в музыке , Нью-Йорк, New York University Press, 1956.
- Харрисон, Макс, Рахманинов: жизнь, творчество, записи , Лондон и Нью-Йорк, ред. Continuum, 2005, ( ISBN 0-8264-5344-9 ) .
- Мэтью-Уокер, Роберт, Стальные руки, Золотое сердце , International Piano Quarterly, № 11 (весна 2000 г.).
- Мэттнью-Уокер, Роберт, Рахманинов , Лондон и Нью-Йорк, Omnibus Press, 1980, ( ISBN 0-89524-208-7 ) .
- Норрис, Грегори, Рахманинов , Нью-Йорк, ред. Schirmer Books , 1993, ( ISBN 0-02-870685-4 ) .
- Норрис, Грегори, изд. Стэнли Сэди, Словарь музыки и музыкантов New Grove , Лондон, Macmillan Publishers , 1980, 20 томов. ( ISBN 0-333-23111-2 ) .
- Пиготт, Патрик, Оркестровые произведения Рахманинова , Сиэтл, Вашингтонский университет , 1974).
Книги на французском
Jacques-Emmanuel Fousnaquer, Rachmaninov , éditions du Seuil , 1994, ( ISBN 2-02-013699-6 ) .
- Концерт для фортепиано с п о 4 , свободные оценки на международной музыкальной Score Library Project.
Анализ работы
Оркестровка | |
Струны | |
---|---|
Первые скрипки , вторые скрипки , альты , виолончели , контрабасы | |
Древесина | |
1 пикколо , 3 флейты , 3 гобоя , 2 кларнета си-бемоль и 2 фагота | |
Латунь | |
4 валторны фа, 2 трубы си-бемоль, 3 тромбона и 1 туба | |
Перкуссия | |
Литавры | |
Клавиатуры | |
1 пианино |
Противоположная оркестровка — это оркестровка третьей версии 1941 года.
По сравнению со своими предшественниками, Четвертый концерт включает в себя тематические элементы с изысканной текстурой на фортепиано и в оркестре. Это часть эволюции языка Рахманинова: оркестровки третьего концерта и новой версии первого менее сложны, чем у второго.
Рахманинов уже использовал короткие тематические мотивы и сильные ритмические мотивы в Прелюдиях op. 32 ; это усовершенствование языка, особенно в оркестровке, восходит к временам Колокола и уже слышно в Воскресении Лазаря .
Эта первая часть, обозначенная как Allegro vivace (Alla breve), по мнению некоторых, находится в форме сонаты . Оркестр открывает концерт восходящей энергичной темой (A1); фортепьяно отвечает другой темой, помеченной как тяжелая (A2), в небольшом аккомпанементе оркестра. Затем фортепиано раскрывает тему B, заимствованную из A2, когда внезапно появляется драматическое соло на флейте (m. 53). Далее появляется тема C, которую играет валторна (m. 71), а затем — фортепиано (m. 77). Поэтичный и очень мелодичный, он завершается орнаментом в стиле Шопине . Короткий всплеск отмеченной скорости позволяет перейти с партией D. Также как часть перехода, фортепиано пересекает лидианскую моду, начиная с G-бемоль (m. 112). Партия E, возвращающаяся к исходному темпу ( alla breve ), исполняется оркестром в сопровождении орнаментов фортепьяно. Он начинается в 113-м такте. Тема, впервые представленная соль-минор, вновь раскрывается в 124-м такте фа минор. Позже, восходящая гамма, начинающаяся с басовых нот фортепиано, отмеченная темпом meno mosso e poco a poco accelerando, показывает, что часть E подготавливает перепросмотр; основанный на возрастающей фигуре A2, крещендо в такте 196 темпа rubato с возвращением темы E. Далее следует часть F, которая состоит из двух частей: F1 (м. 202), затем F2 (м. 210). F1 — виртуозный пассаж для фортепиано, показывающий колебания между тоническим аккордом и неаполитанской шестой . Внезапное изменение режима происходит в такте 214, как показано на рисунке A2 (m. 216-218). Красивая волнистая тема Части C вновь появляется в такте 220 в сопровождении арпеджио на фортепиано. Затем настала очередь партии F снова появиться в такте 227 с изменением режима в такте 231. Флейта снова играет тему C, на этот раз фа-диез минор (m. 235).
Избирательная дискография
Запись композитора
Сам Рахманинов записал Четвертый концерт в последней редакции на20 декабря 1941 г.с Филадельфийским оркестром под управлением Эжена Орманди .
Рукописная версия
- Александр Гиндин с оркестром Хельсинкской филармонии под управлением Владимира Ашкенази , 2001 г. (первая запись).
- Иевгени Садбин с Симфонией Северной Каролины под управлением Гранта Ллевеллина ,Январь 2008 г..
- Ален Лефевр с Монреальским симфоническим оркестром под управлением Кента Нагано ,сентябрь 2011.
Версия 1928 г.
Уильям Блэк с Исландским симфоническим оркестром под управлением Игоря Букетова . Записано в 1992 году, это единственная полная запись версии 1928 года.
Также есть запись только третьей части Михаила Руди и Санкт-Петербургского филармонического оркестра под управлением Марисс Янсонс . Кроме того, в Международном архиве фортепиано Университета Мэриленда хранятся две некоммерческие версии : концерт3 мая 1973 г.с пианистом Гуннаром Йохансеном и Луисвиллским оркестром под управлением Хорхе Местера в Индианаполисе в рамках Фестиваля романтической музыки Университета Батлера; другой — запись12 ноября 1939 г.исполненный в Radio City Music Hall Генриеттой Шуман и оркестром Radio City под управлением Эрно Рапи , по-видимому, первая запись произведения, сделанная до этого композитором в 1941 году. Запись Генриетты Шуман состоит из пяти сторон трех дисков 78 башен, которые были адаптированы в формат компакт-диска Международным архивом пианино штата Мэриленд, который воспользовался возможностью уменьшить потрескивание и скорректировать высоту звука. Некоторые части концерта исчезли из-за устаревшей техники записи.
Версия 1941
- Артуро Бенедетти Микеланджели с оркестром филармонии под управлением Этторе Грасиса , 1957 год.
- Эрл Уайлд , с Королевским филармоническим оркестром под управлением Яши Хоренштейна , 1965 год.
- Владимир Ашкенази с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Андре Превена , 1972 год.
- Владимир Ашкенази с Королевским оркестром Консертгебау под управлением Бернарда Хайтинка , 1986.
- Михаил Руди , с оркестром Санкт-Петербургской филармонии под управлением Марисса Янсона , 1993.
- Жан-Ив Тибоде с Кливлендским оркестром под управлением Владимира Ашкенази , 1996 год.
- Борис Березовский с Уральским филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса , 2006 г.
- Лейф Уве Андснес с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Антонио Паппано , 2010 г.