Подробности личной жизни композитора
Джордж был разносторонней личностью. В молодости он увлекался футболом, конным спортом и боксом. В более зрелом возрасте в список его увлечений попали живопись и литература.
После себя композитор не оставил наследников. Он не был женат, но это не означает, что его личная жизнь была скучной и однообразной. Александра Бледных, которая изначально числилась как ученица музыканта, надолго засела в его сердце. Девушка разорвала с Джорджем, когда поняла, что так и не дождётся от него предложения руки и сердца.
Затем маэстро был замечен в отношениях с Кей Свифт. На момент знакомства, женщина была замужем. Она бросила официального супруга, чтобы начать с Джорджем отношения. Пара жила под одной крышей 10 лет.
Он так и не сделал девушке предложения, но это не помешало влюблённым построить хорошие отношения. Когда любовь прошла – молодые люди поговорили, приняв решение поставить точку в любовных отношениях.
В 30-е годы он влюбился в актрису Полетт Годдар. Композитор трижды признавался девушке в любви и трижды получал отказ. Полетт была замужем за Чарли Чаплином, поэтому не могла ответить маэстро взаимностью.
Смерть
Великолепный творческий союз братьев Гершвинов, популярность, слава, деньги – всё оборвалось в один миг трагически и неожиданно.
Джордж настолько усиленно работал над «Порги и Бесс», что подвергся колоссальному нервному перенапряжению, его силы были истощены. Дошло до того, что он не мог ни кушать, ни спать. Врачи в один голос утверждали, что композитору необходимо поменять климат и временно оставить музыку. Первый совет Гершвин воспринял с удовольствием, но вот остаться без музыки он не мог ни на один миг.
Внешний вид Джорджа практически не изменился, но внутренне он был крайне раздражён и чувствовал себя невероятно уставшим. В начале 1937 года медики обнаружили у Гершвина симптомы онкологического заболевания, у него была опухоль головного мозга. Назначили лечение, затем в клинике «Седарс Синай» ему удалили опухоль, но композитору уже ничего не могло помочь, он умер 11 июля 1937 года, не приходя в сознание после операции. Джордж совсем немного не дожил до 39 лет, самый расцвет сил и множество творческих планов были впереди у музыканта.
При жизни Джордж был настоящим Казановой, очень много на его счету любовных романов с самыми красивыми женщинами того времени. Одной из сильнейших его влюблённостей стал ученица Гершвина Александра Белых. Но семья у него так и не появилась, жены и детей не было. Всё наследие, которое досталось потомкам от композитора Джорджа Гершвина, – это его бесценная музыка.
Биография Джорджа Гершвина о главном
Популярный композитор Джордж Гершвин родился в 1898 году в Нью-Йорке. Родители его были еврейскими переселенцами из России. В Америке они владели небольшим рестораном. Своих четверых детей родители старались хорошо воспитать.
В детстве Джордж был шаловливым мальчиком, плохо учился. Родители даже не подозревали, что у него есть какие-то особые таланты. Они проявились, когда старшему брату приобрели фортепиано. Джорджу тогда было одиннадцать лет. Собственными силами он постигал музыкальные азы и почти не отходил от инструмента. Вскоре стал подбирать различные популярные мелодии. Увидев такое рвение ребёнка, родители наняли педагогов. Занимаясь с профессиональными педагогами, он освоил нотную грамоту, основы композиции и гармонии.
В пятнадцать лет Гершвин бросил школу и начал зарабатывать игрой на фортепиано. В его обязанности входило играть в музыкальном магазине и привлекать клиентов. Многие из них приходили послушать юного музыканта. Молодой человек прекрасно и легко импровизировал, играя регтайм и джаз. Самые удачные из сочинённых произведений Джордж записывал. Уже в шестнадцать лет ему предложили работу в нотном издательстве, где он должен был сочинять музыку. Вскоре его сочинения стали использовать в мюзиклах на Бродвее. В течение семи лет композитор написал музыку к сорока спектаклям. Критики и зрители были в восторге от молодого музыканта, называя его гениальным, и пророчили великое будущее.
Гершвин часто работал в сотрудничестве со своим старшим братом, который стал поэтом, а не музыкантом, как предполагали родители. В 1922 году братья совместно создают свою первую одноактную оперу, смешав классическую и джазовую музыки. Опера была немного недопонята зрителем, но Гершвин не расстроился. Он продолжал писать музыку для мюзиклов, которые с незабываемым триумфом проходили на Бродвее.
В 1924 году композитор получил предложение от знаменитого короля джаза Пола Уайтмана сочинять музыку для его коллектива. В течение месяца Гершвин, экспериментируя, совместил симфоническую и джазовую музыки. 12 февраля 1924 года прошёл концерт оркестра с новым музыкальным стилем — симфоническим джазом. На премьере присутствовали многие знаменитые композиторы, которые высоко оценили мастерство Джорджа Гершвина.
Триумф талантливого композитора продолжился, когда он гастролировал по Европе. В результате Гершвин стал самым богатым композитором в Америке. Он писал музыку к фильмам в Голливуде, был наставником для многих молодых музыкантов.
В 1935 году Гершвин создал свою лучшую оперу «Порги и Бесс», в которой повествовал о жизни чернокожих людей, об их трудовых буднях. Постановка стала одной из самых часто исполняемых опер в мире.
У Джорджа Гершвина было много поклонниц, хоть он до конца и не верил, что его любят и восхищаются. Но ни разу женатым так и не был.
В начале 1937 года у музыканта стала часто болеть голова, появились кратковременные отключения памяти, потеря веса. Летом этого же года Гершвин скончался от опухоли, ему было тридцать восемь лет. Для поклонников его музыки это была шокирующая новость.
Кратко
Интересные факты и даты из жизни
Популярные люди
-
Тесла Никола
Никола тесла был рожден в Хорватском селе Смилян в июле 1856 года. Отец мальчика был священником, а мать была домохозяйкой, воспитывала четырех детей и иногда помогала мужу в церкви. Родители мечтали дать сыну духовное образование,
-
Барклай де Толли Михаил Богданович
Русский полководец немецкого происхождения родился в 1761 году. Хотя некоторые источники по-разному указывают дату рождения из-за неточностей и ошибок в военных документах. По сути, такое дело обстоит и с местом рождения, разные источники по-разному
-
Бунин
Иван Алексеевич Бунин – известный писатель, поэт, выдающийся автор. Родился 10 октября 1870 года. Орловская губерния – место, где Бунин провёл свои детские годы. Прекрасные пейзажи, свобода и простор вдохновили Ивана делать свои первые шаги в писательстве
-
Коперник
Николай Коперник – польский ученый, родился в 1473 году. Его семья родом из Германии, занималась всю жизнь купеческим делом. Николай был не единственным ребенком у родителей, а имел ещё четверо братьев и сестёр. Обучался в местной школе,
-
Брэдбери Рэй
Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в Уокигане, штат Иллинойс. С детства он был страстным читателем фантастических приключений, из – за чего много времени проводил в библиотеке Карнеги в Уокигане. Его любимыми писателями были
-
Кольцов Алексей
В 1809 году, в семье просола родился поэт Алексей Кольцов. Отец Алексея был энергичным и властным, занимался торговлей и входил в десятку самых богатых просолов Воронежа. Был он человеком честолюбивым. Мечтал перебраться с окраины в центр Воронежа.
Джордж Гершвин — интересные факты
Джордж Гершвин – известный джазовый американский пианист еврейского происхождения. Музыкант стал одним из первых, кто смог объединить в своих работах классику и современную, популярную музыку. Представляем интересные факты о Гершвине.
Имя при рождении – Яков. Родился в 1898 году.
Родители были эмигрантами, приехавшими из Одессы.
Фамилия отца – Гершовиц. Но позже он сменил имя и фамилию и стал носить фамилию Гершвин.
В семье было 4 детей. Жили они в скромных условиях.
Будучи 12-летним подростком, Гершвин знакомится со скрипачом Максом Розеном и решает заняться музыкой.
Джордж часто посещал джазовые концерты.
В их семье музыкой занимался его старший брат Айра.
Пианино, на котором начал обучаться игре юный Гершвин, принадлежало его брату.
Однако, Гершвин не имел специализированного музыкального образования и его это смущало.
С 16 лет сочинял музыку, любил импровизировать. Работал музыкантом в музыкальном магазине (привлекал посетилетей игрой на пианино). Также играл в ресторанах.
Помимо игры на фортепиано, обучался также гармонии и оркестровке.
Подрабатывал в нотном издательстве. Его работы использовались для мюзиклов, которые ставились на Бродвее. В общей сложности он написал музыку к 40 спектаклям и постановкам и получал хорошие рецензии и положительные реакции критиков.
Первое его выступление состоялось, когда юному музыканту было всего 18 лет. Его сразу заметили
На его музыку и выступления выходили положительные отзывы, привлекая все больше внимание к его персоне.
В связи с затруднительным финансовым положением, он подрабатывал частным репетитором.
Был знаком с Иосифом Шиллингером. Данный композитор, а также педагог, славился своим математическим подходом к музыке.
Его мюзикл «Ла Ла Люсиль» построен полностью на импровизации исполнителя.
Несколько лет ездил по Европе
Там его деятельность была высоко оценена.
Был удостоен Пулитцеровской премии за свои работы.
Занимался творчеством совместно со своим братом. Они писали музыку к фильмам и театральным постановкам.
Сам брат Гершвина взял себе творческий псевдоним, так как считал, что Гершвин должен быть только один.
Гершвин испытывал особое пристрастие к живописи и литературе. Сам немного рисовал.
Страдал от нервных срывов. Также у композитора были проблемы с пищеварением и желудком, поэтому на протяжении всей жизни он соблюдал строгую диету.
Во время одного из выступлений потерял сознание. Ему поставили диагноз – нервное истощение.
Примерно в это же время выяснилось, что пианист серьезно болен. Но он, вопреки рекомендациям врачей, продолжал заниматься творчеством и много работал.
В последние годы своей жизни работал в Голливуде.
В 1937 получает звание почетного члена Академии в Италии.
Умер от опухоли головного мозга в 1937 году. Наследство досталось его матери.
Был номинирован на кинопремию «Оскар» в категории «Лучшая песня» за фильм «Давайте потанцуем» в 1938 году.
Большинство его спектаклей выполнено в жанре мюзикл.
Среди его работ есть музыкальные спектакли, оперы и инструментальные произведения.
В Москве имя Гершвина носит детская музыкальная школа.
Одними из самых известных его произведений являются: «Порги и Бесс» и «Рапсодия в блюзовых тонах».
Опера «Порги и Бесс» создавалась в течение двух лет. «Порги и Бесс» стала одной из самых популярных в мире по количеству постановок.
«Рапсодия в блюзовых тонах» была положительно оценена такими именитыми личностями, как Стравинский и Рахманинов – они посещали премьеру.
Гершвин стал создателем нового стиля, который носил название симфонический джаз. Такой результат у него появился в результате экспериментов со стилями при написании произведений для коллектива Пола Уайтмана.
Некоторые его произведения использовались в таких фильмах, как: «Великий Гэтсби», «Улыбка Мона Лизы», «Авиатор», «Двухсотлетний человек».
Журналистское расследование, сделанное в 2000-х годах, установило, что Гершвин был одним из самых богатых композиторов.
В его честь был выпущен фильм в 1945 году, который называется «Рапсодия в блюзовых тонах».
В 1985 году двух братьев наградили Золотой медалью Конгресса.
Подробная биография
Джордж Гершвин – имя великого музыканта, родившегося 26 сентября 1898 года. При рождении он был записан как Яков Гершовиц.
Существует немало историй, связанных с поведением будущего композитора, по отношению к музыке. Где бы ни находился мальчик, он очень чутко откликался на любой звук, мелодию, которая разносилась вокруг.
С раннего детства Джордж был подвижным, упрямым и часто непослушным ребенком. На протяжении первых школьных лет он не радовал родителей успехами. Но необыкновенная заинтересованность мальчика была связана с музыкой. Услышанная в школе на концерте легкая, веселая мелодия, исполненная на пианино Марком Розенцвейгом, настолько поглотила его, что Джордж самостоятельно с 10 лет подбирал мелодии. С каждым днем он все больше познавал мир классики и джаза. Благодаря упорству и желанию он незаметно овладел музыкальными способностями настолько хорошо для своего возраста, что опередил своего старшего брата.
Когда родители приняли решение отдать второго сына в музыкальную школу, мальчик не мог их порадовать успехами. Это было связано с его негативным отношением к систематическому посещению уроков, скучному освоению предметов. Поэтому он так и не получил музыкального образования.
В 1914 году попытка получить коммерческое образование также закончилась неудачей.
С 1915 года источником вдохновения для юноши становится игра на пианино его нового знакомого музыканта – Чарльза Хамбицера. Начинающему музыканту посчастливилось, так как благодаря этому знакомству он получил хороший музыкальный опыт и был рекомендован лучшим учителям. Позже публичные выступления не заставили себя ждать. Это были выступления в ресторанах, магазинах.
Необыкновенное путешествие по Европе стало источником вдохновения. Мировая известность Гершвина сложилась за счет сплетения в его творчестве народного фольклора, симфонической классики, а также негритянских ритмов. Удачным был и творческий союз двух музыкантов Джорджа и его брата – Айры, который был составителем текстов.
Автор многочисленных музыкальных произведений был любим публикой и имел немало связей с женщинами. Однако у него не было семейных отношений ни с одной из них, также не было детей.
Опера Д. Гершвина «Порги и Бесс», появившаяся в 1935 году, стала настоящим музыкальным шедевром. Однако кропотливая, упорная работа над ней подорвала силы автора. Вслед за сильнейшим нервным перенапряжением последовал смертельный диагноз врачей. Летом 1937 года гениальный американский пианист, автор всемирно известной оперной баллады скончался.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Биография
Гершвин родился 26 сентября 1898 года в нью-йоркском квартале Бруклин, в семье еврейских эмигрантов из России. Его отец был родом из Санкт-Петербурга. Настоящие имя и фамилия композитора — Янкель Гершовиц. Джордж был вторым ребёнком в семье. (Всего детей было четверо.) С детства впитывавший джазовую культуру (говорят, что впервые Гершвин услышал джазовую музыку в 6 лет), он был любителем джазовых концертов и в 12 лет начал самостоятельно учиться играть на фортепиано. Много позже, став прославленным композитором, Гершвин не переставал учиться, совершенствовать свою технику. Во время таких занятий он познакомился с уникальными американскими композиторами тех лет — Генри Кауэллом, Уоллингфордом Риггером и русским профессором Джозефом Шиллингером (последний примечателен тем, что подходил к процессу сочинения музыки с математических позиций, пытаясь разработать универсальный алгоритм).
В 1914 году Гершвин начал профессионально заниматься музыкой, работая аккомпаниатором в компании Джерома Ремика. Уже через два года было выпущено первое авторское произведение молодого Гершвина — «When You Want ‘Em You Can’t Get ‘Em»
Несмотря на то, что оно не пользовалось особым успехом публики, Гершвин привлек внимание некоторых известных бродвейских продюсеров и режиссёров. Например, Зигмунд Ромберг с радостью включил музыку Гершвина в свою оперетту «The Passing Show of 1916»
В те годы Гершвин, занимаясь фортепиано, гармонией и оркестровкой, подрабатывал пианистом в ресторанах.
В 1918—1919 годах на Бродвее появилось много произведений Гершвина: «Swanee» вошла в мюзикл «Синдбад» и имела ошеломляющий успех в исполнении Эла Джолсона. А постановка «La, La Lucille» 1919 года была полностью основана на сочинениях Гершвина.
В 1920—1924 годах Джордж Гершвин создавал по нескольку десятков произведений для «George White’s Scandals», а в 1922 году написал даже настоящую оперу — «Blue Monday» (известную как «135th Street»), после премьеры которой был приглашен в джаз-бэнд Пола Уайтмена в качестве композитора. Именно для Уайтмена Джордж сочинил настоящую жемчужину своего творчества — «Rhapsody in Blue» («Рапсодия в блюзовых тонах»).
В 1924 году Гершвин создал мюзикл «Lady, Be Good!», который стал первым настоящим успехом композитора на Бродвее. В этой постановке Гершвин впервые работал со своим братом Айрой Гершвином, который писал все тексты. Следующее десятилетие этот творческий союз был самым продуктивным и востребованным на Бродвее. Самым удачным их шоу было «Of Thee I Sing», 1931; за него они получили Пулитцеровскую премию, впервые присуждённую музыкальной постановке.
Самой масштабной и амбициозной работой в биографии Гершвина стала «фольклорная» опера «Porgy and Bess», 1935, поставленная по роману Дюбоса Хейворда, принимавшего участие и в написании либретто для оперы.
В начале 1937 года у него обнаружились симптомы опухоли головного мозга. Гершвина помещают в Лебенен-клинику, где он умер утром 11 июля 1937 года, не приходя в сознание после операции по удалению опухоли.
Ранняя смерть композитора
Еще в детстве у Джорджа нашли отклонения в функционировании головного мозга, который иногда на время отключался, что приводило к обморокам и другим проблемам со здоровьем. До середины тридцатых годов этот недуг не мешал продуктивному творчеству Гершвина, а о патологии знали лишь близкие композитора. На сегодняшний день неизвестно, было ли это проявлением страшной болезни, ставшей причиной смерти, или это лишь особенности организма, который таким образом реагировал на повышенную активность Джорджа.
В 1937 году, выступая на сцене с оркестром Джона Монте, Гершвин упал в обморок, отключившись прямо на сцене. Врачи утверждали, что это лишь переутомление, которое вызвано длительной работой. Однако вскоре композитора стали мучить мигрени и многочисленные обмороки. Проведенное исследование показало наличие в головном мозге злокачественного образования. Операция не спасла великого композитора, и в возрасте 38 лет он скончался от рака. Похоронен Гершвин в Нью-Йорке на Вестчерском кладбище.
Творчество этого композитора изучается в рамках школьной программы. Необходимо будет подготовить кратко сообщение о Джордже Гершвине, рассказать о его судьбе и самых известных произведениях. Главная тема таких рефератов и докладов — влияние творчества этого знаменитого американского композитора на мировую музыку. Можно также сделать аудио-презентацию с лучшими произведениями этого автора.
https://youtube.com/watch?v=CbDDMzwEhKo
Музыкальная карьера
Джордж уже в раннем возрасте стал писать музыку и со временем стал автором почти 300 песен, 2 опер, 9 мюзиклов и нескольких произведений для его любимого пианино. Наибольшую известность получили работы «Рапсодия в стиле блюз» и нетленная симфония «Порги и бес». Даже сегодня, по прошествии более чем 100 лет эти композиции всё так же популярны и любимы публикой.
Изначально Джордж очень скептически отнесся к такому предложению, поскольку сомневался в возможности совмещения различных жанров. Однако Пол Уайтмен уже разрекламировал будущий совместный проект, поэтому Гершвину пришлось сесть за работу и написать свою знаменитую мелодию меньше чем за один месяц.
Известнейшие произведения композитора:
- «Окей».
- «Порги и Бесс».
- «Розали».
- «Безумная».
После длительного трёхлетнего вояжа по европейским странам Гершвин пишет мюзикл под названием «Американец в Париже». В этом произведении проявляется новаторство этого музыканта, который смело объединял фольклор, джаз, классику и песни. Одной из самых известных работ стала все та же «Порги и Бесс». Фактически это первый американский спектакль, к прослушиванию которого допускали как белых, так и афроамериканцев.
Также известно произведение Гершвина «Колыбельная Клары», но в особенности впечатляет композиция «Summertime», которая, стала самой популярной мелодией в двадцатом веке. Известно, что эта музыка по числу своих кавер-версий смогла обогнать даже легендарную битловскую «Yesterday». По одной из легенд, при создании этого шедевра Гершвин вдохновлялся не только музыкой афроамериканцев, но и украинскими колыбельными.
Детство
Джордж появился на свет 26 сентября 1898 года. Это произошло в Америке, в Нью-Йоркском районе Бруклине. Имя, которое он получил при рождении, – Яков.
Его родители имели еврейское происхождение, и ещё задолго до появления детей эмигрировали в Америку. Папу Джорджа звали Мойше Гершовиц, переехав в США ему пришлось поменять имя на Моррис Гершвин, он эмигрировал из Санкт-Петербурга в 1890 году. Работал Моррис сапожником на фабрике по производству женской обуви. Мама Джорджа, Роза Брускина (дочь скорняка), переехала в Америку из Одессы чуть раньше своего будущего мужа.
Всего в семье Гершвинов родилось четверо детей, Джордж был вторым. Жили они небогато, в небольшой квартирке в деревянном доме. По сравнению с другими детьми, Джордж был совершенно несносный и капризный. Когда начал обучение в школе, то к знаниям особо не тянулся, чем сильно расстраивал мать, которая мечтала видеть своих детей учителями.
Зато во дворе он лучше всех мальчишек катался на коньках, даже получил звание чемпиона улицы. Но друзья часто замечали такие моменты, когда Джордж как будто переставал замечать всё, что происходит вокруг, уходил в себя. Причиною этому была музыка. Он мог услышать красивую мелодию и замереть прямо посреди катка.
В 8-летнем возрасте Джорджа глубоко впечатлил во время школьного концерта игравший «Юмореску» Марк Розенцвейг, который в будущем стал известным в Америке скрипачом. Маленький Гершвин полтора часа ждал музыканта под проливным дождём, а когда узнал, что тот давно ушёл через другой ход, побежал к Розенцвейгу домой.
Джордж подружился с Марком, стал бывать у него дома, где больше всего его привлекло фортепиано. Именно Марк открыл для Джорджа таинственный мир музыки; бывая у него в гостях, мальчик слушал много произведений, больше всего ему нравились классика и джаз. Гершвин сам обучался игре на музыкальном инструменте, подбирая по слуху популярные мелодии.
К тому времени старший брат Джорджа Айра уже учился в музыкальной школе. Но каково было удивление родителей, когда они обнаружили, насколько младший сын преуспел в самостоятельном овладении фортепиано, что оставил позади старшего. Тогда они поняли, что отдавать в музыкальную школу надо и Джорджа.
Обретение музыки
Мальчик с детства был очарован музыкой. Даже катаясь на коньках, он мог замереть на месте, услышав красивую мелодию. Более всего его манил джаз, но и классика ему тоже нравилась. Однажды в школе выступал Макс Розенцвейг: он играл на скрипке «Юмореску» А. Дворжака. Музыка покорила будущего композитора. Он долго ждал скрипача после концерта, а не дождавшись, отправился к нему домой. Позже они подружились, и именно Макс открыл Джорджу мир музыки. У Розенцвейга в доме он слушал музыку и учился на слух играть на фортепиано.
Родители очень обрадовались, узнав, что у сына появился сильный интерес в жизни и явные способности. Они записали его в музыкальную школу, но систематические занятия, сольфеджио и гаммы категорически не нравились Джорджу. Он так и не получил музыкального образования. Но все же в мире появился новый самобытный музыкант – Гершвин Джордж, биография которого теперь уже была неразрывно связана с творчеством. Только Чарльзу Хамбицеру удалось найти общий язык с юношей. Он давал ему уроки игры на пианино, порекомендовал специалистов по гармонии и оркестровке.
Интересные факты
1. тонкое замечание
Один американский пианист, отправившись в гастрольную поездку по Ближнему Востоку, внезапно вернулся на родину. При встрече с Гершвином он объяснил, что вынужден был прервать свои гастроли и уехать, потому что дважды был обстрелян арабами.
— Да что ты говоришь! — удивился Гершвин. — Вот уж никогда не предполагал, что арабы так хорошо разбираются в музыке!
2. никуда не денешься…
Однажды у Пола Уайтмена, американского «короля джаза», появилась идея «симфонизировать джаз». Уайтмен решил соблазнить своей идеей Гершвина, чтобы тот написал симфоническое произведение в джазовом стиле. Гершвин на уговоры Уайтмена молчаливо улыбался, с сомнением качая головой. После разговора с Уайтменом Гершвин мгновенно забыл о «джазовой симфонии». Но каково же было его потрясение, когда через несколько дней он прочитал в газетах, что, оказывается, ровно через месяц состоится концерт оркестра Пола Уайтмена, для которого знаменитый Гершвин пишет новое крупное произведение и которое обещает быть шедевром…
Гершвин схватился за голову, однако нужно было что-то делать, чтобы не ударить в грязь лицом.
— Они думают, что Гершвин может написать шедевр по заказу! — раздраженно заявил он кому-то из друзей.
— А он не может? — усмехнулся приятель.
— Конечно, может, — вздохнул Гершвин. — Только до сегодняшнего дня не подозревал об этом…
Так, менее чем за месяц родилась знаменитая «Голубая рапсодия».
3. кто у кого должен учиться?
Джордж Гершвин, завоевавший мировую популярность, страдал от мысли, что у него недостаточное музыкальное образование. Он решил поучиться у кого-нибудь из современных мастеров композиции. Гершвин поехал в Париж и обратился к прославленному французскому композитору Морису Равелю. Тот удивленно посмотрел на уважаемого гостя:
— Я мог бы вам дать несколько уроков, но скажите откровенно, зачем вам учиться?
— Не могу объяснить, — настаивал Гершвин.
— А позвольте спросить, сколько вы зарабатываете?
— Сто тысяч долларов в год, — смущенно ответил Гершвин.
— Потрясающе! — воскликнул Равель, — тогда я хотел бы брать у вас уроки! Сколько вы по знакомству возьмете за один урок композиции?
Оба композитора рассмеялись. Равель добавил:
— Право, зачем вам становиться второстепенным Равелем, будучи уже и так первостепенным Гершвином?
4. кое-чего вы не понимаете…
Гершвин сочинял оперетту. Работа затягивалась и он не смог в обещанный срок отослать партитуру издателю. Тот, очень рассерженный, телеграфировал композитору: «Если в течение двадцати четырех часов я не получу партитуру, то собственными руками заставлю вас сдержать данное слово. Предупреждаю, что в отличие от вас я свои обещания всегда выполняю!»
Получив эту телеграмму, Гершвин немедленно ответил: «Прошу понять, что если бы я работал только руками, то так же аккуратно выполнял бы свои обещания».
Творческий путь George Gershwin
За творческую карьеру он создал три сотни песен, 9 мюзиклов, несколько опер и ряд сочинений для фортепиано. «Порги и Бесс» и «Рапсодия в стиле блюз» – до сих пор считаются его визитными карточками.
George Gershwin (Джордж Гершвин): Биография композитора
О создании рапсодии ходит такая легенда: Пол Уайтмен захотел симфонизировать любимый музыкальный стиль. Он попросил Джорджа создать серьёзное музыкальное произведение для своего оркестра. Гершвин, скептически относя к работе, и даже хотел отказаться от сотрудничества. Но выбора не было – Пол уже разрекламировал будущий шедевр, и Джорджу ничего не оставалось делать, как приступить к написанию произведения.
Мюзикл «Рапсодия в стиле блюз» Джордж написал под впечатлением от трёхлетнего европейского путешествия. Это первое произведение, в котором проявилось новаторство Гершвина. Новаторство объединило классику и песню, джаз и фольклор.
Не менее интересная история у «Порги и Бесс». Отметим, что это первый спектакль в истории Америки, на котором могли присутствовать зрители разных рас. Это произведение он сочинил под впечатлением от жизни в маленьком негритянском поселке в штате Южная Каролина. После премьера спектакля зрители хлопали маэстро стоя.
«Колыбельная Клары» – несколько раз звучала в опере. Поклонникам классической музыки произведение известно под названием Summertime. Композиция призвана самым популярным творением 20 столетия. На произведение неоднократно создавались каверы. Поговаривают, что на написание Summertime композитора вдохновила украинская колыбельная «Ой ходить сон коло вікон». Произведение Джордж услышал во время гастролей малороссийского вокального коллектива в Америке.
Биография
В 1914 году Гершвин начал профессионально заниматься музыкой, работая аккомпаниатором в компании Джерома Ремика. Уже через два года было выпущено первое авторское произведение молодого Гершвина — «When You Want ‘Em You Can’t Get ‘Em»
Несмотря на то, что оно не пользовалось особым успехом публики, Гершвин привлек внимание некоторых известных бродвейских продюсеров и режиссёров. Например, Зигмунд Ромберг с радостью включил музыку Гершвина в свою оперетту «The Passing Show of 1916»
В те годы Гершвин, занимаясь фортепиано, гармонией и оркестровкой, подрабатывал пианистом в ресторанах.
В 1918—1919 годах на Бродвее появилось много произведений Гершвина: «Swanee» вошла в мюзикл «Синдбад» и имела ошеломляющий успех в исполнении Эла Джолсона. А постановка «La, La Lucille» 1919 года была полностью основана на сочинениях Гершвина.
В 1920—1924 годах Джордж Гершвин создавал по нескольку десятков произведений для «George White’s Scandals», а в 1922 году написал даже настоящую оперу — «Blue Monday» (известную как «135th Street»), после премьеры которой был приглашен в джаз-бэнд Пола Уайтмена в качестве композитора. Именно для Уайтмена Джордж сочинил настоящую жемчужину своего творчества — «Rhapsody in Blue» («Рапсодия в блюзовых тонах»).
В 1924 году Гершвин создал мюзикл «Lady, Be Good!», который стал первым настоящим успехом композитора на Бродвее. В этой постановке Гершвин впервые работал со своим братом Айрой Гершвином, который писал все тексты. Следующее десятилетие этот творческий союз был самым продуктивным и востребованным на Бродвее. Самым удачным их шоу было «Of Thee I Sing», 1931; за него они получили Пулитцеровскую премию, впервые присуждённую музыкальной постановке.
Самой масштабной и амбициозной работой в биографии Гершвина стала «фольклорная» опера «Porgy and Bess», 1935, поставленная по роману Дюбоса Хейворда, принимавшего участие и в написании либретто для оперы.
В начале 1937 года у него обнаружились симптомы опухоли головного мозга. Гершвина помещают в Лебенен-клинику, где он умер утром 11 июля 1937 года, не приходя в сознание после операции по удалению опухоли.
Детство, юность, творчество
Родился 26 ноября в семье еврейских переселенцев в Бруклине. Отец, Моррис Гершвин, в США владел рестораном. Музыкальностью родители не отличались. У Гершвинов было 4 детей, и все были связаны с музыкой. Яков — второй сын. На протяжении жизни сотрудничал со старшим братом Айрой — поэт песенник. Джордж в детстве был неуравновешенным и неуправляемым хулиганом, мог стать гангстером, подворовывал и постоянно встревал в драки — никаких надежд не подавал.
В 11 лет, когда старшему брату купили пианино и под впечатлением игры на скрипке одноклассника Макса Розенцвейга, Яков начал самостоятельно постигать азы игры на пианино. Спустя год родители наняли учителя для Джорджа.
Чарльз Хамбитцер — первый учитель познакомил Якова с фортепианной классической музыкой, ранними работами Арнольда Шенберга и произведениями Равеля и Дебюсси.
Незабываемое впечатление получил после прослушивания классической «Мелодии» А. Рубинштейна, обработанной в регтайм — танцевальная музыка, популярная в США в период с 1900 по 1918, напоминала марш — предшественница джаза.
Образования в учебном заведении Гершвин не получил. До всего доходил сам. На своем творческом пути композитор никогда не переставал обучаться и совершенствовал навыки и методы. Завязал знакомства с известными деятелями искусства того времени, такими как, например, композитор и профессор Иосиф Моисеевич Шиллингер, который разработал математический алгоритм для сочинения музыки.
В 14 лет устроился в «Тин Пэн Элли» на работу. Для посетителей Яков играл на пианино.
1914 г. — премьера первого произведения
Не увенчалась успехом, но привлекла внимание Зигмунда Ромберга, который использовал музыку Гершвина. Так Гершвин появился на Бродвее и дебютировал как композитор с песней «Swanee», которая впервые прозвучала в мюзикле «Синдбад».
В 18 лет Джордж создал первую оперетту
Композитора привлекали новые направления. Написал песню «Когда вы захотите», которую замечательно исполнила Софи Такер.
Когда Гершвину было 19 в его талант поверил Макс Дрейфус — глава Хармса. Еженедельно выплачивали автору вознаграждение.
1918 год — первый успех. Песня «В нем что-то есть» стала шлягером и переиздавалась еще 10 лет.
Сочинил первую одноактную оперу в 1922 г. — «Голубой вагончик».
Яков пишет для Бродвея (куплеты и мюзиклы).
Пол Уайтман в 1924 г. предложил композитору сотрудничество. В этот период написана «Rhapsody in Blue» для фортепиано с оркестром. На премьере присутствовал сам Рахманинов. Успех был ошеломительный.
В 1928 г. создает симфонию «Американец в Париже» после трехгодичного творческого турне по Европе. Грандиозным был успех в Лондоне, но сердце композитора Д. Гершвина рвалось в Париж. Джордж желал поскорее познакомиться с известным французским композитором Морисом Равелем, музыкой которого он всегда восхищался — она привлекала композитора необычайной и неповторимой гармонизацией. Париж впечатлил Джорджа не только музыкой, но и достопримечательностями. Волнующая и незабываемая атмосфера французской столицы отразилась в поэме композитора «Американец в Париже», где он объединил классику, джаз и фольклор. Успех был грандиозным. Мнения критиков разделились. Одни считали ее «приторной и вульгарной», другие — «радостной и притягательной».
Сочинил «Second Rhapsody» в 1931 г.
В 1932 году был удостоен Пулитцеровской премии за шоу «Of Thee I Sing».
На основе реальных событий создана балладная пьеса «Porgy and Bess» (Порги и Бес) — опера амбициозная по роману Д. Хейуорда принесла Д. Гершвину всемирную славу. В работе над многоактной оперой от композитора потребовалось более глубокого проникновения в тайны музыкальной классики — Гершвин обогатил давно устоявшийся жанр, использовал банджо и африканские барабаны. Он создал новый ни на что не похожий стиль. Премьера баллады состоялась в 1935 г. в Бостоне. «Порги и Бес» имела огромный успех и вошла в десятку лучших американских произведений всех времен. Нет в мире джазмена, который не знал бы «Колыбельную Клары».
1936 год — переехал в Голливуд и подружился с Арнольдом Шенбергом. Сочинил песни для 3‐х фильмов.
Начались головные поли и головокружения. Многие полагали, что это следствие переутомления и игры в гольф, но в 1937 году врачи диагностировали онкологическое заболевание. В клинике «Седарс Синай» Якову удалили опухоль, но было уже поздно. Умер 11 июля.