Шостакович дмитрий дмитриевич

Краткая биография дмитрия шостаковича, творчество композитора для детей

ReferencesISBN links support NWE through referral fees

  • Ardov, Michael. Memories of Shostakovich. Short Books, 2004. ISBN 190409564X
  • Fay, Laurel. «Dmitri Shostakovich.» In Grove Dictionary of Music and Musicians. Macmillan Publishers, 2001.
  • Fay, Laurel. Shostakovich: A Life. Oxford University Press, 1999. ISBN 0195134389
  • Haas, David. «Shostakovich’s Eighth: C minor Symphony against the Grain» Shostakovich in Context Bartlett (ed).
  • Ho, Allan, and Dmitry Feofanov. Shostakovich Reconsidered. Toccata Press, 1998. ISBN 0907689566
  • MacDonald, Ian. Shostakovichiana Music Under Soviet Rule. Retrieved July 26, 2020.
  • MacDonald, Ian. The New Shostakovich. Northeastern University Press, 1990. ISBN 1555530893
  • Schonberg, Harold C. The Lives of the Great Composers. W.W. Norton & Company, 1970. ISBN 0393013022
  • Sheinberg, Esti. Irony, Satire, Parody and the Grotesque in the Music of Shostakovich. Ashgate, 2000. ISBN 0754602265
  • Shostakovich, Dmitri, and Isaak Glikman. Story of a Friendship: The Letters of Dmitry Shostakovich to Isaak Glikman. Cornell University Press, 2001. ISBN 0801439795
  • Shostakovich, Dmitri, and Solomon Volkov. Testimony. Proscenium, 2000. ISBN 0879100214
  • Volkov, Solomon. Shostakovich and Stalin: The Extraordinary Relationship Between the Great Composer and the Brutal Dictator. Knopf, 2004. ISBN 0375410821
  • Wilson, Elizabeth. Shostakovich: A Life Remembered. Princeton University Press, 1994. ISBN 0691044651

Notes

  1. Grove p. 280.
  2. Dmitrii Shostakovich, Shostakovich: About Himself and His Times, compiled by L. Grigoryev and Ya. Platek, trans. Angus and Neilian Roxburgh (Moscow: Progress Publishers, 1981), 33.
  3. Elizabeth Wilson, Shostakovich: A Life Remembered p. 183.
  4. Allan Ho and Dmitry Feofanov, Shostakovich Reconsidered p. 390.
  5. Manashir Yakubov, programme notes for the 1998 Shostakovich seasons at the Barbican Arts Centre, London).
  6. Wilson p. 340.
  7. Dmitri Shostakovich and Isaak Glikman, Story of a Friendship: The Letters of Dmitry Shostakovich to Isaak Glikman p. 102.
  8. Glikman p. 147.
  9. Musicweb International, Lars-Erik Larsson Retrieved July 25, 2016.
  10. Grove p. 300.
  11. Laurel Fay, Shostakovich: A Life pp. 119, 165, 224.
  12. Grove pp. 288, 290.
  13. Glikman p. 181.
  14. Wilson pp. 375-377.
  15. Wilson p. 426.
  16. Fay p. 88.
  17. Grove p. 289.
  18. Grove p. 290.
  19. Glikman p. 315.
  20. Grove p. 294.
  21. Grove p. 300.
  22. ↑ Gerard McBurney, Whose Shostakovich? Retrieved July 25, 2016.
  23. Haas, Shostakovich’s Eighth: C minor Symphony against the Grain p. 125.
  24. Michael Ardov,Memories of Shostakovich p. 139.
  25. Wilson pp. 41–45.
  26. Wilson p. 183.
  27. Wilson p. 462.
  28. Quoted in Fay, p. 121.
  29. Wilson p. 162.
  30. Wilson p. 40.
  31. Wilson p. 139.

Подробности личной жизни

По воспоминаниям близких людей, личная жизнь Шостаковича продолжительное время не могла наладиться. Первую любовь маэстро звали Татьяна Гливенко. Он познакомился с девушкой в 1923 году.

Это была любовь с первого взгляда. Девушка ответила Дмитрию взаимностью и ожидала предложения руки и сердца. Шостакович был молод. И он не решился сделать Тане предложение. Он осмелился на решительный шаг только через три года, но было поздно. Гливенко обвенчалась с другим молодым человеком.

Дмитрий Дмитриевич очень переживал из-за отказа Татьяны. Но спустя некоторое время он женился. Его официальной женой стала Нина Вазар. Они прожили вместе 20 лет. Женщина родила мужчине двоих детей. В 1954 году Вазар умерла.

В статусе вдовца Шостакович прожил совсем недолго. Вскоре он женился на Маргарите Кайновой. Эта было сочетание сильной страсти и огня. Несмотря на сильное сексуальное притяжение, в быту пара не могла находиться. Вскоре они решили подать на развод.

В начале 1960-х годов прошлого столетия он женился на Ирине Супинской. Она была предана знаменитому композитору и была с ним вплоть до смерти.


Дмитрий Шостакович: Биография композитора

Творчество

В середине 20-х годов талант Дмитрия заметил немецкий дирижер Бруно Вальтер, который тогда приехал с гастролями в Советский Союз. Он попросил молодого композитора прислать ему в Германию партитуру Первой симфонии, которую Шостакович написал еще в юности.

В результате, Бруно исполнил произведение русского музыканта в Берлине. После этого Первая симфония была исполнена другими известными зарубежными артистами. Благодаря этому, Шостакович приобрел определенную популярность во всем мире.

В 30-е годы Дмитрий Дмитриевич сочинил оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Интересен факт, что изначально эта работа была восторженно принята в СССР, но позже подверглась жесткой критике. Иосиф Сталин отозвался об опере, как о музыке, не понятной советскому слушателю.

В те годы биографии Шостакович написал 6 симфоний и «Джазовую сюиту». В 1939 г. он стал профессором.

В первые месяцы Великой Отечественной войны (1941-1945) композитор работал над созданием 7-й симфонии. В России она была впервые исполнена в марте 1942 г., а уже через 4 месяца ее представили в США. В августе того же года симфония была исполнена в блокадном Ленинграде и стала настоящим ободрением для его жителей.

Во время войны Дмитрий Шостакович успел создать 8-симфонию, написанную в жанре неоклассицизма. За свои музыкальный достижения к 1946 г. он удостоился трех Сталинских премий!

Тем не менее уже через пару лет власти подвергли Шостаковича серьезной критике, обвинив его в «буржуазном формализме» и «пресмыкательстве перед Западом». В результате мужчину лишили профессорской степени.

Несмотря на травлю, в 1949 г. музыканту разрешили полететь в Америку на всемирную конференцию в защиту мира, где он выступил с продолжительной речью. В следующем году он удостоился четвертой Сталинской премии за кантату «Песнь о лесах».

В 1950 г. Дмитрий Шостакович, вдохновленный творчеством Баха, написал «24 Прелюдии и фуги». Позже он представил серию пьес «Танцы для кукол», а также написал Десятую и Одиннадцатую симфонии.

Во второй половине 50-х годов музыка Шостаковича была проникнута оптимизмом. В 1957 г. он возглавил Союз композиторов, а через 3 года стал членом Компартии.

В 60-е годы мэтр написал Двенадцатую, Тринадцатую и Четырнадцатую симфонии. Его произведения исполнялись в лучших филармониях мира. На закате музыкальной карьеры в его произведениях начали появляться сумрачные нотки. Его последней работой оказалась Соната для альта и фортепьяно.

Юность

Юный Дмитрий все своё время и силы посвятил занятиям музыке. О нем отзывались, как об исключительном даровании. Он не просто сочинял музыку, а заставлял слушателей погружаться в неё, переживать её звуки. Особенно им восхищался директор консерватории А. К. Глазунов, который впоследствии, после скоропостижной смерти отца выхлопотал для Шостаковича персональную стипендию.

Однако материальное положение семьи оставляло желать лучшего. И пятнадцатилетний композитор поступил на работу музыкального иллюстратора. Главной в этой удивительной профессии была импровизация. И он прекрасно импровизировал, сочиняя на ходу настоящие музыкальные картины. Начиная с 1922 и по 1925 годы, он сменил три кинотеатра, а этот бесценный опыт остался с ним навсегда.

Дмитрий Шостакович: Последние годы жизни

В середине 1960-х годов знаменитый маэстро заболел. Советские доктора только разводили руками. Они не могли поставить диагноз и твердили, что болезнь не поддаётся диагностике. Жена Шостаковича, Ирина, говорила, что мужу назначали курсы витаминов, но болезнь продолжала прогрессировать.

Позже медикам удалось расшифровать недуг композитора. Оказалось, у Дмитрия Дмитриевича болезнь Шарко. Лечением маэстро занимались не только советские, но и американские медики. Однажды он даже побывал в кабинете прославленного доктора Илизарова. На некоторое время болезнь прошла. Но вскоре симптомы появились, и болезнь Шарко начала прогрессировать ещё с большой динамикой.

Дмитрий Дмитриевич старался бороться со всеми симптомами заболевания. Он принимал таблетки, занимался спортом, правильно питался, но болезнь была сильнее. Единственным утешением для композитора стала музыка. Он регулярно посещал концерты, на которых звучала классическая музыка. На каждом мероприятии его сопровождала любящая супруга.

В 1975 году Шостакович посетил Ленинград. В столице должен был состояться концерт, на котором играли один из его романсов. Музыкант, который исполнял романс, забыл начало композиции. Это заставило Дмитрия Дмитриевича перенервничать. Когда супруги вернулись домой, то Шостаковичу стало внезапно плохо. Жена вызвала медиков, и они поставили диагноз «Инфаркт».

Advertisements

Его не стало 9 августа 1975 года. Супруга вспоминает, что в этот день они собирались смотреть по телевизору футбол. До начала матча оставалось несколько часов. Дмитрий попросил Ирину сходить за почтой. Когда жена вернулась, Шостакович уже был мёртв. Тело маэстро похоронено на Новодевичьем кладбище.

Orthodoxy and revisionism

Shostakovich’s response to official criticism is disputed. It is clear that outwardly he conformed with the state, reading speeches and putting his name to articles expressing the government line. It is also generally agreed that he disliked the regime, a view confirmed by his family, his letters to Isaak Glikman, and the satirical cantata «Rayok,» which ridiculed the «anti-formalist» campaign and was kept hidden until after his death.

What is uncertain is the extent to which Shostakovich expressed his opposition to the state in his music. The revisionist view was put forth by Solomon Volkov in the 1979 book Testimony, which was claimed to be Shostakovich’s memoirs dictated to Volkov. The book claimed that many of the composer’s works contained coded anti-government messages. It is known that he incorporated many quotations and motifs in his work, most notably his signature DSCH theme. His longtime collaborator Yevgeny Mravinsky said that «Shostakovich very often explained his intentions with very specific images and connotations». The revisionist perspective has subsequently been supported by his children, Maxim and Galina, and many Russian musicians. More recently, Volkov has argued that Shostakovich adopted the role of the yurodivy or holy fool in his relations with the government. Shostakovich’s widow Irina supports the general revisionist thesis but denies the authenticity of Testimony. Other prominent revisionists are Ian MacDonald, whose book The New Shostakovich put forward more interpretations of his music, and Elizabeth Wilson, whose Shostakovich: A Life Remembered provides testimony from many of the composer’s acquaintances.

Many musicians and scholars (notably Laurel Fay and Richard Taruskin) contest the authenticity (and debate the significance) of Testimony, alleging that Volkov compiled it from a combination of recycled articles, gossip, and possibly some information direct from the composer. More broadly, they argue that the significance of Shostakovich is in his music rather than his life, and that to seek political messages in the music detracts from, rather than enhances, its artistic value.

Творчество

Для детей первое знакомство с музыкальным наследием и краткой биографией Дмитрия Шостаковича происходит ещё в школе. Из уроков музыки им известно, что симфония – это один из сложнейших жанров инструментальной музыки.

Дмитрий Шостакович сочинил свою первую симфонию в 18 лет, и в 1926 году она была исполнена на большой сцене в Ленинграде. А еще через несколько лет её исполняли в концертных залах Америки и Германии. Это был невероятный успех.

Однако, после консерватории перед Шостаковичем всё ещё стоял вопрос о его дальнейшей судьбе. Он не мог определиться с будущей профессией: автор или исполнитель. Какое-то время он старался совмещать одно с другим. Вплоть до 30-х годов он выступал сольно. В его репертуаре нередко звучали Бах, Лист, Шопен, Прокофьев, Чайковский. А в 1927 году он получил почётный диплом на Международном конкурсе имени Шопена в Варшаве.

Но с годами, несмотря на возрастающую славу талантливого пианиста, Шостакович отказался от этого рода деятельности. Он справедливо полагал, что она реальная помеха композиции. В начале 30-х он искал свой неповторимый стиль и много экспериментировал. Он попробовал свои силы во всём: в опере («Нос»), песнях («Песня о встречном»), музыке для кино и театра, фортепианных пьесах, балетах («Болт»), симфониях («Первомайская»).

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • Каждый раз, когда Дмитрий Шостакович собирался жениться, непременно вмешивалась его мама. Так, она не позволила ему связать свою жизнь с Таней Гливенко, дочерью известного лингвиста. Не нравилась ей и вторая избранница композитора – Нина Вазар. Из-за её влияния и своих сомнений он не появился на собственной свадьбе. Но, к счастью, через пару лет они помирились и вновь пошли в ЗАГС. В этом браке родились дочь Галя и сын Максим.
  • Дмитрий Шостакович был азартным карточным игроком. Он сам говорил, что однажды в молодости выиграл крупную сумму денег, на которую потом приобрел кооперативную квартиру.
  • Перед смертью великий композитор болел много лет. Врачи не могли поставить точный диагноз. Позже оказалось, что это была опухоль. Но лечить было уже поздно. Умер Дмитрий Шостакович 9 августа 1975 года.

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Творчество после войны

После окончания войны Дмитрий Дмитриевич выпустил Симфонию № 9. Презентация работы состоялась 3 ноября 1945 года. Спустя несколько лет после этого события маэстро был среди музыкантов, попавших в так называемый «чёрный список». Композиции композитора, по мнению власти, были чужды советскому народу. Дмитрия Дмитриевича лишили звания профессора, которое он получил в конце 1930-х годов прошлого столетия.

В конце 1940-х годов маэстро презентовал кантату «Песнь о лесах». Работа соответствовала всем критериям советской власти. В композиции Дмитрий Дмитриевич воспевал о прекрасном СССР и власти, благодаря которой удалось восстановить последствия войны. Благодаря композиции маэстро получил Сталинскую премию. Кроме того, власти и критики смотрели на Шостаковича другими глазами. Его исключили из чёрного списка.

В 1950 году композитор был впечатлён произведениями Баха и работами художника Лейпцига. И он приступил к сочинению 24 прелюдий и фуг для фортепиано. Многие относят композиции в список самых известных работ Шостаковича.

Незадолго до своей смерти Шостакович создал ещё четыре симфонии. Кроме того, его перу принадлежит несколько вокальных произведений и струнных квартетов.

Интересные факты о композиторе Дмитрий Шостакович

  1. На протяжении всей жизни у композитора были непростые отношения с советской властью. У него был собран тревожный чемодан в случае, если вдруг его придут арестовывать.
  2. Он страдал от вредных привычек. До конца своих дней Дмитрий Дмитриевич курил. Кроме того, он любил азартные игры и всегда играл на деньги.
  3. Сталин поручил Шостаковичу написать гимн СССР. Но в итоге ему не понравился материал, и он выбрал гимн другого автора.
  4. За свой талант Дмитрий Дмитриевич был благодарен родителям. Мать работала пианисткой, а отец занимал должность певца. Шостакович написал первую композицию в 9 лет.
  5. Дмитрий Дмитриевич вошёл в список 40 самых исполняемых оперных композиторов всего мира. Интересно, что каждый год происходят выступления с более 300 представлений его опер.

Получение образования

Окончив частную школу, Дмитрий Дмитриевич поступил в Петроградскую консерваторию. Родители не возражали своему сыну, а, наоборот, поддержали его. После окончания 1-го курса юный композитор сочинил «Скерцо fis-moll».

Примерно в этот же период времени его музыкальная копилка пополнена произведениями «Две басни Крылова» и «Три фантастических танца». Вскоре судьба свела маэстро с Борисом Владимировичем Асафьевым и Владимиром Владимировичем Щербачёвым. Они входили в «Кружок Анны Фогт».

Дмитрий был примерным студентом. Он посещал консерваторию, несмотря на множество препятствий. Страна переживала не самые лучшие времена. Был голод и нищета. В то время многие студенты умирали из-за изнеможения. Несмотря на все трудности, Шостакович посещал стены консерватории и продолжал активно заниматься музыкой.

По воспоминаниям Шостаковича:

Ситуацию усугубила ещё одна трагедия — умер глава семейства. Дмитрию ничего не оставалось делать, как работать тапёром в кинотеатре «Светлая лента». Это один из самых сложных периодов жизни маэстро. Работа была чужда ему. К тому же он получал небольшую зарплату, а отдавать ему приходилось практически все силы и время. Однако у Шостаковича не было выбора, поскольку он занял позицию главы семейства.

Biography[]

Early-life

Dmitri Shostakovich was born on September 25, 1906 in Petrograd (now called Brauchitschstadt). Shostakovich was the second of three children of Dmitri Boleslavovich Shostakovich and Sofiya Vasilievna Kokoulina. Shostakovich’s paternal grandfather, originally surnamed Szostakowicz, was of Polish Roman Catholic descent (his family roots trace to the region of the town of Vileyka in today’s Belarus), but his immediate forebears came from Siberia. Their middle child displayed significant musical talent after he began piano lessons with his mother at the age of nine.

In 1918, he wrote a funeral march in memory of two leaders of the Kadet party murdered by Bolshevik sailors, and a year after, Shostakovich was admitted to Petrograd Konservatory.

Early career and World War 2

After graduation, Shostakovich initially embarked on a dual career as concert pianist and composer, but his dry playing style was often unappreciated (his American biographer, Laurel Fay, comments on his «emotional restraint» and «riveting rhythmic drive»). He won an «honorable mention» at the First International Chopin Piano Competition in Warsaw in 1927 and attributed the disappointing result to suffering from appendicitis and the jury being all Polish. He had his appendix removed in April 1927. After the competition, Shostakovich met the conductor Bruno Walter, who was so impressed by the composer’s First Symphony that he conducted it at its Berlin premiere later that year. Leopold Stokowski was equally impressed and gave the work its American premiere the following year in Philadelphia. Stokowski also made the work’s first recording.

During his time spent in the Soviet Union, he lived relatively in peace until the Soviet Union was attacked by the German Reich, which subsequently lead to its demise. From that point, he would escape and not be seen again until the 1950s in a new ascending democratic republic located in Central Siberia.

Siberian War and political career

During his time of supposed absence, he continued his career as a musician and eventually found himself in now defunct Central Siberian Republic. By that time, he started to involve himself in politics, until he eventually became the leader of the Humanists in Tomsk. All was that not meant to last as Genrikh Yagoda who headed the remnants of the Soviet government launched an invasion on the new founded republic, sparking the Siberian War in the process. It was at this time that the Central Siberian Republic suffered greatly, particularly when Alexander Pokryshkin and Vasily Shukshin seceded Novosibirsk with the help of the corporations operating there. While winning the war, this event sparked a chain reaction of secession within the CSR, with the anarchist Siberian Black Army revolting against Central Siberian government, then Krasnoyarsk breaking away against the commands of General Nikolay Krylov, which drove him into supposed madness, thus declaring his own enigmatic realm of Kemerovo. All things considered, not all is too well now for Shostakovich.

Present-day

It’s 1962 and the republic faces challenges; a potential worker’s rebellion, dealing with seceding warlords, and of course, the failing health of Boris Pasternak. This provides an opportunity for Shostakovich to realize his vision of Humanist Russia, one free from poverty, hunger, war and disunity. It is only a matter of time and luck if his utopian vision of socialism can be implemented.

Литература[]

Шостакович Д. Д. Избранные статьи, выступления, воспоминания / Ред. А. Тищенко. — М.: Советский композитор, 1981. (см. ISBN )

Д. Шостакович о времени и о себе, 1926-1975 / Составитель М. Яковлев. — М.: Советский композитор, 1980. — 375 с. (см. ISBN )

  • Акопян Л. О. Дмитрий Шостакович. Опыт феноменологии творчества. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.
  • Волков С. Шостакович и Сталин: художник и царь. — М.: Изд-во Эксмо, 2004.
  • Грум-Гржимайяо Т.Н. О Шостаковиче. — М., 1990. (см. ISBN )
  • Шостакович Дмитрий Дмитриевич / Данилевич Л. В. //  : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1978. — Т. 29 : Чаган — Экс-ле-Бен. — 640 с.
  • Данилевич Л. В. Дмитрий Шостакович: Жизнь и творчество. — М.: Советский композитор, 1980. (см. ISBN )
  • Дворниченко О. Дмитрий Шостакович: путешествие. — М.: Текст, 2006.
  • Дворниченко О. Москва Кремль Шостаковичу. — М.: Текст, 2011. — 669 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7516-0955-9.
  • Житомирский Д. В. Шостакович официальный и подлинный // Даугава. — 1990. — № 4.
  • Лукьянова Н. В. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. — М.: Музыка, 1980.
  • Максименков Л. В. Сумбур вместо музыки: Сталинская культурная революция 1936—1938 гг. — М.: Юридическая книга, 1997. — 320 с.
  • Мейер К. Шостакович: Жизнь. Творчество. Время / Перевод Е. Гуляевой = Schoslakowitsch. Sein Leben, sein Werk, seine Zeit. — СПб.: Композитор, 1997. — 559 с. — ISBN 5-7379-0043-6. (см. ISBN )
  • Миловидова, Н. С. Композиторы в истории музыкальной культуры Самарского края: учеб. пособие / Н. С. Миловидова; М-во культуры РФ, ФГБОУ ВПО «СГАКИ». — Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2014. — С. 58—72. — 278 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-88293-323-3
  • Михеева Л. В. Жизнь Дмитрия Шостаковича. — М.: Терра, 1997. — 368 с. — ISBN 5-300-00996-2. (см. ISBN )
  • Орлов Г. А. Д. Д. Шостакович. Краткий очерк жизни и творчества. — Л.: Музыка, 1966. — 120 с., 50 000 экз.
  • Петров, В. О. Творчество Шостаковича на фоне исторических реалий XX века. — Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007. — 188 с.
  • Сабинина М. Шостакович-симфонист: Драматургия, эстетика, стиль. — М.: Музыка, 1976.
  • Хентова С. М. Шостакович. Жизнь и творчество. — Л.: Советский композитор, 1985. — Т. 1. — 616 с. (см. ISBN )

Хентова С. М. Шостакович. Жизнь и творчество. — Л.: Советский композитор, 1986. — Т. 2. — 668 с. (см. ISBN )

  • Хентова С. М. В мире Шостаковича: Беседы с Шостаковичем. Беседы о композиторе. — М.: Композитор, 1996.
  • Д. Д. Шостакович: Нотографический и библиографический справочник / Сост. Е. Л. Садовников. 2-е изд., доп. и расшир. — М.: Музыка, 1965.
  • Д. Шостакович: Статьи и материалы / Сост. и ред. Г. Шнеерсон. — М.: Советский композитор, 1976.
  • Д. Д. Шостакович: Сборник статей к 90-летию со дня рождения / Сост. Л. Ковнацкая. — СПб.: Композитор, 1996.
  • Шостакович в Ленинградской консерватории: 1919—1930. СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2013. В трех томах.
  • Dmitri Schostakowitsch und das Jüdische musikalische Erbe = Dmitri Shostakovich and the Jewish heritage in music / Hrsg. Von Ernst Kuhn… — Berlin: Kuhn, 2001. (Schostakowitsch-Studien; Bd. 3); (Studia slavica musicologica; Bd. 18) — ISBN 3-928864-75-0.

Дмитрий Шостакович: Творческий путь

В 1930-е годы состоялась презентация ещё одной гениальной композиции маэстро. Речь идёт о «Леди Макбет Мценского уезда». Примерно в это же время в его репертуаре было около пяти симфоний. В конце 1930-х годов он презентовал публике «Джазовую сюиту».

Не все восприняли творчество молодого композитора восхищённо. Некоторые советские критики начали сомневаться в таланте Дмитрия Дмитриевича. Именно критика заставила Шостаковича пересмотреть взгляды на своё творчество. Симфония № 4 на этапе её завершения не была презентована публике. Маэстро перенёс презентацию гениального музыкального произведения на 1960-е годы прошлого столетия.

После блокады Ленинграда музыкант посчитал, что большая часть его произведений была утеряна. Он занялся восстановлением написанных композиций. Вскоре в архивах документов были обнаружены копии партий Симфонии № 4 для всех инструментов.

Война застала маэстро в Ленинграде. Как раз в этот период времени он активно работал над ещё одним своим божественным произведением. Речь идёт о Симфонии № 7. Он был вынужден покинуть Ленинград, и с собой он взял только одно — наработки симфонии. Благодаря этой работе Шостакович занял вершину музыкального олимпа. Он стал прославленным композитором и музыкантом. Большинству поклонников классической музыки Симфония № 7 известна, как «Ленинградская».

Personality

Shostakovich was in many ways an obsessive man. According to his daughter he was «obsessed with cleanliness»; he synchronized the clocks in his apartment; he regularly sent cards to himself to test how well the postal service was working. Wilson’s Shostakovich: A Life Remembered indexes 26 references to his nervousness. Even as a young man, Mikhail Druskin remembers that the composer was «fragile and nervously agile». Yuri Lyubimov comments, «The fact that he was more vulnerable and receptive than other people was no doubt an important feature of his genius». In later life, Krzysztof Meyer recalled, «his face was a bag of tics and grimaces».

In his lighter moods, sport was one of his main recreations, although he preferred spectating or umpiring to participating (he was a qualified football (soccer) player and football referee). He also enjoyed playing card games, particularly Solitaire or Patience.

Both light and dark sides of his character were evident in his fondness for satirical writers such as Nikolai Gogol, Chekhov and Mikhail Zoshchenko. The influence of the latter in particular is evident in his letters, which include wry parodies of Soviet officialese. Zoshchenko himself noted the contradictions in the composer’s character: «he is … frail, fragile, withdrawn, an infinitely direct, pure child… hard, acid, extremely intelligent, strong perhaps, despotic and not altogether good-natured (although cerebrally good-natured)».

He was diffident by nature. Flora Litvinova has said he was «completely incapable of saying ‘No’ to anybody». This meant he was easily persuaded to sign official statements, including a denunciation of Andrei Sakharov in 1973; on the other hand he was willing to try to help constituents in his capacities as chairman of the Composers’ Union and Deputy to the Supreme Soviet. Oleg Prokofiev commented that «he tried to help so many people that… less and less attention was paid to his pleas».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: