Ludwig van beethoven

Бетховен. фортепианные квартеты

Концерт для скрипки с оркестром, op. 61, 1806 год

Это музыка для скрипки. Бетховен впервые написал законченный концерт для этого инструмента. Опыт был очень необычным. Впервые он начал работать над созданием законченных партий для скрипки в 1790 году. С тех пор он создал несколько вариантов. И до сих пор непонятно точно, является ли описываемое творение каким-то отдельным проектом или это часть более масштабного проекта.

При жизни автора этот концерт никогда не играли на широкую публику. Композитор написал его для Франца Клемента, который был директором Венского театра. В 1806 году впервые музыка была исполнена на бенефисе Клемента. Через 2 года вышло и печатное нотное издание. Но потом музыка была благополучно забыта. Она не произвела какого-то особого фурора.

В 1844 году Концерт для скрипки исполнил 12-летний Йозеф Иоахим в сопровождении оркестра Королевского филармонического общества. Это и дало сонате вторую жизнь. Ее оценили по достоинству и с тех пор начали регулярно исполнять на сцене.

Соната № 9 для скрипки и фортепиано, op. 47, «Крейцерова соната», 1802 год

Произведение изначально было написано в ля миноре, но чаще всего исполняют его в ля мажоре. Соната длится составляет около 40 минут, что для 19 века было очень необычным. Соната №9 была впервые услышана зрителями в 1803 году. Бетховен написал ее для скрипача  Джорджа Бриджтауэру, который стал первым исполнителем.

Накануне выступления на венской сцене были готовы только черновики. Скрипачу приходилось подглядывать через плечо дирижера, чтобы увидеть записи на нотных листках, так как часть произведения успели сделать только в одном экзампляре.

В некоторых изданиях написано, что соната посвящена Родольфу Крейцеру. В то время его знали как талантливого скрипача. Есть несколько вариантов объяснения случившегося. Некоторые исследователи считают, что Джордж нанес оскорбление даме, которая была хорошо знакома Бетховену. Композитор после этого решил изменить решение и переписал посвящение. Другие считают, что Урейцер был более известен, поэтому и было принято решение все переиграть, чтобы соната стала более популярной. Настоящую известность творение получило благодаря Льву Толстому. Он написал одноименную повесть ,«Крейцерову сонату».

«Эгмонт»(«Egmont»), op. 84

История отважного полководца Эгмонта была написана Иоганном Гёте в 1788 году, но поставить по ней масштабную пьесу решили только через 20 лет. Директор придворных театров в Вене решил заказать музыку у Бетховена, который закончил ее в 1810 году (спустя 2 года после завершения Пятой симфонии)

Директор придворных театров в Вене решил заказать музыку у Бетховена, который закончил ее в 1810 году (спустя 2 года после завершения Пятой симфонии).

Сюжет трагедии повествует об отважном герое, который нашел в себе мужество открыто выступить против инквизиции, которая в XVIII веке сжигала людей без разбора. К сожалению, в этой трагедии один в поле не воин: Эгмонта посадили в тюрьму и впоследствии казнили

На этом моменте музыка приобретает похоронные ноты и становится грустной

К сожалению, в этой трагедии один в поле не воин: Эгмонта посадили в тюрьму и впоследствии казнили. На этом моменте музыка приобретает похоронные ноты и становится грустной.

Багатель No. 25 ля минор, WoO 59, «К Элизе» («Für Elise»)

Пьеса-багатель (простое произведение) по популярности может сравниться с Пятой симфонией, так как ее мотив известен во всем мире и используется по сей день.

Доподлинно неизвестно, кому конкретно посвящена пьеса: ее обнаружили уже после смерти композитора.

Несмотря на то, что в рукописи имелась надпись «Элизе на долгую память», существует версия, что нашедший ее Людвиг Ноль (биограф Бетховена) просто неверно разобрал почерк.

Поэтому некоторые историки считают, что музыка могла быть написана для Терезы Малфатти, которая училась у немца, или даже для Елизаветы Алексеевны – супруги императора Александра I.

Соната для фортепиано № 8, «Патетическая» 1799 год

Многие современные музыковеды считают это произведение самым гениальным. Его называли по праву эстетическим манифестом. Соната была сочинена в 1799 году. В то время композитор уже начал терять слух. Ему казалось, что это конец творческого пути. И он всерьез думал о том, что данное творение станет для него последним. Такими мыслями он делился с современниками. Но судьба оказалась совершенно иной. Впереди было еще много гениальных произведений.

Музыка была воспринята неоднозначно. Некоторые критики хвалили новую работу композитора, называли ее гениальной. Но были и те, кому пришлось не по душе то, что в ней слишком много драмы. В итоге сонату начали исполнять на самых крупных сценах. Но Бетховену не понравилась такая победа. Слишком много негатива было высказано. До конца жизни он избегал разговоров об этом творении. Сейчас Соната №8 невероятно популярна во всем мире.

Piano Variations

Композитор
Людвиг ван Бетховен
Жанр
фортепианные
Страна
Германия

Список сочинений Бетховена →

Фортепианное наследие Бетховена, помимо сонат, содержит более двадцати циклов вариаций, три сборника багателей, четыре рондо, около сорока мелких фортепианных пьес, в том числе множество бытовых танцев (вальсы, лендлеры, экосезы, менуэты). Первое место среди этих произведений занимают вариации.

Бетховен начинал свое фортепианное творчество с вариаций («9 вариаций на марш Дресслера») и ими же кончил его («33 вариации на вальс Диабелли»). После сонаты это была наиболее излюбленная им форма.

В детских и юношеских вариациях, сочинявшихся преимущественно на темы популярных арий, Бетховен еще подражал своим предшественникам; он почти не выходил за рамки орнаментирования темы. Но в дальнейшем, начиная с «15 вариации с фугой» Es-dur (op. 35, 1802) на тему контрданса из балета «Прометей», Бетховен дает новую, углубленную трактовку этого старинного инструментального жанра.

«32 вариации» (1806–1807) на собственную тему принадлежат к числу самых выдающихся фортепианных произведений Бетховена. Содержательность этого цикла во многом предопределена его замечательной темой, бетховенской по своему мощному и суровому трагизму и вместе с тем имеющей глубокие исторические корни. Она впитала в себя некоторые характернейшие выразительные средства, которые еще начиная с XVII столетия сложились для изображения трагических образов (прием хроматического нисходящего basso ostinato, типичного для пассакалии, чаконы или арии lamento, ритм сарабанды, см., например, «Crucifixus» из мессы h-moll Баха):

В процессе варьирования тема подвергается существенным изменениям. В композиции всего цикла нет и следа механического чередования эпизодов. В нем обнаруживается сонатная драматическая конфликтность, сонатное нагнетание и даже очертания сонатной формы (это произведение во многом предвосхитило пассакалию Четвертой симфонии Брамса).

Еще более монументальны «33 вариации на вальс Диабелли» (1823) — одно из наиболее выдающихся фортепианных произведений позднего бетховенского стиля. Это своеобразный цикл из тридцати трех миниатюр, резко контрастных между собой, но связанных определенной драматургической линией развития. В основе цикла лежит принцип жанровой трансформации темы, что стало впоследствии типичным приемом романтиков. Заурядный вальс Диабелли преображается у Бетховена то в торжественный марш, то в острое скерцо, то в музыку глубокого размышления, то в величественный хорал, то в импровизацию или фугу. Эти выразительные образы, каждый раз в новом вариационном изменении образуя перекрестные интонационные связи, с нарастающим драматизмом проходят через весь цикл:

В. Конен

  • Фортепианное творчество Бетховена →
  • Фортепианные сонаты Бетховена →
  • Концерты Бетховена →

Вариaции для фортепиано:

9 вариаций на тему марша Э. К. Дреслера (c-moll, WoO 63, 1782)
6 лёгких вариаций на тему швейцарской песни (F-dur, WoO 64, ок. 1790)
24 вариации на тему ариетты «Venni Amore» Ригини (D-dur, WoO 65, 1790)
12 вариаций на тему менуэта из балета «La Nozze disturbato» Гейбеля (C-dur, WoO 68, 1795)
13 вариаций на тему ариетты «Es war einmal ein alter Mann» из зингшпиля «Красная шапочка» («Das rote Käppchen» Диттерсдорфа, A-dur, As-dur, WoO 66, 1792)
9 вариаций на тему из оперы «Мельничиха» («La Molinara», Дж. Паизиелло, A-dur, WoO 69, 1795)
6 вариаций на тему дуэта из той же оперы (G-dur, WoO 70, 1795)
12 вариаций на тему русского танца из балета «Лесная девушка» («Das Waldmädchen» P. Враницкого, A-dur, WoO 71, 1796)
8 вариаций на тему из оперы «Ричард Львиное Сердце» Гретри (C-dur, WoO 72, 1796-1797)
10 вариаций на тему из оперы «Фальстаф» А. Сальери (B-dur, WoO 73, 1799)
6 вариаций на собств тему (G-dur, WoO 77, 1800)
6 вариаций (F-dur, op. 34, 1802)
15 вариаций с фугой на тему из балета «Творения Прометея» (Es-dur, op. 35, 1802)
7 вариаций на тему англ. пеcни «God save the King» (C-dur, WoO 78, 1803)
5 вариаций на тему англ песни «Rule Britannia» (D-dur, WoO 79, 1803)32 вариации на собственную тему (c-moll, WoO 80, 1806)33 вариации на тему вальса А. Диабелли (C-dur, op. 120, 1819-1823) 6 вариаций для фортепиано или с сопровождением флейты или скрипки на темы 5 шотландских и одной австрийской народных песен (ор. 105, 1817-1818)10 вариаций на темы 2 тирольских песен 6 шотландских, украинских и русских народных песен (ор. 107, 1817-1818) и др.

Симфония № 9 ре минор, 1824 год

Это произведение стало последним в творчестве Людвига вана Бетховена. Симфонию композитор написал, будучи уже совсем глухим. Она и стала венцом его творений. В последней части есть хорошее сопровождение, исполняемое солистами. Возможно, поэтому симфонию называют хоральной. В истории музыки на тот момент это был первый случай, когда композитор наряду с музыкальным сопровождением включил в произведение голосовое сопровождение.

Премьера симфонии была посвящена прусскому королю, герою войны, защитнику от войск Наполеона. Она состоялась в венском театре в 1824 году. Известный композитор на тот момент уже был совершенно глухим. Он не дирижировал, а просто стоял около рампы. Публика очень тепло приняла новое сочинение от маэстро. В зале не затихали бурные овации. Маэстро уже ничего не слышал, но по ликованию людей он понял, что симфония произвела фурор.

Произведения, сонаты Людвика Бетховена исполняют по сей день на крупнейших мировых сценах. Их изучают в школах, в музыкальных учебных заведениях. Эта музыка гениальная, пронизывающая. Можно смело совершенно назвать ее вечной классикой, которая никогда не постареет и не выйдет из моды.

О программности

Многие бетховенские сонаты получили программное толкование. Так, история создания и посвящения 14 сонаты дали повод рассматривать её как любовную исповедь композитора. Иногда сам Бетховен указывал на литературные ассоциации, возникшие у него при сочинении музыки. Известно, что содержание 17 и 23 сонат он связывал с шекспировской «Бурей». Но, по существу, единственная программная соната Бетховена с им самим данными названиями частей («Прощание», «Разлука», «Встреча») – № 26. Кроме того, Бетховену принадлежит название «Большая патетическая», данное 8 сонате. Распространённые же названия «Лунная», «Аврора», «Аппассионата» не являются авторскими.

Они не вошли в собрание 32-х бетховенских сонат.

Вместе с тем, начиная с 3 симфонии можно говорить и об обратном влиянии симфонии на сонату. Так, новые черты бетховенского симфонизма, достигнутые в «Героической» симфонии, оказали несомненное воздействие на «Аппассионату».

Оркестровая трактовка фортепиано

У Бетховена фортепиано впервые зазвучало как целый оркестр, с чисто оркестровой мощью (это будет развито Листом, А. Рубинштейном). Фактурная многоплановость, сопоставление далёких регистров, ярчайшие динамические контрасты, громады многозвучных аккордов, богатая педализация – всё это характерные приёмы бетховенского фортепианного стиля. Не удивительно, что его фортепианные сонаты подчас напоминают симфонии для фортепиано, им явно тесно в рамках современной камерной музыки. Творческий метод Бетховена в принципе един как в симфонических, так и в фортепианных произведениях. (Кстати, симфонизм бетховенского фортепианного стиля, т.е. его приближение к стилю симфонии, даёт о себе знать с первых же «шагов» композитора в жанре фортепианной сонаты– в ор.2 ).

Концерт для фортепиано № 5, «Император», 1811 год

Произведение получилось очень динамичным и энергичным. Композитор начал писать его в 1809 году. В то время в стране происходило очень много страшных событий. Войска Наполеона зашли в Австрию, по всей Европе разгорелись ожесточенные бои. Но это не помешало композитору закончить работу. Концерт для фортепиано был принят очень хорошо. Слушателям понравился стремительный ритм, мелодичность.

В отличии от многих других музыкальных произведений в Концерте для фортепиано №5 нет звуков сражений. Многие композиторы тех лет включали это в музыку. Но Людвиг пошел совершенно другим путем. Он использовал литавры для ощущения динамического подъема, нарастания страстей и эмоций. Произведение получилось очень патриотическим. Обычно литавры включают для имитации звуков воды. Но в пятом концерте они получили иное звучание.

Премьера

Бетховен посвятил симфонию двум своим покровителям — князю Ф. Й. фон Лобковицу и графу А. К. Разумовскому . Посвящение было напечатано в первом издании произведения в апреле 1809 года .

Первое публичное исполнение Пятой симфонии состоялось 22 декабря 1808 года в венском «Театр ан дер Вин » на громадном концерте-бенефисе , целиком состоявшем из премьер произведений Бетховена под управлением самого автора. В программе значились две симфонии, которые исполнялись в порядке, обратном их нынешним номерам: Пятая нумеровалась как № 6, а Шестая — как № 5. Программа включала в себя:

2 стр., 783 слов

Людвиг ван Бетховен: произведения

… оркестром; пять концертов для фортепиано с оркестром. Симфония № 5 – самое знаменитое сочинение для оркестра из тех, что написал Бетховен. Произведения подобной силы трудно найти в истории классической … В ней отражены героические и возвышенно-романтические мотивы. Для скрипки и фортепиано также нередко писал Бетховен. Произведения эти отличаются особенной силой, контрастностью и красотой звучания. …

  1. Арию «О, изменник» («Ah, perfido»), Op. 65;
  2. Части Kyrie и Gloria из Мессы до мажор;
  3. Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (в исполнении самого Бетховена);

(антракт)

  1. (значилась в программе как «Большая симфония до минор »);
  2. Части Sanctus и Benedictus из Мессы до мажор;
  3. Хоральную фантазию.

Премьера была неудачной. Концерт длился четыре часа — с 18:30 до 22:30. В зале царил холод, публика устала от массы нового материала, и в начале второго отделения вряд ли могла полноценно воспринимать любое произведение, тем более такое новаторское, как Пятая симфония. Первоначально планировалось завершить вечер симфонией до минор, но Бетховен, справедливо опасаясь, что и слушатели, и оркестранты будут утомлены, просто добавил после неё ещё несколько произведений, чтобы она не была последней. Репетиций было недостаточно, и качество исполнения оставляло желать лучшего (исполняя в конце Хоральную фантазию, музыканты допустили ошибку, в результате чего её пришлось начать сначала, таким образом ещё больше удлинив концерт) .

Соната для фортепиано №8, op. 13, «Патетическая»

Многие именитые музыковеды называли это знаменитое произведение «эстетическим манифестом» и «художественной декларацией, написанной с вызывающей демонстративностью». Если абстрагироваться от столь возвышенных понятий и просто слушать, то вы просто получите удовольствие.

Примечательна композиция и тем, что именно в момент ее создания Бетховен стал замечать первые симптомы развивающейся глухоты. На тот момент ему было всего 29 лет, и для музыканта это стало большим ударом.

Ходят слухи, что он даже хотел покончить с музыкой после «Патетической сонаты», но все же нашел в себе силы продолжать, не отступив от задуманного даже после того, как болезнь начала прогрессировать.

WoO 36 квартетов

Квартеты WoO 36 не публиковались до года Артарией в Вене, после смерти Бетховена, но с изменением первоначального порядка: WoO 36 n ° 3 обычно был первым в серии.

Эти квартеты в основном ориентированы на фортепиано, и можно сказать, что это скорее «камерные концерты» для фортепиано в сопровождении струнного трио. Они, несомненно, под влиянием Моцарта, то в моде на дворе курфюрста в Кельне, Максимилиан Франсуа Австрии, в частности, сонаты для скрипки и фортепиано KV 296 и 376-380, которые пересчитываются в Magazin дер Musik от Carl Friedrich Крамером в 1783 году, в том же году, когда в этом обзоре упоминается первое опубликованное произведение Бетховена . Однако эти фортепианные квартеты уже представляют многие личные повороты музыкального дискурса Бетховена — гармонические, тематические, ритмические разрывы, энергичность поведения и развития — и он воспользуется некоторыми отрывками из них в более поздних, полностью завершенных произведениях.

Фортепианный квартет до мажор, WoO 36 No.3

  1. Аллегро многолетник
  2. Adagio con espressione
  3. Рондо: Аллегро

Продолжительность спектакля: примерно 17 минут.

Начальная тема Allegro vivace игривая, с легким темпом и ведет к милой и плавной второстепенной теме. Затем появляется очаровательный мотив соль минор espressivo (Бетховен повторит его позже в первой части своей фортепианной сонаты № 3 ). Adagio кон Espressione разнообразный, почти медитативная тема, которая будет найдена во втором движении фортепиано Соната No.1 . Рондо-аллегро заключил с каким -то беззаботной дружелюбией и имеет сходство с Моцартом Соната для скрипки и фортепиано KV 296 .

Фортепианный квартет ми-бемоль мажор, WoO 36 No.1

  1. Адажио Ассай
  2. Аллегро кон спирито
  3. Тема с вариациями: Кантабиле

Продолжительность спектакля: примерно 28 минут.

Этот квартет стилистически происходит от мангеймской школы и берет за образец Сонату Моцарта для скрипки и фортепиано KV 379 . Также более сбалансировано распределение игры между фортепиано и струнными. Его вступление состоит из тщательно продуманного набора Adagio assai, сразу подвергающегося воздействию фортепиано и струнных, ведущего в центральную секцию, где струны доминируют. Против Спирито Allegro в сонатной форме бемоль минор, болезненный характер, и одна из ее тем можно найти в Рондо из фортепианной сонаты № 8 . Заключительная часть имеет тему кантабиле и шесть вариаций: первая конграция на фортепиано, вторая на скрипке, третья адажио на альте, четвертая кантабиле на виолончели, пятая ми-бемоль минор драматическая на фортепиано в сопровождении по согласованию струн 6- я  возвращается в мажоре со всеми инструментами вместе. Слегка измененная тема снова появляется в Аллегретто, которое заканчивается короткой напряженной кодой .

Фортепианный квартет ре мажор, WoO 36 No.2

  1. Аллегро модерато
  2. Andante con moto
  3. Рондо: Аллегро

Продолжительность спектакля: примерно 16 минут.

Этот квартет наименее проработан в группе и сохраняет только документальный интерес об эволюции молодого Бетховена. Его план заимствован из сонаты Моцарта для скрипки и фортепиано KV 380 . Первая часть начинается с призыва внимания к фортепьяно, к которому вскоре присоединяются струнные, за которым следует антифонный диалог между ними. Повторное воздействие приводит ко второй, более лирической теме, затем к короткому центральному развитию перед разнообразным перепросмотром и кодой . Медленная часть фа-диез минор (тональность, которая встречается только один раз в зрелых произведениях Бетховена: Адажио из сонаты Hammerklavier ) открывается общей темой для фортепиано и фортепиано. затем струны приводят к модуляции ля-мажора, и исходная тональность восстанавливается во второй половине движения. Окончательный рондо открывает тему вальса выставлен на пианино, повторенное затем на скрипке, используя контрастные эпизоды, характерные для конкретного вида; как ни странно, партия фортепьяно заканчивается за три такта до окончания части, оставляя струны, чтобы обеспечить собственное выразительное заключение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: