Использование формы рондо-соната
Форма рондо-сонаты используется почти исключительно в качестве финальной части произведений в нескольких частях. Считается достаточно расслабленной и дискурсивной формой. И поэтому она не подходит для первой части, которая обычно является наиболее интеллектуально строгой частью в классическом произведении. Тем не менее, он используется исключительным образом в первом Анданте фортепианной сонаты ре мажор Hob. XVI: 51 Гайдна. Среди одночастных пьес, использующих эту форму, — Шопена .
Вот несколько ярких примеров движений, написанных в форме рондо-сонаты:
-
Моцарт :
- Соната для фортепиано No. 13 (1783), последняя часть
- Концерт для фортепиано с оркестром n ° 23 ля мажор (1786), последняя часть
- Дивертисмент К. 563 для струнного трио , последняя часть
-
Гайдн :
- Симфония «Королева» , Хобокен 1/85 (1785), последняя часть
- Симфония « Катание литавр» , Hoboken 1/103 (1795), последняя часть
-
Бетховен :
- Соната для скрипки No. 1 , соч.12 (1798), последняя часть
- Соната для фортепиано No. 8 , соч.13 (1798), последняя часть
- Соната для фортепиано No. 13 , соч.27, No. 1 (1800-1801), последняя часть
- Соната для фортепиано No. 27 , соч.90, последняя часть
- Концерт для скрипки , соч.61 (1806), последняя часть
- Четвертая симфония , соч.60 (1806), вторая часть
- Шестая симфония , соч.68 (1808), последняя часть
- Восьмая симфония , соч.93 (1812), последняя часть
- Шуберт : Струнный квартет No 14 , Д. 810 (1824), последняя часть
- Мендельсон : Концерт для скрипки ми минор, соч.64 (1844), последняя часть
-
Брамс :
- Концерт для фортепиано с оркестром No 2 си-бемоль мажор, соч.83 (1881), четвертая (последняя) часть (Allegretto grazioso)
- Соната для скрипки No 3 ре минор, соч.108 (1886-1888), четвертая (последняя) часть, Presto agitato
Состав
Объяснение формы рондо сонаты требует сначала некоторого предварительного освещения формы рондо и формы сонаты.
Форма рондо включает в себя многократное использование темы, заданной в тонической тональности, с эпизодами, каждый из которых включает новую тему, между повторениями, например:
A B A C A D A ...
Иногда часть А немного меняется. Эпизоды (B, C, D и т. Д.) Обычно в тональности, отличной от тоники.
Часть формы сонаты разделена на части.
Оно может начинаться с введения , которое обычно происходит медленнее, чем оставшаяся часть движения. Первый обязательный раздел — это экспозиция , цель которой — представить основной тематический материал движения. Это принимает форму одной или двух тем или тематических групп, вторая из которых обычно находится в связанном ключе . Это часто является доминирующим в движениях в мажорной тональности или относительным мажором в движениях в минорной тональности. Эти две группы связаны через модулирующий переход или мостовой переход. Экспозиция может заканчиваться короткой кодеттой и / или заключительной темой, а может повторяться. В следующем разделе развития существующий тематический материал может быть представлен в новом гармоническом и текстурном контекстах и / или может быть введен совершенно новый материал. Развитие переходит в перепросмотр , где все темы или тематические группы из экспозиции теперь представлены в тонической тональности.
expdevrecap
В обозначениях одинарный штрих (‘) означает «в доминирующем», а двойной штрих («) означает« в удаленных ключах ».
Изредка сонатная форма включает «эпизодическое развитие», в котором используется преимущественно новый тематический материал. Два примера первые движения Моцарта «s Соната для фортепиано К. 330 и Бетховена сонаты для фортепиано соч. 14, вып. 1 . Эпизодическое развитие часто используется в форме сонатного рондо, к которой мы сейчас и обратимся.
Самая простая форма сонатного рондо — это сонатная форма, которая повторяет вступительный материал в тонике как начало развивающего раздела.
exp [A C"]devrecap
При добавлении этого дополнительного появления A форма читается как AB’AC «AB , отсюда чередование A с» другим «материалом, который характеризует рондо
Обратите внимание, что если развитие является эпизодическим развитием, то C» будет новый тематический материал, увеличивающий сходство формы сонатного рондо с настоящим рондо.