Музыка[править | править код]
Первый раздел симфонии критики определяли как «тревожный образ разрухи, анархии, хаоса». Начинается он глухим звучанием низких струнных, мрачным, неясным, слившимся в сплошной гул. Его прорезают отдаленные фанфары, словно дающие сигнал к действию. Возникает энергичный маршевый ритм. Борьба, устремленность вперед, от мрака к свету — вот содержание этого раздела. Далее следует тринадцатиголосный эпизод, за которым критика закрепила название фугато, хотя в точном смысле правила, по которым фугато пишется, в нем не соблюдены. Происходит последовательное вступление голосов — скрипки соло, кларнета, фагота, затем последовательно других деревянных и струнных инструментов, связанных между собой лишь метрически: ни интонационной, ни тональной связи между ними нет. Смысл этого эпизода — огромное энергетическое нагнетание, приводящее к кульминации — торжественным призывам фортиссимо четырех валторн.
Стихает шум битвы. Инструментальная часть симфонии заканчивается лирическим эпизодом с выразительным соло кларнета и скрипки. Заводской гудок, поддержанный ударными, предваряет заключение симфонии, в котором хор скандирует лозунговые стихи Александра Безыменского:
Музыка этого раздела отличается четкой фактурой — аккордовой или имитационно-подголосочной, ясным ощущением тональности. Полностью исчезает хаотичность предшествующих, чисто оркестровых разделов. Теперь оркестр просто аккомпанирует пению. Заканчивается симфония торжественно, утверждающе.
Еще песни Дмитрий Шостакович
-
- слушать Дмитрий Шостакович — Прелюдия и Фуга №7 Ля мажор
- скачать Дмитрий Шостакович — Прелюдия и Фуга №7 Ля мажор
Дмитрий Шостакович — Прелюдия и Фуга №7 Ля мажор
-
- слушать Дмитрий Шостакович — Вальс из Сюиты №2 для джазового оркестра (О. Домнина — М. Шабалин OD 2008-2009)
- скачать Дмитрий Шостакович — Вальс из Сюиты №2 для джазового оркестра (О. Домнина — М. Шабалин OD 2008-2009)
Дмитрий Шостакович — Вальс из Сюиты №2 для джазового оркестра (О. Домнина — М. Шабалин OD 2008-2009)
-
- слушать Дмитрий Шостакович — Романс из к-ф «Овод»
- скачать Дмитрий Шостакович — Романс из к-ф «Овод»
Дмитрий Шостакович — Романс из к-ф «Овод»
-
- слушать Дмитрий Шостакович — Вальс-шутка из Балетногй сюиты №1
- скачать Дмитрий Шостакович — Вальс-шутка из Балетногй сюиты №1
Дмитрий Шостакович — Вальс-шутка из Балетногй сюиты №1
-
- слушать Дмитрий Шостакович — Симфония №7 — «Ленинградская» ч1
- скачать Дмитрий Шостакович — Симфония №7 — «Ленинградская» ч1
Дмитрий Шостакович — Симфония №7 — «Ленинградская» ч1
-
- слушать Дмитрий Шостакович — «Танцы кукол» полька
- скачать Дмитрий Шостакович — «Танцы кукол» полька
Дмитрий Шостакович — «Танцы кукол» полька
-
- слушать Дмитрий Шостакович — Вальс-Шутка
- скачать Дмитрий Шостакович — Вальс-Шутка
Дмитрий Шостакович — Вальс-Шутка
-
- слушать Дмитрий Шостакович — Симфония №8 ч.4. Largo
- скачать Дмитрий Шостакович — Симфония №8 ч.4. Largo
Дмитрий Шостакович — Симфония №8 ч.4. Largo
-
- слушать Дмитрий Шостакович — Соната для альта и фортепиано, соч. 147: II. Allegretto (Дружинин, Мунтян)
- скачать Дмитрий Шостакович — Соната для альта и фортепиано, соч. 147: II. Allegretto (Дружинин, Мунтян)
Дмитрий Шостакович — Соната для альта и фортепиано, соч. 147: II. Allegretto (Дружинин, Мунтян)
-
- слушать Дмитрий Шостакович — Соната для альта и фортепиано, соч. 147: I. Moderato (Дружинин, Мунтян)
- скачать Дмитрий Шостакович — Соната для альта и фортепиано, соч. 147: I. Moderato (Дружинин, Мунтян)
Дмитрий Шостакович — Соната для альта и фортепиано, соч. 147: I. Moderato (Дружинин, Мунтян)
-
- слушать Дмитрий Шостакович — Симфония №5.D minor (Op.47).Часть 3 — Largo
- скачать Дмитрий Шостакович — Симфония №5.D minor (Op.47).Часть 3 — Largo
Дмитрий Шостакович — Симфония №5.D minor (Op.47).Часть 3 — Largo
-
- слушать Дмитрий Шостакович — Таити Трот из балета «Золотой Век»
- скачать Дмитрий Шостакович — Таити Трот из балета «Золотой Век»
Дмитрий Шостакович — Таити Трот из балета «Золотой Век»
-
- слушать Дмитрий Шостакович — опера»Нос» Спальня Ковалёва
- скачать Дмитрий Шостакович — опера»Нос» Спальня Ковалёва
Дмитрий Шостакович — опера»Нос» Спальня Ковалёва
-
- слушать Дмитрий Шостакович — Галоп из Балетной сюита №1
- скачать Дмитрий Шостакович — Галоп из Балетной сюита №1
Дмитрий Шостакович — Галоп из Балетной сюита №1
-
- слушать Дмитрий Шостакович — `скерцо` для струнного октета, соч.11
- скачать Дмитрий Шостакович — `скерцо` для струнного октета, соч.11
Дмитрий Шостакович — `скерцо` для струнного октета, соч.11
Заказ симфонии[править | править код]
Творческая активность Шостаковича обратила на себя внимание не только в Ленинграде: постепенно он утверждался как один из самых деятельных, талантливых молодых композиторов страны. Потому весной 1927 года Агитотдел музыкального сектора Государственного издательства, занимавшийся публикацией и распространением сочинений советских композиторов, передал ему заказ на симфоническое сочинение к десятилетию Октября.. К людям искусства предъявлялось требование активного участия в возрождении культурной жизни народа
Музыка должна была адресоваться самым широким массам. Действительность требовала злободневных откликов. Это рождало формы прямо агитационные — такие произведения тогда называли «агитационной» музыкой.
К людям искусства предъявлялось требование активного участия в возрождении культурной жизни народа. Музыка должна была адресоваться самым широким массам. Действительность требовала злободневных откликов. Это рождало формы прямо агитационные — такие произведения тогда называли «агитационной» музыкой.
Чтобы узнать жизнь рабочего класса, ощутить производственную атмосферу, Шостакович бывал на заводах, в цехах. Решил даже ввести в симфонию гудки. Для хорового финала композитор использовал заимствованные из газеты стихи Александра Безыменского, популярного комсомольского поэта — мастера агитационной поэзии. Хор заканчивался взволнованными призывами-лозунгами о Великом Октябре и В. И. Ленине.
Премьера[править | править код]
Первое исполнение состоялось в Ленинграде 5 ноября1927 года. Оркестр Ленинградской филармонии под управлением Н. А. Малько.
…прошло блестяще. И хор, и оркестр, и дирижёр были на высоте положения. Успех внешний был весьма солидный. Меня вызывали 4 раза. После этого ещё много хлопали, но я больше не выходил Дм. Шостакович в письме Л. В. Шульгину |
В декабре 1927 года состоялась премьера в Москве, в присутствии автора. Успех был большим. Массовая аудитория, любители музыки, музыканты-профессионалы восприняли «Посвящение Октябрю» как сочинение, открывающее широкий путь революционной теме в советской музыке, и ради этого прощали молодому автору сложности стиля.
Текст[править | править код]
Мы шли, мы просили работы и хлеба. Сердца были сжаты тисками тоски. Заводские трубы тянулися к небу, Как руки, бессильные сжать кулаки. Страшно было имя наших тенёт: Молчанье, страданье, гнёт. Но громче орудий ворвались в молчанье Слова нашей скорби, слова наших мук. О, Ленин! Ты выковал волю страданья, Ты выковал волю мозолистых рук. Мы поняли, Ленин, что наша судьба Носит имя: борьба! |
Борьба! Ты вела нас к последнему бою. Борьба! Ты дала нам победу труда. И этой победы над гнётом и тьмою Никто не отнимет у нас никогда! Пусть каждый в борьбе будет молод и храбр. Ведь имя победы - Октябрь! Октябрь! Это солнца желанного вестник. Октябрь! Это воля восставших веков. Октябрь! Это труд, это радость и песня. Октябрь! Это счастье полей и станков. Вот знамя, вот имя живых поколений: Октябрь, Коммуна и Ленин. |