Шостакович. симфония no. 2 («октябрю»)

Скачать песню дмитрий шостакович - symphony no.2 in h-dur, op.14 - iv. chorus - 'to october' бесплатно и слушать онлайн | zvyki.com

Музыка[править | править код]

Первый раздел симфонии критики определяли как «тревожный образ разрухи, анархии, хаоса». Начинается он глухим звучанием низких струнных, мрачным, неясным, слившимся в сплошной гул. Его про­резают отдаленные фанфары, словно дающие сигнал к действию. Возникает энергичный маршевый ритм. Борьба, устремленность впе­ред, от мрака к свету — вот содержание этого раздела. Далее следует тринадцатиголосный эпизод, за которым критика закрепила название фугато, хотя в точном смысле правила, по которым фугато пишется, в нем не соблюдены. Происходит последовательное вступление голо­сов — скрипки соло, кларнета, фагота, затем последовательно других деревянных и струнных инструментов, связанных между собой лишь метрически: ни интонационной, ни тональной связи между ними нет. Смысл этого эпизода — огромное энергетическое нагнетание, приво­дящее к кульминации — торжественным призывам фортиссимо четы­рех валторн.

Стихает шум битвы. Инструментальная часть симфонии заканчива­ется лирическим эпизодом с выразительным соло кларнета и скрипки. Заводской гудок, поддержанный ударными, предваряет заключение сим­фонии, в котором хор скандирует лозунговые стихи Александра Безыменского:

Музыка этого раздела отличается четкой фактурой — аккордовой или имитационно-подголосочной, ясным ощущением тональности. Полно­стью исчезает хаотичность предшествующих, чисто оркестровых раз­делов. Теперь оркестр просто аккомпанирует пению. Заканчивается сим­фония торжественно, утверждающе.

Еще песни Дмитрий Шостакович

    • слушать Дмитрий Шостакович — Прелюдия и Фуга №7 Ля мажор
    • скачать Дмитрий Шостакович — Прелюдия и Фуга №7 Ля мажор

    Дмитрий Шостакович — Прелюдия и Фуга №7 Ля мажор

    • слушать Дмитрий Шостакович — Вальс из Сюиты №2 для джазового оркестра (О. Домнина — М. Шабалин OD 2008-2009)
    • скачать Дмитрий Шостакович — Вальс из Сюиты №2 для джазового оркестра (О. Домнина — М. Шабалин OD 2008-2009)

    Дмитрий Шостакович — Вальс из Сюиты №2 для джазового оркестра (О. Домнина — М. Шабалин OD 2008-2009)

    • слушать Дмитрий Шостакович — Романс из к-ф «Овод»
    • скачать Дмитрий Шостакович — Романс из к-ф «Овод»

    Дмитрий Шостакович — Романс из к-ф «Овод»

    • слушать Дмитрий Шостакович — Вальс-шутка из Балетногй сюиты №1
    • скачать Дмитрий Шостакович — Вальс-шутка из Балетногй сюиты №1

    Дмитрий Шостакович — Вальс-шутка из Балетногй сюиты №1

    • слушать Дмитрий Шостакович — Симфония №7 — «Ленинградская» ч1
    • скачать Дмитрий Шостакович — Симфония №7 — «Ленинградская» ч1

    Дмитрий Шостакович — Симфония №7 — «Ленинградская» ч1

    • слушать Дмитрий Шостакович — «Танцы кукол» полька
    • скачать Дмитрий Шостакович — «Танцы кукол» полька

    Дмитрий Шостакович — «Танцы кукол» полька

    • слушать Дмитрий Шостакович — Вальс-Шутка
    • скачать Дмитрий Шостакович — Вальс-Шутка

    Дмитрий Шостакович — Вальс-Шутка

    • слушать Дмитрий Шостакович — Симфония №8 ч.4. Largo
    • скачать Дмитрий Шостакович — Симфония №8 ч.4. Largo

    Дмитрий Шостакович — Симфония №8 ч.4. Largo

    • слушать Дмитрий Шостакович — Соната для альта и фортепиано, соч. 147: II. Allegretto (Дружинин, Мунтян)
    • скачать Дмитрий Шостакович — Соната для альта и фортепиано, соч. 147: II. Allegretto (Дружинин, Мунтян)

    Дмитрий Шостакович — Соната для альта и фортепиано, соч. 147: II. Allegretto (Дружинин, Мунтян)

    • слушать Дмитрий Шостакович — Соната для альта и фортепиано, соч. 147: I. Moderato (Дружинин, Мунтян)
    • скачать Дмитрий Шостакович — Соната для альта и фортепиано, соч. 147: I. Moderato (Дружинин, Мунтян)

    Дмитрий Шостакович — Соната для альта и фортепиано, соч. 147: I. Moderato (Дружинин, Мунтян)

    • слушать Дмитрий Шостакович — Симфония №5.D minor (Op.47).Часть 3 — Largo
    • скачать Дмитрий Шостакович — Симфония №5.D minor (Op.47).Часть 3 — Largo

    Дмитрий Шостакович — Симфония №5.D minor (Op.47).Часть 3 — Largo

    • слушать Дмитрий Шостакович — Таити Трот из балета «Золотой Век»
    • скачать Дмитрий Шостакович — Таити Трот из балета «Золотой Век»

    Дмитрий Шостакович — Таити Трот из балета «Золотой Век»

    • слушать Дмитрий Шостакович — опера»Нос» Спальня Ковалёва
    • скачать Дмитрий Шостакович — опера»Нос» Спальня Ковалёва

    Дмитрий Шостакович — опера»Нос» Спальня Ковалёва

    • слушать Дмитрий Шостакович — Галоп из Балетной сюита №1
    • скачать Дмитрий Шостакович — Галоп из Балетной сюита №1

    Дмитрий Шостакович — Галоп из Балетной сюита №1

    • слушать Дмитрий Шостакович — `скерцо` для струнного октета, соч.11
    • скачать Дмитрий Шостакович — `скерцо` для струнного октета, соч.11

    Дмитрий Шостакович — `скерцо` для струнного октета, соч.11

Заказ симфонии[править | править код]

Творческая активность Шостаковича обратила на себя внимание не только в Ленинграде: постепенно он утверждался как один из самых деятельных, талантливых молодых композиторов страны. Потому весной 1927 года Агитотдел музыкального сектора Государственного издательства, занимавшийся публикацией и распространением сочинений советских композиторов, передал ему заказ на симфоническое сочинение к десятилетию Октября.. К людям искусства предъявлялось требование активного участия в возрождении культурной жизни народа

Музыка должна была адресоваться самым широким массам. Действительность требовала злободневных откликов. Это рождало формы прямо агитационные — такие произведения тогда называли «агитационной» музыкой.

К людям искусства предъявлялось требование активного участия в возрождении культурной жизни народа. Музыка должна была адресоваться самым широким массам. Действительность требовала злободневных откликов. Это рождало формы прямо агитационные — такие произведения тогда называли «агитационной» музыкой.

Чтобы узнать жизнь рабочего класса, ощутить производственную атмосферу, Шостакович бывал на заводах, в цехах. Решил даже ввести в симфонию гудки. Для хорового финала композитор использовал заимствованные из газеты стихи Александра Безыменского, популярного комсомольского поэта — мастера агитационной поэзии. Хор заканчивался взволнованными призывами-лозунгами о Великом Октябре и В. И. Ленине.

Премьера[править | править код]

Первое исполнение состоялось в Ленинграде 5 ноября1927 года. Оркестр Ленинградской филармонии под управлением Н. А. Малько.

…прошло блестяще. И хор, и оркестр, и дирижёр были на высоте положения. Успех внешний был весьма солидный. Меня вызывали 4 раза. После этого ещё много хлопали, но я больше не выходил
Дм. Шостакович в письме Л. В. Шульгину

В декабре 1927 года состоялась премьера в Москве, в присутствии автора. Успех был большим. Массовая аудитория, любители музыки, музыканты-профессионалы восприняли «Посвящение Октябрю» как сочинение, открывающее широкий путь революционной теме в советской музыке, и ради этого прощали молодому автору сложности стиля.

Текст[править | править код]

Мы шли, мы просили работы и хлеба.
Сердца были сжаты тисками тоски.
Заводские трубы тянулися к небу,
Как руки, бессильные сжать кулаки.
Страшно было имя наших тенёт:
Молчанье, страданье, гнёт.

Но громче орудий ворвались в молчанье
Слова нашей скорби, слова наших мук.
О, Ленин! Ты выковал волю страданья,
Ты выковал волю мозолистых рук.
Мы поняли, Ленин, что наша судьба
Носит имя: борьба!
Борьба! Ты вела нас к последнему бою.
Борьба! Ты дала нам победу труда.
И этой победы над гнётом и тьмою
Никто не отнимет у нас никогда!
Пусть каждый в борьбе будет молод и храбр.
Ведь имя победы - Октябрь! 

Октябрь! Это солнца желанного вестник.
Октябрь! Это воля восставших веков.
Октябрь! Это труд, это радость и песня.
Октябрь! Это счастье полей и станков.
Вот знамя, вот имя живых поколений:
Октябрь, Коммуна и Ленин.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: