Работы отсортированы по номеру опуса
Работает с номером опуса
- Соч. 1 , Ländliche Tänze (ок. 1891 г.)
- Соч. 2 , Lieder für Singstimme und Klavier (1895-96)
- Соч. 3 , Трио для кларнета (или скрипки), виолончели и фортепиано ре минор (1896)
- Соч. 4 , Струнный квартет No 1 ля мажор (1896)
- Соч. 5 , Gesänge für Singstimme und Klavier (1896-97)
- Соч. 6 , Walzer-Gesänge nach toskanischen Volksliedern (1898)
- Соч. 7 , Irmelin Rose und andere Gesänge (ок. 1898-99)
- Соч. 8 , Turmwächterlied und andere Gesänge (1898-99)
- Соч. 9 , Fantasien über Gedichte von Richard Dehmel (1898).
- Соч. 10 , Ehetanzlied und andere Gesänge (1899–1901)
- Соч. 11 , Der Traumgörge (1904-06)
- Соч. 12 , Kleider machen Leute (1907-09)
- Соч. 13 , Шесть песен на тексты Мориса Метерлинка (1910/13)
- Соч. 14 , Псалом 23 (1910)
- Соч. 15 , Струнный квартет No2 (1913-15)
- Соч. 16 , Eine florentinische Tragödie (1915-16)
- Соч. 17 , Der Zwerg (1919-21)
- Соч. 18 , Лирическая симфония (1922-23)
- Соч. 19 , Струнный квартет No 3 (1924)
- Соч. 20 , Symphonische Gesänge для баритона или альта с оркестром (1929)
- Соч. 21 , Der Kreidekreis (1930-31)
- Соч. 22 , Sechs Lieder für Singstimme und Klavier (1934)
- Соч. 23 , Симфониетта (1934)
- Соч. 24 , Псалом 13 (1935)
- Соч. 25 , Струнный квартет No. 4 (Сюита) (1936)
- Соч. 26 , Der König Kandaules (1935-36)
- Соч. 27 , 12 Lieder für Singstimme und Klavier (1937)
Работает без номера опуса
Работы, отмеченные звездочкой (*), в настоящее время недоступны
- Семь песен (1889-90)
- * Соната для фортепиано до минор (1890)
- Drei Stücke für Violoncello und Klavier (1891)
- * Симфония ми минор (1891) — только две сохранившиеся части
- * Drei leichte Stücke für Klavier (1891)
- * Терцет ля мажор для двух скрипок и альта (1892)
- Симфония No 1 ре минор (1892)
- 4 баллады для фортепиано (1892–93)
- * Фортепианный квартет ре мажор (1893) — частично утрачен
- Струнный квартет ми минор (ок. 1893)
- Соната для виолончели (1894)
- Две части для струнного квинтета (1894-96) — сохранившиеся части струнного квинтета ре минор
- Lustspielouvertüre (1894-95)
- Сарема (1893-95)
- Orchestersuite (1895)
- Альбумблат (Erinnerung aus Wien) для фортепиано (1895)
- Миннелид для мужского хора и камерного ансамбля (ок. 1895)
- Waldgespräch для сопрано, двух валторн, арфы и струнных (1895)
- Старый сад (1895)
- Die Riesen (1895)
- Пять песен (1895-96)
- Skizze для фортепиано (1896)
- Hochzeitgesang для тенора соло, хора и органа (1896)
- Frühlingsglaube для смешанного хора и струнного оркестра (1896)
- Гехаймнис для смешанного хора и струнного оркестра (1896)
- Серенада (Сюита) для скрипки и фортепиано (1896)
- Симфония No 2 си-бемоль мажор (1897)
- Es war einmal (1897-1900)
- Frühlingsbegräbnis для сопрано, баритона, смешанного хора и оркестра (1896/97, ред. C.1903)
- Аурикельхен для женского хора (1898)
- Maiblumen blühten überall для сопрано и струнного секстета (ок. 1898)
- * Фридль , зингшпиль для сольных голосов и фортепиано (ок. 1900) — частично утрачено
- Псалом 83 (1900)
-
Der Triumph der Zeit (1900-04)
- Менуэт (из Das gläserne Herz) для фортепиано (1901)
- Drei Ballettstücke (1902)
- Эйн Танцпоэма (1904)
- Два Бреттль-Лидера (1901)
- Эйн Лихтстраль для фортепиано (1901)
- Die Seejungfrau (Русалочка) по Гансу Христиану Андерсену (1902-03)
- Четыре песни (1903-1905)
- Переложение Симфонии № 6 Малера для фортепиано в четыре руки (1906)
- Две баллады для баритона и фортепиано (1907)
- Пять песен на тексты Ричарда Демеля для голоса и фортепиано (1907)
- Малва (1912) — незаконченный; фрагмент реализован и оркестрован Энтони Бомонтом (2021)
- Музыкальное сопровождение к » Цимбелине » Шекспира (1913-15) — первоначально op. 14
- Четыре песни для голоса и фортепиано (1916)
- Две части для струнного квартета (1927) — завершенные части заброшенного квартета, изначально задуманные как №4
- Und einmal gehst du (1933)
- Das bucklichte Männlein (1934)
- Анунг Беатрисенс (1935)
- Квартет для кларнета, скрипки, альта и виолончели (1938/39) — незаконченный
- Три песни (1939-40)
- Юмореске (Рондо) для духового квинтета (1939)
- Охотничья пьеса ( Jagdstück ) для двух валторн и фортепиано (1939)
Композиции
Самым известным произведением Землинского является « Лирическая симфония» (1923 г.), пьеса из семи частей для сопрано , баритона и оркестра на стихи бенгальского поэта Рабиндраната Тагора (в немецком переводе), которую Землинский сравнил в письме своему издателю с Das Lied von der Erde Малера (хотя первая часть Gurre-Lieder Шенберга также имеет явное влияние). Произведение, в свою очередь, повлияло на « Лирическую сюиту» Альбана Берга , которая цитирует ее и посвящена Землинскому. Другие оркестровые работы включают крупномасштабную оркестровую фантазию , Die Seejungfrau (Русалка), основанный на сказке же имя по Андерсена . Премьера состоялась в 1905 году на том же концерте, что и Пеллеас унд Мелизанда» Шенберга . Землинский отозвал произведение, которое считалось утерянным до тех пор, пока в 1980-х годах не было обнаружено, что две отдельные части партитуры принадлежат друг другу. Он был исполнен снова в 1984 году в Вене и стал одним из наиболее часто исполняемых произведений Землинского. Трехчастная «Симфониетта», написанная в 1934 году, которой восхищались Шенберг и Берг, написана в стиле, сравнимом с современными произведениями Пола Хиндемита и Курта Вайля .
Среди других его работ — восемь опер, в том числе Eine florentinische Tragödie (1915–16) и полуавтобиографический Der Zwerg ( Карлик , 1919–21), основанные на произведениях Оскара Уайльда ; камерная музыка, в том числе четыре струнных квартета; и балет Der Triumph der Zeit (1901). Он также написал три настройки псалма для хора и оркестра и многочисленные циклы песен, как с фортепиано, так и с оркестром, из которых Sechs Gesänge, Op. 13, на тексты Мориса Метерлинка, является самым известным.
В то время как влияние Брамса прослеживается в ранних произведениях Землинского (что вызывает поддержку со стороны самого Брамса), оригинальный голос присутствует с первых произведений, справляясь с диссонансами гораздо более свободно, чем Брамс. Более поздние работы перенимают вид расширенных гармоний , введенных Вагнером, а также отражают влияние Малера. В отличие от своего друга Шенберга, он никогда не писал атональной музыки и никогда не использовал технику двенадцати тонов . Тем не менее, некоторые из его поздних работ , такие как Symphonische Gesänge , Симфониетта и третьи и четвертые квартеты отойти от пост- романтизма в стороне более экономные, сильнее обоюдоострых идиом , которая включает в себя элементы Neue Sachlichkeit , неоклассицизм , и даже джаз .
Как дирижер, Землинский восхищался, в частности, Куртом Вайлем и Стравинским не только за его выдающиеся интерпретации Моцарта , но и за его защиту Малера , Шенберга и многих других современных музыкальных произведений. В качестве учителя его учениками были Эрих Вольфганг Корнгольд , Ханс Краса и Карл Вайгль .
Alexander von Zemlinsky
Дата рождения
14.10.1871
Дата смерти
15.03.1942
Профессия
композитор, дирижёр
Страна
Австрия
Австрийский дирижёр и композитор. По национальности поляк. В 1884-89 учился в Венской консерватории у А. Доора (фортепиано), Ф. Кренна (гармония и контрапункт), Р. и Й. Н. Фуксов (композиция). В 1900-03 дирижёр «Карлстеатра» в Вене.
Дружеские отношения связывали Цемлинского с А. Шёнбергом, который, как и Э. В. Корнгольд, был его учеником. В 1904 году Цемлинский и Шёнберг организовали в Вене «Объединение композиторов» для пропаганды музыки современных им композиторов.
В 1904-07 первый дирижёр Народной оперы в Вене. В 1907-08 дирижёр Венской придворной оперы. В 1911-27 возглавлял Новый немецкий театр в Праге. С 1920 преподавал композицию в Немецкой музыкальной академии там же (в 1920 и 1926 ректор) В 1927-33 дирижёр «Кролль-оперы» в Берлине, в 1930-33 — Государственной оперы и педагог Высшей музыкальной школы там же. В 1928 и в 30-х гг. гастролировал в СССР. В 1933 вернулся в Вену. С 1938 жил в США.
Как композитор наиболее ярко проявил себя в оперном жанре. На творчество Цемлинского оказали влияние Р. Штраус, Ф. Шрекер, Г. Малер. Для музыкального стиля композитора характерны напряженность эмоционального тонуса, гармоническая изысканность.
Ю. В. Крейнина
Сочинения:
оперы — Зарема (по пьесе Р. Готшалля «Роза Кавказа», 1897, Мюнхен), Это было однажды (Es war einmal, 1900, Вена), Волшебное ущелье (Der Traumgörge, 1906), По одёжке встречают (Kleider machen Leute, по новелле Г. Келлера, 1910, Вена; 2-я ред. 1922, Прага), Флорентийская трагедия (Eine florentinische Tragödie, по одноим. пьесе О. Уайльда, 1917, Штутгарт), трагическая сказка Карлик (Der Zwerg, по сказке «День рождения инфанты» Уайльда, 1922, Кёльн), Меловой круг (Der Kreidekreis, 1933, Цюрих), Король Кандоль (König Kandaules, по А. Жиду, около 1934, не окончена); балет Стеклянное сердце (Das gläserne Herz, по «Триумфу времени» X. Гофмансталя, 1904); для оркестра — 2 симфонии (1891, 1896?), симфониетта (1934), комическая увертюра к «Кольцу Офтердингена» (1895), сюита (1895), фантазия Русалочка (Die Seejungfrau, по X. К. Андерсену, 1905); произведения для солистов, хора и оркестра; камерно-инструментальные ансамбли; фортепианная музыка; песни.
Публикации
На премьере в «Новой Опере» родился уродливый гибрид 22.05.2023 в 10:54
Московские эксклюзивы Дмитрия Юровского 27.02.2023 в 13:30
Российская премьера оперы Корнгольда «Мёртвый город» 02.05.2022 в 19:47
Премьера оперы Пуччини «Девушка с Запада» в Мариинке 25.04.2019 в 10:57
Пражская весна с «Пражской филармонией» 24.05.2018 в 22:13
Большое интервью с дирижёром Дмитрием Юровским 12.09.2016 в 23:23
«Царь Кандавл» в кандалах психоанализа 16.04.2016 в 19:06
Дирижер Джеймс Конлон на фестивале «Звёзды белых ночей» 26.06.2014 в 12:47
Опера Цемлинского «Карлик» в Париже 17.02.2013 в 16:15
биография
Ранние годы
Землинский родился в Вене в очень разнообразной семье. Дед Землинского, Антон Семлинский, эмигрировал из Жилины в Венгрии (ныне Словакия) в Австрию и женился на австрийке. Оба были из семей, исповедующих католицизм , а отец Александра, Адольф, был католиком. Мать Александра родилась в Сараево в семье еврея- сефарда и матери- боснийки . Вся семья Александра приняла религию его деда по материнской линии, иудаизм, а Землинский родился и вырос евреем. Его отец добавил аристократическое «фон» к своему имени, хотя ни он, ни его предки не были облагорожены. Он также начал писать свою фамилию «Землинский». Он также был масоном .
Александр учился игре на фортепиано с юных лет. По праздникам он играл на органе в своей синагоге и был принят в Венскую консерваторию в 1884 году. Он изучал фортепиано у Антона Дорога , выиграв школьную премию по игре на фортепиано в 1890 году. Он продолжал учебу до 1892 года, изучая теорию у Роберта Фукса и композицию у Иоганн Непомук Фукс и Антон Брукнер . В это время он начал писать музыку.
В лице Иоганнеса Брамса у Землинского был ценный сторонник. В 1893 году по приглашению учителя Землинского Иоганна Непомука Фукса Брамс посетил исполнение Симфонии Землинского ре минор. Вскоре после этого Брамс посетил выступление одного из квартетов Землинки в исполнении Hellmesberger Quartet . Брамс, впечатленный музыкой Землинского, рекомендовал « Трио кларнетов» молодого композитора (1896) для публикации в труппу Н. Симрока .
Землинский также познакомился с Арнольдом Шенбергом, когда последний присоединился к любительскому оркестру «Полигимния» в качестве виолончелиста; Землинский основал эту группу в 1895 году. Они стали близкими друзьями, а затем общими поклонниками и зятьями, когда Шенберг женился на сестре Землинского, Матильде. Землинский давал Шенбергу уроки контрапункта , таким образом, став единственным официальным учителем музыки, которого Шенберг мог бы иметь.
В 1897 году Симфония № 2 Землинского (третья в хронологическом порядке написанная им, а иногда и именуемая таковой) имела успех при премьере в Вене. Его репутации как композитора еще больше помогло то, что Густав Малер дирижировал премьерой своей оперы Es war einmal ( Однажды в сказке ) в Hofoper в 1900 году. В 1899 году Землинский получил должность капельмейстера в Венском Карлтеатре .
В 1899 году Землинский перешел в протестантизм . Он сослался на христианский крест и Иисуса в тексте Turmwächterlied и включил стихи из Псалмов в несколько своих сочинений.
Средние годы
В 1900 году Землинский познакомился и полюбил Альму Шиндлер , одну из своих учениц-композиторов. Сначала она ответила ему взаимностью; однако Альма почувствовал сильное давление со стороны близких друзей и семьи с требованием прекратить отношения. В первую очередь их беспокоило отсутствие у Землинского международной репутации и непривлекательный внешний вид. Она разорвала отношения с Землинским и впоследствии вышла замуж за композитора Густава Малера в 1902 году. Землинский женился на Иде Гуттманн в 1907 году, но брак оказался несчастливым. После смерти Иды в 1929 году Землинский женился на Луизе Саксель в 1930 году, женщине на двадцать девять лет моложе его, и с которой он давал уроки пения с 1914 года. Это были гораздо более счастливые отношения, продолжавшиеся до смерти Землинского.
В последние годы
Портрет Александра фон Землинского работы Рихарда Герстля , июль 1908 года.
Аллея славы Вена
В 1906 году Землинский был назначен первым капельмейстером новой Венской народной оперы, с 1907/1908 в Хофопере в Вене. С 1911 по 1927 год он был дирижером Deutsches Landestheater в Праге, где в 1924 году состоялась премьера оперы Шенберга « Эрвартунг» . Затем Землинский переехал в Берлин, где преподавал и работал под руководством Отто Клемперера дирижером в Kroll Opera . С ростом нацистской партии он бежал в Вену в 1933 году, где не занимал никакой официальной должности, вместо этого сосредоточившись на сочинении музыки и время от времени появляясь в качестве приглашенного дирижера. В 1938 году он переехал в США и поселился в Нью-Йорке. Хотя товарища-эмигранта Шенберга чествовали и чествовали в Лос-Анджелесе 1930-40-х годов — он преподавал в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA) и в Университете Южной Калифорнии (USC) и набирал новое поколение помощников, — Землинский не получил должного внимания. и практически неизвестный в его приемной стране. Он заболел, перенес серию ударов и перестал сочинять. Землинский умер в Ларчмонте, штат Нью-Йорк , от пневмонии .
использованная литература
Примечания
Источники
- Бомонт, Энтони (2000). . Фабер и Фабер Лондон, издательство Корнельского университета, Итака, Нью-Йорк. ISBN 0-571-16983-X.
- Браун, А. Питер (2002). Второй золотой век Венской симфонии: Брамс, Брукнер, Дворак, Малер и избранные современники . Симфонический репертуар. 4 . Издательство Индианского университета. ISBN 0-253-33488-8.
- Клейтон, Альфред (1992), «Землинский, Александр (фон)» в Оперном словаре New Grove , изд. Стэнли Сэди (Лондон) ISBN 0-333-73432-7
- Горрелл, Лотарингия (2002). Дискордантная мелодия: Александр Землинский, его песни и Вторая венская школа . Гринвуд Пресс. ISBN 0-313-32366-6.
- Грин, Дэвид Мейсон (1985). Петрак, Альберт М (ред.). Биографическая энциклопедия композиторов Грина . Фонд воспроизведения пианино. ISBN 0-385-14278-1.
- Хоффман, Стэнли М. (1993), Расширенная тональность и голосовая ведущая в «Двенадцати песнях», соч. 27 Александра Землинского , докторская диссертация, Университет Брандейс. Номер заказа диссертационных услуг UMI 9317084.
- Московиц, Марк (2010). Александр Землинский: Лирическая симфония . Бойделл и Брюэр. ISBN .
- Вилкер, Ульрих (2013), «Das Schönste ist scheußlich». Александра Землинского Опернейнактер » Дер Цверг « . (= Schriften des Wissenschaftszentrums Arnold Schönberg, Bd.9). Вена / Кёльн / Веймар: Böhlau. ISBN 978-3-205-79551-3
- Землинский, Александр (фон) (1995), Briefwechsel mit Арнольд Шёнберг, Антон Веберн, Альбан Берг и Франц Шрекер , hrsg. фон Хорст Вебер (= Briefwechsel der Wiener Schule, Bd.1). Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Дармштадт, ISBN 3-534-12508-8 В этот том включены письма Шенберга и Землинского, касающиеся их работы над Die Seejungfrau и Pelleas and Melisande .
Литература
- Власова Н. О. Александр Цемлинский. Жизнь и творчество: монография. М., 2014. 416 с.+16 с. вкл. ISBN 978-5-89598-301-0
- Крейнина Ю. В. Цемлинский А. // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1982. — Т. 6.
- Antony Beaumont: Zemlinsky. Faber and Faber, London 2000, ISBN 0-571-16983-X
- Alexander Zemlinsky: Briefwechsel mit Arnold Schönberg, Anton Webern, Alban Berg und Franz Schreker, hrsg. von Horst Weber (= Briefwechsel der Wiener Schule, Bd. 1). Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt 1995, ISBN 3-534-12508-8 This volume includes letters by Schoenberg and Zemlinsky concerning their work on Die Seejungfrau and Pelleas and Melisande.
- Zemlinsky, Alexander (von) by Alfred Clayton, in ‘The New Grove Dictionary of Opera’, ed. Stanley Sadie (London, 1992) ISBN 0-333-73432-7
- Brown, A. Peter. The Second Golden Age of the Viennese Symphony: Brahms, Bruckner, Dvorák, Mahler, and Selected Contemporaries (англ.). — Indiana University Press, 2002. — Vol. 4. — P. 780—781. — (The Symphonic Repertoire). — ISBN 0253334888.
- Lorraine Gorrell: ‘Discordant Melody: Alexander Zemlinsky, His Songs, and the Second Viennese School’, Greenwood Press, 2002. ISBN 0-313-32366-6
- Greene, David Mason. Greene’s Biographical Encyclopedia of Composers (англ.) / Petrak, Albert M.. — The Reproducing Piano Roll Foundation. — P. 986. — ISBN 0385142781.