André Grétry. «Le Tableau parlant» (1769), comédie-parade sur un livret de Louis Anseaume.
Комическая опера Андре Гретри (1741-1813) «Говорящая картина», автор либретто – Луи Ансом. Спектакль Театра старинной музыки, премьера состоялась 5 апреля 2005 года, в юбилейном представлении по случаю 25-летия Театра.
Сюжет оперы восходит к итальянской комедии масок. Изабелла, давно не имеющая известий о своем возлюбленном Леандре, решает принять предложение своего немолодого опекуна Кассандра. В отсутствие Кассандра к нему в дом приходит его племянник. Оказывается, это и есть Леандр, он был за морем и едва не погиб при кораблекрушении. Коломбина, служанка Изабеллы, решает устроить ужин. Так как у Леандра есть слуга Пьеро, пользующийся взаимностью Коломбины, она накрывает стол на четверых. Тем временем возвращается Кассандр, он видит приготовления к ужину. В комнате находится недавно заказанный портрет Кассандра. Лучший способ подслушать разговоры двух пар – это заменить свой портрет в раме самим собой. Молодежь веселится и подшучивает над Кассандром, а Леандр в шутку спрашивает у портрета, не согласится ли тот уступить ему Изабеллу. Внезапно портрет отвечает, ворчливо соглашается. Наступает общее смятение, но Кассандр прощает племянника и Изабеллу, дав клятву впредь никогда не верить женщинам.
В ролях:
Изабелла – Татьяна Гугуева
Кассандр (опекун Изабеллы) – Александр Коган
Коломбина (служанка Изабеллы) – Александра Башилова
Леандр – Андрей Кирсанов
Пьеро (слуга Леандра) – Валерий Никитин
Видео
Полная видеозапись спектакля “Говорящая картина”, 5 апреля 2005 года:
Музыкальные номера, звучащие в этой опере (щелкнув по синим цифрам, можно сразу увидеть соответствующую сцену):
- 00:54 Увертюра и хор «Вот картина разве не прекрасна».
- 02:53 Ариетта Изабеллы «Молода я и красива». Татьяна Гугуева.
- 09:14 Ариетта Коломбины «Иной сеньор седой». Александра Башилова.
- 16:34 Трио Кассандра, Изабеллы и Коломбины «Мой долг быть там». Александр Коган, Татьяна Гугуева, Александра Башилова.
- 24:41 Ариетта Коломбины «Что прошло, того не воротить». Александра Башилова.
- 36:10 Дуэт Леандра и Изабеллы «Я вдали страдал вместе с вами». Андрей Кирсанов, Татьяна Гугуева.
- 45:29 Квинтет Кассандра, Изабеллы, Леандра, Коломбины и Пьеро «Какой пассаж». Александр Коган, Татьяна Гугуева, Андрей Кирсанов, Александра Башилова, Валерий Никитин.
- 50:26 Водевиль с хором «Весь мир, ликуя, славит Любовь, что нами правит».
Андре Гретри – французский оперный композитор XVIII века, современник и свидетель Великой французской революции, самая крупная фигура оперного театра Франции эпохи Просвещения. Создал около 60 опер, очень разнообразных по тематике и по жанрам. Родился в семье музыканта, с 9 лет начал сочинять музыку, а к 17 годам был уже автором нескольких духовных произведений (месс, мотетов). Тринадцатилетним мальчиком впервые увидел оперу-буффа в исполнении гастролирующей итальянской труппы. Позже, когда в течение пяти лет совершенствовался в Риме, смог познакомиться там с лучшими произведениями этого жанра
И наиболее важное место в творчестве Гретри заняла комическая опера.
Сюжет[править]
Краткий сюжет мифа состоит в том, что супруги Кефал (Цефал) и Прокрис (по другим версиям Прокрида) нарушили друг перед другом верность. Однако нарушение это было неординарным, поскольку прелюбодеяние совершалось друг с другом. А дело было так. Кефал через восемь лет разлуки в чужом облике явился к Прокрис и соблазнил её дарами, а когда принял свой облик и жена узнала, что изменила мужу с ним же самим, она пришла в такое замешательство, что от ужаса убежала на Крит, где получила в дар от царя Миноса охотничью собаку Лалапса и «неотвратимое» копьё, всегда попадающее в цель. И теперь уже Прокрис в неузнаваемом облике охотника появилась перед Кефалом, который тем временем тоже не терял времени даром и завёл интрижку с Эос, женой Тифона. Неузнанная Прокрис под видом юноши-охотника вызвала мужа на соперничество в охоте и, конечно, при помощи Лалапса и волшебного копья выиграла состязания. Тогда Кефал попросил отдать ему дары Миноса, а в ответ услышал цену за них — от него потребовалось нарушение супружеской верности, да ещё с юношей-охотником, на что Кефал тут же согласился. Но поскольку Прокрис была женщиной — ей некуда было деваться, её тайна раскрылась, и она призналась, кто она, приняв свой облик. Дело кончилось тем, что супруги простили друг друга, помирились и, как положено в семье, стали совместно пользоваться имуществом друг друга. Но жить счастливо опять не получилось: недоброжелатели нашептали верной супруге, что муж ей изменяет. Она решила его выследить, и когда однажды Кефал отправился на охоту, взяв пса и волшебное копьё, тайком последовала за ним. Услыхав шорох в листве и подумав, что это лань, а уж никак не его Прокрис, Кефал послал туда неотвратимое копьё. Прокрис пала замертво.
Миф неоднократно использовался как сюжет в литературе, живописи и музыке; иапользовал его как один из сюжетов для своей большой поэмы «Метаморфозы» Публий Овидий Назон, написавший ее в Риме между 2 и 8 годами н. э., эта поэма и стала разработкой для либретто.
Не путать с другими музыкальными произведениями: в России была поставлена первая русская опера композитора Ф.Арайи на текст Сумарокова «Цефал и Прокрис» (1755 г.); еще опера на тот же сюжет композитора Э.Жаке де ла Герр «Кефал и Прокрида» (1694 г.).
Сочинения
- «Сборщица винограда» (La Vendemmiatrice) (1765)
- «Изабель и Гертруда, или Предполагаемые Сильфы» (Isabelle et Gertrude ou Les Sylphes supposés) (1766)
- «Браки самнитян» (Les Mariages samnites) (1768)
- «Знаток» (Le Connaisseur) (1768)
- «Гурон» (Le Huron) (1768)
- «Люсиль» (Lucile) (1769).
- «Говорящая картина» (Le Tableau parlant) (1769)
- «Момус на земле» (Momus sur la terre) (1769)
- «Сильван» (Sylvain) (1770)
- «Двое скупых» (Les Deux Avares) (1770)
- «Опыт дружбы» (L’Amitié à l’épreuve) (1770)
- «Друг дома» (L’Ami de la maison) (1771)
- «Земира и Азор» (Zémire et Azor) (1771), опера-балет
- «Великолепный» (Le Magnifique) (1773)
- «Избранница из Саланси» (La Rosière de Salency) (1773)
- «Цефал и Прокрис, или Супружеская любовь» (Céphale et Procris ou L’Amour conjugal) (1773)
- «Неверная магия» (La Fausse Magie) (1775)
- «Браках самнитян» (Les Mariages samnites) (1776)
- «Пигмалион» (Pygmalion) (1776)
- «Любовь для любви» (Amour pour amour) (1777)
- «Матроко» (Matroco) (1777)
- «Суд Мидаса» (Le Jugement de Midas) (1778)
- «Три Возраста оперы» (Les Trois Âges de l’opéra) (1778)
- «Неверные понятия, или Завистливый любовник» (Les Fausses Apparences ou L’Amant jaloux) (1778)
- «Статуи» (Les Statues) (1778)
- «Непредвиденные события» (Les Événements imprévus) (1779)
- «Окассин и Николетта, или Обычаи хорошего старого времени» (Aucassin et Nicolette ou Les Mœurs du bon vieux temps) (1779)
- «Андромаха» (Andromaque) (1780)
- «Эмилия, или Прекрасная рабыня» (Émilie ou La Belle Esclave) (1781)
- «Колинетта при дворе, или Двойное испытание» (Colinette à la cour ou La Double Épreuve) (1782)
- «Затруднение богатств» (L’Embarras des richesses) (1782)
- «Электра» (Électre) (1782)
- «Колонны Алсид» (Les Colonnes d’Alcide) (1782)
- «Талия в новом театре» (Thalie au nouveau théâtre) (1783)
- «Караван Каира» (La Caravane du Caire), опера-балет (1783)
- «Теодор и Полен» (Théodore et Paulin) (1784)
- «Ричард Львиное Сердце» (Richard Cœur-de-Lion) (1784). Ария «О Ричард, мой король!» стала роялистским гимном во время Революции. Романс из этой оперы был использован Чайковским в «Пиковой даме».
- «Сельское испытание» (L’Épreuve villageoise) (1784)
- «Панург на острове фонарей» (Panurge dans l’île des lanternes) (1785)
- «Эдип в Колонии» (Œdipe à Colonne) (1785)
- «Амфитрион» (Amphitryon) (1786)
- «Свадьба Антонио» (Le Mariage d’Antonio) (1786)
- «Ошибки сходства» (Les Méprises par ressemblance) (1786), совместно с дочерью Люсиль Гетри (Lucile Grétry)
- «Граф д’ Альбер» (Le Comte d’Albert) (1786)
- «Туанетта и Луи» (Toinette et Louis) (1787), совместно с дочерью Люсиль Гетри (Lucile Grétry)
- «Английский заключенный» (Le Prisonnier anglais) (1787)
- «Тайный соперник» (Le Rival Confident) (1788)
- «Рауль Синяя Борода» (Raoul Barbe-Bleue) (1789)
- Aspasie (1789)
- «Пётр Великий» (Pierre le Grand) (1790)
- «Роже и Оливье» (Roger et Olivier) (1790)
- «Гильом Телль» (Guillaume Tell) (1791)
- «Сесиль и Эрмансэ, или Два монастыря» (Cécile et Ermancé ou Les Deux Couvents) (1792)
- «Базиль, или К обманщику, обманщик с половиной» (а Basile ou À trompeur, trompeur et demi) (1792)
- «Серафина, или Отсутствующая и присутствующая» (Séraphine ou Absente et présente) (1792)
- «Конгресс королей» (Le Congrès des rois) (1794)
- «Жозеф Барра» (Joseph Barra) (1794)
- «Дени-тиран, школьный учитель в Коринфе» (Denys le tyran, maître d’école à Corinthe) (1794)
- «Праздник разума, или Республиканская избранница» (La Fête de la raison) (1794)
- «Калиас, или Природа и родина» (Callias ou Nature et patrie) (1794)
- «Диоген и Александр» (Diogène et Alexandre) (1794)
- «Лисбет» (Lisbeth) (1797)
- «Анакреон у Поликрата» (Anacréon chez Polycrate) (1797)
- «Цирюльник деревни, или Возвращение» (Le Barbier du village ou le Revenant) (1797)
- «Элиска, или Материнская любовь» (Elisca ou L’Amour maternel) (1799)
- «Каска и голуби» (Le Casque et les Colombes) (1801)
- «Зельмар, или Убежище» (Zelmar ou L’Asile) (1801)
- «Подготовка» (Le Ménage) (1803)
- «Уготованные девушки» (Les Filles pourvues) (1803)
- Балеты, романсы, реквиемы, симфонии, квартеты, концерты, камерные, инструментальные и другие музыкальные произведения.
Премьера[править]
Премьера прошла 20 октября или 21 октября 1784 года в Парижском театре Итальянской комедии (Comédie-Italienne). Это — официально зафиксированная в документах дата, однако сам Гретри в своих «Мемуарах» указал другую дату — 25 октября 1785 года. Вполне возможно, что композитора подвела память.
Среди первых исполнителей: Филипп Кови (Philippe Cauvy) — Ричард, Клерваль (Clairval; наст.имя Jean-Baptiste Guignard) — Блондель, Луиз Дюгазон-Лефевр (Louise-Rosalie Lefebvre, dite Madame Dugazon) — Лоретта, Мёнье (Meunier) — Флористан, Розали Левассёр (Rosalie Levasseur) — Антонио.
Литература
- Memoires, ou Essais sur la musique, v. 1—3, P., 1796—97 (Мемуары, или Очерки о музыке, т. 1, М. — Л., 1939).
- Роллан Р., Собрание музыкально-исторических сочинений, т. 4—Музыканты прошлых дней, пер. с франц., М., 1938
- Левашева О., Оперная эстетика Гретри, в кн.: Классическое искусство за рубежом, М., 1966
- Bobillier М., Gretry, sa vie et ses oeuvres, par M. Bronet (Marie Bobillier)…, P., 1884
- Wichmann H., Gretry und das musikalische Theater in Frankreich, Halle, 1929
- Degey M., A. M. Cretrv, ;.
- Marsick P. L., A. M. Cretry, Brux., 1944
6.1. Les autres livres
- Ср. Бретон, «Notice sur la vie et les ouvrages d’A.G.» (Париж, 1814)//Заметки о жизни и творчестве А. Г.;
- «Grétry en famille» (Париж, 1815)//Гретри в семье;
- ван Гульст, «Grétry» (Льеж, 1842).
История первой постановки[править]
16 ноября 1773 года вступали в брак внук французского короля Людовика XV, будущий король Франции Карл X и Мария-Тереза Савойская. К этому времени предполагались большие празднества, растянутые на несколько недель. Во французский двор съехались королевские семьи со всей Европы.
Франция встречала дорогих гостей не только пышными пирами, но и обширной культурной программой. В королевский оперный театр при Версальском дворце были вызваны музыканты, певцы и певицы, танцоры и танцовщицы.
Среди прошедших в эти праздничные дни представлений был и новый балет «Кефал и Прокрис», его премьера состоялась 30 декабря 1773 в Версале, хореограф Гаэтано Вестрис.
Для А. Гретри это было его первое произведение, поставленное на королевской сцене специально для королевской семьи и королевских гостей. Приглашению Гретри на королевскую сцену предшествовал огромный успех, выпавший на долю его комической оперы «Гурон» (Le Huron) в 1769 году. Этот успех способствовал дружескому отношению к нему со стороны дофина, что, в свою очередь, открыло композитору вход на высочайший уровень, а в 1773 году он получил официальный придворный статус и тогда же от имени Людовика XV ему было предложено сочинить большое произведение специально для свадебных торжеств.
Произведение искусства
Андре Гретри в своем Почетном легионе.
Место рождения (в настоящее время Musée Grétry) — улица Реколе в Льеже.
Дом в Женеве, где останавливался Андре Гретри для сочинения Изабель и Гертруды (1766).
Могила на кладбище Пер-Лашез (11 участок).
Скульптура Андре Гретри работы Жана-Батиста Стуфа (1804–1808), мрамор, Нью-Йорк , Музей Метрополитен .
Портрет Андре Гретри работы Франсуа Дюмона (1808), Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
Оперы
- 1765 : Вендеммиатрис
- 1766 г. : Изабель и Гертруда, или предполагаемые сильфиды
-
1768 :
- Самнитские браки
- Знаток
- Гурон
-
1769 :
- Люсиль Вокальный квартет « Где ты можешь быть лучше, чем в семье? Принесла композитору славу. Позднее эту мелодию возьмет на себя Анри Вьёштан в адажио его Пятого скрипичного концерта .Несколько столбцов этой работы долгое время служили индикатором начала и конца бельгийских общественных радиопередач ( RTBF ).
- Говорящий стол
- Момус на земле
-
1770 :
- Сильвен
- Два аварца
- Дружба на испытание
-
1771 :
- Друг дома
- Земир и Азор
-
1773 :
- Великолепный , на либретто Седэна по сказке Жана де Лафонтена
- La Rosière de Salency
- Цефал и Прокрис, или супружеская любовь
-
1775
Ложная магия
:
-
1776 г. :
- Самнитские свадьбы
- Пигмалион
-
1777 :
- Любовь за любовь
- Matroco
-
1778 :
- Суд Мидаса
- Три возраста оперы
- Ревнивый любовник или фальшивая внешность
- Статуи
-
1779 :
- Неожиданные события
- Комедия «Aucassin et Nicolette ou les Mœurs du bon vieux temps» в трех действиях, впервые представленная в Версале 30 декабря 1779 г.
-
1780 г.
Андромаха
:
-
1781
Эмили или красивая рабыня
:
-
1782 :
- Колинетт в суде или двойной тест
- Смущение богатством
- Электра
- Колонны Альцида
-
1783 г. :
- Тали в новом театре
- Каирский караван
-
1784 :
- Теодор и Полин
- Ричард Львиное Сердце .Ария Ричард, Мон Рой станет роялистским гимном во время Революции, спетым Gardes du Corps и полком Фландрии перед королевской семьей в Версальской опере, непосредственной причиной марша парижан по дворцу. Версаля . Именно эту мелодию Вотрен выбирает, чтобы предупредить Эжена де Растиньяка о том, что он наблюдает за ним в « Ле Пер Горио » Оноре де Бальзака . Воздух Я чувствую, как бьется мое сердце / я не знаю, почему в «Пиковую даму » Чайковского включен персонаж графини, которая вызывает воспоминания о его сбежавшей юности …
- Деревенский суд
-
1785 :
- Панург на острове Фонарей
- Эдип в колонну
-
1786 г. :
- Амфитрион
- Свадьба Антонио
- Недоразумения по сходству , в сотрудничестве с его дочерью Люсиль Гретри
- Граф Альберта
-
1787 г. :
- Туанетт и Луи в сотрудничестве со своей дочерью Люсиль Гретри
- Английский пленник
-
1788
Доверенное лицо соперника
:
-
1789 г. :
- Рауль Синяя Борода
- Аспазия
-
1790 :
- Петр Великий (opéra-comique) (фр)
- Роджер и Оливье
-
1791
Гийом Телль
:
-
1792 :
- Офицер судьбы
- Сесиль и Эрмансе, или Два монастыря
- Василий или Обманщик, обманщик с половиной
- Серафин, или Отсутствует и присутствует
-
1794 :
- Конгресс королей , с одиннадцатью другими композиторами ( Henri-Монтан BERTON , Фредерик Власий , Луиджи Керубини , Николя Далирак Проспер-Didier Deshayes , Девьны , Луи Эммануэль Jadin , Родольф Крейцер , Этьенн Николя Mehul , Жан Пирр Соли и Пробный Fils ) .
- Джозеф Барра
- Дионисий тиран, учитель в Коринфе
- Праздник разума
- Каллии, или Природа и Родина
- Диоген и Александр
-
1797 :
- Лизбет
- Анакреон в Поликрате
- Деревенский цирюльник или Ревенант
-
1799
Элиска или материнская любовь
:
-
1801 г. :
- Шлем и голуби
- Зелмар или Убежище
-
1803 г. :
- Домашними делами
- Предоставленные девушки
Другие работы
- Инструментальные произведения
- балеты
- прологи
- Шесть струнных квартетов , соч.3
- Вокальные произведения
- революционные песни
- романсы
- Ариетты из комедии д’Эле 1778 г.
- Священные произведения
- Де Профундис ( Реквием )
- Мотет » Конфитебор «
Сочинения
- Воспоминания или очерки о музыке (1797)
- От правды. Кем мы были, что мы есть, кем мы должны быть , Париж, Андре-Эрнест-Модест Гретри (напечатано в Charles Pougens),1801 г., 3 т., 21 см ( OCLC ).
- Размышления одинокого (пост.)
Примечания
- МузЭкскурс — www.specialradio.ru/p&d/?id=2
- См. Шаров К. С. Музыка как инструмент национализма — www.philos.msu.ru/vestnik/philos/art/2005/sharov_music.htm
- См. Галопом по Европе — galopompoevrope.ru/158
- [ http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=700311 — www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=700311 Телешкола: Гретри А.]
- ПЕТР I ЗАПЕЛ ТЕНОРОМ — www.hripin.narod.ru/peter.htm. Автор Андрей Хрипин
- «Петр Великий» Гретри в «Геликоне» — www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=487&crubric_id=100442&rubric_id=207&pub_id=472370. Газета «Культура», автор Лариса ДОЛГАЧЕВА
- ОРЕАНДА-НОВОСТИ — www.oreanda.ru/ru/news/20080703/culture/article313082/
- История усадьбы — www.ostankino-museum.ru/hu_5.php
Либретто[править]
Мишель-Жан Седэн (1719—1797) обратился к исторической теме, положив в основу драматургии реальное историческое лицо — английского короля Ричарда I и Третий крестовый поход.
Не следует искать в произведении одну историческую правду, это было бы неправильно, искусство использует исторические факты выборочно, по своему усмотрению и ставит целью не историзм, а театральную зрелищность и авторские изыски.
Ричард Iправить
https://youtube.com/watch?v=c0_jbsHTDm0%3F
Ричард Первый Львиное Сердце. Король Англии. Исторический экскурс
Ричард I Львиное Сердце (8 сентября 1157 года — 6 апреля 1199 года) стал одним из главных вдохновителей и вождей Третьего крестового похода, проходившего в 1189—1192 гг. Поход оказался не просто крайне неудачным, так что крестоносцам пришлось вовсе отказаться от идеи захвата Иерусалима, — дело вообще закончилось тем, что в декабре 1192 года, уже возвращаясь в Англию и проходя через Европу, Ричард был схвачен австрийским герцогом Леопольдом, который за 60 тысяч ливров выдал его императору Генриху VI, и затем заключен в темницу. Генрих VI назначил за освобождение английского короля огромный выкуп в 100 тысяч золотых марок, что равносильно 34 тысячи килограммов серебра (источники утверждают, что это были очень большие деньги). Такую сумму удалось собрать лишь к началу 1194 года — Ричард вышел на свободу в праздник Сретения, 2 февраля 1194 года.
Легендаправить
А еще через сотню лет о походе и пленении Ричарда была сложена легенда. Немалая роль в ней отводилась не Ричарду, а его другу-менестрелю, верному рыцарю-трубадуру Блонделю. Вполне возможно, что это тоже персонаж исторический. Реально существовавший — французский трувер Блондель де Нель (родился около 1155 года в городке Нель между Перонной и Сен-Кантеном — дата смерти неизвестна). Вряд ли английский король и французский трувер вообще были знакомы, но легенда объединила их и рассказала, что верный рыцарь Блондель отправился на поиски плененного короля и узнал его по песне, которую когда-то сочинил Ричард — рыцарь-трубадур шел и пел эту песню, которую подхватить мог только Ричард, он и запел ее. А дальше, когда, как гласит легенда, место пребывания английского короля оказалось установлено — спасти его было делом техники, с которым трубадур запросто справился. Финансовый вопрос освобождения английского короля как далекий от возвышенного искусства был полностью устранен из поэтики легенды.
Драматургияправить
Эту легенду положил в основу своего либретто Мишель-Жан Седэн.
Однако только использование легенды о короле Ричарде Львиное Сердце и его верном друге и спасителе для драматургического произведения было маловато. Требовалась более утонченная интрига с завязкой и развязкой сюжета и любовная линия. Вот этим и занялся драматург, введя в свое произведение множество других персонажей, все действия которых разворачиваются на фоне спасения короля. Они и заняли места главных действующих лиц, превратив историческую фабулу в фарс-водевиль.
Готовое либретто для комической оперы автор показывал разным композиторам, но те не увидели в нагромождении сюжетных линий и любовных коллизий применения своим музыкальным талантам; романтический образ Ричарда из тоже не заинтересовал — к тому времени его уже немало использовали в произведениях, — и лишь Андре Гретри, к этому времени уже снискавший определенный успех предыдущими работами, тут же без колебаний принял либретто. Так родилось выдающее музыкально-драматическое произведение, навсегда вошедшее в мировую культуру.
В процессе работы у либреттиста и композитора неоднократно случались рабочие прения по поводу сюжета, особые разногласия вызывала сцена осады крепости; но особых конфликтов не возникало — все заканчивалось компромиссами, устраивающими обе стороны. Однако даже после оглушительно успешной премьеры подбор новых вариантов различных сцен продолжился. Однако общий сюжет был выстроен изначально.
Среди постановок оперы[править]
Опера Гретри вскоре обошла многие музыкальные сцены Европы. И не только — обошла, но и многократно возобновлялась. Известно, что к лондонской постановке 1788 года хореографические сцены ставил Шарль Дидло.
В России опера впервые прошла в театре в Гатчине при дворе императора Павла Первого — силами придворной французской труппы, 29 июня 1794. Кроме того, опера ставилась в крепостной театре Шереметевых, где в партии Лоретты выступала выдающаяся Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова.
Публичный же первый показ оперы в России прошел в Петербурге 28 октября 1815 г. (Петербургский Малый театр). На русской сцене в партии Ричарда выступал Василий Михайлович Самойлов.
Постановка в Москве прошла в 1817 году.
Дальнейшая работа[править]
Уже через два дня после премьеры композитор предложил драматургу переделать финальный акт, однако Седэн идеи Гретри не понравились, и он изменил то, что сам считал нужным: он сократил последний третий акт и написал еще один — четвертый, к которому композитору пришлось срочно досочинять музыку. Это была вторая редакции оперы.
В четырехактном варианте опера прозвучала в замке Фонтенбло при дворе Марии Антуанетты 21 декабря то ли этого же 1784, то ли следующего 1785 года, то ли — по другим источникам — 25 октября 1785 г..
Но и этот вариант оказался неокончательным. Появилась 3-я редакция: авторы от четвертого акта решили отказаться, но переделали третий акт, ставший кульминационным последним. В таком виде опера прошла в театре Комедии-Итальен (театр Итальянской комедии) 22 декабря 1785 г..
А еще через неделю родилась окончательная версия — с небольшими изменениями по отношению к предыдущей, которая была 29 декабря — опять же неизвестно точно, какого именно года: 1784 или 1785, или — по иным источникам — именно 29 декабря 1785 г.
Андре Гретри в книге «Мемуаров» не без гордости вспоминал успех своего произведения: «кажется, и ста представлений будет мало для рвения публики».
Музыка[править]
https://youtube.com/watch?v=RQ_586CLHDM%3F
Richard Coeur-De-Lion — Troubadours et Trouvères / Trovadores
Центральной музыкальной темой — по сюжету — стал романс, с помощью которого Блондель искал Ричарда. Этим музыкальным фрагментом оперы стал мотив арии «Une fièvre brûlante» («Сжигает жар»).
В собственных мемуарах Гретри сам рассказывал, как долго не мог найти мелодию «старинного стиля, способного понравиться современникам». Именно этот музыкальный пассаж составлял основные трудности, но зато когда он был найден, вся опера приобрела необходимое музыкальное звучание, романс узнавания в разных вариациях появляется в опере 9 раз: в оркестре, под скрипку, соло, в дуэте, ансамбле с хором… Этот мотив оказался столь точен, что многими зрителями воспринимался не как творчество композитора — что было на самом деле, — а как старинная баллада, использованная в опере.
Однако на самом деле композитор скромничал: время показало, что несколько арий этой оперы вошли в сокровищницу мирового музыкального искусства и еще неоднократно, видоизменяясь, использовались в других произведениях.
биография
Андре Гретри родился в семье скрипача Жан-Жозефа (или Франсуа) Гретри и Мари-Жанны Дефоссес. У пары уже есть сын Жан-Жозеф. Андре сначала показал несколько музыкальных подарков. Его призвание рождено прослушиванием итальянских опер-буффов . Изучив пение , бассо континуо и композицию , он получил стипендию для учебы в Риме в фонде Ламберта-Дарчи (Апрель 1761 г. — Февраль 1766 г.).
Его знание пения, итальянской музыки и его мелодическая изобретательность привели его к написанию опер . Его первый opéra-Комик , Изабель и др Гертруда , премьера которой состоялась в 1766 году в Женеве . молодой музыкант (25 лет) встречает там Вольтера (74 года), который становится его другом. Мемориальная доска появляется на доме на Гранд-Рю, где он останавливался.
В 1771 году он женился на Жанне-Мари Грандон, дочери лионского художника Шарля Грандона и самой художнице. У них будет три дочери: Дженни, Антуанетта, крестной матерью которой будет королева, и Люсиль, которая будет им, а также Кэролайн Вуйет , одна из учениц Андре Гретри, и вместе с отцом сочинят несколько произведений в 1786-87 ().
После успеха его гурона в Париже в1768Он состоит пятнадцать опер и более сорока комических опер , пока 1803. Во второй половине XVIII — го века, он является хозяином в своем роде во Франции. После того , как был директором музыки для Марии-Антуанетты , он стал, после революции , ставленник Наполеона , который сделал его кавалером ордена Почетного легиона на18 декабря 1803 г.. Мелодия, взятая из Каравана Каира, сочиненная Гретри, станет, после адаптации Давидом Бюлем, одной из самых популярных военных песен Великой Армии во время сражений, в частности, когда Великая Армия вошла в Москву.14 сентября 1812 г. : Победа за нами . Он работает с Франсуа-Жозефом Госсеком , Этьеном Николя Мехулем , Жан-Франсуа Лесуэром и Луиджи Керубини , одним из инспекторов преподавания и публичных выступлений в Консерватории музыки . Покрытый славой, он был назначен в Академию в г.1795и удалился в бывшую собственность Жан-Жака Руссо в Монморанси .
При жизни Жан-Батист Стуф сделал ему памятную статую . Он был заказан в 1804 году Ипполитом, графом де Ливри, и установлен в Опера Комик в 1809 году. Сейчас он находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке .
Следуя его желанию, он был похоронен в Пер-Лашез ( 11- я дивизия), но его сердце было репатриировано в его родной город в 1842 году, помещено в урну для голосования, которая всегда видна в нише основания его статуи из бронзы. напротив Королевской оперы Валлонии .
Гримм в своей « Correspondance littéraire, философский и критический анализ» говорит о нем: «Г-н Гретри из Льежа; он молод, он выглядит бледным, бледным, страдающим, измученным — все признаки гениального человека. Пусть попробует пожить, если возможно! »
В конце 2011 года рукопись в L’Officier де фортуны , начиная с 1790 года , было извлечено с помощью куратора этого музея Гретри . Хотя о существовании произведения было известно, до этого открытия не осталось никаких следов оригинального текста.