Михаил юрьевич виельгорский: биография

Михаил юрьевич виельгорский

Mikhail Vielgorsky

Дата рождения
11.11.1788
Дата смерти
09.09.1856
Профессия
композитор
Страна
Россия

М. Виельгорский — современник М. Глинки, выдающийся музыкальный деятель и композитор первой половины XIX в. С его именем связаны крупнейшие события музыкальной жизни России.

Виельгорский был сыном польского посланника при дворе Екатерины II, на русской службе имевшего чин действительного тайного советника. Уже в детские годы у него проявились незаурядные музыкальные способности: он неплохо играл на скрипке, пытался сочинять. Виельгорский получил разностороннее музыкальное образование, теорию музыки и гармонию он изучал у В. Мартин-и-Солера, композицию у Тауберта. В семье Виельгорских музыка почиталась особым образом. Еще в 1804 г., когда вся семья жила в Риге, Виельгорский принимал участие в домашних квартетных вечерах: партию первой скрипки исполнял отец, альта — Михаил Юрьевич, а партию виолончели — его брат, Матвей Юрьевич Виельгорский, выдающийся музыкант-исполнитель. Не ограничиваясь полученными знаниями, Виельгорский продолжил занятия композицией в Париже у Л. Керубини — известного композитора и теоретика.

Испытывая большой интерес ко всему новому, Виельгорский в Вене познакомился с Л. Бетховеном и присутствовал в числе первых восьми слушателей при исполнении «Пасторальной» симфонии. В течение всей жизни он оставался горячим поклонником немецкого композитора. Перу Михаила Юрьевича Виельгорского принадлежит опера «Цыгане» на сюжет, связанный с событиями Отечественной войны 1812 г. (либр. В. Жуковского и В. Сологуба), он одним из первых в России осваивал крупные сонатно-симфонические фоомы, написав 2 симфонии (Первая была исполнена в 1825 г. в Москве), струнный квартет, две увертюры. Им созданы также Вариации для виолончели с оркестром, пьесы для фоптепиано, романсы, вокальные ансамбли, а также ряд хоровых сочинений. Романсы Виельгорского пользовались большой популярностью. Один из его романсов охотно исполнял Глинка. «Из чужой музыки он пел только одни вещь — романс графа Михаила Юрьевича Виельгорского „Любила я“: но пел этот милый романс с таким же увлечением, с такой же страстностью, как самые страстные мелодии в своих романсах», — вспоминал А. Серов.

Где бы ни жил Виельгорский, — его дом всегда становится своеобразным музыкальным центром. Здесь собирались истинные ценители музыки, впервые исполнялись многие сочинения. В доме Виельгорского Ф. Лист впервые играл с листа (по партитуре) «Руслана и Людмилу» Глинки. Поэт Д. Веневитинов называл дом Виельгорского «академией музыкального вкуса», Г. Берлиоз, приезжавший в Россию, — «маленьким храмом изящных искусств», Серов — «лучшим приютом для всех музыкальных знаменитостей нашего времени».

В 1813 г. Виельгорский тайно женился на Луизе Карловне Бирон — фрейлине императрицы Марии. Этим он навлек на себя опалу и вынужден был уехать в свое поместье Луизино в Курскую губернию. Именно здесь, вдали от столичной жизни, Виельгорский сумел привлечь многих музыкантов. В 20-х гг. в его имении были исполнены 7 симфоний Бетховена. В каждом концерте «исполнялась симфония и „модная“ увертюра, участвовали любители-соседи… как певец выступал и Михаил Юрьевич Виельгорский, исполняя не только свои романсы, но и оперные арии западных классиков». Виельгорский высоко ценил музыку Глинки. Оперу «Иван Сусанин» он считал шедевром. В отношении «Руслана и Людмилы» он не во всем был согласен с Глинкой. В частности, он сердился на то, что единственная партия тенора в опере предоставлена столетнему старику. Виельгорский оказывал поддержку многим прогрессивным деятелям России. Так, в 1838 г. совместно с Жуковским он организовал лотерею, вырученные средства от которой пошли на выкуп из крепостной зависимости поэта Т. Шевченко.

Л. Кожевникова

Служебная деятельность

В десять лет Михаил вместе со своим младшим братом был пожалован Павлом I в звание рыцаря Мальтийского ордена.

В январе 1804 года граф Виельгорский был пожалован придворным чином камер-юнкера; тогда же он поступил на службу в Коллегию иностранных дел, где состоял до апреля 1812 года, когда был причислен к Министерству народного просвещения. В 1818 году перешёл в ведомство Министерства внутренних дел, но в 1826 году вернулся в Министерство народного просвещения; в этом же году был пожалован придворными званиями камергера и «в должности егермейстера». В 1827 году исправлял должность попечителя Харьковского учебного округа; состоял членом Главного правления училищ, находящихся в Санкт-Петербурге, был членом Комитета Главной театральной дирекции.

В 1832 году в чине действительного статского советника и в придворном звании «в должности шталмейстера» Михаил Виельгорский был назначен почётным опекуном Санкт-Петербургского опекунского совета и управлял воспитательным домом, Мариинской больницы и Училищем глухонемых. В 1835 году был пожалован в шталмейстеры, в 1838 году — в гофмейстеры, в 1845 году был назначен членом Главного совета женских учебных заведений, в июне 1846 года пожалован в обер-шенки.

Музыкант и меценат

В своё поместье Луизино в Курской губернии, вдали от столичной жизни, Виельгорский сумел привлечь многих музыкантов. В 1820-х годах в его имении были исполнены 7 симфоний Бетховена.

В Петербурге Виельгорский имел таких знаменитых друзей как Пушкин, Тютчев, Жуковский, и многих других, посещавших его квартиру и дом как места общения людей культуры и искусства. Виельгорский также оказывал материальную помощь молодым художникам и литераторам. В 1838 году совместно с Жуковским он организовал лотерею, на средства от которой был выкуплен из крепостной зависимости поэт Тарас Шевченко.

Особой страстью Михаила Виельгорского была музыка. Он был прекрасным исполнителем и композитором, дилетантом, но по отзыву Шумана, «гениальным дилетантом».

Незаурядные музыкальные способности Виельгорский развивал с детства. Он играл на скрипке и фортепиано, учился композиции и получил разностороннее музыкальное образование. Теорию музыки и гармонию он изучал у В. Мартин-и-Солера, композицию у Вильгельма Тауберта. Ещё в 1804 году, когда вся семья жила в Риге, Виельгорский принимал участие в домашних квартетных вечерах: партию первой скрипки исполнял отец, альта — Михаил Юрьевич, а партию виолончели — его брат Матвей, музыкант-исполнитель. Не ограничиваясь полученными знаниями, Виельгорский продолжил занятия композицией в Париже у Л. Керубини — известного композитора и теоретика.

Испытывая большой интерес ко всему новому, Виельгорский в Вене познакомился с Л. Бетховеном и присутствовал в числе первых восьми слушателей при исполнении «Пасторальной» симфонии. В течение всей жизни он оставался горячим поклонником немецкого композитора. Перу Виельгорского принадлежит опера «Цыгане» на сюжет, связанный с событиями Отечественной войны 1812 г. (либретто В. Жуковского и В. Соллогуба), он одним из первых в России осваивал крупные сонатно-симфонические формы, написав две симфонии (Первая была исполнена в 1825 г. в Москве), струнный квартет, две увертюры. Им созданы также Вариации для виолончели с оркестром, пьесы для фортепиано, романсы, вокальные ансамбли, а также ряд хоровых сочинений. Романсы Виельгорского пользовались большой популярностью. Один из его романсов («Любила я») охотно исполнял Глинка.

Дом Виельгорского на был элитным клубом и центром международных культурных связей. Здесь собирались истинные ценители музыки, выступали артисты и музыканты, впервые исполнялись многие сочинения. Во время гастролей в Санкт-Петербурге Ф. Лист останавливался в доме Виельгорского и познакомился с М. Глинкой. В этом доме Лист впервые играл на рояле по нотной партитуре оперу Глинки «Руслан и Людмила». Поэт Д. Веневитинов называл дом Виельгорского «академией музыкального вкуса», Г. Берлиоз, приезжавший в Россию, — «маленьким храмом изящных искусств». Михаил Юрьевич Виельгорский свободно владел немецким, французским и итальянским и активно способствовал общению русских и иностранных гостей. Дом Виельгорских в середине XIX века был центром культурной жизни Петербурга, который посещали Глинка, Тютчев, Берлиоз, Лист, Рубини и многие другие деятели культуры Европы и России.

Умер Михаил Виельгорский 9 () сентября  года в Москве. Его зять граф В. Соллогуб вспоминал о нём:

Похоронен в Лазаревской усыпальнице Александро-Невской лавры в Петербурге.

В 1993 году часть помещений дома Виельгорского были переданы Российской гимназии при Русском музее.

Дружба с Марией Сергеевной Дурново

Михаил Вильгорский был знаком с Марией Сергеевной Дурново (Грибоедовой) , опытной фортепианной исполнительницей и сестрой известного русского писателя Александра Грибоедова . По воспоминаниям Марии Дурново : «Очень часто писатель приходил в комнату сестры. Весной 1823 года, когда знаменитая комедия оставалась тайной для публики, и большинство друзей, Михаил Вильгорский наткнулся на несколько листов стихотворений, написанных рукой Александра Грибоедова, при сборке листов нот на рояле Марии Сергеевны. Мария хотела скрыть случайно обнаруженные страницы, но было уже поздно. Весть о новой комедии стремительно разнеслась по Москве из уст известный в то время музыкант ». Это стихотворение « Горе от ума» , которое до сих пор считается «золотой классикой» в России и других русскоязычных странах.

Примечания

  1. // Книга адресов С. Петербурга на 1837 год / издатель Карл Нистрем. — СПб.: Типография III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1837. — С. 46.
  2. // Книга адресов С. Петербурга на 1837 год / издатель Карл Нистрем. — СПб.: Типография III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1837. — С. 60.
  3. // Книга адресов С. Петербурга на 1837 год / издатель Карл Нистрем. — СПб.: Типография III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1837. — С. 425.
  4. // Алфавитный список улиц, площадей и набережных <…> С. Петербурга. II часть путеводителя. — СПб.: Типография Карла Вингебера, 1853. — С. 21.
  5. // Путеводитель. 60,000 адресов из Санкт-Петербурга, Царского Села, Петергофа, Гатчина и прочия. — Типография Карла Вингебера, 1854. — С. 61.
  6. Знаменитые россияне 18—19 веков. Биография и портреты. — СПб.: Лениздат, 1996. — С. 833
  7. В. А. Соллогуб. Воспоминания,1998.
  8. Письма М. А. Волковой к В. И. Ланской (1812—1818) // Вестник Европы. 1874. Т.4. С.573—574.
  9. Лямина Е. Э., Самовер Н. В. «Бедный Жозеф»: Жизнь и смерть Иосифа Виельгорского.: Опыт биографии человека 1830-х гг. — М.: Языки славянских культур, 1999.
  10. ЦГИА СПб. ф.19. оп.111. д.187. с. 206.
  11. ГА РК. Фонд 312. оп. 1. д. 7. Метрические книги Александро-Невского собора в Симферополе
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: