Уменьшенный лад
Еще один представитель симметричных ладов, наряду с двумя предыдущими гаммами.
Уменьшенная гамма — это гамма, построенная по принципу «тон — полутон», поэтому октава из 12 звуков делится на четыре идентичные конструкции 2 + 1 («тон — полутон»), которые дают 8 звуков в гамме.
Основа уменьшенной гаммы — это уменьшенный септаккорд, поэтому вы можете использовать его при игре этого аккорда
Сыграйте эту гамму на уменьшенном септаккорде из A: В русской музыкальной традиции уменьшенная гамма называется гаммой Римского-Корсакова (он часто использовал ее в своей музыке).
Этот режим иногда также называют арабским
Японский лад
Японская гамма — это пентатоника, имеющая много разновидностей. Мы рассмотрим некоторые из них:
Фактически, большинство этих шкал являются вариациями одной шкалы: шкалы Хираёси. Принцип их использования аналогичен принципу использования естественных модальностей: мы делаем другие шаги звукоряда с тоником, но сохраняем его масштаб.
Диапазон; Формула; Подсказка Хираёси; тон — полутон — два тона — полутон — два тона; Hon Kumoi minor; полутон — два тона — тон — полутон — два тона; минор Ивато; полутон — два тона — полутон — два тона — тон; Кумой нейтральный (без третьих лиц); два тона — полутон — два тона — тон — полутон; крупная китайская шкала; два тона — тон — полутон — два тона — полутон; Инь Сен майор; полутон — два тона — тон — полутон — тон; Доминирующая KumoiIwatoKumoi Китайская гаммаIin Sen Чаще всего используется японская музыка, исполняемая на кото, тринадцатиструнном японском инструменте. Все аппликатуры в этой главе — только адаптации. Упражнение 6
Играйте гаммы Hirayoshi и Hon Kumoi ля минор, а гаммы Kumoi и Chinese — до мажор
Буквенное обозначение звуков и тональностей
Для буквенных обозначений применяются начальные буквы латинского алфавита: A, a; B, b; C, c; D, d; E, e; F, f; G, g; H, h.
Таблица слоговых и буквенных названий
Основные звуки | Повышенныена 1/2 тона | Пониженныена 1/2 тона |
ДО — с | ДО# — cis | ДОb — ces |
РЕ — d | РЕ#— dis | РЕb— des |
МИ — e | МИ# — eis | МИЬ — es |
ФА — f | ФА# — fis | ФАb — fes |
СОЛЬ — g | СОЛЬ# — gis | СОЛЬb — ges |
ЛЯ — a | ЛЯ# — ais | ЛЯb — as |
СИ — h | СИ# — his | СИb — b |
Буквенное обозначение мажорных тональностей
ДО | мажор — C-dur | ФА | мажор — F-dur |
СОЛЬ | мажор — G-dur | СИ b | мажор — B-dur |
РЕ | мажор — D-dur | МИ b | мажор — Es-dur |
ЛЯ | мажор — A-dur | ЛЯ b | мажор — As-dur |
МИ | мажор — E-dur | РЕ b | мажор — Des-dur |
СИ | мажор — H-dur | СОЛЬ b | мажор — Ges-dur |
ФА # | мажор — Fis-dur | ДО b | мажор — Ces-dur |
ДО # | мажор — Cis-dur |
Буквенное обозначение минорных тональностей
ЛЯ | минор — a-moll | РЕ | минор — d-moll |
МИ | минор — e-rnoll | СОЛЬ | минор — g-moll |
СИ | минор — h-moll | ДО | минор — c-moll |
ФА # | минор — fis-moll | ФА | минор — f-moll |
ДО # | минор — cis-moll | СИ b | минор — b-moll |
СОЛЬ # | минор — gis-moll | МИ b | минор — es-moll |
РЕ # | минор — dis-moll | ЛЯ b | минор — as-moll |
ЛЯ # | минор — ais-moll |
Вводные септаккорды
Вводным септаккордом называется септаккорд, построенный от VII ступени лада. В зависимости от септимы вводные септаккорды бывают:
Малый вводный — если крайние звуки септаккорда образуют малую септиму.
Уменьшенный вводный — если крайние звуки септаккорда образуют уменьшенную септиму.
Малый вводный септаккорд встречается в натуральном мажоре, а уменьшенный вводный септаккорд —в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.
Малый вводный септаккорд в натуральном ДО мажоре:
СИ-РЕ-ФА-ЛЯ.
Интервальный состав малого вводного септаккорда:
м.З — м.З — б.З крайние звуки образуют м.7.
Уменьшенный вводный септаккорд а гармоническом ЛЯ миноре:
СОЛЬ-диез-СИ-РЕ-ФА.
Интервальный состав уменьшенного вводного септаккорда:
м.З — м.З — м.З крайние звуки образуют ум.7.
Разрешение вводных септаккордов: Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоением терцового тона, для того чтобы избежать параллельных квинт.Малый вводный септаккорд в натуральном ДО мажореСИ-РЕ-ФА-ЛЯ разрешается в ДО-МИ-МИ-СОЛЬ.Уменьшенный вводный септаккорд а гармоническом ЛЯ минореСОЛЬ-диез-СИ-РЕ-ФА разрешается в ЛЯ-ДО-ДО-МИ.
Переменный лад
Литература : Львов H. A., О русском народном пении, в его кн: Собрание народных русских песен с их голосами, СПБ, 1790, переизд.. M., 1955; Дилецкий H. П., Мусикийская грамматика, (СПБ), 1910; Протопопов Е. В., Элементы строения музыкальной речи, ч. 1-2. М., 1930; Tюлин Ю. Н., Учебник гармонии, ч. 2, М., 1959; Вахромеев В. A., Ладовая структура русских народных песен и её изучение в курсе элементарной теории музыки, М., 1968; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Протопопов В. И., Николай Дилецкий и его «мусикийская грамматика», «Musica Antiqua», IV, Bydgoszcz, 1975; Цукерман В. A., Некоторые вопросы гармонии, в его кн.: музыкально-теоретические очерки и этюды, вып. 2, М., 1975; Mьller-Blattau J., Die Kompositionslehre Heinrich Schьtzens in der Fassung seines Schьlers Christoph Bernhard, Lpz., 1926, Kassel u.a., 1963.
Ю. H. Холопов.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .
Смотреть что такое «Переменный лад» в других словарях:
Переменный лад — лад, в котором функция устоя (тоники) переходит от одного тона к другому (того же звукоряда), а также лад, звукоряд которого изменяется при одной и той же тонике (устое) (по И. В. Способину). Понятие П. л. применяется обычно к… … Большая советская энциклопедия
ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД — лад, в котором функцию устоя поочередно выполняют различные тоны одного звукоряда, а также лад, звукоряд которого меняется при неизменном устое. Переменный лад распространен в народной музыке, в частности в русской … Большой Энциклопедический словарь
переменный лад — лад, в котором функцию устоя поочерёдно выполняют различные тоны одного звукоряда, а также лад, звукоряд которого меняется при неизменном устое. Переменный лад распространён в народной музыке, в частности в русской. * * * ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД… … Энциклопедический словарь
Гармония — (греч. armonia связь, стройность, соразмерность) выразительные средства музыки, осн. на объединении тонов в созвучия и последовательности созвучий. Подразумеваются созвучия в условиях лада и тональности. Г. проявляется не только в… … Музыкальная энциклопедия
Параллельные тональности — в диатонич. системе мажора и минора пара тональностей противоположного наклонения, имеющих один и тот же состав осн. ступеней (одинаковые знаки при ключе); тонич. трезвучия П. т. включают общую большую терцию. П. т. находятся в ближайшем… … Музыкальная энциклопедия
параллельные тональности — (муз.), две тональности противоположного ладового наклонения, имеющие один и тот же состав основных ступеней (одинаковые знаки при ключе, например ре минор и фа мажор). Параллельные тональности могут объединяться в параллельно переменный лад или… … Энциклопедический словарь
Фламенко — правильнее канте фламенко (испап. cante flamenco), обширная группа песен и танцев Юж. Испании и особый стиль их исполнения. Слово Ф. из жаргона 18 в., этимология его не установлена несмотря на многочисл. науч. изыскания. Известно, что в… … Музыкальная энциклопедия
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ — в музыке две тональности противоположного ладового наклонения, имеющие один и тот же состав основных ступеней (одинаковые знаки при ключе, напр. ре минор и фа мажор). Параллельные тональности могут объединяться в параллельно переменный лад или… … Большой Энциклопедический словарь
Параллельные тональности — в диатонической системе мажора и минора две тональности противоположного наклонения, имеющие один и тот же звукоряд (одинаковые знаки при ключе); тонические трезвучия П. т. включают общую большую терцию. П. т. находятся в ближайшем… … Большая советская энциклопедия
Модуляция — (от лат. modulatio размеренность) смена тональности со смещением тонального центра (тоники). В муз. наследии наиболее распространена функциональная М., основанная на гармонич. родстве тональностей: общие для тональностей аккорды служат… … Музыкальная энциклопедия
Источник
Целотонный лад
Полная шкала тонов — это лестница, соседние ступени которой всегда разделены тоном. Принцип построения здесь аналогичен хроматической шкале, в которой две соседние ступени всегда разделены полутоном.
Полнотональная шкала содержит шесть ступеней.
Обычно полная шкала тонов используется в музыке со сложными гармоническими последовательностями. Например, с его помощью вы можете брать измененные аккорды с увеличенной или уменьшенной пятой ступенью, поскольку он содержит оба этих отрывка.
Лаборатория 1
Он играет полнотонную гамму от единицы до измененной септы: в среде российских музыковедов эту гамму часто называют «гаммой Черномора», потому что она использовалась для характеристики образа Черномора в «Руслане и Людмиле 3» Михаила Ивановича Глинки
Ладовое разрешение интервалов
Ладовым разрешением называется переход неустойчивых звуков интервала в ближайшие устойчивые звуки лада.Если в неустойчивом интервале один звук устойчивый, а второй неустойчивый, то устойчивый звук при разрешении остается на месте, а неустойчивый по ладовому тяготению переходит в ближайший устойчивый звук.Если оба звука в интервале неустойчивые, то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки.Увеличенные интервалы при разрешении всегда расширяются а уменьшенные суживаются.
Разрешение неустойчивых интервалов в ДО мажоре, в которых один звук устойчивый, а другой неустойчивый:
РЕ-СОЛЬ в МИ-СОЛЬ, РЕ-СОЛЬ в ДО-СОЛЬ, СИ-СОЛЬ в ДО-СОЛЬ, ДО-ЛЯ в ДО-СОЛЬ, СОЛЬ-ФА в СОЛЬ-МИ.
Разрешение неустойчивых интервалов в ДО мажоре, в которых оба звука неустойчивые :
СИ-ЛЯ в ДО-СОЛЬ, РЕ-СИ в ДО-ДО, РЕ-СИ в МИ-ДО, ФА-СИ в МИ-ДО, ЛЯ-СИ в СОЛЬ-ДО.
Скачок доминантового звука в тонику на кварту вверх или на квинту вниз при разрешении неустойчивых интервалов:
ФА-СОЛЬ в МИ-ДО, РЕ-СОЛЬ в ДО-ДО, СИ-СОЛЬ в ДО-ДО, СОЛЬ-ФА в ДО-МИ, СОЛЬ-РЕ в ДО-ДО, СОЛЬ-СИ в ДО-ДО.
При разрешении неустойчивых интервалов следует избегать параллельных октав и квинт. Например:
РЕ-РЕ в ДО-ДО нельзя, РЕ-РЕ нужно вести в МИ-ДО.
Конспект поурочного плана по учебному предмету «Сольфеджио» ФГТ на тему «Переменный лад» (3 класс)
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
Выдаем Удостоверение установленного образца:
магистр психологии, клинический психолог. .
психолог-консультант, клинический психолог. .
«IQ и EQ как основа успешного обучения»
Конспект поурочного плана по предмету «Сольфеджио»
3 класс (5-летний курс обучения) ФГТ
преподаватель МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»
Белобородова Виктория Викторовна
Цель: закрепить с учащимися пение музыкальных примеров в переменном ладу
Переменный лад – правило. Переменный лад – это лад, в котором 2 тоники: мажорная и минорная. Произведение может начаться в мажоре, а закончиться в параллельном миноре и наоборот. Например, № 319 ( I ч.) В. Макаров «Молодой кузнец» начинается в тональности Ре мажор, а заканчивается в тональности си минор.
№ 319 переписать в тетрадь карандашом, простучать ритм и спеть с листа с тактированием.
Спеть гамму си минор (3 вида), в ней комплекс: разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, t 5/3, t 6, t 6/4.
Игра на ф-но: t 5/3, t 6, t 6/4 в тональности си минор.
Спеть диктант № 46 с тактированием наизусть.
№ 203 ( I ч.) – простучать ритмическое упражнение, с использованием группы шестнадцатых и четверть с точкой.
№ 41 ( II ч.) р.н.п. «За реченькой было» — петь 1 и 2 голос с тактированием.
Слуховой анализ: м.6 – б.2 – ч.4 – м.3 – м.2 – ч.5 – б.6 – ч.8 – б.3
Анализ на слух: П. Чайковский «Болезнь куклы» — определить лад, размер, динамические оттенки, ритмические особенности.
2.Воспитательная : осознанное отношение у учащихся к интонации музыкальных примеров.
3.Развивающая : слух, ритм, речь, память, мышление.
Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, сравнения, музыкального обобщения.
Оборудование : доска, мелки, фортепиано.
Список литературы и средств обучения
Учебная и методическая литература
И.А. Лазарева, И.В. Казанцева. Программа учебного предмета ПО.02.УП.01. «СОЛЬФЕДЖИО» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» для учащихся 1 – 5 классов. – Срок реализации – 5 лет. – Усть-Ордынский, 2015.
Сольфеджио / Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин. – Ч. 1 : Одноголосие. — М.: «Музыка», 1980.
Сольфеджио / Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин. – Ч. 2 : Двухголосие. – М.: «Музыка», 2006.
И. Способин Элементарная теория музыки. – М.: Кифара, 1998.
О. Лежнева Практическая работа на уроках сольфеджио: Диктант. Слуховой анализ: Учеб. пособие для уч-ся 1-8 кл. ДМШ и ДШИ. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
П. Чайковский. Детский альбом. Для ф-но. – М.: «Музыка», 1988.
Перечень учебно-методических материалов
1.Наглядные пособия для работы на уроках сольфеджио: Клавиатура, столбица, тональный «градусник», пособие по ступеням.
2.Карточки музыкальных обозначений: t 5/3, t 6, t 6/4, интервалы.
1. Спеть гамму си минор (3 вида), в ней комплекс: разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, t 5/3, t 6, t 6/4.
2. Спеть диктант № 46 наизусть с тактированием:
Переменный лад – это лад, в котором 2 тоники: мажорная и минорная. Произведение может начаться в мажоре, а закончиться в параллельном миноре и наоборот. Например, № 319 ( I ч.) В. Макаров «Молодой кузнец» начинается в тональности Ре мажор, а заканчивается в тональности си минор.
2.№ 319 переписать в тетрадь.
3. Игра на ф-но: t 5/3, t 6, t 6/4 в тональности си минор.
Сольфеджирование и пение с листа
№ 41 ( II ч.) р.н.п. «За реченькой было» — петь 1 и 2 голос с тактированием.
№ 319 ( I ч.) – спеть с листа с тактированием.
Воспитание чувства метроритма
№ 319 ( I ч.) — простучать ритм.
№ 203 ( I ч.) – простучать ритмическое упражнение, с использованием группы шестнадцатых и четверть с точкой.
1.Определить на слух: м.6 – б.2 – ч.4 – м.3 – м.2 – ч.5 – б.6 – ч.8 – б.3
2.Анализ на слух: П. Чайковский «Болезнь куклы» — определить лад, размер, динамические оттенки, ритмические особенности.
1.№ 319 ( I ч.) – петь по нотам с тактированием.
2. № 41 ( II ч.) – петь 1 и 2 голос с тактированием.
3.Построить гамму ля минор (3 вида), вводные звуки, в ней t 5/3, t 6, t 6/4.
Источник
Ознакомление с системой отношений устойчивых и неустойчивых ступеней и созвучий звукового ряда. Определение сущности параллельно-переменного лада и параллельных тональностей. Рассмотрение техники смены тональности на примере русской народной песни.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Цель: Показать уровень теоретических знаний и практических навыков.
1. Теория: умение выявлять параллельно-переменный лад;
2. Развитие мышления, умение использовать материал на практике.
1. Проверка домашнего задания (20 минут);
2. Объяснение нового материала (15 минут);
3. Ритмический диктант (15 минут);
5. Итоговое закрепление материала (5 минут);
6. Оценка проделанной работы (5 минут);
7. Домашнее задание (5 минут).
Тема: Параллельно-переменный лад.
Лад — это взаимоотношение устойчивых и неустойчивых ступеней между собой. В зависимости от расстояний между ступенями и от степени их устойчивости, существуют разные лады. МАЖОРНЫМ ладом называют такой лад, устойчивые ступени которого образуют мажорное трезвучие (первая терция большая), МИНОРНЫЙ лад — минорное трезвучие (первая терция малая). Высотное положение лада называется Тональностью. Высота ТОНИКИ устанавливает высоту всех остальных ступеней. Параллельно-переменный лад — это попеременное использование в произведении параллельных тональностей (чередование устоев двух родственных ладовых систем). При пении мелодии в переменном ладу настраиваться нужно на начальную тональность.
Параллельные тональности — это такие две тональности (мажорная и минорная), у которых одинаковые ключевые знаки.
Тоника минорной тональности на полтора тона ниже мажорной тоники. Например: до мажор — ля минор.
Разбор примеров на русской народной песне и номерах.
В приведенном примере первый двутакт выдержан в ля мажоре. Однако в дальнейшем движении мелодии четко вырисовывается параллельный минор, в котором и заканчивается песня. Такой вид переменного лада, при котором взаимодействуют тоники параллельных тональностей, называется параллельно-переменным.
Работа с номерами 326 и 327. Пение с листа.
Диктант. Мелодия записана на доске. Задача: правильно расставить ритм. Диктант номер 324. Пение диктанта.
Закрепление пройденного материала.
— что такое лад? созвучие лад песня
— что такое параллельно-переменный лад?
В ходе выполнения домашнего задания и задания на уроке проводится оценка проделанной работы каждого ученика по 5-ти бальной системе.
Подобные документы
Психолого-педагогическая характеристика младших школьников. Стилевые и жанровые особенности русской народной песни. Возможности русской народной песни как методического материала для развития эмоциональной отзывчивости школьников на уроках музыки.
дипломная работа , добавлен 28.04.2013
Феномен бардовской песни в русской культуре. Хронологическое и событийное время в текстах бардовской песни, способы его выражения. Характеристика творчества Ю. Визбора, исследование проявления выразительных возможностей временных форм в его лирике.
курсовая работа , добавлен 06.06.2014
Анализ источника белорусской народной песни «Ох, пайду я цёмным лесам». Литературный текст первоисточника и хоровой обработки. Ладовая и тональная основа, особенности гармонического языка. Темповые, динамические, фактурные соотношения в звучности.
контрольная работа , добавлен 11.07.2014
Свойства новотонального контрапункта. Анализ фуги №2 Д. Смольского для выявления диалектики типичного и особенного в организации контрапунктической ткани в контексте избранной им модели хроматической тональности. Техники новотонального контрапункта.
дипломная работа , добавлен 22.01.2010
Общая характеристика и возможности, оценка функциональности оптического студийного синтезатора «АНС». Некоторые технические характеристики синтезатора АНС. Разработка варианта аранжировки для клавишного синтезатора русской народной песни «Калинка».
контрольная работа , добавлен 10.04.2011
Источник
Пентатоника и дважды гармонические лады. Прочие лады
Пентатоника
Пентатоника — это звуковая система, содержащая пять шагов в октаве. Пентатоника — это полутоновая шкала (ангемитон), звуки которой могут быть локализованы согласно части 5. Пентатоника характеризуется отсутствием m.2, тритонов и их характерной острой гравитацией, а также образованием трихордов. (группы из 3-х звуков, состоящие из m.3 и прилегающие к нему выше или ниже b.2).
В пентатонике любой звук может быть основным основанием, поэтому формируется только пять типов пентатоники, из которых, с точки зрения мажорной и минорной шкалы, 2 варианта имеют наиболее выраженную модальную окраску.
В одном из них b.3 и ch.5 сформированы на Т (т.е мажорное трезвучие) — это мажорная пентатоника (мажор без IV и VII); в другом — m 3 и h 5 (т.е минорное трезвучие), это минорная пентатоника (натуральный минор без II и VI). В обоих типах ходы, образующие тритона, исключены. Соотношение мажорной и минорной пентатоники с общей звуковой композицией аналогично соотношению мажорных и минорных параллелей.
Пентатоника встречается в музыкальном фольклоре разных народов, начиная с самых древних ее образцов. Это особенно характерно для музыки ряда стран Востока (Китая, Вьетнама), а также для музыки татар, башкир, чувашцев, морей. Пентатоника в русской народной музыке встречается довольно редко, она встречается в основном в старинных образцах. Чаще всего его используют в виде трихордовых мелодий.
В 19-20 вв. Пентатоника вошла в мелодию европейской профессиональной музыки (Концерт для фортепиано Des-dur Ф. Листа; песня «Спящая царевна» А.П. Бородина), оказав влияние на аккорд.
Особыми разновидностями пентатоники являются полутона (гематоны, например, hcefg), встречающиеся в музыке стран Востока, и смешанные (ахдеф), сочетающие в себе знаки неситонной пентатоники и полутона.
Существует также умеренная пентатоника, образованная делением октавы на пять относительно равных частей, не совпадающих по величине ни с высотой звука, ни с интервалами полутона; например, индонезийская шкала сландро».
Дважды гармонические лады
Правильнее было бы называть их ключами с двумя SW. 2.
Двойной гармонический минор («Венгерская гамма», «Цыганская гамма», венгерский лад, цыганский лад) отличается от натурального минора увеличением на IV и VII ступени. Имеет два SW. 2 — на III и VI. Особенно часто это встречается в венгерской и цыганской народной музыке.
Двойная гармоника мажор отличается от натурального мажора пониженными VI и II ступенями (на них также образуется ув. 2). Это доминирующий режим, например, как со смещенной тоникой — гармоника дважды минор с тоникой 5-й степени.
Бигармонические моды, как и гармонические, не относятся к диатоническому полю. Помимо популярных венгерской, цыганской, болгарской, еврейской и некоторых восточных культур, они иногда встречаются в некоторых украинских песнях. Кроме того, двойные гармонические режимы неоднократно использовались в профессиональной музыке для создания народного колорита. Так, в пьесе Мусоргского «Два еврея» из цикла «Картинки с выставки» изображение одного из «персонажей» дано посредством двойной гармонической си-минор».
Переменный лад
Переменный режим — режим с переменной T в одном масштабе или переменный масштаб только с одним T.
А) С помощью тоники можно вводить следующие знаки: 1) разные диатонические лады (однородные); 2) различные противоположные клавиши.
Б) Тоника меняется в середине или ближе к концу (чаще) пьесы, чаще с общей звуковой композицией. Это особенно характерно для русской народной песни, которая может как бы закончиться на любом этапе того режима, в котором она началась. Особый случай — В.
C) Параллельно-чередующийся режим — это тип чередующегося режима, в котором взаимодействуют тоны параллельных клавиш. События: 1) начало музыкального произведения в одной тональности, конец в параллельной; 2) отклонения, особенно частые отклонения внутри конструкции параллельного ключа с возвратом к исходному ключу.
Переменный режим не имеет сильной и уникальной тональной гравитации, из-за тональной централизации он часто сочетается с изменчивостью измерителя. Формирование локальных эталонных тонов, легко возникающих и легко модифицируемых, функционально аналогично остановкам на ступенях тона, как отклонения (модальные отклонения). В некоторых наиболее развитых типах древнерусских мелодий разветвленная модальная композиция, закрытая или открытая, формируется на основе чередующейся ламы.