Характерные интервалы
Характерные интервалы — это те расстояния между нотами, которые встречаются только в гармоническом мажоре или миноре.
То есть характерны только для гармонического вида лада. А также содержат в себе ступени, характерные только для него.
Ниже представлена таблица характерных интервалов.
Название | Сокращенное обозначение | Ступени | |
---|---|---|---|
Гарм. мажор | Гарм. минор | ||
Уменьшенная септима | ум. 7 | Ⅶ | Ⅶ |
Увеличенная секунда | ув. 2 | Ⅵ | Ⅵ |
Уменьшенная кварта | ум. 4 | Ⅲ | Ⅶ |
Увеличенная квинта | ув. 5 | Ⅵ | Ⅲ |
Гармонический мажор
Ниже можно увидеть гамму натурального мажора в тональности До мажор.
До мажор натуральный
А в гармоническом мажоре понижается 6 ступень, что вносит в мажор частичку минорной гаммы. Это придает ей особый минорный оттенок.
В гармоническом мажоре в результате понижения шестой ступени появляются характерные для гармонического лада интервалы.
Первый из них, является ярким признаком лада. Это увеличенная секунда. Строится она на шестой пониженной ступени Ля бимоль — Си.
Разрешается в чистую кварту от пятой. Поскольку Ля бимоль обращается в Соль, а Си в До.
Далее обращение увеличенной секунды в уменьшенную септиму, которая строится на 7 ступени Си — Ля бимоль. Она разрешается в чистую квинту от первой.
Следующая пара, у которых тоже пониженная шестая ступень. Это уменьшенная кварта от третьей Ми — Ля бимоль, которая разрешается в малую терцию от третьей.
Ля бимоль разрешается в Соль. А Ми остается на месте, так как это устойчивый звук.
И четвертый интервал, это обращение уменьшенной кварты. Это увеличенная квинта, которая строится на шестой пониженной ступени Ля бимоль — Ми.
Разрешается она в большую сексту от пятой.
Гармонический минор
А теперь давайте рассмотрим гармонический минор. Ниже гамма натурального минора в тональности Ля минор.
Ля минор натуральный
А в гармоническом миноре повышается седьмая ступень. Это придает ему большую остроту тяготения в тонику.
Гармонический Ля минор
В результате повышения 7 ступени в гармоническом миноре тоже появляются четыре характерных интервала. Первый из них, это увеличенная секунда на 6 ступени Фа — Соль диез. Она разрешается в чистую кварту от пятой.
Обращение увеличенной секунды
Далее обращение увеличенной секунды. Это уменьшенная септима, которая строится на повышенной 7 ступени Соль диез — Фа. Разрешается в чистую квинту от первой.
Обращение уменьшенной септимы
Следующая пара характерных интервалов, это уменьшенная кварта от 7 ступени Соль диез — До. Разрешается в малую терцию от первой.
Обращение интервала уменьшенной кварты
И обращение уменьшенной кварты в увеличенную квинту от третьей До — Соль диез. Разрешается в большую сексту от третьей.
Обращение уменьшенной кварты
Таким образом, в гармоническом мажоре и миноре существует по четыре характерных интервала.
Еще одно замечание!
Во всех характерных интервалах содержится повышенная или пониженная ступень. И она характерная для гармонического мажора или минора.
Для мажора, это пониженная 6 ступень. А для минора — повышенная седьмая.
В заключение, подытожим правила построения характерных интервалов для гармонического мажора и минора.
Построение характерных интервалов
Снизу прямоугольниками выделено в каком ладу (мажоре или миноре) строятся интервалы. Левая часть к мажору. Правая к минору. А центральная часть к обеим одновременно.
То есть увеличенная секунда и уменьшенная септима строятся от 6 и 7 ступеней, как в гармоническом мажоре и миноре. А вот ступени с увеличенной квинтой и уменьшенной квартой, в мажоре и миноре различаются.
Консонанс и диссонанс
Интервалы разделяют по принципу благозвучности на консонансы и диссонансы.
Консонанс или консонирующий интервал — приятное, сливающееся звучание, благозвучие.
Диссонанс или диссонирующий интервал — резкое, не приятное, не сливающееся звучание.
В таблице ниже показано какие интервалы к какой группе относятся.
У каждой из двух групп интервалов своя роль в музыке, они равноправны. Неправильно думать что диссонансы это «плохие» интервалы и их надо избегать. Без диссонансов теряют смысл консонансы.
Диссонансы в музыке создают напряжение, динамику, развитие. А консонансы наоборот, устойчивость, спокойствие, завершенность. Любой диссонанс стремиться перейти (разрешиться) в консонанс. Диссонанс это вопрос, консонанс — ответ.
Неблагозвучность диссонанса слышна только если взять его изолированно, сам по себе. Но в контексте музыкального произведения в целом, мы эту неблагозвучность даже не заметим, в контексте целого неблагозвучность становится украшением.
Как научиться отличать интервалы
Может быть вам сейчас кажется, что отличать интервалы на слух способны только «избранные». Но это не так, поверьте. Все мы более-менее в равных условиях, потому что за музыкальный слух отвечает конкретная часть мозга. Она есть у каждого, но у некоторых людей более развита. Тем не менее, музыкальный слух – это скорее навык, чем дар. Его можно тренировать и развивать, а при правильном подходе результат появится довольно скоро.
Чтобы научиться отличать интервалы на слух, нужно проделать несколько шагов. И первое что мы сделаем — поделим интервалы на 2 группы: консонирующие и диссонирующие. Напомню, что консонанс — это приятный звук, который хорошо «ложится на ухо». Диссонанс – резкий, неприятный звук.
Первый шаг.
Учимся отличать диссонанс от консонанса на слух. взгляните на таблицу и сравните звучание этих интервалов.
Консонансы:
Диссонансы:
Второй шаг.
Учимся определять как близко друг к другу расположены звуки. Сравните несколько интервалов с разной степенью удаленностью звуков.
Секунда — звуки тесно связаны друг с другом:
Кварта — звуки удалены друг от друга на среднее расстояние:
Септима — звуки расположены очень широко:
Третий шаг.
Придумываем ассоциации. Лучше всего, если вы сможете закрепить за конкретным интервалом знакомую песню или мелодию. Например, песенка «В лесу родилась елочка», начинается с Большой Сексты:
А гимн Российской Федерации начинается с Кварты:
Такие ассоциации можно подобрать практически к каждому интервалу. Я предложу вам свои ассоциации, но вы можете использовать свои.
Прима – Свадебный марш
Малая Секунда – «К Элизе»
Большая Секунда – «Вальс собачек»
Малая Терция – «Оле-Оле»
Большая Терция – «Чижик Пыжик»
Чистая Кварта – «В траве сидел кузнечик» , Гимн РФ
Чистая Квинта – Танец маленьких лебедей
Малая Секста – «Прекрасное далеко»
Большая Секста – «В лесу родилась елочка»
Малая Септима – Танго
Большая Септима – «Sleepy Shores»
Чистая Октава – «Утиные истории»
Если у вас возникает какая-то своя ассоциация при звучании интервалов, это даже лучше. Это не обязательно должна быть какая-то часть популярной песни. Возможны и другие фантазии. Например, в музыкальной школе предлагают представить ёжика, когда звучит Малая Секунда. Она и правда «колючая», поэтому это сравнение хорошо работает. Терции похожи на голос кукушки. Большая Терция – веселая кукушка, а Малая – грустная…
Заключение
Чтобы научиться слышать и отличать интервалы, нужно:
- Услышать консонанс это или диссонанс
- Близко звуки расположены или широко
- Привязать ассоциацию к каждому интервалу и привыкнуть к ней.
- Тренировать слух на гармонических и мелодических интервалах
Я надеюсь, данная статься принесла вам пользу и теперь вы знаете что такое интервалы в музыке, а так же поняли как научиться их отличать и запоминать.
Составные интервалы на фортепиано
Когда вы учитесь, то интервалы полезно не только строить в нотах, но также и проигрывать на фортепиано. Для упражнения поиграйте составные интервалы от ноты ДО на пианино и послушайте, как они звучат. Можно пока играть, не выделяя разновидностей, главное – запомнить названия и сам принцип построения.
Ну как? Разобрались? Если да, то отлично! В следующих выпусках мы поговорим о том, чем различаются гармонические и мелодические интервалы и как различать их на слух. Чтобы ничего не пропустить – вступайте в нашу группу ВКонтакте.
Интересные факты про названия интервалов
Многие из названий интервалов вам уже, наверное, не раз приходилось слышать, даже если разговор не касался музыки. Например, слово «прима» есть в словосочетании «примадонна» (так называют первую, то есть главную артистку-певицу театра).
Слово «секунда» очень напоминает английское числительное «second» (то есть второй), а название шестого интервала «секста» похоже на английское «six» (шесть).
Интересными с этой точки зрения являются интервалы «септима» и «октава». Помните, как по-английски сказать «сентябрь» и «октябрь»? Это «September» и «October»! То есть эти названия месяцев имеют те же корни, что и названия интервалов. «Но ведь септима – это семь, а октава – восемь, а указанные месяцы по счету в году девятый и десятый», – скажете вы, и будете совершенно правы. Дело в том, что были времена, когда каждый новый год отсчитывали не от января, как сейчас, а от марта – первого весеннего месяца. Если посчитать так, то все становится на свои места: сентябрь будет седьмым месяцем, а октябрь – восьмым.
Мы еще не сказали ни слова о кварте и терции. С терцией все понятно – ее просто нужно запомнить, но особо наблюдательные, вероятно, заметят, что если прочитать слово «терция», пропуская каждую вторую букву, то получится обыкновенное «три».
В русском языке есть слова, похожие на «кварту»: это, например, квартира или квартал. Что такое «квартал»? Это слово имеет два значения: 1) деление года на 4 равных части; 2) участок городской застройки, который с четырех сторон окружен улицами. Так или иначе здесь фигурирует число 4, и, если запомнить эту ассоциацию, то кварту ни за что не перепутаешь с каким-нибудь другим интервалом.
Октава и полутон как мера расстояния
Из урока 2 мы знаем, что ноты различны по высоте и расстояния между ними можно мерить 2-мя единицами: крупными – октавами и мелкими – полутонами.
Октава – наибольшее расстояние между нотами с одинаковыми названиями – до-до. Разница между ними по высоте — 12 полутонов, а по частоте звука — в 2 раза.
Полутон – наименьшее расстояние между ближайшими нотами, что отличаются по высоте в корень 12 степени из 2.
Сравним их на фортепиано с линейкой. Октава – это сантиметр — большая чёрточка с цифрой, а полутон – миллиметр – маленькая и без цифры. В 1 сантиметре 10 миллиметров, а в 1 октаве 12 полутонов — 7 белых и 5 чёрных клавиш.
В Sonarе ноты можно двигать по полутонам через меню Process – обработка -> Transpose – перенести. В поле Amount – число полутонов впишем 12, и нота поднимется на октаву. Со знаком минус перед числом нота опустится.
Расстояние между нотами можно мерить полутонами, например, между до и соль 7 полутонов, а между до и си — 11. И если в жизни так удобно мерить длину линейкой, то в музыке высоту – нет.
Мы уже знаем: проще дать высотам и длительностям нот имена – до, ре, ми и целая, ½ и т.д., чем мерить и называть их герцами и секундами. То же и с разными расстояниями между нотами: их проще назвать по-своему, чем каждый раз отсчитывать полутона.
Это как в жизни: проще назвать улицы с домами и дать домам номера, чтобы сразу их находить, чем отсчитывать все дома от центра города номерами и без названий улиц.
В музыке номера домов – названия нот, а улицы – названия промежутков между нотами или интервалов.
Разновидности интервалов
Как мы уже сказали, интервалом в музыке называют соотношение двух звуков по высоте. Но прежде чем начать отличать и запоминать интервалы, нужно разобраться какими они бывают, в каком виде их можно встретить.
Интервалы могут быть гармоническими или мелодическими. Гармоническими называются те, в которых обе ноты звучат одновременно:
Мелодические – такие интервалы, в которых ноты звучат последовательно одна за другой:
Интервалы бывают простые и составные. Простые интервалы те, где оба звука лежат в пределах одной октавы. Составные интервалы — такие, в которых два звука отдалены друг от друга на октаву и более. Теперь подробнее поговорим об этом.
Виды интервалов
Теперь о видах интервалов. По времени звучания они есть 2-х видов:
Мелодические интервалы
1-ый вид – мелодические, то есть образующие мелодию, когда звуки берутся раздельно или поочерёдно.
Они есть 2-х видов: восходящий – когда сначала звучит основание, а потом вершина. Это как подъём в гору.
Нисходящий – наоборот – сначала вершина, а потом основание – спуск с горы.
Хоть интервалы одинаковые, в их звучании есть 2 отличия:
- 1-ое — восходящий звучит похоже на вопрос – «куда?», а нисходящий на ответ – «сюда».
- 2-ое – восходящий звучит бодрее, а нисходящий чуть грустнее.
1-ый в виде большой секунды использован в мелодии Happy Birthday – С днём рождения, а 2-ой в песне группы The Beatles – Yesterday – Вчера.
Гармонические интервалы
2-ой вид интервалов – гармонические, то есть образующие гармонию – в них ноты звучат вместе, одновременно.
По расстоянию между нотами они есть 2-х видов:
- узкие – от примы до терции – звучат плотно и насыщенно.
- широкие – от кварты и выше – звучат пустовато, ведь между нотами много места.
Важно: все интервалы от примы до октавы включительно называются простыми. Их 8 – прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава, мы их изучили, и они применяются часто
Более редкие интервалы и шире октавы называются составными.
Они состоят из октавы и другого простого интервала и называются по-латински так: нона = октава + секунда, децима = октава + терция.
Дальше у названий повторяется слово децима с названиями цифр: 1 – ун, 2 – дуо, 3 – терц, 4 – кварт, 5 – квинт.
Интервал в 11 ступеней — ундецима = октава + кварта, 12 — дуодецима = октава + квинта, 13 — терцдецима = секста через октаву, 14 — квартдецима = септима через октаву, 15 квинтдецима = две октавы. У интервалов шире последней нет своих названий.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с измерением расстояний между 2-мя нотами на нотоносце, понятием музыкальных интервалов и их звучаниях. Поняли, что у них есть ступеневая и тоновая величина и деление на виды по ширине, благозвучности и времени игры звуков в них. В следующем уроке мы поговорим о понятиях лад и тональность и как их понять с помощью интервалов.
В следующем уроке мы поговорим о видах расстояний между нотами по высоте – музыкальных интервалах и их звучаниях.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.
Ладовое разрешение интервалов
Ладовым разрешением называется переход неустойчивых звуков интервала в ближайшие устойчивые звуки лада.Если в неустойчивом интервале один звук устойчивый, а второй неустойчивый, то устойчивый звук при разрешении остается на месте, а неустойчивый по ладовому тяготению переходит в ближайший устойчивый звук.Если оба звука в интервале неустойчивые, то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки.Увеличенные интервалы при разрешении всегда расширяются а уменьшенные суживаются.
Разрешение неустойчивых интервалов в ДО мажоре, в которых один звук устойчивый, а другой неустойчивый:
РЕ-СОЛЬ в МИ-СОЛЬ, РЕ-СОЛЬ в ДО-СОЛЬ, СИ-СОЛЬ в ДО-СОЛЬ, ДО-ЛЯ в ДО-СОЛЬ, СОЛЬ-ФА в СОЛЬ-МИ.
Разрешение неустойчивых интервалов в ДО мажоре, в которых оба звука неустойчивые :
СИ-ЛЯ в ДО-СОЛЬ, РЕ-СИ в ДО-ДО, РЕ-СИ в МИ-ДО, ФА-СИ в МИ-ДО, ЛЯ-СИ в СОЛЬ-ДО.
Скачок доминантового звука в тонику на кварту вверх или на квинту вниз при разрешении неустойчивых интервалов:
ФА-СОЛЬ в МИ-ДО, РЕ-СОЛЬ в ДО-ДО, СИ-СОЛЬ в ДО-ДО, СОЛЬ-ФА в ДО-МИ, СОЛЬ-РЕ в ДО-ДО, СОЛЬ-СИ в ДО-ДО.
При разрешении неустойчивых интервалов следует избегать параллельных октав и квинт. Например:
РЕ-РЕ в ДО-ДО нельзя, РЕ-РЕ нужно вести в МИ-ДО.
План построения характерных интервалов
В заключение статьи мы рассмотрим несколько способов построения характерных интервалов, так как именно это вызывает затруднения у большинства студентов. Итак, первый способ состоит из нескольких этапов:
- Во-первых, вы должны определить ключ, в котором вы хотите построить диапазон, и для удобства записать ключевые символы.
- Теперь необходимо определить, какой звук в этой тональности является «характерным».
- Тогда необходимо исходить из следующей схемы: все характерные интервалы содержат гармоническую ступеньку и вращаются вокруг нее. В мажоре этот «волшебный пас» является шестым, а в минорном — седьмым, всегда помните об этом.
Начальные этапы второго способа построения полностью совпадают с первым, но после их завершения следует просто построить характерные интервалы в требуемых этапах. Чтобы не запутаться, нарисуйте такой знак:
Больше | Незначительный | |
Обращение интервалов.
Обращением называют перенос нижнего звука интервала на октаву вверх, или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой интервал.
Например, имеем интервал До-Ми вверх, который является большой терцией. При переносе ноты До на октаву вверх, получаем малую сексту.
Есть определенные закономерности, по которым происходит обращение интервалов. Зная их, вы намного упростите процесс их построения.
Запоминаем два правила:
- Пара обращенных интервалов в сумме всегда равняется девяти, если сложить их числовую составляющую.
Терции обращаются в сексты (3+6=9), секунды в септимы (2+7=9), кварты в квинты (4+5=9), примы в октавы (1+8=9). И наоборот, соответственно. - По виду интервалы обращаются следующим образом:
Большие в малые
Малые в большие
Чистые в чистые
Увеличенные в уменьшенные
Уменьшенные в увеличенные
Что это нам дает на практике? А то, что зная эти правила, нам теперь гораздо проще строить большие интервалы, такие как сексты и септимы.
Допустим, нам надо построить большую сексту от ноты Ми вверх. Вместо того, чтобы отсчитывать большую сексту (4,5 тона) вверх, мы можем гораздо быстрее построить малую терцию вниз и перенести полученный звук на октаву вверх. Малая терция от Ми вниз это До-диез. А от Ми до До-диез вверх как раз и будет большая секста.
Таким образом, если вы умеете быстро строить секунды и терции, считайте что вы автоматически так же просто можете строить септимы и сексты. Потренируйтесь это легко. Малая секунда — большая септима. Большая терция — малая секста, и так далее.
Музыкальный интервал
Музыкальный интервал — это расстояние между двумя нотами или звуками. Если ноты берутся одновременно, то это гармонический интервал. А если последовательно, то мелодический.
Нижний звук является основанием интервала, а верхний, его вершиной.
Чтобы определить расстояние между двумя нотами, нужно посчитать количество ступеней между ними.
И не важно где. На нотном стане или клавиатуре фортепиано
Мы просто считаем линейки и промежутки между двумя нотами.
Минимальная единица измерения по высоте между нотами один полутон. Два полутона составляют один тон.
Поэтому полутон, это универсальная единица измерения в музыке по высоте. И именно он равняется одному ладу на гитаре или одной клавише фортепиано.
В теории музыки интервалы принято называть латинскими названиями цифр. Например, если есть расстояние в 5 нот, то такой интервал называется Quinta. С латинского переводится, как пятый.
Таким образом, название подскажет, сколько ступеней присутствует внутри интервала.
Таблица интервалов в музыке
Для наглядности ниже вы можете посмотреть подробные таблицы интервалов в музыке. При желании, можете сделать шпаргалку по сольфеджио. Это пригодиться для запоминания как для детей, так и для взрослых.
Простые интервалы | ||||
Название интервала | Обозначение | Кол-во тонов | Кол-во ступеней | Тип |
---|---|---|---|---|
Чистая прима | ч. 1 | 1 | Совершенный консонанс | |
Увеличенная прима | ув. 1 | 0,5 | 1 | Диссонанс |
Уменьшенная секунда | ум. 2 | 2 | Совершенный консонанс | |
Малая секунда | м. 2 | 0,5 | 2 | Диссонанс |
Большая секунда | б. 2 | 1 | 2 | |
Увеличенная секунда | ув. 2 | 1,5 | 2 | Несовершенный консонанс |
Уменьшенная терция | ум. 3 | 1 | 3 | Диссонанс |
Малая терция | м. 3 | 1,5 | 3 | Несовершенный консонанс |
Большая терция | б. 3 | 2 | 3 | |
Увеличенная терция | ув. 3 | 2,5 | 3 | Весьма совершенный консонанс |
Уменьшенная кварта | ум. 4 | 2 | 4 | Несовершенный консонанс |
Чистая кварта | ч. 4 | 2,5 | 4 | Весьма совершенный консонанс |
Увеличенная кварта | ув. 4 | 3 | 4 | Диссонанс (другое название — тритон) |
Уменьшенная квинта | ум. 5 | 3 | 5 | |
Чистая квинта | ч. 5 | 3,5 | 5 | Весьма совершенный консонанс |
Увеличенная квинта | ув. 5 | 4 | 5 | Несовершенный консонанс |
Уменьшенная секста | ум. 6 | 3,5 | 6 | Весьма совершенный консонанс |
Малая секста | м. 6 | 4 | 6 | Несовершенный консонанс |
Большая секста | б. 6 | 4,5 | 6 | |
Увеличенная секста | ув. 6 | 5 | 6 | Диссонанс |
Уменьшенная септима | ум. 7 | 4,5 | 7 | Несовершенный консонанс |
Малая септима | м. 7 | 5 | 7 | Диссонанс |
Большая септима | б. 7 | 5,5 | 7 | |
Увеличенная септима | ув. 7 | 6 | 7 | Совершенный консонанс |
Уменьшенная октава | ум. 8 | 5,5 | 8 | Диссонанс |
Чистая октава | ч. 8 | 6 | 8 | Совершенный консонанс |
Есть еще и составные типы. Их реже используют. Однако о них мы тоже будем вести речь.
Составные интервалы | ||||
Название | Обозначение | Кол-во тонов | Кол-во ступеней | Тип |
---|---|---|---|---|
Чистая октава | ч. 8 | 6 | 8 | Консонанс |
Увеличенная октава | ув. 8 | 6,5 | 8 | |
Уменьшенная нона | ум. 9 | 6 | 9 | Диссонанс |
Малая нона | м. 9 | 6,5 | 9 | |
Большая нона | б. 9 | 7 | 9 | |
Увеличенная нона | ув. 9 | 7,5 | 9 | |
Уменьшенная децима | ум. 10 | 7 | 10 | Консонанс |
Малая децима | м. 10 | 7,5 | 10 | |
Большая децима | б. 10 | 8 | 10 | |
Увеличенная децима | ув. 10 | 8,5 | 10 | |
Уменьшенная ундецима | ум. 11 | 2 | 4 | Консонанс |
Чистая ундецима | ч. 11 | 2,5 | 4 | |
Увеличенная ундецима | ув. 11 | 3 | 4 | |
Уменьшенная дуодецима | ум. 12 | 3 | 5 | Консонанс |
Чистая дуодецима | ч. 12 | 3,5 | 5 | |
Увеличенная дуодецима | ув. 12 | 4 | 5 | |
Уменьшенная терцдецима | ум. 13 | 3,5 | 6 | Консонанс |
Малая терцдецима | м. 13 | 4 | 6 | |
Большая терцдецима | б. 13 | 4,5 | 6 | |
Увеличенная терцдецима | ув. 13 | 5 | 6 | |
Уменьшенная квартдецима | ум. 14 | 4,5 | 7 | Диссонанс |
Малая квартдецима | м. 14 | 5 | 7 | |
Большая квартдецима | б. 14 | 5,5 | 7 | |
Увеличенная квартдецима | ув. 14 | 6 | 7 | |
Уменьшенная квинтдецима | ум. 15 | 5,5 | 8 | Консонанс |
Чистая квинтдецима | ч. 15 | 6 | 8 |
Количественная величина интервала
Количественная величина говорит о том, сколько интервал охватывает музыкальных ступеней. Поэтому ее еще иногда называют ступеневой величиной. С этим измерением интервала вы уже хорошо знакомо, оно выражается в числах от 1 до 8, с помощью которых интервалы обозначаются.
Давайте вспомним, что же значат эти числа? Во-первых, они дают названия самим интервалам, так как имя интервала – это тоже число, только на латинском языке:
Во-вторых, эти числа показывают, как далеко друг от друга находятся два звука интервала – нижний и верхний (основание и вершина). Чем больше число, тем шире становится интервал, тем дальше друг от друга находятся составляющие его два звука:
- Число 1 говорит о том, что два звука находятся на одной музыкальной ступени (то есть фактически прима – это повторение два раза одного и того же звука).
- Число 2 значит, что нижний звук находится на первой ступени, а верхний – на второй (то есть на следующем, соседнем звуке музыкальной лестницы). Причем отсчет ступеней можно начинать от любого нужного нам звука (хоть от ДО, хоть от РЕ или от МИ и т.д.).
- Число 3 значит, что основание интервала стоит на первой ступени, а вершина – на треть ей.
- Число 4 передает, что расстояние между нотами – 4 ступени и т.д.
Принцип, который мы сейчас описали, проще понять на примере. Построим все восемь интервалов от звука РЕ, запишем их нотами. Видите: с возрастанием числа ступеней (то есть количественной величины), увеличивается и расстояние, промежуток между основанием РЕ и вторым, верхним звуком интервала.
Буквенное обозначение звуков и тональностей
Для буквенных обозначений применяются начальные буквы латинского алфавита: A, a; B, b; C, c; D, d; E, e; F, f; G, g; H, h.
Таблица слоговых и буквенных названий
Основные звуки | Повышенныена 1/2 тона | Пониженныена 1/2 тона |
ДО — с | ДО# — cis | ДОb — ces |
РЕ — d | РЕ#— dis | РЕb— des |
МИ — e | МИ# — eis | МИЬ — es |
ФА — f | ФА# — fis | ФАb — fes |
СОЛЬ — g | СОЛЬ# — gis | СОЛЬb — ges |
ЛЯ — a | ЛЯ# — ais | ЛЯb — as |
СИ — h | СИ# — his | СИb — b |
Буквенное обозначение мажорных тональностей
ДО | мажор — C-dur | ФА | мажор — F-dur |
СОЛЬ | мажор — G-dur | СИ b | мажор — B-dur |
РЕ | мажор — D-dur | МИ b | мажор — Es-dur |
ЛЯ | мажор — A-dur | ЛЯ b | мажор — As-dur |
МИ | мажор — E-dur | РЕ b | мажор — Des-dur |
СИ | мажор — H-dur | СОЛЬ b | мажор — Ges-dur |
ФА # | мажор — Fis-dur | ДО b | мажор — Ces-dur |
ДО # | мажор — Cis-dur |
Буквенное обозначение минорных тональностей
ЛЯ | минор — a-moll | РЕ | минор — d-moll |
МИ | минор — e-rnoll | СОЛЬ | минор — g-moll |
СИ | минор — h-moll | ДО | минор — c-moll |
ФА # | минор — fis-moll | ФА | минор — f-moll |
ДО # | минор — cis-moll | СИ b | минор — b-moll |
СОЛЬ # | минор — gis-moll | МИ b | минор — es-moll |
РЕ # | минор — dis-moll | ЛЯ b | минор — as-moll |
ЛЯ # | минор — ais-moll |
Законы обращения интервалов
Мы знаем, что у любого интервала есть два измерения: количественная и качественная величина. Первая выражается в том, сколько ступеней охватывает тот или иной интервал, обозначается числом, и от неё зависит название интервала (прима, секунда, терция и другие). Вторая указывает на то, сколько в интервале тонов или полутонов. И, благодаря ей, у интервалов появляются дополнительные уточняющие названия из слов «чистый», «малый», «большой», «увеличенный» или «уменьшённый». Следует отметить, что оба параметра интервала меняются при обращении – и ступеневый показатель, и тоновый.
Законов-правил всего два.
Правило 1. Чистые интервалы при обращении остаются чистыми, малые превращаются в большие, а большие, наоборот, в малые, уменьшённые делаются увеличенными, ну а увеличенные интервалы, в свою очередь, уменьшёнными.
Правило 2. Примы обращаются в октавы, а октавы – в примы; секунды переходят в септимы, а септимы – в секунды; терции становятся секстами, а сексты – терциями, кварты перевоплощаются в квинты, а квинты, соответственно, в кварты.
Сумма обозначений взаимообращающихся простых интервалов равна девяти. Например, прима обозначается числом 1, октава – числом 8. 1+8=9. Секунда – 2, септима – 7, 2+7=9. Терции – 3, сексты – 6, 3+6=9. Кварты – 4, квинты – 5, вместе снова получается 9. И, если вдруг вы забыли, кто куда обращается, то просто из девятки вычитайте числовое обозначение данного вам интервала.
Давайте посмотрим действие этих законов на практике. Даны несколько интервалов: чистая прима от ре, малая терция от ми, большая секунда от до-диеза, уменьшённая септима от фа-диеза, увеличенная кварта от ре. Обратим их и выявим изменения.
Итак, после обращения чистая прима от ре превратилась в чистую октаву: тем самым находят подтверждения два момента: во-первых, чистые интервалы и после обращения остаются чистыми, а, во-вторых, прима стала октавой. Далее, малая терция «ми-соль» после обращения явилась как большая секста «соль-ми», что снова подтверждает уже сформулированные нами законы: малое выросло в большое, терция стала секстой. Следующий пример: большая секунда «до-диез и ре-диез» превратилась в малую септиму из тех же звуков (малое – в большое, секунда – в септиму). Аналогично и в других случаях: уменьшённое становится увеличенным и наоборот.
Разрешение характерных интервалов
Поскольку характерные интервалы несовместимы и нестабильны, они должны разрешиться в согласный и устойчивый интервал. Однако имейте в виду, что диссонанты могут переходить в любые созвучия, независимо от того, стабильны они или нет. Нестабильный диапазон следует разрешать только в стабильном.
Далее следует исследование разрешения характеристических интервалов. Это связано с тем, что в музыке разрешение основано именно на переходе нестабильных звуков в стабильные. По этой причине, чтобы разрешить диапазон, необходимо знать ключ, с помощью которого он был построен.
Разрешение характерных интервалов точно совпадает с разрешением нестабильных звуков. Если оба звука нестабильны, они переходят в ближайшие устойчивые по принципу гравитации. Если звук в диапазоне стабильный, он остается на месте, и меняется только нестабильный звук.
Названия интервалов
В итоге от ноты «до» на белых клавишах можно построить 8 интервалов.
Нижний звук интервала называется основанием, а верхний – вершиной.
И названия интервалов зависят от того, сколько ступеней включительно нужно пройти от основания до вершины интервала – от 1 до 8.
Прима – с англ. prime – первый, главный — это просто повторение ноты или 2 ноты рядом на одной и той же ступени.
От ноты «до» до «ре» секунда – с англ. second – второй. Этот шаг как 1 отсчёт секундной стрелки на часах от одной чёрточки до другой. Именно такой по размеру шаг, когда говорят о плавном или поступенном движении по нотам.
Промежуток до-ми — терция – 3. Если «е» и «р» меняем местами и будет тре- , что созвучно с третью и третьим.
До-фа – кварта — 4, созвучна с квадратом, у которого 4 стороны.
До-соль – от лат. квинта — 5, что созвучна с греч. пентой – 5. А пентагон – 5 стороннее здание Минобороны США. Ещё группа из 4-х музыкантов – квартет, а из 5 – квинтет.
До-ля — секста – с англ. six – 6.
До-си — септима – 7. 2 первые буквы те же, что и у цифры 7 по-русски и seven по англ.
Октава — окто – с лат. 8, а по англ. octopus – осьминог, у которого 8 ног или, точнее, щупалец.
Так секунда – соседние промежуток и линейка. У терции между нотами 1 ступень в виде промежутка или линейки, у кварты – 2 ступени – линейка и промежуток, у квинты – 3, у сексты – 4, у септимы – 5, у октавы – 6.
Можно определить название интервала по формуле: число ступеней между нотами + 2. Так у сексты считаем их – 1,2,3,4 + 2 = 6 — секста.
Заметьте: у нечётных интервалов: терции, квинты, септимы обе ноты или на линейках, или в промежутках. У чётных же — секунда, кварта, секста, октава одна нота на линейке, а другая в промежутке.
Что такое характерные интервалы
Прежде чем перейти к изучению такой сложной темы, вам следует ознакомиться с основным и второстепенным гармоническими тональностями, поскольку эти две темы тесно связаны. Поэтому характерные интервалы — это те, которые формируются только в основной и второстепенной гармониках, обязательно с участием степени гармоники. Следующие пары являются типичными:
- Увеличение секунд — уменьшение недель (sw. 2 — d. 7).
- Увеличенная пятая — уменьшенная четвертая (sw. 5 — d. 4).
Эти интервалы интересны и сложны, поскольку они никогда не встречаются в естественных ключах, и вы должны быть осторожны: не путайте характерные интервалы и тритоны, это 2 совершенно разные группы. Также запомните, какие именно шаги основного и второстепенного изменения в гармоническом режиме:
- Основная гармоника — пониженная 6-я ступень.
- Нижняя гармоника — повышенный уровень 7.
Составные интервалы
Составными называются такие интервалы, которые состоят из двух простых – Октавы и еще одного любого простого интервала. Составных интервалов всего 7 и все они шире Октавы. Так же как и простые интервалы, составные получили свои названия на латинском языке, а их перевод обозначает количество ступеней, которые они охватывают:
- 9 – Нона (интервал в 9 ступеней)
- 10 – Децима (10 ступеней)
- 11 – Ундецима (11 ступеней)
- 12 – Дуодецима (12 ступеней)
- 13 – Терцдецима (13 ступеней)
- 14 – Квартдецима (14 ступеней)
- 15 – Квинтдецима (15 ступеней)
Рассмотрим эти интервалы подробнее.
Нона – интервал из 9 ступеней. Проще будет считать, прибавляя к Октаве второй интервал: возьмем Октаву До-До и прибавим Секунду:
Так как мы использовали Большую Секунду, то получилась Большая Нона.
Чтобы сделать Малую Нону, к Октаве будем добавлять Малую Секунду:
Децима – Октава + Терция. Децима так же может быть Большой и Малой.
Ундецима – Октава + Кварта.
Дуодецима — Октава + Квинта.
Терцдецима — Октава + Секста.
Квартдецима – Октава + Септима.
Квинтдецима – Октава + Октава.
Как видите, составные интервалы так же делятся на Большие, Малые и Чистые. Таким же способом, добавляя полтона или отнимая, можно получить Увеличенный или Уменьшенный составной интервал.
А теперь послушайте, как звучат составные интервалы: