Жизнь
Артур был сыном Леона Мишеля Сен-Леона, который был «фигурантом» Парижской оперы , и Адель Жозефин Николау. Он вырос в Штутгарте , где его отец в течение 14 лет работал учителем танцев принцесс. Он учился игре на скрипке у Джозефа Мэйседера и Николо Паганини . В 1834 году он дебютировал как 13-летний скрипач со скрипичным концертом Пьера Роде в Штутгарте. Между 1840 и 1863 годами он написал ряд сочинений для скрипки, а также для Виолы д’Аморе.
Как танцор он дебютировал 31 июля 1835 года в Мюнхене вместе с братом Шерцером в па-де-де из балета Йозефа Шнайдера « Путешествующее балетное общество» (музыка: Pentenrieder).
В 1837 году семья вернулась в Париж, где Артур продолжил обучение танцам и выступлению в качестве скрипача. В 1838 году он дебютировал как характерный танцор в Театре де ла Монне в Брюсселе . Затем он отправился в Вену (1841), Милан (1842), Турин (1841–1846) и Рим (1843), где Сен-Леон поставил свой первый балет «Вивандиер» . Танцевальные выступления последовали в Венеции, Флоренции, Турине, Гамбурге, Берлине (1846/47: Сатлер и форейтор ), Париже, Стокгольме, Мадриде и Лондоне. В Вене Сен-Леон впервые танцевал со знаменитой Фанни Черрито в качестве партнерши. Оба очень часто вместе танцевали в Лондоне. Вскоре они стали частной парой, путешествуя вместе в Рим, Флоренцию, Парму и обратно в Лондон. Для этого балета существует полная запись Pas de six в Sténochorégraphie Сен-Леона. Успех этого балета привел ее к гастролям по Англии и Италии. Они поженились 17 апреля 1845 года в Église des Batignolles в Париже.
В 1847 году Сен-Леон получил заказ от Парижской оперы для постановки нового балета с Черрито в качестве танцора. Он также привез с собой балет « Alma, ou La Fille de feu» , созданный в 1842 году Серрито и Андре Дешэ, под новым названием « La Fille de Marbre» . Балет, восторженно описанный Теофилем Готье, имел большой успех. В « Скрипачке Тартини» (1848 г.) Сен-Леон выступал одновременно как танцор и скрипач.
Затем Черрито и Сен-Леон отправились в Венецию, где выпустили три новых балета в Театре Ла Фениче . В марте 1851 года они расстались художественно и приватно. Последний раз они танцевали как пара на гала-вечере в октябре 1851 года. После этого Сен-Леон стал первым балетмейстером и учителем танцев в Парижской Опере.
После сезона в Лондоне Сен-Леон отправился в Лиссабон , где в течение трех лет ставил новые и старые балеты в Театре Сан-Карлос. Он стал профессором Лиссабонской консерватории и был награжден Крестом ордена Христа португальским королем . Финансовые трудности вынудили его снова гастролировать по Европе, пока он не стал балетмейстером Императорского театра в Санкт-Петербурге в 1859 году . Он занимал эту должность до самой смерти, даже если не жил там. Он был первым , кто там с Чезаре Пуни вывел балет о русской теме: Конёк (Engl:. Конёк ). Поскольку ему нужно было присутствовать только шесть месяцев, он часто ездил в Париж.
В 1865 году Сен-Леон открыл для себя молодую немецкую танцовщицу Адель Гранцов , которую он увидел танцующей в Ганновере еще в 1858 году. Он рекомендовал ее в качестве примы-балерины в Большом театре Москвы , где она стала его возлюбленной. 11 ноября 1866 года в Париже состоялась премьера балета Сен-Леона « Источник» на музыку Делиба и Минкуса . Вместо Адель Гранцов, вынужденной вернуться в Москву из-за контракта, танцевала итальянская танцовщица Гульельмина Сальвиони. На парижской премьере « Коппелии» в 1870 году мадам Гранцова также заменила итальянская танцовщица, на этот раз из-за болезни.
Сен-Леон не мог продолжить свои успехи в Париже в России, где его работы были довольно плохо приняты. Он зашел так далеко, что даже вызвал критика на дуэль. В 1866 году Парижская Опера поручила ему поставить хореографию Коппелии . Из-за постоянных переездов из Парижа в Москву премьера состоялась не раньше 25 мая 1870 года.
Он умер от сердечного приступа в Париже 2 сентября 1870 года, всего через три месяца после премьеры « Коппелии» .
СЕН-ЛЕО́Н
В книжной версии
Том 30. Москва, 2015, стр. 7-8
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕН-ЛЕО́Н (Saint-Léon) Артюр (наст. имя и фам. Шарль Виктор Артюр Мишель, Michel) (17.9.1821, Париж – 2.9.1870, там же), франц. танцовщик, балетмейстер, педагог, скрипач. Учился у своего отца – танцовщика и музыканта Л. Мишеля. Дебютировал как скрипач в 1834 в Штутгарте, как танцовщик в 1835 в Мюнхене. В 1837–47 гастролировал по Европе. В 1843 поставил в Риме балет «Маркитантка и форейтор» Э. Роллана, в 1849 в Париже – «Скрипку дьявола» Ч. Пуньи. В 1859–69 в России. Постановки: «Сальтарелло, или Страсть к танцам» (1859, музыка С.-Л.), «Грациелла, или Любовная ссора» (1860) и «Сирота Теолинда, или Дух долины» (1862) – оба Пуньи, «Пакеретта» Ф. Венуа и Пуньи (1860), «Севильская жемчужина» С. Пинто и Пуньи (1861), «Пламя любви, или Саламандра» («Фиаметта, или Торжество любви») Л. Ф. Минкуса (1863). Танцевальное богатство, возможности для раскрытия творч. индивидуальности, которые предоставлял исполнителям балет «Конёк-Горбунок» Пуньи (1864), сделали его одним из самых популярных балетов на рос. сцене в 19 в. Менее удачным оказался второй балет на рус. сюжет – «Золотая рыбка» Минкуса (1867). В Париже в 1870 С.-Л. поставил свой лучший балет – «Коппелия» Л. Делиба. Спектакли С.-Л. знаменовали упадок романтич. балета, что проявилось в облегчённости содержания, обилии внешних эффектов, эклектике выразит. средств. В то же время его хореографич. находки как в области виртуозного классич. (преим. сольного), так и характерного танца способствовали развитию техники, обогащению лексики балета. Среди учениц С.-Л. – Ф. Черрито , А. Гранцова. Создатель системы записи танца – стенохореографии.
Career
When he was 17 years old, he made his début as first demi-charactére dancer at the Théâtre de la Monnaie in Brussels. He started to tour across Europe dancing in Germany, Italy, England, obtaining a lot of success. In particular, the London audience, who did not like at that time to see men dancing on stage, liked him very much. He was much appreciated for his tours and his jumps. He was able to gain applause in every theatre he danced, and this was not very common in the Romantic Era, where the only star on stage was the Ballerina dancing en pointe.When in Vienna, Saint-Léon could dance for the first time with Fanny Cerrito and from that very moment the two of them became almost indivisible, till they got married in 1845. For Cerrito, Saint-Léon choreographed a ballet that was a hit in London La Vivandière (1843). He created also ballets for the Teatro La Fenice in Venice and for the Paris Opéra.He became the teacher of the master class at the Opéra and he was in charge to choreograph the divertissements of the most important ballet production. He parted from his wife in 1851 and when she was invited to dance at the Opéra, Saint-Léon retired.After touring across Europe, (he also worked three years for the Teatro San Carlos in Lisbon), he was invited to succeed Jules Perrot in 1859 as Maître de Ballet to the Imperial Bolshoi Kamenny Theatre, home of the Tsar’s renowned Imperial Ballet, in St. Petersburg, Russia, a post which he held until 1869 (he was succeed by Marius Petipa).Although Saint-Léon choreographed many ballets, the only one that has come down to us almost complete is Coppélia (1870). He died two days after the ballet’s initial season had come to an untimely end because of the Franco-Prussian War. In late November, the creator of Swanhilda, Giuseppina Bozzachi, died on her 17th birthday.Saint-Léon is famous also because he invented a method of ballet notation described in the book: La Sténochoréographie, ou Art d’écrire promptement la danse published in 1852. It is the first method of choreographic notation which documented not only the feet but also the movements of the arms, torso and the head.In 1848 Saint-Léon notated a Pas de Six from his 1846 ballet La Vivandière in La Sténochorégraphie. The notation was preserved in the archives of the Paris Opéra, and in 1975 the dance notation expert Ann Hutchinson-Guest and the Balletmaster Pierre Lacotte reconstructed Saint-Léon’s choreography and Cesare Pugni’s music for the Joffrey Ballet. In 1978 Lacotte staged the Pas de Six for the Kirov/Mariinsky Ballet (the former Imperial Ballet), who still retain it in their repertory. The Pas de Six has since been staged by many ballet companies all over the world, and is known as either the La Vivandière Pas de Six, or the Markitenka Pas de Six (as it is known is Russia). The Pas de Six is the only known choreography of Saint-Léon’s to have survived.
Statements
instance of
human
2 references
imported from Wikimedia project
Russian Wikipedia
stated in
BnF authorities
retrieved
10 October 2015
reference URL
image
Arthur Saint-Leon -photo by B. Braquehais -circa 1865.JPG1,120 × 1,722; 906 KB
media legend
Fotografia d’Arthur Saint-Leon per B. Braquehais vers el 1865 (Catalan)
Arthur Saint-Léon. (Swedish)
1 reference
imported from Wikimedia project
Russian Wikipedia
sex or gender
male
4 references
imported from Wikimedia project
Swedish Wikipedia
stated in
Virtual International Authority File
VIAF ID
retrieved
4 November 2018
stated in
Gemeinsame Normdatei
retrieved
3 May 2014
stated in
BnF authorities
retrieved
10 October 2015
reference URL
country of citizenship
France
1 reference
imported from Wikimedia project
German Wikipedia
name in native language
Arthur Saint-Léon (French)
0 references
birth name
Charles-Victor-Arthur Michel (French)
0 references
given name
Arthur
0 references
date of birth
7 September 1821Gregorian
5 references
imported from Wikimedia project
English Wikipedia
stated in
BnF authorities
retrieved
10 October 2015
reference URL
stated in
SNAC
SNAC ARK ID
subject named as
Arthur Saint-Léon
retrieved
9 October 2017
stated in
International Music Score Library Project
IMSLP ID
subject named as
Arthur Saint-Léon
retrieved
9 October 2017
stated in
Brockhaus Enzyklopädie
Brockhaus Enzyklopädie online ID
subject named as
Charles-Victor- Arthur Saint-Léon
place of birth
Paris
1 reference
imported from Wikimedia project
French Wikipedia
date of death
2 September 1870Gregorian
6 references
imported from Wikimedia project
English Wikipedia
stated in
BnF authorities
retrieved
10 October 2015
reference URL
stated in
SNAC
SNAC ARK ID
subject named as
Arthur Saint-Léon
retrieved
9 October 2017
stated in
International Music Score Library Project
IMSLP ID
subject named as
Arthur Saint-Léon
retrieved
9 October 2017
stated in
Brockhaus Enzyklopädie
Brockhaus Enzyklopädie online ID
subject named as
Charles-Victor- Arthur Saint-Léon
stated in
retrieved
3 December 2020
Archivio Storico Ricordi person ID
place of death
9th arrondissement of Paris
country
France
2 references
imported from Wikimedia project
Russian Wikipedia
stated in
Archivio Storico Ricordi
retrieved
3 December 2020
Archivio Storico Ricordi person ID
place of burial
Montmartre Cemetery
0 references
spouse
Fanny Cerrito
1 reference
imported from Wikimedia project
French Wikipedia
languages spoken, written or signed
French
1 reference
stated in
BnF authorities
Bibliothèque nationale de France ID
reference URL
retrieved
10 October 2015
occupation
ballet dancer
1 reference
imported from Wikimedia project
Italian Wikipedia
choreographer
2 references
imported from Wikimedia project
Italian Wikipedia
stated in
Archivio Storico Ricordi
retrieved
3 December 2020
Archivio Storico Ricordi person ID
ballet master
0 references
instrument
violin
1 reference
imported from Wikimedia project
Portuguese Wikipedia
notable work
Coppélia
0 references
La source
0 references
described by source
Riemann’s Music Dictionary
statement is subject of
Q27773043
0 references
Obalky knih.cz
URL
0 references
Commons category
Arthur Saint-Léon
0 references
Biography
(Charles Victor) Arthur Michel Saint-Léon was born September 17, 1815, though the exact date of his birth has never been definitely established; some sources give 1821. He was the son of the ballet master of the Wuertemberg Ducal Theatre, Stuttgart and made his debut as a violinist in Stuttgart in 1834, and began his dance career in 1835 in Munich. He also studied with Albert.
In 1833, he began a series of European appearances which lasted until 1859. In Milan he met the celebrated ballerina Fanny Cerito, whom he later married, and for whom he choreographed what was probably his first ballet, La Vivandiere ed il Postiglione, which he produced in London for her. He created the role of Matteo to Cerito’s Ondine in Jules Perrot’s ballet Ondine, and Phoebus in Perrot’s La Esmeralda. For Cerito’s Paris debut, Saint-Leon choreographed La Fille de Marbre. This ballet was a huge success and led to the production of some sixteen of his ballets and divertissements for the Paris Opera, among them Le Violon du Diable, in which Saint-Leon played a violin solo, and Stella, ou Les Contrebandiers.
Saint-Léon and Cerito separated in 1850 and Saint-Leon made his debut as a ballet master of the Imperial Theatre in 1859. It is interesting that Saint-Léon, a Frenchman, was the first to produce a ballet on a Russian theme, The Humpbacked Horse.
Saint-Léon was in great demand, both as dancer and choreographer, and received invitations to visit Lisbon, Bordeaux, Vienna, Berlin, Madrid, Rome, Florence, Turin, Brussels, Venice, Pest, and other important cities, where he revived many of his ballets. Saint-Léon staged ballets in all the major European cities except Milan. He always wanted to be, but never was engaged by La Scala, Milan. Traveling as a guest choreographer from city to city, Saint-Leon generally staged the same ballets under different titles; thus Nemea in Paris became Fiammetta in St. Petersburg and Salamander in Moscow. Saint-Leon left St. Petersburg in 1867 and became ballet master of the Paris Opera, a post he held until his death on September 2, 1870.
Saint-Léon was one of the best dancers of his time, famous for his remarkable ballon and elevation. He sometimes composed the music to his ballets, and was much admired as a choreographer for his skillful ballet adaptations of national dance. In addition to his ballets, Saint-Leon left a treatise on a new method of dance notation which he had devised Le Stenochoregraphie, ou l’Art d’Ecrire Promptement la Danse, which he used to record his ballets. He also composed some forty pieces for the violin.
Sources:The Dance Encyclopedia Revised and Enlarged Edition, Compiled and Edited by Anatole Chujoy and P. W. Manchester; Simon and Shuster, New York, 1967The Complete Book of Ballets, A Guide to the Principal Ballets of the Nineteenth and Twentieth Centuries by Cyril W. Beaumont; Garden City Publishing Co., Inc., Garden City, N. Y., 1941The Concise Oxford Dictionary of Ballet Second Edition by Horst Koegler; Oxford University Press, London, New York, Melbourne, 1982
заводы
- 1843 г. «Вивандиер» (музыка: Энрико Роллан ), Рим; (позже: Чезаре Пуни)
- 1845 Rosida, ou les Mines de Syracuse (музыка: Чезаре Пуни ), Лондон
- 1846 Бал-маскарад (музыка:?), Берлин
- 1847 Цветочница в Эльзасе (музыка: Массимилиано Грациани , Конради), Берлин
- 1847 La Fille de marbre (музыка: Чезаре Пуни по мотивам Майкла Коста ), Париж
- 1848 Тартини-скрипачка (музыка: Сен-Леон, Джованни Фелис, Чезаре Пуни), Венеция (= Виолон дю Дьябл , Париж 1849).
- 1848 L’Anti-Polkista ed i Polkamani , Венеция
- 1850 Stella ou Les Contrabandiers (музыка: Чезаре Пуни), Париж
- 1850 Menuet, Gavotte et Polka, ou Jadis et aujourd’hui , Париж
- 1850 L’Enfant Prodige (Дивертисмент из оперы Обера), Париж
- Pâquerette 1851 (музыка: Франсуа Бенуа ), Париж
- 1851 Les Nations (музыка: кантата Адольфа Адама ), Париж
- 1852 Le Berger Aristée et les abeilles (дивертисмент в опере Галеви « Заблудший житель »), Париж
- 1853 Le Lutin de la vallée (оперный балет Эрнеста Готье ), Париж
- 1853 Le Danseur du Roi (оперный балет Эрнеста Готье), Париж
- 1854 г., Ла-Розьер , Лиссабон
- 1854 Saltarello, ou o maniaco po la dança (музыка: Сен-Леон), Лиссабон
- 1854 Лия баядерка , Лиссабон
- 1855 O ensaio geral, ou as afflicçoés de Zefferini (Pasticcio), Лиссабон
- 1855 Bailados allegoricos , Лиссабон
- 1856 O Triumvir amoroso , Лиссабон
- 1856 Os Saltimbancos, ou os processo do fandango (музыка в оркестровке Сантоса Пинтуша ), Лиссабон
- 1856 Meteora, ou as estellas cadentes (музыка: Сантос Пинтос), Лиссабон
- 1856 Stradella, ou o peder de musica (музыка: Сантос Пинтуш), Лиссабон
- 1859 Jovita, ou les Boucaniers mexicains (музыка: Теодор Лабарр ), Санкт-Петербург
- 1860 Graziella, ou les Dépits amoureux (музыка: Чезаре Пуни), Санкт-Петербург
- 1864 Конек-горбунок (музыка: Чезаре Пуни), Санкт-Петербург
- 1866 Ле Пуассон Доре (музыка: Людвиг Минкус), Санкт-Петербург
- 1866 La Source (музыка: Лео Делиб и Людвиг Минкус), Париж
- 1869 Le Lys (музыка: Людвиг Минкус), Санкт-Петербург
- 1870 Коппелия (музыка: Лео Делиб), Париж
Biography
He was born Charles Victor Arthur Michel in Paris, but was raised in Stuttgart, where his father was dance master for the court and the theatre ballet. Saint-Léon was encouraged by his father, who had also been a dancer of the Paris Opéra Ballet, to study music and dance. Saint-Léon studied violin with Joseph Mayseder and Niccolò Paganini. At the same time, he studied ballet so he could perform both as violinist and dancer.
When he was 17 years old, he made his début as first demi-charactére dancer at the Théâtre de la Monnaie in Brussels. He started to tour across Europe dancing in Germany, Italy, England, obtaining a lot of success. In particular, the London audience, who did not like at that time to see men dancing on stage, liked him very much. He was much appreciated for his tours and his jumps. He was able to gain applause in every theatre he danced, and this was not very common in the Romantic Era, where the only star on stage was the Ballerina dancing en pointe.
When in Vienna, Saint-Léon could dance for the first time with Fanny Cerrito and from that very moment the two of them became almost indivisible, until they married in 1845. For Cerrito, Saint-Léon choreographed a ballet that was a hit in London La Vivandière (1843). He created also ballets for the Teatro La Fenice in Venice and for the Paris Opéra.
He became the teacher of the master class at the Opéra and he was in charge to choreograph the divertissements of the most important ballet production. He parted from his wife in 1851 and when she was invited to dance at the Opéra, Saint-Léon retired.
After touring across Europe, (he also worked three years for the Teatro San Carlos in Lisbon), he was invited to succeed Jules Perrot in 1859 as Maître de Ballet to the Imperial Bolshoi Kamenny Theatre, home of the Tsar’s renowned Imperial Ballet, in St. Petersburg, Russia, a post which he held until 1869 (he was succeeded by Marius Petipa).
His favorite ballerina was who performed a lot in his ballets. Saint-Léon brought her to Paris Opera and later to Italy, his intention was also to make Coppélia (1870) for her. Although he choreographed many ballets it’s the only one that has come down to us almost complete. He died two days after the ballet’s initial season had come to an untimely end because of the Franco-Prussian War. In late November, the creator of Swanhilda, Giuseppina Bozzachi, died on her 17th birthday.
Saint-Léon is famous also because he invented a method of ballet notation described in the book: La Sténochoréographie, ou Art d’écrire promptement la danse published in 1852. It is the first method of choreographic notation which documented not only the feet but also the movements of the arms, torso and the head.
Примечания
- ↑ Сен-Леон Артюр // : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ . Дата обращения: 8 апреля 2010.
- ↑
- ↑ * Г. Н. Добровольская. . Энциклопедия Санкт-Петербурга. Дата обращения: 13 марта 2012.
- . Дата обращения: 8 апреля 2010.
- . Дата обращения: 8 апреля 2010.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 апреля 2010.
- ↑
- . Дата обращения: 8 апреля 2010.
- . Дата обращения: 8 апреля 2010.
- Театральная Энциклопедия
- . Дата обращения: 8 апреля 2010.
- ↑ . Дата обращения: 8 апреля 2010.
- ↑ . Дата обращения: 8 апреля 2010.
- ↑ . Дата обращения: 18 апреля 2010.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 апреля 2010.
- Ю. А. БАХРУШИН. ИСТОРИЯ РУССКОГО БАЛЕТА
The La Vivandière Pas de Six
In 1848 Saint-Léon notated a Pas de Six from his 1846 ballet La Vivandière in La Sténochorégraphie. The notation was preserved in the archives of the Paris Opéra, and in 1975 the dance notation expert Ann Hutchinson-Guest and the Balletmaster Pierre Lacotte reconstructed Saint-Léon’s choreography and Cesare Pugni’s music for the Joffrey Ballet. In 1978 Lacotte staged the Pas de Six for the Kirov/Mariinsky Ballet (the former Imperial Ballet), who still retain it in their repertory. The Pas de Six has since been staged by many ballet companies all over the world, and is known as either the La Vivandière Pas de Six, or the Markitenka Pas de Six (as it is known is Russia). The Pas de Six is the only known choreography of Saint-Léon’s to have survived.
Main Choreographies
- 1843 La Vivandière (mus. Cesare Pugni)
- 1847 La Fille de marbre (mus. Cesare Pugni, after Alma, ou la Fille de feu by Jules Perrot)
- 1849 Le Violon du Diable (mus. Cesare Pugni). Here, Saint-Léon performed both as dancer and violinist.
- 1850 Stella (mus. Cesare Pugni)
- 1860 Graziella ou La Querelle amoureuse (mus. Cesare Pugni)
- 1861 La Perle de Seville (mus. Cesare Pugni)
- 1864 Fiametta (mus. Ludwig Minkus)
- 1864 The Little Humpbacked Horse (mus. Cesare Pugni)
- 1866 Le Poisson doré (mus. Ludwig Minkus)
- 1866 La Source (mus. Ludwig Minkus and Léo Delibes)
- 1869 Le Lys (mus. Ludwig Minkus) Here, Minkus re-used much of the music he wrote for La Source.
- 1870 Coppélia (mus. L. Delibes)
Творческая биография
Музыке и танцам обучался в Штутгарте у своего отца танцовщика и музыканта Мишеля Сен-Леона, после чего он вернулся во Францию в Париж и стажировался у прославленного танцора Альбера (фр. Albert), настоящее имя которого Франсуа-Фердинанд Декомб (Franois-Ferdinand Decombe). Кроме того, он блестяще владел скрипкой, обучаясь игре на скрипке у великого Никколо Паганини и у другого знаменитого скрипача Йозефа Майзедера.
Как танцовщик дебютировал в 1835 году в Мюнхене. В 1838 году, в возрасте 17 лет, был приглашен в Брюссель, где поступил в бельгийский театр «Ла Монне» (фр. Thtre de la Monnaie) на амплуа первого танцора — это очень высокая должность, выше которой только статус «звезды балета».
Работая в труппе известного хореографа Жюля Перро (Jules Perrot), где исполнял ведущие партии в его постановках (балеты «Эсмеральда» и «Ундина» — оба на музыку Цезаря Пуни), начинает балетмейстерскую деятельность, поставив впервые на сцене балет Цезаря Пуни «Маркитанка» (по другим переводам — «Прачка»), в котором главные партии исполняли итальянская балерина Фанни Черрито и он сам в роли Ганса. Первая же постановка встречена весьма одобрительно, и он, окрыленный победой, переносит спектакль на другие европейские сцены. Балет успешно идет в Парижской опере (фр. Opra de Paris) — это его первая работа на сцене родной Франции, 23 мая 1844 года — с неменьшим успехом поставлен в Лондонском театре Её королевского величества. Через некоторое время, в 1845 году Фанни Черрито (Fanny Cerrito), его партнерша по сцене, стала и его супругой. Они были женаты в 1845—1851 годах.
По другим источникам, его дебют в родной Франции состоялся позже, лишь в 1847 году в балете «Мраморная красавица», который он поставил специально для своей жены Фанни Черрито.
Артур Сен-Леон работал в самых прославленных балетных труппах Европы, он ставил балетные спектакли в Риме, Милане, Лондоне, Вене, Берлине, Париже, Санкт-Петербурге. Его постановки носили развлекательный характер, в них было много трюков, красочных танцевальных выходов — антре и технических фокусов, он мастерски владел искусством сценических эффектов, используя чудеса технических новшеств пиротехники, электричества, тем самым покоряя зрителя внешним блеском, причудливостью, яркостью костюмов и декораций и не анализируя образы поиском глубокого философского содержания. Его не привлекали темы и образы романтического балета, он искал в литературных сюжетах лишь повод для танцев. Например, балерины танцевали на огромных клавишах рояля, танцовщики ездили, как в цирке, на велосипедах, огромные висячие сады раскачивались на сцене. Он использовал в классическом балете народную стилистику, привнес в свои балеты характерные танцы 50 народностей.
Советский балетный критик Ю. А. Бахрушин в книге «История русского балета» (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.) писал: «Так, балетмейстер впервые применил на сцене настоящую воду для фонтанов и водопадов, широко использовал газ для световых эффектов, ввел в употребление дуговые электрические фонари-спектры, чтобы освещать танцовщиц лучами, устраивал выезд танцовщиков на велосипедах, заставлял исполнительниц танцевать на огромных клавишах рояля и т. п. Сен-Леон выработал новый метод проведения классных занятий с артистами балета, дававший чрезвычайно эффектные результаты. Он не задавался целью всесторонне развить танцевальную технику исполнителя, а лишь стремился довести сильные стороны его дарования до такой степени совершенства, которой раньше ни у кого не было».
В 1850-х годах вёл балетный класс в Парижской опере.
В конце 1850-х Сен-Леон получил приглашение в Россию, жадно впитывающей всё новомодное, приехал в Петербург, где, сменив Жюля Перро на должности главного императорского балетмейстера (Жюль Перро работал в Петербурге с 1848 по 1859 г.), в течение 1859—1869 гг. поставил множество балетных спектаклей на сцене Большого Каменного театра в Санкт-Петеребурге и Большого театра в Москве. Тем не менее, став главным балетмейстером русского императора, Сен-Леон продолжал не только постоянно наведываться в свой родной Париж, но умудрялся в это же время продолжать ставить там спектакли.