От дней памяти арнольда каца

Арнольд кац новосибирск биография

Биография

Арнольд Кац родился 18 сентября 1924 году в Баку. Его отец был врачом-невропатологом, мать — скрипачкой.

В 1936 году семья переехала в Москву. Учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории по классу скрипки.

В 1941 году был командирован учиться на военный факультет Московской консерватории (с 1944 — Высшее училище военных капельмейстеров Красной Армии), где он становится военным дирижёром, служил в звании младшего лейтенанта в инженерно-сапёрной бригаде 1-го Белорусского фронта, дошёл с нею до Берлина. В 1945 году окончил Высшее училище военных капельмейстеров Красной Армии (ныне Военный институт (военных дирижёров)). После войны учился в Ленинградской консерватории как скрипач (—) и как дирижёр (—, класс И. А. Мусина).

В — годах преподавал в Ленинградской консерватории. Работал в Орджоникидзе, Томске.

С 1956 года — основатель, художественный руководитель и главный дирижёр Симфонического оркестра Новосибирской филармонии. За 50 лет работы с оркестром им сыграно более 5 тысяч концертов.

В его репертуаре произведения русской и западноевропейской классической музыки, современных, в том числе зарубежных авторов (Л. Бетховен, М. И. Глинка, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, А. Онеггер, М. Равель, Б. Бриттен, Б. Барток, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников, Р. К. Щедрин, Я. А. Эшпай, А. И. Хачатурян и др.).

С ним выступали С. Рихтер, Э. Гилельс, Д. Ойстрах, М. Ростропович, Л. Коган, Б. Давидович, Ю. Ситковецкий, Д. Ситковецкий, Я. Флиэр, Г. Кремер, Д. Шафран, Д. Башкиров, Н. Петров, О. Каган, Н. Гутман, Ю. Башмет, М. Плетнев, М. Венгеров, В. Репин, А. Бараховский и другие известные музыканты.

Неоднократно участвовал в международных музыкальных фестивалях, в том числе: «Русская зима», «Рождественские вечера» (Москва), «Белые ночи» (Ленинград), фестиваль русской музыки в Вене, «Мартовские дни» (Болгария), фестиваль музыки Л. Бернстайна (Новосибирск, Ленинград, Москва), фестиваль слушания «Ухо» (Эрланген, Германия), фестиваль классической музыки (Канны, Франция), Дрезденский музыкальный фестиваль, Дни Иберийской музыки (Испания), Фестиваль фортепианного искусства (Франция), Фестиваль В. Т. Спивакова (Кольмар) и др.

Под его руководством в Новосибирском театре оперы и балета были поставлены опера С. С. Прокофьева «Война и мир», балеты А. К. Глазунова «Раймонда» и П. И. Чайковского «Спящая красавица», опера Г. Н. Иванова «Алкины песни»; в Санкт-Петербургском Малом театре оперы и балета им. М. П. Мусоргского — Михайловском театре — опера Дж. Верди «Трубадур».

С гастролями выступал в городах Германии, Франции, Великобритании, Италии, Испании, Португалии, Бельгии, Швейцарии, Японии, США, Израиля, Южной Америки, Норвегии, Венгрия, Нидерланды, Болгария, Мексика и др.

В 1970—80-е годы возглавлял студенческий оркестр Новосибирской государственной консерватории им. Глинки. В 1993 году возглавил американо-российский молодёжный симфонический оркестр и совершил с ним турне по городам США, а затем и России.

В 2004 году организовал молодёжный оркестр «Сибирь — Восток — Запад», состоящий из российских, корейских, японских, израильских и немецких музыкантов.

На базе симфонического оркестра создал ещё два коллектива и был их художественным руководителем: Концертный духовой оркестр и Ансамбль солистов Новосибирская камерата. Они и сегодня продолжают работу в Новосибирской филармонии, выступают в России и за рубежом.

Инициатор проведения традиционного ежегодного фестиваля «Классика и современность».

Осуществил все записи Новосибирского академического симфонического оркестра на фирме «Мелодия» с произведениями Г. Персела, Г. Генделя, В .Моцарта, Л. Бетховена, Н. Римского-Корсакова, С. Танеева, С. Рахманинова, И. Стравинского, Д. Шостаковича, Л. Бернстайна, Ю. Буцко, а также новосибирских композиторов Г. Иванова и А. Мурова. В 1980 году пластинка с записью Четвёртой симфонии С. Танеева получила Первую премию за лучшую интерпретацию и качество записи. Под управлением А. М. Каца оркестр записал 11 компактдисков на студиях Sony Classical, Art Nova, Russian Season, Peter Kondrashin Studio, Audite Musikproduktion.

В —2004 годах преподавал в Новосибирской государственной консерватории им. Глинки (класс оперно-симфонического дирижирования), с 1980 — профессор.

Умер 22 января в Пекине от инсульта. Похоронен в Дюссельдорфе (Германия).

***

Министр культуры НСО во время нашего недавнего разговора с гордостью сообщил о предстоящем фестивале «Сибирские валторновые дни». Как выяснилось, помимо средств, выделенных министерством культуры области, проекту помогает еще и спонсор. Объяснить такой интерес к мероприятию мы попросили Игоря Панфилова, гендиректора одной из крупных девелоперских компаний.

— Причина — в любви к музыке, да и любви к родному городу. К тому же, мы не боимся экспериментировать, всегда стремимся быть немного новаторами в тех проектах, которые реализуем.

Так сложилось, что Новосибирск знаменит прежде всего своей скрипичной школой, а духовая школа — очень высокого уровня, по нашему мнению, — не так широко представлена публике. Подобная специализация позволит вызвать ажиотаж буквально европейского масштаба, ведь подобные мероприятия в формате «бенефиса» одного музыкального инструмента почти не встречаются в мире.

Надеюсь, что данный проект получит свое дальнейшее развитие и станет регулярным событием в культурной жизни России, сделав Новосибирск точкой притяжения звезд мировой музыки.

Александр Савин, «Новая Сибирь»

Кстати

Арнольд Кац: «Дирижер — это профессия второй половины жизни музыканта»

На сцене Пермской оперы — «Бал-маскарад» Джузеппе Верди

Скрипичная «Пушка» Захара Брона

Ханты-Мансийск 2022: впечатления от IV Всероссийского музыкального конкурса по специальности «Сольно…

Скрипач Андрей Баранов выступит в Белгородской филармонии

«Оперный Оскар» вручили в Санкт-Петербурге

Валторнисты готовят сюрпризы

По поводу упомянутого выше важного события в музыкальной жизни Новосибирска мы задали несколько вопросов заслуженному артисту России Станиславу Янковскому, автору и двигателю международного фестиваля валторновой музыки «Сибирские валторновые дни», который пройдет в Новосибирске с 21 по 27 октября 2019. — Станислав, вы творческий человек, и как любого творческого человека вас не покидает желание придумать что-то новое. Томас Зандерлинг высоко оценил идею этого фестиваля, и особенно мастер классы, в которых начинающие музыканты встретятся с маститыми профессионалами, — такие встречи нередко меняют жизнь молодого таланта

Расскажите, как все начиналось?

Томас Зандерлинг высоко оценил идею этого фестиваля, и особенно мастер классы, в которых начинающие музыканты встретятся с маститыми профессионалами, — такие встречи нередко меняют жизнь молодого таланта. Расскажите, как все начиналось?

— Станислав, вы творческий человек, и как любого творческого человека вас не покидает желание придумать что-то новое. Томас Зандерлинг высоко оценил идею этого фестиваля, и особенно мастер классы, в которых начинающие музыканты встретятся с маститыми профессионалами, — такие встречи нередко меняют жизнь молодого таланта. Расскажите, как все начиналось?

— Идея фестиваля родилась после того, как руководство нашего оркестра — в первую очередь наш дирижер Томас Зандерлинг — пригласил Оливье Дарбелле, прославленного музыканта, профессора высших школ музыки городов Люцерн и Лозанна в Швейцарии, в качестве солиста. К тому же Дарбелле дал свое согласие не только на сольные выступления, но и на проведение ряда мастер-классов, пожертвовав при этом участием в фестивале барочной музыки в Великобритании.

Мы решили, что этим ограничиваться не стоит и обратились к ведущим валторнистам в России — это артисты Мариинского театра Александр Афанасьев и Юрий Акимкин, а также солист Ростовского государственного музыкального театра Андрей Карапищенко. Они также заинтересовались и дали согласие на свое участие.

Подобного творческого формата среди исполнителей на духовых инструментах в России еще не было. А моделью создания нашего международного фестиваля послужили знаменитые европейские проекты, такие как Обвальденский фестиваль, Люцернский фестиваль, «Валторновые дни» в Миндельцеле.

— Станислав, но ведь фестиваль это не только мастер классы, но в первую очередь и сами концерты. Где они состоятся, и что нам предстоит услышать?

— Концерты фестиваля будут проходить ежедневно практически на всех значимых площадках города: концертный зал имени Арнольда Каца, камерный зал филармонии, концертный зал Новосибирской специальной музыкальной школы, в Доме ученых Академгородка.

Слушателей ждет масса приятных открытий. Это, например, интервью-шоу, выставка ведущих европейских валторновых мастеров. Будут представлены разнообразные произведения композиторов разных эпох и стилей. Публика сможет впервые услышать звучание хора валторн.

Специально для этого фестиваля было приобретено колоссальное количество нот, что позволит услышать произведения, которые в России еще не исполнялись. К примеру: произведения Керри Тернера и знаменитые переложения Хора венских валторн.

85 процентов всех сочинений, представленных на фестивале, будут являться российскими премьерами. А на закрытии фестиваля всех ждет грандиозный сюрприз.

Арнольд Михайлович Кац биография

У третьего по величине города России всегда были три достопримечательности: Академгородок, театр оперы и балета и симфонический оркестр под управлением Арнольда Каца. Приезжающие в Новосибирск с концертами столичные дирижеры в своих многочисленных интервью с неизменным уважением упоминали имя знаменитого маэстро: «О, ваш Кац — это глыба!». Для музыкантов Арнольд Кац всегда был непререкаемым авторитетом.

Он родился 18 сентября 1924 года в Баку, закончил московскую, затем ленинградскую консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования, но последние пятьдесят лет с гордостью называл себя сибиряком, потому что дело всей его жизни было связано именно с Новосибирском. С момента основания в 1956 году симфонического оркестра Новосибирской государственной филармонии Арнольд Михайлович являлся его бессменным художественным руководителем и главным дирижером. Ему были присущи незаурядный организаторский талант и умение увлечь коллектив решением сложнейших творческих задач. Его необыкновенный магнетизм и темперамент, воля, артистизм пленяли как коллег, так и слушателей, которые становились истинными поклонниками симфонического оркестра.

Два года назад выдающиеся дирижеры и исполнители из России и зарубежных стран чествовали маэстро с 80-летним юбилеем. Президент России Владимир Путин в канун юбилея наградил орденом «За заслуги перед отечеством» II степени с формулировкой: «За выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства». В концерте, посвященном юбилею Арнольда Каца, участвовали шесть дирижеров, учеников маэстро. По отзывам коллег-музыкантов, строгий и требовательный Арнольд Михайлович очень трепетно относился к своей работе с будущими дирижерами. Ему нравилось учить, нравилось быть нужным своим подопечным.

Маэстро не терпел фальши ни в музыке, ни в отношениях между людьми. Журналистов он, мягко говоря, недолюбливал за вечную погоню за «жареными» фактами и «желтизну» в подаче материалов. Но при всей своей внешней скрытности, маэстро обладал редким даром располагать к себе собеседников. На разные жизненные ситуации у него как будто специально была заготовлена смешная история. Насчет своего возраста убеленный сединами Арнольд Михайлович всегда шутил, мол, дожил до таких солидных лет только потому, что каждое утро занимался гимнастикой.

По его словам, дирижер всегда должен быть в форме, начеку. Такой огромный коллектив, как симфонический оркестр, не дает расслабиться ни на минуту. А расслабишься — и нет коллектива. Он говорил, что своих музыкантов любит и ненавидит одновременно. Оркестр и дирижер пятьдесят лет были «скованы одной цепью». Маэстро был уверен, что ни один даже самый первоклассный коллектив не сравнится с собственным. Он был прирожденным лидером за пультом и в жизни, чутко реагирующим на изменчивые настроения «оркестровых масс».

Арнольд Кац всегда делал ставку на выпускников новосибирской консерватории. Сам маэстро говорил, что за пятьдесят лет в коллективе сменилось три поколения музыкантов. Когда в конце 80¬х годов значительная часть его оркестрантов, причем лучших, оказалась за рубежом, он очень тяжело переживал. Тогда, в смутное для всей страны время, сумел устоять и спасти оркестр.

О превратностях судьбы маэстро всегда рассуждал философски, мол, суждено ему было «осесть» в Новосибирске. Первый раз в столице Сибири Кац побывал в октябре 1941 года — он ехал в эвакуацию во Фрунзе через Новосибирск. В следующий раз оказался в нашем городе уже с дипломом дирижера в кармане. Смеялся, что только что полученный диплом — это то же, что только что полученные права на вождение машины. Лучше не выезжать на большую дорогу, не имея достаточного опыта. Кац тогда рискнул и «выехал» вместе со своим только что созданным оркестром. С тех пор на протяжении пятидесяти лет он стоял за пультом огромного коллектива. Маэстро без ложной скромности называл оркестр «маяком» среди своих собратьев. И сильно сетовал на то, что «маяк» до сих пор не имеет собственного хорошего концертного зала…

«Наверное, я уже не доживу до того момента, когда у оркестра, наконец, появится новый концертный зал. А жаль…», — сокрушался Арнольд Михайлович. Он не дожил, но его пламенное желание услышать звучание своего «детища» в стенах нового зала можно считать завещанием для последователей…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: