Bel canto — bel canto

Опера делиба «лакме» (lakmé) | belcanto.ru

Возрождение

В 1950-х годах фраза «возрождение бельканто» была придумана для обозначения возобновившегося интереса к операм Доницетти, Россини и Беллини. Эти композиторы начали выходить из моды в последние годы 19-го века, и их произведения, никогда полностью не исчезая из репертуара спектаклей, нечасто ставились в течение первой половины 20-го века, когда оперы Вагнера, Верди и Пуччини держал власть. Эта ситуация значительно изменилась после Второй мировой войны с появлением группы инициативных оркестровых дирижеров и появлением нового поколения певцов, таких как Монтсеррат Кабалье , Мария Каллас , Лейла Генчер , Джоан Сазерленд , Беверли Силлс и Мэрилин Хорн , которые приобрели техники бельканто. Эти артисты вдохнули новую жизнь в сценические композиции Доницетти, Россини и Беллини, серьезно относясь к ним как к музыке и повторно популяризируя их по всей Европе и Америке. Сегодня некоторые из наиболее часто исполняемых опер в мире, такие как «Севильский цирюльник» Россини и « Лючия ди Ламмермур» Доницетти , относятся к эпохе бельканто.

Многие оперы 18-го века, требующие искусного бельканто, также пережили послевоенное возрождение, от менее известных Моцарта и Гайдна до обширных произведений в стиле барокко Генделя, Вивальди и других.

Певцы бельканто

Одним из основателей художественной формы сольного пения считается Джулио Каччини. Он принадлежал к кружку музыкантов Флорентийская камерата и поэтов, способствовавших возникновению оперы в Италии. В его «благородной манере пения» (nobile maniera di cantare)  проявился «трепетный голос» — voce tremante — порождённый гибкой артикуляцией гортани (dispositione di gorga).

Период безраздельного царствования на оперной сцене сопранистов (вокалистов-кастратов) начался с появления неополитанской школы и opera seria. Сохранившиеся отзывы современников говорят о мощи и красоте звука отличавших пение знаменитых сопранистов: Фаринелли, Паккьеротти, Кафарелли, Сенезино, Карестини, Гуаданьи, Крешентини и многих других.

В эпоху классического бельканто блистали певцы М. Малибран, Дж. Паста, Д. Рубини, Д. Гризи, Марио, Л. Лаблаша, Э. Тамберлика, П. Виардо-Гарсиа, А. Тамбурини и другие. Их творчество сформировало современное представление о вокально-драматическом искусстве в целом.

Последующие поколения вокалистов бельканто представляют величайшие певицы второй половины XIX века А. Патти и М. Зембрих. А затем — Л. Тетраццини и М. Гальвани.

Замечательными мастерами вердиевского стиля были Ф. Таманьо (первый исполнитель роли Отелло), баритон А. Маджини-Колетти, бас Ф. Наворрини.

Синтез классического бельканто и вердиевского стиля представляет баритон М. Баттистини, тенора А. Бончи, Ф. Маркони.

Образцом вердиево-вериского стиля являются тенора Э. Карузо, Ф. Константино, А. Паоли, Ф. де Лючия, баритоны Т. Руффо, М. Саммарко, П. Амато, сопрано Ч. Бонинсенья.

К этому же направлению принадлежат представители следующего поколения: Дж. Мартинелли, д. Лаури Вольпи, А. Пертиле, Р. Тебальди, М. дель Монако, Т. Гобби, К. Галеффи, Э. Миланова, Ю. Вьёрлинг, Э. Ретберг, М. Канилья, Л. Уоррен, М. Альбанезе, Л. Тиббетт.

Универсальное художественное значение школы бельканто за пределами Италии демонстрируют Н. Мельбы, М. Гай, А. Дидура, А. Нильсен, Л. Киркби Лан.

Почувствовать, что такое бельканто в музыке можно по старым записям, например Джузеппе Ансельми.

Пример веризма

https://www.youtube.com/watch?v=loCS7lVehlQ

Краткая история бельканто

История развития и становления бельканто в широком понимании начинается с официально установленной Римской церковью должности певчего в литургической практике IV века. Этику и эстетику раннего христианства — «достойно и благородно петь Господа совершенными голосами» — выразили в средневековых терминах «bene cantare» Августин Блаженный и «vox perfecta» Исидор Севильский. «Воздушные» колоратуры звучали в голосах мальчиков-дискантистов и альтистов, взрослых фальцетистов, контртеноров, кастратов, высоких натуральных теноров.

В эпоху Ренессанса полифоническая музыка потеряла своё преобладающее значение. Возросло значение индивидуального сольного пения. В палаццо Питти (Флоренция) 6 октября 1600 года поставили первую известную нам оперу «Эвридика» композитора Якопо Пери.

Эпоху Барокко считают веком «золотого вокала». Колорированное или колоратурное пение — canto figurato — составило исполнительскую суть барочного пения. Это пение удерживалось  в операх «венского классицизма» и «раннего романтизма» до середины XIX века.

Стили бельканто

В XVII, XVIII, XIX столетиях сформировались основные стилевые направления итальянского бельканто.

  1. Экспрессивный патетический стиль с вокальными украшениями. Первая половина XVII века. Полное выражение  стиль находит в музыке великого композитора Клаудио Монтеверди.
  2. Оpera seria — «Серьёзная опера»  на героико-мифологические и легендарно-исторические сюжеты возникла в Неаполе. Конец XVII — начало XVIII веков.Основная вокальная форма — развёрнутая трёхчастная ария — давала певцу блеснуть колоратурой, продемонстрировать своё техническое мастерство.Вокалисты-кастраты исполняли сопрановые и контральтовые партии и сохраняли ведущее положение до конца XVIII века.
  3. Комическая опера — опера-буффа. Первый образец жанра появился в 1733 году.  Характерной чертой явилось распределение певческих голосов по типам ролей (амплуа). Этот этап связан с творчеством Джоаккино Россини.
  4. Классическое бельканто. Начало XIX века. Основные черты: нежность, воздушность, чистота кантилены; закруглённость музыкальной фразы; пылкость и приподнятость чувств. Воплощают этот стиль произведения Беллини (Норма, Сомнамбула, Пуритане) и Доницетти (Лукреция Борджиа, Лючия ди Ламмермур).
  5. Вердиевский вокальный стиль. Авторы «Аиды» (1870) и «Отелло» (1887) требовал от исполнителя чуткости к слову, ярких драматических контрастов, передачи тончайших оттенков музыкальной речи. Вердиевский стиль требует бóльшего напряжения голосового аппарата, бóльшей насыщенности и красочности звука особенно в верхнем регистре.
  6. Веризм — от итальянского «vero», что значит «правдивый». 90-е годы XIX века. Композиторы: Масканьи, Леонкавалло, Джордано, Чилеа, Пуччини.
  7. Универсальный стиль получил распространение среди певцов за пределами Италии. Они воплощали более общие стилистические принципы, а не следовали конкретному направлению.

Бельканто в музыке — парадокс или закономерность?

Сегодня ситуация, в которой вокальное искусство достигло своей идеальной красоты, представляется логически невероятной. На фоне

  • многовекового ( с IV в.) запрета на профессиональное обучение для женского голоса,
  • столь же длительного предпочтения высокого и очень высокого регистра в звучании мужского голоса при узаконенном позорном и уродливом обычае кастрации,

имело место

  • развитие немыслимых физических и эстетических возможностей певческого голоса на сравнительно небольшом участке вокального диапазона,
  • открытие новых принципов работы певческого аппарата.

Вокальная наука впоследствии полностью объяснила и оправдала технические методы и приёмы.

В итоге, мы имеем стройную систему, ставшую ядром профессионального вокального искусства на все времена — бельканто.

Основы Бельканто

Одноголосое сольное пение (монодия) требует от исполнителей определённых технических приёмов и богатой тембровой палитры голоса. При этом стоит задача выражать смысловую нагрузку произведения. Эти требования заложили основы итальянского бельканто.

  • Осмысленная художественная фразировка.
  • Передача нюансов художественного текста.
  • Красота вокализации.
  • Предельная гибкость, лёгкость и ровность звуковедения.
  • Виртуозное владение голосом.

До появления оперы о сольном пении нет подробных сведений. Сольные номера были в спектаклях с музыкой и драматическим действием на религиозную тему, в лирических драмах и пасторалях. Далее итальянское вокальное искусство развивалось на основе оперного театра.

Отличительные черты бельканто

За время существования искусство бельканто претерпело немало изменений. Но ему свойственны некоторые неизменные отличительные черты:

  • красота и пластичность вокализации,
  • предельная лёгкость,
  • гибкость и свобода пения,
  • плавность переходов от звука к звуку (легато),
  • изящество и виртуозный блеск исполнения.

Они связаны во многом с характерным звуковым колоритом итальянского языка, особенностями его структуры: неизменность звучания гласных относительно любых соседних согласных, частые удвоения согласных, отсутствие сложных звукосочетаний, относительная простота произношения.

Звонкость, упругость и вместе с тем мягкость, певучесть, свойственные итальянскому языку в определённой мере повлияли и на общий характер итальянской вокальной школы.

Что такое бельканто?

Определение бельканто даёт Википедия:

В Большой советской энциклопедии (М., 1969—1978) есть более широкое толкование.

Эндиклопедия Кругосвет добавляет:

Хорошо разбирающиеся в опере люди, профессионалы-музыковеды, вокалисты вкладывают в этот термин несколько иное наполнение.

Вокальный педагог Виктор Фукс автор публикации «Искусство пения и техника голоса» (Лондон, 1976), в главе «Миф bel canto» последовательно доказывает: термином можно обозначить только

Итальянский критик, историк и музыковед Теодоро Челли считает, что бытующее обозначение термином bel canto пения и голосов, лишённых колоратурного блеска, — не что иное, как «импрессионистическая обмолвка». «Правильнее в этом случае говорить о bella voce или belcantare».

Австрийский певец хорватского происхождения Макс Эмануэль Ценчич утверждает, что

На основании выше сказанного, приходим к заключению, что сегодня есть широкое и узкое определение термина «бельканто».

использованная литература

Заметки

  1. ^ Старк 2003, стр. ?[страница нужна ]
  2. Тофт, Бельканто: Путеводитель исполнителя, стр. 3–4
  3. , п.[страница нужна ].
  4. ^ Тофт, Бельканто: Путеводитель исполнителя, 2013, с. 4
  5. Апель, Вилли, Гарвардский музыкальный словарь, Второе издание, переработанное и дополненное, Кембридж, Массачусетс, Belknap Press, 2000, стр. 88.
  6. Тофт, Бельканто: Путеводитель исполнителя, стр.140, 163
  7. Поттер 2009, стр. 31 год
  8. Тофт, Бельканто: Путеводитель исполнителя, п. 92
  9. ^ Джандер 1998, стр. 380–81.
  10. Фишер, Дж. М. (1993). «Sprechgesang oder Belcanto». Grosse Stimmen: 229–91.
  11. Осборн 1994, стр. 1
  12. Роберт Хаас: Die Musik des Barocks (1928), стр. ?[страница нужна ]
  13. Bukofzer 1947, стр. ?[страница нужна ]
  14. Поттер 2009, стр. 47
  15. Скотт 1971, стр. 135–36
  16. Марафиоти 1922, стр. 51
  17. ^ , п. 16
  18. , п. 14–15.
  19. Роджерс 1893, стр. 33
  20. Ньюхэм 1999, стр. 55
  21. Тейлор 1917, стр. 344

Источники

  • Duey, Филип А. (1951). Бельканто в его золотом веке. Da Capo Press. ISBN  978-1-4067-5437-7.
  • Джандер, Оуэн (1998), «Бельканто» в Стэнли Сэди, (Ред.), Словарь оперы New Grove, Vol. Один. Лондон: Macmillan Publishers, Inc. ISBN  0-333-73432-7 ISBN  1-56159-228-5
  • Юварра, Антонио (2006) I segreti del belcanto. История технических достижений и методов вокали на 700 дней назад, Курчи, 2006 г.
  • Осборн, Чарльз (1994), Оперы Бельканто Россини, Доницетти и Беллини, Hal Leonard Corporation; Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN  0-931340-84-5
  • Поттер, Джон (2009), Тенор: История голоса, Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон. ISBN  978-0-300-11873-5
  • Скотт, Майкл (1977), Запись пения, Тт. 1 и 2. Лондон: Дакворт. ISBN  0-7156-1030-9 ISBN  1-55553-163-6
  • Старк, Джеймс (2003). Бельканто: история вокальной педагогики. Университет Торонто Пресс. ISBN  978-0-8020-8614-3.
  • Тофт, Роберт (2013), Бельканто: Путеводитель исполнителя. Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-983232-3

Котировки

  • «У человеческого певческого голоса нет регистров, если он точно воспроизведен. Согласно естественным законам голоса, он состоит из одного регистра, который составляет весь его диапазон».
  • «Бельканто — это не школа чувственно красивого озвучивания. Стало общепризнанным, что голос, чистый и простой, по самому своему составу или «расположению» мешает органам речи; что делает невозможным для вокалиста сохранять абсолютную чистоту произношения как в песне, так и в речи. Именно из-за этой точки зрения принцип «озвучивания» слов вместо того, чтобы «произносить» их музыкально, укоренился в ущерб вокальному искусству. Эта ложная позиция связана с идеей, что «Arte del bel-canto» поощряет простую чувственную красоту голоса, а не правдивость выражения «.
  • «Бельканто (о котором мы так много читаем) означает и означает универсальность тона; если мужчина желает называться художник, его голос должен стать инструментом разумного воображения. Возможно, было бы меньше случаев специализации по вокалу, если бы современное повальное увлечение «озвучиванием» (помимо лингвистической истины) могло быть уменьшено. В нынешних условиях это чудесное погоня является ярким примером того, как телегу ставят впереди лошади. Голоса «производятся» и «помещаются» таким образом, что учеников обучают «озвучивать» (используя технический жаргон) слова; т.е., их учат издавать звук, который действительно что-то вроде но это слово не в чистоте. «Тон» или звук — вот что ищет средний студент, ab initio, а не словесная чистота. Отсюда однообразие современного пения. Когда кто-то слышит среднего певца в одной роли, он слышит его во всех ».
  • «Те, кто рассматривают искусство пения как нечто большее, чем средство для достижения цели, не понимают истинной цели этого искусства, и тем более они могут надеяться когда-либо достичь этой цели. Истинная цель пения — дать высказывание определенным скрытые глубины в нашей природе, которые не могут быть адекватно выражены никаким другим способом. Голос — единственное средство, идеально приспособленное для этой цели; только он может раскрыть нам наши сокровенные чувства, потому что это наше единственное прямое средство выражения. Если голос больше, чем любой язык, больше, чем любой другой инструмент выражения, может раскрыть нам наши собственные скрытые глубины и передать эти глубины другим душам людей, потому что голос вибрирует непосредственно в самом чувстве, когда оно исполняет свою естественную «Миссия. Под выполнением своей естественной миссии я имею в виду, когда голосу не препятствуют колебания голоса в ощущении с помощью искусственных методов производства тона, которые включают определенные психические процессы, которые фатальны для спонтанности. Петь всегда должно означать чтобы выразить определенное чувство «.
  • «Упадок Бельканто можно отчасти объяснить Феррейном и Гарсия который, обладая опасно малыми и исторически преждевременными знаниями о функции гортани, отказался от интуитивного и эмоционального понимания анатомически слепых певцов ».
  • «Культура голоса не продвинулась . Произошло прямо противоположное. До введения механических методов каждый серьезный студент, изучающий вокал, был уверен, что научится правильно пользоваться своим голосом и в полной мере развит свои природные способности. Механическое обучение все это расстроило. Сегодня успешный вокалист — исключение ».
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: