Музыкальный стиль Блюз.
Как музыкальный стиль, блюз характеризуется выразительными “микротональными” интонациями тона (синими нотами), трехстрочной текстовой строфой формы AAB и 12-мерной формой. Обычно первые два с половиной такта каждой строки посвящены пению, а последние полтора такта состоят из инструментального “брейка”, который повторяет, отвечает или дополняет вокальную линию. С точки зрения функциональной (т. е. традиционной европейской) гармонии, простейшая гармоническая прогрессия блюза описывается следующим образом (I, IV и V относятся соответственно к первой или тонической, четвертой или субдоминантной и пятой или доминантной нотам шкалы):
Африканские влияния очевидны в блюзовой тональности, вызов-и-ответ рисунок повторяет структуру воздерживаться от хандры строфы, фальцет перерыв в вокальный стиль, а имитация вокального идиомы на инструментах, особенно на гитаре и губной гармошке.
О чём поют блюзмены?
Блюз — это американский вариант народных баллад, которые есть в каждой стране. Для них характерен трагедийно-бытовой тип конфликта, то есть человек противостоит судьбе в её повседневных проявлениях: ушла жена, нет денег, обидел враг.
В блюзе поменялась только стилистика исполнения, но форма текста осталась той же. В неё добавился социальный контекст общества США: афроамериканцы сохранили угнетённое положение даже после отмены рабства, поскольку сразу наступила эра сегрегации.
Но если в традиционных балладах злой рок чаще всего был побеждён, то в блюзе как будто даже надежды на это нет: постоянная дискриминация оставила в лирике только ощущение хаоса, пустоты и абсурда.
Разберём основные черты блюзовых текстов.
1. Блюз всегда помнит о своих сельских корнях. Частый сюжет: крестьянин или провинциал переезжает в большой город и чувствует себя там неуютно.
«Добрался до Нью-Йорка сегодня утром, примерно в половине девятого.
Авалон, мой родной город, всегда в моих мыслях.
Красавица в Авалоне, хочу остаться там навсегда.
Когда поезд покинул Авалон, она бросала поцелуи и махала мне».
2. В отличие от лирики в роке или поп-музыке, блюз чаще рассказывает не про состояние человека, а про конкретные события, что также характерно для народных баллад.
Классический пример — Cross Road Blues Роберта Джонсона. Сначала герой песни молится на перекрёстке, потом боится приближающейся темноты и сетует, что не может поймать попутку. Текст отражает страх перед сегрегационными законами: для афроамериканцев действовал комендантский час, а бродяжничество было наказуемо.
При этом песня породила миф, что на этом перекрёстке Джонсон продал душу дьяволу за музыкальный талант, за что стал первым членом «Клуба 27».
3. Как и свойственно народной культуре, блюзмены постоянно цитируют друг друга. Хорошую песню будут исполнять многие, а меткая фраза разойдётся по чужим текстам. Вот фраза «I’m goin’ where the Southern cross the Dog», которая стала названием песни, но встречалась ещё много где.
4. Блюз вышел из среды простых работяг, поэтому исполнители никогда не забывают про «карнавальную поэтику», то есть воспевают «низменные» развлечения и любят сексуальную тематику. Лирический герой песни Мадди Уотерса Hoochie Coochie Man называет себя в честь хучи-кучи — сексуального провокационного танца наподобие танца живота, ставшего популярным в заведениях США в 19-м веке.
В песне Pony Blues Чарли Паттон, обращаясь к девушке, призывает оседлать его пони и чёрную кобылу.
5. Лирический герой в блюзе почти никогда не может победить судьбу, которая бьёт его по голове. Это своеобразное прочтение философии экзистенциализма в народной культуре. Но стратегии поведения у блюзменов всё же разные.
В песне Скипа Джеймса Devil Got My Woman герой безропотно принимает тот факт, что другой мужчина увёл его возлюбленную. В лирике Джеймса есть только бесконечная тоска и никаких попыток как-то исправить ситуацию.
Однако некоторые герои решаются на остервенелый бунт. У того же Джеймса есть песня Cypress Grove Blues, где герой очень злобно высказывается о женщине, которую не может контролировать. Последние строчки внушают ужас и намекают, что герой, возможно, даже убил возлюбленную.
В редких случаях герой сам становится тем, кто вершит судьбу. В песне Crawlin Kingsnake Джона Ли Хукера герой называет себя змеёй, которой охраняет своё логово (отношения) от посягательств других людей.
6. Воинственное отношение к власти и государству. Белые считали чёрных людьми второго сорта. Афроамериканцам постоянно приходилось быть прагматичными, чтобы выживать в тяжёлых условиях, а расистские законы создали нигилизм по отношению к нормам.
Миссисипи Джон Хёрт переработал историю Стака О’Ли — циничного убийцы, которого не может достать правосудие.
Примеры блюзовой музыки
W.C. Handy – «St. Louis Blues»
Уходя корнями в регтайм эпохи Tin Pan Alley, «St. Louis Blues» — это полностью инструментальная оркестровая песня, демонстрирующая, что такое классический блюз. Она должна была понравиться белой аудитории, но в то же время в ней присутствуют традиционные аспекты блюза.
Хэнди постоянно использует гнутые ноты на протяжении всего произведения, сохраняя при этом ощущение марша. Первый такт по-прежнему подчеркнут, несмотря на временную подпись «cut-time». Это настоящая смесь классической музыки начала XX века и блюза.
Как одна из самых записываемых песен всех времен, в последующие годы было создано несколько исполнений этой песни, в каждом из которых в разной степени присутствуют элементы блюза.
Charley Patton – «Tom Rushen Blues»
«Tom Rushen Blues» — это блюзовая песня дельты Миссисипи, в которой подробно рассказывается история афроамериканца, с которым плохо обращался белый человек по имени Том Рашен.
В этой песне используется много тех же элементов, что и в кантри блюзе, но музыка рассказывает о повседневной борьбе афроамериканцев в тот период. В этой простой песне отчетливо слышен двенадцатибарный блюзовый рисунок.
Blind Lemon Jefferson – «That Black Snake Moan»
Являясь лидером кантри-блюза, «That Black Snake Moan» рассказывает о борьбе певца с личными демонами.
Джефферсон в основном говорит о трудностях, с которыми он столкнулся как слепой афроамериканец. Эта песня демонстрирует грубый вокал и гитарную игру, характерные для блюза дельты Миссисипи.
Pete Johnson – «Rocket Boogie»
Во время увлечения биг-бэндами начал появляться блюз в форме буги-вуги-блюза. Композиция «Rocket Boogie» — прекрасный пример сольного фортепиано, использующего напряженные ритмы блюза, при этом используя гнутые ноты и двенадцатибарную фразировку, характерную для блюза.
Форма этой песни очень импровизационна, но при этом не выходит за рамки аккордовой формы. Использование ударных, баса и гитары придает песне танцевальный характер, оставаясь верным блюзовым корням.
Sam Cooke – «A Change is Gonna Come»
С ее трогательным оркестровым сопровождением и мощным социальным посланием, «A Change is Gonna Come» является одной из самых важных блюзовых/R&B песен всех времен.
Песня рассказывает о том, что афроамериканцы по-прежнему сталкиваются с опасностями и предрассудками в обществе. Кук выступает за равноправный мир. Торжественный тон, в котором он поет, наполнен одновременно печалью и надеждой.
Charles Brown – «Black Night»
Песня «Black Night» — отличный пример крунер-блюза. Ровный вокал рассказывает историю человека, который не может найти дорогу в темной ночи.
Хотя стиль пения в этой песне, несомненно, сильно отличается от стандартного жесткого блюзового вокала, использование импровизации и гнутых нот все еще очевидно.
Muddy Waters – «Still a Fool»
Песня «Still a Fool» с электрической гитарой, сопровождающей твердый и жесткий вокал, — это идеальный пример того, что истинные корни рок-н-ролла лежат в блюзовой музыке. Песня рассказывает о том, как певец влюбился в жену другого человека.
Хотя темп и аккордовая прогрессия соответствуют блюзовой песне, использование электрогитары было новаторским для того времени и помогло создать чикагский электрический блюз и заложить основу для рок-н-ролла.
Chuck Berry – «Maybellene»
Быстрый темп песни «Maybellene» выделяет ее среди блюзовых песен. Берри подает знаки неверной подруге под быстрый барабанный бой и между гитарными риффами.
Хотя эта песня имеет тенденцию переходить в категорию рок-н-ролла, она является прекрасным примером того, как блюз породил рок-жанр. Певец по-прежнему поет о личных раздорах над двенадцатибарной блюзовой фразой, делая акцент на ударах один и три.
Ray Charles – «Georgia On my Mind»
Песня «Georgia On my Mind» представляет собой смесь многих жанров, но все же вписывается в категорию блюза. Поющий о тоске по своей любви, Чарльз использует технику крунер-блюзового пения в сочетании с фортепианным диалогом в стиле гнутых нот, припевом и струнным ансамблем.
Несмотря на то, что эта песня расширяет границы, эмоциональная лирика и медленный темп позволяют ей оставаться верной традиционному блюзу.
Какие главные особенности жанра?
Давайте разбираться, из чего состоит блюзовая композиция.
Инструменты
В основе всего — гитара. Исторически блюз играли на акустике, но с появлением электрических разновидностей их тоже начали использовать.
Современные вариации блюза чаще опираются на электрогитары. Иногда блюзмены используют губную гармошку — ещё один максимально простой и доступный инструмент, которым можно подчеркнуть нужное настроение.
Блюзовый лад
Особый способ нотной организации, при котором некоторые ноты понижаются в высоте по сравнению со стандартным строем. Этот лад также характерен для джаза.
Блюзовый квадрат
Так называют 12-тактовую систему со специфическим гармоническим планом. Она основана на вопросно-ответной форме: одна поэтическая строфа равна одному квадрату. Каждый раз за пропетой фразой гитара вторит ей вопросительными интонациями аккордов, поднимающихся на полтона вверх.
На третьей строке интонация понижается, гитара вслед за голосом «ставит точку». Вот пример классического построения текста и квадрата из песни Me and the Devil Blues Роберта Джонсона:
«Early this mornin’, when you knocked upon my door
Early this mornin’, ooh, when you knocked upon my door
And I said, „hello, satan, I believe it’s time to go“».
Лирика
Обычно она грустная. Ниже мы подробно разберём темы песен и пройдёмся по культурным и социальным факторам, сформировавшим лирику блюза, близкую к философии экзистенциализма, при этом абсолютно простую и народную.
Приёмы блюза: как получается фирменный звук в этом жанре?
Слайд. Приём, при котором гитарист крепит на пальцах посторонний предмет, обычно металлический или стеклянный цилиндр, бутылочное горлышко. Скольжение по ладам приобретает металлические оттенки, гудящие призвуки, переходы между звуками становятся очень мягкими. Слайд приближает звучание гитары к голосу, оно становится похоже на плач или вздох, подчёркивая печальный настрой певца.
Бенд. Это наиболее узнаваемый приём блюзового интонирования, при котором струну подтягивают вверх по ладу, изменяя высоту звука. Тембр получается напряжённым и особо выразительным. Гитаристы с агрессивным стилем делают бенд сразу на двух струнах, отчего звучание становится более диссонирующим. Так играют Эрик Клэптон и Гэри Мур.
Вибрато. Зажатая струна движется пальцем из стороны в сторону, из-за чего звук кажется «вибрирующим». Чаще всего при помощи вибрато выделяют звук, чтобы сделать на нём акцент.
Характерные черты блюзовой музыки
В то время как многочисленные разновидности блюза имеют свои специфические стили и техники, есть несколько фирменных черт, которые объединяют большинство, если не все, блюзовые песни.
Первыми в этом списке идут изогнутые ноты. Они определяются как любой тон, который лежит вне традиционной европейской структуры шкалы.
Например, если традиционная мажорная гамма состоит из нот: C, D, E, F, G, A, B, а композитор вместо F или A натурально сыграл F диез или A бемоль, то это было бы добавлением такой ноты.
Когда вы слушаете блюзовую музыку, изогнутые ноты встречаются повсюду. Они часто придают песне ощущение свободы или эмоций, а также могут использоваться в качестве акцента, чтобы подчеркнуть слово или фразу.
Последняя общая тема блюзовой музыки — использование ударения на первом такте. Обычно в одной мере четыре такта. Мера — это просто способ разделения каждой группы из четырех ударов.
В блюзовой музыке первый такт каждой меры является ударным. Если играет только гитара, она будет играть на первом и третьем тактах. Ударный барабан будет играть на первом и третьем тактах.
Другие примеры того, как ударения в музыке подчеркиваются для обозначения жанра, можно увидеть в вальсовой музыке и регги.
В вальсах также подчеркивается первый удар, поэтому вы можете спросить: «Чем это отличается от блюзовой музыки?».
В вальсах есть меры, состоящие только из трех тактов; поэтому, когда темп ускоряется, эти вальсы можно считать за меры, состоящие только из одного такта. Этого нельзя сделать с блюзовой музыкой по двум причинам: темп блюзовой музыки часто относительно медленный, и в ней нет необсуждаемых общих четырехбитных мер.
Хотя музыка регги является производной от R&B, а также предком блюзовой музыки, первый такт часто остается ненапряженным. В то время как ударный барабан по-прежнему будет звучать на первом и третьем, вы услышите, как ритм-гитара играет на втором и четвертом.
Последняя характерная черта блюзовой музыки — двенадцатибарная фраза. Блюзовая песня состоит примерно из трех четырехбарных фраз, которые в сумме составляют двенадцать тактов.
В этой двенадцатибарной фразе используются три аккорда. Удивительно, но в большинстве блюзовых песен используются только эти три аккорда.
Чтобы углубиться в это объяснение, двенадцатибарную блюзовую фразу можно разбить на три четырехбарные фразы.
Эти четырехбарные фразы можно разбить на одну четырехбарную фразу, а затем на три последовательные группы по два бара.
Назовем их фраза А, фраза В и фраза С.
Фраза А будет состоять из первой гаммы, также известной как тонический аккорд. Фраза B будет содержать четвертую степень шкалы или субдоминантовый аккорд. Фраза C будет содержать пятую степень шкалы или доминантовый аккорд.
Степени шкалы можно определить как количество нот, отстоящих от исходного названия тональности. Снова используем пример с мажорной гаммой: F будет четвертой степенью шкалы в этом ключе, потому что она находится на расстоянии четырех нот от C (считая C как одну).
Используя эту информацию, стандартная форма двенадцатибарной блюзовой фразы должна выглядеть следующим образом (за буквой фразы следует количество мер, которые она занимает): A(4), B(2), A(2), C(2), A(2).
Теперь, когда вы разбираетесь в форме, пора приступить к освоению двенадцатибарного блюза.
На какие жанры повлиял блюз?
Блюз заметно повлиял на формирование рока, поэтому неудивительно, что одним из первых его поджанров стал блюз-рок. Он не был уже чистой «чёрной» музыкой, его много и охотно играли белые, в том числе в Британии.
Для блюз-рока характерны протяжённые гитарные соло и длительные импровизации.
Когда блюз потяжелел, то стал хард-роком, так что без блюза не было бы и метала.
На современной сцене блюз-рок часто встречается в связке с гаражным роком. В таком стиле играют The White Stipes.
Также блюз значительно повлиял на стоунер-рок и стоунер-метал — жанры, насадившие на вязкие риффы блюз-рока огромное количество гитарного перегруза.
Блюзовые музыканты
W.C. Handy
Известный как «отец блюза», W.C. Handy был бывшим школьным учителем, который гастролировал по югу США, играя и сочиняя музыку для классических блюзовых оркестров.
Он сочинил хиты «Memphis Blues» и «St.Louis Blues». Его целью было привлечь белую аудиторию к своей музыке с помощью оркестровки, одновременно знакомя их со стилями, вошедшими в блюзовую музыку.
Его тактика часто срабатывала, и его музыка становилась чрезвычайно популярной как среди черной, так и среди белой аудитории.
Blind Lemon Jefferson
Слепой Лемон Джефферсон родился слепым, но это не помешало ему исполнять блюзы по всей Америке. Ему часто приписывают создание кантри-блюза.
Его стиль характеризуется чистым вокалом, тактикой «вызов и ответ», использованием юмора и повествования в музыке, а также такими синглами, как «That Black Snake Moan».
Sam Cooke
Хотя Кук начинал как госпел-певец, к 1956 году он пробился в мир рок-н-ролла и блюза. Он хотел привнести духовность в мир рока.
Песня «Change is Gonna Come» является его самой известной песней и демонстрирует, как он стремился создать социальные изменения через эмоции в своем творчестве.
Charles Brown
Чарльз Браун обладал ровным голосом, который он часто использовал в крунер-блюзе. Хотя некоторые его стили довольно сильно отличаются от традиционного блюза, он был талантливым автором песен.
Он подчеркивал, что люди должны оставаться на связи со своими корнями, сохраняя при этом чувство гордости и независимости от того, откуда они пришли и где находятся сейчас.
Muddy Waters
Мадди Уотерс был первым, кто по-настоящему включил электрогитару в блюзовую музыку. Вначале он сделал это для того, чтобы его было слышно в шумной толпе бара.
В конце концов, Уотерс собрал целую группу, игравшую с ним, создав жанр чикагского электрического блюза.
Его частое использование искажений и обратной связи на электрогитаре проложило путь для гитаристов в стиле рок-н-ролл, сохранив при этом многие темы, раскрытые в песне «Mississippi Delta Blues».
See See Rider
Женщин в блюзе было не так много, как мужчин, но See See Rider стала популярна благодаря Ма Рейни, которую называли королевой блюза. Это другой стиль, более эстрадный, ориентированный на вокальное исполнение. Аккомпанировал Ма Рейни джазовый ансамбль с Луи Армстронгом, а музыка была похожа на то, что играли в водевиле.
See See Rider показывает женский взгляд на типичный для блюза конфликт с неверным партнёром. Ма Рейни назвала его easy rider, но с тех пор выражение чаще использовали для описания женщины свободных сексуальных нравов.
Но у песни, конечно, было множество исполнений мужчинами, причём в более традиционном стиле с опорой на гитару. Всё — сплошные классики. Миссисипи Джон Харт повлиял не только на блюз, но и на кантри с фолком.
Песню исполняли первые рокеры вроде Чака Берри.
И сам король рок-н-ролла Элвис Пресли.
Ещё одной культовой женской версией стало исполнение блюз-рок-певицы Дженис Джоплин.
Известные исполнители блюзовой музыки
Некоторые из самых известных блюзовых исполнителей включают Грязные воды, Роберт Джонсон, Би Би Кинг и Рэй Чарльз. Эти музыканты помогли популяризировать блюз и превратить его в жанр, который мы знаем сегодня. Все они оказали значительное влияние на блюзовую музыку и помогли сформировать ее звучание и стиль.
Би Би Кинг или Райли Б. Кинг (1925-2015) был не только американским блюзовым певцом, но также автором песен и гитаристом. Он является одним из самых популярных исполнителей блюза. Он был завербован в Мемфисе Джоном Элкингтоном. Там он открыл оригинальный Блюз-клуб Би Би Кинга. Его также называли «королем блюза». Он является одним из «трех королей блюзовой гитары».
Би Би Кинг считается одним из самых влиятельных блюзовых музыкантов всех времен. Он родился в Миссисипи в 1925 году и начал играть блюз в 40-х годах. Ему приписывают популяризацию блюзовой музыки, и он вдохновил поколения блюзовых музыкантов.
Роберт Джонсон (1911–1938), родившийся в Хейзелхерсте, штат Миссисипи, известен как «мастер блюза». Он прославился благодаря использованию микротональной музыки. Многие считают его величайшим блюзовым музыкантом всех времен. Джонсон был одним из самых важных новаторов в стиле дельта-блюз. Он был американским блюзовым певцом и гитаристом, который записал всего 29 блюзовых песен до своей загадочной смерти, когда ему было всего 27 лет, в 1938 году.
Мадди Уотерс или МакКинли Морганфилд (1913–1983) также был американским блюзовым певцом. Этот певец получил несколько наград, в том числе премию «Грэмми» в Зале славы и премию «Грэмми за заслуги перед жанром». На большинство жанров американской музыки оказали влияние произведения Мадди Уотерса. Многие считают этого исполнителя блюза «отцом блюзовой музыки».
Джон Ли Хукер (1917-2001) прославился после того, как сыграл на электрогитаре адаптацию одного из самых ранних известных стилей блюза, дельта-блюз. Он смешал свой стиль блюза с быстрой музыкой. «Boogie Chillen», «Crawling King Snake» и «Dimples» — одни из самых популярных его работ. Джон также разработал другую версию буги-вуги, популярного жанра блюзовой музыки 20-х годов.
Эрик Клэптон — автор блюзовых песен и гитарист, занявший второе место в списке 100 великих гитаристов всех времен. Его музыка также была показана в нескольких фильмах и телешоу. Он получил большое количество наград.
Хоулин Вульф или Честер Артур Бернетт (1910–1976) был чикагским блюзовым гитаристом, певцом и игроком на губной гармошке. Он считался одним из величайших конкурентов Мадди Уотерса. Честер Артур Бернетт — один из самых популярных чикагских блюзовых исполнителей.
Бесси Смит – «Мать блюзовой музыки». Она была блюзовой певицей, выступала в начале 1900-х годов и трагически погибла в возрасте 43 лет, когда ее машина разбилась во время аварии 26 сентября 1938 года. Ее песня «Gulf Coast Blues» была популярной блюзовой песней, поскольку в ней говорилось о наводнении на реке Миссисипи, которое произошло в то время.
География блюза
Один из самых ранних стилей блюза, который можно считать точкой отсчета стиля, является дельта-блюз, зародившийся в дельте Миссисипи. Именно здесь и располагались самые обширные хлопковые поля, на которых вместе с белыми коробочками, несущими богатство зажиточным американским бизнесменам и обильно поливаемыми потом и слезами рабов, вызревал один из самых знаменитых музыкальных стилей. Даже избавившись от рабских оков, чернокожие люди были вынуждены жить в бедности и унижении, часто на грани отчаяния. Все эти чувства легли в основу исполнения блюза.
Поскольку в те времена многие афроамериканцы скитались по стране в поисках работы или хотя бы пропитания, они понесли блюз во все штаты, и основными его центрами стали такие города, как Чикаго, Дельта и Калифорния. В середине прошлого века в Европе появился еще один мировой центр блюза, который находился в Лондоне. Здесь произошло зарождение так называемого белого блюза, яркими представителями которого стали The Rolling Stones, Эрик Клэптон, Led Zeppelin и другие по сей день знаменитые музыканты и группы.
Baby Please Don’t Go
Поскольку блюз — музыка про то, как людям плохо, то и любовь в блюзе не бывает счастливой. Baby Please Don’t Go восходит ещё во времена рабства и рассказывает о заключённом, который боится, что его любимая уйдёт от него, прежде чем тот выйдет из тюрьмы.
Несмотря на архетипичность песни, в ней остались детали, по-видимому, отсылающие к личному опыту одного из первых исполнителей (кто это был, конечно, неизвестно). Так, герой просит взять девушку её любимое мороженое.
Песню популяризовал Биг Джо Уильямс в 1930-е.
Стандартом песня стала в начале пятидесятых во многом благодаря версии Мадди Уотерса, сыгранной на электрогитаре.
Впоследствии песня стала и рок-стандартом — блюзово-психоделическая версия от Them.
И даже есть хард-рок от AC/DC.
I Can’t Quit You Baby
Эту песню написал Вилли Диксон и впервые исполнил Отис Раш в 1956 году. Несмотря на достаточно позднее появление, композиция быстро стала стандартом. Она принадлежала уже не к деревенскому акустическому блюзу, а к более модерновому стилю, развивавшемуся в Чикаго. Жанр в то время стал саундтреком для принудительного переселения афроамериканцев в города.
Для чикагского блюза характерно использование электрических гитар, но музыка не ограничивается только ими — Отису Рашу аккомпанируют барабанщик, пианист и саксофонист. Тема песни, однако, вполне классическая: неудачные отношения, испорченные супружеской изменой.
Слушая I Can’t Quit You Baby в исполнении автора, обратите внимание на то, как Вилли Диксон вытягивает стартовую ноту. В блюзе голос тоже был инструментом и двигался в единстве с гитарой
Песня стала дико популярной у британских рокеров, которые черпали вдохновение в американском блюзе. Свою версию записала The Rolling Stones.
Led Zeppelin утяжелила песню — так благодаря блюзу рождался хард-рок.