Движения
Есть три части , каждая из которых имеет описательное название. Вся работа длится примерно 25 минут. Дебюсси написал «вступительную записку» к Ноктюрнам и каждой отдельной части, напечатанной в программе первого полного исполнения в 1901 году:
I. Nuages («Облака»)
Тема
Параллельные септаккорды
Nuages Звуковой файл первой части, созданный на компьютере. |
|
Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ . |
Приборы
2 флейты, 2 гобоев, рожок (английский рожок), 2 (сопрано) кларнеты в B ♭ , 3 фаготы;
4-х клапанные (французские) рожки в F;
2 литавры в B&D, арфа;
(струнные): 1-я и 2-я скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
Маркировка темпа
Modéré — Un peu animé — Tempo I — Plus одолженный — Encore plus одолженный.
Биограф Леон Валлас записал комментарии Дебюсси о происхождении этого произведения:
Мелодия английского рожка , такты 5–8
II. Fêtes («Праздники»)
Фетес использует15 8 время (показано с разбивкой на 9 8 а также 6 8)
Приборы
3 флейты, 2 гобоев, рожок (английский рожок), 2 (сопрано) кларнеты в B ♭ , 3 фаготы;
4-х клапанные (французские) валторны в F, 3-х клапанные трубы в F, 3 тромбона, туба;
2 арфы, 3 литавры D ♭ , A и E, тарелки, малый барабан;
(струнные): 1-я и 2-я скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
Маркировка темпа
Animé et très rythmé — Un peu plus animé — Modéré mais toujours très rythmé — Tempo I — De plus en plus sonore et en serrant le mouvement — Même Mouvement.
Леон Валлас в своей биографии продолжает:
Приборы
3 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета ля ля, 3 фагота;
4-х клапанные (французские) валторны в F, 3 трубы в F;
2 арфы;
(женский хор): 8 сопрано, 8 меццо-сопрано;
(струнные): 1-я и 2-я скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
Маркировка темпа
Modérément animé — Un peu plus lent — En animant surtout dans l’expression — Revenir прогрессивно в Tempo I — En augmentant peu à peu — Tempo I — Plus lent et en retenant jusqu’à la fin.
«Празднества»
Резкий контраст «Облакам» образует вторая пьеса цикла — «Празднества» — картина торжественного шествия, уличного лико-вания веселящейся толпы . Здесь используется более мощный оркестровый состав с трубами и тромбонами, тарелками, литаврами и малым барабаном.
В противоположность смутным, статичным звучностям «Обла-ков», эта пьеса отличается сочностью песенно-танцевальных образов, близких итальянскому фольклору. Зажигательный ритм тарантеллы господствует в крайних разделах развернутой трехчастной формы.
«Тарантельная» тема уже во вступлении и в широко развитой экспозиции подвергается тембровым и ладовым превращениям: она звучит то в дорийском или миксолидийском, то в целотонном ладу; ровное движение в размере 12/8 сменяется более прихотливыми — трехдольными и даже пятидольными формулами. Внутри экспозиции возникает жан-ровый контраст — новая, остро пунктирная мелодия в духе серенады, играющая роль «побочной партии».
Чисто театральный эффект нарастающего марша-шествия пред-ставлен в среднем разделе «Празднеств». На фоне мерно отстукиваемого органного пункта (арфы, литавры и струнные pizzicato) вступает упругая фанфарная мелодия трех засурдиненных труб.
Праздничное движение становится все более мощным: вступает тяжелая медь, и в качестве подголоска к маршевой теме присоеди-няется «тарантельная» тема из первого раздела.
«Облака»
Первый ноктюрн – «Облака» – задуман автором как картина «неподвижного небосвода, по которому тихо и печально плывут облака».
В оркестровке ведущая роль принадлежит низким тембрам деревянных духовых и засурдиненным струнным. Особо выделяются многократно повторяемое «загадочное» соло английского рожка и холодноватые краски флейты. В группе медных инструментов – лишь квартет валторн.
Форма «Облаков» типична для Дебюсси – трехчастная с малоконтрастной серединой и сокращенной «угасающей» репризой синтетического склада.
Музыку экспозиции образуют два тематических элемента: нисходящие фразы кларнетов и фаготов, которым отвечает уже упомянутый краткий мотив-сигнал английского рожка, сменяющийся отдаленным отзвуком валторн.
Средняя часть «Облаков» звучит прозрачно и чуть отрешенно. Меланхолически певучая мелодия флейты (и арфы) мерно движется по ступеням пентатонного звукоряда (на черных клавишах); ее повторяют, как эхо, три солирующих струнных – скрипка, альт и виолончель
Заметно укороченная «синтетическая» реприза воспроизводит знакомые тематические элементы всех предшествующих разделов, но в иной последовательности.
Уистлер и Дебюсси
Название « Ноктюрны» относится не к одноименной музыкальной традиции, а к «ноктюрным» картинам Уистлера , который, в свою очередь, позаимствовал этот термин из музыки. Описание Дебюсси движения сирен напомнило его биографу Леону Валласу «Гармонии в синем и серебряном». Валлас отметил, что Уистлер «был любимцем Дебюсси, и их искусство часто сравнивали». Эти двое оказали взаимное влияние: Уистлер заимствовал из музыкального словаря, чтобы назвать свои картины, в то время как Дебюсси сделал нечто подобное в обратном порядке.
-
Гармония в синем и серебряном: Трувиль
-
Ноктюрн: Синий и Серебряный
-
Ноктюрн: Синий и Серебряный – Баттерси Рич
-
Ноктюрн: Синий и Серебряный – Богнор
-
Ноктюрн: Синий и Серебряный
«Сирены»
Музыка «Сирен», третьего из «Ноктюрнов», снова навеяна созерцанием природы, на этот раз – стихии моря. Образ фантастических морских красавиц представлен здесь партией женского хора, поющего без слов (восемь сопрано и восемь меццо-сопрано). Оркестр «Сирен» богат декоративно-изобразительными эффектами.
В сравнении с «Облаками» и «Празднествами» форма «Сирен» менее контрастна, более монотематична. В ее основе – секундовый нисходящий «мотив морской волны». Из него вырастает и хроматическая фраза английского рожка, многократно повторяемая во вступлении, и призывно манящий напев женского хора, открывающий собой экспозицию пьесы:
Ладовое своеобразие темы сирен представлено лидомиксолидийским звукорядом (H-dur с повышенной IV ступенью и пониженной VII), близким к целотонному ладу, столь любимому импрессионистами.
Оба мотива, господствующие в экспозиции, сохраняют свою ведущую роль и в среднем разделе «Сирен» (Ges-dur).
Реприза и кода «Сирен», как обычно у Дебюсси, отличаются подчеркнутой сжатостью. Новое здесь – в возвращении некоторых характерных мотивов из «Облаков» (в частности, слегка видоизмененного мотива английского рожка).
В беседе с одним из своих друзей Дебюсси рассказал, что толчком к созданию «Празднеств» послужило впечатление от народного гуляния в Булонском лесу и от торжественных фанфар оркестра республиканской гвардии, а в музыке «Облаков» отразилась картина грозовых туч, поразившая автора во время прогулки по ночному Парижу; сирена проходящего по реке судна, услышанная им на мосту Согласия, превратилась в тревожную фразу английского рожка.