Дебюсси. «ноктюрны»

Дебюсси. «ноктюрны

Движения

Есть три части , каждая из которых имеет описательное название. Вся работа длится примерно 25 минут. Дебюсси написал «вступительную записку» к Ноктюрнам и каждой отдельной части, напечатанной в программе первого полного исполнения в 1901 году:

I. Nuages («Облака»)

Тема

Параллельные септаккорды

Nuages

Звуковой файл первой части, созданный на компьютере.

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

Приборы

2 флейты, 2 гобоев, рожок (английский рожок), 2 (сопрано) кларнеты в B ♭ , 3 фаготы;

4-х клапанные (французские) рожки в F;

2 литавры в B&D, арфа;

(струнные): 1-я и 2-я скрипки, альты, виолончели, контрабасы.

Маркировка темпа

Modéré — Un peu animé — Tempo I — Plus одолженный — Encore plus одолженный.

Биограф Леон Валлас записал комментарии Дебюсси о происхождении этого произведения:


Мелодия английского рожка , такты 5–8

II. Fêtes («Праздники»)

Фетес использует15 8 время (показано с разбивкой на 9 8 а также 6 8)

Приборы

3 флейты, 2 гобоев, рожок (английский рожок), 2 (сопрано) кларнеты в B ♭ , 3 фаготы;

4-х клапанные (французские) валторны в F, 3-х клапанные трубы в F, 3 тромбона, туба;

2 арфы, 3 литавры D ♭ , A и E, тарелки, малый барабан;

(струнные): 1-я и 2-я скрипки, альты, виолончели, контрабасы.

Маркировка темпа

Animé et très rythmé — Un peu plus animé — Modéré mais toujours très rythmé — Tempo I — De plus en plus sonore et en serrant le mouvement — Même Mouvement.

Леон Валлас в своей биографии продолжает:

Приборы

3 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета ля ля, 3 фагота;

4-х клапанные (французские) валторны в F, 3 трубы в F;

2 арфы;

(женский хор): 8 сопрано, 8 меццо-сопрано;

(струнные): 1-я и 2-я скрипки, альты, виолончели, контрабасы.

Маркировка темпа

Modérément animé — Un peu plus lent — En animant surtout dans l’expression — Revenir прогрессивно в Tempo I — En augmentant peu à peu — Tempo I — Plus lent et en retenant jusqu’à la fin.

«Празднества»

Резкий контраст «Облакам» образует вторая пьеса цикла — «Празднества» — картина торжественного шествия, уличного лико-вания веселящейся толпы . Здесь используется более мощный оркестровый состав с трубами и тромбонами, тарелками, литаврами и малым барабаном.

В противоположность смутным, статичным звучностям «Обла-ков», эта пьеса отличается сочностью песенно-танцевальных образов, близких итальянскому фольклору. Зажигательный ритм тарантеллы господствует в крайних разделах развернутой трехчастной формы.

«Тарантельная» тема уже во вступлении и в широко развитой экспозиции подвергается тембровым и ладовым превращениям: она звучит то в дорийском или миксолидийском, то в целотонном ладу; ровное движение в размере 12/8 сменяется более прихотливыми — трехдольными и даже пятидольными формулами. Внутри экспозиции возникает жан-ровый контраст — новая, остро пунктирная мелодия в духе серенады, играющая роль «побочной партии».

Чисто театральный эффект нарастающего марша-шествия пред-ставлен в среднем разделе «Празднеств». На фоне мерно отстукиваемого органного пункта (арфы, литавры и струнные pizzicato) вступает упругая фанфарная мелодия трех засурдиненных труб.

Праздничное движение становится все более мощным: вступает тяжелая медь, и в качестве подголоска к маршевой теме присоеди-няется «тарантельная» тема из первого раздела.

«Облака»

Первый ноктюрн – «Облака» – задуман автором как картина «неподвижного небосвода, по которому тихо и печально плывут облака».

В оркестровке ведущая роль принадлежит низким тембрам деревянных духовых и засурдиненным струнным. Особо выделяются многократно повторяемое «загадочное» соло английского рожка и холодноватые краски флейты. В группе медных инструментов – лишь квартет валторн.

Форма «Облаков» типична для Дебюсси – трехчастная с малоконтрастной серединой и сокращен­ной «угасающей» репризой синтетического склада.

Музыку экспозиции образуют два тематических элемента: нисходящие фразы кларнетов и фаготов, которым отвечает уже упомянутый краткий мотив-сигнал английского рожка, сменяющийся отдаленным отзву­ком валторн.

Средняя часть «Облаков» звучит прозрачно и чуть отрешенно. Меланхолически певучая мелодия флейты (и арфы) мерно движется по ступеням пентатонного звукоряда (на черных клави­шах); ее повторяют, как эхо, три солирующих струнных – скрипка, альт и виолончель

Заметно укороченная «синтетическая» реприза воспроизводит знакомые тематические элементы всех предшествующих разделов, но в иной последовательности.

Уистлер и Дебюсси

Название « Ноктюрны» относится не к одноименной музыкальной традиции, а к «ноктюрным» картинам Уистлера , который, в свою очередь, позаимствовал этот термин из музыки. Описание Дебюсси движения сирен напомнило его биографу Леону Валласу «Гармонии в синем и серебряном». Валлас отметил, что Уистлер «был любимцем Дебюсси, и их искусство часто сравнивали». Эти двое оказали взаимное влияние: Уистлер заимствовал из музыкального словаря, чтобы назвать свои картины, в то время как Дебюсси сделал нечто подобное в обратном порядке.

  • Гармония в синем и серебряном: Трувиль

  • Ноктюрн: Синий и Серебряный

  • Ноктюрн: Синий и Серебряный – Баттерси Рич

  • Ноктюрн: Синий и Серебряный – Богнор

  • Ноктюрн: Синий и Серебряный

«Сирены»

Музыка «Сирен», третьего из «Ноктюрнов», снова навеяна со­зерцанием природы, на этот раз – стихии моря. Образ фантастических морских красавиц представлен здесь партией женского хора, поющего без слов (восемь сопрано и восемь меццо-сопрано). Оркестр «Сирен» богат деко­ративно-изобразительными эффектами.

В сравнении с «Облаками» и «Празднествами» форма «Сирен» менее контрастна, более монотематична. В ее основе – секундовый нис­ходящий «мотив морской волны». Из него вырастает и хроматическая фраза английского рожка, многократно повторяе­мая во вступлении, и призывно манящий напев женского хора, открывающий собой экспозицию пьесы:

Ладовое своеобразие темы сирен представлено лидомиксолидийским звукорядом (H-dur с повышенной IV ступенью и пониженной VII), близким к целотонному ладу, столь любимому импрессионистами.

Оба мотива, господствующие в экспозиции, сохраняют свою ведущую роль и в среднем разделе «Сирен» (Ges-dur).

Реприза и кода «Сирен», как обычно у Дебюсси, отличаются подчеркнутой сжатостью. Новое здесь – в возвращении некоторых характерных мо­тивов из «Облаков» (в частности, слегка видоизмененного мотива английского рожка).

В беседе с одним из своих друзей Дебюсси рассказал, что толчком к созданию «Празднеств» послужило впечатление от народного гуляния в Булонском лесу и от торжественных фанфар оркестра республиканской гвардии, а в музыке «Облаков» отразилась картина грозовых туч, поразившая автора во время прогулки по ночному Парижу; сирена проходящего по реке судна, услышанная им на мосту Согласия, превратилась в тревожную фразу английского рожка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: