Музыка
№ 1 — представляет собой одземек, удалой мужской танец с прыжками («от земли»), известный в Словакии и Восточной Моравии. Он относится к «збойницким» — разбойничьим пляскам «горных хлопцев» — восставших крестьян и исполняется с секирами или топориками вокруг лесного костра. Дворжак, в отличие от народного одземека, построенного на повторении одной мелодии, чередует темы героические, полные стихийной силы, с повествовательными и женственно лирическими. Основной контраст подчеркнут оркестровыми средствами. В стремительных крайних разделах мощное tutti создает эффект массовой пляски, завершаемой ударами литавры. В более умеренном среднем разделе, с преобладающим звучанием деревянных духовых и струнных, возникает картина девичьих хороводов (одна из тем является подлинной народной словацкой песней «Сапожки мои»).
История создания
Издание в 1878 году 1-й тетради Славянских танцев принесло Дворжаку европейскую славу, а издателю Зимроку — колоссальный доход, и в начале 1880 года он заказал композитору 2-ю тетрадь. Занятый более серьезными, камерными жанрами, Дворжак предлагал повременить до осени, однако прошло не шесть месяцев, а шесть лет, прежде чем вторые Славянские танцы появились на свет. За это время композитор написал две симфонии и две оратории, работая над которыми не мог, по собственным словам, «думать о такой веселой музыке». К тому же он понимал, что новое сочинение должно быть достойно славы 1-й тетради, а «дважды создать нечто подобное чертовски трудно!»В эти годы Дворжак по полгода, от весны до осени, проводит в горах, недалеко от городка Пржибрама, в небольшом доме, окруженном прекрасным садом. 11 июня 1886 года он сообщает Зимроку: «Уже шесть недель как я нахожусь здесь, в Высокой, и поскольку погода так благоприятна и местность так великолепна, я живу здесь лучше, чем Бисмарк в Варцине (родовом замке в Пруссии. — А.К.), и при этом совсем не ленюсь. Целый день я обычно провожу в саду, который лелею и люблю, как божественное искусство; а потом брожу по лесу. На творчество много времени не остается, но дело идет как по маслу. Славянские танцы меня очень занимают, и я думаю, что они будут совсем другими (без шуток и иронии!)».Действительно, работа шла так же быстро, как и над 1-й тетрадью: сочинение фортепианного варианта в 4 руки заняло месяц (4 июня — 9 июля 1886 года), оркестровой партитуры — около полутора месяцев (середина ноября — начало января 1887 года). Уже 6 января 1-й, 2-й и 7-й танцы прозвучали в Праге в исполнении оркестра Национального театра под управлением автора, и в том же году Зимрок в Берлине издал партитуру под ор. 72.С другой стороны, 2-я тетрадь оказалась непохожей на 1-ю. Здесь значительно больше поэтических картин, окрашенных то в эпические, то в лирические, то в комедийные тона. Нередко повествовательное или медитативное начало преобладает над непосредственно танцевальным. Заголовок гораздо более соответствует содержанию: использованы прообразы танцев различных славянских народов (собственно чешские танцы появляются только в трех из восьми номеров). Иными становятся и принципы инструментовки: если в 1-й тетради оркестровый состав остается почти неизменным во всех танцах, то во 2-й инструментовка становится более тонкой, изысканной, в четных номерах исключены тромбоны. И даже объединение в сюиту происходит несколько иначе: арка возникает между № 1 и № 7, тогда как последний танец играет роль развернутого эпилога.