Сочинения
Романсы
Русские песни
- «Бейся, сердце», сл. Константина Подревского
- «Брось тревогу», сл. Константина Подревского
- «Сердце девичье», сл. Бориса Тимофеева
- «Снова влюблена», сл. Анатолия Д’Актиля
- «Старое сброшено», сл. Константина Подревского
- «Травушка муравушка», муз. обработка
Интимные песенки
Песни Второй мировой войны
- «Бродяга-ветер», сл. Ильи Финка
- «Гармонист кудрявый», сл. Ильи Финка
- «Гвардейская походная», сл. Ильи Финка
- «Жди меня», сл. Константина Симонова
- «Курьер за счастьем», сл. Долева и Данцигера
- «Ленинградская провожальная», сл. Осипа Колычева
- «Минуты жизни», сл. Н. Коваля
- «Москвичи», сл. М. Одинцова
- «Настанет день», сл. Павла Германа
- «Первый снег», сл. Ильи Финка
- «Песенка-шутка о любви», сл. Н. Коваля
- «Письмо с фронта», сл. Павла Германа
- «По Садовому кольцу», сл. Н. Коваля
- «Пусть пурга», сл. Григория Гридова
- «Светлая Москва», сл. Ильи Финка
- «Счастливый возраст», сл. Павла Германа
- «Сыновья», сл. Ильи Финка
- «Тихо в избушке», сл. Павла Германа
- «Широкая дорога», сл. М. Кримкера
Хореографические эскизы
- «Барбекю-Минор» (уан-степ)
- «Лазурь» (танго)
- «Лунный танец» (фокстрот)
- «Маро» (фокстрот)
- «Миус-Трот» (фокстрот)
- «Цыганская венгерка», две вариации
Балеты
- «Макс и Мориц», либретто Вадима Шершеневича
- «Мойдодыр»
- «Хрустальный башмачок»
Оперетты
- «Испанская таверна» — утрачена
- «Карьера Пирпойнта Блэка», текст Алексея Файко и Константина Подревского
- «Одураченный евнух» — утрачена
Творчество
Фомин ― один из первых профессиональных русских композиторов, чьё творчество оказало заметное влияние на дальнейшее развитие русской оперы. Наследие Фомина, однако, оставалось малоизвестным вплоть до середины XX века, когда некоторые из его опер были поставлены на сценах театров Москвы и Ленинграда. Многие рукописи композитора утеряны (в частности, оперы «Вечеринки, или Гадай, гадай, девица, отгадывай, красная» и «Клорида и Милон»).
До нашего времени дошли партитуры «Ямщиков на подставе», «Американцев», «Орфея и Эвридики», а также хора из музыки к пьесе Озерова «Ярополк и Олег» (1798). Оперы «Новгородский богатырь Василий Боеславич» и «Золотое яблоко» (последняя из известных работ композитора) сохранились в виде оркестровых партий. Авторству Фомина также приписывались другие оперы, написанные во второй половине XVIII века, среди которых «Мельник ― колдун, обманщик и сват» (в наше время её автором считается Михаил Соколовский)[источник не указан 355 дней].
Оперы
- Новгородский богатырь Василий Боеславич (1786), опера-балет в пяти действиях. Премьера состоялась 27 ноября 1786 года в Эрмитажном театре, Санкт-Петербург. Либретто Екатерины II;
- Ямщики на подставе, или Игрище невзначай (1787), в одном действии. Премьера состоялась в 1787 году в Санкт-Петербурге или в 1788 году в Тамбове. Либретто Николая Львова;
- Вечеринка, или Гадай, гадай, девица (1788);
- Американцы (1788), в двух действиях. Премьера состоялась 19 февраля 1800 года в Большом театре, Санкт-Петербург. Либретто Ивана Крылова, редакция Александра Клушина;
- Колдун, ворожея и сваха (1791). Либретто Ивана Юкина;
- Клорида и Милан (ок. 1800). Либретто Василия Капниста;
- Золотое яблоко (ок. 1800), опера-балет. Премьера состоялась в 1804 году. Либретто Иванова;
Оперы, приписываемые Фомину
- Анюта (1772). Либретто Михаила Попова;
- Добрая девка (1777). Либретто Михаила Матинского;
- Выдуманный клад. Либретто Лукницкого;
- Любовь опровергает союз дружества. Либретто Ивана Михайлова;
- Тщетная ревность. Либретто Василия Колычёва;
- Перерождение (1777). Либретто Михаила Матинского;
- Мельник — колдун, обманщик и сват (1779). Премьера состоялась в том же году в театре Медокса, Москва. Либретто Александра Аблесимова;
- Счастие по жребью. Либретто Александра Аблесимова;
- Трое ленивых. Либретто Якова Княжинина.
- Честный преступник. Либретто Ивана Дмитриевского.
- Бешеная семья. Либретто Ивана Крылова;
- Точильщик. Либретто Николаева;
- Опекун-учитель, или Любовь сильнее красноречия (1784). Либретто Николаева;
- Невеста под фатою;
- Игрок счастливый;
- Любовное волшебство. Либретто Ивана Долгорукова;
- Бочар, в одном действии. Либретто Фёдора Генша;
- Владисан. Либретто неизвестного автора;
- Странная предприимчивость, в одном действии. Либретто Сергея Глинки.
- Мелодрама «Орфей и Эвридика» (1792). Премьера состоялась 5 февраля 1795 года в Москве. Текст Якова Княжнина.
- Хор к трагедии В.А. Озерова «Ярополк и Олег» (1798).
Отрывок, характеризующий Фомин, Борис Иванович (композитор)
Окружающий мирлюбящей женщинойчистая душаСтарый садданный моментбольшого значениядрагоценный камень
– Неужели это и есть Грааль, Север? – не удержавшись, просила я.
– Нет, Изидора. Грааль никогда не был тем, чем есть этот удивительный Умный Кристалл. Просто люди «приписали» своё желаемое Радомиру… как и всё остальное, «чужое». Радомир же, всю свою сознательную жизнь был Хранителем Ключа Богов. Но люди, естественно, этого знать не могли, и поэтому не успокаивались. Сперва они искали якобы «принадлежавшую» Радомиру Чашу. А иногда Граалем называли его детей или саму Магдалину. И всё это происходило лишь потому, что «истинно верующим» очень хотелось иметь какое-то доказательство правдивости того, во что они верят… Что-то материальное, что-то «святое», что возможно было бы потрогать… (что, к великому сожалению, происходит даже сейчас, через долгие сотни лет). Вот «тёмные» и придумали для них красивую в то время историю, чтобы зажечь ею чувствительные «верующие» сердца… К сожалению, людям всегда были нужны реликвии, Изидора, и если их не было, кто-то их просто придумывал. Радомир же никогда не имел подобной чаши, ибо не было у него и самой «тайной вечери»… на которой он якобы из неё пил. Чаша же «тайной вечери» была у пророка Джошуа, но не у Радомира.
Биография
Музыкальные способности Фомина проявились рано: ещё в 4 года он научился играть на аккордеоне. Его родители поначалу восприняли это отрицательно, поскольку желали видеть его крупным чиновником, офицером или учёным, но никак не музыкантом.
Однако, позднее его всё же отдали в реальное училище. Одновременно он брал уроки у пианистки А. Н. Есиповой.
После Первой мировой войны и Октябрьской революции 1917 года его отцу было предложено место в новом госаппарате, и в 1918 году семья переехала в Москву .
В 1919 году ушёл на фронт, затем работал на восстановлении фронтовых железных дорог. Спустя некоторое время начал давать концерты прямо на фронте.
Вернувшись в Москву, продолжил сочинение музыки и пробовал себя во многих музыкальных жанрах, например в оперетте и балете. Однако его призванием был романс.
По возвращении с фронта он сразу заявил себя мастером романса. Один из первых — тот, что впоследствии обошёл весь мир и исполняется до сих пор — «Только раз бывает в жизни встреча». Его он посвятил цыганской певице Марии Фёдоровне Масальской. Среди других романсов известны «Дорогой длинною» на стихи К. Подревского (английская версия под названием «Those Were the Days» стала хитом в 1968 году в исполнении Мэри Хопкин), «Эй, друг-гитара», «Твои глаза зелёные» и многие другие.
Однако на Всероссийской музыкальной конференции в Ленинграде в 1929 году романс был признан контрреволюционным жанром и, соответственно, запрещён. После этого творчество Фомина было предано забвению.
В 1937 году Фомин попал в Бутырскую тюрьму, где провёл около года.
Однако с началом войны в его творчестве начался новый подъём. В годы войны он сочинил 150 фронтовых песен, создал вместе с друзьями фронтовой театр «Ястребок» при клубе МВД — на многие месяцы это был единственный театр в Москве, к тому же выпускавший концертные программы и спектакли, созвучные времени. Многие песни Фомина — «И не раз, и не два», «Жди меня», «Тихо в избушке», «Письмо с фронта» сразу после премьеры разлетались по стране.
По окончании войны Фомина настигла новая волна забвения. Он умер в 1948 году. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.