Гаспаре спонтини

Гаспаре спонтини - abcdef.wiki

литература

  • Рихард Вагнер , Воспоминания о Спонтини , Лейпциг 1872 г.
  • Роберт Эйтнер :  Спонтини, Гаспаро Луиджи Пасифико . В: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Том 35, Duncker & Humblot, Leipzig 1893, pp. 260-264.
  • Шарль Буве, Спонтини , Париж 1930
  • Ганс Энгель, Вагнер и Спонтини , в: Архив музыкальной науки. Том 12. 1955 г.
  • Деннис Альберт Либби, Гаспаре Спонтини и его французские и немецкие оперы , Принстонская диссертация, 1969
  • Паоло Фрагапане: Спонтини , Болонья, 1954 г., новое издание: Флоренция, 1983 г.
  • Анно Мунген , музыкальный театр как историческая картина. Гаспаре Спонтинис Агнес фон Гогенштауфен как вклад в немецкую оперу Тутцинг 1997 (= Майнцские исследования в области музыковедения. Том 38)
  • Кристоф-Хельмут Маллинг (ред.): Переписка Гаспаре Спонтини. Том 1 (1804-1820) . Т. 1, изд. Кристин Мундт-Эспин. С вступительным словом Клаус Питчманн . Хайнхольц, Кассель 2009, ISBN 978-3-932622-23-6
  • Энн Хенрике Васмут:  В: Новая немецкая биография (NDB). Volume 24, Duncker & Humblot, Berlin 2010, ISBN 978-3-428-11205-0 , p. 740 f. ( ).
  • Детлеф Альтенбург , Арнольд Якобсхаген , Арне Лангер, Юрген Маедер , Саския Мария Войке, Спонтини и опера в эпоху Наполеона , Sinzig 2015 (= музыка и театр, под редакцией Детлефа Альтенбурга, том 11)
  • Переписка Роберта и Клары Шуманн с корреспондентами в Берлине с 1832 по 1883 год , изд. по Клаус Мартин Kopitz , Ева Катарина Клейн и Томас Synofzik (=  Шумана-Briefedition , Series II, Том 17), Кельн: Dohr 2015, стр 627-635,. ISBN 978-3-86846-028-5

эффект

В первые два десятилетия XIX века Спонтини был важной фигурой в лирике французской трагедии. В своих более чем 20 операх он попытался адаптировать стиль классических произведений Глюка к вкусу времени: он сочинял большие контрастные сцены, использовал итальянский мелос, а также пафос французской драмы, с помощью которого он подчеркивал монументальность французского

Особым образом Пытался отдать должное империи . Его шедевром и самым большим успехом стала опера «Весталь» .

В 20 веке оперы Спонтини исполнялись редко. Вероятно, самая известная современная постановка — это возрождение La vestale с Марией Каллас под руководством Лукино Висконти в Ла Скала в Милане к открытию сезона в 1954 году, 180-летнему юбилею Спонтини. Этот спектакль также стал дебютом тенора Франко Корелли на языке Scala . Мария Каллас записала арии Tu che invoco и O Nume tutela из La vestale в 1955 году в студии звукозаписи, как и Роза Понсель в 1926 году. В 1969 году дирижер Фернандо Превитали реанимировал оперу с сопрано Лейлой Генчер и бас-баритоном Ренато Брусон (неофициальная запись этого спектакля находится в обращении). В 1995 году Риккардо Мути сделал запись с менее известными певцами.

Другие записи произведений Спонтини — это Агнес фон Гогенштауфен из 1954 года в Maggio Musicale во Флоренции под управлением Витторио Ги и в 1970 году с Монсеррат Кабалье и Антониеттой Стелла под управлением Риккардо Мути. Фернан Кортес снова был исполнен в 1951 году в Неаполе с молодой Ренатой Тебальди под руководством Габриэле Сантини и в начале 21 века (Париж 2002, Мадрид 2003 и 2006 годы в Эрфуртском театре ) под музыкальным руководством французского дирижера Жана -Пол Пенин . Комические оперы «Фуга в масках» и «Метаморфозы Паскуале» из раннего творчества Спонтини не появлялись и не ставились снова до 21 века.

биография

Портрет композитора Гаспаре Спонтини (1774-1851).

Родился в Майолати, Папская область (ныне Майолати Спонтини , провинция Анкона ), он провел большую часть своей карьеры в Париже и Берлине , но вернулся на место своего рождения в конце своей жизни

В течение первых двух десятилетий XIX века Спонтини был важной фигурой во французской опере. В своих более чем двадцати операх Спонтини стремился адаптировать классическую лирику трагедии Глюка к современному вкусу к мелодраме, к более грандиозному зрелищу (например, у Фернана Кортеса ), к обогащенному оркестровому тембру и к мелодическому изобретению в сочетании с идиоматической выразительностью слов

.

В юности Спонтини учился в Conservatorio della Pietà de ‘Turchini, одной из четырех действующих музыкальных консерваторий Неаполя . Путешествуя из итальянского города в город, он впервые побывал в Риме с его успешной комедией « Ли Пунтигли делле Донне» («Карнавал 1793 года»). В 1803 году он отправился в Париж, где 11 февраля 1804 года дебютировал его комическая опера La Finta Filosofa , его неаполитанский успех 1799 года. Частично по рекомендации графа де Ремуса и его литературной графини , королевской дамы , Спонтини. распространялся при императорском дворе, был включен в Академию империальской музыки и в 1805 году занял положение при дворе как составное лицо императрицы.

Хотя более ранние успехи Спонтини были комедиями, с поощрения императрицы Жозефины в 1807 году Спонтини написал свой величайший успех — лирическую трагедию «Весталь» , которая осталась его самой известной работой. Его премьера в Опере в Париже сделала Спонтини одним из величайших итальянских композиторов своего времени. Его современники Керубини Бетховен и Мейербер считали его шедевром, а более поздние композиторы, такие как Берлиоз и Вагнер, восхищались им.

Во время полуостровной войны , Наполеон способствовал работы , такие как Gasparo Spontini в Фернан Кортес (1809), которое касалось испанского завоевания Мексики в царствование Карла V . В 1811 году Спонтини женился на Селесте Эрард, племяннице парижского мастера фортепиано и арф Себастьяна Эрарда ; это был счастливый брак, хотя и бездетный. Он был сделан кавалером Почетного легиона Наполеона ; его мальтийский крест висит на его шее на портрете Николя-Юсташа Маурина ( иллюстрация ).

В изменившемся политическом климате Реставрации Бурбонов Спонтини, тесно связанный с бывшей Империей, увидел, что его опера « Олимпия» (1819, исправленная 1821, 1826) встретила безразличие, что вынудило его уехать из Парижа в Берлин , где его оперы уже пользовались успехом. . Там он стал капельмейстером и главным дирижером Königliches Opernhaus , и в этот период он сочинил прусский национальный гимн «Боруссия». Там он также познакомился с молодым Мендельсоном , но осудил оперу 17-летнего парня Die Hochzeit des Camacho .

В 1842 году разочарованный Спонтини, огорченный успехом Джакомо Мейербера и других в Германии, вернулся в Италию, где и умер в 1851 году.

Fernand Cortez

Композитор
Гаспаре Спонтини
Дата премьеры
28.11.1809
Жанр
оперы
Страна
Италия

ФЕРНАН КОРТЕС, или Завоевание Мексики (Fernand Cortez, ou La conquête du Mexique) — опера Гаспаре Спонтини в трех действиях, либретто В. Этьена (де Жуй) по одноименной трагедии А. Пирона.

Премьера: Париж, Императорская академия музыки, 28 ноября 1809 г.; 2-й редакции — Париж, Королевская академия музыки, 28 мая 1817 г.; 3-й редакции (с либретто в обработке М. Теолона де Ламбера, немецкий перевод И. К. Мая) — Берлин, 6 апреля 1824 г.; 4-й редакции (утраченной) — там же, 26 февраля 1832 г.

Спонтини был в музыкальном театре выразителем вкусов и стиля наполеоновской империи. «Фернан Кортес» написан по заданию Наполеона I — духу его политики отвечало возвеличение жестокого конкистадора, залившего кровью Мексику. Опера изобилует сценами сражений, парадов, шествий.

Брат Фернана (Эрнандо) Кортеса Альваро попал в плен к мексиканцам и осужден на смерть. Амазили, сестра касика (вождя) Теласко, любит Кортеса и хочет спасти жизнь его брата. Вопреки желанию касика, верховный вождь индейских племен Монтесума посылает Амазили в лагерь Кортеса для переговоров. Вслед за ней приходит и Теласко: Альваро будет казнен, если войска Кортеса не отступят. Кортес отказывается принять эти условия и велит сжечь свои суда. Он оставляет Теласко заложником, а затем отпускает его на свободу. Теласко снова разжигает былую ненависть соотечественников, и Кортес, чтобы спасти Альваро и Амазили, штурмом берет столицу мексиканцев. Амазили с помощью Альваро удается остановить войну и примирить Кортеса с Монтесумой.

«Фернан Кортес» — не только апофеоз завоевателя, но и проповедь соглашательства. Если в образе Теласко дано воплощение ненависти к испанцам (патриотические мотивы занимают подчиненное место), то Амазили олицетворяет идею примирения враждебных лагерей на основе подчинения власти завоевателей. Именно она оказывается главной героиней оперы.

Музыка отмечена чертами спонтиниевского стиля: она помпезна, величава, но лишена эмоциональной глубины, лиризма. Главенствует внешняя театральность. Отсутствие действия заполняет дивертисмент: когда Амазили и Теласко приходят в лагерь Кортеса для переговоров, он угощает их балетом. Музыкально-драматургическая концепция Спонтини подготовляет появление «большой оперы» Мейербера.

В России «Фернан Кортес» был поставлен впервые в Петербурге, в Большом театре, 9 января 1820 г. (В. Самойлов — Фернан Кортес, Г. Климовский — Теласко, Н. Семенова — Амазили).

А. Гозенпуд

Работает

Оперы

  • Ли пунтигли делле донне (Франческо Черлоне), фарсетта для музыки в 2 действиях (Карнавал 1796, Флоренция, Regio Teatro degli Intrepidi)
  • Аделина Сенезе o sia l’Amore secretto ( Джованни Бертати , La Principessa d’Amalfi ), драматическая джокосо в 2 действиях (10 октября 1797, Венеция, Teatro San Samuele )
  • Il finto pittore farsetta / melodramma buffo? (Рим?, 1797/1798; Палермо, Театр Санта-Чечилия, 1800)
  • L’eroismo ridicolo (Д. Пиччинни), фарса для музыки в 1 действии (Карнавал 1798 года, Неаполь, Teatro Nuovo sopra Toledo)
  • Il Teseo riconosciuto (Козимо Джотти), драма для музыки в 2 действиях (22 мая 1798, Флоренция, Regio Teatro degli Intrepidi)
  • «Ла финта философа» (Д. Пиччинни), комедия на музыку в 2 действиях (1 июля 1799, Неаполь, Teatro Nuovo sopra Toledo); Расширение L’eroismo ridicolo; расширенная новая версия, драматическая игра в жанре джокоза в 3 действиях (11 февраля 1804 г., Париж, Опера Комик, Зал Фавар)
  • Ла фуга в масках (Дж. Паломба), комедия на музыку в 2 действиях (Карнавал 1800, Неаполь, Театр Нуово сопра Толедо)
  • I quadri parlanti , мелодрамма-буфф (1800, Палермо, театр Санта-Чечилия)
  • Gli Elisi delusi (М. Монти), мелодрамма буффо в 2-х действиях (28 августа 1800 г., Палермо, Teatro Santa Cecilia)
  • Gli amanti in cimento, o sia Il geloso audace (Бертати?), Dramma giocoso 2 действия (3 ноября 1801 г., Рим, Teatro Valle )
  • Метаморфозы Паскуале ( Дж. Фоппа ), farsa giocosa для музыки в 1 действии (16 января 1802, Венеция, Театро Джустиниани в Сан-Моизе )
  • «Маленький дом» (Жозеф Мари Арман Мишель Дьелафуа / Н. Жерсен), комическая опера в 3 действиях (12 мая 1804 г., Париж, Комическая опера, Зал Фейдо )
  • Мильтон (Виктор-Жозеф Этьен де Жуи / Жозеф Мари Арман Мишель Дьелафуа), исторический факт, 1 акт (27 ноября 1804 г., Париж, Опера Комик, Зал Фавар)
  • Julie, ou Le pot de fleurs (Antoine Gabriel Jars), комедия в прозе, mêlée de chants 1 акт (12 марта 1805, Париж, Комическая опера, Зал Фавар)
  • L’eccelsa gara (кантата, 1806, Париж)
  • La vestale (Виктор-Жозеф Этьен де Жуи по Иоганну Иоахиму Винкельману , Monumenti antichi inediti, 1767), лирическая трагедия в 3 действиях (15 декабря 1807, Париж, Опера )
  • Фернан Кортес (Виктор-Жозеф Этьен де Жуи / Жозеф Эсменар по трагедии Алексиса Пирона), Опера в 3 действиях (28 ноября 1809 г., Париж, Опера); 2-я версия (в редакции Виктора-Жозефа Этьена де Жуи), Опера в 3 действиях (28 мая 1817 г., Париж, Опера); 3-я версия на немецком языке как Фернан Кортес или Die Eroberung von Mexico (редакция М. Теолона де Ламберта, перевод JC May), Opera 3 действия (6 апреля 1824 г., Берлин, Königliches Opernhaus ); 4-я редакция (в редакции Карла Августа фон Лихтенштейна), Опера в 3-х действиях (6 февраля 1832 г., Берлин, Королевский оперный театр)
  • Pélage, ou le Roi et la paix (Виктор-Жозеф Этьен де Жуи), Опера в 2 действиях (23 августа 1814 года, Париж, Опера)
  • Les dieux rivaux, ou Les fêtes de Cythère (с Анри Монтаном Бертоном , Родольфом Крейцером и Луи-Люком Луазо де Персюи) (Жозеф Мари Арман Мишель Дьелафуа / К. Брифо), опера-балет, 1 действие (21 июня 1816, Париж , Опера)
  • «Олимпи» (Жозеф Мари Арман Мишель Дьелафуа / Шарль Брифо по одноименной трагедии Вольтера), лирическая трагедия в 3 действиях (22 декабря 1819 г., Париж, Опера); 2-я версия на немецком языке как Olimpia (переработанная и переведенная ETA Hoffmann), Opera 3 действия (14 мая 1821 г., Берлин, Königliches Opernhaus); 3-я версия снова на французском языке как Olimpie , tragédie lyrique 3 действия (28 февраля 1826 г., Париж, Опера)
  • Лалла Рукх (Ш. Спайкер по Т. Мур, Лалла Рук), Фестиваль (27 января 1821 г., Берлин, Королевский дворец )
  • Нурмахал, или Кашмирский фестиваль роз (CA Herklots по Т. Мур, Лалла Рук), лирическая драма с балетом в 2 действиях (27 мая 1822 г., Берлин, Королевский оперный театр)
  • Альсидор (Гийом М. Теолон де Ламбер / К. Натти по Рошону де Шабанна, немецкий перевод К.А. Херклотс), Волшебная опера с балетом в 3 действиях (23 мая 1825 г., Берлин, Королевский оперный театр)
  • Агнес фон Гогенштауфен , лирическая драма в 2 актах или большая историко-романтическая опера в 3 актах (первый акт: 28 мая 1827 г., вся опера 12 июня 1829 г., Берлин, Königliches Opernhaus, переработанная в 1829 и 1837 гг.)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: