Знакомство с искусством и первые гастроли
Однако первое знакомство Захарова с искусством связано не с театром, а с уличной шарманкой. В то время шарманщики были явлением повсеместным. Они путешествовали по всей России как бродячие артисты. Под музыкальный аккомпанемент часто выступали мальчики и девочки — что называется, за кусок хлеба, и вид их оставлял желать лучшего. Но тогдашние дети, в числе которых была и будущая легенда балета, этих выступлений ждали с восторгом.
Дебют Ростислава Захарова состоялся именно на одной из астраханский улиц, под задорные звуки шарманки. Позже он скажет, что именно она (шарманка) стала для него первой «консерваторией», познакомив с волшебным миром музыки.
Искусство семье Захаровых не было чуждо — отец Ростислава Владимировича отлично играл на мандолине, балалайке и других инструментах. А мама, которая ко всему прочему была превосходной рассказчицей, стала для него первым «балетмейстером». Она учила сына танцевать для исполнения роли в любительском спектакле в доме Балабановых.
Астраханское детство с уличными представлениями, звуками «Дунайских волн» на набережной, выступлениями любительского оркестра определенно сыграло важную роль в жизни будущего артиста.
В книге «Слово о танце» он написал:
«То, что заложено в человеке с детства, остается с ним навсегда. Известно, что человеческий ум формируется и развивается всего интенсивнее в ранние юношеские годы. И мне повезло: мои понятия, принципы и убеждения складывались в очень благоприятной обстановке».
Семья Захаровых покинула Астрахань из-за войны, и следующим родным городом для балетмейстера стал Петербург — тогда Ленинград. Решающим поворотом в судьбе Захарова стало поступление в Государственное академическое театральное балетное училище, в которое он, к слову, попал случайно. Дело в том, что в училище собиралась поступать его сестра Леля. И когда мать с сестрой отправились туда, он просто не хотел оставаться один дома. А позже, на знаменитой улице Росси, на стене училища он увидит свое имя в списке принятых.
По-настоящему освоить свою профессию и обрести личное счастье ему удастся в Харькове — там набирали молодых певцов и артистов балета. В том числе — Ростислава Захарова и его будущую жену – Марию Смирнову. Здесь состоялось первое сольное выступление в «Коньке-горбунке», второе – танец пирата в «Корсаре» и первый самостоятельный балет. А в Киеве молодым супругам передали класс в балетной студии. Повторять существующий репертуар он не хотел. Клавира одноактного балета композитора Шеффера «Остров фантазии» стала полноценным дебютом. Студийцы не были в состоянии танцевать ведущие роли, поэтому педагог исполнил их сам.
Успех спектакля превзошел все ожидания, и окрыленная первым успехом группа решает осуществить еще несколько. Так, вскоре зрители увидят «Вальпургиеву ночь» из оперы «Фауст», «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» и двухактный балет Дриго «Арлекинада».
Успех постановок вновь привел Захарова в Астрахань – на гастроли.
«С чувством глубоко волнения подплывал на пароходе к своему родному городу, где не был 15 лет, узнавая знакомые причалы, пыльные улицы, ряды деревянных домиков, среди которых был и тот, где родился я».
Награды и премии
- Доктор искусствоведения (1970);
- Сталинская премия первой степени (1943) — за работу в оперном спектакле «Вильгельм Телль» Дж. Россини;
- Сталинская премия первой степени (1946) — за постановку балетного спектакля «Золушка» С. С. Прокофьева;
- Народный артист РСФСР (1951);
- Народный артист Казахской ССР (1959);
- Народный артист СССР (1969);
- Орден Октябрьской Революции (1976);
- Орден Трудового Красного Знамени (1937);
- Орден «Знак Почёта»;
- Медали.
Творчество Захарова
Автор книг:
- Искусство балетмейстера. М.: Искусство, 1954. — 432 с; илл;
- Записки балетмейстера. М.: Искусство, 1976. — 352 с; илл;
- Слово о танце. М.: Молодая гвардия, 1977. — 158 с; илл;
- Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. М.: Искусство, 1983. — 244 с; илл;
- Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. 2-е изд. М.: Искусство, 1989. — 238 с; илл. ISBN 5-210-00347-7.
Фильмография
2007 — Ростислав Захаров. По системе Станиславского — документальный фильм, 2007, 39 мин., режиссёр Никита Тихонов.
ЛАТОБ имени С. М. Кирова:
- «Бахчисарайский фонтан» Бориса Владимировича Асафьева, 1934;
- «Утраченные иллюзии» (по роману Оноре де Бальзака) Б. В. Асафьева, 1936;
- «Медный всадник» Р. М. Глиэра, 1949;
- «Красный мак» Р. М. Глиэра, 1949;
- «В порт вошла «Россия»» Василия Павловича Соловьёва-Седого, 1964;
- Танцы в опере «Гугеноты» Джакомо Мейербер, 1935.
ГАБТ (Большой театр):
Балеты:
- «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, 1936, 1944, 1954;
- «Кавказский пленник» Б. В. Асафьева, 1938;
- «Дон Кихот» Людвига Минкуса, 1940;
- «Тарас Бульба» В. П. Соловьёва-Седого, 1941;
- «Золушка» Сергея Сергеевича Прокофьева, 1945;
- «Барышня-крестьянка» Б. В. Асафьева, 1946;
- «Медный всадник» Р. М. Глиэра, 1949;
- «Ночь на Лысой горе» на музыку М. П. Мусоргского, 1951.
- «Поднятая целина» Ивана Ивановича Дзержинского, 1937;
- «Руслан и Людмила»» М. И. Глинки, 1939, 1942, 1945;
- «Травиата» Джузеппе Верди, 1942, 1943;
- «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского, 1942, 1943;
- «Аида» Дж. Верди, 1951;
- «Сорочинская ярмарка» Модеста Петровича Мусоргского, 1952;
- «Джалиль» Назиба Гаязовича Жиганова, 1959;
- «Война и мир» С. С. Прокофьева, 1969.
Оперы:
- «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1937;
- «Вильгельм Телль» Дж. Россини, 1942;
- «Кармен» Ж. Бизе, 1943.
Ростислав Владимирович Захаров скончался 15 февраля 1984 года в Москве, в возрасте 76 лет. Похоронен на Ваганьковском кладбище. (Е. В. Бочарникова)
Астрология возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и другие), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы — на рубеже 2-1 веков до нашей эры). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в 9-10 веков, с 12 века проникла в Европу, где астрология пользуется влиянием до середины 17 века и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира.
Примечания
- ↑
- ↑ Захаров, Ростислав Владимирович // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 2.
- ↑ Захаров Р. В. Слово о танце. — М.: Молодая гвардия, 1979. — С. 6—8, 65—69. — 159 с.
- ↑ . Культура (2007). Дата обращения: 17 апреля 2019.
- ↑ Ивашнев В. И., Ильина К. В. Ростислав Захаров: Жизнь в танце. — М.: Советская Россия, 1982. — С. 3—27, 179—226. — 240 с.
- . Где дремлют мёртвые…. Дата обращения: 17 апреля 2019.
- Казахская ССР: краткая энциклопедия / Гл. ред. Р. Н. Нургалиев. — Алма-Ата: Гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1991. — Т. 4: Язык. Литература. Фольклор. Искусство. Архитектура. — С. 408. — 31 300 экз. — ISBN 5-89800-023-2.
О балете
Захарова называют основателем драмбалета. Именно он воплотил в жизнь следующую идею: «Как и любой драматический или оперный, спектакль должен быть глубоко содержательным, понятным без прочтения либретто». По его мнению, «действие должно строиться так, чтобы сюжет развивался логично и последовательно, чтобы герои обладали живыми человеческими характерами, развивающимися на протяжении спектакля в процессе их взаимодействия, столкновений, приводящих к конфликту».
«Поскольку балет – это театр, а театр — общественная трибуна, то и балет не имеет права стоять в стороне от жизни».
использованная литература
- Общее
«Захаров Ростислав В.». Internetowa энциклопедия PWN (по польски). Получено 2007-04-25..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»»»»»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}
- В соответствии
- ^
Об Астрахани
Ростислав Захаров родился в Астрахани 7 сентября 1907 года. О том, что значит для него этот город, он напишет в одной из своих книг «Слово о танце». Первая глава «Соль земли» начинается со слов «Волга, Волга, мать родная, Волга, русская река… Как благодарен я тебе за все, что ты мне дала!»
«Лишь только глаза научились видеть, а детский разум – вбирать впечатления, первые из них были связаны с ней (Волгой) – могучей и полноводной, какой течет она вдоль берегов Астрахани».
Воспоминания о родном городе у Захарова особенные, детские и очень теплые. Многонациональный шумный город, по его словам, способствовали утверждению в нем чувства интернационализма, которое было пронесено через всю жизнь.
Интересны детские впечатления Захарова об Астрахани:
«Дома в городе были почти все деревянные, одноэтажные, с резными, словно кружевными, наличниками и ставнями, которые закрывались на весь день, чтобы хоть как-то сохранить в комнатах остатки ночной прохлады. Настоящим оазисом был городской сад «Аркадия», где росли развесистые деревья, цветущие кустарники и масса цветов… Гордостью астраханцев был деревянный, довольно вместительный театр, находившийся в этом саду, с довольно неплохой сценой, на которой выступали многие известные в то время гастролеры. Место считалось богатым – денег у астраханских купцов-рыбников было много, и поэтому туда нередко жаловали самые лучшие театральные силы».
Rostislav Zakharov
Дата рождения
07.09.1907
Дата смерти
16.01.1984
Профессия
танцовщик, балетмейстер, театральный деятель, педагог
Страна
СССР
Народный артист СССР (1969), лауреат Сталинских премий первой степени (1943, 1946), доктор искусствоведения (1968). Окончил ЛХУ в 1926 (ученик В. Пономарева). В 1926-29 солист театра им. Лысенко. В 1929 начал балетмейстерскую деятельность в театрах Саратова, Казани. В 1932 окончил режиссерское отделение Ленинградского театрального техникума (ученик С. Радлова), в 1948 — Ленинградский театральный институт (экстерном) .
В 1932-36 балетмейстер Театра им. Кирова, где поставил «Бахчисарайский фонтан» (1934) и «Утраченные иллюзии» (1935).
3ахаров — один из крупнейших советских балетмейстеров. Его «Бахчисарайский фонтан» — первенец балетной драмы, жанра, который потом уверенно утвердился на советской сцене. В графической ясности мизансцен, танцевальных речитативе монологов и диалогов пластически воплощен замысел пушкинской поэмы, удачно переведенный на язык балетного сценария Н. Волковым. Балет живёт не только на ленинградской сцене, а образ Марии в гениальной интерпретации Г. Улановой вошел в золотой фонд советской хореографии.
Интересным был и следующий опыт 3ахарова — попытка создать новый жанр «хореографического романа». Так назвали авторы спектакль «Утраченные иллюзии» Б. Асафьева (либретто и художественное оформление В. Дмитриева). Сюжет навеян образами Бальзака и разработан на материале театрального Парижа 30-х гг. XIX в.
В 1936-56 3ахаров — балетмейстер и оперный режиссер Большого театра (в 1936-39 руководитель балетной труппы). Здесь он поставил балеты «Кавказский пленник» (1938), «Тарас Бульба» (1941), «Золушка» (1945), «Барышня-крестьянка» (1946). В Театре им. Кирова после 1945 поставил: «Медный всадник» (1949), «Красный мак» (нов. ред.— 1949) и «В порт вошла «Россия» (1964). Более удачный из них — пушкинский спектакль «Медный всадник».
Кроме Москвы и Ленинграда 3ахаров ставил спектакли в Киеве, Минске, Алма-Ате и за рубежом: «Бахчисарайский фонтан» — в Будапеште (1952), Хельсинки (1956), Белграде (1961), «Золушку» — в Хельсинки (1957), «Лебединое озеро» в Загребе (1962).
3ахаров плодотворно занимался педагогической деятельностью. В 1945-47 директор и художественный руководитель МХУ, с 1946 зав. кафедрой хореографии и преподаватель (с 1951 профессор) балетмейстерского факультета ГИТИСа.
Автор книг «Искусство балетмейстера» (1959), «Беседы о танце» (1963) и «Советский балет» (изд. в ГДР и Норвегии), журнальных и газетных статей.
Сочинения: Записки балетмейстера.— М., 1976; Слово о танце.— М., 1977.
Литература: Ивашнев В., Ильина К. Ростислав Захаров.— М., 1982; Довлекамова С. Р. В. Захаров.— В кн.: Мастера Большого театра. М., 1976; Стручкова Р. Ростислав Захаров.— Театр, 1977, № 9; ее же. Художник-новатор.— Сов. балет, 1984, № 3.
А. Деген, И. Ступников
Публикации
Артём Овчаренко выступил в балете «Золушка» в Михайловском театре 15.06.2022 в 15:04
К 85-летию со дня мировой премьеры балета «Бахчисарайский фонтан» в Мариинском театре (operanews.ru) 28.09.2019 в 00:56
Премьера балета Сергея Прокофьева в Латвии 16.06.2005 в 15:32