Последний год жизни певца
Зимой 1934 года Словцов совершил поездку с концертами по Кузбассу,
в последних концертах выступал Пётр Иванович уже больным. Торопился
в Красноярск, и здесь окончательно слег, а 24 февраля 1934 года его
не стало.
Певец умер в расцвете таланта и сил, ему было всего 48 лет. Весь
Красноярск провожал своего любимого артиста и земляка в последний
путь.
На Покровском кладбище (справа от церкви) стоит беломраморный
памятник. На нем высечены слова из оперы «Вертер» Массне: «О не
буди меня, дыхание весны». Здесь покоится один из знаменитых
русских певцов, с любовью называвшийся современниками сибирским
соловьем.
В некрологе группа советских музыкальных деятелей во главе с
народным артистом республики Ипполитовым-Ивановым, Собиновым и
многими другими отмечала, что смерть Словцова «глубокой болью
отзовется в сердцах широких слушательских масс Советского Союза,
музыкальная общественность долго будет помнить прекрасного певца и
большого артиста».
Некролог заканчивается призывом: «И кому же в первую очередь как не
Красноярску сохранить о Словцове долгую память?»
М.Н.Риоли-Словцова после смерти Петра Ивановича в течение двадцати
лет продолжала свою педагогическую деятельность в Красноярске.
Умерла она в 1954 году и похоронена рядом с мужем.
В 1979 году ленинградская фирма «Мелодия» в серии «Выдающиеся певцы
прошлого» выпустила диск, посвященный П.И.Словцову.
Материалы подготовлены по книге Б.Г.Кривошея, Л.Г.Лаврушева, Э.М.Прейсман «Музыкальная жизнь Красноярска», Красноярское книжное издательство 1983 г., документам Государственного архива Красноярского края, и Красноярского краевого краеведческого музея.
Сочинения
В Сибири Пётр Андреевич Словцов издал серию исторических и краеведческих трудов. Главный его труд — «». Первая часть его, обнимающая период 1588—1742 гг., вышла в 1838 году; вторая, доводящая историю Сибири до 1823 года — в 1844 году. Была переиздана в 1886.
П.А. Словцов написал ещё ряд статей и отдельных брошюр по истории и географии Сибири:
- Словцов, Пётр Андреевич. Изображение нашей с Китаем торговли // «». — , 1816 г., № 68 и 69)
- Словцов, Пётр Андреевич. О состоянии поселения за Яблоновым хребтом // «я». — , 1816. — № 74.
- Словцов, Пётр Андреевич. О состоянии Нерчинского уездам // «». — , 1816. — №№ 75, 76.
- Словцов, Пётр Андреевич. Топографическое описание кислых вод при Дарасунском поселении // «». — , 1816. — № 82.
- Словцов, Пётр Андреевич. Выписка о числе братских и тунгусских родов в Верхнеудинском и Нерчинском уездах // «». — , 1816. — № 84.
- Словцов, Пётр Андреевич. О Якутской области // «». — , 1816. — №№ 87—89.
- Словцов, Пётр Андреевич. Общий взгляд на Иркутскую губернию // «». — , 1817. — №№ 11 и 12.
- Словцов, Пётр Андреевич. О Забайкальских достопамятностях, в ответ на вопрос: Какие есть городища в Иркутской губернии // «Сибирский вестник». — , 1821. — Ч. XV. — С.1—16.; и то же — «», 1821, № 5
- Словцов, Пётр Андреевич. Вопросы Иркутска // «». — 1822. — Ч.126. — № 17. — С.65—67; — № 18. — С.145—150.
- Словцов, Пётр Андреевич. Письма из Сибири 1826 года. // — , 1828. — 112 с.; № 12. — С. 500—503; 1830. — №3. — С. 289—313; — №5.— С.3-24.
- Словцов, Пётр Андреевич. Тобольск. // «» — , 1831. — № 13. — С.3—32; — № 14. — С.145—181.
- Словцов, Пётр Андреевич. Прогулки вокруг г. Тобольска в 1830 г. — : Тип. Селивановского, 1834. — VI, 196 c.: табл.
- Словцов, Пётр Андреевич. Исторические записки о чукотском народе // «Вестник Императорского Русского географического общества». — , 1856. — Ч. XVIII. — № 5. — С. 19—25.
- Словцов, Пётр Андреевич. Письма из Сибири («», 1828, XII; 1830, III и V и 1831, XIII) и др.
В наше время издаются и переиздаются книги П.А. Словцова, см., например:
Словцов П.А. История Сибири. От Ермака до Екатерины II. — М.: Вече, 2006. — 508 с.
Начало карьеры
Петр Словцов в Евгений Онегин
С тех пор его имя появилось на плакатах во многих городах России, в том числе Киев (1912–1914), Саратов (1914), Санкт-Петербург (1915–1917), Нижний Новгород (1917), Свердловск (1919, 1930), Москва с Большой Театр (1929–1932) и Ленинград (конец 1920 — начало 1930).
Он дебютировал в опере с Киевская опера в 1912 г. и пел там до 1915 г., когда перешел в Петроград. Народный Дом Театр с репертуаром, который включал Фауст, Русалка, и Князь игорь. В 1920 году он с женой певицей М.Н. Риоли-Словцовой переехал в г. Красноярск, хотя в 1928 году он был назначен профессором сольного пения на Российская академия театрального искусства и продолжил выступать в Большом театре в самых разных оперных партиях. Пластинки Словцова чрезвычайно редки и востребованы коллекционерами.
Петра Ивановича Словцова современники называли «сибирским соловьем» и причисляли к таким известным тенорам дня, как Владимир Розинг, ЯВЛЯЮСЬ. Давыдов, Леонид Собинов, Дмитрий Смирнов и Андрей Лабинский.
Певец обладал необычайно редким голосом и овладел высоким уровнем драматического искусства,[нужна цитата ] делая его достойным традиций тенора Николай Фигнер, который соединил музыкальное, вокальное и сценическое мастерство в гармоничном исполнении оперного искусства.
Брак
Его жена Маргарита Н. Риоли была лирико-драматическим сопрано, а также оперной певицей. Училась сольному пению в Московской консерватории у В.М. Зарудная-Иванова, а закончила на год раньше Словцова. Риолы был не только талантливым певцом, но и замечательным педагогом пения. Но больше всего она любила оперную сцену и исполняла ведущие партии на оперных сценах Тифлиса, Харькова (1913), Екатеринбурга (1915–1916), Петрограда (Народный Дом ), Томск, Иркутск и Красноярск. В 1915 году М. Риоли вышла замуж за П.И. Словцова и с этого времени сотрудничали в концертной деятельности и вместе выступали на оперных сценах. Маргарита Н. Риоли тоже была прекрасной пианисткой, поэтому стала любимым концертмейстером Словцова.
Горького, 11, где в 1920 году была Национальная консерватория
В 1934 году Словцов простудился во время гастролей в одном из городов Советского Союза и вскоре скончался. Его памятник из белого мрамора находится на Покровском кладбище в Красноярске. Выгравированные на памятнике слова взяты из оперы. Вертер: «Зачем разбуди меня, дыхание весны?». Маргарита Николаевна Риоли-Словцова еще двадцать лет продолжала преподавать в Красноярске. Среди учеников Маргариты Николаевны — Э. К. Иофель, впоследствии ставшая профессором и педагогом, Дмитрий Хворостовский — всемирно известный баритон.
Возвращение в Красноярск. Народная консерватория
С 1915 по 1918 годы Словцов работает в Петрограде в Большом театре
при Народном доме. Решив немного подкормиться в Сибири, после
голодной петроградской зимы, Словцовы едут на лето в Красноярск к
матери певца. Начавшийся колчаковский мятеж не позволяет им
вернуться обратно. Сезон 1918-1919 годов певческая чета проработала
в опере Томск — Екатеринбург, а сезон 1919 — 1920 годов в Иркутской
опере.
5 апреля 1920 года в Красноярске была открыта Народная
консерватория (ныне Красноярское училище искусств). Самое
деятельное участие в её организации приняли П.И.Словцов и
М.Н.Риоли-Словцова, создав образцовый, прославившийся по всей
Сибири вокальный класс.
Несмотря на большие трудности в годы экономической разрухи —
наследия гражданской войны, — работа консерватории шла интенсивно и
успешно. Её деятельность была наиболее масштабной в сравнении с
работой других музыкальных учреждений Сибири. Трудностей было,
конечно же, много: не хватало музыкальных инструментов, помещений
для занятий и концертов, преподавателям месяцами недоплачивалась
зарплата, летние отпуска вообще не оплачивались.
С 1923 года стараниями П.И.Словцова и М.Н.Риоли-Словцовой в
Красноярске возобновились оперные спектакли. В отличие от ранее
работавших здесь оперных коллективов, которые создавались за счет
приезжих артистов, этот коллектив состоял целиком из красноярских
певцов и музыкантов. И в этом большая заслуга Словцовых, которые
сумели объединить всех любителей оперной музыки Красноярска.
Участвуя в опере, не только как непосредственные исполнители
ответственных партий, Словцовы являлись еще и режиссерами, и
руководителями групп солистов — вокалистов, чему способствовала их
великолепная вокальная школа и богатый опыт в области сценического
искусства.
Словцовы старались, чтобы красноярцы услышали как можно больше
хороших певцов, приглашая в свои спектакли оперных гастролеров.
Среди них были такие известные в свое время оперные исполнители,
как Л.Балановская, В.Касторский, Г.Пирогов, А.Коломейцева,
Н.Сурминский и многие другие. В 1923 — 1924 годах осуществлялись
постановка таких опер как: «Русалка», «Травиата», «Фауст»,
«Дубровский», «Евгений Онегин».
В одной из статей тех лет газеты «Красноярский рабочий» отмечалось,
что «подготовка таких постановок с непрофессиональными артистами —
это, своего рода, — подвиг».
Красноярские меломаны долгие годы вспоминали прекрасные образы,
созданные Словцовым: Князя в «Русалке» Даргомыжского, Ленского в
«Евгении Онегине» Чайковского, Владимира в «Дубровском» Направника,
Альфреда в «Травиате» Верди, Фауста в одноименной опере Гуно.
Но не менее памятны красноярцам и камерные концерты Словцова,
которых всегда ждали как праздников.
У Петра Ивановича были особенно любимые им произведения,
исполняемые с большим искусством и вдохновением: романс Надира из
оперы «Искатели жемчуга» Бизе, песенка герцога из оперы «Риголетто»
Верди, каватина царя Берендея из оперы «Снегурочка»
Римского-Корсакова, ариозо Вертера из одноименной оперы Массне,
«Колыбельная» Моцарта и другие.
Библиография о Словцове
- П.А. Словцов // Чтения в Обществе истории и древностей рос. 1871. Кн. 4. Отд. 5.
- П.А. Словцов. Биографический очерк. — , 1858.
- Авлов П. Новое издание сочинения Словцова: «Историческое обозрение Сибири» («Вост. обозрение», 1886 г., № 38).
- Памяти П.А. Сповцова как историка Сибири. — , 1918.
- Биогр. известие о П.А. Словцове // журнал «ъ». — , 1844. Ч. 5. № 10.
- Бирюков Н.А. Эпизод из жизни П.А. Словцова // «». — , 1904. № 9.
- К полувековой годовщине смерти П.А. Словцова // «Пермский край», Т.II. — , 1893. — Т.2.
- Дубровский К. Сибирский Карамзин // журнал «Сибирский архив». — 1914. — Кн.5.
- . Записки (М., 1955).
- Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века.// (предисловие к работам П.А. Словцова). — , 1952. Т.1.
- Записки иркутского жителя // журнал «Русская старина», 1906. № 8—9;
- Кн. 3. Отд. 5; Три проповеди П.А. Словцова // Там же; Голодников К.М. К биографии П.А. Словцова // Сб.газета «Сибирь». — , 1876. Т.1.
- О П.А. Словцове и его стихотворении «К Сибири» // Кунгуров Г. Сибирь и литература. — , 1965. — С. 45-47.
- Кто был автором стихотворения «Древность»? // журнал «Учёные записки Томского государственного университета». — Томск, 1958. Вып. 209.
- Зап. // Памятники новой русской истории: Сборник статей и материалов. — , 1872. Т.2.
- Мартынов И.Ф. Забытое стихотворение П.А. Словцова // Вопр. рус. и сов. лит. Сибири. — , 1971.
- Мирзоев В.Г. П.А. Словцов (1767—1843): Очерк из истории культуры Сибири первой пол. XIX в. — , 1964. — 58 с.
- Мирзоев В.Г. Историография Сибири: 1-я пол. XIX в. — , 1965. — С. 88-138.
- Мирзоев В.Г. П.А. Словцов: Историография Сибири. — , 1970.
- Надеждин К. Стихотворные послания Словцова к Сперанскому и Сперанского к Словцову // «Владимирские епархиальные ведомости», 1882. № 5. Часть неоф.
- Письма М.М. Сперанского П.А. Словцову // В память графа М.М. Сперанского. — , 1872.
- Потанин, Григорий Николаевич // газета «Восточное обозрение». — , 1886. — № 38.
- Постнов Ю.С. Русская литература Сибири первой половины XIX века. — , 1970.
- Поэты 1790—1810-х гг. — , 1971; Беспалова Л. Сибирский просветитель. — , 1973.
- История русской этнографии. Т.IV. — , 1892.
- Светлов Л.А. Н. Радищев и политические процессы конца XVIII века. // Из истории русской философии XVIII—XIX вв. — , 1952.
- Сибиряк [Ядринцев Н.М.]. Судьба сиб. поэзии и старинные поэты Сибири // Лит. сб., изд. ред. «Вост. обозрения». — , 1885.
- Словцов П.А. // Рус. биогр. словарь. Т. «Сабанеев — Смыслов» (1904).
- Поправка и дополнение биогр. известия о П.А. Словцове // Там же. Ч. 6. № 11; …й…въ. О П.А. Словцове // Там же. 1845. Ч. 5. № 10.
- Степанов Н.П. А. Словцов: (У истоков сиб. областничества). — , 1935.
- А. Словцов // Чтения в О-ве истории и древностей рос. 1873.
Детские годы. Годы учебы
Замечательный российский певец Петр Иванович Словцов родился 12
июля (30 июня старого стиля) 1886 года в селе Устьянском Канского
уезда Енисейской губернии в семье церковного дьякона.
В раннем детстве, в возрасте 1,5 лет он потерял отца. Когда Пете
было 5 лет мать, переехала в Красноярск, где прошли детские и
юношеские годы юного Словцова.
По семейной традиции мальчика отдали учиться в духовное училище, а
затем в духовную семинарию (ныне здание гарнизонного военного
госпиталя), где его учителем музыки был П.И.Иванов-Радкевич
(впоследствии профессор Московской консерватории)
Ещё в детском
возрасте серебристый, звонкий дискант мальчика привлекал внимание
всех окружающих своей красотой, широким диапазоном.
В училище и семинарии на пение обращалось особое внимание, и Петр
Словцов много пел в хоре. Его голос заметно выделялся среди голосов
семинаристов, и ему стали поручать сольные выступления.
Все слушавшие его утверждали, что молодого певца ожидает блестящая
артистическая карьера и при условии правильной постановки голоса
Словцов в будущем может занять место ведущего лирического тенора на
любой большой оперной сцене.
В 1909 году юный Словцов оканчивает духовную семинарию и,
отказываясь от семейной карьеры священнослужителя, поступает на
юридический факультет Варшавского университета
Но уже через
полгода влечение к музыке приводит его в Московскую консерваторию,
и он поступает в класс профессора И.Я.Горди.
По окончании консерватории в 1912 году Словцов стал солистом
Киевского оперного театра. Чудесный голос — лирический тенор,
мягкий и благородный по тембру, высокая культура, большая
искренность и выразительность исполнения, быстро принесли молодому
певцу любовь слушателей.
Примечания
- Литературные источники не указывают конкретной даты рождения П.А. Словцова. Однако известно, что днём его тезоименитства был день Святого Петра, приходившийся в конце XVIII — начале XIX вв. на 16 января (по старому стилю). Можно предположить, что по традиции имянаречения в Православной церкви, новорождённому давалось имя Святого, день которого отмечался в день рождения или максимум на 3 день от рождения.
- Поэтическая деятельность П.А. Словцова была вне Томска. В Томской губернии П.А. Словцов работал по инспектированию и по собиранию материалов по истории Сибири.
- В том числе дал описание, например, Каргатской волости.
Жизнь в Красноярске
Красноярцы знали Петра Ивановича не только как артиста. Полюбивший
с детства простой крестьянский труд, он в течение всей своей жизни
в Красноярске, все свободное время отдавал хозяйству. Имея лошадь,
сам ухаживал за ней. И горожане часто видели, как в легком экипаже
Словцовы проезжали по городу, направляясь отдохнуть в его
окрестности.
Невысокого роста, полноватый, с открытым русским лицом, П.И.Словцов
привлекал к себе людей сердечностью и простотой обращения.
Петр Иванович любил красноярскую природу, бывал в тайге и на
знаменитых «Столбах». Этот чудесный уголок Сибири привлекал многих,
и кто бы ни приезжал в Красноярск, всегда старался побывать там.
Очевидцы рассказывают об одном случае, когда Словцову пришлось петь
далеко не в концертной обстановке. Собралась группа приезжих
артистов, и они попросили Петра Ивановича показать им «Столбы».
Весть о том, что на «Столбах» находится Словцов, тотчас стала
известна столбистам, и они уговорили артистов встречать восход
солнца на «Первом столбе».
Группу во главе с Петром Ивановичем повели опытные скалолазы —
братья Виталий и Евгений Абалаковы, Галя Турова и Валя Чередова,
которые страховали буквально каждый шаг новичков-столбистов. На
вершине поклонники знаменитого певца попросили Петра Ивановича
спеть, а вся группа хором ему подпевала.
Концертная деятельность Словцовых
Петр Иванович и Маргарита Николаевна Словцовы сочетали
педагогическую работу с концертной деятельностью. В течение многих
лет выступали они с концертами в различных городах Советского
Союза. И везде их выступления получали самую восторженную оценку.
В 1924 году состоялись гастрольные концерты супругов Словцовых в
Харбине (Китай). Одна из многочисленных рецензий отмечала: «Русский
музыкальный гений обретает на наших глазах все более совершенных
исполнителей… Божественный голос, серебряный тенор, которому, по
общему мнению, нет сейчас равных в России. Лабинский, Смирнов и
другие в настоящее время, по сравнению с ослепительным богатством
звука у Словцова, — всего только драгоценные пластинки для
граммофонов «невозвратного прошлого». А Словцов — это сегодняшний
день: солнечный, рассыпающийся алмазами музыкального сверкания, о
котором Харбин не смел мечтать… С первой же арии вчерашний успех
выступлений Петра Ивановича Словцова перешел в овацию. Овации
горячие, бурные, несмолкаемые превратили концерт в сплошной триумф.
Сказать так — значит лишь в слабой степени определить чудесное
впечатление от вчерашнего концерта. Словцов пел и несравненно, и
восхитительно, пел божественно… П.И.Словцов — певец
исключительный и единственный…»
В этой же рецензии отмечен успех в этом концерте
М.Н.Риоли-Словцовой, которая не только прекрасно пела, но и
аккомпанировала супругу.
Создание «Трудового оперного коллектива» в Красноярске
В конце 1924 года, по инициативе профессионального союза работников
искусств (Рабис), на базе оперного коллектива, организованного
П.И.Словцовым, была создана увеличенная оперная труппа, получившая
название «Трудовой оперный коллектив». Тогда же был заключен
договор с горсоветом на использование для оперных спектаклей здание
театра им. А.С.Пушкина и выделена дотация в три тысячи рублей,
несмотря на тяжелое экономическое положение в стране.
В оперном коллективе принимало участие свыше 100 человек. Членами
правления и художественными руководителями его стали А.Л.Марксон,
дирижировавший спектаклями, и С.Ф.Абаянцев, руководивший хором. Из
Ленинграда и других городов пригласили ведущих солистов: Марию
Петипа (колоратурное сопрано), Василия Полферова
(лирико-драматический тенор), знаменитую оперную певицу Любовь
Андрееву-Дельмас. Эта артистка обладала удивительным сочетанием
великолепного голоса и ярких сценических данных. Одна из лучших
работ Андреевой-Дельмес — партия Кармен, в свое время вдохновила
А.Блока на создание цикла стихотворений Кармен. Старожилы, видевшие
в Красноярске этот спектакль, долго ещё вспоминали, какое
незабываемое впечатление произвели на слушателей талант и
мастерство артистки.
Первый Красноярский оперный театр, созданный немалыми стараниями
четы Словцовых, работал интересно и плодотворно. Рецензенты
отмечали хорошие костюмы, разнообразный реквизит, но, прежде всего,
высокую культуру музыкального исполнения. Оперный коллектив
проработал 5 месяцев (с января по май 1925 года). За это время было
поставлено 14 опер. «Дубровский» Э.Направника, и «Евгений Онегин»
П.Чайковского ставились с участием Словцовых. Красноярской опере не
были чужды поиски новых форм художественной выразительности. По
примеру столичных театров создается спектакль «Борьба за коммуну»,
в которой постановщики попытались по-новому осмыслить классику. В
основу либретто легли события времен Парижской коммуны, а музыка —
из «Тоски» Д.Пуччини (такие художественные поиски были свойственны
двадцатым годам).
Репертуар
Несмотря на технические недостатки сделанных им записей, можно сказать, что голос Петра Словцова был от природы богатым и привлекательным, мягким тембром, чистым и уникальным по своей силе, но при этом бархатным звучанием. Федор Шаляпин высоко оценили его талант, и они вместе пели в операх. Князь игорь, Русалка, Фауст, Моцарт и Сальери и Севильский цирюльник На долгие годы крепкая дружба связала Словцова с такими известными мастерами драмы, как Леонид Собинов, Надежда Обухова, Василий Качалов и Антонина Нежданова. Многие газеты и журналы того времени высоко оценили талант Словцова: «У Словцова прекрасная школа. Его голос, хоть и мягкий тембр, безукоризненно подчиняется своему хозяину».[нужна цитата ]Среди его лучших ролей — Владимир Игоревич (Князь игорь, Александр Бородин ), принц (Русалка, Александр Даргомыжский ), Владимир Дубровский (Дубровский, Эдуард Направник ), индийский гость (Садко, Николай Римский-Корсаков ), Царь Берендей (Снегурочка, Римский-Корсаков), Моцарт (Моцарт и Сальери, Римский-Корсаков), Ленский (Евгений Онегин, Петр Чайковский, в 1915 г.), граф Альмавива (Севильский цирюльник, Джоачино Россини ), Альфред (Травиата, Джузеппе Верди ), Фауст (Фауст, Шарль Гуно ), Ромео (Ромео и Джульетта, Гуно), Надир (Ловцы жемчуга, Жорж Бизе ), Джеральд (Лакме, Лео Делиб).
Среди других ролей, которые он исполнил, — Вася (Сила Дьявола, Александр Серов ); герцог (Риголетто, Джузеппе Верди ) и Лоэнгрин (Лоэнгрин Рихард Вагнер ).
Партнерами по сцене были А. М. Брагин, Р. Г. Горская, Л. Липковская, В. Соковнин, Антонина Нежданова (в Большой Театр, в Травиата Верди, 1928), В. К. Павловской и М. О. Рейзен (в Русалка), Федор Шаляпин (в операх Русалка, Князь игорь, Моцарт и Сальери, Фауст, Севильский цирюльник; певец подарил Словцову фотографию от 31 декабря 1915 года с надписью: «С добрыми воспоминаниями и теплыми пожеланиями успехов в мире искусства»). Дирижеры Словцова пели в составе Марк Голинкин (1875–1963), Абрам Марксон, Арий Пазовский, так далее.
Женитьба с М.Н.Риоли-Словцовой
Через три года после окончания консерватории в жизни П.И.Словцова
произошли большие изменения, в 1915 году он женился.
Его жена, урожденная Анофриева Маргарита Николаевна, а впоследствии
Риоли — Словцова также в 1911 году окончила Московскую
консерваторию по классу вокала профессора В.М.Зарудной-Ивановой.
Вместе с ней по классу профессора У.А.Мазетти завершила курс
замечательная певица Н.А.Обухова, с которой в течение многих лет их
связывала крепкая дружба, начавшаяся в консерватории. «Когда будешь
знаменитой, — писала Обухова на своей фотографии, подаренной
Маргарите Николаевне, — не отказывайся от старых друзей».
В характеристике, данной Маргарите Николаевне Анофриевой
профессором В.М.Зарудной-Ивановой и ее мужем — композитором и
директором консерватории М.М.Ипполитовым-Ивановым, был отмечен не
только исполнительский, но и педагогический талант дипломницы. Они
писали, что Анофриева может вести педагогическую работу не только в
средних музыкальных учебных заведениях, но и в консерваториях.
Но Маргарита Николаевна любила оперную сцену и достигла здесь
совершенства, исполняя ведущие партии в оперных театрах Тифлиса,
Харькова, Киева, Петрограда, Екатеринбурга, Томска, Иркутска.
В 1915 году М.Н.Анофриева вышла замуж за П.И.Словцова, и отныне их
путь на оперной сцене и в концертных выступлениях проходит в тесном
содружестве.
Маргарита Николаевна окончила консерваторию не только как певица,
но и пианистка. И вполне понятно, что у Петра Ивановича,
выступавшего в камерных концертах, любимейшим аккомпаниатором была
Маргарита Николаевна, отлично знающая весь его богатый репертуар и
великолепно владеющая аккомпаниаторским искусством.
Ранние годы
Словцов родился в селе Устянское в Енисейская губерния из Российская империя, семье диакон. Его отец умер, когда мальчику было пять лет, и мать переехала с Петром в Красноярск. По семейной традиции мальчик посещал церковный школа, а затем семинария. В семинарии мальчика дискантировать был замечен хормейстером семинарии, Павел Иванов-Радкевич, который доверил Петру исполнить соло. Местная пресса была впечатлена игрой Петра настолько, что предсказала мальчику блестящую карьеру.
После окончания школы Словцов поступил на юридический факультет Московского государственного университета им. Варшавский университет, но бросил учебу только через полгода, решив посетить Московская Консерватория вместо. Там он специализировался на сольном пении у профессора. Иван Горди. Словцов окончил Консерваторию с золотой медалью в 1912 году.