Как в её жизни появился Тургенев
Иван Тургенев в молодости
Тургенев (тогда ещё поэт) был постоянным посетителем музыкальных вечеров, устраивал вечера и у себя. Полина тогда разъезжала по разным салонам и домам Петербурга. В доме самого Тургенева и произошло их знакомство. Он был влюблён в неё с первого взгляда. Она же вспоминала их первую встречу так:
Полина Виардо в образе музы
Роман вспыхнул сразу – её 22 ему 25 лет. На тот момент она уже замужем за писателем и искусствоведом Луи Виардо (который старше её на 20 лет). Но это не помешало создать им прочный союз. Они делились друг с другом всеми тайнами. Он доверял её мнению во всём – она первая читала рукописи будущего писателя. Именно в то время Тургенев-поэт уходит на задний план и рождается Тургенев-писатель, подаривший миру «Отцы и дети», «Му-Му», «Записки охотника» и множество других шедевров русской литературы.
Operas and Lovers
Louis Viardot in 1840. Courtesy of Wikimedia Commons.
Pauline García made her operatic debut in Rossini’s Otello in May of 1839 in London. During that visit to England, she met Louis Viardot, a friend of her sister Maria and the director of Paris’s Théâtre italien. Despite a significant age gap (Pauline was 18, Louis was 40), the two married the following year, and enjoyed a long and apparently happy marriage.
Viardot retired in order to devote himself to his wife’s career and travel with her. They had four children together, two of whom became musicians in their own right: Louise Héritte Viardot (1841-1918), a contralto and composer, and Paul Viardot (1857-1941), a violinist and conductor.
Drawing of Ivan Turgenev by Pauline Viardot. Courtesy of Wikimedia Commons.
Pauline Viardot-García built an international singing career, appearing in capitals throughout Europe, including a residency in St. Petersburg. In Russia she met the author Ivan Turgenev, and the two became so close that Turgenev moved to live with or near the Viardots for the rest of his life. The relationship between Viardot-García and Turgenev has been described varyingly a romance and a friendship. Turgenev was probably in love with her, but the exact nature of their relationship seems to have been unique and unconventional. Certainly they enjoyed an artistic collaboration: Viardot-García set several of Turgenev’s poems to music, and Turgenev wrote the libretti for three of the operas she composed.
A Family of Resilient Virtuosi
Portrait of María Joaquina García-Sitches, courtesy of Wikimedia Commons.
Pauline García, the youngest child of Manuel García (1775-1832) and María Joaquina García-Sitches (1780-1864), was fifteen years old when her sister Maria died. It was not her first loss: Pauline’s father had died in 1832, when she was eleven. Maria Malibran had minimal contact with her family after her first marriage, but after the loss of Manuel García, Pauline and her mother had been welcomed into the home of Maria and her partner Charles de Beriot. So it was that in 1836, teenage Pauline García found herself not only bereaved of a parent, but also of an adult sister she’d lived with for four years.
Pauline’s mother and brother-in-law took her, and her career, under their wing. Until this point, Pauline had taken a few voice lessons with her father, but she had focused on the piano – Franz Liszt was among her teachers. After Maria’s death, their mother suddenly decided to train Pauline as a singer instead.
Scholars are unsure of the reason for this pivot. María García-Sitches was a singer, and had just lost a daughter who was perhaps Europe’s greatest opera star. Perhaps she hoped to train a successor to Maria Malibran. On the other hand, perhaps Pauline felt comfortable switching to vocal studies now that she didn’t need to compete with her sister. Then again, many young singers’ voices are ready for training in their teens, and it may have been simply a pedagogical decision to begin Pauline’s vocal training in earnest at this particular juncture, rather than a response to Maria Malibran’s death. Whatever the reason, the switch to vocal studies drastically changed the course of Pauline García’s life.
Self portrait of a young Pauline Viardot-García. She was a talented artist as well as a singer, pianist, and composer. Courtesy of Paris Musées.
Pauline García had been studying voice with her mother for a year when she made her singing debut in a concert with her brother-in-law Charles de Beriot. The debut was followed by a European tour with de Beriot and her brother Manuel García II. Manuel II was a baritone who never achieved the vocal fame of his sisters, but who went on to become one of the most influential vocal pedagogues of the late nineteenth century.
БИОГРАФИЯ
оли́на Виардó, полное имя Поли́на Мишéль Фердинáнд Гарси́а-Виардó (фр. Pauline Michelle Ferdinande García-Viardot; 18 июля 1821, Париж — 17 или 18 мая 1910, там же) — испано-французская певица, вокальный педагог и композитор.
Дочь и ученица испанского певца и педагога Мануэля Гарсиа-старшего, сестра Марии Малибран и Мануэля Патрисио Гарсиа, мать Поля Виардо. Выступала в различных театрах Европы и много концертировала. Была знаменита партиями Фидес («Пророк» Мейербера), Орфея («Орфей и Эвридика» Глюка), Розины («Севильский цирюльник» Россини).
Автор романсов и комических опер на либретто Ивана Тургенева, её близкого друга. Вместе с супругом, переводившим произведения Тургенева на французский язык, пропагандировала достижения русской культуры.
В 1837 году 16-летняя Полина Гарсиа дала свой первый концерт в Брюсселе, а в 1839 дебютировала в роли Дездемоны в опере «Отелло» Россини в Лондоне, став гвоздем сезона. По мнению музыкальных критиков, несмотря на некоторые недостатки, в голосе девушки соединялись изысканная техника с изумительной страстью.
В 1840 году Полина вышла замуж за Луи Виардо, композитора и директора Théatre Italien в Париже. Будучи старше жены на 21 год, муж стал заниматься ее карьерой. В 1844 году в столице Российской империи городе Санкт-Петербурге выступала на одной сцене с Антонио Тамбурини и Джованни Баттиста Рубини.
У Виардо было много поклонников. В частности, русский писатель Иван Сергеевич Тургенев страстно влюбился в певицу в 1843 году, услышав ее исполнение в «Севильском цирюльнике». В 1845 он оставил Россию, чтобы следовать за Полиной и, в конце концов, стал почти членом семьи Виардо. Писатель относился к четырем детям Полины, как к своим собственным, и обожал ее до самой смерти. Она, в свою очередь, была критиком его работ, а ее положение в свете и связи представляли писателя в лучшем свете. Истинный характер их отношений до сих пор является предметом дискуссий.
Кроме того, Полина Виардо общалась и с другими великими людьми, в числе которых были Шарль Гуно и Гектор Берлиоз. Знаменитая своими вокальными данными и драматическими способностями, Виардо вдохновляла таких композиторов, как Фредерик Шопен, Гектор Берлиоз, Камиль Сен-Санс и Джакомо Мейербер, автора оперы «Пророк», в которой она стала первой исполнительницей партии Фидес.Она никогда не считала себя композитором, но фактически сочинила три музыкальных сборника, а также помогала в написании музыки для ролей, которые создавались особо для нее. Позже, покинув сцену, она написала оперу под названием Le dernier sorcier («Последний колдун»).
Виардо свободно говорила на испанском, французском, итальянском, английском, немецком и русском языках и использовала различные национальные стили в своем творчестве. Благодаря своему таланту, она выступала в лучших концертных залах Европы, в том числе в Оперном театре Санкт-Петербурга (в течение 1843—1846 гг.). Популярность Виардо была столь велика, что Жорж Санд сделала ее прототипом главной героини романа «Консуэло».
Виардо пела партию меццо-сопрано в Tuba Mirum («Реквием» Моцарта) на похоронах Шопена 30 октября 1849 г. Исполняла заглавную роль в опере Глюка «Орфей и Эвридика».В 1863 Полина Виардо-Гарсиа оставила сцену, с семьей покинула Францию (её муж был противником режима Наполеона III) и обосновалась в Баден-Бадене. После падения Наполеона III семья Виардо вернулась во Францию, где Полина преподавала в Парижской Консерватории вплоть до смерти мужа в 1883 году, а также держала музыкальный салон на бульваре Сен-Жермен. Среди её учениц были Дезире Арто и Софи Рёр-Брайнин.
В 1910 году Полина Виардо умерла, окруженная любящими родственниками. Похоронена на кладбище Монмартра в Париже.
The García Sisters, Part II: Pauline Viardot
4/14/2022 By Emma Riggle
Maria Malibran and Pauline Viardot were two of the bel canto era’s greatest mezzo sopranos. Sisters, and daughters of the imposing Spanish pedagogue Manuel García, Malibran and Viardot each left an indelible mark on nineteenth-century opera. Each was also a composer, a quality less celebrated during their lifetimes. Malibran, who died tragically young in 1836, was widely lauded for her singing, but her compositions were less noted. Viardot, who lived until 1910, survived long enough for the Western music world to become more accustomed to the notion of a woman composer. Both left exquisite compositions that offer insight into nineteenth century bel canto – and offer fascinating listening for any music lover.
In this two part series, we’ll explore the careers and music of these two remarkable sisters. We began in Part I with the elder sister, Maria Malibran. Here in Part II, we’ll meet the younger sister, Pauline Viardot.
Какая была Виардо по воспоминаниям современников
Полина Виардо
Буквально все, кто знал певицу, никогда не называли её красавицей. Чаще всего наоборот. И всё же, как отмечал немецкий поэт Генрих Гейне, в ней было что-то отталкивающее и одновременно притягивающее, экзотика которую не часто встретишь в жизни. Характер у Виардо был тоже не из лёгких.
Признание своего таланта Мишель Фердинанда Полина Гарсиа получила очень быстро. В 1836 году (ей было 16 лет) она исполнила пару музыкальных пьес в ресторане «Ренессанс» — публика встретила её приветливо. Затем последовали турне в Лондон и другие города Европы. Но только в Петербурге она обрела настоящую популярность.
Artistic Friendships
A drawing of Frédéric Chopin and Maurice Sand (c. 1841), by Pauline Viardot. Courtesy of Wikimedia Commons.
Turgenev was not Pauline Viardot-García’s only collaborator: her artistic circle was large and stimulating. She played duets with Clara Schumann and with Frédéric Chopin; she was the inspiration for the title character of George Sand’s novel Consuelo. Her closeness with the Chopin and Sand family is delightfully visible in this drawing she made of a lanky Chopin (background, reading) and George Sand’s son Maurice (foreground, writing).
Drawing of Pauline Viardot and Frédéric Chopin by Maurice Sand. Courtesy of Teatro Nuovo.
Here is another perspective of the friendship: Maurice Sand drew this vignette of Chopin giving Viardot a piano lesson.
Жизнь втроём
В 1845 году Тургенев приезжает в Париж для встречи с ней. Летом супруги Виардо живут в Куртавнеле, куда также приезжает писатель для свиданий. С 1847-1850 год Иван Тургенев живёт во Франции, он буквально вселяется в их поместье. Мать писателя не понимала такой связи, она была против их отношений и называла певицу «проклятая цыганка».
Всю свою жизнь Тургенев мучился от этой любви. Он понимал, что так жить нельзя, он должен строить свою жизнь, не претендуя на семейный очаг других. Не спас писателя и роман с крепостной Феоклистой, и другие любовные увлечения. Он буквально метался из стороны в сторону. В 1857 он пишет поэту Николаю Некрасову
«Французская семья» Тургенева
Любовь Ивана Тургенева и Полины Виардо длилась 40 лет. Для писателя это чувство стало испытанием на всю жизнь. Осенью 1843 года он впервые увидел 22-летнюю певицу Полину Виардо-Гарсиа в петербургской опере.
«Некрасива!» — пронеслось по залу. Сутулая, с нескладной фигурой, с глазами навыкате и лицом, на которое, по словам Ильи Репина, невозможно было смотреть анфас, Полина многим казалась дурнушкой. Но стоило ей запеть… «Божественна!» — вздыхали все.
Полина Виардо, 1842. (wikipedia.org)
С того вечера сердце Ивана Тургенева навсегда принадлежало талантливой француженке: «С той самой минуты, как я увидел её в первый раз, с той роковой минуты я принадлежал ей весь, вот как собака принадлежит своему хозяину».
Сближению начинающего литератора и молодой актрисы поспособствовал муж Полины Луи Виардо. 1 ноября 1843 года он представил 25-летнего Ивана своей супруге: «Познакомьтесь: русский помещик, хороший охотник, приятный собеседник и плохой стихотворец».
Молодой Тургенев, 1838. (wikipedia.org)
Вскоре Тургенев стал вхож в грим-уборную Полины наравне с некими генералом, графом и сыном директора Императорского театра. Каждый из «ухажёров» должен был во время антракта занимать госпожу Виардо рассказами. Тургенев с лёгкостью затмевал своих соперников. Кроме того, он вызвался обучать Полину русскому языку. Через две недели она исполнила русскую песню в сцене урока музыки для Розины («Севильский цирюльник»). Петербургская публика пала к её ногам. Встречи стали ежедневными.
Тургенев не таил своей любви, а, напротив, кричал о ней всем и каждому. Однажды он ворвался в чью-то гостиную с возгласом: «Господа, я так счастлив сегодня!». Оказалось, что у него болела голова, и сама Виардо потерла ему виски одеколоном.
Что же касается чувств Полины, то она часто говорила: «Для того, чтобы женщина пользовалась успехом, она должна на всякий случай придерживать около себя совершенно ненужных поклонников. Должно быть стадо». И Тургенев принадлежал к этому «стаду».
Луи Виардо. (wikipedia.org)
Париж, Лондон, Баден-Баден, снова Париж… Писатель покорно следовал за своей возлюбленной из города в город, из страны в страну: «Ах, мои чувства к вам слишком велики и могучи. Я не могу жить вдали от вас, я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею. День, когда мне не светили ваши глаза, — день потерянный». Соотечественники, навещавшие Тургенева за границей, удивлялись его состоянию: «Никогда не думал, что он способен так сильно любить», — писал Лев Толстой после встречи с товарищем в Париже.
Отношения писателя с четой Виардо
В своей любви Тургенев почти забыл родину, окончательно разъярив тем самым мать. В 1850 году, спустя пять лет странствий, писатель был вынужден приехать в родное имение Спасское-Лутовиново. Разговор с Варварой Петровной закончился тем, что Тургенев был лишён помещичьих денег, забрал свою внебрачную дочь Пелагею, рождённую от крепостной, и отправил её возлюбленной в Париж. Чета Виардо приняла 8-летнюю дикарку благожелательно и с семейными чувствами к Тургеневу. Через несколько лет безграмотная крестьянская девочка стараниями Полины превратилась в мадемуазель Полинетт, хорошо рисующую и пишущую письма отцу исключительно по-французски.
Полина Тургенева-Брюэр, дочь писателя. (wikipedia.org)
Семья Виардо стала частью жизни Тургенева: «Судьба не послала мне собственного моего семейства, и я прикрепился, вошёл в состав чуждой семьи, и случайно выпало, что это семья французская. С давних пор моя жизнь переплелась с жизнью этой семьи. Там на меня смотрят не как на литератора, а как на человека, и среди её мне спокойно и тепло».
Особенно счастливо писатель почувствовал себя в 1856 году, когда у Полины родился сын Поль. Необыкновенное возбуждение, несравнимое с радостью от рождения предыдущих детей мадам Виардо, охватило Тургенева. Однако сама Полина не выражала столь же ярких чувств, а наличие у неё в тот момент любовника Ари Шеффера, писавшего её портрет, вносит определённую долю сомнений в отцовство русского писателя. Но потомки Виардо уверены в обратном. Тем более, что как раз к рождению мальчика Тургенев окончил непродолжительную связь на родине: попытка полюбить младшую сестру Льва Толстого Марию оказалась неудачной. Без взаимности остались и баронесса Юлия Вревская, а также актриса Мария Савина. С последней писатель познакомился в конце 1879 года. Забыв о своих 62 годах, Тургенев попал в плен молодости, женственности и большого таланта. Между ними установилась некоторая близость, но образ Полины Виардо не покидал его. Даже в те минуты, когда Тургенев, казалось, бывал особенно счастлив в России, он мог неожиданно заявить друзьям: «Если госпожа Виардо сейчас позовёт меня, я должен буду ехать». И уезжал.
Актриса Мария Савина. (wikipedia.org)
Как пишет Андре Моруа в своей монографии «Тургенев», «если бы ему предложили выбор быть первым в мире писателем, но никогда больше не увидеть семью Виардо или служить у них сторожем, дворником и в этом качестве последовать за ними куда-нибудь на другой конец света, он предпочёл бы положение дворника». Да и сам Тургенев, будучи уже состоявшимся писателем, в 1856 году признавался своему другу Афанасию Фету: «Я подчинён воле этой женщины. Нет! Она заслонила от меня всё остальное, так мне и надо. Я только тогда блаженствую, когда женщина каблуком наступит мне на шею и вдавит мне лицо носом в грязь».
С 1863 года писатель всё реже возвращался в Россию. До конца своих дней он оставался в семье Виардо и умер у возлюбленной на руках. Полина пережила своего воздыхателя на 27 лет.
Sources
Briscoe, James R. Historical Anthology of Music by Women. Bloomington: University of Indiana Press, 1987.
Emerson, Isabelle Putman. Five Centuries of Women Singers. Westport, CT: Putnam, 2005.
Fitzlyon, April. The Price of Genius: A Life of Pauline Viardot. UK: Calder Publications, 2011.
García, Manuel, Maria Malibran, and Pauline Viardot. Songs and Duets of García, Malibran and Viardot: Rediscovered Songs by Legendary Singers. Ed. Patricia Adkins Chiti. Van Nuys, CA: Alfred, 1997.
Kendall-Davies, Barbara. Life and Work of Pauline Viardot Garcia. 3 vols. UK: Cambridge Scholars Publishing, 2013.
Porliss, Hilary. Changing the Score: Arias, Prima Donnas, and the Authority of Performance. New York: Oxford University Press, 2009.
Macy, Laura. The Grove Book of Opera Singers. New York: Oxford University Press, 2008.
Sadie, Julie Anne and Rhian Samuel. The Norton/Grove Dictionary of Women Composers. New York: W.W. Norton, 1994.