Петербург театральный: история основания легендарной мариинки

Современная жизнь храма искуств

С приходом Гергиева появились новые площадки. Главная сцена Мариинского театра (Мариинка-1) – на Театральной площади, памятник архитектуры. Здесь идут классические спектакли европейских и русских оперных репертуаров и балетов. Зрительный зал вмещает 1625 зрителей, объем сцены – 22*18*25 метров.

Главная музыкальная сцена России требует ремонта. Художественный руководитель подчеркнул, что он сделает все для того, чтобы театр не превратился в новодел и сохранил неповторимое обаяние.

Вторая сцена (Мариинка -2) расположена рядом с театром, на другом берегу Крюкова канала. Сцена создана специально под нужды театра в 2013 году французским архитектором Домиником Перро.

Внешний вид здания новой сцены Мариинского театра оценивают неоднозначно. Здание, выполненное из бежевого юрского мрамора, оформленное высокими панорамными окнами неодинакового размера и металлической крышей называют бетонной коробкой.

Над оформлением внутреннего пространства работали архитекторы России, Канады, Великобритании и Австрии. Площадь здания 80 000 кв.м., вместимость зала – 2000 человек. Зрительные места располагаются в несколько ярусов.

Центральное место отведено ложе для почетных гостей – аналог Царской ложи. Сцена глубиной 80 метров оборудована так, что создает мощную акустику и быстро меняет декорации. Здесь проходят технически сложные постановки.

Мариинка -2 расположена на улице Писарева. Зрительный зал рассчитан на 1110 человек, ширина – 24, длина – 52 и высота – 14 метров. Концертный зал – многофункциональный современный комплекс, разработанный архитекторами Франции и Японии.

В 2009 году в помещении смонтирован орган французского производства. Здесь проводятся вокальные и симфонические выступления, аудиозаписи. К услугам зрителей – фойе с барами, лифтами, салоны с сувенирами, специальные места для людей с ограниченными возможностями.

Мариинским театром ведает Министерство культуры Российской Федерации. Оперная группа знаменита именами Анны Нетребко, Ильдара Абдразакова, Юлии Маточкиной, Юрия Марусина, Ольги Бородиной. В составе балетной группы – Диана Вишнёва и Ульяна Лопаткина, Виктория Терёшкина и Владимир Шкляров, Тимур Аскеров и Данила Корсунцев.

Оперные и балетные постановки разнообразны: одни идут на сцене десятилетия, другие – для любителей новинок. Все спектакли Мариинского Театра в Санкт-Петербурге собирают полный аншлаг.

Императорские театры: начало

Родоначальницей Императорских театров считают императрицу Елизавету Петровну. 30 августа 1756 года она подписывает указ об учреждении Русского театра, гласящий:

«Повелели мы нынче учредить Русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головкинский дом, что на Васильевском острову, близ кадетского дома. А для оного повелено набрать актёров и актрис: актёров из обучающихся певчих и ярославцев в кадетском корпусе, которые к тому будут надобны, а в дополнение ещё к ним актёров из других неслужащих людей, также и актрис приличное число».

Именно с этого дня Императорские театры начинают существовать как официальная структура. Под её эгидой стали собираться уже существовавшие актёрские труппы и открываться новые «государевы» театры.

Для первого русского театра было выделено помещение на Васильевском острове — там, где сегодня располагается здание Академии художеств.

По требованию Сумарокова и во исполнение Высочайшего указа было решено «обучающихся в корпусе певчих и ярослевцев <…> прислать для определения в комедианты, ибо они все к тому надобны». Так в состав первой русской драматической труппы в Петербурге вошли придворные певчие: Григорий Емельянов, Фёдор Волков, Иван Дмитревский, Козьма Лукьянов, Евстафий Григорьев и ещё около десятка артистов. Были в труппе и женщины-актрисы: Авдотья Михайлова, Елизавета Зорина, Мария и Ольга Ананьины, Аграфена Мусина-Пушкина.

Но несомненно, главным «театральным человеком» в те годы был сам Александр Петрович Сумароков. Поэт и драматург, которого считают первым русским профессиональным литератором, стал лидером русского классицизма в драматургии и первым руководителем Петербургского театра. Именно Сумароков прививал русскому театру высокие принципы гражданственности, сблизил его идеи с передовой дворянской просветительской мыслью, познакомил русского зрителя с произведениями великих драматургов. Почти 20 лет сумароковские пьесы и переложения Шекспира, Корнеля, Вольтера составляли основу репертуара Петербургского театра.

Театр Юного Зрителя им. А.А.Брянцева

Рекомендовать место

Театр юных зрителей родился 23 февраля 1922 года и начал свою деятельность с постановки спектакля «Конек-горбунок». До 1962 года он размещался в здании Тенишевского училища на Моховой улице,35. Его основателем и бессменным руководителем в течение 40 лет был А.А.Брянцев. Детский театр создавался как «театр особого назначения», в котором было бы интересно и детям, и подросткам, и молодежи. Идеи добра, верности, благородства – главные идеи созданных Брянцевым спектаклей. С театром связаны имена известных актеров Санкт-Петербурга.

В 1962 году театр переехал в новое здание, построенное на месте бывшего Семеновского плаца. Над проектом работала группа архитекторов во главе с А.В.Жуком. Здание, предельно простое по архитектурному замыслу, украшено со стороны главного фасада пилонами, двумя мозаичными панно и двумя скульптурными группами по обе стороны высокой лестницы, ведущей ко входу в театр.

Интерьер театра более интересен. Зрительный зал рассчитан на 1000 мест, расположенных амфитеатром вокруг сцены. Все помещения театра хорошо взаимосвязаны. Дуга просторного нижнего фойе завершается с обеих сторон лестницами, ведущими в фойе верхнего яруса. Наружная стеклянная стена фойе зрительно соединяет внутреннее пространство здания с наружным сквером, окружающим здание театра. Два зимних сада верхнего фойе усиливают это впечатление.

Здание театра обращено главным фасадом к Загородному проспекту и окружено сквером, в котором можно наткнуться на огромную пятитонную кованую розу, кованое кресло с фонарем на спинке и другие современные скульптуры. Перед театром в 1959 году был открыт памятник А.С.Грибоедову скульптора В.В.Лишева.

«Театр дождей»23-й ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН

Художественный руководитель: Наталья НикитинаКоличество мест: 55

Театр располагается в небольшом доме на одной территории с «Молодёжным театром на Фонтанке». Когда-то в этом здании находилась жилконтора, а теперь пространство экономно поделили на две части: площадку для актёров и пять рядов зрительских мест. По типу театр можно определить как «русский психологический». Основной репертуар составляют произведения мировой классической драматургии. Когда-то при театре была студия, и почти все её посетители были позднее задействованы в постановках. Художественный руководитель Наталья Никитина много работает с пластикой актёров: они играют не только голосом, но и глазами, телом.

Цены на билеты: взрослые от 400 до 500 руб., детские — 300 руб.
Григорий Горин присутствовал на постановке «Дом, который построил Свифт» и сказал, что это была самая близкая к его видению версия.

ПРЕМЬЕРА

«Дядя Ваня»

Сцены из деревенской жизни в четырёх действиях. Режиссёр Наталья Никитина.Предположительная дата премьеры: конец января.

При постановке режиссёр Никитина обнаруживает у Чехова экологическую тематику: например, сцена, где сравниваются три карты состояния природы области и изменения, произошедшие за несколько лет. Текст «Дяди Вани» ложится на сегодняшнюю действительность: изменения, сделанные не для благополучия человека, а только для обогащения.

«Театр дождей»наб. реки Фонтанки, 130Тел.: 251-41-90http://www.rains.spb.ru

Ансамбль

Территория вокруг здания, которая часто служила и декорациями к спектаклю, была оформлена замечательным мастером садово-паркового искусства Джозефом Бушем.

А неподалеку располагались исторические сооружения эпохи Павла Петровича, которому Екатерина II в свое время подарила Каменный остров. Речь идет о псевдоготической Предтеченской церкви, посвященной победе русского флота при Чесме. И инвалидном доме для ветеранов русско-турецкой войны. А также каменноостровском дворце Павла I.

Дачной местностью Каменный остров начиная с 30-х годов XIX века был до революционных событий 1917 года. В конце XIX — начале XX века здесь строили свои дачи известный промышленник Путилов, купец Елисеев, медик и ученый Бехтерев и т. д.

История[править | править код]

С 1783 года в нём давались оперные, балетные, а также драматические (до создания в 1832 году Александринского театра) спектакли, проводились концерты, балы и др. увеселительные мероприятия. До середины XIX века здесь выступала императорская придворная труппа.

В 1803 году капельмейстером итальянской и русской оперной труппы стал известный итальянский композитор Катерино Кавос, а балетную возглавил французский хореограф Шарль Дидло, задумавший сделать императорский балет лучшим в мире. Изрядно обрусевшие Кавос и Дидло не ограничивались в своём репертуаре зарубежной классикой. На сцене театра были поставлены балет «Ополчение, или Любовь к Отечеству» (посвящение войне 1812 года), опера «Иван Сусанин», ставшая одной из первых русских опер и в каком-то смысле предтечей «Жизни за царя» Михаила Глинки, «Кавказский пленник, или Тень невесты» по мотивам произведения Александра Пушкина. Музыку к ним написал Катерино Кавос, а написанием либретто и постановкой занимались Шарль Дидло и Иван Вальберх.

Обретение театром своего дома привело к становлению оперной и балетной культуры в России. Вплоть до конца XVIII века в Петербурге главенствовали итальянские и французские хореографы — Франц Гильфердинг, Шарль Лепик, Гаспаро Анджолини, Джузеппе Канциани, но вскоре здесь стали зажигаться и российские звёздочки. В Северной Пальмире начал работать первый русский хореограф Иван Вальберх (Лесогоров), в своём творчестве отдававший предпочтение пантомиме и балетам-дивертисментам. А танцовщики Адам Глушковский, Евгения Колосова, Евдокия Истомина, Вера Зубова и Екатерина Телешева стали первыми балетными знаменитостями со славянскими фамилиями.

Русская опера тоже стала постепенно теснить господствовавшую до этого времени итальянскую. На рубеже XVIII и XIX веков в театре были поставлены произведения отечественных композиторов, заложившие основы русского музыкально-драматического стиля — «Орфей» и «Ямщики на подставе» Евстигнея Фомина, «Мельник, колдун, обманщик и сват» Михаила Соколовского и «Несчастье от кареты» с текстом Княжнина и музыкой Василия Пашкевича.

В театре состоялись премьеры опер М. И. Глинки — «Жизнь за царя» (), ознаменовавшей рождение новой русской классической оперы, и «Руслан и Людмила» (). Ставились также оперы других русских композиторов; выступали певцы Е. С. Сандунова, П. В. Злов, П. Т. и В. Ф. Рыкаловы, А. Я. Петрова, О. А. Петров, Леон Леонов, Г. Климовский, А. Г. Ефремов, В. А. Шемаев, Я. С. и А. И. Воробьёвы.

С 1843 года императорский театр абонировала итальянская оперная труппа, и с его сцены зазвучали голоса Джованни Рубини, Полины Виардо-Гарсиа, Аделины Патти, Джудитты Гризи. Здесь развернулась деятельность знаменитых балетмейстеров Ивана Вальберха и Шарля Дидло. Здесь танцевали Мария Тальони, Жюль Перро, Фанни Эльслер.

Большой (Каменный) театр в Санкт-Петербурге в 1790 году.Фрагмент картины И. Г. Майра

В 1847 году на этой сцене дебютировал Мариус Петипа, сменивший в должности главного императорского балетмейстера другого французского хореографа Артура Сен-Леона и связавший свою жизнь с русским балетом на целых полвека. В их постановках выступали на сцене этого театра Е. О. Вазем, Т. А. Стуколкин, Каролина Розати, Л. И. Иванов, К. И. Канцырева, Н. К. Богданова, М. Н. Муравьёва, М. М. Петипа, А. И. Прихунова, М. Н. Мадаева, А. Ф. Вергина, А. Н. Кеммерер.

В 1862 году в театре поставлена опера «Сила судьбы», написанная для Большого Каменного театра Джузеппе Верди.

В 1886 году прошёл последний спектакль (опера «Кармен» Ж. Бизе); все спектакли были перенесены в здание Мариинского театра; здание Большого театра было передано Русскому музыкальному обществу для перестройки под консерваторию и частично разобрано и вошло в новое здание Консерватории.

История театра на Каменноостровском проспекте

Согласно первому проекту театр хотели построить на Елагином острове, где находилась одна из царских резиденций Николая I — Елагин дворец. В 1826 году архитектор С. Л. Шустов подготовил чертежи и смету, по которым Каменноостровский театр значился летним деревянным сооружением. Но из-за дороговизны проекта император временно отложил работы.

Через полгода Шустов подготовил новый проект — место для строительства театра перенесли с Елагина на Каменный остров, стоимость работ значительно сократилась и началось финансирование.

Как и планировалось, изначально сооружение возводили из дерева, для удобства зрителей и большей функциональности С. Л. Шустов создал наклонный партер и поднимающийся пол

Отделке театра уделялось особое внимание — всю мебель для него изготовили по эскизам архитектора, Смарагд Логинович приложил руку и к росписи лож и потолка — под его руководством над оформлением работал художник А. Ширяев

Для обивки кресел зодчий выбрал ткани голубых и синих тонов. Вокруг Каменноостровского театра разбили сад.

Над внешними стенами здания поработали скульпторы А. Соколов и К. Балин, по эскизам главного архитектора они украсили главный фасад коринфским портиком из восьми колонн, а на треугольном фронтоне разместили рельефные изображения лиры, маски, тирсы и музыкальных инструментов.

Lion10~commonswiki

Каменноостровский театр был построен в июле 1827 года, благодаря каркасной технологии строительства работы были завершены в очень короткий срок — всего за 40 дней. Новая сцена позволяла использовать театр для любых произведений — балета, оперы, маскарадов, драмы, комедии. Зрительный зал вмещал 750 человек. На протяжении 12 лет Каменноостровский театр не терял популярности, на его сцене поставили несколько сотен спектаклей, но уже к 1840 году зданию потребовался ремонт, его нижние конструкции прогнили и помещение стало небезопасным — театральную деятельность в нем прекратили.

Период упадка

Реконструкция здания была проведена спустя 3 года по проекту архитектора А. К. Кавоса — несущие конструкции из дерева заменили на каменные, что позволило значительно укрепить фундамент. В этот же период облицевали внешние стены театра. Сильным изменениям подвергся внутренний декор — нежные голубые цвета заменили на яркие пурпурные, по моде того времени. На прилегающей территории был построен театральный городок, его разобрали в 1920-х. После открытия Каменноостровский театр специализировался на французских пьесах, но к концу 1870-х посещаемость его сильно упала, спектакли шли только один месяц в году и здание превратилось в склад.

GAlexandrova

В 1900 году театр на Каменном острове хотели снесли, его удалось отстоять лишь благодаря усилиям творческой интеллигенции Северной столицы. В полуразрушенном состоянии сооружение простояло еще 28 лет, в нем обитали бездомные, владельца не было и снова встал вопрос о сносе. К счастью, театр сохранился, позднее его несколько раз пытались реконструировать архитекторы Е. И. Катонин и И. Н. Бенуа, однако их работы были поверхностными, т. к. задача стояла не вернуть театру первоначальный облик, а приспособить его под нужны существующих заведений.

Полного разрушения удалось избежать благодаря присвоению Каменноостровскому театру статуса памятника архитектуры (в 1935 году). Это отпугивало арендаторов пытающихся устроить в нем склады.

Возрождение Каменноостровского театра

Новая жизнь здания началась в 2005 году, когда указом Президента РФ здание было передано Большому драматическому театру. Через два года началась глобальная реконструкция сооружения — главной заботой архитекторов и строителей стало восстановление и сохранение исторического облика театра Шустова, аккуратная замена деревянных конструкций. Работы выполняли несколько подрядчиков, которые успешно справились с поставленной задачей. Спектаклем «Трактирщица» открылся новый театральный сезон Каменноостровского театра.

Каменноостровский театр на панораме:

Почему дамы не могли сидеть в партере и по каким правилам в театр надевали бриллианты

Театр в начале XIX века — это очевидно светское мероприятие, куда собираются, одеваются. Причем наряд — вечерний, но не бальный. Бальное платье отличалось: оно было пастельных тонов; кроме того, бальный костюм должен был отчетливо показывать, замужем или не замужем дама. В театре же это было не так принципиально.

В Александринском театре дамы до 1860-х годов не сидели в партере. Одна из главных причин: в партере дама оказывается на виду, почти как на сцене. Поэтому они сидели в ложах

Естественно, дамы приходили с мужьями или с матерями, девица могла прийти со старшей замужней сестрой — неважно. Женщины тоже аплодировали, но, видимо, делали это максимально тихо — именно потому, что выражать эмоции публично не пристало даме.. В то время в ложи приходили по абонементу, до 1860-х годов с этим было очень строго

Вы не могли абонировать кресло, только всю ложу. Были разные системы абонементов — скажем, известно, что в Александринке Пушкин имел абонемент только на пьесы русских авторов.

В то время в ложи приходили по абонементу, до 1860-х годов с этим было очень строго. Вы не могли абонировать кресло, только всю ложу. Были разные системы абонементов — скажем, известно, что в Александринке Пушкин имел абонемент только на пьесы русских авторов.

Семьи снимали ложи, а места в партере продавали по креслу на каждый спектакль. Туда ходили чиновники, офицеры — люди небедные. Хотя ложа всё равно считалась гораздо более солидным местом: бриллианты сверкали именно там. И был такой принцип: чем ниже ярус, тем глубже декольте.

В связи с этим есть байка конца XIX века: одна из княжон Мещерских вспоминает, как однажды ее родители сидели в ложе, и на маме были роскошные бриллианты. И в театр приехала вдовствующая императрица Мария Федоровна. В антракте в ложу к Мещерским приходит фрейлина и вежливо говорит, что императрица не надела свои бриллианты, так что «такие бриллианты, как у вас, сегодня в театре очень нежелательны». Снять их госпожа в театре не могла, потому что декольте без украшений — это неприлично. Поэтому они уехали, не досмотрев спектакль.

Александринский театр был довольно демократичен — демократичнее более аристократического Михайловского. Известно, что в Михайловском зрителей после спектакля ожидали кареты, а из Александринки часто уезжали на экипажах или даже расходились пешком. Есть литографии, на которых изображен разъезд из Александринского театра — и видно, что оттуда выходит купец с женой, совсем не дворяне.

В Александринский ходили и весьма скромные люди — естественно, наверх, где стояли скамеечки. Но зрители не пересекались — разделение поначалу было довольно сильное: например, места за креслами были отгорожены от партера — входы туда были разные.


Программка первого представления пьесы «Ревизор», 1836 г. Фото: Александринский театр

Как добраться

Каменноостровский театр располагается на площади Старого театра, у 1-го Елагина моста, точный адрес: набережная реки Крестовки, 10. На Каменном острове нет станций метро, а остановки общественного транспорта находятся далеко. Поэтому при посещении театра стоит подготовиться к длинным пешим прогулкам.

Зрители, которые добираются на вечерние спектакли Каменноостровского театра, могут воспользоваться бесплатным автобусом БДТ (он отправляется с Крестовского острова). Подробную информацию о маршруте читайте здесь.

Конечно, самым удобным способом добраться на Каменный остров является автомобиль: можно воспользоваться услугой каршеринга, взять машину напрокат или вызвать такси. Организовать поездку вам помогут службы Gett, Яндекс. Такси, Везет, Таксовичкоф, Maxim, Uber.

Для построения маршрута через GPS-навигатор используйте координаты 59.976793, 30.275292. Если ехать из центра Санкт-Петербурга, то на дорогу нужно заложить от 20 до 40 минут.

Схема проезда от Казанского собора до Каменноостровского театра:

Если единственный вариант — это общественный транспорт, то тут есть несколько маршрутов. Можно доехать на метро до станции «Крестовский остров». От нее по улице Рохина выйти на 2-й Елагин мост и перейти на Елагин остров. Пройти вдоль Средней Невки до 1-го Елагина моста и по нему выйти к театру. Такой маршрут займет около 20 минут.

Второй маршрут более длинный — от станции метро «Черная речка» — он займет почти полчаса. Из станции нужно выйти к Ушаковскому мосту, пересечь его и пройти весь Каменный остров.

Схема метро Санкт-Петербурга

Портал общественного транспорта Санкт-Петербурга

Каменноостровский театр в Санкт-Петербурге: видео

Что будет дальше?

В наши дни для того, чтобы увидеть постановки Мариинского театра, вовсе необязательно приезжать в Санкт-Петербург. Филиалы Мариинки открыты во Владивостоке и Владикавказе, а театральная труппа принимает участие в престижных фестивалях разных стран. При Мариинском театре действует музей с архивными костюмами и декорациями, и вместе с экскурсоводом преданный зритель может совершить прогулку по закулисью. С 2013 года в Северной столице появилась новая сцена, предназначенная для смелых и актуальных постановок. Мариинка процветает и развивается на радость театралам, сохраняя лучшие традиции своей вековой истории.

Новая Мариинка. 2013 год.

Обложка: https://commons.wikimedia.org

Эпоха Екатерины Великой

При Екатерине II русский театр продолжает свой подъём и выходит на новый уровень. Императрица всячески поощряла творческие развитие русских трупп, при этом не забывая о приглашённых из-за границы артистах.

Именно Екатерина II учредила самостоятельную дирекцию всех придворных театров, первым руководителем которого стал Иван Перфильевич Елагин. Также императрица повелела строить театральное здание — будущий Большой Каменный театр. Он не сохранился до наших дней, но находился на нынешней Театральной площади, там, где сегодня расположено здание Санкт-Петербургской консерватории.

В разные годы Императорскими театрами управляли:

  • 1779—1783 — Василий Бибиков;
  • 1783—1786 — «Комитет над зрелищами и музыкой» под председательством Адама Олсуфьева, кабинент-министра и статс-секретаря Екатерины II;
  • 1786—1789 — Степан Стрекалов;
  • 1789—1791 — Пётр Соймонов и Александр Храповицкий;
  • 1791—1799 — князь Николай Юсупов;
  • 1799 — граф Николай Шереметев;
  • 1799—1819 — обер-гофмаршал Александр Нарышкин (при нём в 1806 году были учреждены также Императорские театры в Москве).

Чем отличались спектакли XIX века и как актеры ставили их без режиссера

Спектакль представлял из себя тоже не то, что сейчас. Например, в апреле 1836 года прошла премьера «Ревизора»: на афише — сначала «Ревизор», а дальше «Сват Гаврилыч, или Сговор на яму». Какое отношение это имеет к «Ревизору»? Никакого. Просто спектакль показывался не один, а в сопровождении водевиля, который мог быть до или после спектакля — или и до, и после. И зритель был не обязан смотреть всё.

Репертуар был очень разнообразным, колоссальным, совершенно несопоставимым с нынешним по количеству спектаклей, идущих на сцене. В Александринском театре новые спектакли ставили каждые несколько дней. Это мог быть водевильчик, что-то маленькое, но всё равно — изволь роли выучить. Поэтому и существовали суфлеры: не потому, что людям было лень учить роли, а просто потому, что это было невозможно. Какие-то спектакли — тот же «Ревизор» — игрались десятилетиями, а водевиль могли пару раз сыграть и всё.

В XIX веке не было такого понятия, как режиссура. А это то, что удерживает спектакль более или менее одинаковым из раза в раз. Потому что режиссер создает какие-то правила, которые спектакль должен выдерживать. В XIX же веке актеры играли так, как хотели. Устраивали репетиции, но их было очень мало — могли сыграть с одной или двух репетиций. И каждый актер был как бы режиссером своей собственной роли. Поэтому в разные дни играли очень по-разному. Понятно, что среди актеров были более стабильные люди, но были и совсем стихийные. Русские трагики, например, вообще традиционно были пьющие.


Декорационные мастерские Мариинского театра. 1902 г. Фото: citywalls.ru

Мариинский театр – жемчужина Санкт-Петербурга

Образование Мариинского театра связано с историей страны. Конец XVIII века – время сближения России с Европой. Российские правители перенимали многое из европейского быта и культуры, в том числе и театр.

История возникновения

В 1783 году Екатерина II учредила театральную труппу для представления драматических и оперных спектаклей в открытом на Карусельной площади Петербурга Большом Каменном театре.

В здании, отвечающем веянию моды и техническим требованиям, выступали иностранные актеры, приглашенные императрицей из Италии, свои представления российская труппа ставила редко.

Супруга императора Александра II, Мария Александровна, слыла покровительницей изящных искусств. Певцы и хореографы ее личной труппы давали представления в Театре-цирке, который находился напротив Большого Каменного театра.

В 1859 году на месте сгоревшего Театра-цирка итальянский зодчий Альберт Кавос построил новый театр, названный Мариинским в честь Марии Александровны. В короткие сроки театр, основу которого составляла личная труппа супруги императора, стал популярным.

В 1886 году на месте Большого Каменного театра построили консерваторию, и все спектакли, проходившие там, перенесли в Мариинский театр, который открыл первый театральный сезон оперой «Жизнь царя».

На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина и Леонид Собинов, Федор Шаляпин и Софья Преображенская, Матильда Кшесинская и Рудольф Нуреев. Декорации создавали Константин Коровин, Александр Бенуа, Александр Головин.

Архитектура и стиль театра

Здание Мариинского театра, построенное в стиле неоклассицизма, впечатляет красотой и многофигурным силуэтом, расположено на Театральной площади. В 1885 году архитектор Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов и гримерок.

Главный фасад стал монументальней, под самой кровлей появился новый зал. Над куполом – башенка, которая маскирует вентиляционную трубу.

Внутреннее обустройство главного здания

Зрительный зал Мариинского театра – один из самых красивых в мире. Первоначальное убранство сохранено до наших дней. Мягкое сияние позолоты, лепные украшения и скульптуры, обивка и драпировка в цвете морской волны создают лирический колорит в помещении.

Восстановлен декор Царской ложи: некогда ее украшала монограмма, живописно сочетавшая первые буквы имён царя Александра II и его супруги. В советское время здесь сияла эмблема из серпа и молота. В 90-е годы XX века императорская монограмма ложи возвращена на прежнее место.

Интересный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создал в 1914 году художник Александр Головин. Соединив технику живописи и аппликации, художник оформил рисунок занавеса, который повторяет узор платья императрицы Марии Александровны.

Трехъярусная бронзовая люстра весом 2,5 тонны, созданная в 1860 году, состоящая из 230 лампочек и 2300 хрустальных подвесок, дает необыкновенно яркий свет. Каждый год ее опускают вниз, чтобы почистить хрусталь и сменить перегоревшие лампы.

Потолок зрительного зала украшает живописный плафон, на котором итальянский живописец Дузи изобразил 12 танцующих нимф в окружении амуров, а по кругу разместил 12 медальонов с портретами русских драматургов.

Зал Александра Головина, обустроенный под кровлей театра, носит имя русского живописца конца XIX века, здесь создаются декорации к операм и балетам

Оркестровая яма с поднимающимся и опускающимся потолком во время реставрации в 1970 году удивила тем, что под полом нашли груду хрустальных осколков. Обескураженные реставраторы выбросили находку. Позднее оказалось, что 200 лет назад архитекторы использовали битый хрусталь для улучшения акустики зала.

Колокол, обитающий за сценой 200 лет и названный актером театра, звучит во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина». В годы борьбы с религией его сняли с церкви и утопили в Крюковом канале. Позднее колокол подняли со дна и подарили театру.

Вехи становления театра

17 марта 1776 года – дата основания театра. В это время владелец частной труппы, губернский прокурор князь Петр Васильевич Урусов, получил высочайшее соизволение Екатерины II на руководство увеселительными мероприятиями столицы.

Постановки талантливого коллектива князя Урусова часто радовали императрицу, и с ее разрешения князь возвел на берегу Неглинки, на углу улицы Петровки, деревянное здание театра, прозванное Петровским. Не успев открыться, театр сгорел.

Построить новое здание князю помог обрусевший англичанин Меддокс, успешный антрепренер и артист балета. Трехэтажное кирпичное здание театра обошлось британцу в 130 тысяч рублей серебром.

Здание, простоявшее 25 лет, сгорело 8 октября 1805 года. Архитектор Карл Иванович Росси спроектировал новый театр, а во время его строительства выровняли и замостили Театральную площадь, по которой прежде не было проезда из-за грязи и ям. Деревянный театр не удалось спасти во время пожаров в Москве в 1812 году.

Театр, возникший в 1825 году на месте обгорелых развалин, изумил и восхитил современников. Великолепное громадное здание соединялось с талантом и популярностью артистов. По печальной традиции очередной пожар 11 марта 1853 года оставил только каменные внешние стены.

На этот раз здание восстанавливали 3 года. Работой руководил архитектор Альберт Кавос. Современники писали, что вид здания «пленял глаз соразмерностью частей, в которых легкость соединялась с величием». Таким оно и дошло до наших дней.

Первые царские театры

Самый первый «государев» театр появился в Москве при Алексее Михайловиче в 1672 году, но он не просуществовал и пяти лет. Придворный театр «умер» вместе с кончиной царя.

С XVIII века в Москве регулярно давали представления труппы, состоявшие из иностранцев (в основном, итальянцев и французов). Это были своеобразные антрепризы, которые играли в съёмных помещениях или постройках, возведённых самими актёрами. Первый же публичный театр, доступный всем гражданам, был создан при Петре I: в 1702 году царь велел построить у Никольских ворот на Красной площади так называемую «Комедиальную храмину». Здесь до 1706 выступали преимущественно немцы. В частности, труппа Иоганна Кунста, который создал первую в России школу драматических артистов. Уже в 1704 году русские актёры впервые сыграли пьесу на родном языке — до того момента зрители довольствовались, как правило, постановками на немецком языке и итальянскими операми.

Москва, Красная площадь, у Комедиальной храмины, начало XVIII века

Спустя три десятка лет, уже в Петербурге, при дворе Анны Иоанновны появилась первая придворная труппа. Это были итальянцы, которых императрица пожелала видеть при дворе «для увеселения собственного и приближенных господ». Певцы, музыканты, комедианты из «Италианской кампании» стали первым профессиональным актёрским коллективом в Петербурге, чуть позднее к ним присоединилась труппа комедии дель арте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: